С чего начинается выездка
Обучение и подготовка лошади к соревнованию по выездке
На данный момент различают несколько десятков видов конного спорта, но только три вида относятся к разряду Олимпийских – выездка, троеборье, конкур. Среди них выездка считается наиболее художественным видом спорта. Обучение лошади выездке занимает порядка трех лет, в течение которых оттачиваются все движения и аллюры.
Немного истории
Считается, что выездка лошадей возникла в 16 веке в Италии, где было открыто множество школ верховой езды, а каждый из преподавателей обладал индивидуальной программой обучения. Изначально выездка была подспорьем в турнирах, каждый из участников должен был не просто победить противника, но и поразить зрителей техникой исполнения аллюров лошадью. К началу 20 века выездка стала официальным видом конного спорта и в 1912 одной из дисциплин Олимпийских игр.
Наиболее известным среди олимпийских чемпионов выездки считается Райнер Климке, выигравший 6 золотых и 2 бронзовые медали за 12 лет участия в конных соревнованиях. Одной из первых женщин принявших участие в олимпийской выездке была Лис Хартель. Несмотря на серьезные проблемы со здоровьем она была выбрана для того чтобы представлять свою страну на Олимпийских играх. Хартель заняла второе место, обеспечив Дании серебряную медаль.
Особенности и задачи
С каждым годом популярность выездки растет, привлекая все большее количество и участников, и зрителей. Связанно это с тем, что выездка, несомненно, наиболее эстетичная из дисциплин, объединяющая в себе спорт и искусство.
Основная задача выездки лошади заключается в том, чтобы в полной мере продемонстрировать высшую степень послушания лошади и ее умений. Лошадь должна работать на шагу, рыси и галопе по заранее предписанному шаблону движений. Исключением является «фристайл» – индивидуальные схемы движений, выполняемые под музыкальное сопровождение.
Стоит отметить что, выездка является единственным видом конного спорта, включенным в Паралимпийские игры.
Элементы выездки
Иногда выездку коня сравнивают с танцем – плавные переходы из одного аллюра в другой, ритмичная смена темпа, изящность и точность каждого движения, безусловное взаимопонимание лошади и наездника. И также как в танце, в выездке есть ряд элементов различной сложности исполнения.
Осаживание
Осаживание является одним из наиболее неоднозначных элементов выездки за счет споров о его необходимости. В некоторых дисциплинах конного спорта данный элемент было решено исключить из программы, но в выездке он по-прежнему остался.
Осаживание представляет собой движение лошади назад, где левая передняя и левая задняя ноги движутся вместе, находясь на одной линии. Этот элемент требует хорошо развитого чувства равновесия у лошади.
Обучение осаживанию
Плечо вовнутрь
В то время как задние конечности движутся прямо, передние, немного берут в сторону. Голова направлена в противоположную сторону.
Принимание
Лошадь движется боком по диагонали, шея и корпус немного изогнуты. Сложность выполнения данного элемента выездки состоит в том, что движения задней части осуществляется за счет давления на одну ногу. При правильном выполнении принимания, кажется, что лошадь не шагает, а скользит по площадке.
Круговое галопирование
Во время выполнения данного упражнения лошадь движется галопом с ведущей правой передней конечностью (ногой).
Ведущая правая конечность
Менка ног на галопе
Название этого элемента отражает его суть – смена правой ведущей ноги на левую ногу.
Пассаж
Это один из наиболее важных элементов выездки лошади, во время выполнения которого может показаться, что лошадь пританцовывает. Шаги укорочены, движения выполняются ритмично.
Пиаффе
Данное упражнение (пиаффе лошади) напоминает пассаж без движения вперед.
Движения пиаффе
Этапы индивидуальной программы
После достижения лошадью трех лет можно задуматься над обучением лошади выездке, которое, как правило, состоит из трех этапов:
Соревнования по выездке
После того, как обучение лошади выездке было успешно пройдено, можно задуматься над участием в соревнованиях.
Программы соревнований по выездке различаются по степени сложности в зависимости от квалификации всадников и подготовки лошадей. В соревнованиях нет возрастных или гендерных ограничений, за исключением программы FEI, к которой не допускаются всадники до 16 лет. К происхождению лошадей также не предъявляется ограничений при условии соответствия к спортивной группе.
Внешний вид всадника (амуниция и экипировка), в свою очередь, должен отвечать требованиям соревнований и включать фрак, цилиндр, перчатки, обязательно белые брюки и галстук, черные сапоги. Во время соревнований запрещено использовать хлыст и голосовые команды. Управление лошадью должно осуществляться за счет незаметных движений повода и ног.
