С чего начинается процесс познания

Что такое познание: понятие, уровни, формы, методы, функции

С чего начинается процесс познания. Смотреть фото С чего начинается процесс познания. Смотреть картинку С чего начинается процесс познания. Картинка про С чего начинается процесс познания. Фото С чего начинается процесс познания

Что такое познание?

Познание — это совокупность процессов, методов и процедур по получению знаний об окружающем нас мире. К его главной цели относят выявление закономерностей, регулирующих процессы и явления происходящие в мире, социуме и внутри отдельных людей. Все сведения, получаемые людьми посредством органов чувств, систематизируются головным мозгом и сохраняются в сознании, что помогает человеку значительно упростить собственное существование на Земле.

Основной задачей познания является достижение объективной истины. Усваивая информацию об окружающей реальности, человек приобретает необходимый ему багаж знаний и начинает лучше понимать суть происходящего вокруг него. Впоследствии приобретенные знания используются людьми на практике для преобразования окружающей действительности и удовлетворения собственных потребностей. Следовательно, получение знаний и их дальнейшее практическое применения для преобразования человеком социума и природы представляет собой единое целое, а познавательная деятельность неотрывно связана с практическим применением накопленных знаний, без которого она теряет смысл.

Различия между знанием и познанием минимальны, они отличаются друг от друга лишь как процесс и его итоговый результат или некая фиксация полученного результата, готового к практическому использованию. Субъектом деятельности по сбору знаний признается познающий окружающий мир индивид либо группа индивидов, объектом является предмет или явление окружающего мира. Если смотреть на приобретение и накопление знаний максимально широко, то его объектом является вся окружающая нас действительность.

Одной из важнейших характеристик познание, которое помогает лучше понять всю специфику этого процесса, является наличие 2-х уровней познания: чувственного и рационального. Рассмотрим каждый из уровней познания более подробно.

Уровни (ступени) познания

Итак, специалисты выделяют два основных уровня познания — чувственное (с помощью органов чувств) и рациональное (осмысление и переработка полученного знания). Это 2 ступени, которые имеют принципиальные отличия, но при этом они тесно связаны друг с другом. Остановимся более подробно на каждой из форм.

Чувственное познание

Чувственное познание основано на восприятии человеком информации с помощью органов чувств, иными словами – при помощи зрения, слуха, обоняния. Эта разновидность познавательного процесса достигается посредством:

Более подробно о чувственном познании читайте в этой статье.

Рациональное познание

Рациональное познание относят к достаточно сложным способам отражения реальности, оно осуществляется с помощью разума и им наделены исключительно люди. К его главным механизмам относят сравнения, обобщения, отвлечения и уподобления. Формами указанной разновидности познавательной деятельности являются:

Более подробно о рациональном познании читайте в этой статье.

Формы познания

Познание разделяют на научное и ненаучное, при этом в состав ненаучной познавательной деятельности входят обыденная, художественная, мифологическая и религиозная формы. Кратко опишем каждую из них, а затем более подробно рассмотрим научное познание.

Научное познание

Итак, научное познание — это одна из разновидностей познавательной деятельности, направленная на выявление сути вещей и явлений окружающей действительности, на открытие связей между ними а так же законов, определяющих их развитие. Итогом указанного вида деятельности становится сформированная система знаний о природе, людях и социуме, с возможностью описания, пояснения и предсказания дальнейшего развития событий. Предметом подобного исследования может стать любой предмет либо явление, к примеру, общество, государство, отдельный природный процесс, экономическая деятельность человека, закономерности функционирования психики людей и т.д. К его ключевым признакам относят:

Уровни научного познания

Специалисты выделяют эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Эмпирическим (или опытным) уровнем обеспечивается работа исследователей по выявлению объективных фактов и присущих им скрытых связей и взаимоотношений между явлениями и вещами в окружающей действительности. Субъект на данном уровне получает правильное описание интересующих его процессов и явлений. К методам эмпирической познавательной деятельности относят научные наблюдения и эксперименты.

Более подробно об эмпирическом познании читайте в этой статье.

На теоретическом (или рациональном) уровне научно-познавательной деятельности происходит раскрытие внутренних связей, сложившихся между различными предметами и явлениями. Именно на этом уровне учеными выдвигаются гипотезы и теории, к основным методам рационального уровня относят идеализацию, абстрагирование, аналогию, анализ и синтез, дедукцию и индукцию. На практике оба описанных выше уровня тесно связаны между собой, они постоянно дополняют друг друга.

