С чего начинается выбор и освоение педагогом новой педагогической технологии
Повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания
Хорошо быть лестницей для детей, которым хочется в хмурый день дорасти до солнца.
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса.
Одной из главных задач считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.
С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Каждый ребенок, как и взрослый, требует своего, особого, подхода. Кому-то подходят бобы с уксусом, а кому-то нет. Ни одна педагогическая технология, ни одно воспитательное средство не обеспечивает стопроцентной эффективности. Давайте помнить, чтобы методика, прием, способ давали результаты, необходимо, прежде всего, чтобы активно работал разум их применяющего, его интуиция, здравый смысл. Отдав себе в этом отчет, давайте вместе двигаться в направлении к главной цели – получение радости и удовольствия от общения с детьми, от своей педагогической профессии, от своей жизни!
Ценность любого инструмента, определяется тем, чьи руки его держат
Что такое урок, знает каждый.Но для каждого он свой: нудный, веселый, занимательный, напряженный, познавательный … Уроки готовят, их дают и «заваливают», на них учат и учатся.
«Если ребенок престает следить за происходящим на уроке и погружается в дремоту с открытыми глазами, «отключается»,то кто виноват: он или учитель?».
Л. Н.Толстой писал: «Для того чтобы ученик, учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того чтобы он учился охотно,нужно: 1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно, и 2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях…».И продолжение данного высказывания: «…очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение, т. е. за непонимание. Ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними влияниями».
1. Технология проблемного обучения
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения, легко и доступно изложена Е. Л. Мельниковой в книге «Проблемный урок или Как открывать знания с учениками».
учить, а учить мыслить» И. Кант.
Ум – это не сосуд, который нужно наполнить, а пламя, которое необходимо разжечь. (Плутарх)
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать.
2. Разноуровневое обучение
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Но самое главное при этом надо знать своих учеников: их психологические и физиологические возможности, интересы и способности, состояние здоровья; чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, учитывать обстановку в их семьях.
3. Исследовательская работа
Одной из наиболее эффективных обучающих и развивающих инновационных технологий, на мой взгляд, является исследовательская деятельность, позволяющая комплексно решать задачи интеллектуального и социального совершенствования личности. Педагог превращается в консультанта, помощника начинающего исследователя. Одновременно в условиях исследовательского обучения педагог для учащегося – образец творческой деятельности, тот, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению и к жизни в целом. Это существенно меняет содержательное наполнение всего процесса подготовки педагога и требует от него, кроме хорошей общей и предметной эрудиции, умения передавать эти сведения детям, быть способным вести исследовательский поиск и, самое важное, – уметь заражать этим других. Педагог, работающий в русле идей исследовательского обучения, может научить ребёнка даже тому, чего не умеет сам. Это утверждение только на первый взгляд может показаться парадоксальным. В условиях, когда новое знание не транслируется, а добывается из первоисточника, педагог не обязан, да и не может всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, таким образом находить любые ответы и уметь научить этому детей.
Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы.
Я думаю, что мы все понимаем, что наша основная задача как педагогов не только снабдить учеников определённым набором знаний, обучить их основным способам и алгоритмам деятельности, но и научить ориентироваться в сложных потоках информации, умению ставить своевременные и наиболее актуальные вопросы и самостоятельно получать на них обоснованные ответы.
1. Ученик должен хотеть проводить исследование. Этого должен хотеть и учитель (провести именно это исследование). Если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследования не получиться.
2. Ученик должен суметь это сделать. Но, прежде всего это должен уметь сделать учитель. Как вы сможете руководить исследовательской деятельностью, если не представляете себе всю структуру работы, не знаете методики, не можете определить направления детальности? Для выполнения работы у ученика уже должны быть сформированы определённые компетентности.
3. Ученик должен получить удовлетворение от своей работы. (И учитель тоже – от своей деятельности и от работы ученика).
4. Здоровьесберегающие технологии.
Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять.
В системе урок начинаю с Круга радости, где учитель и учащиеся тепло приветствуют друг друга. Методический смысл Круга радости заключается в том, чтобы каждый чувствовал себя принятым в знакомый ему большой дружеский коллектив, где пользуется доверием и сам доверяет другим.Однако здесь важен не просто эмоциональный настрой: каждый урок начинается с поэтических строчек, содержание которых созвучно теме урока. Стихотворные произведения помогают учащимся создать свой образ темы, настроиться на нее. Атмосфера начала урока очень важна для полноценного, доверительного диалога учителя и учеников.
