С чего начинать знакомство с кинематографом
Как начать разбираться в кино: списки фильмов, сайты и лекции, которые вам помогут
Сегодня кино — одно из главных медиаразвлечений. О фильмах и актерах ведутся ожесточенные споры на форумах и в социальных сетях, по статистике только в Голливуде выходит около 600 фильмов в год. Возникает проблема: как начать разбираться в кино, чтобы уметь отличать достойные фильмы от неудачных, понимать отсылки, подмечать визуальные детали, видеть глубже сюжета и узнавать почерк хороших режиссеров.
Кино стоит просмотра, ведь это произведения с уникальными историями и интерпретациями, неиссякаемый источник познания быта и культуры разных стран и народов, невероятный коктейль из фотографии, литературы, живописи, музыки, театра и цирка. Киноленты развивают мозг и творческие способности.
Какие фильмы посмотреть, чтобы начать разбираться в кино
Вряд ли кто-либо в мире сможет пересмотреть все существующие фильмы. Оно и ни к чему, ведь далеко не все они заслуживают внимания. Разбираться в кино — про другое, про умение смотреть, ориентироваться в разных жанрах и режиссерах, разбираться в штампах и приемах, воспринимать классические и авторские фильмы, быть готовым к сюрпризам. Это нелегкий труд, но его можно облегчить с помощью различных подборок:
Их созданием занимаются кинокритики и киноведы, которые регулярно смотрят сотни новых и старых кинолент с целью определить их эстетическую и культурную значимость. Эти списки могут публиковаться лично экспертами или вместе с культурными изданиями и организациями. Они претендуют на максимальную объективность. Порой достаточно внимательно посмотреть и разобрать лишь несколько лент из таких списков, чтобы существенно вырасти в понимании киноискусства.
Универсальные топы и списки
Чтобы не запутаться в большом количестве списков лучших фильмов, мы выбрали для вас несколько подборок, которые не стоит пропускать:
Наш топ-50, основанный на этих источниках:
Не менее интересны и полезны списки, которые публикуются на сайтах для выставления оценок кинолентам. Классические киноресурсы — IMDb или «Кинопоиск». Для тех, кто более современен, подойдут Letterboxd и MUBI. Стоит и самому создать профиль на одном из этих сайтов, чтобы отмечать увиденное, искать интересные фильмы и узнавать много информации о кино.
Топ-50 фильмов из списков IMDb и «Кинопоиск» (мы убрали фильмы, которые были в предыдущем списке):
Фильмографии известных режиссеров
Конечно, не существует механизма выявления лучших постановщиков. Какие-то издания руководствуются только собственным вкусом, другие полагаются на оценки кинокритиков. Мы выбрали лучшие имена, которые можно увидеть во многих списках.
Среди классиков выделяются: Робер Брессон, Жан-Люк Годар, Говард Хоукс, Майкл Пауэлл, Луис Бунуэль, Альфред Хичкок, Орсон Уэллс, Стэнли Кубрик и Федерико Феллини.
Среди советских постановщиков знамениты: Сергей Эйзенштейн, Андрей Тарковский, Алексей Герман — старший, Михаил Калатозов и Сергей Параджанов.
В числе лучших режиссеров современности: Кристофер Нолан, Лав Диас, Джеймс Кэмерон, Гаспар Ноэ, Уэс Андерсон, Йоргос Лантимос, Клинт Иствуд, Стивен Содерберг, Алехандро Гонсалес Иньярриту и Илья Хржановский.
В топе российских режиссеров: Андрей Кончаловский, Никита Михалков, Сергей Бодров — старший, Тимур Бекмамбетов, Андрей Кравчук, Николай Лебедев, Федор Бондарчук, Антон Мегердичев, Леван Габриадзе и Марюс Вайсберг.
Важные фильмы в хронологическом порядке
Если вас интересует способ изучения кинематографа в хронологическом порядке, пролистайте любые списки, которые можно ранжировать по году выпуска киноленты. Один из сайтов с такой функцией They Shoot Pictures, Don’t They. Еще один хороший вариант — списки рекомендованных фильмов для студентов киношкол и абитуриентов разных стран.