Основные элементы выездки
Основные элементы выездки:
1. Упражнения по выездке
Поворот
При повороте лошадь смотрит в ту сторону, в которую она идет, а ее голова и тело согнуты. Примером может послужить движение по кругу или вольт. Лошадь должна в достаточной степени согнуться, чтобы сделать вольт. Задняя часть корпуса должна повторить движение передней части. Всадник также смотрит в направлении поворота и смещает вес тела на внутреннее (по отношению к повороту) бедро. Внутренняя икра помогает поддерживать темп и не дает лошади зайти внутрь круга. Задняя часть корпуса не должна раскачиваться, иначе всаднику придется переместить внешнюю икру назад, чтобы удержать нужный изгиб лошади по всей длине круга. Всадник слегка выставляет руки вперед, но они не должны касаться гривы. Не делайте один и тот же вольт два-три раза подряд. Чередуйте это упражнение, например, с ездой по одной линии и вольтом в обратную сторону.
Езда по прямой линии
У лошадей есть врожденная наклонность идти с уклоном либо вправо, либо влево, так как они, подобно людям, делятся на правшей и левшей. Чтобы проехать по прямой линии необходимо ровное натяжение повода. Также важно повторять импульсные посылы. Большинство лошадей требуют большего давления на удила с одной стороны для прохождения по прямой. Любой всадник, занимающийся выездкой, ненавидит упражнение по отработке езды по прямой в центр манежа. Лошадь должна идти прямо, не ориентируясь на стену или изгородь.
Остановка на месте
Когда лошадь правильно стоит неподвижно, то делает это спокойно, равномерно распределив вес на все четыре ноги. Чтобы остановить лошадь, всадник использует ноги и тело, перемещая свой вес на заднюю часть корпуса лошади и осуществляя осторожное давление на удила. Лошадь должна среагировать немедленно, но останавливаться резко не должна. Стоя неподвижно, лошадь отжевывает железо, будучи готова идти вперед или назад.
Осаживание
Чтоб лошадь двигалась назад, всадник вначале посылает ее вперед, но как только она поднимает заднюю ногу, чтобы сделать шаг, всадник натягивает повод так же, как и для остановки. При движении назад ноги двигаются диагонально противоположными парами: левая передняя и правая задняя ноги вместе с правой передней и левой задней. Копыта должны отрываться от земли, а задние ноги должны находиться на одной линии с передними.
Поворот на заду
При повороте на заду налево лошадь проходит четверть круга за два шага. Размер круга зависит от размера лошади. Правая задняя нога заступает за левую заднюю, чтобы закончить движение. Вариантом поворота на заду является разворот. Из стойки на месте лошадь поворачивается на полоборота влево или вправо, используя в качестве оси левую заднюю ногу, которая должна оставаться более-менее в одном положении до завершения поворота.
Поворот на переду
Уступка шенкелю
Движение полубоком
Движение плечом внутрь
При боковом движении плечом внутрь лошадь идет по трем линиям, повернув голову в противоположную направлению движения сторону. Задняя часть корпуса движется по своей линии, а передняя слегка поворачивается внутрь, поэтому тело изгибается вокруг внутренней ноги всадника. Внешняя задняя и внутренняя передняя ноги идут по одной и той же линии. Внутренняя передняя нога заступает за внешнюю.
Фигуры
Восьмерка: состоит из двух связанных равных кругов. Они соприкасаются друг с другом в центре площадки (на букве Х). Когда всадник достигает буквы Х на первом полукруге, он изменяет направление движения и делает полный круг в противоположную сторону до пересечения, на котором направление было изменено для завершения первого круга.
Изменение направления при движении буквой S: это упражнение начинается прохождением полукруга на половину манежа. Затем, после нескольких шагов вперед по прямой, направление меняется, и проходится второй полукруг.
Конечно, существует гораздо больше фигур и их комбинаций, которые можно выполнять шагом, рысью или галопом.
2. Упражнения повышенной сложности на выездке
Траверс
Ранверс
Принимание
Осаживание
Пируэт
Круговое галопирование
Выполняя это упражнение, лошадь легко галопирует вокруг манежа или по кругу с ведущей правой передней ногой. Это упражнение требует от лошади большого проворства.
Менка в воздухе
Когда лошадь реагирует на посылы всадника сменить ногу в момент зависания в галопе, то, согласно французской терминологии, происходит шанжман, или менка. Во время менки на галопе в воздухе лошадь должна оставаться легкой и импульсивной. Менка ноги в воздухе всегда происходит с одновременным движением передней и задней ноги одной стороны, иначе упражнение будет выполнено неверно. К этому упражнению можно подготовиться с помощью перехода с легкого галопа на шаг с последующим подъемом в галоп с другой ноги. Лошадь не должна идти рысью во время перехода,, движение ее должно быть ровным.
Зигзагообразное движение по диагонали
Серия переходов
На соревнованиях по выездке высшего класса выполняется большое количество переходов от одного упражнения к другому и от одного темпа к другому. Возможно, это будет происходить на каждом четвертом, или третьем, или втором, или каждом шаге. Чтобы хорошо выступить, лошадь должна делать мощные пружинящие шаги. Менка ног происходит через большее количество шагов. В программе «Малый Приз» это происходит на каждом третьем шаге. В программе «Большой Приз» необходимо выполнять серию из пятнадцати переходов на каждом втором шаге.
