С чего начинать изучение ислама
Вероучение Ислама
Появление религии Ислама относят к началу седьмого века в Западной Аравии в период формирования раннего классового строя.
Перед смертью Мухаммад ﷺ сверил с ангелом Джабраилом (архангел Гавриил), насколько точен и истинен заученный им текст, причем сверил дважды.
Полный письменный текст Священной Книги был поручен к составлению сподвижнику Мухаммада ﷺ Зайду ибн Сабиту – такое решение принял халиф Абу Бакр. В результате у Зайда получилась единая книга, в которой смысл посланий не был им изменен ни какими добавлениями или примечаниями. Этот текст был передан Абу Бакром халифу Умару, который затем передал его жене Пророка ﷺ Хафсе, которая приходилась дочерью халифа Умара. Установление единого окончательного текста Корана, совершенное по приказанию халифа Усмана, датируется периодом с 650 по 656 года. Было принято решение, что именно текст, составленный Зайдом, будет считаться основой канонического текста, и этот текст вероучение признает единственно верным.
В доме у верующего мусульманина Священное Писание хранится на самом почетном месте. Являясь символом покорности Аллаху, Священная Книга создает в доме атмосферу молитвы и благопристойности. Во время чтения вслух Корана мусульманам запрещено разговаривать и вести себя шумно. Мусульманки перед тем, как взять в руки Священное Писание, должны взять омовение, как перед совершением молитвы, а во время регул и роженицам брать в руки Коран запрещено. Прежде, чем начать читать, следует очистить свое сердце осознанными размышлениями о Всевышнем, попросить у него защиты от дъявола. Для чтения можно принять особую позу, сесть на пол и положить Коран на особую подставку, но ни в коем случае не на пол. Тилява – так называется чтение Священного Писания с прилежанием и умом, с душой и сердцем. Таджвид – так называется правильное произношение, которому учатся в медресе, мусульманских религиозных школах.
Основы вероучения Ислама
В начале каждой, кроме девятой, суре произносится восхваление Аллаха. Коран говорит о том, что все существующее сотворено Богом, который всемогущ, всеведущ и вездесущ. Бог – абсолютный владыка мира, управляющий людьми и природой, и покорность перед Богом является благочестием.
Коран рассказывает об ангелах как о существах, которые выполняют волю Всевышнего, в том числе и ангелы смерти, стражи Рая и Ада. По вероучению Ислама, человеку дается два ангела при жизни, которые, знают обо всех его делах, греховных и добрых, которые определяют судьбу человека в дальнейшей загробной жизни, попадание в Рай или Ад.
Коран упоминает о многих библейских персонажах, начиная с Адама и до Иисуса Христа, упоминаются пророки Авраам, Моисей, Ной, Лот, Иаков, Иосиф, Юнус, Давид, Соломон мир им всем, и Пророк Мухаммад ﷺ, которого называют «Печатью пророков».
Один из важнейших принципов исламской веры – это вера в Божественное предопределение: все, что происходит в мире, в жизни общества и жизни каждого человека, происходит по воле Божьей и Божьему предначертанию.
Душа человека бессмертна, она покидает в момент смерти его тело, а в день Страшного суда мертвые воскреснут.
5 столпов Ислама
У правоверного мусульманина, согласно вероучению Ислама, существует пять обязанностей. Ислам требует, чтобы эти пять обязанностей исполнялись верующим неукоснительно, поскольку они являются столпами вероучения. Это:
Первый столп
Первый из столпов – это шахада, что в переводе означает «свидетельство», исповедание веры. Звучит как: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха» (Ля иляха илла Ллаху ва Мухаммаддун расулу Ллахи). Шахада объединяет в себе исповедание единобожия или «таухид» и признание миссии Пророка Мухаммада ﷺ или «нубувва». Веруя в Единого Бога как в первопричину всего существующего на земле, верующие не допускают возможности существования двух первопричин, так как ничего подобного Богу в мире не существует. Вероучение Ислама считает, что многобожие является самым страшным грехом. Мухаммад ﷺ представляет собой высшее заключительное звено в цепи Божьих посланников-пророков.
Второй столп
Перед намазом совершается омовение «вуду», физическое очищение или «тахара». Молитва сопровождается «ниййа», то есть осознанным намерением для совершения молитвы, и «такбиром», отрешенностью от мира тревог и страстей.
Руку ‘ – поясной поклон, который делают во время намаза и произносят во время этого хвалу Богу. Суджут – земной поклон, для совершения которого необходимо опуститься на колени, коснувшись коврика ладонями, лбом и носом. Джальса –сидение после двух земных поклонов.
При обращении друг к другу мусульмане произносят приветствие «Мир вам и милосердие Аллаха» («Ас-салям алейкум ва рахматуллах»), такими же словами правоверные приветствуют ангелов-хранителей и завершают тем самым свою молитву.
Дуа – личная молитва, с которой можно обращаться к Всевышнему в любое время, выражая благодарность Всевышнему за оказанные благодеяния, уповая на его помощь.
Пятничная молитва в мечети с имамом, называемая «салят аль-джума», является обязанностью мусульманина. На ней предписано присутствовать всем мусульманам-мужчинам, достигшим взрослого возраста. Если человек не присутствует на салят аль-джума больше, чем три недели подряд, то «Аллах запечатает сердце того, кто по пренебрежению пропустит три пятничные молитвы!». Магазины и предприятия в мусульманских странах во время молитвы аль-джума закрыты.
Третий столп
Четвертый столп
Пятый столп
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Изучение Корана
Ежедневно мы уделяем внимание вещам, которые считаем важными и обязательными. Это такие дела, угодные Всевышнему Аллаху, как молитва, зикр или соблюдение поста. Но ряд дел, которые следует считать не менее важными, чем намаз или пост, в череде будней могут забываться, но о них следует помнить всегда и постоянно уделять им внимание. К таким делам относится изучение Священной Книги Аллаха. Изучение Писания важно, и мусульманин должен не только читать Священную Книгу каждый день, но и знать ее аяты наизусть.
История Ислама гласит, что первоначально Священную Книгу читал Пророк Аллаха Мухаммад ﷺ, а затем его сподвижники, и они читали Коран по памяти, поскольку заучивали аяты наизусть. Рукописные варианты стали появляться позже, сначала это были отрывки. После того, как Пророк Мухаммад ﷺ покинул этот мир, изучение Священной Книги стало доступнее, поскольку халиф Усман велел переписать Коран в шести экземплярах и после этого разослал копии Писания в разные концы исламского государства. Это были копии одного варианта Корана, и халиф Усман проделал огромную работу, для того, чтобы упорядочить его и систематизировать, собрать воедино.
