С чего начинается следствие
Содержание и порядок судебного разбирательства
Подготовительная часть судебного заседания
Судебное разбирательство состоит из пяти частей: подготовительной части, судебного следствия, прений сторон, последнего слова подсудимого и вынесения приговора.
Подготовительная часть судебного разбирательства предназначена для того, чтобы проверить наличие необходимых условий для его проведения и обеспечить возможность исследования всех необходимых доказательств. Она включает ряд последовательно осуществляемых судом процессуальных действий (гл. 36 Уголовно-процессуального кодекса)
Судебное следствие
Судебное следствие (гл. 37 Уголовно-процессуального кодекса) является центральной частью судебного разбирательства, так как именно здесь исследуются те доказательства, которые затем суд положит в обоснование приговора. Оно начинается с изложения государственным обвинителем предъявленного подсудимому обвинения, после чего председательствующий спрашивает у подсудимого, понятно ли ему обвинение и признает ли он себя виновным.
Порядок исследования доказательств в судебном следствии определен ст. 274 Уголовно-процессуального кодекса: первой представляет доказательства суду сторона обвинения, затем – сторона защиты. Порядок исследования конкретного доказательства определяется стороной, представившей данное доказательство.
Допрос подсудимого при согласии им дать показания начинает защитник и другие участники процесса со стороны защиты, затем – государственный обвинитель и иные участники судебного разбирательства со стороны обвинения. Суд задает вопросы подсудимому после его допроса сторонами. С разрешения председательствующего подсудимый вправе дать показания в любой момент судебного следствия (ст. 274, 275 Уголовно-процессуального кодекса).
Допрос потерпевшего осуществляется вначале стороной обвинения, затем – стороной защиты. Потерпевший с разрешения председательствующего может дать показания в любой момент судебного следствия (ст. 277 Уголовно-процессуального кодекса).
Свидетели допрашиваются порознь, в отсутствие недопрошенных свидетелей. Первой допрашивает свидетеля та сторона, по ходатайству которой он вызван в судебное заседание. Суд допрашивает свидетеля после его допроса сторонами (ст. 278 Уголовно-процессуального кодекса).
При необходимости обеспечения безопасности свидетеля, его родственников и иных близких лиц суд без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе провести его допрос вне визуального наблюдения другими участниками судебного разбирательства, о чем суд выносит определение или постановление.
В случае заявления сторонами обоснованного ходатайства о раскрытии сведений о лице, дающем показания, в связи с необходимостью осуществления защиты подсудимого либо для установления каких-либо существенных для рассмотрения уголовного дела обстоятельств суд вправе предоставить им возможность ознакомления с указанными материалами.
Допрос эксперта, давшего заключение в ходе предварительного расследования, для разъяснения или дополнения данного им заключения осуществляется судом по ходатайству сторон или по собственной инициативе. После оглашения заключения эксперта ему могут быть заданы вопросы сторонами. При этом первой вопросы задает сторона, по инициативе которой была назначена экспертиза.
По собственной инициативе или по ходатайству сторон суд может назначить судебную экспертизу, в том числе дополнительную или повторную. Вопросы на разрешение эксперта формулируются судом с учетом мнения сторон (ст. 283 Уголовно-процессуального кодекса).
Осмотр вещественных доказательств производится в любой момент судебного следствия по ходатайству сторон. Лица, которым предъявлены вещественные доказательства, вправе обращать внимание суда на обстоятельства, имеющие значение для дела (ст. 284 Уголовно-процессуального кодекса).
Оглашение протоколов следственных действий и иных документов осуществляется по решению суда полностью или частично, если в них изложены или удостоверены обстоятельства, имеющие значение для дела. Протоколы и документы оглашаются стороной, которая ходатайствовала об их оглашении, либо судом (ст. 285 Уголовно-процессуального кодекса).
Документы, представленные в судебное заседание сторонами или истребованные судом, могут быть по решению суда исследованы и приобщены к делу.
Суд с участием сторон, а при необходимости и с участием свидетелей, эксперта и специалиста может провести осмотр местности и помещения.
В ходе судебного следствия может быть осуществлено предъявление для опознания, проведены следственный эксперимент и освидетельствование (ст. 288–290 Уголовно-процессуального кодекса).
По завершении исследования представленных сторонами доказательств председательствующий опрашивает стороны, желают ли они дополнить судебное следствие. В случае заявления ходатайства о дополнении судебного следствия суд обсуждает и разрешает его.