Пассаж
Пиаффе
Основа тренинга выездковой лошади
Как часто можно услышать от тренеров такие слова: «Лошадь должна активно двигаться вперед от ноги. Быть «перед шенкелем», нести себя». Это основа основ, без чего невозможно дальнейшее обучение лошади ни в какой из дисциплин.
Для начала, это будет четкий и стабильный ритм – фундамент шкалы тренинга. Затем, когда лошадь научится расслабляться и принимать средства управления, а также идти в контакте с поводом, можно будет говорить об импульсе.
Импульс — это энергия
Импульс – это энергия, создаваемая задними конечностями лошади, которая проводиться через эластичную спину. Это проводимость лошади. Ритм и способность работать без напряжения – критичные условия для развития настоящего импульса. Это основа для правильного обучения лошади. Способность правильно нести себя и всадника не только позволит достичь успеха в спорте, но и сохраняет здоровье лошади. В организме все взаимосвязано. Не секрет, что такие ошибки тренинга, как зажатая спина и проваленная поясница, приводят к повреждениям мышц. Причем не только спины, но также ног и шеи.
Для выездковой лошади умение нести себя и быть «перед шенкелем» особенно важно. Как еще говорят «двигаться из-под шенкеля». Это основа всех аллюров и элементов. Кроме того импульс по-прежнему оценивается отдельно и играет большую роль в общем результате.
Чтобы понимать, какое движение мы ждем от лошади, важно, чтобы всадник научился его чувствовать. Когда лошадь идет «перед шенкелем» и правильно себя несет, давая команду, всадник чувствует незамедлительную ответную реакцию. Задние ноги активизируются первыми, посылая энергию вперед, через эластичную спину. Лошадь легко несет шею, не ложиться на руку и поддерживает стабильный и легкий контакт с поводом. Такая лошадь легко управляется и правильно распределяет нагрузку. При этом движения остаются легкими и свободными, без закрепощения и рывков.
Вернитесь к основе
Дерганные, непластичные движения часто являются результатом форсированного тренинга. Когда от лошади, еще не наработавшей нужной мышечной силы и не умеющей работать расслаблено (как физически, так и психологически), пытаются добиться более высокого и сильного сбора, чем она готова показать. Не торопитесь, помните про шкалу тренинга. Работа над исправлением проваленной и зажатой спины потребует в разы больше времени и сил, чем изначально правильный и постепенный тренинг. К тому же, травмы, полученные в результате неправильного обучения не всегда можно полностью вылечить.
«Когда мой тренер в первый раз пришел посмотреть на меня и моего коня Батиало, мне казалось, что я лечу по манежу на отличной рабочей рыси. Но он сразу сказал мне, что я трачу слишком много усилий, посылая лошадь каждый темп. Кроме того, когда я прошу от коня больше импульса, Батиало растягивается и делает движения более плоскими. Он не собирается и не делается шаги более энергичными. Это происходило потому, что энергия шла куда угодно, но только не вперед и вверх, — рассказывает известная специалист по высшей школе верховой езды, ученица Нино Оливейра, Сара Варн,- Чтобы исправить это и добиться от Батиало движения «перед шенкелем», мы начали с переходов.
Прибавки и сокращения внутри одного аллюра и переходы из аллюр, чтобы убедиться, что Батиало активно двигается вперед от легкого воздействия средств управления, тянется за поводом, сохраняя легкий и стабильный контакт. При этом мы четко следили, чтобы он не растягивался и не валился на перед. Чтобы он сохранял движение от задних ног и эластичность спины. Основа работы — шкала тренинга».
Посыл — это легкое воздействие
Нино Оливейра говорит, что: «Пока лошадь не научится слушаться легкого воздействия средств управления, вы никогда не сможете добиться большего импульса. Лошадь, которая несет себя и двигается «перед шенкелем», сама двигает себя вперед. Поэтому следующее приложение шенкеля воспринимается лошадью как команда к наращиванию импульса, а не просто к поддержанию движения. Задача выездки найти способ, чтобы лошадь максимально использовала собственные возможности, делая упражнения. А затем выполняла его без постоянной поддержки средств управления».
Звучит просто. На практике многие всадники думают, что их лошадь двигается «перед шенкелем». Однако, когда они пытаются выполнить упражнение, понимают, что не могут этого сделать. Ведь если всадник постоянно вынужден использовать все ресурсы своего тела, чтобы поддерживать движение вперед, лошадь перестает реагировать на новые команды. Она воспринимает их всего лишь как еще одну череду пинков шенкелем и натяжений повода.
Если шенкель постоянно пинает лошадь, она не может понять, что когда всадник, например, делает посыл левой ногой чуть за подпругой, это значит надо уступить давлению, а когда держит ногу прижатой у подпруги, значит просит сохранять движение вперед. От постоянного беспорядочного воздействия шенкелем лошадь теряет чувствительность к командам и интерес к сотрудничеству.
Тесты на проводимость
На шагу сложнее всего добиться от лошади движения «впереди шенкеля». Часто можно видеть, как всадник просит лошадь прибавить шаг, а она вместо того, чтобы расширить рамку, двинуться от задних ног и активнее заработать спиной, начинает делать короткие торопливые шаги, падает на перед. Иногда и вовсе переходит на рысь или галоп.