Советы для изучающих
Для начинающих изучение Корана самостоятельно по видео урокам, пытаясь разобраться лично во всех тонкостях, прочитать и понять все трактовки и комментарии ведущих исламских ученых богословов, а также изучающих Книгу Аллаха с преподавателем или шейхом обязательно должно соблюдаться регулярность занятий, как это происходит с молитвой или совершением зикра.
В Священной Книге мусульманин может найти ответы на все свои вопросы, но важно отнестись к урокам чтения Священной Книги ответственно – его читать с ошибками нельзя, об этом в Писании говорит и сам Всевышний: «И читай Коран размеренным и отчётливым чтением» (сура Аль-Муззаммиль (Закутавшийся), 4-й аят).
Те мусульмане, которых интересуют тонкости изучения Корана для начинающих, могут задаться вопросом о том, как уроки изучения Корана может начинать человек, который не знает арабского языка, не является арабом. Но Священную Книгу Всевышний Аллах ниспослал для людей всех национальностей, а это значит, что такое препятствие не должно останавливать мусульманина в его уроках.
Таджвид
Приступая к изучению Корана, следует начинать с уроков по правилам чтения Священной Книги, эта наука называется таджуид, и это название с арабского зыка переводится как «делать что-то лучше, улучшать что-то». Эта наука представляет собой орфоэпическое чтение Корана. Она рекомендует читать Писание нараспев, ведь для чтения Корана характерна важная особенность: имеет значение прочтение каждой буквы, и от того, как прочитает ее чтец, от того, в окружении каких букв она находится, ее значение приобретает особый смысл. Чтение Священного Писания очень мелодичное, оно приобретает волшебное звучание, если делать это правильно на уроках. Даже представители других религий бывают заворожены, если слышат правильное чтение Корана.
Важные моменты по изучению Корана
Научиться правильно читать Коран непросто, поэтому во время уроков следует учитывать пожелания и советы тех людей, которые уже прошли этот путь:
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Изучение Ислама
Принимая решение начать изучение Ислама, большинство начинающих сталкиваются с двумя основными вопросами: с чего начать изучение Ислама, с его постулатов или с его истории, и какой перевод Священной Книги Корана является предпочтительным для изучения.
В данной ситуации будет уместно вспомнить слова Пророка Мухаммада ﷺ о пяти столпах, на которых основывается Ислам ( islam ):
Именно с этих пяти основ и следует начинать изучение – их каждый мусульманин не только должен знать, но и практиковать.
Изучение шахады
Изучение молитвы
Вторая основа – это то, что мусульманин обязан совершать пятикратную молитву. Посланник Аллаха ﷺ сравнил совершение ежедневных пятикратных намазов с тем, как если бы человек пятикратно мылся пять раз в реке, которая протекала бы у дверей его дома, и на нем не оставалось грязи – точно так же и Аллах смывает все мелкие грехи с человека, который пятикратно совершает ежедневные намазы. С помощью этой молитвы человек находит в ежедневном контакте со Всевышним, и пользу от этого он получает и в земном мире, и в ином.
Молитва помогает мусульманину в тяжелой удручающей ситуации – как только он прибегнет к молитве, его сердце и лицо озарится светом, мир предстает перед ним радостным и бесконечным.
Изучение закята
Третья основа – это обязательная выплата милостыни закята. Это обязан делать каждый обеспеченный мусульманин один раз в год. Эта обязанность развивает в верующем умение делиться благами с малоимущими сестрами и братьями, понимание того, что временной усладой являются для каждого человека то, что даровано Аллахом, а также является испытанием.
Изучение основ хаджа при возможности его совершить
Четвертая основа – это совершение верующим паломничества к святым местам или хаджа. Совершить паломничество обязан каждый мусульманин, если есть для этого у него возможность. Тот мусульманин, кто совершил хадж, будет наполнен духовной силой. Если он, совершая паломничество к священным местам в Мекку, все действия совершит правильно, обладая необходимым намерением, то ему буду прощены все грехи, а сам он станет подобным безгрешному младенцу.
Изучение основ правильного соблюдения поста
Пятая основа изучения религии – это соблюдение поста в священный месяц Рамадан. Рамадан считают месяцем больших возможностей для того, чтобы заслужить очищение от грехов и укрепиться в своем выборе прямого осмысленного пути в вечности. Этот месяц мусульмане полностью посвящают изучению и осмыслению Священной Книги Корана, основ религии Ислама, которая была ниспослана людям Всевышним. В этот месяц Всевышний проявляет свою великую милость. В течение священного месяца Рамадан верующие проходят духовное очищение. В течение этого месяца мусульманин проводит огромную душевную работу, работу по осмыслению своих слабостей, посвящая это время духовному росту. Это время верующий использует для духовного самосовершенствования, как подготовку к всей последующей жизни, которую следует прожить, избегая ошибок в исполнении своего религиозного долга. Это приближает верующего к Аллаху, надеясь на его Милосердие и милость.
Трудности в изучении и в практики, и советы по их решению
Новообращенный мусульманин в первое время, когда только начинает практиковать Ислам, может столкнуться с некоторыми трудностями, поскольку многое в его жизни кардинально изменится. При исполнении религиозных ритуалов ему могут понадобиться консультации и советы. Исполнение пятикратной молитвы, соблюдение поста в период месяца Рамадан потребуют от него пересмотра всего образа жизни, режима дня и образа мыслей. Поэтому следует, стараясь выработать в собственном мышлении поклонение, начинать придерживаться правил и совершать ритуалы потихоньку, поступательными шагами.
Советы
Отношения в семье
Важная составляющая образа жизни мусульманина – уважение и почитание собственных родителей, ведь, как говорил Пророк ﷺ одному из своих сподвижников, «Иди к ней и будь неотлучно с ней, воистину Рай под ее ногами».
В собственной семье поддерживайте родственные отношения – это очень важная часть познания Ислама, этому уделяется в исламской религии серьезное внимание. Даже если родители не придерживаются вашего мнения относительно исламской религии и не понимают вас в этом вопросе, не стоит пускаться с ними в ожесточенные религиозные споры: постепенно родители осознают, насколько велико значение Ислама в вашей жизни. Постепенно их представление об исламской религии очистится, они поймут, что человек, избравший путь ислама, станет гораздо более спокойным, добрым и уважительным, милосердным и достойным человеком. Родители постепенно поменяют свое мнение об Исламе под влиянием вашего достойнейшего поведения, наблюдая за теми позитивными изменениями, которые происходят в вас и вашей жизни благодаря Исламу. Постепенно родители захотят узнать больше об Исламе, исламская религия, ее постулаты заинтересуют их.