Шедевры современного кинематографа
Новые фамилии и даже направления появляются постоянно. Заметить их помогут те же списки.
Стоит заглянуть, например, на сайт CriticsTop10. Там ежегодно появляется Топ-50 лент, по версии авторов тематических сайтов и критиков популярных изданий. Для этой подборки учитывают все списки, опубликованные онлайн за последний год.
На They Shoot Pictures, Don’t They можно увидеть список лучших фильмов XXI века. Сейчас лидируют «Любовное настроение», «Малхолланд Драйв» и «Один и два».
Кроме того, большинство уважающих себя изданий и кинокритики накануне Нового года подводят собственные итоги, из которых можно узнать, что стоит посмотреть.
Лучшие образцы жанрового кино
Что посмотреть, чтоб разбираться в русском кино
Самый авторитетный список, который поспособствует знакомству с российским кинематографом, — 20 лучших фильмов по версии Гильдии киноведов и кинокритиков России.
Что посмотреть, чтоб разбираться в зарубежном кино
Мы также собрали для вас список качественных классических зарубежных фильмов:
А вот топовые новинки (фильмы 2020 года):
Лекции и каналы по истории кино
В сети много ресурсов по истории кино, например журналы «Искусство кино» и «Сеанс», сайты Cineticle, Kinovoid, «Синематека», Cineticle.
Курсы, лекции и выставки, которые также вам пригодятся:
По словам кинокритика Антона Долина, всего полвека назад киноманы могли посмотреть все существующие фильмы. Сегодня же мы едва успеваем ознакомиться с новинками месяца. Вот почему важно разбираться в кино и уметь выбирать ленты для просмотра. Только так можно не утонуть в море информации и смотреть качественное кино.
Кино — тайна с множеством отсылок и метафор. И это, безусловно, огромное удовольствие — познавать новое, распутывать клубок, созданный режиссерами и их коллегами. Хорошие фильмы переполнены визуальными метафорами и многочисленными цитатами. Находить их словно добывать драгоценный камень. Впрочем, есть и простые жанровые фильмы, которые открывают новые приемы киноповествования. И если вы хотите понять их, выбирайте, что вам интересно, и приступайте к просмотру. Приятного путешествия!
Андрей Тарковский: как начать смотреть его фильмы
Почему Андрея Тарковского называют и самым перехваленным, и самым недооцененным русским режиссером? С чего начинать смотреть его фильмы? И с чего начинать не надо? Взяв за основу хороший формат Британского института кино, начинаем рассказывать о фильмографиях великих режиссеров
«Самый перехваленный», «самый недооцененный», «воплощение русской духовности», «мастер пафоса, снобизма и звенящей пустоты», «интеллектуал с „холодным носом“», «творец, пишущий собственной кровью». Все это суждения об одном человеке — кинорежиссере Андрее Тарковском.
Ключевые слова в отзывах на фильмы Тарковского — «долго», «скучно», «сложно». И при этом он был и остается важнейшей культурной константой, на которую ориентируются десятки востребованных режиссеров — от Иньярриту и фон Триера до Содерберга и Звягинцева. Именно с Тарковским, наряду с Эйзенштейном, Кулешовым, Довженко, Параджановым, Бондарчуком, ассоциируется российский кинематограф за границей. С чем связан этот парадокс и почему одни считают его фильмы сверхценными, а другие обесценивают?
С чего начать
Первое знакомство лучше начинать с фильма «Солярис» (1972) по мотивам одноименного романа Станислава Лема. Тарковский не любил развлекательное, так называемое жанровое кино, но именно в этом фильме, пожалуй, ближе всего подошел к жанровому канону. Он не только работает с элементами научной фантастики, но и выводит сайфай в кино на философский, экзистенциальный уровень.
При всей этой сложности у фильма есть вполне понятный сюжет: космический психолог Крис (Донатас Банионис) отправляется на загадочную планету Солярис, где расположена орбитальная научная станция, чтобы принять решение, продолжать ли исследования. Помимо своих коллег (Юри Ярвет и Анатолий Солоницын), он обнаруживает на станции еще нескольких человек. Выясняется, что это не люди, а так называемые «гости». Разумная плазма, покрывающая планету, создает точные копии тех, перед кем космонавты испытывают нестерпимое чувство вины. Той же ночью появляется Хари (Наталья Бондарчук), выглядящая как жена Криса, погибшая на Земле несколько лет назад.
