С чем ассоциируется дерево в психологии
Дерево как образ человека
Попробуйте представить себе какое-нибудь дерево.
Что это за дерево? Какого оно размера? Есть ли у него крона? Где оно находится? Что его окружает? Как себя чувствует это дерево? Чего ему не хватает? Что бы ему хотелось?
Отвечая на подобные вопросы, мы в глубине души начинаем задумываться о себе, о том, что с нами происходит в жизни или о том, что происходит или происходило со значимым для нас человеком. Дерево оказывается удобным образом для отражения нашего внутреннего состояния и переживаний. Во-первых, любой акт творчества связан с отражением личности того, кто творит. Представление и рисование дерева не является здесь исключением. Никто другой не представит дерево в точности так, как представите его вы, и в этом будет отражена уникальность вас как личности, как человека. Во-вторых, образ дерева всегда был и остаётся тесно связанным с человеком. Давайте об этом поговорим подробнее.
Постепенно эта символика дерева начала меняться, но всегда оставалась связанной с человеком и миром, в котором он живёт. Например, было верование, что человек и дерево взаимно связаны. То, что происходит с человеком, отражается на дереве, а то, что происходит с деревом, отражается на человеке. Дерево становится «братом-близнецом» человека и, внимательно наблюдая за своим деревом, человек может больше понять о себе и своей внутренней жизни [1]. Иногда символизм дерева связывается с мужским началом, иногда с женским, а иногда изображаются два дерева, соединённых одной веткой, из которой растёт побег, что можно трактовать как единство взаимодополняющих начал мужского и женского [2].
Образ дерева тесно связан со временем, жизнью и нашим положением в истории рода. Когда мы хотим показать наш род, мы составляем генеалогическое древо. Примечательно, что есть разные традиции для составления такого древа: оно может быть изображено как в перевёрнутом виде, так и в обычном положении. Это связано с религиозными представлениями [3].
Иногда образ дерева связывается с конкретными людьми (например, с христианским святым проповедником и миссионером Кентигерном из Шотландии) или с конкретными богами: берёза – символ богини Нертус, дуб – Зевса (Юпитера), кедр – Осириса, Пальма – Аполлона и т.д.
Символика дерева имеет и более широкое значение. Дерево может символизировать рост, развитие, жизнь, возрождение и бессмертие. В древнекитайской традиции, в частности в традиционной китайской медицине, большое значение предаётся взаимодействию пяти первоэлементов (стихий): дерева, огня, почвы, металла и воды (цикл «У-Син»). Через взаимодействие этих стихий описывался окружающий мир и циклы времени, например, характеристикой весны, утра, зарождения является стихия дерева. Внутренние органы человека делятся в соответствии с этими стихиями и взаимодействуют между собой в соответствии с ними. Дереву, например, соответствуют печень, желчный пузырь, глаза, мышцы [4]. Так же символика дерева тесно связана с космосом и движением космических тел, в первую очередь, с солнцем и луной, движение которых всегда было тесно связано с человеком. В древних культах деревья являлись воплощением плодородной Матери-Земли. Так же символика дерева тесно связана с символикой креста и символикой горы.
Получается, образ дерева в культуре и психологии часто связывается с человеком и его жизнью. Наверное, поэтому этот образ нередко используется людьми для того, чтобы донести до других особенности своего состояния.
Вот как описывает своё состояние Андре Трокме (пастор, благодаря действиям которого во время второй мировой войны были спасены тысячи евреев):
Метафора дерева как образа человека часто встречается в пословицах и поговорках:
Дерево дереву рознь
Не от добра дерево листья роняет
Как дерево ни гни, оно все вверх растет
Метафора дерева и человека встречается и в песнях:
…Мне с ним радостно, мне с ним больно.
Мне кажется, что это мой мир,
Мне кажется, что это мой сын.
Я посадил дерево, я посадил дерево,
Я посадил дерево, я посадил дерево. (Виктор Цой, группа Кино)
И не только в русскоязычных песнях:
…No one I think is in my tree
I mean it must be high or low… (THE BEATLES
«Strawberry Fields Forever»)
Дерево является очень удобным образом для проекции своих переживаний. Для использования этой метафоры не нужно иметь какое-то специальное образование. Она универсальна и доступна всем.
Давайте снова вернёмся к тому дереву, которое вы представляли. Представьте это дерево заново.