Найти мудрого и знающего ислам учителя
Нет лучшего способа узнать об исламской религии больше, чем поиски хорошего учителя, наставника, который поможет вам советом, направит вашу жажду знаний и желание узнать больше о религии в нужное русло, посоветует, к каким книгам обратиться. У начинающего мусульманина в первое время возникает много вопросов, на которые он хотел бы получить ответы. Хороший учитель поможет не только ответить на них, но и сделает путь познания Ислама менее тернистым и более коротким для вас. Важно изучать Ислам понемногу, небольшими шагами, делая упор на качество, а не на количество изучаемого материала. Ваша цель – не стать ученым, а познать религию, впустить ее в свою жизнь и посвятить свою жизнь поклонению Аллаха. Следует избегать получения знаний спонтанно, посредством сомнительных ресурсов интернета. Во все времена качественные знаний об Исламе передавались от учителя к ученику.
В наше скоротечное время сложно найти хорошего учителя, который бы преподносил правильные знания об исламе, особенно, тем людям, которые недавно приняли ислам и находятся в поисках правильных знаний. Для этого необходимо, чтобы все обстоятельства позволяли встретиться и учителю и ученику. В поиске правильных знаний вам поможет исламская академия «Медина», в которой можно поступить на бесплатное онлайн-обучение, выбирая самому график обучения, удобное время и место, преподавание ведут учителя с высшим исламским образованием. Посмотрите видео презентацию о исламском обучении-онлайн:
Избегать ненужных споров
Изучение арабского языка
Важный залог успешного изучения религии и ее истории – это изучение арабского языка. Вспоминая слова из Корана, «Действительно, мы послали для вас Коран на арабском языке, чтобы вы могли его понять». Изучение арабского языка вы можете осуществлять самостоятельно, для этого в современном мире существует масса способов и путей, включая частных уроков с преподавателями, интернет-курсы, а также обширный выбор книг и самоучителей. Начинать изучение арабского языка следует с алфавита, который, как и в любом другом языке, станет тем ключом, который откроет для вас дверь в богатый мир арабского языка.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Для начинающего мусульманина
ОСНОВЫ ИСЛАМА
Принять Ислам очень просто. Нужно произнести свидетельство (шахаду), которая на арабском языке звучит примерно так:
«Ашхаду алля иляха илляЛлах. Ва ашхаду анна Мухаммадан ′абдуху ва расулюх».
Основные положения веры, которые должен признавать человек, принимающий ислам, следующие:
Когда человек принимает все эти основные положения веры как истинные – на словах и сердцем – он становится мусульманином.
Основные столпы веры заключены в этих словах:
«Я уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его книги (в том виде, в котором они изначально были ниспосланы пророкам), в Его посланников, в Судный день, в то, что все хорошее и плохое – все от Всевышнего Аллаха, и в то, что мы будем воскрешены после смерти».
Шахаду часто произносят в присутствии двух свидетелей, как правило, в мечети. Однако это необязательно. Можно принять Ислам в полном одиночестве. Проще говоря, если вы верите, что Бог один и что Мухаммад – Его Пророк, вы уже можете считать себя мусульманином и произнести шахаду.
Если вы приходите в Ислам из другой религии, также надо освободиться от убеждений, которые были частью вашей прошлой веры и не соответствуют Исламу. Например, христианин должен засвидетельствовать, что не считает больше Иисуса Богом.
Если вы пока не готовы исполнять все практические предписания религии, это не преграда для принятия Ислама. Главное – признавать, что все исламские установления законны, то есть что каждый мусульманин действительно обязан молиться пять раз в день, поститься в месяц Рамадан, не есть свинину и не употреблять алкоголь и так далее. Даже если вы понимаете, что, к сожалению, у вас не получиться сразу начать соблюдать все предписания, это не повод откладывать принятие Ислама.
Быть не мусульманином гораздо хуже, чем быть мусульманином, который грешит.
Тем не менее, надо осознавать, что принятие Исламам – это серьезный шаг. И будет лучше, если вы с первого дня начнете соблюдать религию на практике и постараетесь не грешить.
Слово «иман» в арабском языке означает «вера». Вера – это самое дорогое, что у нас есть. Она дороже всех мирских благ. Земные богатства – песчинка по сравнению с истинной верой. Иман – это ключ к спасению в вечной жизни.
Также, если в наши дни человек, знающий об Исламе, просто верит, что Бог есть, однако не относит себя к мусульманам, его вера не принимается.
А вот исламская вера ценнее настоящего золота. Мусульмане – обладатели истинного имана. Самый бедный мусульманин, на самом деле, богаче самого влиятельного не мусульманина.
Верующий заботиться о своей участи в вечной жизни, в то время как неверующие часто даже не задумываются об этом.
Всевышний Аллах в Благородном Коране сказал о неверующих (смысл):
«Они знают о мирской жизни только явное, и они беспечны к Последней жизни» (сура 30 «Ар-Рум», аят 7).
Верующий поклоняется своему Создателю, неверующий же поклоняется чему угодно, кроме Бога: природе и природным явлениям, идолам, правителям, своим страстям и желаниям. Не бывает такого, чтобы человек никому и ничему не поклонялся. Иногда, впрочем, он убеждает себя, что не поклоняется никому. Но это неправда. Обычно это означает, что он поклоняется самому себе.
Один из великих земных правителей сказал мусульманину, известному своей богобоязненностью: «Я исполню любое твое желание, проси все, что хочешь». Тот ответил: «Как же я могу просить что-то у тебя, если ты раб моего раба?». Правитель спросил «Как я могу быть рабом твоего раба, если я богатый правитель?». Богобоязненный верующий ответил: «Ты раб своих страстей, а я властвую над своими страстями».
Руководство для верующего – Закон Всемогущего, Всезнающего Аллаха. А неверующий следует законам, придуманным людьми. Людские законы постоянно меняются и противоречат друг другу; это очень ненадежный ориентир.
Иман – это путь, который выбирают разумные, а неверие – это путь глупцов. Размышляя, человек приходит к тому, что Бог есть, что Он Один, что Он чист от недостатков и что пророки убеждают нас в том, что они, на самом деле, посланы Богом, при помощи чудес. Ислам – религия, в которой цениться разум, и вера разуму не противоречит.
Есть шесть столпов веры (имана):
Если человек не признает хотя бы один из этих столпов, то его вера не считается действительной.
Вера в Аллаха подразумевает веру в Единого Бога, Который не имеет начала и никогда не умрет. Он совершенен, чист от всех недостатков и описан особыми – несотворенными – божественными качествами. Он создал этот мир, и Он Единственный имеет силу творить.
Итак, таухид – это убеждение, что у Аллаха нет сотоварищей ни в Сущности, ни в качествах, которыми Он описан, ни в действиях. Иными словами, нет другой сущности, похожей на Сущность Аллаха, и нет ни у кого таких качеств, которыми описан Аллах, и лишь Аллах творит и уничтожает, и никто другой не может этого сделать. Никто, кроме Аллаха, не может сотворить мир и управлять им. Лишь Он достоин поклонения. Только у Него есть исключительное право устанавливать Шариат, то есть Закон. Аллах, в отличие от всего остального, абсолютно самодостаточен.