Почему именно диалога? Учитель на уроке – собеседник, партнер, наставник, оппонент и единомышленник. Он создает условия для того, чтобы каждый мог высказывать свое мнение, отстаивать свою жизненную позицию, проявлять себя в творчестве и совершать свои открытия.
На уроке активно применяю игры, разминки, ведь важно создать здоровую атмосферу, поддержать в учениках бодрость духа, дать им эмоциональный заряд для всей последующей учебной деятельности.
А в конце урока важно дать учащимся возможность озвучить собственные открытия, прокомментировать информацию, данную в учебнике, и, возможно, дополнить ее. Это желательно сделать перед выполнением итогового творческого задания, а в отдельных случаях – в процессе проведения Круга «От сердца к сердцу» в форме высказанных учащимися впечатлений.
Два основных таких методических приёмов, с которых начинается и которыми завершается каждый урок самопознания, «круг радости» и «круг от сердца к сердцу». Они позволяют сблизить детей, вызвать доверие друг к другу, к учителю и к уроку. Такое игровое взаимодействие дает возможность определить эмоциональное состояние каждого ребёнка, степень его участия в уроке и более глубокое понимание того, о чём идёт речь на уроке.
Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, за детей. Вместе с тем, отвечая за себя самого, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, учителем, воспитателем, каждый из нас должен давать себе, отчет в том, что достойное выполнение профессионального педагогического долга требует принятия на себя ряда обязательств.
От учителя, его личностных качеств, профессионального мастерства зависит многое в судьбе учащихся. Учитель может воспитывать прекрасных учеников, которые всю жизнь будут вспоминать его как свой идеал, но он же может искалечить жизнь, ум и способности своих учеников. Как сказал народный художник России и учитель А. А.Мыльников: «Педагогическая профессия коварна. Можно всю жизнь быть педагогом, но так и не стать Учителем. Только ученик может назвать педагога Учителем. Несущественно, что о вас не вспоминают плохо, тревожно, что не вспоминают хорошо». Как вы понимаете это высказывание?
«Чтобы знали и помнили». Фотоотчёт о применении современных образовательных технологий 9 мая 2015 года мы празднуем юбилей Победы. Это и торжественно, и печально, ведь чем дальше мы отодвигаемся по временной ленте от войны,.
Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией Критерий 1 «Результаты освоения воспитанниками образовательных про-грамм по итогам мониторингов, проводимых организацией» (по результатам.
Фотоотчёт «Финал нашего конкурса педагогического мастерства» 25 января мы все вместе собрались в музыкальном зале, чтобы, наконец-то, подвести итоги нашего конкурса педагогического мастерства «Педагогическая.
Конспект НОД по ПДД с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошк-го возраста «Наша улица» Конспект открытой нод по правилам дорожного движения с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошкольного.
Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии» Авторы методической разработки: А. В. Гуменюк, И. С. Лукьяненко Представляем Вам занятие с применением современных образовательных технологий.
Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.
Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.
Повышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсах Повышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсах Освоить практически любой новый навык сейчас.
Освоение педагогами современных технологий
Однозначно можно сказать, что чем большим количеством технологий овладел педагог, тем более профессиональным и обоснованным будет его выбор, а учащиеся освоят различные роли и способы деятельности. Чем больше технологий использует в своей деятельности педагог, тем интересней для него педагогическая работа, тем увлекательней познавательная деятельность учащихся, тем больше возможностей индивидуализировать образовательный процесс.
Имеющийся опыт работы с различными педагогическими коллективами позволяет условно выделить следующие этапы освоения технологий.
1. Мотивационное обеспечение, создание ситуаций, побуждающих педагогов к изменению стиля своей деятельности, осознанию необходимости постоянного поиска.
На этом этапе целесообразно использовать такие средства, как: показ привлекательных образцов, выступление авторитетных людей, совместное обсуждение проблем учебной деятельности с участием учащихся, анализ результатов работы, вскрывающий проблемы совершенствования педагогического мастерства педагогов.
Важным стимулом для изменения своей деятельности, перестройки образовательного процесса в школе и в вузе является введение новых стандартов, в основе которых лежат компетентностный и деятельностный подходы, а также идеи индивидуализации, построения индивидуальной образовательной траектории учащихся. В этой связи необходимо основательно изучить новые концепцию и стандарты ФГОС, выявить их принципиальное отличие от ранее действующей парадигмы, критически осмыслить свою деятельность, готовность заниматься обучением и воспитанием учащихся в новых условиях. Проведение различных тестов, методик, позволяющих определить характер педагогического мышления, готовности профессионально действовать в современных условиях, поможет педагогу осознать свои проблемы и настроиться на освоение принципиально новых технологий.