Подъем из шага в галоп также показателен. Если после команды всадника, лошадь спокойно поднимается в галоп от задних ног. Она сохраняет легкий контакт с поводом и равновесие. Это признак того, что она хорошо проводима и несет себя правильно. Однако не стоит путать спокойный подъем и резкое «выпрыгивание» лошади в галоп с задранной головой и прогнутой спиной. Это уже совсем не проводимость, а просто слишком грубый посыл или слабый уровень выезженности лошади.
Еще один хороший тест на проводимость — осаживание. Только если ваша лошадь по-настоящему правильно несет себя, вы сможете сделать осаживание, использую самое легкое воздействие средств управления. Звучит странно?
Задумайтесь, можете ли вы после нескольких шагов осаживания сразу послать лошадь вперед, сохраняя «движение в горку», так нужное для выездки? Или ваша лошадь осаживает, а потом при посыле вперед валиться на перед? А может, осаживая, она задирает голову и прогибает спину, отставляя задние ноги? Все это говорит о том, что лошадь не несет себя правильно. Это означает, что она просто физически не может правильно выполнить это упражнение. Заставлять и бороться нет смысла. Если вы, выполнив эти несложные тесты, поняли, что лошадь на самом деле не идет «перед шенкелем», надо вернуться к основам. Сделайте шаг назад, чтобы потом сделать 10 вперед.
Упражнения на проводимость
Для начала, научите лошадь просто активно двигаться вперед от шенкеля по прямой траектории. Это основа. Всегда начинайте посыл с легкого воздействия, постепенно увеличивая его. Как только лошадь выполнит команду, убирайте давление. Если она не двинулась от ноги, воспользуйтесь хлыстиком. Так, постепенно лошадь поймет взаимосвязь и будет выполнять команду уже при самом легком воздействии. Чего мы и добиваемся. Впоследствии вам нужно будет только подумать о движении вперед. «Моя мама всегда говорила мне, что сначала я должна сделать упражнение в голове, а потом уже на манеже. Хочешь сделать плечо внутрь, сначала подумай об этом. Хочешь прибавку – подумай о прибавке. Когда мы думаем о чем-то, наше тело уже реагирует, и лошадь чувствует это», — делится Сара.
Старайтесь сохранять легкий и стабильный контакт с поводом. Никогда не посылайте лошадь сразу резким пинком шенкеля или тычком шпоры. Так вы сделаете ее нервной и зажатой. Вы приучите ее слушаться только сильного воздействия средств управления. Хвалите лошадь за правильное выполнение команды, чаще делайте перемены направления и смену аллюров. Давайте коню передышки, чтобы он мог вытянуть шею и пошагать. Это основа физиологии тренинга.
Сочетайте работу и отдых
Отдых полезен не только лошади, но и всаднику. Ведь от усталости и перенапряжения всадник тоже становится зажатым и может получить микротравмы мышц. Сделайте глубокий вдох, расслабьтесь на несколько темпов, только потом начитайте упражнение заново. Важно, чтобы всадник сохранял расслабленную и эластичную посадку. Лошадь никогда не обретет проводимость под зажатым ездоком.
Переходы
Когда лошадь научилась активно отвечать на легкое высылающее воздействие по прямой и пологой траекториям, сохраняя стабильный ритм, можно приступать к отработке переходов. Делайте переходы внутри аллюра, а затем и из аллюра в аллюр. Важно следить, чтобы лошадь не растягивалась и сохраняла стабильный ритм движения. Любой переход начитается от шенкеля, а не от повода. И об этом важно помнить.
Лишние движения рукой сбивают лошадь с ритма, путают ее. При переходах в более медленный аллюр лошади сложнее сохранить активное движение вперед от задних ног. Поэтому важно не опоздать и, в случае необходимости, подсказать ей шенкелем. Старайтесь в начале выполнять переходы по прямой и по плавным линиям. Не делайте маленьких вольтов и крутых серпантинов. Резкие повороты и маленький диаметр вольта требуют от лошади большой степени сбора и гибкости. К чему она, на начальном этапе тренинга, еще не готова. Отработка переходов, при правильном выполнении, гимнастирует лошадь, развивает нужные мышцы спины. Это делает ее готовой к переходу к более сложным упражнениям.
Усложняем задание
Когда лошадь приобрела достаточную силу можно приступать к отработке таких упражнений как плечо внутрь, уступка шенкелю и вольты. Сейчас мы не говорим о полноценных прибавленных и собранных аллюрах. Они вырабатываются на более поздних этапах подготовки выездковой лошади. Почему? Так как требуют значительного гимнастического развития и выезжанности.
Эти движения развивают гибкость лошади Они учат ее подводить задние ноги под корпус, развивают мышцы спины и ног. А значит, улучшают проводимость лошади, учат ее двигаться «перед шенкелем».
Основные принципы выездки (часть 1). Правила конного спорта.
