С чем ассоциируется музыка
Какие мелодии ассоциируются у вас с разными моментами жизни? Часть 3
Говорят, самые сильные ассоциации у человека вызывают запахи и звуки. Мне это показалось интересным, и я составила свой собственный список ассоциативных параллелей. В качестве примера я решила «допросить» свою лучшую подругу. Итак… Продолжаем знакомиться с тем, что из этого получилось.
Мурашки по коже
Вы, наверно, обратили внимание, что в списке Лены отсутствуют симфонические или классические произведения. Возможно, потому, что она росла в семье, где больше любили популярную музыку, соответственно, любовь передалась и дочери.
Но для одного произведения моя подруга сделала исключение — это «Адажио Альбиони» (Ремо Джадзотто), которое сегодня хоть раз в жизни слышал любой неравнодушный к музыке человек. Оно впервые было опубликовано в 1958 году, но в те годы в Советском Союзе вожди больше почитали балет и оперетту, по радио или в телеэфире произведение не прозвучало.
Интересна история этого адажио. Современный композитор Джадзотто не присвоил себе чье-то детище, а, наоборот, приписал своей музыке имя композитора эпохи барокко Tomaso Giovanni Albinoni.
Сам Ремо был не только композитором, но и искусствоведом, в частности, автором биографии не очень известного ценителям музыки Т. Альбиони. Джазотто уверил всех, что, очутившись в 1945 году в земельной библиотеке разрушенного нацистами Дрездена, случайно нашел фрагмент музыкально произведения, явно принадлежавший венецианскому композитору эпохи позднего средневековья Альбиони (1671 — 1751). Сам же Джадзотто лишь несколько перестроил музыкальное произведение, изменил аранжировку, и сегодня пьеса стала достоянием широкой публики.
Адажио Альбиони или композиции, основанные на нем, исполняли такие кумиры, как скрипач Давид Гаретт, британская сопрано Сара Брайтман, тенор Давил Д’Ор, популярнейшие в разное время эстрадные звезды певец Демис Руссос и Лара Фабиан, группа Doors и многие другие.
Но Лена выделила то исполнение, от которого и у меня замирает сердце. Это Дмитрий Хворостовский (светлая память великому певцу!) и российская группа КВАТРО, основанная в 2003 году четырьмя друзьями-музыкантами.
А еще в ее списке была потрясшая весь Советский Союз песня «Люди мира, на минуту встаньте!». Это песня-эпоха «Бухенвальдский набат», слова Александра (Исаака) Соболева, музыка Вано (Ивана) Мурадели. Композитор был признан властью и народом, имел звания Народного артиста РСФСР и Народного артиста СССР.
Из Википедии: Бухенвальд (нем. Buchenwald, буквально — «буковый лес») — один из самых больших концентрационных лагерей на территории Германии. Был основан в июле 1937 года, и до апреля 1945 года в нём было уничтожено более 50 000 евреев и людей других национальностей.
Стихи же поэтом-евреем Исааком Соболевым были написаны буквально за пару часов — он услышал по Всесоюзному радио сообщение о том, что на месте Мемориала памяти жертв нацизма «Бухенвальд» возвели увенчанную колоколом башню. Но ни в одном издательстве его стихи принимать не хотели. И только в газете «Труд» в 1958 году стихотворение увидело свет. Вот тогда Соболев и решился послать его непосредственно знаменитому Вано Мурадели. Последний, получив текст, позвонил малоизвестному поэту и сказал, что пишет на его стихи музыку и плачет…
В 1963 году песня прозвучала в передаче «Голубой огонёк» в исполнении Муслима Магомаева, причем было упомянуто только имя композитора песни, автора слов как будто и не существовало. И. Соболев умер в 1986 году практически в нищете, хотя пластинки с его песней продавались миллионными тиражами. Неназванному автору гонорар не полагался.
Вот такая выборка получилась. Я, грешным делом, села за компьютер и кое-что прослушала еще по разу. То, что когда-то цепляло, больше не задевает, а что-то неожиданно вызвало слезы.
А каковы ваши любимые и не очень ассоциации с песнями и музыкой?
Поиграем в ассоциации?) ) С чем у вас ассоциируется слово «музыка»?
Музыка – каждый поизнося это слово всегда, что-то представляет для себя. Для каждого человека музыка имеет вполне определенные очертания. Для кого-то она есть звуки природы, для кого-то – песни и мелодии, которые он слышал в детстве. Но как в первом, так и во втором случае музыка касается в человеке чего-то непостижимого на словесном уровне, чего-то, что заставляет человека обрести новые силы и двигаться к своей звезде.
Да именно звезде, ибо как поётся в одной песне “у каждого человека должна быть звезда”. Более того для каждого индивидуума есть свои временные рамки для музыки. Кто-то отдает предпочтения музыке начала прошлого столетия, кто-то преклоняется перед классической музыкой. Меня же интересует та, что берет свое начало в середине двадцатого столетия. Взяв неожиданно резкий старт эта музыка живет и посей день и, надеюсь, будет жить еще долго, оказывая сильнейшее воздействие на людей.