Многобожие – это придание Аллаху сотоварища. По-арабски многобожие называется «ширком». Ширк – это самый большой грех, более того, это единственный грех, который Господь не прощает, и многобожники будут вечно в Аду. Люди, которые придают Аллаху сотоварища, не являются мусульманами.
Поэтому обвинение в многобожии – это самое страшное обвинение, которое можно представить. И без знаний нельзя никого обвинять в этом, особенно если человек сам называет себя мусульманином. Не все, что может кому-то показаться ширком, им является. Иногда мусульмане впадают в крайность: им мерещится многобожие в невинных вещах. Чтобы разобраться, где истина, нужно получать знания.
Аллах ничему не подобен
«Нет ничего подобного Ему»
Эта часть аята Благородного Корана, который раскрывает убеждения мусульман (сура 42 «Аш-Шура», аят 11).
В этом аяте выражен фундаментальный постулат исламского вероубеждения. Мусульмане верят, что Бог не похож ни на что. И это утверждение означат не только признание факта, что изображение Бога нельзя нарисовать на холсте или слепить из глины. Данное утверждение понимается абсолютно. Всевышний Аллах не похож ни на что вообще.
«Что бы вы ни вообразили себе, Аллах на это не похож».
Данное убеждение является одним из тех, что создают пропасть между Единобожием в исламском понимании и другими мировоззрениями, претендующими на монотеизм.
Ислам учит нас тому, что нельзя верить, что у Бога есть тело, что Он занимает место, что Он находиться в каком-либо направлении (будь то верх, низ, право или лево), что у Него есть части, размер и так далее. Все характеристики, присущие творениям, не могут быть отнесены к Тому, Кто их сотворил, и являются недостатком, который чужд Богу.
Все качества творений, без исключения, нуждаются в определении. Но сам Аллах никем не создан, и потому Он не описан качествами, которые имеют пределы. Иными словами, все качества Создателя в корне отличаются от любого качества творения, то есть такого качества, о котором можно спросить: «Как?». Следовательно, Аллах отличается от всего, что может представить человек.
Следует отгонять от себя всякие попытки представить Бога. В частности, это важно для детей, которые начинают думать и осознавать, что Аллах есть, начинают обращаться с молитвой к Аллаху и могут пытаться нарисовать у себя в сознании какую-то картину, пытаться представить себе, к кому они обращаются. Этот аят – лекарство от заблуждения.
Аллах создал этот мир
Пример с фруктовым садом, который помогает понять, что у мира существует Создатель:
«Если хозяин какого-нибудь фруктового сада вдруг однажды утром найдет в своих владениях деревья поваленными и разбросанными, то примет это за результат урагана или какого-нибудь стихийного бедствия.
Однако если в каждом ряду на своем месте не окажется, скажем третьего дерева, то он тотчас догадается, что это сделал не ветер, а разумное существо, какой-нибудь злоумышленник.
Когда же человек, который не может допустить и мысли, что порядок в пяти или десяти поваленных деревьях – всего лишь случайность, думает, что случайностью является этот гармоничный мир? Как может он считать, что этот мир создал сам себя?»
Логическое доказательство существования Аллаха:
Исходное условие А: Мы существуем здесь сегодня.
Исходное условие Б: Нашему существованию предшествовал ряд событий, происходивших одно за другим и приведших к нашему существованию сегодня.
Всё, что не является Всевышним Аллахом, создано и называется «мир».
Сотворенный Всевышним Аллахом мир в арабском языке обозначается термином «аль-алям». Этот термин происходит от слова «аль-алямат», которое употребляется в значении «указание на что-либо».
Сам по себе мир (аль-алям) содержит в себе ясное указание на сотворившего его Творца.
Итак, мусульманин обязан знать следующие качества, которыми описан Аллах:
Речь Аллаха не такая, как у его творений, она предвечна, не сотворена, не состоит из звуков и букв. Коран не сотворен и предвечен. Однако каждое конкретное озвучивание Корана в этом мире, например, чтение Корана чтецом, сотворено. Это сложный вопрос вероучения, он подробно разбирается в книгах. Достаточно знать, что Речь Аллаха предвечна и не сотворена, и не сомневаться в этом. Также следует знать, что Всевышний Аллах:
У Всевышнего есть еще не обязательное, но возможное, допустимое для Него качество. Это сотворение чего-либо. Если Он хочет, чтобы нечто существовало, то Он создает это; если не хочет – не создает. Аллах не обязан творить этот мир. Но Он захотел – и сотворил его. Всевышний творит без нужды творить. Нужно помнить, что все качества Всевышнего принципиально отличаются от человеческих, хотя для обозначения иногда используется одно и то же слово. Знание Аллаха, например, совершенно не такое, как человеческое. Все сыфаты Аллаха предвечны и не созданы.
Человек, который уверовал во Всевышнего Аллаха, обязан верить в Его ангелов. Это второй столп веры.
Мусульманин должен твердо осознать, что возможности его органов чувств ограничены. Если мы чего-то не видим, не слышим или не чувствуем, это не значит, что этого не существует. Создания Аллаха отличаются друг от друга по своей природе. Ангелы относятся к тем созданиям, которых человек не может познать с помощью органов чувств. Но вера обязательна для нас, так как Всевышний Аллах сообщил нам о существовании ангелов в Коране, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, упоминал об ангелах в хадисах.
Ангелы созданы из света, они не нуждаются в пище, питье, не имеют пола и всегда заняты поклонением Всевышнему Аллаху. В отличие от людей, ангелы не грешат и строго выполняют все повеления Аллаха. Каждому ангелу доверено свое особое дело.
Перечислим имена и обязанности главных ангелов Всевышнего Аллаха.
Джибриль – это самый главный ангел, через которого Всевышний Аллах передает откровения пророкам, мир им всем.
Микаиль – ангел, который отвечает за такие природные явления, как дождь, снег, ветер и т.п.
Исрафиль – ангел, который протрубит в рог, возвещая о наступлении Судного дня и воскрешения умерших.
Азраиль – ангел смерти, который забирает душу человека, когда тот умирает.
Мункар и Накир – ангелы, которые будут допрашивать человека о его религии в могиле.
Кроме того, к каждому человеку приставлены ангелы, которые записывают его деяния – плохие и хорошие. Если человек успеет покаяться прежде, чем будет записано его дурное дело, грех будет прощен, и этот проступок не появиться в книге его деяний. Мусульманину следует всегда помнить о том, что рядом с ним ангелы и они записывают его деяния, а за каждый свой поступок он будет держать отчет.