Для Тарковского научно-фантастический сюжет становится поводом к разговору о природе человека, универсальных категориях человеческого сознания — муках совести, побеге от себя, постыдных воспоминаниях и попытках исправить то, что исправить уже нельзя.
Что смотреть дальше
После фантастического «Соляриса» можно вернуться на десять лет назад и посмотреть два исторических фильма. «Иваново детство» (1962) — полнометражный дебют режиссера, посвященный войне и удостоенный «Золотого льва Святого Марка», главной награды Венецианского кинофестиваля. «Андрей Рублев» (1966), рассказывающий об отношениях художника и власти в средневековой Руси, получил приз Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ в Каннах. В обеих картинах уже отчетливо слышен голос Тарковского, но еще нет сложности и многозначности, характерных для его фильмов 1970-х.
Кадр из фильма «Сталкер». Режиссер Андрей Тарковский. 1979 год © Киностудия «Мосфильм»
Среди них «Сталкер» (1979), в котором режиссер снова заходит на территорию научной фантастики. В отличие от «Соляриса», где сюжет романа Лема хоть и переосмыслен, но все-таки сохранен, здесь от «Пикника на обочине» братьев Стругацких остались только общие очертания. Все элементы сюжета нагружены философскими и религиозными символами, апокалиптическими и мизантропическими мотивами. Тарковский говорит со зрителем загадками, ключи к которым имеет смысл искать не столько в фильме, сколько внутри себя.
Кадр из фильма «Зеркало». Режиссер Андрей Тарковский. 1974 год © Киностудия «Мосфильм»
Еще более сложную форму Тарковский выбирает для своего главного фильма — исповедального «Зеркала» (1974). Здесь он не просто говорит загадками, но намеренно запутывает зрителя: Маргарита Терехова играет и жену героя, и мать в его воспоминаниях; Игнат Данильцев — сына героя и самого героя в тех же воспоминаниях; бабушка, роль которой досталась матери режиссера Марии Ивановне, не узнает внука; внук при этом разговаривает с несуществующими жильцами квартиры. Логика в этих несостыковках появляется, когда понимаешь, что фильм воспроизводит работу памяти — с ее обрывочностью, искажениями, подменами и белыми пятнами. Именно из-за сложнейшей работы с изображением психической реальности «Зеркало» входит в списки самых значимых фильмов в истории мирового кино, а имя Тарковского ставят в один ряд с Феллини, Антониони и Бергманом.
Семь классических кадров из фильмов Тарковского
Война, показанная через искалеченное сознание ребенка
Видение художника — крестный путь Христа в средневековой Руси
Отсылка к «Возвращению блудного сына» Рембрандта
Левитация матери в сновидческой реальности главного героя
Герои на пороге комнаты исполнения желаний
Финальное видение героя — дом детства внутри аббатства Сан-Гальгано
© Sovinfilm; RAI 2; Gaumont
Страшная жертва главного героя
© Svenska Filminstitutet; Argos Films; Film Four International
С каких фильмов не стоит начинать
С «Ностальгии» (1983) и «Жертвоприношения» (1986). Эти фильмы, снимавшиеся в Италии и Швеции, во многом повторяют главные мотивы и приемы Тарковского, а «Жертвоприношение» еще и является его творческим завещанием. Так что смотреть их имеет смысл, уже когда просмотрены первые пять фильмов режиссера. В этом случае больше шансов, что образы свечи и воспламенения, чистоты души и скверны мира, приближающегося апокалипсиса и рациональной ловушки технического прогресса, нравственного тупика мужчины и греховной, но спасительной природы женщины будут не раздражать, а восприниматься как часть картины мира Тарковского.
