С чего начинать логопеду свою работу
В помощь начинающему логопеду
Елена Фёдорова
В помощь начинающему логопеду
Успех в коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).
Педагоги группы – логопед, воспитатели должны работать в тесном сотрудничестве, стремиться к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе.Этому способствует:
— совместное изучение содержания программы;
— составление совместного плана работы.
Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед. Если в старшей группе занятия проходят по подгруппам и воспитатель проводит занятие с параллельной группой по разным видам учебной деятельности. То, в подготовительной группе воспитатель присутствует на фронтальном занятии, записывает ход и ошибки детей, результат занятия записывает в свой план. Это обеспечит воспитателю возможность правильно планировать закрепление материала в разных видах деятельности.
Перед воспитателем логопедическойгруппы стоят следующие задачи:
1. Совершенствование артикуляционной моторики.
2. Закрепление произношения и дифференциация смешиваемых звуков.
3. Активизация отработанной лексики.
4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в упражнениях, играх на бездефектном речевом материале.
6. Формирование связной речи.
7. Закрепление навыков чтения и письма.
Основными направлениями коррекционной работы является:
1. Артикуляционная гимнастика (с элементами пальчиковой и дыхательной гимнастики). Артикуляционные упражнения выполняются ежедневно в утренние часы 10-12 мин.
2. Фронтальные занятия по программе МДОУ в соответствии с календарным планом логопедической работы.
4. Вечерние индивидуальные подгрупповые занятия по заданию логопеда.
Эта работа проводится воспитателем во вторую половину дня (с 15.30 – до 16.00) с 3-6 детьми (Поволеева ст. 262, Филичева, Чиркина. «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада»).
В старшей группе длительность индивидуальной работы 10-12 мин., в подготовительной группе 10-15 мин.
Эта работа осуществляется по индивидуальным тетрадям детей.
На выходные дни тетради отдаются родителям, чтобы они повторяли задания дома, а в течение недели по этим тетрадям занимается воспитатель.Содержание данных занятий определено программой:
a) Проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;
b) Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
c) Упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;
d) Повторение лексико-грамматических упражнений;
e) Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
Кроме того, в группе должна быть тетрадь, в которой отражается взаимосвязь работы воспитателя и логопеда. В эту тетрадь логопед записывает задания для проведения логопедической работы с подгруппой детей и индивидуально. Длительность подгрупповых занятий в старшей группе 15-20 мин., в подготовительной 20-25 мин.
1. В. В. Коноваленко. Коррекционная работа воспитателя в
подготовительной логопедической группе. М.
2. Л. С. Маркова Организация коррекционно-разаивающего обучения
дошкольников с задержкой развития.
Практическое пособие. – М. : Аркти, 2002.
3. Дефектология №3, 2002 Научно-методический журнал.
стат. Медведевой Т. В., стр. 84.
4. Т. В. Волосовец Организация педагогического процесса в дошкольном
С. Н. Сазонова образовательном учреждении компенсирующего вида.
М. : Гуманит. изд. центр. Владос, 2004.- 232с.
5. С. Н. Сазонова Развитие речи дошкольников с ОНР. Учебное пособие
Издательский центр «Академия», 2003.- 144с.
6. Т. Б. Филичева Дети с ОНР. (коррекционная работа в специальных
Т. Б. Туманова учреждениях. Изд-во «Гном и Д», 2000)
7. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М. : МГЗПИ, 1991- 188с.
8. Р. И. Лалаева Нарушение речи и их коррекция в образовании детей с
Н. В. Серебрякова ЗПР. М. Владос, 2003.
9. З. Е. Агранович Сборник домашних заданий. Помощь логопедам и
родителям. С-П. «Детство-Пресс», 2002.
10. М. А. Повалаева Справочник логопеду. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2002.
Профессиональный рост начинающего логопеда: как от теоретических знаний перейти к успешной практике
Многим специалистам без опыта трудно начинать карьеру в логопедии, особенно если они получили в учебном заведении только теоретическую подготовку. Страх допустить ошибку мешает новичкам, вынуждает сомневаться в каждом решении и даже отправлять клиентов, которые нуждаются в помощи, к более опытным коллегам. Если и вы столкнулись с этим, знайте — вы не одиноки.
Чтобы смягчить процесс входа в профессию и упростить старт карьеры для Слушателей, мы в АНО «НИИДПО» даем максимум практики и предлагаем готовые методические материалы (игры, упражнения и пр.), которые можно использовать в работе.