Посмотрите на свой рисунок.
Что вы чувствуете, когда смотрите на него? О чём он для вас говорит? Удалось ли вам что-то понять о себе и своей жизненной ситуации?
Такой способ является хорошей возможностью получить взгляд на себя и свою жизнь «со стороны», осознать, что сейчас происходит с вами, с вашей жизнью. Если говорить об изменениях, то они возможны только при условии принятия того, что есть, и рисунок дерева в этом является хорошей помощью, — он наглядно отражает текущее состояние.
Буду рад, если вы поделитесь своими рисунками со мной (email: romanlevikin@gmail.com). Мы с вами можем побеседовать о вашем рисунке.
Обратите внимание, в комментариях к этому сообщению размещён рисунок дерева. Вы можете помочь его автору поделившись с ним своими чувствами, которые у вас возникают глядя на рисунок
Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии ссылки на мой сайт (http://helpmenow.ru/)
Анонимно
Я представила себе березу высокую тонкую без листьев, ранней зимой во время ветра, она растет около глухого забора наших соседей с одной стороны, а с другой — возле нее ветхий двухэтажный дом (как там еще люди живут?), и много всякого хлама вокруг — сараи, доски, выброшенные вещи. Не очень приглядная картина, но я представила себе именно эту березу. Когда я прочитала о частях дерева (корни, крона, верхушка) я, то я подумала о нас с сестрой, и мне представилось дерево: растет оно на поле с перелесками, от одного корня растут два ствола: один — это та березка, которая описана выше — без листьев на ветру зимой, другой березка зеленая и ветер вокруг нее теплый летний.
Роман
Очень интересный у вас образ
Роман
Друзья! Я получил рисунок от человека, который, как и вы, прочитал эту статью и представил дерево. Вот рисунок (щёлкните по нему для увеличения):
Давайте поможем автору рисунка. Для этого нужно, чтобы вы поделились своими чувствами, которые у вас возникают, когда вы смотрите на этот рисунок. Расскажите о них в форме для комментариев к этой статье, а автор рисунка сможет узнать, какие чувства возникают у людей, когда они смотрят на его рисунок. Иногда сравнение своих чувств и переживаний с чувствами других бывает очень плодотворным. Часто это помогает шире, с разных сторон посмотреть на происходящее.
Тата
Добрый день!
Глядя на это дерево я чувствую мощь. Былую мощь.
Вижу активность, чувствительность.
И усталость от все доступности.
требуется отдохнуть и, возможно, зализать раны.
Анонимно
Похоже на картину Эдварда Мунка «Крик»
Анонимно
Глядя на рисунок, мне кажется он странным и необычным, ненастоящим, вместо листьев домашний хлам, как будто в кучу скидали все ненужные вещи.
Анонимно
Дерево необычное, человек крепко стоит на ногах, но его волнует, что скажут о нём, как на него посмотрят, что услышат. Также ему кажется, что везде за ним следят, вокруг одно злословие, змеиный клубок. Находится он в каких то растрёпанных чувствах. Хотя уверен, что он могуч, уверен в себе, но очень зависим от мнения других. И эти мнения наносят ему вред.
Психологический тест «Дерево»
Материал для тестирования: необходим лист бумаги размера А4, а также карандаш. Лист бумаги должен быть белый, не глянцевый, безо всяких линеек или клеточек. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой или фломастерами рисовать нельзя.
Вопросы к рисуночному тесту «Дерево»
Если дерево в подвешенном состоянии
Почему девочка рисует дуб? То, как она рассказывает про него, понятно, что это в большой степени отцовская фигура. Но, так как у нас в культуре дозволено выходить замуж за людей, которые старше и ассоциируются с отцом, то наличие такого дуба в рисунке может означать, что это поиск партнера, похожего на папу. Это такая Электра, которая хочет быть с отцом и подальше отодвинуть маму. Но тогда, в этой ситуации она может быть очень женственная.
Это еще зависит от количества энергии: если она энергичная и амбициозная, честолюбивая и конкурентная, то она будет выбирать мужские профессии и среду, где она будет самоутверждаться и будет избегать проявления женственности. И тогда тот дуб, который она нарисует, будет ее самоидентификация с ее отцом.