У ангелов есть свои обязанности, но это не значит, что Всевышний Аллах нуждается в них, чтобы забрать душу, допросить в могиле или зафиксировать дела человека. Всевышний Аллах не нуждается ни в ком и ни в чем, но Он пожелала создать мир именно таким образом, а в каждом решении Всевышнего есть своя мудрость.
Всевышний Аллах через пророков, мир им всем, ниспослал Священные Писания, обучающие людей вере в Единого Бога и призывающие поклоняться только Ему и не придавать Ему сотоварищей. Пророки, мир им всем,
Всевышний Аллах через пророков, мир им всем, ниспослал Священные Писания, обучающие людей вере в Единого Бога и призывающие поклоняться только Ему и не придавать Ему сотоварищей. Пророки, мир им всем, передавали откровения, которые получали от Аллаха, полностью, без каких-либо искажений, добавлений или сокращений, разъясняли их людям и сами следовали им. Каждое Писание содержало в себе призыв к Единобожию, знания о Всевышнем Аллахе, особые для каждого исторического периода повеления и запреты, обучало людей тому, как им достичь счастья в этой жизни и после смерти. Новое Писание могло отменить законы, содержащиеся в предыдущем. Некоторым пророкам были ниспосланы отдельные страницы (свитки). Например, пророк Адам, мир ему, получил от Всевышнего Аллаха 10 страниц Священного Писания, пророк Шис, мир ему, — 50 страниц, пророк Идрис, мир ему, — 30 страниц, а пророк Ибрахим, мир ему, — 10 страниц.
Достоверно известно, что в разное время людям были ниспосланы четыре книги:
1. Таурат (Тора) была ниспослана пророку Мусе (Моисею), мир ему.
2. Забур (Псалтырь) был ниспослан пророку Дауду (Давиду), мир ему.
3. Инджиль (Евангелие) был ниспослан пророку Исе (Иисусу), мир ему.
4. Коран был ниспослан Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует.
Часть Священных Писаний была предназначена для отдельных народов или племен, но Благородный Коран с его установлениями универсален и предназначен для всех людей до Судного дня. Мусульманин обязан верить во все Писания, которые ниспосылал Всевышний Аллах в их первозданном виде. Но верить в те варианты Таурата и Инджиля, которые доступны сегодня, мы не можем, потому что все книги, кроме Благородного Корана, по разным причинам подверглись изменениям с течением времени и более не являются Словом Всевышнего Аллаха в истинном смысле.
Благородный Коран — это последнее из Писаний, которые люди получили от Бога через пророков, мир им всем. Мусульмане верят, что Благородный Коран — это Слово Аллаха.
Благородный Коран ниспосылался Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, постепенно в течение 23-х лет. Известно, что в истории было как минимум семь человек, которые полностью заучили Благородный Коран из уст самого Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. К моменту смерти Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, Благородный Коран был записан частями — на пальмовых волокнах, костях и других доступных в то время материалах. Правителем мусульман стал праведный халиф Абу Бакр, да будет доволен им Аллах. Халиф со временем решился собрать Коран в единый свиток. Так появились первые полные свитки Благородного Корана.
Благородный Коран ниспослан на арабском языке. Коран состоит из 114 сур (частей/глав). Каждая сура делится на аяты (отдельные строки).
Коран необычайно легок для заучивания, что является одним из чудес, которые даровал мусульманам Всевышний Аллах. Большинство мусульман в мире не являются арабами, но осваивают науку чтения Корана и за короткое время заучивают его наизусть от начала до конца. Человека, который знает Благородный Коран наизусть и сохраняет его в своем сердце, называют арабским словом «хафиз». Среди мусульман, хвала Аллаху, всегда были и есть люди, которые хранят Коран в своем сердце.
Каждый год в месяце Рамадан Благородный Коран полностью, от начала до конца, прочитывается в молитве таравих. В этом заключена особая мудрость — вот уже четырнадцать веков ежегодно мусульмане всего мира в каждой общине повторяют полностью Коран.
Так Всевышний Аллах хранит Свою Книгу, ведь Он обещал, что сохранит Коран без изменений до Судного дня, а Господь не нарушает Свои обещания.
«Воистину, Мы ниспослали Напоминание (Коран), и Мы оберегаем его (от добавления, сокращения или изменения)» (сура 15 «Аль-Хиджр», аят 9)
Пророком является тот, кто получил Откровение от Всевышнего Аллаха и обучает людей правильной вере, а посланник — это тот, кто, помимо обучения Исламу, приносит новые законы для людей. Каждый посланник — пророк, но не каждый пророк — посланник.
Пророков из людей выбирает Аллах, никто не может стать пророком по своему желанию или благодаря усердию в поклонении. Пророками становятся самые достойные люди.
Мусульмане должны верить во всех пророков Всевышнего Аллаха и в то, что все они призывали к Единобожию. Первым пророком был Адам, мир ему, последним — Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует.
В Коране упомянуты имена следующих пророков (в скобках дано традиционное для русского языка библейское имя): Адам, Идрис (Енох), Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Альяса (Елисей), Исхак (Исаак), Исмаиль (Измаил), Салих, Закарийя (Захария), Айюб (Иов), Муса (Моисей), Шуайб (Иофор), Дауд (Давид), Харун (Аарон), Юсуф (Иосиф), Худ, Лут (Лот), Ильяс (Илия), Зуль-Кифль, Яхья (Иоанн Креститель), Сулейман (Соломон), Узайр (Ездра), Иса (Иисус), Юнус (Иона), мир им всем, и Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует. Некоторые относят к пророкам также упомянутых в Коране Зуль-Карнайна, Хизра, Лукмана и Юшаа, а другие считают их праведниками, но не пророками. В Коране упомянуты не все пророки. Сколько всего было пророков, известно только Всевышнему Аллаху. Есть версия, что их было сто двадцать четыре тысячи.
Всевышний давал людям новых пророков всякий раз, когда они отклонялись от истинного пути и начинали поклоняться кому-то или чему-то, помимо Аллаха. Чтобы люди последовали за пророками, Аллах наделил их прекрасными качествами:
1. Правдивость. Пророки никогда в жизни не лгали, не обманывали и не предавали.
2. Надежность. Пророкам всегда можно было доверять, они не присваивали себе ничего, что им не принадлежало.
3. Непогрешимость. Всевышний Аллах хранит пророков, мир им всем, от всех видов греха. Даже до начала своей пророческой миссии пророки не грешили и имели репутацию благочестивых людей. Ни один пророк не был язычником до того, как стать пророком. Они никогда не сомневались в существовании Аллаха и не поклонялись идолам. Никто из них не верил, что у Аллаха может быть сотоварищ или сын, что Аллах похож на свои творения и т. п.