На программах профессиональной переподготовки по логопедии в среднем на каждые 20 часов лекций приходится 30 часов практики, каждое задание проверяют эксперты, дают обратную связь, объясняют, как исправить ошибки. Такой подход помогает Слушателям подготовиться к ежедневной самостоятельной работе — но это вовсе не значит, что после обучения профессиональный рост останавливается.
Какими навыками нужно овладеть логопеду для успешного начала карьеры?
Прежде чем приступить к работе, убедитесь, что вы умеете:
Если вы понимаете, что навыков не хватает, пройдите дополнительное обучение. Например, если вы планируете работать в детском саду, но не знаете, как взаимодействовать с педагогами, можете пройти дополнительную программу по организации совместной работы с воспитателямио слушать вебинары опытных логопедов-профессионалов по этой теме.
Также всем начинающим специалистам рекомендуем прочитать базовые учебные пособия: «Логопедию» под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской и сборник научных публикаций «Логопедия. Методическое наследие».
Выбор специализации: с кем вы будете работать?
Лучше не начинать карьеру с частной практики. Важно сначала поработать в организации, где можно понаблюдать за коллегами и перенять их опыт. Такой организацией может стать детский сад, школа общего или специального назначения, поликлиника, детский психоневрологический стационар, неврологический стационар для взрослых, реабилитационный центр, лечебно-профилактический санаторий или курорт.
Чтобы выбрать организацию, нужно решить, с кем вы хотите работать. Если позднее захотите открыть частную практику, уже будете знать свой круг клиентов. Основных категорий пять:
Начинающему логопеду нет смысла учиться работе со всеми категориями сразу. Выберите одну и специализируйтесь на ней. Позднее вы сможете расширить практику и научиться работать с другими категориями клиентов. Это прекрасная точка роста — но начинать лучше с глубокого погружения в одну область логопедии.
Какие технологии и приемы вам нужно освоить?
Начинающему специалисту не нужно изучать весь спектр актуальных проблем современной логопедии, овладевать широким набором методик и приемов. На старте осваивайте только то, что пригодится вам в работе уже сейчас! Отталкивайтесь от того, с какими клиентами вы будете работать, каковы их запросы, какие методы и приемы помогут им лучше всего.
Поиск точек роста начинающего логопеда: где проходить дополнительное обучение?
Нельзя ограничиваться знаниями, которые вы получили в вузе (в том числе на программах профпереподготовки). Чтобы следить за развитием знаний в современной логопедии:
Выбирая программы повышения квалификации, убедитесь, что у учебной организации ► есть лицензия, а документы соответствуют установленным требованиям. Во-первых, это нужно, чтобы аттестационная комиссия приняла ваше удостоверение (напоминаем, что логопед обязан повышать квалификацию каждые 3 года и проходить аттестацию каждые 5 лет). Во-вторых, документы, соответствующие требованиям, примет работодатель — они повысят ваши шансы на трудоустройство и рост зарплаты.
Начинающим логопедам при выборе программ рекомендуем отдавать предпочтение самым актуальным направлениям: например, работе с дисфагиями, нейропсихологическим технологиям и пр. Практические навыки в этих сферах значительно повысят ваши шансы на трудоустройство.
Выбор материалов и оборудования
Не закупайтесь инвентарем, пока не выберете окончательно направление работы, иначе большая часть покупок может оказаться ненужной. Помните, что часть оборудования и материалов можно изготовить самостоятельно.
Обратите внимание на специальные пособия для логопедов, сочетающие игровой материал и методическую основу. Они полезны для начинающих специалистов, но выбирать их нужно осторожно и вдумчиво. Важно понимать, с какой целью вы покупаете пособие, чтобы не ошибиться в выборе.
Желаем вам удачи в развитии карьеры!
Плюсов больше, чем минусов: эксперт рассказала, как стать логопедом и чего ждать от профессии
Возможность работать с детьми, в тихом и уютном кабинете, со стабильной, пусть и небольшой, зарплатой — зачастую в профессию логопед приходят именно с этими целями. Но идеализация на старте карьеры может обернуться разочарованием в будущем. Выбирать эту профессию стоит не всем, уверена учитель-логопед Вита Билуха. Только по призванию и только людям, у кого желание помогать другим преобладает над всеми остальными.