Когда мужчины рисуют яблоню. Возможные ситуации:
Какие варианты мужской яблони? Это старый холостяк, который всю жизнь живет со своей мамой. Он может жить с мамой всю жизнь и вообще никогда не жениться. Может жениться, когда мама умрет. Либо это человек, который может быстренько жениться и вернуться к маме. А пока он женат, он будет сравнивать маму и жену. Есть вариант, когда яблоневый молодой человек женится и вообще перестает с мамой общаться. Потому что все валентности, которые его прикрепляли к маме, он все перевесил на жену. К родной маме его в таком случае не тянет.
То, что изначально нестандартные рисунки свидетельствует о негативизме и о протестных реакциях, может свидетельствовать о высокой четверке по MMPI: то есть тогда, когда от нее ожидают определенного поведения, она показывает противоположное. Это может быть выпендреж, язвительность, агрессивность. А людям нужно не столько и не только это, а душевности, понимания, тепла, доброты, большего акцента на нужды другого человека, а не на себя любимого.
Если не очень хорошие отношения с мамой, а при этом зависимость все равно есть, то мы можем видеть яблоки черные или посередине черные точки.
Что касается мужчин, черные яблоки встречаются у алкоголиков. Дело в том, что для алкогольной зависимости как раз характерны яблоки. Потому что это инфантилизм и зависимость. И матери сценарно выполняют вещи так, что дети становятся алкоголиками (определенные лозунги, проклятия и т. п.). Особенно, если отец и муж этой женщины был алкоголиком, с большой долей вероятности она сделает так, чтобы и сын тоже стал алкоголиком.
Предрасположенность к алкоголизму в большей степени может быть у людей инфантильных, с оральной фиксацией и с не до конца разрешенными конфликтами с матерью.
То есть мама может умереть или тебя отправят в другой город и ты будешь рисовать всю ту же яблоню.
Если смешанное дерево: дуб с яблоками, например, она может искать и мужчину, который к ней относится как мама и женщин, которые к ней относятся как папа и все при этом дают ей советы.
Весна: Может быть молодой человек, выход из кризиса, смена профессии и т. п.
Вы можете заказать интерпретацию теста «Дерево» у психолога, Софьи Каганович. Пример проведенной консультации
Психологи считают, что выбор дерева расскажет о вашей доминирующей черте личности
Никто не будет отрицать факт того, что по мере того, как технологии захватывают нашу жизнь, мы постепенно теряем связь с природой. Например, как вы предпочитаете проводить свободные часы – набирать кучу еды и усаживаться перед телевизором, одновременно прокручивая ленту в соцсети? Или выбираться на прогулку в лес, не говоря уже о поездке к морю или озеру? Думаю, что ответ на этот вопрос очевиден.
При этом исследования доказывают, что для того, чтобы улучшить здоровье, настроение и психологическое состояние в целом, достаточно периодически проводить время на природе, так как в нас заложена сильная связь с миром животных и растений.
Психологи исследовали эту связь, чтобы выявить скрытые стороны нашей личности. Посмотрите на деревья на изображении и выберите из них то, которое нравится вам больше всего. Затем узнайте, о чем говорит этот выбор.
1. Романтический
Люди, которые психологически тянутся к этому дереву, обладают весьма романтическим взглядом на мир. Это оптимисты, которые верят в то, что мы приходим в этот мир, чтобы любить и заботиться об окружающих людях. Они искренне верят в существование родственных душ и нередко предпочитают серьезные отношения одиночеству, хотя иногда это означает, что они соглашаются поставить себя на второе место ради комфорта.
2. Творческий
Люди, выбравшие это дерево, являются творческими натурами. Однако это вовсе означает, что они обязательно имеют склонность к музыкальному или художественному творчеству. Люди, попавшие в эту категорию, могут также использовать свое творческие способности в других сферах деятельности, таких как наука или предпринимательство.
Это инновационные мыслители, способные предложить уникальные способы решения проблем – такие, до которых до сих пор не могли додуматься другие.
3. Воспитанный
Люди, которые тянутся к этому дереву, – заботливые, оказывающие поддержку другим. Они зачастую берут на себя роль матери или отца. Благодаря этим своим качествам у них хорошо получается ладить с детьми и животными.
Для этих людей забота об окружающих является естественным состоянием существования, и именно поэтому их друзья всегда обращаются к ним, когда нуждаются в плече, которое сможет поддержать их или на котором они смогут поплакать. Они не возражают против этого, на самом деле им нравится брать на себя роль психолога, медсестры или воспитателя.