После разрешения ходатайств и выполнения связанных с этим необходимых судебных действий председательствующий объявляет судебное следствие оконченным.
Судебное следствие может быть возобновлено, если участники прений сторон или подсудимый в последнем слове сообщат о новых обстоятельствах, имеющих значение для дела, или заявят о необходимости предъявить суду для исследования новые доказательства. По окончании возобновленного судебного следствия суд вновь открывает прения сторон и предоставляет подсудимому последнее слово (ст. 294 Уголовно-процессуального кодекса).
Прения сторон и последнее слово подсудимого
Судебные прения (ст. 292 Уголовно-процессуального кодекса) подводят итог судебному следствию и содержат обоснование тех выводов, к которым пришли участники процесса. Тем самым эти лица могут отстаивать свои законные интересы, и в то же время они способствуют формированию внутреннего убеждения судей. Судебные прения состоят из речей обвинителя и защитника. При отсутствии защитника в прениях участвует подсудимый.
В прениях также могут участвовать потерпевший и его представитель. Гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, подсудимый могут ходатайствовать об участии в прениях.
Последовательность выступлений участников прений сторон устанавливается судом. При этом первым во всех случаях выступает обвинитель, а последними – подсудимый и его защитник. Гражданский ответчик и его представитель выступают в прениях сторон после гражданского истца и его представителя.
Участники прений не вправе ссылаться на доказательства, которые не рассматривались в судебном заседании или признаны судом недопустимыми.
Суд не вправе ограничивать продолжительность прений сторон. При этом председательствующий вправе останавливать участвующих в прениях лиц. Участник прений сторон не вправе ссылаться на доказательства, если они касаются обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому уголовному делу, а также доказательств, признанных недопустимыми.
После произнесения речей всеми участниками прений сторон каждый из них может выступить еще по одному разу с репликой. Право последней реплики принадлежит подсудимому или его защитнику.
Участники судебных прений по их окончании до удаления суда в совещательную комнату вправе представить суду в письменном виде предлагаемую ими формулировку решения по вопросам, разрешаемым в приговоре суда. Предлагаемая формулировка не имеет для суда обязательной силы.
После окончания прений сторон председательствующий предоставляет подсудимому последнее слово. Никакие вопросы к подсудимому во время его последнего слова не допускаются.
Суд не может ограничивать продолжительность последнего слова подсудимого определенным временем. При этом председательствующий вправе останавливать подсудимого в случаях, когда он касается обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому делу.
Заслушав последнее слово подсудимого, суд удаляется в совещательную комнату для постановления приговора, о чем председательствующий объявляет присутствующим в зале судебного заседания.
Предварительное расследование — что нужно знать
Каждое уголовное преступление расследуется уполномоченными структурами правоохранительных органов в виде дознания или следственных действий, целью которых является поиск виновных лиц и сбор доказательной базы. Как показывает практика, во время проведения подобных мероприятий высока вероятность нарушения прав граждан, подозреваемых в противоправных действиях. Хороший уголовный адвокат поможет предупредить их возникновение и свести к минимуму возможные негативные последствия.
Особенности проведения предварительного расследования
Каждый этап расследования уголовного преступления имеет общие нормы для всех правоохранительных структур, занимающихся делом. Однако они различаются по правилам проведения в каждом конкретном случае. Сегодня в ходе расследования принято следовать общепринятым правилам ведения расследования:
Целью правоохранительных структур, проводящих расследования являются:
Участие адвоката в уголовном деле позволяет контролировать полноту и правильность ведения мероприятий, направленных на достижение перечисленных выше действий.
Цели следствия на предварительной стадии
Предварительная стадия следствия в ходе расследования преступления является вторым этапом. Его результатом может стать или прекращение расследования, если не установлена причастность подозреваемого в совершении преступления или дело передается в судебное учреждение для последующего разбирательства. Основным целями, которые должен решить этот этап расследования являются:
Результатом этого этапа следствия может стать либо прекращение расследования (и участие адвоката в уголовном деле может существенно посодействовать этому), либо прокурор составит:
Какой из перечисленных документов будет оформлен, определяется квалифицирующими признаками Уголовного кодекса России в соответствии с вменяемым подозреваемому преступным деянием.
Форма проведения предварительного следствия в каждом конкретном случае зависит от степени тяжести преступления, которая оказывает влияние и на само судебное разбирательство. В действующем УПК выделяется два вида следственных действий: предварительное расследование; дознание.