О каких особенностях профессии узнают молодые специалисты, выходя на первую работу? Каковы плюсы и минусы? Сколько можно зарабатывать в бюджетной и частной сферах? И где учиться на логопеда после 9 и 11 класса? Отвечаем на эти вопросы в материале ФАН.
Чем занимается логопед
Считается, что специалисты работают только над звукопроизношением, то есть учат детей правильно выговаривать звуки, не «шепелявить» и не «картавить». На самом деле, сфера компетенций логопеда значительно шире, как и понятие речевых нарушений. Это и проблемы с говорением, чтением и письмом, нарушения голоса, заикание, задержка развития речи или ее полное отсутствие.
У каждого из этих нарушений есть причина, и задача логопеда — ее выявить. Речь — как лакмусовая бумага здоровья человека, не только физического, но и психического. Ее нарушения могут быть связаны с проблемами со слухом или речевым аппаратом, а могут стать следствием более серьезных болезней: психических, неврологических. Чтобы оценить, что именно повлекло речевой дефект, специалист должен обладать огромной базой знаний в области анатомии, физиологии, неврологии, психологии. Поэтому не случайно логопедию называют наукой на стыке медицины и педагогики.
«Логопед помогает развивать грамотную речь, — уточняет учитель-логопед Вита Билуха, — это образование и изменение слов, создание грамматических конструкций. Помогает развитию связной речи: умению грамотно высказывать свои мысли, составлять рассказы по картинкам, пересказывать тексты. Специалист работает над мелкой моторикой подопечного, выполняя для этого пальчиковый массаж или предлагая ребенку поиграть в пальчиковые игры. Обучает чтению и грамоте, дикции и интонации, мелодике и темпу говорения. Помогает развить слух и восприятие речи».
Чаще всего специалисты работают с детьми — в детских садах, школах, интернатах, поликлиниках. Но считать логопеда исключительно детским специалистом ошибочно. Обратиться к профессионалу, чтобы устранить дефекты речи, может и взрослый человек. И ему тоже помогут: сделать речь красивой, четкой и связной можно в любом возрасте.
Отдельная категория подопечных логопедов — люди после инсультов. Восстановление речи становится одним из этапов реабилитации и способом возвращения к полноценной жизни.
Работа логопеда в детском саду и школе
«С каждым годом процент детей, которые нуждаются в логопедической помощи, растет, — отмечает эксперт. — А чем позже будет обнаружен дефект, тем более серьезные негативные последствия для развития ребенка он может повлечь. Поэтому задача специалиста, работающего в детском саду, — своевременно выявлять и предупреждать речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста».
В детских садах специалисты отвечают за развитие навыков связной речи у малышей и полное формирование ее звуковой стороны. Другими словами, учат детей правильно слышать и воспринимать звуки, а затем правильно их воспроизводить. Работают с малышами индивидуально и в группах.
В обычных садах уделяют внимание лишь тем детям, которым требуется помощь профессионала. А в специализированных учреждениях и группах с логопедическим уклоном отвечают за весь образовательный процесс, строят его так, чтобы помочь детям избавиться от речевых проблем как можно раньше.
Обязательно привлекают к работе родителей, консультируют, рекомендуют техники коррекции, которые можно использовать дома. Если логопед считает, что причиной дефекта стало заболевание, порекомендует родителям показать малыша врачу — профильному специалисту. Такой подход помогает устранить нарушение в раннем возрасте или максимально сгладить его негативное воздействие на развитие и речь ребенка.
Специальность «учитель-логопед»
В школах с детьми, у которых не все хорошо с речью, работают учителя-логопеды. Их задача не меняется, но становится более важной. Если ребенок неправильно воспринимает звуки, у него, как правило, возникают проблемы с грамотностью и письмом. Ему сложнее учиться, запоминать материал, сосредоточиваться на словах учителя. Без коррекционного сопровождения школьная программа становится для него непреодолимой преградой, поэтому исправлять нарушения с помощью специалиста нужно обязательно.
«Задачи учителя-логопеда в школе — своевременно выявлять и корректировать нарушения речи у учащихся, — уточняет Вита Билуха. — Это помогает преодолевать трудности, которые могут возникать у ребенка в процессе обучения».