4. Интеллектуальное совершенство. Все пророки были умны и проницательны.
5. Передача Откровения. Пророки передавали всё, что им ниспосылалось, ничего не утаивая, и сами неукоснительно следовали тому, чему обучали людей.
Кроме того, все пророки были очень красивы внешне. Пророки так же, как и другие люди, ели, пили, спали.
В качестве свидетельства пророческой миссии Всевышний Аллах дает пророкам способность совершать чудеса. Чудо происходит, чтобы доказать, что пророк действительно является пророком.
Пророки — лучшие из людей, а самый лучший из них — это последний Посланник Аллаха Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует.
Вера в Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует
Мусульмане верят, что Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, был пророком и посланником. Он был послан ко всем людям, арабам и не арабам, и джиннам. После него больше не будет пророков, а его закон действителен до Судного дня.
Всевышний Аллах даровал Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, чудеса. Главное его чудо — это Коран. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, утверждал, что Коран никогда не будет изменен. Прошло 1400 лет, и до сих пор существует только одна версия Корана.
Помимо чудес, доказательством истинности пророческой миссии Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, служит совершенство его личности — внутреннее совершенство и совершенство в делах.
О совершенстве личности Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, можно судить по тому, какие перемены произошли после начала его пророчества.
Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, стал пророком во времена, когда широко были распространены заблуждения и грехи. Иудеи уподобляли Аллаха творениям и изменяли Священные Книги. Христиане не могли согласовать между собой массу противоречащих друг другу убеждений, например, веру в троицу и убеждение, что Создатель слит со своими творениями. Арабы поклонялись идолам и промышляли грабежами. Но после того, как пришел Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, на смену заблуждениям и нечестию пришла вера в Единого Бога и необычайная мера покорности Ему.
Кроме того, Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, смог объединить и усовершенствовать арабское общество, которое до его призыва было разделено на племена и семейные кланы, постоянно враждовавшие друг с другом. После принятия Ислама они объединились, чтобы защищать Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и его послание, покинули свою родину, оставили свои семьи и не жалели имущества и жизни ради Ислама. И всё это они делали исключительно ради исламского призыва и возвышения религии, ведь Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не обещал им никаких земных благ, если они последуют за ним.
Вера в Судный день
Мусульманин должен верить в наступление Судного дня.
Мир, который сотворил Аллах, не вечен. Когда-нибудь этому миру придет конец, но это не значит, что на земной жизни всё закончится. Каждого ожидает вечная жизнь после смерти, и от того, как жил человек в этом мире, зависит его участь в мире следующем. Каждый предстанет перед Судом Аллаха и ответит за то, что делал в этой жизни, поэтому к Судному дню необходимо готовиться заранее.
Вера в Судный день предполагает веру в воскрешение, отчет за дела, взвешивание хороших и плохих деяний на специальных весах, мост к Раю, награду для верующих после смерти и вечные мучения для неверующих, водоемы, из которых мусульмане навечно утолят жажду, заступничество пророков, ангелов и великих мусульман (по Воле Аллаха).
Верующий должен быть убежден, что в Судный день каждый получит по заслугам. Тот, кто не получил наказания за свои мерзкие грехи и несправедливость в этой жизни, получит его в следующей. Тот, кто совершал много благих деяний и не получил за них вознаграждение при жизни, получит его после смерти.
Вера в Судный день очень важна для мусульманина. Она должна пробуждать в человеке ответственность за свои поступки и стремление не терять времени зря, ведь он знает, что будет спрошен за все свои грехи — как явные, так и скрытые, а также за то, как он воспользовался теми благами, которые даровал ему Всевышний Аллах. Это убеждение оберегает человека от запретного и совершенствует его нравственность.
Вера в предопределение
Вера в предопределение — это вера в то, что всё: и хорошее, и плохое — происходит по Воле Всевышнего Аллаха и в соответствии с Его предвечным Знанием.
В таком случае возникает вопрос: отвечает ли человек за свои поступки, согласно Исламу? Да, отвечает. Ответственность связана с намеренными поступками, которые мы совершаем каждый день. Эти поступки совершаются нашими телами или в наших мыслях, тем не менее, они предопределены и созданы Аллахом.
Наша жизнь состоит из множества намерений, решений. И тот факт, что Аллах знает о том, какое решение каждый примет в конкретной ситуации, не освобождает нас от необходимости выбирать — и принимать правильные решения. Мы ведь не знаем предопределения. Всевышний создает наши намерения, но это мы осуществляем их. Когда мы делаем намерение на что-то, мы чувствуем возможность сделать намерение на что-либо другое, нас не заставляют совершать выбор.
Следует помнить, что Аллах мог бы создать нас сразу в огне Ада — без каких бы то ни было предварительных действий с нашей стороны. Это было бы мучение, а не наказание. По Своей Милости, Он не сделал этого, а создал нас в этом мире и дал нам правила, которым нужно следовать. Мучение в следующей жизни в соответствии с намеренным непослушанием Аллаху в этой жизни называется наказанием, в отличие от воображаемого случая, если бы кто-то был сразу создан в огне Ада.
Можно спросить: «Разве это справедливо, что Аллах делает одного человека мусульманином и награждает его, а другого — индуистом и наказывает его?» Аллах не обязан ничего делать, и ваши деяния не влияют на Аллаха. Добрые дела не дают вам права войти в Рай; вход в Рай — это милость от Аллаха. Некоторым Аллах облегчил совершение добрых дел, а некоторым — нет. Некоторым Он даровал способность преодолевать трудности в совершении благого, а некоторым — нет. Аллах создал часть людей для Ада, а часть — для Рая. Это не является несправедливостью, поскольку у Аллаха нет создателя или судьи, перед которым Он отвечает. Все Его создания — полностью Его, и Он может делать с ними, что пожелает. Недопустимо говорить о жестокости Аллаха, поскольку нельзя судить Аллаха человеческими критериями (и никакими другими).
Аллах говорит в Коране (смысл):
Судить о действиях Аллаха — это не что иное, как неповиновение.
Великий ученый, имам ат-Тахави сказал:
«Предопределение — это тайна Аллаха, которая относится к Его созданиям. Ни приближенному ангелу, ни ниспосланному пророку не даны знания об этом. Глубоко погружаться в это и много размышлять [о сущности предопределения] — это путь к заблуждению, лестница к лишению и к греху. Поэтому опасайтесь, опасайтесь чрезмерного размышления, погружения, случайных мыслей, ведь, воистину, Аллах скрыл знание предопределения от человечества и запретил искать его».
Будут ли немусульмане В Раю?