Этап предварительного расследования
Этот вид следственных действий предоставляет возможности для расследования преступления, формирования максимально полной доказательной базы, определения мотивов преступления и соблюдения гражданских прав подозреваемых в его преступлении. На этом этапе хороший уголовный адвокат, сможет проконтролировать правильность действий правоохранительных и отстоять права подозреваемого в нем гражданина.
Предварительное расследование должно проводиться по всем преступлениям уголовного характера, кроме тех, возбуждение которых производится частным образом. Документом, на основании которого начинаются следственные действия, служит постановление о начале расследования по делу. Для поведения следственных мероприятий назначается или один из следователей, или привлекается целая группа следователей и оперативных работников. Второй вариант, как правило, выбирается при расследовании сложных преступлений с большим объемом следственных мероприятий. Во главе группы стоит старший следователь, основная задача которого заключается в координации действий всех ее членов. Ознакомление адвоката с уголовным делом также чаще проводится на данном этапе.
Назначенный на расследование следователь или старший группы по завершении всех следственных мероприятий должен:
Этап предварительного расследования состоит из множества следственных мероприятий, под каждое из которых должен быть составлен протокол, подписанный ознакомленными с ним гражданами. После того, как обвинительное заключение вынесено прокурором, уголовное дело направляется к прокурору и дается старт судебному процессу.
Дознание
Дознание проводит назначенный дознаватель в случаях, когда в полномасштабном предварительном расследовании нет необходимости. Его проводят:
Дознание имеет следующие особенности:
Участие адвоката в уголовном деле позволит контролировать правильность проведения дознания на всех его этапах.
Правоохранительные структуры, уполномоченные проводить предварительное следствие
Никакие иные структуры принимать участие в предварительном расследовании не имеют права.
Сроки ведения предварительного следствия
Для раскрытия совершенных преступлений и наказания преступников российским законодательством установлен срок проведения следственных мероприятий по делу. За это время следственная структура должна собрать достаточное количество убедительных доказательств, необходимых для начала судебного разбирательства и вынесения приговора по делу. Отсчет периода, отведенного для проведения предварительного следствия, начинается в момент возбуждения производства по уголовному преступлению.
В случаях, когда последний день расследовании совпадает с праздничным или выходным днем, срок его окончания отодвигается на следующий за ним первый рабочий день.
Законом установлен 2-х месячный срок для проведения предварительного следствия. В отдельных случаях, по решению уполномоченных сотрудников соответствующих органов можно продлевать еще на 1 месяц. Продление должно оформляться постановлением установленного образца. В случаях, когда предварительное расследование невозможно закончить в указанные сроки, постановление о продлении расследования принимается соответствующими органами федерального уровня. Такой порядок позволяет продлевать сроки проведения следствия до 1-го года.
На продолжительность проведения предварительного расследования могут влиять:
Привлечение и ознакомление адвоката с уголовным делом позволит избежать незаконного увеличения срока предварительного расследования.
Порядок продления срока расследования
Если возникает необходимость в продлении срока проведения предварительного расследования, то следователь или старший группы обязан направить к имеющему соответствующие полномочия сотруднику из вышестоящей структуры ходатайство с просьбой продлить срок проведения расследования. Этот документ должен быть направлен не менее, чем за пять дней до окончания установленного законом срока.
В ходатайстве указываются:
Ходатайство должно помочь вышестоящему руководству принять обоснованное решение о продлении или не продлении срока расследования. В случае положительного решения сотрудник, ответственный за проведение следственных действий, должен сообщить об этом всем гражданам, причастным к делу (потерпевшей стороне, обвиняемому). При участии адвоката в уголовном деле, его также нужно поставить в известность.
Вывод
Правила и нормы действующего законодательства обязаны соблюдать не только причастные к уголовному преступлению лица, но и правоохранительные структуры, ответственные за проведение следственных действий и привлечение виновных к ответственности. Их действия жестко контролируются вышестоящими структурами и прокуратурой, а хороший уголовный адвокат сможет не допустить необоснованного обвинения лиц, непричастных к уголовному преступлению.
С чего начинается следствие
Предварительное расследование является разновидностью досудебного производства и отдельной стадией уголовного процесса. По отношению к судебному разбирательству оно имеет вспомогательный характер, так как признать лицо виновным в совершении преступления и применить уголовный закон вправе только суд. Предварительное же расследование призвано создать условия для надлежащего рассмотрения и разрешения уголовного дела судом по существу.