Специальность «дефектолог-логопед»
Среди логопедов есть отдельная группа профессионалов, которые работают с «особенными» детьми: малышами и школьниками, имеющими нарушения интеллектуального развития. Таких специалистов называют дефектологами: их квалификация позволяет корректировать дефекты речи, письма, навыков общения у детей с отклонениями физического и психического развития.
К таким специалистам обращаются родители малышей, у которых есть проблемы со слухом и зрением, задержка развития, нарушения памяти и внимания, аутизм и ДЦП, умственная отсталость. Дефектолог, безусловно, не способен избавить ребенка от причины заболевания, однако благодаря коррекционной помощи можно улучшить навыки говорения и произношения у «особых» детей, помочь им общаться с близкими и сверстниками.
В работе специалист дефектолог тесно взаимодействует с врачами, которые «ведут» ребенка: педиатром, психоневрологом. В специализированных учреждениях с детьми одновременно работают дефектолог, психолог, социальный педагог. Задачи специалистов различаются, но цель они преследуют одну — улучшить качество жизни подопечного.
Особенности, плюсы и минусы профессии логопеда
«В своей работе специалисту нужно проявлять огромное терпение и выдержку, — отмечает учитель-логопед Вита Билуха. — Важно обладать доброжелательностью, коммуникабельностью, интуицией. Необходимы наблюдательность и настойчивость, гибкость ума. Ведь нередко подачу материала приходится перестраивать прямо на ходу: ожидаешь одного, а работать приходится с другим».
Одна из главных сложностей профессии — необходимость работать с «трудными» детьми. Без искреннего желания помочь, пройти долгий путь коррекции шаг за шагом, терпения — справиться с психологической нагрузкой очень сложно. Другой существенный минус — огромное количество документов, которые должен вести специалист, работая в бюджетном учреждении. К этому или привыкают, или уходят в частную практику, где объем отчетности специалист определяет для себя сам.
Сколько часов работает логопед
Норма работы на ставку в бюджетном учреждении — 20 часов в неделю, то есть в день логопед работает 4 часа. Это один из плюсов профессии: такой график позволяет не уставать и не перегружаться. Всегда остается время на личные дела, а при желании в свободное время можно заниматься и частной практикой.
Сколько длится отпуск у логопеда
Длинный отпуск — еще один плюс профессии. Его продолжительность составляет 56 дней. А так как специалисты трудятся в школах или детских садах, где учебный процесс продолжается с сентября по май, то и отпуск всегда выпадает лишь на летние месяцы, что тоже удобно.
Сколько зарабатывает логопед
Уровень заработной платы не отличается от обычного в бюджетной сфере. В зависимости от региона и места работы специалист может рассчитывать на 17–20 тысяч рублей в месяц. Средняя зарплата логопеда в школе обычно выше, чем в детском саду.
«Как такового карьерного роста у логопеда нет, — уточняет Вита Билуха. — Но сейчас все больше специалистов уходят в частную практику. Кто обладает самодисциплиной и организаторским характером, может добиться хороших результатов. В этом случае специалист сам устанавливает почасовую оплату».
По словам эксперта, успешно реализовать себя в профессии сможет только тот, кому нравится ощущать полезность своего труда, кто хочет помогать людям становиться более здоровыми и счастливыми. И лишь на втором месте по значимости должны идти короткий рабочий день и продолжительный отпуск. В этом случае человек будет получать удовольствие от работы.
Где учат логопедов
Получить профессию можно только в педагогическом вузе, на базе которого действует кафедра логопедии или факультет дефектологии. Стать специалистом, закончив краткие курсы, не получится: высшее профильное образование нужно обязательно.
После 11 класса для поступления в вуз потребуется сдать ЕГЭ по дисциплинам:
После 9 класса можно поступить в педагогический колледж или техникум. Но окончив его, все равно придется поступать в вуз: без высшего образования работать по специальности невозможно.
«Очевидно, профессия логопеда еще долго будет востребованной, — отмечает Вита Билуха, — потому что, к сожалению, количество детей с нарушениями речи растет с каждым годом. А сами нарушения становятся все более сложными и требуют больше времени на коррекцию».
Однако очевидно и то, что случайным людям в этой профессии делать нечего. Импульсивность, требовательность, резкий и взрывной характер, а также желание быстрого карьерного роста, отсутствие любви к детям и сострадания можно считать прямыми «противопоказаниями» для поступления на логопедический факультет.
