С чего начинается социологическое исследование с гипотезы
Гипотеза в социальных исследованиях
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие гипотезы
Определяя проблему, социолог, прежде всего, делает попытку выяснить ее на основании существующих знаний предыдущего опыта. Точнее, социолог делает попытку выяснить, объяснить существующими опытом и знаниями то, что еще не опознано полностью. Но для полного разрешения проблемы еще недостаточно таких шагов и мер. Тогда на основании существующих знаний могут делаться некоторые допущения, что целиком охватывают, объясняют явления, то есть образуют гипотезу.
Гипотеза в социологическом исследовании является научным предвидением структуры объектов в социуме, сущности и характера связей меж явлениями в социуме.
Основные функции гипотезы заключаются в получении новых научных высказываний, обогащении и усовершенствовании существующих знаний. Отличительные черты научной гипотезы состоят в том, что новые предположения можно называть научными гипотезами в случае, если они, во-первых, содержат научный вывод из доказанных положений, во-вторых, содержат высказывания, полученные посредством научных выводов для объяснения соответственного явления; в-третьих, абстрагированы от эмпирических сведений и подтверждены руководствами или практикой в соответственной теорией.
Научная гипотеза, и в том ее сила, может формулироваться лишь в результате предварительных анализов объекта.
Роль гипотезы в социологии, как и в любом научном анализе, очень велика. Социологи зачастую озвучивают высказывание Д. Менделеева о том, что лучше придерживаться такой гипотезы, которая со временем может оказаться неверной, ошибочной, чем никакой.
Роль гипотезы заключена в том, что опыт общественной практики, науки, опыт исследователя (включая интуицию) является своеобразным «пусковым механизмом» для перехода к важнейшим эмпирическим процедурам, которые призваны окончательно дать обновленные знания об объекте.
Требования к гипотезе
К гипотезе предъявляется следующий список требований:
Помимо общих требований к формулированию гипотез, в науке сформировалась стадиальная система их выдвижения:
Готовые работы на аналогичную тему
Известный социолог М. Р. Коэн как-то в шутку отметил: «гипотезы формируются у людей, которые думают». В условиях современности процесс постановки гипотез формализовать не удавалось.
Иногда появляется вопрос: нужно ли проводить исследования, если утверждение гипотезы и без того является известным? Да, необходимо, так как сознание не может давать обоснованного ответа на множество вопросов. Иным источником строения гипотез может являться аналогия. Методика давно известна в науке. Сущность методики аналогии заключена в том, что обретенные знания при исследовании какого-то объекта используются на иной, менее изученной, менее доступной основе. Необходимо помнить, что выводы, которые получены по аналогии, чаще всего правдоподобны.
Разновидности гипотез в социологическом исследовании
Гипотезы тесным образом связываются с проблематикой исследования. Они отталкиваются от проблем, образуют вероятные объяснения. Разновидности гипотез, которые используются в социологическом исследовании, и их краткое описание представлены на рисунке ниже.
Рисунок 1. Виды гипотез в социологическом исследовании. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По мере обоснованности и проработки гипотезы разделены на:
Первичные гипотезы образуются до того, как собирается эмпирическая информация. Если эта информация опровергает предыдущие гипотезы, то вместо них выдвигаются вторичные гипотезы. Первичные гипотезы именуют рабочими. Глубочайшее исследование, как правило, делает опору на множество альтернативных гипотез, что способствует получению более весомых выводов.
По характеру взаимной обусловленности предсказаний гипотезы делят на:
Опровержение или подтверждение гипотезы-следствия – это доказательство обоснованности или необоснованности гипотезы-причины.
Зависимо от важности исполняемой роли различают гипотезы:
В отличие от гипотез-следствий и гипотез-причин, которые имеют логическую взаимосвязь, эти гипотезы считаются различными задачами исследования, и взаимодействуют друг с другом. Конечно, основное внимание при выдвижении гипотез уделено главным предположениям.
Для того чтобы проверять рабочие гипотезы, получать достоверные итоги социологического исследования, следует понимать, какую информацию необходимо собирать, почему конкретно эту, а не иную, и в какой форме. Разрешению таких вопросов способствует проведение специализированных операций исследования, которые дают возможности сравнения исходных теоретических знаний с объективным состоянием реальности, практики социума.