Формы научно-познавательного процесса

Основными формами научного познания являются:

Методы научного познания

К основным методам научно-познавательной деятельности относят:

Функции познания

Познанию отведены две важнейшие для общества и каждого отдельного человека функции. Первая из них заключается в формировании у индивида с помощью познавательной деятельности собственного мировоззрения, а также стратегии и принципов по взаимодействию с другими людьми и миром. Благодаря этому люди смогли не только адаптироваться к условиям окружающей их среды, но и начали преобразовывать ее.

Вторая ключевая функция познания заключается в формировании у человека в процессе познавательной деятельности критического подхода к собственной личности, что со временем становится главнейшим условием для саморазвития индивида, его становления и самосовершенствования. А движение вперед отдельных людей постепенно приводит в движение все общество.

Заключение

Таким образом, под познавательной деятельностью понимают способность отдельной личности воспринимать своим разумом исходящую извне информацию, а затем – анализировать и обрабатывать ее, делая логические выводы на основе полученных фактов. Главной целью познавательного процесса является не только изменение человеком окружающей среды, но и изменение отдельно взятой личности с помощью получения и применения ею новых знаний.

Источник

Что такое познание простыми словами – каким оно бывает, какими методами оперирует и для чего нужно

Постижение тайн действительности.

С чего начинается процесс познания. Смотреть фото С чего начинается процесс познания. Смотреть картинку С чего начинается процесс познания. Картинка про С чего начинается процесс познания. Фото С чего начинается процесс познания

Познание – это вид деятельности, процесс активного постижения действительности разными способами и методами, приобретение человеком новых знаний, открытие ранее неизвестного.

Цели познания

Человечество путем познания получает знания, наполняет сознание образами предметов, информацией об их внутреннем и внешнем строении.

Практическая деятельность является стимулом, основанием, истинной целью человечества для познания окружающей действительности.

Участники познания

В нем есть субъект и объект.

Субъект – тот, кто изучает (благодаря приборам, компьютерам и разным другим установкам) объект. Заниматься этим может любая группа людей, организация, один человек.

Объект – то, что изучает субъект. Это природные, материальные, духовные, личностные, психологические явления. Субъект и объект тесно связаны и могут меняться местами. Например, человек изучает и создает машину, которая затем сможет определять у человека заболевания. То есть человек станет объектом «познания» для машины.

Познавательная деятельность имеет разные уровни и методы исследования окружающего мира.

Уровни познания

Первый – чувственное (конкретно-образное). Оно подразумевает получение информации о мире через осязание, зрение, обоняние, слух, вкус. Имеет три формы:

Чувственный процесс познания дает информацию только о внешних свойствах некоторых предметов. Для более глубокого постижения сущности вещей, явлений, закономерностей процессов, анализа чувственной информации, человек использует свой разум.

Поэтому следующий тип познания – рациональное, или абстрактно-логическое. Оно осуществляется благодаря мышлению. Результат рационального познания выражается в трех формах:

Есть еще иррациональное познание мира. Оно происходит благодаря озарению, медитации, интуиции – способностям, которые не поддаются логическому объяснению.

Формы познания

Есть вот такие шесть форм:

Методы познания

Постоянно развивающийся мир, созданный человечеством, служит примером применения его знаний. Не как итог деятельности, а лишь ступень, ведущая к более высокому уровню развития.

Источник

С чего начинается познание?

Занятие №5

ТЕМА: ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ: «СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

С чего начинается познание?

Познание явления или вещи, впервые встретившиеся человеку в житейской практике, начинается не с нуля, а опирается на некоторое исходное знание – ЛИЧНОСТНОЕ ЗНАНИЕ.

ЛИЧНОСТНОЕ ЗНАНИЕ – вся совокупность сведений субъекта о мире, которые человек уже приобрёл как в своём личном опыте, так и в результате обучения и воспитания.

· Эти знания включают сведения общезначимого характера (законы науки, мировоззренческие ценности)

· А также знания человека о себе самом, своих особенностях, об индивидуальном отношении к своему миру.

· Оно может содержать и различные заблуждения, предрассудки.

· Но каждый человек считает свои представления о мире справедливыми – он не только знает мир, но и верит в достоверность своего знания.

В процессе индивидуального познания личностное знание выполняет три основных ФУНКЦИИ:

А) ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ: человек на основе своего знания о мире и своих целей и интересов сам выбирает для себе предметы познания, намечает пути их изучения.