Технологии и методики практической профессиональной деятельности учителя-логопеда
Елена Шадрина
Технологии и методики практической профессиональной деятельности учителя-логопеда
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.
В системе современного образования логопеду необходимо постоянно самосовершенствоваться, изучать и применять в своей практической профессиональной деятельности помимо традиционных коррекционных методик, современные инновационные коррекционные технологии и методики.
Работая логопедом на дошкольном логопункте, я применяю в работе с детьми различные методики и технологии. При диагностике и коррекции звукопроизношения предпочтение отдаю традиционным и проверенным временем методикам и технологиям известных педагогов, логопедов и дефектологов.
ТЕХНОЛОГИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.
Для обследования звукопроизношения использую методику Г. А. Волковой «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи».
Также активно использую методы логопедического обследования детей, рекомендованные Г. В. Чиркиной.
ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
Работу по коррекции звукопроизношения осуществляю на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.
.В ходе индивидуальных занятий мною решаются следующие задачи:
• уточнение произношения звуков;
• постановка и закрепление отсутствующих звуков;
• развитие фонематического восприятия;
• преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;
• закрепление изученных лексико – грамматических конструкций.
При коррекции недостатков звукопроизношения использую методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Рождественской, М. Ф. Фомичевой, А. И. Богомоловой, С. Н. Шаховской, Т. А. Ткаченко.
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.
Одним из компонентов логопедического занятия является дыхательная гимнастика. Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на детей логопатов независимо от вида их речевого дефекта.
Детям с нарушениями речи требуется обучение правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических упражнений. При формировании речевого дыхания использую методики Л. И. Беляковой и А. Н. Стрельниковой. Применение данных технологий позволяет детям с заиканием усвоить правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствуют правильному программированию речевого высказывания.
ТЕХНОЛОГИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.
При работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, применяю различные приёмы логопедического массажа.
Логопедический массаж провожу по авторской методике Е. А. Дьяковой.
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.
Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи.
Работу по развитию и обогащению словарного запаса провожу как на индивидуальном, так и на групповом занятии.
Цель реализации технологий: формирование и коррекция лексико-грамматической стороны речи дошкольников.
• Формирование речевой активности.
• Расширение пассивного и активного словаря.
• Формирование навыков словоизменения.
• Формирование навыков словообразования.
• Формирование навыка употребления простых и сложных предложений.
В работе использую программы и методические рекомендации Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. С. Жуковой, Т. А. Ткаченко, Н. В. Нищевой.
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности.
У детей с нарушениями речи связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одних и тех же слов в различных значениях делает речь детей бедной и стереотипной.
Формирование связной речи приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
В работе по развитию связной речи использую приёмы, рекомендованные Л. Н. Ефименковой.
При обучению рассказыванию опираюсь на систему работы В. П. Глухова и на рекомендованные им методы:
— составление высказываний по наглядному восприятию;
— воспроизведение прослушанного текста;
— составление рассказа – описания;
— рассказывание с элементами творчества.
Также использую оригинальную и эффективную систему работы развития связной речи, разработанную Т. А. Ткаченко.
Её технологию моделирования и проигрывания сказок использую на индивидуальных логопедических занятиях.
Активно внедряю предложенные ею схемы и модели для обучения детей составлению описательных рассказов.
На индивидуальных занятиях использую технологию формирования слоговой структуры слова, предложенную Т. А. Ткаченко.
Изучая различные методики и технологии развития связной речи, мною была разработана и написана авторская программа по развитию речи детей дошкольного возраста «Речецветик», рассчитанная на 4 года обучения.
В практической работе с детьми активно использую следующие технологии:
— Технология проблемного обучения.
Создаю проблемные ситуаций с целью активизации самостоятельной деятельности воспитанников.
— Технология развивающего обучения.
Ориентирую образовательный процесс на потенциальные возможности детей. Активизирую взаимодействие воспитанников с окружающей средой как самостоятельных субъектов на всех этапах деятельности.
— Технология сотрудничества.
Совместно с детьми вырабатываем содержание занятий, даём оценку, находимся в состоянии сотрудничества, сотворчества.
— Технология дифференцированного обучения.
При работе учитываю типологические особенности детей (аудиалы, визуалы, кинестеты) и уровень их речевого развития.
— Игровые технологии.
Во время образовательного процесса проигрываем сюжеты реальных жизненных ситуаций, придумываем и восстанавливаем сказочные сюжеты и истории.