С кем работал Тарковский
Тарковскому непросто давалось общение с коллегами: на съемочной площадке многие считали его деспотом и тираном. Поэтому он старался всегда работать с одной командой, где все понимали друг друга с полуслова. «Иваново детство» и «Андрея Рублева» он сделал с великим оператором Вадимом Юсовым. Тарковский собирался работать вместе и дальше, но Юсов, прочитав исповедальный сценарий «Зеркала», отказался снимать фильм — история показалась ему слишком автобиографичной. Все пять фильмов Тарковского, снятых в СССР, монтировала Людмила Фейгинова — это она придумала поставить в начало «Зеркала» знаменитый эпизод «Я могу говорить».
Во всех советских фильмах Тарковского снимался Николай Гринько, воплотивший очень важную для режиссера фигуру отца: в «Ивановом детстве» он играет полковника Грязнова, в «Андрее Рублеве» — иконописца Даниила Черного, в «Солярисе» — отца Криса, в «Зеркале» — директора типографии, в «Сталкере» — Профессора. В трех фильмах («Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало») в эпизодических ролях снялась мосфильмовский организатор кинопроизводства Тамара Огородникова, работавшая директором на «Андрее Рублеве»: Тарковский ценил ее аристократический образ и ахматовский профиль. Музыку к «Солярису», «Зеркалу» и «Сталкеру» написал Эдуард Артемьев, экспериментатор в области синтеза звука и электронного саунд-дизайна.
Цитаты о Тарковском
«Я люблю все фильмы Тарковского, его самого и его работы. Каждый его кадр — великолепное изображение само по себе. Но готовое изображение — ничего больше, чем несовершенное воплощение его идеи. Его идеи реализованы лишь частично. Но он должен был это сделать».
«Помню, как впервые увидел фильм Тарковского — я был шокирован. Не знал, как дальше быть. Я был очарован его кинематографом, потому что неожиданно понял, что фильм может содержать такое количество смыслов, о котором я и подумать раньше не мог».
«Просмотр „Зеркала“ был духовным переживанием, потому что передо мной открылись миры, о существовании которых я не знал, но к которым сразу почувствовал симпатию».
«Человек, приучивший себя к многомерности и многообразию творчества, не стал бы, думаю, уходить с сеанса, где демонстрируется, скажем, „Солярис“. Во всяком случае (если исключить момент „не нравится“), не отказал бы картине в истинности и праве на существование в искусстве, несмотря на то что язык ее — а следовательно, и то, что на языке сказано, — казался бы непонятным.
Конечно же, сама необычность языка не требует образованности и пуще — специальной учености. Она, думаю, требует, скорее, постепенного вхождения, привыкания».
«Если говорить о глубине внутреннего мира художника, открывшегося на экране (а внутренний всегда отражение сторон реального мира — в пустоте художник задохнется), то особое впечатление произвело на меня искусство Андрея Тарковского. Мы говорим: искусство отражает мир, это верно, но отражение это особое. В искусстве получается только то, что выстрадано. Состроить ничего нельзя, боюсь, что нельзя и выстроить. Глубиной на экране обладает только то, что было выстрадано художником, состроенное распадается как карточный домик.
Режиссер показывает реальность и ее отражение искусством: внешне отражение ничем не схоже с жизнью. Он воссоздает незримые сложные связи духовной жизни человека и мира, в котором он живет».
Осознанный просмотр: как научиться анализировать кинематограф
Любовь Карась
Большинство зрителей воспринимают кино как способ развлечься и получить эмоции. Однако такое пассивное восприятие ограничено и не позволяет увидеть скрытые автором смыслы, которые находятся, как правило, вне основного сюжета. Почему средняя длина кадра в «Мстителях» две секунды, а в фильмах Тарковского он не меняется в течение пяти минут? Зачем оператор делает круговорот с помощью камеры? Как создается эффект присутствия за счет звука? На эти вопросы отвечает лектор курса «Как смотреть кино» от образовательного проекта «Синхронизация» Данила Кузнецов.