В современном мире распространено мнение, что «Бог — один, а дороги к нему есть разные». Большинство людей считает, что Истина относительна, что каждому народу досталась своя религия и, несмотря на внешние различия, все они по-своему верны и угодны Богу. Подобные идеи — это ложь и опаснейшее заблуждение.
Ислам — это единственная религия Истины, следование которой является основой спасения от Огня Ада.
В Благородном Коране сказано (смысл):
«Воистину, религия перед Аллахом — Ислам» (сура 3 «Али Имран», аят 19).
Для того чтобы быть верующим, мало просто говорить: «Бог есть», — или: «Я верю в Бога». Человек является истинно верующим лишь тогда, когда имеет правильное представление о Боге, когда описывает Всевышнего Аллаха только тем, что Его достойно, отрицает в отношении Него какие бы то ни было недостатки, — всё это можно найти только в Исламе.
Ислам — это религия всех пророков, мир им. Мусульмане верят в них и убеждены, что все они в разное время призывали к Единобожию и были мусульманами. Это неотъемлемая часть исламского вероубеждения. Все пророки учили поклоняться Всевышнему Аллаху — это Истина. Но мы знаем, что со временем законы и положения веры, с которыми они пришли, были изменены людьми. Например, те, кто называет себя сегодня последователями пророков Мусы или Исы, мир им, следуют искаженным учениям, а не тому, с чем пришли эти пророки. Людей, которые отказались принять послание от Бога, отказались уверовать в пророчество Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, считать приверженцами Единобожия никак нельзя.
Человек, который отвергает хотя бы один из столпов Ислама, становится вероотступником и не получит прощения в вечной жизни, если не покается и снова не примет Ислам. Так что же можно сказать о тех, кто отвергает истинность всех слов Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, и вообще не желает принимать религию?
В Благородном Коране есть множество аятов о том, что Ислам — это единственный верный путь, например:
«Кто придерживается какой-то другой религии, кроме Ислама, его религия не будет принята, и он в Судный день будет из тех, кто нанес урон самому себе» (сура 3 «Али Имран», аят 85).
Отмененные религии не имеют никакой ценности перед Аллахом, но не следует думать, будто мусульмане уверены, что им гарантирован Рай, гордятся этим и радуются, что остальные люди вечно будут мучиться в Аду. Это далеко не так. Каждый верующий испытывает страх перед тем, что может умереть вне Ислама. Ведь вера — это не личная заслуга человека, не результат его труда, а дар от Всевышнего Аллаха, Который наставляет на Истинный путь, кого захочет. Мусульманин каждому желает принять Ислам и заслужить довольство Создателя, но сделать это можно только через следование Его религии — все остальные пути не верны.
Ислам — это покорность Единому Богу в соответствии с Его законами. Закон, которому следуют мусульмане, включает всё, что было ниспослано Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, от Всевышнего Аллаха.
Ислам основан на пяти столпах:
1. Шахада — исламское свидетельство.
2. Ежедневное совершение пятикратного намаза.
3. Ежегодное соблюдение поста в месяц Рамадан.
4. Ежегодная выплата закята (для состоятельных людей).
5. Совершение хаджа раз в жизни (для тех, у кого есть такая возможность).
В первую очередь, человек обязан принять Ислам и произнести шахаду, затем научиться совершать намаз. Когда наступит месяц Рамадан, он обязан начать поститься. Когда придет время хаджа, он должен отправиться в хадж, если имеет для этого материальные и физические возможности. По истечению лунного года состоятельному мусульманину необходимо выплатить закят — отдать часть от излишков своего имущества в пользу бедных мусульман.
Соблюдение столпов Ислама является обязанностью для каждого мукалляфа. Мукалляф — это разумный человек, достигший половой зрелости. Как только человек становится мукалляфом, на него распространяются все предписания Шариата. Таклиф (обязанность соблюдать Ислам) не распространяется на сумасшедших и несовершеннолетних детей. Если человек сознательно не соблюдает столпы Ислама, он совершает грех и наносит себе огромный вред.
Первое, что обязан сделать совершеннолетний разумный человек, до которого дошел призыв Ислама, — произнести шахаду. Шахада — это свидетельство, после произнесения которого человек становится мусульманином. Необходимо произнести следующее:
Ашхаду алля иляха илляЛлах. Ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху ва расулюх.
Я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник.
Шахада, несмотря на свою краткость, содержит в себе множество смыслов и фактически включает в себя все столпы веры. Шахада — это ворота в Ислам, слова, которые делают человека членом исламской уммы. Произнести шахаду необходимо от всего сердца, с искренней убежденностью и пониманием ее смысла. Условием действительности шахады является отказ от своих прошлых убеждений, противоречащих Исламу, и желание следовать религии на практике. Желательно произнести шахаду на арабском языке в присутствии мусульман.
Когда человек только принимает Ислам, он, как правило, еще не знает в подробностях всех положений веры и предписаний Шариата. На этом этапе достаточно общей веры и убежденности в истинности Ислама. Если какой-то вопрос для человека пока не ясен, следует держать в голове: «Я верю в это в той форме, как это передал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует», — и обязательно обратиться за разъяснением к знающим людям.
Совершение намаза (араб. салят) является вторым столпом религии Ислам. Его обязан совершать каждый совершеннолетний находящийся в здравом уме мусульманин. Намаз предписан верующим в Коране, а способ его совершения дошел до нас от Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует
Мусульмане совершают обязательную молитву (намаз) пять раз за сутки: на рассвете, в полдень, после полудня, вечером и ночью.
Намаз может совершаться практически везде: в мечети и дома, на рабочем месте и в учебном заведении, на улице, то есть в любом чистом месте. Молиться можно индивидуально или в джамаате (коллективно).
Намаз является важнейшим требованием религии и ее опорой, обеспечивает связь верующего со Всевышним Аллахом, поэтому он обязателен в любых условиях, даже во время болезни, в пути и на войне. Намаз нельзя пропускать. Если по той или иной причине человек не успел совершить намаз в должное время, его необходимо восполнить, как только появится возможность. Тому, кто не может встать для совершения намаза, можно молиться сидя, тому, кто не может сесть, — лежа. Путешественник имеет право сокращать молитву.
С практической точки зрения, намаз — это комбинация слов и движений. Перед молитвой совершается омовение, затем мусульманин встает по направлению к Каабе, сосредоточивается на предстоящей молитве и принимает намерение совершить обязательный намаз во имя Всевышнего Аллаха, затем поднимает руки и произносит слова «Аллаху Акбар» (Аллах превыше всего). В намазе мусульманин читает суры из Корана, слова поминания Аллаха (зикры) и мольбы (дуа). Завершается намаз приветствием «Ассаляму алейкум ва рахматуллах» (мир вам и милость Аллаха) вправо и влево.