Определение понятия
предварительного расследования
В словарях даются следующие определения предварительного расследования:
Формы предварительного расследования
Предварительное расследование по УПК РФ как стадия уголовного процесса находит свое проявление в двух формах:
Предварительное следствие
как форма предварительного расследования
Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, исчерпывающий перечень которых приводится в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Это преступления небольшой и средней тяжести.
Дознание
как форма предварительного расследования
Расследование в форме дознания по уголовным делам заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и руководствуясь правилами производства предварительного расследования, сам, без передачи дела следователю, полностью устанавливает все обстоятельства предмета доказывания и завершает уголовное дело самостоятельно. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения в суде.
В п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ изложен исчерпывающий перечень составов преступлений, уголовные дела о которых отнесены к компетенции органов дознания. Это такие составы преступлений, как, например, кража без особо квалифицирующих признаков, мошенничество без квалифицирующих признаков, хулиганство без особо квалифицирующих признаков, вандализм и др., а всего более 100 составов преступлений.
Пунктом 2 части 3 статьи 150 УПК РФ прокурору предоставлено право ограничиться дознанием и по другим делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не передавая дело следователю.
Указание прокурора о производстве дознания может содержаться в отдельном письменном распоряжении прокурора о проведении дознания по делу, которое уже возбуждено. Как правило, указание прокурор дает на стадии возбуждения уголовного дела, однако подобные указания не исключаются и при расследовании преступлений. Основания для таких указаний в законе отсутствуют, поэтому прокурор с учетом сложившейся ситуации и в интересах объективного, всестороннего и в короткие сроки расследования уголовного дела принимает подобное решение.
В частности, из материалов дела может следовать, что орган дознания при производстве неотложных следственных действий (по делу небольшой и средней тяжести, по которому обязательно следствие) выполнил необходимые и достаточные для окончания расследования действия и передача дела для производства следствия является формальностью. Такое полномочие прокурора позволяет освободить органы следствия от расследования дел, не обладающих процессуальной сложностью, для производства по которым достаточно компетенции органа дознания.
С другой стороны, в соответствии с ч. 4 ст. 150 УПК РФ по письменному указанию прокурора предварительное следствие может производиться и по делам, по которым по общему правилу проводится дознание.
Производство дознания дифференцировано на две разновидности:
По делам частного обвинения производство дознания осуществляется только в случаях, когда дознавателем принято процессуальное решение о возбуждении уголовного дела с согласия прокурора, при наличии основания о неспособности пострадавшего самостоятельно защищать свои права и законные интересы в силу его зависимого, беспомощного состояния либо невозможности самостоятельно установить преступника в силу иных причин (ч. 4 ст. 20 УПК РФ). По этим же основаниям мировой судья вправе направить заявление по делу частного обвинения начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ч. ч. 1.1 и 1.2 ст. 319 УПК РФ).
Отличия следствия от дознания
Следствие является основной формой предварительного расследования, применяемой для расследования преступлений, характеризующихся повышенной общественной опасностью, тогда как дознание представляет собой упрощенную форму предварительного расследования, допустимую лишь по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, не представляющих большой сложности в расследовании. Поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК РФ дознание проводится по тем же правилам, что и следствие, но за исключением ряда процессуальных особенностей (изъятий).
Степень прокурорского надзора и ведомственного контроля. Так, полномочия прокурора по надзору за дознанием весьма широки. Дознаватель обязан согласовывать с прокурором целый ряд процессуальных решений, а также направляемых в суд ходатайств. Помимо этого, в ведении прокурора находятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и самоотводах дознавателя, о его отстранении от расследования; дача обязательных для исполнения письменных указаний о направлении расследования, о производстве отдельных следственных действий и многие другие. Степень прокурорского надзора за предварительным следствием менее существенна и сводится лишь к некоторым полномочиям, тогда как большая часть вопросов контроля качества следствия находится в полномочиях ведомственного контроля.
У дознания и предварительного следствия имеются также иные отличия.
Подследственность
Уголовно-процессуальный институт подследственности позволяет распределить все уголовные дела между органами дознания и предварительного следствия в соответствии с их специализацией и территориальной принадлежностью; исключает необоснованные процессуальные споры между правоохранительными органами.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает такие правила подследственности, в соответствии с которыми практически каждое уголовное дело относится к компетенции одного органа предварительного расследования.
Подследственность уголовного дела определяется на основании двух критериев: ведомственного (отраслевого) и территориального.