В современной социологической теории формулируются основные нормативы процедур по выдвижению, обоснованию и проверке гипотез и социологических исследований. Во-первых, в соответствии с восходящими, исходными методологическими принципами социологии и философии, образуются соответственные научные выводы, положения, истинность которых подтверждена установленными научно фактами. При выдвижении гипотезы, уточняются, опровергаются сформулированные положения теории, необходимыми являются экспериментальные проверки гипотезы и установление ее логической связи с опровергнутым положением. Во-вторых, обязательна интерпретация теории понятий, которые составляют гипотезу.
Роль гипотезы в социологическом исследовании
Гипотеза задает курс для исследования, оказывает влияние на выбор методов исследования и формулировку вопросов.
Как возникают гипотезы? Гипотезы возникают в процессе работы социолога над проблемой, а именно: анализ литературных источников, беседы с экспертами в данной области, ознакомление с предыдущими исследованиями, свой жизненный опыт. Социолог мысленно выстраивает вероятные причинно-следственные связи [7; c. 19-20].
Вся структура социологического исследования опирается на механизм постоянной постановки и проверки разнообразных предположений: существует центральная гипотеза, следствия из нее, вторичные гипотезы, возникающие в результате ошибочных суждений.
Процедурная часть программы социологического исследования состоит из методики и техники исследования, включающих в себя описание способа сбора, обработки и анализа информации социологического исследования.
В зависимости от особенностей изучаемого объекта устанавливается выбор методов сбора социологической информации. Описание методов сбора информации представляет собой аргументацию выбранных методов, закрепление ведущих элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание способов обработки информации содержит в себе установку, как именно это будет осуществляться с применением прикладных компьютерных программ [9; c. 14-15].
Как и в любой науке, роль гипотез в социологическом исследовании, очень важна. По словам Д.И. Менделеева, «лучше держаться такой гипотезы, которая в результате может оказаться ложной, чем никакой».
Что составляет важность гипотез? Во-первых, гипотеза в какой-то степени накапливает опыт науки; во-вторых, в гипотезе часто содержатся положения социальной реальности; в-третьих, в ней воссоздаются познания и опыт самого автора исследования; в-четвертых, гипотеза в социологическом исследовании является переходным этапом от теории к составлению инструментария социологического познания.
Сущность гипотез
Например, в течение долгого времени непререкаемой и справедливой считалась марксистская теория общества, но в начале 90-х годов Россия перешла к капитализму, появились сомнения в правильности абсолютной теории, а затем она была опровергнута [11, c. 23-24].
В ходе исторического процесса выяснилась невыполнимость некоторых постулатов марксистско-ленинской теории, таких как непрерывность перехода общества от стадии социализма к фазе коммунизма. Сторонники этого учения уверяют, что виной всему неправильное воплощение в СССР; противники учения доказывают, что оно неверно. Но абсолютно никакие разгромы практики социализма не в силах опровергнуть теорию для ее сторонников. Сторонники ищут новые причины каждой неверной реализации теории на практике, избегают критики теории марксизма. Из этого следует, что марксизм всегда будет гипотезой, верность которой человечество снова будет испытывать экспериментально.
В качестве примера научной гипотезы приведем выдержку из научно-исследовательского проекта «Детерминация солидарного сознания и солидарных действий»: возможность участия в солидарных акциях (рабочих) зависит от солидарного сознания на трех уровнях: уровне ценностей, уровне обобщенных установок и уровне поведенческих готовностей к действию. Для подтверждения гипотезы создается обобщенный тест на измерение состояний солидарного сознания, после чего исследуется его правдивость при сопоставлении полученных данных с фактическим поведением в реальной ситуации трудового конфликта [2; c. 5-6].