4. Честный
Люди, которые тянутся к этому дереву, никогда не боятся высказывать своего мнения. Это прямолинейные люди, которые не играют в игры, а стараются всегда как можно быстрее добраться до сути. Друзья ценят их за правдивость, хотя их мнение и бывает слишком жестким. Поэтому нередко этих людей, особенно на первых порах, ошибочно принимают за грубиянов. Но это совсем не так – просто они любят говорить все, как есть.
5. Энергетический
Люди, которые выбирают это дерево, как правило, обладают высоким уровнем энергии. Они довольно разговорчивы, общительны и с удовольствием посвящают свое время различным видам активности. Такого человека просто невозможно встретить сидящим без дела. Он всегда чем-то занят – либо умственной, либо физической деятельностью.
6. Капризный
Люди, отдающие предпочтение этому дереву, как правило, являются капризными и игривыми личностями. Они обладают детской непосредственностью, что притягивает к ним окружающих. Эти люди смотрят на мир с благоговением и удивлением, и многие находят это очень милым. Обратная сторона их детскости – это удивительная наивность, доверчивость, из-за которой они могут оказаться легкой жертвой нечистых на руку личностей.
7. Надежный
На людей, выбравших это дерево, можно всегда положиться. Это люди, которые остаются верными своему слову и всегда выполняют свои обязательства. Кроме того, они нередко с радостью идут дальше и делают больше того, что от них ожидали. Они готовы приложить усилия, чтобы позаботиться как о своем близком человеке, так и о том, кого они знают не так хорошо.
8. Уникальный
Люди, которые выбирают это дерево, не боятся выделяться среди толпы. Они не из тех, кто следуют за модой и поддаются мнению большинства. Вместо этого они предпочитают жить по собственным правилам и не зависеть от того, что думают о них другие люди. Им нравится быть уникальными как в мышлении, так и во внешнем виде. Их отличает искренность в отношениях с другими людьми и честность перед самим собой.
9. Терпеливый
Люди, выбирающие это дерево, часто оказываются весьма терпеливыми. Они со спокойствием воспринимают всех людей и ситуации, с которыми сталкиваются. Они предпочитают плыть по течению жизни, так как понимают, что все имеет свое место и время. Это понимание и является базой их спокойного отношения ко всему на свете. Чтобы вывести их из себя, вам придется очень сильно постараться, и, скорее всего, ваши усилия окажутся напрасными, поскольку они с легкостью приспосабливаются к любым обстоятельствам жизни.
Новое видео:
ОБРАЗ ДЕРЕВА
Одним из древнейших и сложнейших является образ дерева, имеющий концептуальный характер для психики человека. Дерево относится к мифологическим и архетипическим образам. Он мифологичен и онтологичен (то есть принадлежит сфере сущностного бытия чело века), так как возник и развивался как выражение чувств и пережива ний человека по поводу окружающего мира и своего места в нем. Дело в том, что мифологический образ представляет собой отложение про странственно-чувственных восприятий, которые выливаются в форму конкретного предмета, то есть имеют определенный «внешний вид».
Дерево олицетворяло собой модель мира древнейшего человека, поэтому обращение к его символике чрезвычайно важно именно при возникновении проблем со структурированием мира. Иначе говоря, потеря человеком места в своем окружении означает нарушение в его сознании основных структур и, соответственно, дисгармонию.
На субъектном (внутриличностном) уровне дерево отражает внутреннее состояние ребенка, его ожидания и представления о самом себе. Простейшие «картинки» описания дерева (порода дерева, величина, здоровье) могут усложняться. Например, интересной проекцией собственных отношений с семьей является образ трех деревьев, где на уровне архетипов воспроизводится не только модель маленького мира, но и идея троичности: два противоположных начала, олицетворяющихся матерью и отцом (или другими антагонистичными персонажами), находят свое разрешение и объединются в третьем — ребенке.
После установления своего места в семье следует попытаться восстановить оношения между элементами мира. При этом важно усвоить, что для древнейшего человека Космос и он сам представлялись единым целым, подчиняющимся общим законам развития, пользующимся энергией из единого источника.