Ведомственный (отраслевой) критерий подследственности характеризует принадлежность уголовного дела к компетенции дознавателей или следователей определенного органа государственной власти, т.е. определенного ведомства.
Территориальный критерий подследственности характеризует место производства предварительного расследования, т.е. территориальную компетенцию органа дознания или следствия
По делам о преступлениях, указанных в ч. 2 статьи 151 УПК РФ предварительное следствие производится:
По делам о преступлениях, указанных в ч. 3 статьи 151 УПК РФ дознание производится:
В нормах, закрепленных в ч. ч. 5 и 6 ст. 151 УПК РФ, использован альтернативный признак подследственности, суть которого заключается в установлениях закона, в силу которых предварительное расследование по одной и той же категории уголовных дел в зависимости от определенных обстоятельств производится органами расследования, принадлежащими к различным ведомствам.
Если собирание и закрепление доказательств, предварительное расследование в целом будет произведено ненадлежащим органом или должностным лицом, то результаты будут являться полученными с нарушением закона и поэтому признаются ничтожными, не имеющими в соответствии со ст. 75 УПК РФ юридической силы.
Место производства
предварительного расследования
Общее правило, закрепленное в статье 152 УПК РФ заключается в том, что расследование по уголовному делу должно производиться по месту совершения преступления. Данное правило в равной мере касается как предварительного следствия, так и дознания.
Если же данное преступление, которое представляет из себя длящееся или продолжаемое деяние, было начато на одной территории, а закончено на другой и в силу данного обстоятельства относится к юрисдикции сразу нескольких органов расследования, оно должно расследоваться по месту окончания, что, конечно, не исключает права вышестоящих органов следствия соответствующего ведомства принять дело к своему производству, включив ради этого процедуру, установленную ч. 6 ст. 152 УПК РФ.
В случае, когда преступная деятельность образуется из нескольких самостоятельных преступлений, совершенных в различных регионах страны, уголовное дело по решению руководителя следственного органа, вышестоящего по отношению к тому, в чьем подразделении находится уголовное дело, подлежит расследованию по месту, где совершено большинство преступлений или же наиболее тяжкое из них.
Подследственность уголовного дела может определяться и исходя из целесообразности. Так, в соответствии с п. 4 ст. 152 УПК РФ расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей для обеспечения полноты, объективности расследования и соблюдения процессуальных сроков.
В случаях обнаружения признаков преступления, место совершения которого неизвестно, а также при отдаленности или отсутствии специализированных органов расследования (военных следственных органов, например) в месте совершения преступления производство неотложных следственных действий надлежит организовывать тому субъекту, который получил сообщение о преступлении. Впоследствии уголовное дело подлежит передаче по подследственности в соответствии с общими правилами.
Начало производства
предварительного расследования
Предварительное расследование как стадия уголовного процесса начинается с возбуждения уголовного дела.
Принято различать два самостоятельных процессуальных решения:
Если уголовное дело возбуждается тем же должностным лицом, которому предстоит его расследовать, то выносится единое постановление о возбуждении уголовного дела и о принятии его к своему производству. Если же решение о возбуждении уголовного дела принимается одним лицом, например руководителем следственного органа или начальником органа дознания, а расследование поручается другому лицу (следователю, дознавателю), то последнее выносит особое постановление о принятии уголовного дела к своему производству. Однако в обоих случаях предварительное расследование считается начатым, и течение его сроков исчисляется с даты возбуждения уголовного дела.
Окончание предварительного расследования
Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.
Процедура окончания предварительного расследования начинается после того, как следователем (дознавателем) исчерпывающе полно и всесторонне исследованы все юридически значимые обстоятельства дела; собраны, проверены и оценены все возможные имеющие значение для дела доказательства, т.е., по существу, разрешены основные задачи предварительного расследования.
Предварительное следствие может оканчиваться:
Дознание может оканчиваться:
Передача уголовного дела от дознавателя к следователю может иметь место в случаях, когда:
В ч. 2 ст. 158 УПК РФ закреплено правило, согласно которому, независимо от формы окончания предварительного расследования, следователь или дознаватель, окончив производство по уголовному делу, вправе наряду с уголовным преследованием виновного в преступлении принять меры профилактического свойства. Оно заключается во внесении дознавателем, следователем в адрес соответствующих организации или должностного лица представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления, выявленных в ходе досудебного производства по уголовному делу. Представление подлежит рассмотрению в месячный срок, а о принятых мерах организация или должностное лицо обязаны уведомить орган расследования.