Процедура выражения гипотез играет главную роль в социологическом исследовании. От качества выдвинутых гипотез во многом зависит научная работа социолога. Зеттерберг выдвинул три критерия приемлемости гипотезы:
эмпирические данные должны быть составлены так, как предсказано гипотезой;
нужно отвергать непроверяемые гипотезы;
Выдвижение гипотезы основывается в основном на опыте и интуиции исследователя. На первой стадии выдвижения гипотеза представляет собой метафору, затем ее логически интерпретируют, подвергают всесторонней проработке, редакции и шлифовке. Вторая стадия называется разработка гипотезы. От первого этапа его отличает рациональность.
При разработке гипотезы начальная и очень неопределенная гипотеза становится совокупностью конкретных и проверяемых экспериментально частных гипотез.
В большинстве случаев толчком для социологического исследования и создания новой теории является интересная идея, обращённая на решение проблемной ситуации. Сначала социолог изучает уже имеющиеся труды по данной тематике. Он изучает литературу, выбирает факты из других исследований, с помощью которых можно проверить выдвинутую гипотезу, конкретные следствия из нее он проверяет уже в собственном исследовании. С точки зрения методологии, разработка гипотезы подразумевает выдвижение как можно большего количества следствий. Так как число следствий неизвестно, на практике часто ограничиваются несколькими следствиями. Важно само наличие следствий. Количество следствий определяет качество теории. При руководстве одним следствием есть вероятность получить ложную теорию [15; c. 56-59].
Высоко ценится в методологии выдвижение не только разнообразных следствий из одной гипотезы, но и создание альтернативных гипотез. Если рассматривать гипотезу о том, что уровень образования у вступающих в брак мужчин в основном выше, чем у женщин, специалист выдвигает антагонистическую гипотезу: в молодых семьях, с возрастом супругов не более 25 лет, их образование одинаково. Для проверки гипотезы можно проанализировать в банке данных сведения по выборке семей, где возраст мужа и жены не превышает 25 лет. При подтверждении гипотезы происходит опровержение первой гипотезы, но это возможно при рассмотрении молодых семей. Однако на этом дело не кончается. После анализа подвыборки молодых семей, специалист создает специальную подвыборку семей с возрастом свыше 25 лет, после чего проводит анализ распределения образования между супругами. Изучается период когда мужчины отслужили в армии, получили образование, после чего строят профессиональную карьеру, параллельно повышая образование, в то время женщины, после получения первого образования, рожают, уходят в декрет и занимаются домом. На этом этапе начинается отрыв образования мужчин от образования их жен. Таким образом, базовая гипотеза не опровергнута полностью, при этом область ее подтверждения весомо уменьшилась.
Затем ученый проводит анализ того, какие еще переменные могут оказывать влияние разность в образовании мужа и жены. Начинают выдвигаться такие переменные как количество детей, количество повторных браков. При сравнении выборки одиноких и замужних женщин, можно предположить, что одинокие женщины выбрали экономическую независимость и профессиональную карьеру семейному счастью. То есть первая гипотеза получает дополнительное подтверждение, так как очевидно, что мужчины сознательно предпочитают выбирать в супруги ориентированных на семью, а не на карьеру женщин [14; c. 69-70].
В своем исследовании ученый выдвигает несколько разнообразных гипотез и к каждой дает альтернативу. В большинстве случаев социологи при опровержении гипотез считают, что не состоялись как профессионалы или что никуда не годится сформулированная теория. Иногда специалисты заведомо выдвигают только те гипотезы, которые подтвердятся. Это неправильно. Если все до одной гипотезы нашли подтверждение, значит, ученым не были созданы альтернативы и гипотезы-следствия. Профессионализм ученого заключается в создании как можно большего числа гипотез, а не в выдвижении заведомо правильных гипотез.
Когда гипотезы находят подтверждение или опровержение, исследователь видит достаточно полную картину социальной реальности и надежно работающую теорию.