Речь идет о так называемой авангардной, прогрессивной музыке. Почему именно она и какой смысл в этих загадочных словах авангардная, прогрессивная? Пожалуй следует ответить сначала на второй вопрос. Любая музыка несущая в себе заряд новизны и продвижения вперед может смело именоваться авангардной. Именно новизна и заваражывает меня в данном музыкальном течении. Смелость исполнителей, не побоявшихся бросить вызов как инертному обществу, так своему времени, хотя такое случается довольно редко.
Гораздо чаще вызов бросается тому странному обществу, в котором живет и творит музыкант. Предвосхищая вопрос относительно временного периода скажу, что в силу своего возраста мне не удалось соприкоснуться в живую с примерами более старой музыки, а не имея возможности установить контакт с музыкой невозможно ее постичь и почувствовать. Первые упоминания об этой ветви музыкального искусства датируются началом шестидесятых.
Развиваясь в удалении от основных магистралей коммерческих псевдопроектов, авангардная музыка сумела не оказаться в тисках так называемого коммерческого успеха, и следовательно смогла развиваться в соответствии со своей внутренней логикой и подчинясь только своим собственным законам. Будучи независимыми от спроса, музыканты имели возможность сосредоточится не на подсчете возможных доходов, а на чисто музыкальной стороне своего дела.
В таких условиях рождались и рождаются любопытные звуковые формы. Возможно, сами того не понимая исполнители были втянуты в очень интересную с моей точки зрения игру: обоюдное влияние музыки и музыкантов. Сейчас невозможно однозначно сказать кто же кого создает – или музыка порождает своих адептов, или экспериментаторы в области звука извлекают из глубин своего подсознания все более неожиданные мелодии и сочетания звуковых рядов.
Пионером в США в области экспериментов со звуком был всем известный Кен Кизи со своими товарищами. В Европе можно выделить две устойчивые школы: немецкую и английскую. Остальные странны если и вносили свой вклад, то в незначительной степени, обогащая мировую культуру редкими бриллиантами. Каждая из трех указанных сцен (американская, английская и немецкая) имеет свои ярко выраженные черты, которые невозможно спутать между собой.
Так, например, немецкая музыка характеризуется сильным использованием электронных инструментов, англичане больший упор делали на живые звуки и плавную мелодию. Для американской музыки характерно резкое монотонное звучание, корни которого в музыкальном наследии коренного населения – индейцев. Если посмотреть к чему привело развитие массами этих линий, то можно найти подтверждения моих слов.
Почему определённая песня, музыка ассоциируется с определённым событием в жизни?
Какие процессы происходят в голове. Есть ли этому объяснение?)
. и приятного общения!)
Слух – это один из самых первых сенсорных чувств, которое развивается и начинает функционировать еще до рождения человека. В утробе матери малыш уже ощущает вибрации голосов близких людей, воспринимает музыку, шум, а также ласковые тональности в голосе мамы. Рождаясь, ребенок уже имеет в памяти определенную систему звуков, на которые реагирует.
Музыка тесно связана с чувствами и подсознанием.
Виктор Гюго сказал: «Ничто так не воскрешает память, как запахи». Эти слова с поразительной точностью можно отнести и к музыке.
Если музыка ассоциируется с определенными событиями, значит, они имели важное место в жизни.
Потребность слушать ту или иную музыку является неким индикатором психологического состояния человека. Причем она, музыка, может «затягивать». То есть, ты понимаешь, что от какой-то музыки тебе плохо и еще хуже, а все равно тянет ее слушать и погружаться в нее, она каким-то образом не дает выходить из состояния, которое приносит это страдание.
Это сродни гипнозу. Тогда бывает полезно задуматься: а с чем таким значимым она резонирует?
У каждого человека своя музыка и, проведя с ней кусочек своей жизни, так или иначе, потом с этой музыкой приходят воспоминания из прошлого или ассоциации с настоящим. И эмоции привязываются к тем песням. Потом, когда реальность уже свернула в другой поток, слушаешь ту музыку и чувствуешь острые отголоски тех эмоций.
Каким же образом музыка вызывает переживания?
Мы сопоставляем определенные музыкальные композиции с определенными ситуациями. Это своего рода условный рефлекс и он может быть очень устойчивым.
Далее – это эффект сопереживания чувствам композитора или исполнителя. Говорят, что звуки музыкальных инструментов действуют на нас таким же образом, как человеческий голос: скрипка, например, звучит как женский голос, но диапазон ее шире и она намного ярче передает настроение.
Музыка, которую мы слышали, переносит нас в обстановку, связанную с сильными эмоциями и переживаниями, она созвучна тому нашему состоянию и настроению. А для того, чтобы воскресить прошлое, человеку достаточно просто подумать о какой-то песне, которая в его сознании ассоциируется с определенным периодом его жизни.
МУЗЫКА… ОНА ХРАНИТ В СЕБЕ ВСЕ ВОСПОМИНАНИЯ…