С чего педагогу следует начинать планирование нового урока
Этапы планирования урока и подготовка к нему учителя
Описание презентации по отдельным слайдам:
Этапы планирования урока и подготовка к нему учителя
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Скаткин М.
Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.
Выделяют пять типов уроков: уроки изучения нового учебного материала (1-й тип); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока); уроки обобщения и систематизации (3-й тип), комбинированные уроки (4-й тип); уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).
Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя 1. Разработка системы уроков по теме или разделу. 2. Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы. На основании этого идет определение учебных задач урока. 3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка. 4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке. 5. Формулирование учебных задач урока.
6. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем. 7. Нахождение связей с другими предметами при изучении нового материала и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся. 8. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях. 9. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).
10. Проверка оборудования и технических средств обучения. 11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях. 12. Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленность на развитие их самостоятельности. 13. Приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.
14. Составление списка учеников, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания. 15. Продумывание форм подведения итогов урока. 16. Планирование внеклассной работы по данной теме. 17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.
Примерная схема плана урока 1. Дата 2. Номер урока по теме 3. Тема урока 4. Тип урока 5. Триединая цель урока 6. Методы обучения 7. Повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся 8. Виды контроля знаний и обратной связи 9. Планируемые знания, умения и навыки, формирование которых будет на уроке
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: 66052041151
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Система работы над планированием урока
Подготовка к уроку является важнейшим элементом в работе любого преподавателя. Она связана с планированием — составлением заранее намеченной системы мероприятий, предусматривающая порядок и сроки выполнения определенных действий преподавателя и обучающихся.
Роль планирования особенно возрастает в условиях работы школ по разным программам и учебникам. Следует различать два этапа планирования или подготовки учителя к уроку — предварительный и непосредственный.
На предварительном этапе разрабатываются перспективные планы — календарный, тематический или календарно
Просмотр содержимого документа
«Система работы над планированием урока»
СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ПЛАНИРОВАНИЕМ УРОКА
Букенова Нурсулу Базылкановна,
преподаватель естественных дисциплин
Костанайского социально-технического колледжа
Подготовка к уроку является важнейшим элементом в работе любого преподавателя. Она связана с планированием — составлением заранее намеченной системы мероприятий, предусматривающая порядок и сроки выполнения определенных действий преподавателя и обучающихся.
Роль планирования особенно возрастает в условиях работы школ по разным программам и учебникам. Следует различать два этапа планирования или подготовки учителя к уроку — предварительный и непосредственный.
Календарный план составляется для распределения часов по всем темам разделов преподаваемого предмета при учете сроков изучения тем, каникул и праздников. В нем также указываются экскурсии, если они предусматриваются программой, и материал, который необходимо повторить с целью лучшего усвоения теоретических знаний.
Тематический план составляется для распределения часов внутри каждой темы. Он позволяет учитывать единство формы и содержания процесса обучения, связь всех элементов, необходимость организации учебно-познавательной деятельности учащихся на разных уровнях самостоятельности. План позволяет наметить систему работы по формированию новых знаний, способов действия, ценностных отношений, установить четкие взаимосвязи между уроками, наметить систему лабораторных, практических работ, продумать применение различных средств обучения, выделить виды самостоятельных работ, определить тип урока по дидактической цели и его вид по характеру организации деятельности учащихся. Тематические планы, иначе говоря, планы системы уроков — это сценарии учебного процесса, составляемые преподавателем на полугодие или сразу на весь учебный год. Обычно эти планы используются в течение нескольких лет при их корректировке с учетом педагогического мастерства преподавателя, новых методических и технологических идей, а также рекомендаций. Календарный и тематический планы могут совмещаться.
На этапе непосредственной подготовки преподавателя к уроку осуществляется конкретизация обозначенных выше планов. Составляется план урока, который выступает как своеобразная программа организации деятельности преподавателя и учащихся на уроке. Построение урока только по традиционной схеме (повторение пройденного — проверка домашнего задания — изучение нового — закрепление — задание на дом) затрудняет реализацию современных задач уроков биологии и снижает эффективность обучения предмету. Однообразная структура урока становится привычной для учащихся и слабо активизирует их внимание и мышление. Поэтому необходимо разнообразить методическую структуру планируемого урока в зависимости от задач и содержания. Именно на эту сторону планирования учебного процесса и направлено составление плана каждого урока.
Планирование урока является одним из аспектов творческой деятельности учителя, в котором реализуется его научно-методические представления, мастерство и находчивость в оригинальном построении процесса обучения. Именно поэтому не может существовать единственной наилучшей системы какой-либо темы или отдельного урока. По одной и той же теме преподаватель может разработать в разные годы для разных классов различные планы уроков.