ГЛАВА 8. ГИПОТЕЗА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
В предыдущей теме мы отмечали, что подготовка к поведению исследования начинается с вычленения проблемы исследования. На основании имеющегося знания и опыта социолог выстраивает предварительное объяснение проблемы, которое должно четко выявить предметную область, где локализуется проблема и ее специфику. Иными словами, это означает, что исследователь разрабатывает как можно более точный алгоритм реализации целей и задач исследования. В других терминах такая алгоритмизация называется гипотезой исследования. Следовательно, гипотетичность проблемного поля социологического исследования, особенно прикладного, является важнейшей частью всего СИ. Если вспомнить два основных видовых различия СИ, то основной целью для прикладного СИ является обобщение социальных эмпирических фактов с помощью теоретического анализа и постулатов, истинность которых проверяется социальной практикой. В то же время, проверка истинности теории может осуществляться не только новыми эмпирическими исследованиями, что зачастую сложно, но и специальным теоретическим инструментарием, разрабатываемым в рамках программы СИ и который определяется как гипотезы исследования. Следовательно, главной задачей проведения СИ является расширение познания путем верификации или фальсификации гипотетических предположений выдвигаемых о характере, особенностях процессов в социуме, а не собственно сбор данных или предложения по решению социальных проблем конкретной общности.
Таким образом, переход от проблемы к гипотезе, это переход от неопределенности при принятии решений к объяснительным высказываниям в виде алгоритма нахождения способов решения задач (проблемы) исследования. Этот алгоритм можно выразить следующей логической цепочкой: проблема → проблемная установка → предварительное (вероятное) объяснение проблемы → решение проблемы, если гипотеза подтвердилась.
С логической точки зрения гипотеза представляет собой условно-категорическое умозаключение по формуле «если. то. », что позволяет, любое здравое предположение о социальной реальности, считать гипотезой. Формулировка «Если. то. » используется для выдвижения причинно-следственных (каузальных) гипотез. Каузальная гипотеза может принимать и другие лексические формы, к примеру, «Чем. тем. ». В таком случае ученый ставит в предположительную зависимость два явления (процесса) и устанавливает между ними количественную причинно-следственную связь: «чем выше смертность населения, тем быстрее сокращается его численность при условии отсутствия внешнего пополнения».
Виды и свойства гипотез. Классификация гипотез осуществляется по самым различным основаниям.
1) Прежде всего, по содержанию самих гипотез относительно изучаемых социальных объектов. Здесь различаются описательные, объяснительные и прогнозные гипотезы. Описательные свойственны соответствующей стратегии и отражают предположения о некотором состоянии предмета исследования, его функциях, структуре, ее взаимосвязях и динамике развития. Выдвижение описательной гипотезы позволяет получить достаточно точные эмпирические данные, например, о всех подсистемах промышленной организации: экономической, технико-технологической, социальной, культурно и т.д.
2) Формулирование объяснительных гипотез также предопределяются соответствующей стратегией и отражают предположения о причинно –следственных связях детерминирующих основные свойства исследуемого объекта.
3) Прогнозные гипотезы отражают предположения о возможной тенденции динамики социальных процессов, функционировании социальных институтов и подсистем, вероятность наступления определенных событий и их будущий характер.
4) Следующим основанием для различений гипотез является степень общности предположений об исследуемом объекте.Это дает два вида гипотез: гипотезы – основания и гипотезы – следствия. Между ними, как и в предыдущей квалификации существует определенная логическая связь. Как правило, гипотезы-следствия выводятся из предыдущих оснований и требуют строгой верификации. По сути дела выводные гипотезы являются итогом процесса логического развертывания гипотез-оснований, которые формулируются в самом общем виде, тогда как гипотезы-следствия совершенно конкретны, что и позволяет их верифицировать на основании полученных эмпирических фактов. И тогда гипотеза-основание доказана.
5) Еще одним важным основанием классификации гипотез являются их взаимосвязь с задачами исследования и, как и последние, они подразделяются на основные и неосновные. Каждая из них предназначена для решения своих собственных задач в исследовании.
Мы уже отмечали, что при формулировке гипотез мы отталкиваемся от проблем и стратегий прикладного исследования и формулируем рабочие гипотезы на основе лежащих в их основе целей и задач. В этом процессе зачастую формируются гипотезы, которые занимают некоторые промежуточное положение относительно приведенной классификации. В этом ряду можно отметить гипотезы основные и частные, главные и побочные, первичные и вторичные. Их терминологическое определение достаточно точно определяет их содержание.
В теоретических исследованиях отличают также следующие виды гипотез: каузальные (причинно-следственные) и описательные, абстрактные и конкретные, количественные и качественные, статистические и нулевые.