ГЛАВА VII. ПРАВИЛА ПО ВЫЕЗДКЕ
Статья 36. Основные принципы выездки
1.1. Целью выездки является достижение полного взаимопонимания между всадником и его лошадью, посредством подчинения лошади всаднику, при этом лошадь демонстрирует свободу и равномерность аллюров, гармоничность и легкость движений, принятие повода без напряженности или сопротивления.
1.2. Благодаря живому импульсу и эластичной работе суставов, освобожденных от парализующего действия сопротивления, лошадь повинуется охотно и без колебаний. Она отвечает на различные действия средств управления всадника спокойно и точно, демонстрируя естественное и гармоничное равновесие, как физическое, так и психическое.
1.3. При любом виде работы и даже во время остановки, лошадь должна быть “в поводу”. По определению, лошадь находится “в поводу”, когда ее шея более или менее приподнята и округлена – соответственно уровню подготовленности и степени собранности или прибавления аллюра; она принимает повод, поддерживая через него легкий и мягкий контакт с рукой всадника. Положение головы лошади должно быть стабильным, при этом нос, как правило, находится слегка впереди от линии отвеса. Затылок раскрепощен и является высшей точкой шеи. Лошадь не должна оказывать никакого сопротивления всаднику.
1.4. Каденция – это проявляется на рыси и галопе и является результатом естественной гармонии, свойственной лошади, когда она движется, демонстрируя отчетливую равномерность аллюра, импульс и равновесие. Каденция должна поддерживаться на всех видах рыси или галопа и при исполнении любых упражнений на любом из этих аллюров.
1.5. Равномерный ритм, который лошадь сохраняет на всех аллюрах, является основой выездки.
2. Остановка
2.2. Остановка осуществляется посредством смещения центра тяжести лошади ближе к задним конечностям за счет усиления воздействия седалища и шенкелей всадника, посылающих лошадь на все более ограничивающий движение, но мягкий повод. За счет этого достигается почти мгновенная, но не резкая остановка в заранее определенном месте. Предваряет остановку серия полуодержек (см. переходы).
2.3. Качество аллюров до и после остановки учитывается в общей оценке за данный элемент.
3.Шаг
Если передняя и задняя ноги лошади с одной стороны отрываются от земли и ставятся почти одновременно, то шаг становится близким к иноходи. Такая неправильность шага может привести к настоящей иноходи, что является серьезным пороком аллюра. Различают: средний, собранный, прибавленный и свободный шаг. Каждый вид шага должен четко отличаться от другого как рамкой, в которую вписывается корпус лошади, так и степенью заступа.
3.2. Средний шаг. Четкий, равномерный и непринужденный шаг с умеренным расширением шагов. Лошадь, оставаясь “в поводу”, идет энергично, но спокойно, шаги равномерные и четкие, копыта задних ног ставятся на землю впереди отпечатков копыт передних ног. Всадник поддерживает постоянный, мягкий и легкий контакт со ртом лошади, позволяя ее голове и шее совершать естественные колебательные движения.
3.3. Собранный шаг. Лошадь, оставаясь “в поводу”, смело движется вперед. Шея ее приподнята и округлена, при этом лошадь отчетливо «несет себя» сама. Голова лошади близка к отвесу, при этом поддерживается легкий контакт со ртом. Задние конечности подведены, скакательные суставы активны. Аллюр должен оставаться марширующим и энергичным, с правильной последовательностью перестановки ног. Каждый шаг характеризуется меньшим захватом пространства, а ноги поднимаются выше, чем на среднем шагу, потому что сгибание всех суставов более выражено. Чтобы собранный шаг не стал заторопленным или неправильным, он должен быть короче, чем средний, но в то же время более активным.
3.4. Прибавленный шаг. Лошадь захватывает максимально возможное пространство, шаги остаются равномерными и не заторопленными. Копыта задних ног ставятся на землю отчетливо впереди отпечатков копыт передних ног. Всадник позволяет лошади вытянуть шею и голову, не теряя, однако, контакта с ее ртом и контролируя ее затылок. Нос лошади должен быть явно впереди отвеса.
3.5. Свободный шаг. Это аллюр для отдыха, на котором лошади позволяется полностью вытянуть и опустить шею с головой.
3.6. Следование задлинным поводом. Это упражнение дает четкое представление о «проводимости» лошади и демонстрирует степень ее гибкости, равновесия, повиновения и расслабленности. Чтобы правильно выполнить данное упражнение, всадник должен отпустить повод так, чтобы лошадь постепенно «растянулась», вытянув голову и шею вперед и вниз. Рот лошади должен, приблизительно, достичь горизонтальной линии, проходящей на уровне плече-лопаточного сустава. При этом должен сохраняться постоянный мягкий контакт с рукой всадника. Ритм аллюра должен оставаться неизменным, плечи лошади двигаться свободно, а задние ноги быть хорошо подведенными. При укорочении повода лошадь должна принимать контакт без сопротивления ртом или в затылке.