В) ИНТЕРПРЕТАЦИОННАЯ: человек так или иначе освоив предмет, даёт ему свою интерпретацию, т.е. толкование и объяснение в соответствии со своими знаниями – верой

2. Чувственное познание, его формы и возможности:

Существуют 2 стороны познания:

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ – осуществляется органами чувств человека, данными ему природой.

— таким образом человек может постигнуть только те свойства и связи, которые лежат на поверхности, доступны непосредственному созерцанию. (зрению, слуху, осязанию, вкусу),

—чувственное познание ориентировано на явление, т.е. внешние характеристики вещей.

—оно функционирует в 3-х формах: ощущение, восприятие, представление.

ОЩУЩЕНИЕ – фиксирует в нашем сознании только лишь какое-то отдельное свойство вещи – её цвет, вкус, форму …

ВОСПРИЯТИЕ – отражает всю совокупность внешних признаков вещи, составляет её целостный образ.

— И ощущение и восприятие существуют лишь при непосредственном чувственном контакте с вещью.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – возникает в сознании без непосредственного чувственного контакта, оно есть чувственное воспоминание вещи, восстановление в памяти её образа.

— Чувственное познание имеет сходство с реальным миром, но это сходство не абсолютно, а лишь относительно, так как чувственное знание несёт отпечаток особенностей личности – момент субъективности. (Всем вкусно, а ему нет…)

— Чувственное познание не позволяет обнаружить СУЩНОСТЬ вещей, т.е. их внутреннюю основу, устойчивые связи и свойства. Сущность не лежат на поверхности, они скрыты от органов чувств, их можно постичь только силой интеллекта, опираясь на рациональное, абстрактное мышление.

3. Рациональное познание:

· существует в 3-х основных ФОРМАХ: понятие, суждение, умозаключение.

· ПОНЯТИЕ – простейшая форма мысли, которая отражает общие, существенные и необходимые свойства предметов. (металлы – свойство электропроводности) С помощью понятий выражается любая человеческая мысль.

· СУЖДЕНИЕ – обеспечивают связь понятий в процессе мышления, форма мысли, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете. Они фиксируют отношения между существующими различными предметами, явлениями, свойствами. (Например: медь– металл)

· УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – форма мысли, которая устанавливает связь между разными суждениями и делаются определённые выводы. (например: все металлы проводят электрический ток. Медь- металл. Следовательно, медь является проводником электрического тока)

СЕНСУАЛИЗМ – отводит ведущую роль в познании органам чувств и считает, что именно из чувственных данных выводится логическим путём все содержание наших знаний (нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально в органах чувств)

Но в современной философии сенсуальный подход к познанию в основном преодолён.

РАЦИОНАЛИЗМ – философское течение, которое полагает, что основой знания является разум, абстрактное мышление. (Сократ, Платон, Аристотель)

Поэтому в сознании человека должны существовать некие абстрактные идеи и знания, которые не зависят от опыта и определяются только теоретическим мышлением.

Где же правда в споре о роли чувств и разума?

Она находится где-то между сенсуализмом и рационализмом. Чувственное познание непосредственно связывает нас с миром, даёт его конкретно-образную картину, обеспечивает первоначальную ориентацию. Рациональное познание опосредованно связывает субъекта с объектом, даёт нам теоретические образы вещей, обеспечивает знаниями законов бытия. В реальном процессе познания чувственная и рациональная стороны слиты, взаимодополняют друг друга. Правда их роль различна в различных типах познавательной деятельности: чем более она трафаретна, шаблонна, тем меньше в ней заслуга разума; и наоборот, чем больше творчества, неординарности, тем выше роль рационального мышления.

Не всегда предмет поддается чувственному и рациональному познанию. В таких ситуациях говорят об ИРРАЦИОНАЛЬНОМ(бессознательный, неразумный)ПОЗНАНИИ –познавательные акты, которые не сводятся к нормам логического мышления и не имеют научного объяснения.

Формы иррационального познания:

Интуиция – непосредственное без анализа и обоснования усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного. Интуитивные догадки рассматриваются чаще всего в качестве итоговой фазы логического размышления, который протекает в глубине интеллекта и не осознаётся нами.

-Откровение (для религиозного человека)

Они предполагают некое внезапное озарение субъекта, творческую вспышку в его сознании, приводящую к постижению истины.

Источник

Процесс познания. Этапы познания

Познание представляет собой совокупность процессов, процедур и методов, с помощью которых человек приобретает знания о явлениях и закономерностях мира. Познание выступает как основной предмет изучения гносеологии (теории познания).