2.Психолого-педагогическая подготовка педагогов к знакомству с новыми технологиями, цель которой – сформировать у них современный взгляд на образовательный процесс, помочь им преодолеть некоторые педагогические стереотипы, снять психологические барьеры, затрудняющие развитие субъект-субъектных, диалоговых отношений с учащимися. С этой целью педагоги обсуждают различные подходы к обучению и воспитанию, в том числе два противоположных: социоцентрический и гомоцентрический. Сравнение двух подходов побуждает учителей к анализу собственной деятельности, к осмыслению своих возможностей для изменения позиции во взаимодействии с учениками. С педагогами проводятся тренинги общения, организуются практические занятия по решению педагогических задач, просматриваются и анализируются видеозаписи фильмов, организуется рефлексивная деятельность. Затем им предлагается сформулировать конкретные задачи, связанные с формированием новой профессиональной позиции в образовательном процессе.
3. Освоение педагогами главных идей, которыми необходимо руководствоваться при освоении индивидуально-ориентированных технологий. Схематизированное знакомство с технологиями, формальное приобретение алгоритмов и техник ведет к их необоснованному применению, искажению их сущности и, соответственно, издержкам, которые снижают эффективность применяемых технологий. Так, освоение субъектно-ориентированных технологий, технологии педагогического сопровождения предусматривает понимание сущности, принципов диалогового взаимодействия, взаимодействия «на равных», формирования индивидуального маршрута учащегося, сопровождения индивидуальной образовательной деятельности и др. Способами освоения этих идей является анализ конкретных ситуаций, которые берутся из реальной практики, а затем осуществляется моделирование новых ситуаций под современные образовательные идеи. Например, рассматриваются ситуации целеполагания в традиционной системе обучения, а затем конструируются ситуации целеполагания при субъектно-ориентированном обучении, с учетом разных уровней субъектности обучаемого.
4. Освоение общих образовательных технологий. Освоить все существующие частные или локальные технологии невозможно, так как их много. Более того, само по себе количество изученных педагогом технологий не всегда ведет к развитию творчества и росту профессионализма. В то же время, глубокое понимание и освоение общих технологий позволяет специалисту на определенном этапе профессионального развития проектировать свои собственные технологии. В процессе анализа конкретных ситуаций, фрагментов занятий вместе с педагогами можно выявить алгоритм действий педагога и учащегося. Затем с учетом разных типов педагогического процесса целесообразно смоделировать общие технологии индивидуально-ориентированного обучения.
5. Освоение педагогами частных технологий. Анализ опыта убеждает в том, что целесообразно знакомить педагогов с частными технологиями, которые конкретизируют общую технологию, чтобы каждый учитель мог осознать возможность ее применения в процессе изучения конкретной дисциплины и в имеющихся условиях, ее соответствие своим личностным особенностям. С педагогами проводятся занятия, разъясняющие суть технологии, предлагаются техники и приемы, которые отрабатываются в практической деятельности. Целесообразно либо посетить занятия с использованием конкретной технологии, либо посмотреть видеозапись и организовать обсуждение. Лучше один раз увидеть, чем «сто раз» услышать.
Еще полезнее испытать технологию «на себе», побывав в роли учащегося в процессе ее освоения. Как мы неоднократно убеждались, только в этом случае педагоги осмысленно применяют технологию в своей практической деятельности. Так, например, технологию развития критического мышления через чтение и письмо, ее техники можно освоить через работу с текстом, в котором излагается эта технология. А при освоении технологии «Образ и мысль» можно провести модельный урок, а затем предложить учителям выявить функции, принципы, условия применения этой технологии в образовательном процессе.
6. Выбор педагогами одной или нескольких технологий для освоения (как правило, выбирают одну технологию). Опыт убеждает в том, что выбор технологий для дальнейшего использования в своей практической деятельности зависит от мастерства носителя информации о технологии, от того, как была представлена та или иная технология. Мы не выявили какой-либо тенденции в предпочтениях педагогов.
7. Применение отдельных техник и приемов технологии в сложившейся системе деятельности. Целесообразно начать освоение технологии с применения отдельных ее техник, методов, приемов, что позволит педагогу более детально подготовиться к нововведению в свою практику, а детям более естественно, без перегрузки приобщиться к выполнению нового для них вида работы. После того, как успешно освоен новый прием организации деятельности учащихся, можно вводить новый элемент или новую технику.