4.Рысь
4.2. Рабочая рысь. Это промежуточный аллюр между собранной и средней рысью, когда лошадь, еще недостаточно подготовленная к тому, чтобы идти в сборе, сохраняет при движении вперед хорошее равновесие и, оставаясь “в поводу”, демонстрирует равномерные, эластичные движения и хорошую активность скакательных суставов. Выражение “хорошая активность скакательных суставов” подчеркивает важность импульса, идущего от активных задних конечностей.
4.3. Удлинение темпов рыси. На соревнованиях для четырехлетних лошадей требуется показать «удлинение темпов рыси». Это промежуточный аллюр между рабочей и средней рысью, который используется для лошадей, еще недостаточно подготовленных, чтобы идти средней рысью.
4.4. Собранная рысь. Лошадь, оставаясь “в поводу”, продвигается вперед с поднятой и округленной шеей. Активная работа скакательных суставов подведенных задних ног поддерживает энергичный импульс, разгружая плечи лошади и обеспечивая их большую свободу и легкость перемещения в любом направлении, благодаря чему лошадь демонстрирует способность самостоятельно поддерживать равновесие (нести себя). Темпы короче, чем при любом другом виде рыси, но без нарушения эластичности и потери каденции.
4.6. Прибавленная рысь. Лошадь захватывает как можно больше пространства. Сохраняя постоянную каденцию, она, благодаря сильному импульсу, идущему от задних ног, максимально удлиняет шаги. Всадник, контролируя затылок лошади, дает ей возможность удлинить “рамку” и двигаться вперед, захватывая максимально возможное пространство. Копыта передних ног должны опускаться на землю в той точке, на которую они как бы нацелены. Движения передних и задних ног должны быть схожими (параллельными).
Все виды рыси выполняются сидя в седле, кроме случаев, специально оговоренных в соответствующих тестах.
5. Галоп
Качество галопа оценивается по общему впечатлению, равномерности и легкости аллюра, поддержанием каденции и разгруженности переда (обусловленных принятием повода при свободном затылке и подведением задних ног при активной работе скакательных суставов), а также по способности лошади сохранять постоянство ритма и естественное равновесие, даже после перехода из одного вида галопа в другой. При движении по прямой линии лошадь всегда должна сохранять прямолинейность и правильно сгибаться в поворотах.
Различают: рабочий галоп, удлинение темпов на галопе, а также собранный, средний и прибавленный галоп.
5.2. Рабочий галоп. Это промежуточный аллюр между собранным и средним галопом. Лошадь, еще не достаточно подготовленная для выполнения собранного галопа, демонстрирует достаточную уравновешенность и, оставаясь “в поводу”, движется вперед равномерными легкими темпами, с каденцией и активной работой скакательных суставов. Выражение “активная работа скакательных суставов” подчеркивает важность импульса, идущего от активных задних ног.
5.3. Удлинение темпов галопа. На соревнованиях для четырехлетних лошадей требуется показать «удлинение темпов галопа». Это промежуточная стадия между рабочим и средним галопом, когда лошадь еще недостаточно подготовлена, чтобы демонстрировать средний галоп.
5.4. Собранный галоп. Лошадь, оставаясь “в поводу”, движется вперед с приподнятой и округленной шеей. Собранный галоп отличается легкостью переда и очень высоким импульсом, идущим от задних ног, что позволяет лошади поддерживать совершенное равновесие, т.е. свободу и большую подвижность в плечевом поясе. Темпы галопа короче, чем при любом другом виде галопа, но без потери эластичности и каденции.
5.5. Средний галоп. Это промежуточный аллюр между рабочим и прибавленным галопом. Лошадь движется вперед, четко демонстрируя расширение темпов и выраженный импульс, идущий от задних ног. Всадник позволяет лошади, несколько вытянуть нос вперед по сравнению с собранным или рабочим галопом, давая ей в то же время возможность слегка опустить голову и шею. Махи должны быть уравновешенными и непринужденными.
5.7. Контргалоп. Это движение, служащее для совершенствования равновесия и прямолинейности лошади, оно исполняется в сборе. Лошадь идет галопом с наружной передней ноги, сохраняя правильный трехтактный ритм и с постановлением в сторону ведущей ноги. Задние и передние ноги лошади идут по одному следу.
5.9. Перемена ноги в воздухе. Перемена ноги в воздухе выполняется в один темп, при этом одновременно меняется передняя и задняя ноги лошади. Эта перемена ноги выполняется в фазе подвисания, следующей за каждым темпом галопа. Перемены ног в воздухе могут также исполняться сериями, например в 4, 3, 2 темпа или в один темп. Лошадь, даже при смене ног в сериях, должна оставаться спокойной, сохранять легкость и прямолинейность, живой импульс, постоянство ритма и равновесия в продолжение всей серии. Чтобы не затруднять легкость и плавность исполнения смены ног в сериях, следует поддерживать достаточный импульс.
6. Осаживание
6.2. Во время выполнения упражнения лошадь должна оставаться “в поводу”, сохраняя готовность в любой момент двинуться вперед.