Существует мнение, что гипотезы не формулируются только для проведения разведывательных исследований. Вместе с тем, социологам хорошо известно выражение Д.И. Менделеева о том, что лучше держаться гипотезы, которая в итоге окажется ложной, чем не иметь никакой.
Абстрактные гипотезы. Данные гипотезы обычнораспространяются на большинство изучаемых явлений. Однако даже в случае ее подтверждения, сферу действия получившегося теоретического утверждения (в сильном варианте имеющего вид закономерности) нельзя распространять абсолютно. Неправомерное расширение сферы действия гипотез и теорий ведет к потере не только их объяснительных, но и предсказательных способностей. С другой стороны, если вы выдвигаете тривиальную гипотезу типа «Все люди братья», то и бояться нечего: она непременно подтвердится. По данным демографов в 12-14 поколении у любого человека независимо от расы найдется родственник. Но никакой научной ценности такая гипотеза не представляет. Гипотеза должна быть смелой, рискованной, оригинальной. Такой, которая прозревает неизвестное и приносит новое знание. (Например, проблема инвестиций и их уход за рубеж)
С точки зрения стратегии социологического исследования необходимо выдвижение не только всевозможных следствий из одной гипотезы, но также и формулирование альтернативных гипотез. За счет этого вы расширяете горизонт своего научного поиска. С другой стороны, научный поиск может привести и к отрицательному результату. Но в науке еще никто не отменял известного принципа о том, что «отрицательный результат – это тоже результат». Истина всегда неполна и познается лишь в сравнении. Не подтвердившаяся гипотеза также полезна для науки, как и подтвержденная, С этой точки зрения формулировка в программе исследования 100-процентно верных гипотез – это самообман, поскольку для изучения очевидных вещей, вовсе не стоит затевать социологическое исследование.
Проблема решаема таким образом «и числом и уменьем»выдвигаемых гипотез, постановкой перед объективной реальностью множества интересных, часто интригующих, вопросов, где важным является получение адекватного ответа, но вовсе не всегда со знаком «плюс». Тем не менее, при получении положительного ответа, на основе проанализированных данных, социолог строит адекватную модель социальной реальности и надежно работающую теорию. Она выросла из древа гипотез, одни из которых родились в самом начале процесса исследования, а другие появлялись позже, по мере проникновения в суть проблем объекта и предмета исследования
Кроме указанных аспектов, выделяют и другие характеристики гипотезы, которые представляют особый интерес для специалистов-методологов. К ним можно отнести специфицируемость, детерминирован-ность, фальсифицируемость, проверяемость, предсказуемость, коммуника-тивность, воспроизводимость, устойчивость и др.
Формирование гипотез. Укажем, что речь в данной главе идет, главным образом, о гипотезах для прикладного СИ, то есть об исследовательских гипотезах, которые часто называют рабочими. Такая гипотеза формулируется, как правило, на основе проведенного предварительного системного анализа исследования, то есть на основе собранного статистического и научного материала об объекте исследования.Исходя из этого, можно выделить четыре этапа формирования гипотезы: 1) сбор информации о проблеме; 2) формулирование набора альтернативных гипотез, имеющих вид метафорических высказываний, которые затем подвергается логической проработке и редакции; 3) их группировка и отбор рабочих гипотез; 4) выведение эмпирически доказуемых следствий. Понятно, что эта этапность схематична, но все же отражает последовательность и взаимосвязь основных мыслительных этапов. Процесс формулировки гипотез занимает главенствующее место в социологическом исследовании. Чем точнее и полнее гипотеза, тем выше качество научной работы социолога. Формулировка исследовательских гипотез осуществляется в понятиях, которые операционализированы и обоснованы, с помощью которых создавалась модель исследования. Важным моментом здесь является и краткость, т.е. небольшой объем используемых понятий при выдвижении гипотез.
Достаточно часто научная деятельность вообще, и социологическое исследование в частности, и начинается с возникновения какой-то интересной идеи, догадки, по поводу сложившейся ситуации, или по возможному решению проблемной ситуации. Прежде всего, возможности необходимо искать в соответствующей отраслевой научной литературе, в тематических разделах периодики, в накопленном исследовательском опыте и публикациях. Всегда возможно обнаружение либо обсуждения проблемы, либо данных о ее исследовании. Вначале идет «подстраивание» под наработанные научным сообществом знания локального проявления проблемы. Затем последующая разработка собственных теоретических концепций и положений, методики для их анализа. И, наконец, проверка гипотез обоснованных на конкретных данных уже в собственном исследовании. И так шаг за шагом наука выстраивает здание будущей теории.
Для оценки общего качества гипотезы, используют критерии приемлемости гипотезы Зеттберга: 1) непроверяемые гипотезы необходимо отбрасывать; 2) необходимо формировать набор альтернативных гипотез, и отбирать более вероятную; 3) эмпирические данные должны компоноваться в том виде, какой предсказан гипотезой.
Подтверждение и истинность гипотезы. Эти операции основаны на логической связи гипотез в системе доказательств объяснения. На первом этапеидет операция дедуктивной обработки гипотез, когда исходные, выдвигаемые гипотезы развертываются в цепочку выводных гипотез-следствий. На втором этапе, именно гипотезы-следствия, более конкретные, чем исходные посылки, подвергаются в исследовании критической оценке, т.е. верификации. В противном случае гипотезы оказываются несостоятельными на уровне эмпирических фатов.
Проверка эмпирической истинности гипотезы исследования связана с двумя факторами. Во-первых, ее конкретной и понятной формулировкой, избегая как высокой абстрактности, так и низкой тривиальности и, во-вторых, указанием на метод, средства или способ такой проверки. Второе условие, принципиально важное для доказательств: выдвигая гипотезу (скажем, о связи удовлетворенности трудом и оплатой труда), социолог обязан указать на способы ее проверки. Известно, что один и тот же круг явлений можно объяснить несколькими теориями, равно как известно и другое: одно и то же явление или процесс можно измерить несколькими разными способами и получить разные результаты. Нет никаких гарантий, что при проверке гипотезы другим методом, инструментом, она подтвердится.
Общие требования к исследовательским гипотезам. Практически все требования, предъявляемые к гипотезам, основываются на их функциональном предназначении: быть подтвержденными в ходе эмпирической проверки. Исходя из этого, мы можем предъявить гипотезам следующие требования.
1. Гипотеза, объясняющая социальные факты в данной предметной области, не должна противоречить теориям, истинность которых уже доказана для данной области знаний. В противном случае вы либо открыли новую теорию, либо ваша гипотеза была «притянута за уши» и требует пересмотра.
2. Следовательно, гипотеза не может противоречить известным и проверенным фактом. Если это не так, и гипотеза не согласуется хотя бы с единичным фактом, то гипотеза подлежит переформулировке с тем, чтобы охватить и этот единственный факт. Бывает и так, что общеизвестный факт оказывается ложным.
3. Гипотеза должна быть сформулирована просто и понятно и не должна обрастать «лесами» допущений и ограничений.
4. Исследовательская гипотеза должна состоять только из понятий получивших теоретическую и эмпирическую интерпретацию и тогда: а) в формулировке нет неясных терминов; б) четко обозначена ожидаемая взаимосвязь явлений;
5. Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностей исследования.
6. Гипотеза должна подвергаться логической проверке на непротиворечивость. Проверка основывается не только на логическом «правиле вывода» следствий, но и на операциональном «правиле обозначения» позволяющем избежать произвольности истолкования эмпирических фактов, данных, путем всестороннего осмысления данного факта.
6. И, наконец, итоговым требованием к гипотезам, что мы отмечали выше, является наличие указания на способ ее проверки. Гипотеза должна быть специфической, в том смысле, чтобы не возникало трудностей проверки со стороны методов и организационных возможностей; выводные гипотезы могли быть проверены путем простого сопоставления и, наконец, все это не должно делать гипотезу тривиальной, сведенной к суждениям здравого смысла, т.е. рабочая должна иметь некий уровень теоретичности.
Таким образом, из вышесказанного вытекает, что социологическое исследование — это нечто большее, чем постановка правильных вопросов и поиск на них исчерпывающих ответов. Гипотезы играют в этом процессе важную роль,а ихпроверка выступает своего рода очной ставкой теории и реального мира. Проверка гипотезы — это по существу проверка всей теории, поскольку все гипотезы в данной теории (в отличие от вопросов анкеты) логически прочно связаны. Вместе с тем важно не только снабдить гипотезу инструментом проверки, но и учесть эмпирические факты, свидетельствующие не в пользу выдвинутой гипотезы. Для этого необходимо выявить границы проблемы, описываемые гипотезами, рассмотрев как можно более широкий круг явлений. Только тогда можно выявить противоречащие ей факты, и выдвинуть либо новые допущения, либо вспомогательные или альтернативные гипотезы.
Вопросы для закрепления материала
1. Обоснуйте точку зрения по главенствованию роли и значения научных гипотез в социологическом исследовании.
2. Дайте определение и раскройте сущность, логику и лексическую форму гипотетичности.
3. Каков общий алгоритм решения задач социологического исследования?
4. В чем заключается взаимосвязь научного знания и гипотез СИ?
5. Раскройте содержание четырех основных этапов формирования гипотез.
6. Каковы принципы классификации и виды гипотез в социологическом исследовании?
7. Раскройте основные свойства и характеристики гипотез выраженных в понятиях ценность, абстрактность, конкретность, количество и качество, сложность.
8. Каковы способы, а также основные факторы подтверждения и определения истинности гипотез?
9. Как определяются критерии «приемлемости гипотез» Зетберга?
1. Андреева Г.М. Программа конкретного социального исследования // Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 1972.
2. Бутенко И.Л. Организация прикладного социологического исследования. М.: Тривола, 1998.
3. Воробьев ИЛ. Методологические проблемы анализа объекта социологического исследования. Барнаул. 1974.
4. Добреньков В.И. Кравченко А.И. Социология: В3 т. Т. 1: Методология и история. – М.: ИНФРА-М, 2000.
6. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969.
7. Капитонов Э.А. Технология разработки программы социологического исследования (методический материал). //Социология XX века. История и технология. Ростов-на-Дону, 1996.
8. Основы прикладной социологии: Учеб. для вузов /Под ред. Ф.Э.Шереги, М.К.Горшкова. Ин-т «Открытое общество». М.: Интерпракс, 1996. Процесс социального исследования. М., 1975.
9. Панина Н.В. Технология социологического исследования. – К., 1998.
10. Практикум по прикладной социологии.- М., 1987.
11. Режабек Е.Я. Некоторые вопросы теории гипотезы. Ростов, 1968.
13. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. Ред.академик РАН Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М.: Норма, 2003.
14. Саганенко Г.И. Эмпирическое познание в социологии: изучение исследовательских принципов, подходов, возможностей, методов и специфики полученных результатов: Учеб. Программа. СПб., 1998.
15. Татарова Г.Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях: Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004.
16. Чурилов Н.И. Проектирование выборочного социологического исследования. Киев, 1986.
17. Энциклопедический социологический словарь. – М., 1995
ГЛАВА 7. ВЫБОРКА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
Основные понятия: метод выборочного обследования. Систематическое изучение. Идея выборки. Репрезентативность Типы и классы выборок. Величина интервала. Признаки расслоения. Объем и качество выборки. Основные виды, способы и процедуры отбора. Этапы формирования ВС. Надежность и репрезентативность. Ошибки выборки. Статистические характеристики выборки. Критерии Объема выборки. Значимая разность. Допустимые интервалы ошибок.генеральная совокупность, выборочная совокупность, единица отбора, единица анализа, объем выборки, репрезентативность, случайная выборка, простая случайная выборка, систематическая выборка, многоступенчатая выборка, стратифицированная выборка, гнездовая (кластерная) выборка, метод основного массива, неслучайная выборка, квотная выборка, метод «снежного кома»; ошибка репрезентативности.
Генеральная совокупность — все многообразие социальных объектов или их часть, которую социолог намерен изучить. Часто генеральная совокупность очень велика и опрос каждой ее единицы невозможен из-за ресурсных ограничений. Прежде всего, это требует ограничения объема объекта, подлежащего исследованию, и тогда мы приступаем к использованию процедур отбора единиц опроса, единиц наблюдения
Способы формирования выборочной совокупности. Прежде всего отметим, что выборки делятся на три больших класса: а) сплошные (переписи, референдумы) и монографические (небольшой объект); б) случайные (вероятностные); в) неслучайные (выбор по усмотрению). Со сплошными (монографическими) ВС, все достаточно просто и мы рассмотрим их ниже.
Сложнее обстоит дело с двумя другими классами. Каждый из них содержит несколько видов (типов). К случайным относят: 1) собственно случайную (вероятностную), 2) систематическую, 3) районированную (стратифицированную, или выбор слоями), 4) выбор гнездами (серийную). К неслучайным относят: 1) «стихийную», 2) квотную, 3) метод «основного массива», 4) целенаправленный выбор
К примеру, в нашем исследовании 1991-1992 годов «Единство Тюменской области» в основе построения выборки лежат три экономико-географические зоны, в каждой из которых выделяются центры округов и Тюмень, средние города (50—100 тыс.), малые города (до 50 тыс.) или поселки городского типа, а также сельские населенные пункты Юга Тюменской области. В отобранных городах, на основании признаков расслоения (место проживания), респондентов отбирают случайным методом. Репрезентативность контролируется по региональным пропорциям численности населения, пропорциям между городским и сельским населением, пропорциям между населением указанных типов населенных пунктов[18]. Следовательно, мы получаем районированную выборку, когда процедурам чисто случайного отбора предшествует расслоение генеральной совокупности на однородные части. Расслоение вызывается естественной сложностью структуры генеральной совокупности, не однородной по социальным, экономическим, демографическим и другим характеристикам. Статистический смысл районирования заключается в выделении такого числа и таких статистически однородных групп (типических), чтобы колеблемость изучаемых признаков внутри них была меньше, чем между ними. Признак, на основании которого производится расслоение генеральной совокупности, называется признаком расслоения или районирования. Типическими признаками могут быть регион (административный, географический), возраст, пол, стаж, признак содержания и оплаты труда и т.д. – один или несколько из тех трех групп признаков по которым ведется в последствии и детерминационный анализ – основной вид анализа для аналитического и содержательного описания проблемы исследования.
Организация районированного отбора требует знания конкретной информации о наличии в генеральной совокупности тех признаков, которые должны быть положены в основу типических групп, т.е. признаков районирования. Отбор элементов из генеральной совокупности, разделенной на слои или районы, осуществляется с помощью следующих приемов:
— пропорционального отбора, когда из каждого слоя берут нормированную процентную ставку (например, 5%);
— диспропорционального или оптимального отбора, цель которого получить максимальную однородность элементов внутри каждой группы отбора. Чем однороднее слой генеральной совокупности, тем больше элементов этого слоя попадет в выборку.
Качество выборки (районирования) тем выше, чем меньше колеблемость признака расслоения внутри типической группы и чем больше различия между самими группами. Например, районирование по признаку содержания труда тем эффективнее, чем однороднее по уровню механизации и сложности труда каждая отбираемая группа и чем резче по этому признаку группы отличаются друг от друга.
Гнездовая выборка (или серийная выборка) — вид выборки, при котором отбираемые объекты представляют собой гнезда (кластеры) более мелких единиц. Гнездовая, отличается от районированной выборки тем, что единицы отбора представляют собой статистические серии, т.е. совокупности статистически различимых единиц отбора. Такими единицами или гнездами могут быть семья, группа, класс, бригада. Выбор гнезд осуществляется по правилам чисто случайной выборки, а сами гнезда, попавшие в выборку, подвергаются сплошному обследованию.
Основными особенностями гнездовой или серийной выборки являются следующие аспекты:
· каждый элемент гнездовой (серийной) выборки должен принадлежать одному гнезду;
· гнезда должны быть однотипными (напр., бригаду не путать со сменой);
· гнездо (а), как и в генеральной совокупности должно иметь естественный (реальный) состав.
Имея простой механизм отбора, данный тип выборки особенно эффективен для естественных гнезд (семья, группа и т.д.) т.к.