Кроме философии существуют и другие дисциплины,изучающие познание: история науки, когнитивная психология, социология знания и другие. Но большое число смежных дисциплин изучает лишь некоторые аспекты познания, поэтому именно для философии этот предмет изучений является особым.

Первый этап познания

Познание предполагает прохождение его субъекта трех этапов. Первый этап включает в себя чувственное познание. Оно выражается в живом созерцании реальности. Чувственный опыт предполагает представления, ощущения и восприятия, которые являются источниками знаний. Эти знания связывают человека с внешним миром.

Главная роль отводится органам чувств человека. К органам чувств человека относятся осязание, зрение, слух, вкус, обоняние. Чувственное познание имеет свои формы. Основные формы чувственного познания – представления, ощущения, восприятия. Форма, наполненная содержанием, предоставляет человеку чувственный результат познания.

Чувственным отражением отдельных свойств предметов, как, например, ощущение температуры, звука, цвета, является ощущение.

Восприятием называют чувственное отражение предмета или явления в целом. Отражение происходит в реальном времени, ощущения выступают в совокупности и единстве об этом предмете или явлении (вид предмета, персонаж в фильме).

Представление выражает чувственный образ. Образ создается за счет хранящего в нашей памяти предмета или явления, который был воспринят ранее (представление удара молнии, представления пасмурной погоды).

Образное мышление использует представления для создания усложненных форм – комбинированные, ассоциативные представления. Познание может выходить за рамки чувственного представления с помощью различных форм мышления.

Самое простое суждение как «голубой василек» демонстрирует форму связи ощущений и восприятий человека. За основу этой связи берутся понятия о растениях и их цвете. В языке человек не сможет выразить свой чувственный опыт, если не обладает понятиями.

Поэтому не существует «чистого» чувственного созерцания. Мышление человека пронизывает его. Как нет «чистого» чувственного созерцания, так нет и «чистого» мышления. Это связано с материалом чувственности в форме наглядных образов и знаков.

Чувственное созерцание действительности связывает сознание с миром вещей, их свойств и отношений. В таком случае чувственное созерцание действительности считается непосредственным. При этом нужно учитывать, что оно обусловлено предшествующей практикой, выработанным языком.

Знания являются результатом осмысления ощущений. Сами ощущения — это превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.<< spravochnik_article.html >>

Второй этап познания

На втором этапе происходит логическое познание. На этом этапе наше сознание отражает объективный мир. Главная роль принадлежит абстрактному мышлению человека, которое реализуются с помощью таких приемов как:

Понятия, суждения и умозаключения – основные формы и результаты логического познания.

Понятия отражают существенные свойства, общие свойства предметов и явлений через словесную форму (понятия: «индивид», «зверь», «машина»).

Суждение выступает как связующий элемент понятий. Эта связь дает новое знание (например: техника — это искусственные материальные средства человеческой деятельности; сознание — это свойство высокоорганизованной материи).

Умозаключение — это связь суждений. Она дает новое знание (например: субъет обладет сознанием, следовательно он человек).

Третий этап познания

Третий этап является практическим. На данном этапе применяются знания для того, чтобы осуществить какую-либо деятельность. Знания, которые были получены, используются в практических целях. Они проходят проверку и уточнение, при необходимости корректируются в процессе практической деятельности человека.

Результаты деятельности, ее продукты выступают итогом на этом этапе познания. Результаты деятельности или ее продукты носят духовный характер (доктрины, учения, концепции, теории), а также материальный (предметы быта, здания, сооружения).

В данном случае уместнее говорить о слиянии духовных и материальных результатов человеческой деятельности. Человек сооружает объект, который до своего создания был идеально продуман в человеческом сознании.

Для познания практика, являющаяся единством духовно-материальной деятельности человека, имеет важное значение. Этому свидетельствуют такие факторы, как то, что практика выступает:

Практика также определяет потребность познания.

Источник

Что такое познание — виды, формы, методы и уровни познания

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Разные науки пытаются понять, что такое познание: это когнитивная психология, науковедение, социология и другие рассматривают данный феномен лишь частично.

С чего начинается процесс познания. Смотреть фото С чего начинается процесс познания. Смотреть картинку С чего начинается процесс познания. Картинка про С чего начинается процесс познания. Фото С чего начинается процесс познания

Только раздел философии гносеология (от греч. gnosis — знание + logos — учение) интересуется познанием полнообъемно и максимально емко, делая его предметом своего изучения.

Познание — это.