6.3. Серьезными ошибками являются: начало осаживания до сигнала всадника или заторопленность, сопротивление поводу и уход от него, отклонение задних ног от прямой линии, слабая активность задних ног, а также движение назад с широко расставленными задними ногами или “волочение” передних ног.
6.4. Отсчет шагов начинается, когда лошадь делает шаг назад передней ногой. После выполнения положенного количества шагов назад лошадь должна показать а) остановку, соответствующую всем требованиям, предъявляемым правилами к остановке, или б) немедленное движение вперед требуемым аллюром. В ездах, где требуется осаживание на длину туловища лошади, она должна сделать три-четыре шага назад.
7. Переходы
7.1. Изменения аллюра и скорости должны быть четко показаны у заданной буквы. Каденция аллюра должна сохраняться до момента его изменения или до остановки. Переходы в пределах аллюра должны быть четко выражены, с сохранением прежнего ритма и каденции. То же относится и к переходам от одного движения к другому, например, из пассажа в пиаффе и обратно.
7.2. Каждое движение или переход должны предваряться незаметной со стороны полуодержкой.
8. Одержки. Различают полуодержки и полные одержки. При помощи полуодержки всадник может переводить лошадь на низший аллюр, сокращать темп аллюра, на ходу улучшать или восстанавливать осанку лошади и ритм движения. Это бывает необходимо, если, например, нужно настроить лошадь на следующее упражнение, или если лошадь торопится либо слишком упирается в удило.
Полной одержкой всадник останавливает движущуюся лошадь.
8.1. Полуодержка. При полуодержке средства управления применяются так же, как при полной одержке. Разница состоит лишь в том, что рука всадника не останавливает движения. При полуодержке высылающим средствам управления также отводится главная роль. Особое значение следует придавать напряжению поясницы и как следствие этого увеличению площади посадки. Глубоким опусканием каблуков увеличивается посылающее воздействие мягко прилегающего шенкеля.
Для хорошо выезженной и чувствительной лошади напряжения поясницы и кратковременного сжатия пальцев всадника уже достаточно, чтобы вызвать полуодержку. Всадник производит полуодержку, кроме указанных случаев, каждый раз перед тем, как потребовать от лошади чего-либо нового (например, при проезде угла, поворотах на ходу, вольтах, переходе на рысь, на галоп, перед полной остановкой).
Полуодержка не является однократным действием, она повторяется в ритме движения, пока не будет достигнута цель.
Шенкеля, располагающиеся в нормальной позиции у подпруги и дающие чередующиеся посылы, вместе с воздействием поясницы посылают вперед задние ноги лошади. Задняя часть лошади выдерживается одновременно давлением обоих шенкелей. Усиление напряжения поясницы при вертикальной, а при необходимости даже отклоненной назад верхней части тела увеличивает давящее воздействие на лошадь. Посадка и шенкель посылают лошадь на выдерживающую руку. При необходимости поводья в той или иной степени набираются при неизменном положении верхней части тела и пассивно прилегающем шенкеле.
9. Перемены направления
9.1. При переменах направления сгибание тела лошади должно соответствовать кривизне описываемой линии, при этом лошадь должна оставаться раскрепощенной и выполнять команды всадника без какого-либо сопротивления или изменения аллюра, ритма или скорости движения.
9.2. Перемены направления могут быть выполнены следующими способами:
а) Поворот под прямым углом, включая прохождение углов манежа (четверть вольта диаметром около 6 метров);
б) Короткая и длинная диагональ;
в) Полувольты и полукруги;
г) Полупируэты и повороты на заду;
д) Петли серпантина;
е) Контрперемены на зигзаге*. Лошадь должна быть прямой в момент, предшествующий перемене направления.
10. Фигуры
В тестах по выездке исполняются следующие фигуры: вольты, серпантины и восьмерки.
10.2. Серпантин состоит из полукругов, соединенных прямой линией. При пересечении центральной линии корпус лошади должен быть параллельным короткой стороне манежа (а). Длина прямой линии, соединяющей полукруги, зависит от их размера. Серпантины с одной петлей по длинной стороне манежа выполняются на расстоянии 5 или 10 метров от длинной стенки манежа (b). Серпантины вдоль центральной линии выполняются между четвертными линиями (с).
11. Уступка Шенкелю
11.1. Целью элемента «уступка шенкелю» является демонстрация эластичности и повиновения лошади на боковых движениях.
11.2. Упражнение выполняется на рабочей рыси.
Лошадь остается почти прямой, за исключением легкого постановления в затылке в сторону, обратную направлению движения. Всадник при этом должен видеть угол глаза и ноздрю лошади со стороны постановления. Внутренние ноги лошади перемещаются впереди наружных ног, перекрещиваясь с ними.
12. Боковые движения
12.1. Плечом внутрь. Упражнение выполняется на собранной рыси. Лошадь слегка согнута вокруг внутреннего шенкеля всадника, сохраняя каденцию и постоянный угол отведения от линии движения примерно в 30 градусов. Внутренняя передняя нога лошади проносится перед ее наружной ногой, перекрещиваясь с ней. Внутренняя задняя нога выносится вперед под центр тяжести лошади, двигаясь по следу внешней передней ноги, при этом бедро внутренней задней ноги опускается. Лошадь изогнута в сторону, противоположную направлению движения.
12.2. Траверс. Это упражнение может выполняться на собранной рыси или собранном галопе. Лошадь слегка согнута вокруг внутреннего шенкеля всадника, но угол отведения от линии движения больше, чем при исполнении «плечом внутрь». При выполнении траверса постоянный угол отведения, который должна демонстрировать лошадь, равен примерно 35 градусам. Перед лошади остается на линии движения, а зад смещается внутрь. Наружные ноги лошади проносятся впереди внутренних ног, перекрещиваясь с ними. Лошадь изогнута в направлении движения.
Цель траверса: продемонстрировать плавные собранные движения по прямой и правильное сгибание. Передние и задние ноги перекрещиваются, сохраняются равновесие и каденция.
12.3. Ранверс. Это движение, обратное траверсу. Зад лошади остается на линии движения, перед перемещается внутрь. По окончании выполнения ранверса перед лошади возвращается на одну линию движения с задом. Все остальные принципы и требования такие же, как и при исполнении траверса. Лошадь слегка согнута вокруг внутреннего шенкеля всадника. Наружные ноги лошади проносятся впереди внутренних ног, перекрещиваясь с ними. Лошадь изогнута в направлении движения.
Цель ранверса: продемонстрировать плавные собранные движения по прямой, с большим сгибанием, чем при выполнении упражнения “плечом внутрь”. Передние и задние ноги перекрещиваются, сохраняются равновесие и каденция.
12.4. Принимание. Это вариант “траверса”, выполняемый “на диагонали” вместо движения “вдоль стенки”. Это упражнение может выполняться на собранной рыси или собранном галопе. Лошадь должна быть слегка изогнута в направлении движения и согнута вокруг внутреннего шенкеля всадника. Лошадь должна сохранять постоянную каденцию от начала и до конца упражнения. Чтобы обеспечить плечам большую свободу и подвижность очень важно поддерживать импульс, и, особенно, подведение внутренней задней ноги. Туловище лошади почти параллельно длинной стороне манежа. Передняя часть лошади слегка опережает зад. На рыси наружные ноги проносятся впереди внутренних ног, перекрещиваясь с ними. На галопе движение выполняется как серия темпов, направленных вперед и вбок.
Цель принимания на рыси: продемонстрировать плавные собранные движения по диагонали с большим сгибанием, чем при выполнении упражнения “плечом внутрь”. Передние и задние ноги перекрещиваются, равновесие и каденция сохраняются.
Цель принимания на галопе: демонстрация и развитие сбора и легкости галопа, путем плавного движения вперед и вбок без потери ритма, равновесия или легкости.
13. Пируэт, полупируэт и поворот на заду
На каком бы аллюре ни выполнялся пируэт (полупируэт), лошадь должна быть слегка согнута в направлении поворота и оставаться “в поводу”, с сохранением легкого контакта. Она должна выполнять поворот плавно, поддерживая постоянную каденцию и соответствующую аллюру последовательность опускания ног на землю. В течение всего движения затылок остается высшей точкой.
При выполнении пируэта (полупируэта) лошадь должна постоянно сохранять импульс и ни в коем случае, ни в малейшей степени, не двигаться назад или не отклоняться вбок.
Во время выполнения пируэта и полупируэта на галопе всадник, подчеркивая сбор лошади, должен сохранять совершенную легкость ее движения. Круп опущен, задние ноги хорошо подведены и демонстрируют хорошее сгибание суставов. Составной частью элемента являются сами темпы галопа до пируэта и после него. Они должны характеризоваться повышением активности и сбора перед пируэтом и сохранением равновесия после его завершения и движения лошади вперед.
13.2. Пируэт и полупируэт на галопе
13.3. Полупируэты на шагу (180 градусов) выполняются на собранном шагу с сохранением сбора в течение всего упражнения. После завершения полупируэта лошадь возвращается на исходную линию движения. Задние ноги при исполнении пируэта не перекрещиваются.
13.4. Поворот на заду с шага. Молодым лошадям, которые еще не могут двигаться собранным шагом, упражнение “поворот на заду” помогает подготовиться к работе в сборе. Поворот на заду выполняется на среднем шагу и, чтобы укоротить шаги и улучшить работу скакательных суставов задних конечностей лошади, предваряется полуодержками. При повороте на заду разрешается сделать круг большего радиуса (примерно 1/2 метра), чем при пируэте на шагу, но требования к общему уровню подготовки, включая ритм, контакт, активность и прямолинейность остаются такими же.
13.5. Поворот на заду, выполняемый с остановки и заканчивающийся остановкой (поворот на 180 градусов). В начале поворота разрешено сделать 1-2 шагов вперед, чтобы сохранить ритм движения. В остальном применимы те же критерии, что для поворота на заду с шага.