Обучать намазу следует с детства. Намаз должен восприниматься ребенком как неотъемлемая часть жизни с самого раннего возраста. Он должен видеть, как молятся его родители, и тогда вскоре сам начнет повторять их движения. Такое можно наблюдать в любой мусульманской семье, ведь детям свойственно копировать всё, что делают родители, а не заметить, что твои родители молятся, если они соблюдающие мусульмане, невозможно. Дети сами расстилают коврик, повторяют азан за родителями и следуют за ними в молитве. К семи годам ребенка необходимо обучить всем молитвам и повелевать ему регулярно совершать намаз.
С практической точки зрения, исламский пост — это воздержание от еды, питья и половой близости в светлое время суток, то есть от рассвета до захода солнца.
Соблюдение поста предписано мусульманам в Благородном Коране:
«О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же, как он предписан тем, кто был до вас, — может быть, вы будете богобоязненны!» (сура 2 «Аль-Бакара», аят 183)
С нравственной точки зрения, пост призван очистить человека от грехов, позволить ему с помощью отказа от удовлетворения потребностей тела устремить всё своё внимание на исполнение религиозных обязанностей, размышления и полезные дела, уподобиться ангелам, которые не нуждаются в еде и питье и постоянно поклоняются Всевышнему Аллаху.
Если пост проходит легко, верующий благодарит Всевышнего Аллаха. А если поститься тяжело, верующий радуется и надеется, что за его терпение Всевышний Аллах простит ему дурные поступки и укрепит его веру.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, предупреждал нас о том, что многим людям пост не несет ничего, кроме голода и жажды. Поэтому мусульманину не следует ограничиваться формальным отказом от еды и питья. Каждый по мере своих сил должен уделять внимание внутреннему смыслу поста. Следует оберегать свои глаза — отводить взгляд от запретного, язык — оставить бесполезные разговоры, сплетни, споры, злословие, уши — не слушать, как злословят или сплетничают другие; руки не должны прикасаться к тому, к чему прикасаться запрещено, а ноги не должны идти в места, где совершаются грехи. Также необходимо оберегать свой желудок: мусульманину следует особенно следить за тем, чтобы пища, которую он принимает на сухур и ифтар, была дозволенной и не следует пировать во время ифтара. Ощущение голода и слабости во время поста — благо для верующего.
Пост в месяц Рамадан — это обязанность мусульманина, а дополнительный пост — очень ценный вид поклонения. Рамадан является месяцем особой благодати. Мусульмане ждут месяц поста с надеждой совершить как можно больше благих дел и заслужить прощение грехов. Всевышний Аллах сделал этот месяц особенным — в Рамадан легче отказаться от запретного, легче совершать поклонение и изменить свои привычки, а награды за благие дела в этом месяце увеличиваются многократно. Всевышний Аллах осыпает верующего своими милостями в Рамадан, поэтому разумный человек проявит уважение к посту и постарается провести этот месяц наилучшим образом.
Состоятельные мусульмане один раз в год обязаны выплатить в пользу бедных единоверцев 2,5% от своего имущества. Это своеобразный налог, который в Исламе называется «закят», что буквально означает «очищение».
Выплата закята — это обязанность, один из столпов Ислама, а не просто добровольная милостыня или пожертвование. Истинным владельцем всего, что у нас есть, является Всевышний Аллах. Если вам Всевышний дал больший достаток, чем другим мусульманам, на вас ложится обязанность поделиться излишками с теми, кто нуждается.
Закят не выплачивается с имущества, которым пользуется человек в повседневной жизни, — с жилья, средств передвижения, одежды или домашней утвари. Выплатить закят обязан только тот, кто на протяжении всего лунного года владеет определенным количеством денег в виде сбережений, золота, серебра, имеет в собственности домашний скот, товар для продажи и т. п.
Менее состоятельные люди по Шариату не обязаны просить материальной помощи у более состоятельных, так как они имеют законное право на получение закята, а богатые, отдавая им часть своего имущества, выполняют свой религиозный долг.
Всевышний Аллах в Коране определил категории людей, которые имеют право на получение закята. Закят предназначен нищим, у которых нет вообще никакого имущества, неспособным зарабатывать себе на жизнь, бедным, должникам, которые не в состоянии отдать свои долги, людям, которые занимаются сбором и распределением закята, тем, кто недавно принял Ислам и нуждается в поддержке, рабам, которых могут освободить за выкуп, людям, посвятившим себя служению Исламу, и путникам, которые оказались без средств в пути.
Помимо закята с имущества, мусульмане раз в год выплачивают очистительную милостыню (закят аль-фитр) по окончанию месяца Рамадан. Для того чтобы выплата этой милостыни в пользу бедных стала для мусульманина обязательной, не ставится условием владение установленным количеством имущества весь лунный год, достаточно пребывать в достатке в праздничный день, когда выплачивается этот вид закята.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, предостерегал мусульман от скупости и страсти к накопительству. Тому, кто копит имущество и не выплачивает с него закят, уготовлено суровое наказание после смерти. Закят призван излечить бедных от зависти, а богатых от скупости и эгоизма, и установить хорошие отношения в обществе между богатыми и бедными.
Хадж — это паломничество в Мекку в месяц Зуль-Хидджа, которое раз в жизни обязан совершить каждый мусульманин, имеющий материальную и физическую возможность сделать это. Мекка — это главный священный город мусульман, расположенный на Аравийском полуострове.
Хадж состоит из серии особых обрядов, куда входят облачение в ихрам, стояние на Арафа, обход вокруг Каабы, бег между холмами Сафа и Марва, бросание камней, жертвоприношение и др. Каждое место, где выполняется обряд хаджа, связано с каким-либо историческим событием, а каждый обряд имеет свой смысл и историю.
Во время хаджа объединяются все мусульмане планеты. Все верующие, независимо от расы, национальности, совершают одни и те же обряды и ритуалы, возносят молитвы Господу, Который Един для всех. Во время совершения обрядов хаджа все люди равны: господин и слуга, правитель и подданный — все находятся на одном уровне. Все мужчины-мусульмане, богатые и бедные, облачаются в одинаковую одежду — два отреза белой материи.
Хадж служит напоминанием верующим о Судном дне, когда все люди предстанут перед Всевышним Аллахом без одежды, в ожидании того, что им придется держать ответ за всё, что они совершили; в этот день человеку не поможет ни его происхождение, ни имущество, которое он накопил в этой жизни, ни положение в обществе.
Совершение хаджа — важнейшее событие в жизни мусульманина, возможность заслужить прощение грехов, переосмыслить свою жизнь и изменить ее к лучшему. Многие мусульмане после хаджа начинают жить иначе, оставляют прошлые грехи, приобретают способность глубже понимать и чувствовать Ислам, больше боятся Аллаха, а жизнь свою начинают разделять на «до» и «после» совершения хаджа.