У украинцев роль мирового дерева играли ясень, дуб, реже сосна. На этом дереве была золотая ряска, золотая кора, жемчужная роса, оно называлось райским деревом с тремя верхушками. На этом дереве сидят два (а то и три) голубя или сизый сокол, который себе гнездо на верхушке. Сокол вышивает свое гнездо барвинком, терном, в середине — цветом калины, а сверху — шитым золотом. Среди веток мирового дерева роятся пчелы, а под ним живут черные бобры и лисицы. На ветках сидят сизая кукушка и ласточка. С дерева капает роса, а из той росы возникают колодцы. В дереве жизни, в самой его серд цевине спрятана жизнь и ее высшая цель — бессмертие.
У индусов мировое дерево называлось фиговым, оно росло корнями вверх до третьего, самого высокого неба, спуская ветки через синее небо и небо туч и тумана. С его листьев капала амрита — сладкий не бесный нектар. Поддеревом росли целебные травы и жили праведные души. На таком дереве держатся все миры, и с этого дерева боги создали небо и землю. На вершине дерева сидят две птицы, а на ветках — всякие другие птицы и пьют с коры сладкий нектар. Сам бог Агни прячется в густых ветках фигового дерева.
В скандинавских сагах рассказывается о мировом дереве — ясене, распустившем ветви на весь свет. Из-под его корней бьют свя щенные источники, с листьев капает роса, на ветках сидят гадюки, олени, белки, сверху — орел.
У древних славян дуб был посвящен могучему Перуну и служил олицетворением силы и мощи. Его так и называли — Перуново дерево. Славяне считали, что сохранились дубы, росшие «еще до сотво рения мира», когда не было ни земли, ни неба, а во всей Вселенной разливался один «окиян-море». Под такими дубами проводились во енные советы, принимались важные решения. Земля под такими ду бами целебна, лечит человека.
У эстонцев дуб — король деревьев, железо крестьянина. Но са жать дубы возле домов боялись, ибо эти деревья притягивают мол нии. По легенде, раньше, чем были сотворены земля и небо, стояли два дуба (или зеленый явор) среди первичного вещества.
Священные дубы имелись и у древних евреев. На них запрещено было даже рубить сухие ветки. Известно, что под сенью священных деревьев происходили различные обряды, вплоть до религиозной про ституции. Некоторые из этих дубов и по сей день сохранились в Па лестине, в долине реки Иордан.
В архаическом образе дерева каждому слою соответствовала определенная кодировка. Пэтому плодотворным может оказаться обращение к образам, опосредованно связанным с образом дерева. В «Упанишадах» ветви дерева соотносятся с пятью первоэлементами: эфиром, воздухом, огнем, водой и землей. Известно, что корням соответствовал образ воды и хтонических животных — змеи, рыбы, дракона.
Крона дерева ассоциировалась, с образом воздуха, который всегда олицетворял идею свободы. Символом кроны являются птицы и их крылья. Воплощением иллюзии о реальности человеческого освобождения и обретения свободы через полет является образ Икара. Кроме того, птицы всегда оказывались ближе к божественному началу, поэтому им часто приписывали роль творцов.
С чем ассоциируется дерево в психологии
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Образ дерева, как символическая проекция отношения к себе
© Слабинский В.Ю. Образ дерева, как символическая проекция отношения к себе, 2011
© Слабинский Владимир Юрьевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии Северо-Западного Государственного Медицинского Университета им.И.И.Мечникова
Владимир Николаевич Мясищев предлагал понимать личность, как систему отношений. Основные характеристики отношения: осознанность, избирательность, целостность, потенциальность, актуальность. В многообразии отношений по праву можно выделить кластер отношений «к себе» – базис всей системы отношений личности.
В методологии Позитивной Динамической Психотерапии для исследования и описания отношения «к себе» используется модель «Идентификации». В кластере отношений личности «к себе» ведущим является принцип «Динамики», а принципы «Надежды» и «Гармонии» – вспомогательными. Динамика развития личности вызвана одновременными процессами отождествления и разотождествления. Новая идентичность укореняется в сфере «Я» и в дальнейшем реализуется в сферах «Ты», «Мы» и «Пра-Мы».
Для исследования системы отношений, помимо прочего, используется авторская методика В.Ю.Слабинского «Проективный тест отношений». Платформой для разработки этого теста послужили теория отношений (личности) В.Н.Мясищева (1930-1950) и проективный тест Дж.Бука «Дом – Дерево – Человек» (1948).
По нашей гипотезе спонтанное переживание архетипа «Древа» в сновидениях или фантазиях является маркером определенной самоинициации.
В качестве первой иллюстрации используем материал самонаблюдения, отображенный в стихотворении, написанном в возрасте 17 лет после переезда в другой город, начала учебы в институте и начала самостоятельной жизни в студенческом общежитии.
Владимир Слабинский «Скажите мне», 1985
Скажите мне, когда деревьям больно –
они, подобно людям, плачут?
Быть может, листья, роняемые на землю, –
слезы, а их топчут?
Скажите мне, может, ветви – руки
ласкают птиц и тянутся к солнцу,
трепещут пальцы, а их рубят?
Скажите мне, а, может, деревья любят,
когда не видят друг друга – скучают?
Может, им снятся полеты и море,
может, они нас пухом целуют,
а их топором на дрова убивают…
Иллюстрация №2. Данный пример самоинициации взят из жизнеописания великого европейского мистика, одного из родоначальников немецкой философии – Якоба Бёме.
В возрасте 21 года Бёме пережил инсайт, который описал через 12 лет в книге «Утренняя заря в восхождения» (Aurora / Die Morgenröte im Aufgang, 1612):
Я уподобляю всю философию, астрологию и теологию, вместе с матерью их, драгоценному дереву, растущему в прекрасном саду.
2. Земля же, на которой стоит дерево, непрерывно дает ему сок, откуда дерево имеет свое качество жизни; а дерево растет в себе самом от сока земли, и становится большим, и широко раскидывает ветви свои.
3. И как земля силою своею трудится над деревом, чтобы оно росло и возрастало, так и дерево со всеми ветвями своими непрестанно трудится изо всей своей мощи, чтобы всегда приносить много добрых плодов.
4. Если же дерево приносит мало плодов, к тому же совсем мелких, червивых и дряблых, то вина не в воле дерева, что оно желало умышленно приносить худые плоды, ибо оно – драгоценное дерево доброго качества; но в том вина, что часто нападают на него великая стужа, зной, медвяная роса, гусеницы и тля, ибо качество в глубине, извергаемое звездами, повреждает его, так что оно приносит мало добрых плодов.
5. Дерево это имеет то свойство, что чем становится больше и старше, тем сладчайшие приносит плоды: в юности своей приносит оно мало плодов, чему виною суровый и дикий род почвы и чрезмерная влага в дереве; и хотя оно хорошо цветет, однако яблоки его большею частью отпадают во время роста, разве только если оно стоит на очень хорошей почве.
6. Дерево же это имеет в себе и доброе, сладкое качество; но также и три других, противных тому, как-то: горькое, кислое и терпкое. Каково дерево, такими бывают и его плоды, пока солнце не подействует на них и не сделает их сладкими, так что они получат приятный вкус; и плоды его должны устоять в дождь, ветер и непогоду.
Напомним, что Инсайт (англ. insight — понимание) — внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.
В результате инсайта или, как он сам называл, мистического видения, Якоб Бёме переосмыслил и библейский миф, и женский образ в целом. Русскими последователями Бёме были философы Владимир Соловьёв, Павел Флоренский, Сергей Булгаков, Семён Франк, Николай Лосский, разрабатывавшие учение о Премудрости Божией – Софии. Гомер и Аристотель понимали «Софию» (греч. Σοφία) как знание, мастерство, разумное умение в творчестве; «знание о сущности», о «причинах и источниках». Русские космисты делали акцент на «целостности» – «…единство истинное, не противополагающее себя множественности, не исключающее ее, но… всё в себе заключающее» (Вл. Соловьев).
Рис.1 Космический человек Якоба Бёме
Вид сзади показывает ночные состояния души. Сферы астрального ума и чувств заполнены звездами, что символизирует зависимость человека от расположения небесных созвездий. В сфере разума низшее и высшее соединяются, так как разум обычного человека содержит в себе и одно, и другое, чем отличается от «просвещенного понимания» или истинного знания духовного человека – Адама. Кроме этого, можно заметить, что на гравюре Беме проекция «Мирового древа» соответствует расположению на теле человека четырех верхних чакр в аюрведической традиции и совпадает с расположением «духовных органов», описанных античными авторами.
Иллюстрация №3. Многие знания – многие печали. Переживание целостности мира, интуитивное понимание всей совокупности сложнейших причинно-следственных связей может порождать болезненное ощущение хрупкости мироздания. Порой предчувствие катастрофы оказывается предвидением. Так, в возрасте 29 лет русский поэт Николай Клюев накануне Первой Мировой Войны в 1913 году написал стихотворение «Осинушка».
Ах, кому судьбинушка
Ворожит беду:
Горькая осинушка
Ронит лист-руду.
Полымем разубрана,
Вся красным-красна,
Может быть, подрублена
Топором она.
Может, червоточина
Гложет сердце ей,
Черная проточина
Въелась меж корней.
Облака по просини
Крутятся в кольцо,
От судины-осени
Вянет деревцо.
Ой, заря-осинушка,
Златоцветный лёт,
У тебя детинушка
Разума займет!
Иллюстрация №4. Часто встреча с архетипическими образами случается в сновидениях. Одним из маркеров таких сновидений являются сильные чувства.
Сновидение мужчины 30 лет.
Мир вокруг был какой-то стертый, трудно сказать были краски или нет. Я возле огромного дерева, на котором находится какая-то православная икона. Вдруг я вижу, что у изображения на иконе появляется нос-шишка. Я удивляюсь этому, хочу рассмотреть поближе, но тут дерево оживает и икона превращается в его лицо. Дерево подмигивает мне и неожиданно я понимаю, что дерево – это я. Какой-то странный сон, пугающий и радостный одновременно.
Иллюстрация №5. Переживания образа «Древа» вновь и вновь повторяются до завершения самоинициации – внутренняя работа может проявляться вовне посредством некоего неожиданного хобби.
Евгения Сергеевна Удовиченко (32 года):
– На это дерево я тратила около часа каждый день в течение месяца.
Рис.2 «Дерево», автор Е.С.Удовиченко, из коллекции Санкт-Петербургского института Позитивной Динамической Психотерапии и Психологии Отношений
Иллюстрация №6. Однако чаще новое понимание, возникшее при встрече с Софией, воплощается в метафору, совет, рекомендацию – мудрость.
Ольга Викторовна Бермант-Полякова (38 лет):
Можно по-разному о себе думать. Например, прежний – новый, незрелый – зрелый. Было – стало. Я предлагаю вам подумать о себе как о дереве, которое выросло, – а в саду из саженца вырастает огромное дерево за десять лет, – и каждый следующий год этому выросшему дереву добавляет не высоты, а толщины, больше годовых колец на стволе становится. Были годы, когда прирастали тоненькие, истощённые борьбой за выживание, годовые кольца, были годы как годы. Настало и благодатное время, когда можно развернуться во всю мощь, брать из земли соки и поворачивать к солнцу молодые листья, время не выживать, а жить.
Есть изречение, «узнают дерево по плодам». Плоды своих трудов вы видите, это сыновний долг, который вы с честью выполнили, это научные работы, это устройство своего быта и дома. Не пилите себя, чтобы разглядеть срез ствола какие годовые кольца худые. Живите на земле под солнцем и радуйте плодами своих трудов других людей. http://m-d-n.livejournal.com/312943.html
Иллюстрация №7. В завершение приведем замечательное высказывание Стефана Хёллера (58 лет) из книги «Юнг и утерянные евангелия» (2011):
У людей есть два пути, при помощи которых они могут расширить магический круг своей индивидуальности: один из них направлен наружу, другой – внутрь. Экстраверсия психической энергии обращает внимание личности на внешний мир ощущений с сопутствующими ему чувствами и мыслями. Но в области глубокого внутреннего понимания и психической проницаемости имеет место другой вид расширения. Вдруг наступает миг [интроверсии – В.С.] – и мы уже не маленькие люди, пойманные в ловушку в сером тумане понятий и образов; скорее, мы становимся деревом, которое внезапно узнает, что его корни, глубоко внизу, тянутся из подземного мира власти, смысла и трепетного волнения, и мы готовы признать, что именно эта подземная сфера дает жизнь нашим ветвям, простирающимся ввысь, в мир дневного света сознательного эго.
Вывод. Таким образом, из приведенных иллюстраций следует, что отождествление с архетипическим образом дерева переживается личностью в ключевые моменты жизненной истории. Речь идет не о конкретном возрасте, который как раз может довольно сильно разниться, а о самоинициации – принятии новой структурной идентичности на линии: ребенок – взрослый – прародитель.