Для большей эффективности коррекционно-развивающего процесса активно внедряю в свою работу нетрадиционные и инновационные технологии.
Эти технологии нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых технологий и привносят в них новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных функций и их активизации.
(Здоровьесберегающие технологии)
Арт-терапия в детском саду – это путь к психологическому здоровью ребенка.
Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.
Коррекционные задачи музыкотерапии:
• нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;
• стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций) ;
• улучшение общего состояния детей;
• улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность) ;
• коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;
• стимуляции речевой функции;
• нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации) ;
• формирование навыков словообразования;
• формирование слоговой структуры слова.
Во время проведения расслабляющего логопедического массажа использую произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.
Музыкальное сопровождение использую во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи,включение элементов сказкотерапии позволяет решать следующие задачи:
• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;
• совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
• развитие диалогической и монологической речи;
• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
• создание на занятии благоприятной атмосферы, улучшение психоэмоционального состояния детей;
• приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Сказкотерапия развивает в детях активность, самостоятельность, творчество, эмоциональность, связную речь. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся открытыми к восприятию действительности, проявляют заинтересованность в выполнении различных заданий.
Куклотерапия –использование в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклы, как промежуточного объекта взаимодействия ребенка и взрослого.
Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтные ситуации в коллективной деятельности.
Техники изо-терапии,используемые для развития речи:
• рисование на стекле;
• рисование на манке;
Песочная терапия способствует:
• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
• обогащению словарного запаса;
• развитию связной речи;
• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
• развитию фантазии и образного мышления.
Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета.
• улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;
• стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;
• приобретению детьми навыков психофизической релаксации.
Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
• зрительной и слуховой памяти;
• зрительного и слухового внимания;
• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Телесноориентированные техники
Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.
• биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
• дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.
Упражнения позволяют повышать стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.
• массаж орехами, каштанами;
• массаж шестигранными карандашами;
• массаж травяными мешочками;
• массаж приборами Су-Джок терапии;
• массаж специальными сенсорными мячами, кольцами, валиками.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Для закрепления лексического материала, а также для автоматизации звуков использую компьютерные игры, видеопризентации и видеоуроки.
Возможность использования ИТ в логопедии:
• повышает мотивацию к логопедическим занятиям;
• расширяет сюжетное наполнение традиционной игровой деятельности;
• даёт возможность быстрого создания собственного и дидактического материала;
• визуализирует акустические компоненты речи;
• расширяет спектр невербальных заданий;
• обеспечивает незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;
•предоставляет значительные возможности в развитии ВПФ: схематизации, символизации мышления; формировании планирующей функции мышления и речи;
• за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляет более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.
Использование всех вышеперечисленных технологий приводит к повышению эффективности коррекционной работы.
Считаю, что в работе учителя-логопеда важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе, а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.
Пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения методики и технологии.
«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда» (из опыта работы) Наше учреждение в декабре 2014 года было передано из государственной в муниципальную собственность. Будучи государственным коррекционным.
Циклограмма деятельности учителя-логопеда Циклограмма деятельности учителя – логопеда на 1.5 ставки Д. с. № 25 Васиной М. А. на 2015- 2016 учебный год Вид деятельности Время выполнения.
Инновационные технологии применяемые в работе по развитию речи с дошкольниками в соответсвии с требованиями Госо Республики Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические.
Конспект образовательной деятельности учителя-логопеда в старшей группе с использованием лего-технологии «Мебель для Кирюши» Тема: Цель: Уточнить и расширить представления детей о мебели. Задачи: Коррекционно – образовательные: • Учить детей дифференцировать мебель.
Папки в коррекцонно-развивающей деятельности учителя-логопеда Одной из задач учителя-логопеда является оказание помощи родителям. Практика работы на логопункте свидетельствует о том, что родителям не.
Педагогические технологии, методики и приемы в практической деятельности В первую очередь каждая технология направлена на реализацию ФГОС в дошкольном образовании. Среди педагогических технологий, которые используются.
Современные технологии взаимодействия и сотрудничества учителя-логопеда с семьей В современных условиях, когда родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение.
Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве Учитель-логопед – это специалист, занимающийся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными.
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ. Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные.
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Стремительное ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста в России стало общепризнанным фактом. Необходимо признать, что ни.