Цивилизация имеет тенденцию к развитию. Происходит это благодаря потребности человека в получении новых знаний: стремлению к пониманию неизвестного, духовному совершенствованию и любопытству.

Первым о теории познания заговорил Платон: он определил этот термин как получение знаний об окружающей среде и явлениях, в ней происходящих.

С чего начинается процесс познания. Смотреть фото С чего начинается процесс познания. Смотреть картинку С чего начинается процесс познания. Картинка про С чего начинается процесс познания. Фото С чего начинается процесс познания

Познание – это деятельность, включающая в себя разные методы и приемы добывания информации о мире.

С чего начинается процесс познания. Смотреть фото С чего начинается процесс познания. Смотреть картинку С чего начинается процесс познания. Картинка про С чего начинается процесс познания. Фото С чего начинается процесс познания

Как и все другие виды деятельности, познание имеет свою структуру:

С чего начинается процесс познания. Смотреть фото С чего начинается процесс познания. Смотреть картинку С чего начинается процесс познания. Картинка про С чего начинается процесс познания. Фото С чего начинается процесс познания

Отсюда можно сделать вывод, что познание является элементом всех других деятельностей.

Формы познания — чувственное и рациональное

Согласно Платону, существует два уровня познания: чувственное и рациональное. Это значит, что исследуя окружающий мир, мы либо интерпретируем его образы с помощью мыслей, либо ощущаем его посредством органов чувств.

С чего начинается процесс познания. Смотреть фото С чего начинается процесс познания. Смотреть картинку С чего начинается процесс познания. Картинка про С чего начинается процесс познания. Фото С чего начинается процесс познания

Рассмотрим их в отдельности более конкретно:

Познание через чувства включает в себя:

С чего начинается процесс познания. Смотреть фото С чего начинается процесс познания. Смотреть картинку С чего начинается процесс познания. Картинка про С чего начинается процесс познания. Фото С чего начинается процесс познания

В настоящий момент нет ясного заключения, что важнее – разум или чувства. Поэтому принято считать, что оба уровня познания одинаково важны: для более полного понимания явления необходимо использовать и тот и другой.

Чувства являются проводником между нами и средой: если не станет сразу всех чувств, то познание станет невозможным. Однако, работа всех пяти также не гарантирует приобретение исчерпывающей информации, и вот тут нас «выручает» разум, выстраивающий полученные знания понятным образом.

Виды познания (научное, творчество, самопознание)

Принято различать 7 видов познания:

В результате индивид понимает, как нужно делать и как не стоит, что для него хорошо и что плохо, овладевает представлениями и выстраивает причинно-следственные связи, которые в перспективе делают его жизнь лучше.

С чего начинается процесс познания. Смотреть фото С чего начинается процесс познания. Смотреть картинку С чего начинается процесс познания. Картинка про С чего начинается процесс познания. Фото С чего начинается процесс познания

Данный вид познания доступен и взрослым, и детям. Ребенок, играя в песочнице, узнает, что если высыпать кому-то песок на голову, то его за это не похвалят – еще и накажут. Домохозяйка, случайно добавившая лишнюю щепотку соли в блюдо, приходит к неожиданному выводу, что так еда становится намного вкуснее.

Также этот вид называют рациональным, то есть опирающимся на здравый смысл и объективность.

Надо отметить, что в современном мире мифологическое познание также существует. Его придерживаются в основном те, кто далек от науки либо те, кто в силу своих психологических особенностей не хочет отвечать за свои действия и мистифицирует жизненные события (особенно негативные).

Например, футуристические картины, как отражение внутреннего мира художника, содержат нелогичные, необъяснимые образы, которые нельзя подвергнуть научному исследованию, однако, они имеют полное право быть.

Методы познания

Методы познания – это инструменты, с помощью которых мы получаем знания. Все методы делятся на два вида:

С чего начинается процесс познания. Смотреть фото С чего начинается процесс познания. Смотреть картинку С чего начинается процесс познания. Картинка про С чего начинается процесс познания. Фото С чего начинается процесс познания

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Широкое понятие. Все подробно описано выше, мне и добавить нечего, кроме того, что познание движет человечество вперед, без познания не было бы прогресса.

Человеческий внутренний мир очень глубок и разнообразен, познание, так как и любознательность (любопытство) заложено в нас с самого детства, благодаря этому мы развиваемся и учимся чему-то новому, в данной статье автор очень подробно отразил все нюансы познания и саморазвития.

Только совершенствуясь и познавая что-то новое мы можем достичь желаемой цели и построить путь к успеху!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *