С чего начинается тюнинг автомобиля
Как и где можно сделать тюнинг автомобиля
Покажи мне свой автомобиль, и я скажу, кто ты – переделанное изречение как нельзя лучше отражает истинное положение дел. Четырехколесный друг может очень много рассказать о своем владельце. Если рассматривать тюнинг с практической точки зрения, то его прямая задача – улучшить машину. Сделать мощнее, экономнее, послушнее и красивее.
При более глубоком подходе появляется еще одна важная цель – выделить автомобиль из сонма других. И через это раскрывается третий момент: тюнинг – это своеобразный способ самовыражения, проводник и выразитель мировоззрения автовладельца. Что он выберет? Спортивный шик и гоночные характеристики или респектабельность и комфорт? Подчеркнутую брутальность или сдержанную элегантность? В любом случае тюнинг позволяет подогнать автомобиль под вкусы и требования хозяина, остается только решить вопрос, где и каким образом воплотить задуманное.
Что считается тюнингом автомобиля
Условно можно выделить несколько направлений доработки автомобиля – увеличение мощности двигателя, модернизация ходовой части, чип-тюнинг, апгрейд салона и изменение экстерьера.
В первом случае речь идет об усовершенствовании двигателя (замена деталей или самого мотора), установке дополнительных систем – турбонаддува, компрессора. Также монтируют новую выхлопную систему, используют более эффективные устройства – свечи, впрыск воды, озонатоы и т. д.
Тюнинг ходовой части предполагает установку более эффективных амортизаторов, жестких пружин, замену поперечных стабилизаторов и рычагов подвески. Встречается монтаж пневматической или гидравлической подвески. Сюда же можно отнести доработку тормозной системы и замену дисков.
Замена, перепрограммирование и настройка блоков управления с целью увеличения мощности и экономии топлива – это сфера деятельности чип-тюнинга. Имеет ряд нюансов и требует вмешательства специалиста. Поэтому лучше обращаться в проверенные компании.
Салонный тюнинг включает в себя перетяжку различными материалами, замену приборной панели, установку аудиосистемы и дополнительного освещения, систем подогрева и вентиляции. В редких случаях осуществляется полная замена сидений.
К внешнему тюнингу можно отнести установку аэродинамического обвеса (спойлеров, диффузоров и т. п.), замену бампера, расширение кузова, монтаж порогов. На внедорожниках часто крепят кенгурятники, багажники на крыше, лебедки. Сюда же можно отнести замену фар, установку дополнительного освещения и покраску.
Для чего нужен тюнинг
Несомненным преимуществом тюнинга является улучшение технических характеристик автомобиля. Увеличение мощности двигателя, более мягкий ход, улучшенный контроль движения при заносах и на мокрой дороге, а также повышение комфортабельности и привлекательности машины.
Доработка транспортного средства позволяет не только выделить его среди тысяч подобных, но и значительно увеличить его стоимость, что актуально для тех, кто часто меняет машины. Дополнительный плюс – повышение уровня безопасности водителя и пассажиров. Эффективные тормозные колодки или, например, усиленный бампер могут спасти жизни при аварии, а установленная на внедорожник лебедка – выручить автомобиль при застревании.
Что запрещено правилами ГИБДД
Парадокс в том, что на данный момент все изменения, вносимые в конструкцию автомобиля после его выпуска, и не зарегистрированные в ГИБДД, запрещены. В 2019 году вступил в действие законодательный акт, в котором прописаны правила автомобильного тюнинга. Под обтекаемую формулировку «не соответствует требованиям безопасности» попадают почти все виды доработки транспортного средства. Вот некоторые из них:
И многое, многое другое. По сути, все что касается изменения ходовой части, салона, внешнего облика и даже чип-тюнинг – запрещено, если только элементы доработки не сертифицированы под конкретный автомобиль или на них не получено разрешение ГИБДД. Получается, что единственный способ провести апгрейдинг и не страдать при каждой проверке – зарегистрировать тюнинг в официальных органах выбирать при этом детали строго под конкретную модель.
С чего начать тюнинг автомобиля
По правилам, которые действуют с 2019 года, на любое внесение изменений в автомобиль нужно получить разрешение в ГИБДД. Процесс это длительный, требующий терпения, времени и средств. Если не пугают бюрократические сложности, то потребуется сделать следующее:
Госавтоинспекция может отказать в выдаче разрешения на тюнинг, если автомобиль не зарегистрирован, находится под арестом или числится в угоне. Основанием для отказа могут стать неполный комплект документов, признаки их подделки, а также сомнение в компетентности организации, выдавшей заключение.
Где можно сделать тюнинг авто
На данный момент в каждом городе имеются автомастерские, которые могут оказывать услуги по доработке двигателя, салона или внешнего облика машины.
Некоторые умельцы способны самостоятельно внести изменения в автомобиль. Но есть отдельная категория фирм, которые занимаются доводкой транспортных средств на профессиональном уровне – тюнинг-ателье.
По сути, тюнинг-ателье – это специализированные мастерские, в которых производится доработка заводских авто. Отличаются наличием высококвалифицированных специалистов. Некоторые из ателье представляют собой крупные компании с мировым именем, обладающие собственным производством по изготовлению тюнинг-комплектов, и даже собственных автомобилей. Большинство из них профилируются на конкретные марки. Например, TRD – японское тюнинг-ателье, подразделение знаменитого завода Toyota, занимается доработкой марок Toyota и Scion. Американская компания STR занимается созданием более мощных и продвинутых моделей Chrysler, Jeep, Dodge. Также существуют компании, которые специализируются на определенном виде работ. Например, российская фирма Morendi известна своим чип-тюнингом, заменой и настройкой блоков управления.
Среди компаний, производящих обвесы для автомобилей премиум-класса, большой популярностью пользуется Renegade Design. Она создает уникальные аэродинамические тюнинг-комплекты и кованые диски, которые отличаются высоким качеством. Уверенность в разработанных изделиях настолько велика, что на всю дизайнерскую продукцию предоставляется гарантия 5 лет. Это, кстати, огромное преимущество тюнинг-ателье. Они оснащаются необходимым оборудованием, отвечают за качество выполняемых работ, имеет гибкую ценовую политику и возможность оформить рассрочку или кредит. Еще один плюс в том, что представительства крупных автомастерских имеются во многих регионах.
Как сделать тюнинг самостоятельно
Некоторые доработки автомобиля можно выполнить самостоятельно, при наличии места, инструментов, а главное – умелых рук. Но следует помнить, что тюнинг не должен затрагивать детали с идентификационными номерами, снижать технические, эксплуатационные характеристики и кардинально менять внешний облик автомобиля. Что можно сделать в домашних (гаражных) условиях:
Плюсом самостоятельной деятельности по улучшению своего автомобиля является относительно невысокая стоимость работ. К тому же для некоторых автовладельцев это настоящее хобби, способ проявить креативность и даже расслабиться. Но все-таки в большинстве случаев имеет смысл обратиться к специалистам, чтобы не пришлось потом переплачивать за исправление ошибок, промахов, недочетов и незапланированных осложнений.
Где и как делать тюнинг, разумеется, решать только автовладельцу. Будет ли это самостоятельная работа, обращение в обычный автосервис или в специализированное тюнинг-ателье. Какие именно будут вноситься изменения, сколько будет потрачено средств, и как производится оплата. Главное, чтобы все было в рамках закона и дало свои результаты. Если помнить, что тюнинг в первую очередь нацелен на улучшение характеристики автомобиля, то удастся избежать лишних расходов. Однако если целью является именно эпатирование окружающих внешним видом машины, то и здесь остается пожелать удачи. Потому что тюнинг должен быть в радость и никак иначе.
Тюнинг автомобиля для начинающих с чего начать
Тюнинг автомобиля – процесс трудоемкий и очень интересный. Тюнинг позволяет выделить автомобиль из «серой массы» как в техническом плане, так и в эстетическом. Часто происходит так, что тюнинг автомобиля начинается без предварительного плана, что часто заканчивается остановкой на половине пути. Для начала рассмотрим виды тюнинга транспорта:
Чип-тюнинг
Польза чип тюнинга
Основная задача такого рода тюнинга состоит в том, что бы увеличить мощность мотора, прибегая только к перепрошивке блока управления двигателем. Такой вид тюнинга может положительно влиять не только к увеличению мощности, но так же и на снижение расхода топлива, благодаря точной настройке соотношения воздуха и бензина, а так же сдвигу угла зажигания в ту или иную сторону.
Такие детали, как распредвал с иными характеристиками, топливные форсунки с увеличенной производительностью, прямоточная выхлопная система и т.п, требуют после монтажа перенастроить блок управления под иные параметры.
У чип тюнинга есть свои недостатки:
Чип тюнинг это первый шаг к улучшению технических характеристик вашего автомобиля, и самый идеальный и дешевый вариант для начала тюнинга. За небольшую сумму денег при помощи коррекции ЭБУ можно поднять мощность на 20% и более.
Технический тюнинг
Для того, что бы грамотно тюнинговать свой автомобиль, нужно изначально рассчитать бюджет и пожелания, что именно будет требоваться от машины. Важно понимать, какую мощность хотите получить на выходе. С увеличением мощности мотора следует задуматься о доработке тормозной системы и подвески, а так же рулевого управления.
Для примера рассмотрим вариант тюнинга на базе любого переднеприводоного автомобиля ВАЗ с инжекторным мотором, мощность которого должна подходить для городской езды, оставляя большинство автомобилей позади.
Тормоза
Любой серьезный технический тюнинг начинается с тормозов. Тормоза это одна из важных систем в машине, которая напрямую отвечает за безопасность на дороге. Штатная тормозная система рассчитывается под конкретный вес автомобиля и его мощность с некоторым запасом. Стандартная тормозная система опасна для автомобиля, чья мощность возросла даже в полтора раза. Если же несколько раз очень резко затормозить, то тормозные диски сильно перегреваются, что в итоге увеличивает во много раз тормозной путь, а в крайних случаях автомобиль вообще отказывается тормозить.
Первым делом нужно сменить все тормозные диски, желательно ставить с увеличенным диаметром и вентилируемые с перфорацией. Колодки так же нужно ставить только самые лучшие, где коэффициент трения очень высок.
Подвеска и рулевое управление
Трансмиссия
Тюнинг трансмиссии поможет сократить разгон автомобиля, не прибегая к изменениям технических характеристик двигателя. Для того, что бы правильно подготовить трансмиссию под высокую мощность, потребуется:
Тюнинг двигателя
Тюнинг двигателя нужно проводить в последнюю очередь в серии технической модернизации. Для начала нужно определиться с мощностью мотора, что бы правильно собрать тормоза и ходовую часть с трансмиссией. Увеличение мощности мотора может проводиться разными способами, а именно:
Стайлинг и тюнинг салона
Тюнинг автомобиля это приятный и трудоемкий процесс, где можно воплотить совершенно любые фантазии, и из обычной машины сделать автомобиль вашей мечты.
Тюнинг автомобиля своими руками
Каждый автовладелец стремиться к тому, чтобы его автомобиль был не просто привлекательным, а отличался от прочих машин. Подчеркнуть собственную индивидуальность в таком случае позволяет тюнинг, который может радикально преобразить образ авто, даже будучи выполнен в домашних условиях.
Пример тюнинга на Subaru Impreza
Сразу же отметим, что улучшению сегодня подвергается не только экстерьер и интерьер транспортного средства. Тюнинг автомобилей своими руками может касаться практически всех комплектующих и узлов.
Но, перед тем как решиться на подобные мероприятия, следует изучить матчасть, а также оценить собственные силы и финансовые средства, которые вы готовы потратить на усовершенствование своего «жеребца».
Плюсы и минусы
В зависимости от того, какая цель поставлена, тюнинг способен изменить внешность машины, улучшить качество езды, повысить комфорт и т. д. Однако прежде, чем самому приступить к тюнингу авто, необходимо уяснить, что модернизация не должна снижать характеристики ТС, ни ходовые, ни прочностные, ни эксплуатационные.
Авто до и после тюнинга, сравнение
Реальность такова, что каждое усовершенствование автомобиля сегодня можно назвать тюнингом, начиная от тонировки фар, и заканчивая перепрошивкой бортовых систем. Иногда подобные доработки необходимы, но чаще это лишь блажь хозяина машины, которая вполне может лишить автовладельца фирменной гарантии производителя транспортного средства.
Виды тюнинга
Модернизация машины – это довольно кропотливое и трудоемкое занятие, которое требует времени и финансовых вложений. Поэтому тюнинг авто своими руками в домашних условиях необходимо начинать с постановки конкретной задачи и создания четкого плана действий.
Подготовка автомобиля к тюнинга, проверка на СТО
Здесь следует напомнить, что различают следующие виды тюнинга.
Отечественный тюнинг
Обычно мероприятия, проводимые хозяевами транспортных средств, направлены на улучшение внешнего вида авто и обновление салона. В последнем случае не стоит затрагивать кузовные элементы, что позволит избежать множества проблем и неприятностей.
Чаще всего к тюнингу прибегают владельцы автомобилей бюджетной комплектации, к числу которых можно смело отнести большую часть отечественных машин.
ГАЗ 24 после тюнинга своими руками
Очень популярна в России модернизация старых моделей авто, в результате которой они получают полноценную вторую жизнь и полностью преображаются. Как сделать тюнинг авто своими руками каждый решает сам, но помните, что подобные доработки не должны нарушать предписания автопроизводителя.
Популярные решения
Далее рассмотрим несколько вариантов улучшения ТС, которые можно сделать самостоятельно без особых капиталовложений.
Тонировка стекол
Начинающим криэйторам очень нравится стартовать с остекления и оптики. Тонировку этих элементов можно считать наиболее доступным и простым (в плане исполнения) способом преображения автотранспорта.
Качественно выполненная тонировка гарантировано увеличит привлекательность авто. Также она позволит обеспечить защиту салона от выгорания и переизбытка солнечного света. Однако в этом деле необходимо чувство меры.
Пример полной тонировки стёкол авто, запрещенной законом
Отметим и тот факт, что тонированные стекла могут улучшить тепло и/или звукоизоляцию внутреннего пространства, что придется весьма кстати для почитателей кондиционера, ведь слой тонировочной пленки снизит теплоотдачу стекла, замедлив нагревание воздуха в салоне.
Огромным плюсом для каждого автомобиля является тонировка остекления заводского типа. Поэтому, если вам необходим идеальный результат, тонировку следует выполнять в специализированном техцентре, поскольку отсутствие опыта и/или профессионального инструмента может стать причиной весьма плачевных последствий. Доверьте это дело мастерам, и результат работы специалистов вас точно порадует.
Апгрейд руля
Обычное рулевое колесо с тонким корпусом трудно назвать удобным или привлекательным. Также очень немногим водителям понравится «баранка» с накладками и шишками, обтянутыми перфорированной экокожей.
Апгрейд руля на Lada Vesta собственными силами
Да и в целях безопасности руль должен оснащаться аэрбегом, которой защитит водителя в критической ситуации.
Радикально преобразить рулевое колесо согласно своим предпочтениям позволяет матричная технология. Если этот способ кажется для вас слишком сложным, тогда рассмотрите вариант полной замены данного конструктивного элемента. Это дороже, но результат гарантирован на 100 %.
Приборная панель
Отличным решением для обновления этого элемента салона является обустройство дополнительной светодиодной подсветки. Данная задача по силам каждому, у кого в гараже найдется:набор отверток;
После демонтажа пластиковой панели, необходимо отыскать осветительные элементы, установленные на заводе, и выкрутить их. Далее к патронам припаиваются провода светодиодной ленты, которая фиксируется в заданном положении.
Завершив монтаж всех элементов необходимо проверить их работоспособность, а получив положительный результат, установить на место приборную панель. Вся описанная процедура абсолютно не сложная, но требует соблюдения полярности контактов во время припаивания проводов.
Тюнинг капота
Модификация упомянутого кузовного элемента обеспечит автомобилю стильный и узнаваемый облик. Сегодня для улучшения внешнего вида капота можно воспользоваться несколькими оригинальными и эффективными методами, которые доступны, как в плане финансов, так и с точки зрения необходимых навыков.
Оклейка капота карбоновой пленкой, пример
К таковым относятся:
Улучшенные сидения
Полная смена автокресел на современные и удобные аналоги – радикальный, но эффективный метод преображения салона. Но он подразумевает ощутимые денежные затраты. К тому же, необходимо помнить, что покупать новые сидения нужно с полозьями, которые гарантируют возможность регулировки расстояния между креслом и торпедой.
Автомобильные чехлы, сшитые на заказ для Mitsubishi
Ощутимо меньше денег потребуется для приобретения качественных чехлов из экокожи, которые скроют изношенную обивку. В этом случае легко подобрать дизайн и цветовое оформление, однако приобретать стоит не универсальные, а модельные изделия, которые созданы по лекалам конкретных автокресел.
Прочие доработки салона самостоятельно выполнить вряд ли получится. В противном случае такие улучшения нужно производить под присмотром специалиста, способного дать дельный совет.
Тюнинг бампера
Самостоятельно изготовление этого кузовного элемента – трудоемкий и сложный процесс. Намного проще отреставрировать имеющийся бампер, что тоже требует аккуратности и продуманного плана действий.
Обвес своими руками на ВАЗ 2114
Основные положения этого плана должны включать:
Восстановление или же улучшение заводской детали не должно негативно отразиться на её свойствах и характеристиках.
Все по-взрослому: с чего начать знакомство с тюнингом
Хот-роды и кастомайзинг
Слово «тюнинг» пришло в русский язык из английского tuning и в переводе означает «настройка». С тех пор как свет увидел первый автомобиль, человечество стремится его усовершенствовать. Такова наша суть: хочется выделиться из толпы и проявить индивидуальность. Уже в 30-50-х годах прошлого века Соединенные Штаты Америки охватил настоящий бум тюнинга. Молодежь мечтала о быстрых машинах, и все доработки, как правило, преследовали цель увеличить мощность и достичь максимально возможную скорость. Так началась эпоха хот-родов и светофорных гонок, вскоре переросшая в официальные соревнования по дрэг-рейсингу на загородных шоссе и соляных озерах. Хот-роддинг фактически можно считать родоначальником индустрии тюнинга. Тогда же зародилось такое направление, как кастомайзинг – создание уникальных в своем роде проектов. С тех пор увлечение тюнингом переместилось в Европу, Японию и в целом распространилось всему миру, в Америке эта культура развита настолько, что новый дерзкий проект появляется чуть ли не каждый день.
Что вообще дорабатывать?
Если вы решили заняться тюнингом, для начала нужно определиться, что именно вы хотите изменить в своем автомобиле. Направлений для полета фантазии бессчетное количество: можно форсировать двигатель, переделать подвеску, изменить внешность машины, перешить салон, поставить навороченную аудиосистему, построить настоящий ай-стоппер или, наоборот, «волка в овечьей шкуре». А если речь идет о технических доработках, еще и учесть при этом, где та тонкая грань, которая превращает городской автомобиль в болид, пригодный исключительно для спортивных трасс и трека.
Колеса, винил, вайд-боди
Считается, что общее впечатление от внешности автомобиля как минимум на 50% зависит от того, какие у него колеса. Так что если вы хотите сделать свою машину привлекательнее – вы знаете, с чего начать. Вариаций дальнейшей трансформации экстерьера множество: от популярной когда-то аэрографии до оклейки кузова разноцветными виниловыми пленками, установки различных аэродинамических элементов (спойлер, сплиттер, канарды, диффузор) или вовсе широченных вайд-боди. И тут возникают первые подводные камни. Во-первых, для выбранных дисков вам могут понадобиться проставки. Во-вторых, после установки новых колес, вероятнее всего, захочется занизить автомобиль, чтобы он смотрелся динамичнее. Значит, надо дорабатывать подвеску. Менять пружины или вовсе стойки в сборе, выбирать статику или инсталляцию системы пневмоподвески – кому что больше нравится. Если же речь идет о расширении кузова, то к нему нужны колеса соответствующего размера, а они, в свою очередь, будут тереть об арки. Значит, арки предстоит вырезать. Вы точно готовы продолжать? Если хотите создать крутой проект, масштабные работы неизбежны.
Чип-тюнинг, турбины, swap
Теперь поговорим о вариантах увеличения мощности двигателя. Для большинства современных автомобилей предусмотрена возможность чип-тюнинга – перепрограммирования штатного блока управления двигателем. Это касается и бензиновых, и дизельных двигателей. При этом оптимизируются такие важные настройки, как управление зажиганием, впрыском топлива, давлением наддува. Лучше всего результат виден на турбо-моторах, однако есть нюансы: поднятие давления наддува турбокомпрессора дает ощутимую прибавку мощности только в сочетании с правильной коррекцией опережения зажигания и впрыска топлива.
Вообще говоря, изначально чип-тюнинг представлял собой замену или перезапись чипа, который находится непосредственно в электронном блоке управления (ЭБУ). Чип выпаивался из платы, в нем менялась программа и после этого чип устанавливался обратно. Отсюда и появилось название этого вида тюнинга. Сегодня термин используют, по сути, по инерции, поскольку описывают им процедуру, при которой уже не происходит физической замены микросхемы.
Что нужно для проведения грамотной «прошивки»? Огромное количество знаний и опыта. Современный блок управления обладает широкими возможностями, а сможет ли ими воспользоваться программист и настройщик — это большой вопрос. Нельзя забывать и о том, что ошибка при подобной процедуре может оказаться фатальной и стоить двигателю жизни.
Еще один популярный вариант доработки двигателя – установка турбины либо, в случае уже турбированного мотора, замена на более производительную. Тут необходимо учесть, что само железо по мотору придется усилить, чтобы все компоненты выдержали увеличившуюся нагрузку. Масштабы списка зависят от того, насколько вы задумали поднять мощность. Чем больше цифры, тем больше процесс будет представлять собой постепенное замещение практически всех деталей новыми. Возможен и такой вариант, когда проще сделать swap двигателя, то есть его замену, на совершенно другой. При этом нужно заранее изучить все нюансы, чтобы мотор уместился под капот вашего автомобиля, озадачиться проводкой и тем, чтобы новому агрегату соответствовала и коробка переключения передач.
История с продолжением
Увеличение мощности автоматически влечет за собой следующие доработки. При высокой нагрузке мотору требуется хорошее охлаждение. Желательна замена впускной и выпускной системы, а также модернизация подвески для лучшей управляемости. Обязательно – усиление тормозов, чтобы вовремя и оперативно усмирять возросший табун лошадей. А в идеале – корректировка программы ЭБУ. В салоне неизменно появляются дополнительные приборы для контроля основных параметров работы автомобиля.
Если вы затеяли тюнинг для того, чтобы погонять и принять участие в соревнованиях, будь то трек-дни, дрифт, кольцевые гонки или ралли, вам предстоит позаботиться об эргономике и безопасности. Установить спортивное сидение, 4-точечные ремни безопасности и, в соответствии с техническими требованиями соревнований, каркас.
Крутой тюнинг в подарок
Простейшая прошивка двигателя для «немцев», STAGE 1, увеличивающая заводскую мощность на 30-40 л.с. стоит в среднем от 25000 рублей. А прошивка, позволяющая поднять заводские 420 лошадей до 520, стоит уже 80000 рублей. Городской вариант тюнинга для «японцев», включающий новую турбину, кованную поршневую и настройку, обойдется тысяч в 500 (хорошая турбина стоит от 100000). Комплексный тюнинг перешагивает далеко за миллион рублей и даже несколько миллионов. Вывод напрашивается сам собой: для того, чтобы серьезно заниматься модернизацией автомобиля, нужно накопить денег.
В одном из выпусков программы Discovery Channel «Крутой тюнинг», которая выходит по понедельникам в 22:00 (мск) показана наглядная история того, как проекты оказываются долгостроями именно по причине нехватки времени и денег. Главный герой, Кристофер, с детства был фанатом ралли и мечтал о крутой тачке. Когда он наконец-то заработал на собственную машину, денег ему хватило только на покупку подержанного авто. Он приобрел ту самую желанную Subaru WRX 2006 года выпуска, но в нерабочем состоянии, надеясь, что вместе с отцом сможет ее восстановить. Увы – они бились в общей сложности четыре года, но машина так и осталась грудой пыльных запчастей, собранных воедино. В какой-то момент сестра Кристофера Сьерра устала наблюдать за этой грустной картиной и пригласила на помощь команду программы «Крутой тюнинг». Ребята приехали в дом к Кристоферу под видом сотрудников налогового управления. Сообщив Крису, что у того накопилась задолженность по налогам, они конфисковали машину якобы в счет долга. Правда, в последний момент парни из команды Чипа Фуза – а в их числе был и его сын Брок – признались Кристоферу, кто они такие и зачем они забирают его «Субару». И вовремя – у парня чуть не случился инфаркт, но когда розыгрыш раскрылся, ужас сменился радостью.