При составлении поурочного плана можно использовать различные формы: краткий план урока
структурно-логическую схему урока
полную методическую разработку урока.
В первом случае отражаются все структурные элементы урока, но в кратком их изложении. Во втором — также кратко отражаются в определенной последовательности этапы (структурные элементы), главное содержание урока, методы и приемы обучения, средства наглядности и виды самостоятельных работ. Как правило, такая форма плана выражается в виде текстовой таблицы –технологической карты урока. В третьем и четвертом случаях все структурные элементы урока представляются полными текстами, раскрывающими содержание учебного материала, виды деятельности преподавателя и обучающихся, последовательность выполнения самостоятельных и других видов работ.
В любом случае, необходимо учитывать содержание и задачи каждого этапа урока.
Подготовка преподавателя к уроку
Алгоритм действий преподавателя при подготовке к уроку
1. Учет особенностей учащихся класса:
— успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный и т.п.);
— сформированность учебных умений;
— общая подготовленность учащихся;
— отношение к разным видам учебной деятельности;
— отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным;
— общая дисциплина учащихся.
2. Учет своих индивидуальных особенностей:
— тип нервной системы;
— эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся;
— наличие умений импровизации;
— умения пользоваться различными средствами обучения,
3. Соблюдение правил, обеспечивающих проведение урока.
1) Определить место урока в теме, а темы в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
2) Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформировать и зафиксировать ее в плане.
3) Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить учащийся на уроке, знать и уметь после урока.
4) Обозначить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке учащиеся.
5) Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирование новых знаний, умений и навыков.
6) Записать предусмотренный ход урока в план урока и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока.
1) Четко и ясно ставить задачи перед учащимися, последовательно вести их к намеченным целям.
2) Быть доброжелательным; не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает, не понимает, ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
3) Не перебивать учащегося, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
4) Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением, как поняли ученики требования.
6) Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
7) Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком.
8) Предъявленное требование к учащимся обязательно реализовать. Ни одно требование на уроке не следует декларировать.
9) Темп урока поддерживать интенсивный, но посильным для большинства.
10) Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать инициативу, одобрять их осведомленность.
Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя
11- планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях;
Приведу пример: при планировании открытого урока по биологии, проведенного по теме «Сцепленное наследование генов. Кроссинговер.
Генетика пола» планирование этапов урока осуществляла следующим образом:
1 этап. Организационный этап.
Задача этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке.
а) приветствие преподавателя и учащихся; фиксация отсутствующих;
в) проверка внешнего состояния учебной аудитории;
г) проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид)
д) организация внимания
2 этап. Проверка домашнего материала.
Задача этапа: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания обучающимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
Содержание этапа: выяснение степени усвоения заданного на дом материала, определение типичных недостатков в знаниях и их причины, ликвидация обнаруженных недоточетов.
3 этап. Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Задача этапа: организовать и направить к цели познавательную деятельность обучащихся.
Содержание этапа: беседа для подготовки к восприятию нового материала; сообщение темы, целей и задач изучения нового материала.
4 этап. Усвоение новых знаний.
Задача этапа: познакомить с особенностями наследования, сцепленного с полом; дать понятие о закономерностях хромосомного определения пола; усвоить понятие «кроссинговер», развивать навыки решения генетических задач.
Содержание этапа: сообщение нового материала, его систематизация и обобщение обучающимися.
5 этап. Проверка понимания нового материала.
Задача этапа: установить, усвоили или нет обучающиеся содержание новых понятий.
Содержание этапа: проверка степени понимания обучающимися сущности новых понятий и закономерностей с помощью работы с глоссарием, с вопросами.
6 этап. Закрепление нового материала.
Задача этапа: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Содержание этапа: закрепление полученных знаний и умений с помощью решения генетических задач.
7 этап. Информация по домашнему заданию и инструктаж по его выполнению.
Сообщение обучающимся о домашнем задании, разъяснение методики его выполнения..
Подвести итоги урока. Рефлексия: как работала группа, кто из учащихся старался,что нового узнали.
Памятка для молодого учителя «Как спроектировать урок в соответствии с ФГОС НОО»
Курсы повышения квалификации по программе ДПО
ООО «ИО – Групп» ДИСО
Выполнила: Платонова Светлана Алексеевна,
учитель начальных классов
МБОУ Озерненская средняя школа
Памятка для молодого учителя
«Как спроектировать урок в соответствии с ФГОС НОО»
ФГОС НОО устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. Возникает вопрос: Как спроектировать урок, который формировал все необходимые результаты?
Данная «Памятка» поможет вам создать такой урок, который бы соответствовал всем требованиям нового стандарта.