Данила Кузнецов
Режиссер документального кино. Выпускник исторического факультета МГУ, аспирантуры института востоковедения РАН и Высших курсов сценаристов и режиссеров
Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра
Кузнецов Данила
Издательство Бомбора, 2019
Что отличает пассивного зрителя от активного
Осознанный зритель от обычного отличается тем, что он готов проводить интеллектуальную работу
Альфреда Хичкока не воспринимали всерьез большую часть его жизни. Многие считали, что он снимает популярное развлекательное кино, комедийные шпионские триллеры, однако это заблуждение. Например, фильм «Окно во двор» рассказывает историю фотографа, который сломал ногу. Сидя в инвалидном кресле, он начинает следить за соседями от скуки. Это просто сюжет. Но на самом деле, этот фильм о том, как устроено кино на метафизическом уровне. Зритель точно так же прикован к креслу в зрительном зале, он не может двинуться, и смотрит на мир других людей сквозь рамку киноэкрана, которая похожа на оконную раму в комнате главного героя, через которую он познает мир.
Как подготовиться к просмотру фильма
У большинства крупных режиссеров, у тех же Хичкока, Бунюэля, Феллини — есть опубликованные автобиографии. В этих книгах можно найти ответы на многие вопросы. Режиссеры в них объясняют, что они хотели сказать той или иной работой, почему они вообще стали заниматься кино, как у них рождаются идеи, и как они выбирают для этого форму.
Зрительская задача заключается в том, чтобы от формы прийти к идее, и найти точку, из которой автор начал свой путь
Уровни анализа фильма
Драматургия
На верхнем уровне мы пытаемся понять, почему история рассказана таким образом, какую эмоцию вызывает главный герой и кто им является. История — самый базовый уровень любого фильма вне зависимости от того, есть ли у него глубина содержания. Более глубокий уровень анализа драматургии — это поиск тех идей, которые автор заложил.
Анализ изображения и звука
На этом этапе мы обращаем внимание на свет. В мелодрамах или комедиях чаще всего используется ровный свет. В фильмах ужасов, наоборот, свет часто контрастный, большую часть экрана занимает пугающая темнота, вызывающая тревогу у зрителя.
Далее нужно отметить цвет. Например, Мартин Скорсезе, в фильмах которого много агрессии, любит красный. И у него почти в каждом втором фильме можно найти сцену, которая целиком освещена только красным.
Есть и звуковая сторона кинематографа. Это, во-первых, речь актеров, нюансы произношения, акценты. Например, в фильме «8 с половиной» Федерико Феллини у каждого героя специфический акцент, по которому можно определить, из какой части Италии этот человек.
С музыкой примерно также — нужно искать контрапункт. Иногда бывает, что режиссер плохо поработал с актером, и последний неполноценно сыграл в грустной драматической сцене. В этом случае режиссер вставляет минорную музыку, которая напрямую воздействует на наши чувства, и мы начинаем эмоционально сопереживать актерам в гораздо большей степени.
Монтаж
Как анализировать фильм после просмотра
После этого стоит задать вопрос: какую идею автор хотел до нас донести этой историей, о чем на самом деле фильм? Как проявляется авторский персонаж, отражающий взгляды самого режиссера?
И далее мы движемся по этапам, о которых говорили ранее:
Какие особенности светового и цветового решений мы можем выделить?
Что интересного можно отметить в звуке? Были ли контрапунктные звуки? Насколько музыка соответствовала изображению?
Каков монтажный темп? Какие крупные планы были?
Как взаимодействуют кино и литература
Это был личный роман о писателе, который с женой и сыном устраивается зимой смотрителем в отель и начинает потихоньку сходить с ума. У Стивена Кинга главным злодеем был отель, населенный призраками. В конце главный герой, жертвуя собой, спасает жену и ребенка, так как Стивен Кинг рассказывал о своем алкоголизме, который он в итоге поборол. И свои переживания он отразил в завуалированной форме через роман «Сияние».
В любом случае очень интересный опыт — смотреть сначала фильм, а потом читать книгу, или наоборот. Тогда мы можем поставить себя на место режиссера и увидеть, что он оставил из романа, что убрал, а где выразил собственную позицию.
Данила Кузнецов ведет курс «Как смотреть кино» от образовательного проекта «Синхронизация». Промокод КИНО20 дает скидку 20% на этот курс.