8. Более глубокое знакомство с выбранной технологией через отработку некоторой совокупности приемов, техник, а затем освоение всех пошаговых действий в процессе самостоятельного осмысления и поиска. Данный этап наступает тогда, когда педагог осознал полезность технологии, возможности применять ее, возникло желание выстраивать систему своей деятельности на основе конкретной технологии. В этом случае педагог начинает читать целенаправленно литературу, где освещена данная проблема, обращается к специалистам за консультацией, посещает занятия коллег, которые используют данную технологию. Использование и отработка отдельных техник и приемов технологии осуществляется в условиях сложившейся системы деятельности.
9. Построение учебного процесса на основе целостного использования технологии. В этом случае педагогу часто приходится выходить за рамки традиционной системы (классно-урочной), что требует соответствующей поддержки со стороны администрации образовательного учреждения. В зависимости от особенностей технологии и границ ее применения в ряде случаев целесообразно гибко перестраивать расписание, корректировать учебный процесс, учитывая особенности работы, которую выполняют учащиеся. Например, если педагог выстраивает систему проектной деятельности учащихся, то некоторые этапы ее предполагают организацию одновременно нескольких последовательных занятий, что потребует корректировки расписания. Презентация результатов проектной деятельности может выходить за рамки учебного процесса и осуществляться во внеучебное время.
10. Экспертиза опыта применения технологии специалистами. Задачи данного этапа: оценить грамотность и эффективность применения технологии; определить пути и способы совершенствования деятельности педагога; выявить возможность поддержки, обобщения и распространения опыта использования технологии в педагогическом коллективе. Экспертиза осуществляется в процессе посещения занятий, изучения результатов деятельности учащихся. На этом этапе педагог уточняет свои представления о технологии, более глубоко осознает ее суть, что приводит к внесению корректив, уточнений при ее дальнейшем использовании.
11. Совершенствование опыта применения технологии, предусматривающее изменение условий работы педагога и построения учебно-воспитательного процесса в целом. Как правило, использование индивидуально-ориентированных технологий приводит к необходимости отказаться от жесткой регламентации построения учебного занятия, а иногда и от классно-урочной системы, развитию внеучебной воспитательной работы.
12. Внесение в имеющуюся технологию своих собственных приемов, модернизация технологии. Это неизбежно происходит, если педагог работает творчески. У него возникает потребность разрабатывать свои техники и приемы.
13. Интеграция техник и приемов различных технологий. На данном этапе педагог приходит к осознанию того, что все индивидуально-ориентированные технологии имеют одну общую концептуальную основу и логику действий педагога и учащегося. Важно выбирать различные способы действий на каждом этапе деятельности с учетом возможностей и потребностей учащихся, выстраивая их индивидуальную траекторию.
14. Создание собственных авторских технологий. Это возможно, если педагог находится в постоянном творческом поиске, экспериментировании, анализирует результаты своей деятельности и достижения учащихся, обладает высоким уровнем креативности, интуиции и педагогического мастерства. В данном случае педагог нуждается в особой поддержке администрации, органов образования. Его опыт следует представить в виде статей и методических рекомендаций, а в ряде случае целесообразно включать в целенаправленную исследовательскую деятельность для написания диссертационной работы.
Естественно, предложенный вариант освоения технологии не является универсальным. Путь освоения технологии может завершаться шестым этапом, что чаще всего и происходит. Это обусловлено тем, что использование технологий, ориентированных на ученика как индивидуальность и личность, предусматривает выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика. В этом случае время обучения учащихся не может быть жестко регламентировано, как это предусмотрено в классно-урочной системе. Большая часть педагогов, не имея возможностей отказаться от традиционной системы, вынуждена использовать отдельные техники и приемы предлагаемых технологий. Таким путем можно придти к созданию собственных вариантов интерпретации известных образовательных технологий и побудить педагога к творчеству и поиску, что является одним из весьма важных результатов работы по освоению новых технологий.
Введение ФГОС второго поколения потребует использования индивидуально- (личностно-, субъектно-) ориентированных технологий с целью построения индивидуальной образовательной траектории учащегося.
Коллективное овладение новыми технологиями способствует созданию атмосферы поиска и экспериментирования в образовательном учреждении, эвристической среды, благоприятной для развития творчества и профессиональной активности педагогов и учащихся.
Использование технологий, ориентированных на ученика как субъекта собственной деятельности, предусматривает наличие у педагога способности к импровизации, мобильности, гибкости, умения постоянно развиваться и изменяться вместе со своими учениками.