Основная часть – ПАМЯТКА
Этапы проектирования урока в соответствии с ФГОС НОО
I этап . Определение темы урока и его место в учебном курсе
III этап. Планирование учебного материала
VI этап. Определение структуры урока
Этапы проектирования урока
Действия учащихся на уроке
Определение темы урока и его место в учебном курсе
Четко определить и сформулировать тему урока;
Определить место темы в учебном курсе;
Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно
Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
Тему формулируют сами учащиеся или учитель подводит их к формулированию темы
« Ребенок не хочет брать готовые
знания и будет избегать того,
кто силой вдалбливает их ему в голову.
Но зато он охотно пойдет за своим наставником
искать эти же самые знания и овладевать ими»
(Шалва Амонашвили).
Определение целей и задач урока
Определить задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата?
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
В соответствии со стандартом цель урока
заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.
Планирование учебного материала
1.Спланировать учебный материал;
2. Подобрать учебные задания;
3.Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого задания к сложному заданию»;
4. Составить три набора учебных заданий:
а) задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
б)задания, способствующие осмыслению материала учеником;
в) задания, способствующие закреплению материала учеником.
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (преподаватель помогает, советует)
Цели учебных заданий:
узнавание нового материала;
применение знаний в новой ситуации;
применение знаний в незнакомой ситуации;
творческий подход к знаниям.
Определение УУД на каждом этапе урока
Выяснить, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока.
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (преподаватель консультирует) на
этапе практической деятельности,
осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
(преподаватель консультирует) на этапе осуществления контроля, формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Составить таблицу формирования универсальных учебных действий на каждом этапе урока
Объявление темы урока
Сообщение целей и задач
Практическая деятельность учащихся
Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные
Регулятивные, оценивания (самооценивания), коммуникативные
Регулятивные саморегуляции, коммуникативные
Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Определение главного содержания урока
Продумать «изюминку» урока.
Что главное в уроке?
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. Можно использовать приемы: «Сказочные пазлы», «Знакомые герои в новых обстоятельствах», «Путешествие со сказочным героем», « Фантастическая добавка». Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки Гаршина «Лягушка путешественница» и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное .
Определение структуры урока
Структура урока зависит от типа урока
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Урок систематизации знаний и обобщения знаний
Урок актуализации знаний и умений
Урок контроля знаний и умений
Урок коррекции знаний, умений и навыков
Урок рефлексии (сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра)
Урок общеметодологической направленности (конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование) и другие.
Определение результатов урока, рефлексия
Определить способ оценки результатов урока и результатов собственной деятельности учащихся;
Определить вид контроля над деятельностью учащихся на уроке
Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке , определить вид контроля, для чего подумать:
· как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.
Учащиеся:
1)проговаривают механизм деятельности по контролю;
2)анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;
3)называют способы действий, вызвавшие затруднение;
4) фиксируют степень соответствия поставленной цель контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;
5)оценивают полученные результаты собственной деятельности;
Что мы сегодня делали?
Для чего это необходимо?
Какие знания я получил по данной теме?
Какие трудности возникли при изучении?
Определение домашнего задания
Разработать домашнее задание, ориентированное на результат урока
Домашнее задание должно быть комплексным, предоставлять возможность выбора, выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов
Определение оборудования к уроку
Подготовить оборудование для урока.
Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта. Продумать работу с ТСО, ЭОР и ЦОР.
Моделируя любой урок, необходимо придерживаться следующих правил:
Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
Определите формы контроля за учебной деятельностью.
Продумайте оптимальный темп урока.
Продумайте форму проведения урока.
Спланируйте свою деятельность и деятельность обучающихся так, чтобы совместными усилиями четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
В преподавании должен преобладать системно – деятельностный подход, дети должны быть направлены на практическую деятельность и самостоятельное добывание знаний.
Учитель сам нацеливается на сотрудничество с обучающимися и направляет учеников на сотрудничество с ним и одноклассниками.
Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся, вывод делают сами обучающиеся;
Особое внимание следует уделить парной, групповой работе обучающихся.
Хорошо продумайте содержание, объем и форму домашнего задания
На протяжении всего урока учитель, применяя здоровьесберегающие технологии, следит за правильной осанкой обучающихся, вовремя проводит физминутки на расслабление мышц глаз и спины.
Организуйте учебную деятельность учащихся в соответствии с новыми педагогическими технологиями.
Не забывайте использовать возможности учебника.
Применяйте на уроке уровневые задания, которые дают возможность проводить мониторинг формирования УУД.
Не забывайте при построении урока про положительную учебную мотивацию учащихся.
Прививайте интерес к учебному предмету – это развивает познавательные способности учащихся и повышает качество усвоения учебного материала.
Урок должен быть добрым!
Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
УВАЖАЕМЫЕ МОЛОДЫЕ КОЛЛЕГИ!
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-606294
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.