С чем боролся чехов
Антон Павлович Чехов
Фото Все
Видео Все
Антон Чехов. Гении и злодеи
Антон Чехов. «Три сестры» / «Игра в бисер» с Игорем Волгиным / Телеканал Культура
Антон Павлович Чехов — биография
Антон Чехов — русский писатель, драматург, прозаик. Он носил звание почетного академика Императорской Академии наук по разряду словесности, хотя по профессии был врачом.
Один из самых известных драматургов в мире Антон Чехов создал множество произведений, которые не утратили актуальности до настоящего времени. Примерно три сотни его работ в самых разных жанрах, в том числе и сатирическом, составляют высокохудожественное наследие не только у него на родине, но и далеко за ее пределами. Он внес в литературу художественные открытия – в его произведениях отсутствует финальный вывод, он воспользовался приемом «поток сознания», и благодаря этому как бы не дает ответ на вопросы, а сам ставит их читателю. Его любимым выражением было «краткость – сестра таланта», и руководствуясь им, он создавал произведения для детей.
Детство
Родился Антон Чехов 29 января 1860 года в Таганроге. Его отец Павел Чехов был владельцем бакалейной лавки, купцом третьей гильдии. Мама Антона Чехова, в девичестве Морозова, из купеческой семьи, была домохозяйкой. Антон стал третьим из шестерых детей этого семейства, где подрастало пять сыновей и одна дочь.
Антон Чехов в детстве
Детские годы Антона и его братьев прошли в постоянных церковных праздниках и именинах. После занятий в школе мальчики должны были сторожить лавку своего отца, ежедневно они вставали в 5 утра, и шли петь в церковный хор. Чехов потом сказал, что детства у него и не было.
Сразу Антона отдали в греческую школу в Таганроге, в конце августа 1868 года он стал учеником приготовительного класса гимназии, которая была одной из старейших в России. В это время отцу семейства пришлось срочно скрываться от кредиторов, и он уехал в Москву. Антон продолжал учиться в Таганроге, и ему пришлось жить в своем собственном доме, только уже купленном другими людьми. Чтобы его не выгнали, парень исправно платил, а деньги зарабатывал, подрабатывая репетитором.
Именно во время учебы в гимназии Чехов полюбил книги и театр, у него появилось своеобразное видение окружающей действительности. В то время и произошла первая проба пера – парень стал автором нескольких юмористических повествований и получил псевдоним Чехонте. Так его назвал Федор Покровский, преподаватель Закона Божьего в гимназии. В тринадцатилетнем возрасте Чехов понял, что ему нравится театр и все, что с ним связано. Он стал активным участником домашних постановок, которые устраивали его товарищи по гимназии.
Творчество
Творческая биография Антона Чехова началась в 1880-м, когда журнал «Стрекоза» первый раз напечатал его произведение. После этого он сотрудничает с другими изданиями, которых было достаточно много – «Зритель», «Будильник», «Свет и тени», «Мирской толк». Периодическое издание под названием «Осколки» напечатало на своих страницах его юмористические произведения. В 1883-м на страницах этого журнала читатели смогли прочесть повесть «Толстый и тонкий», спустя год «Хамелеона», а в 1885-м рассказ «Пересолил».
Произведение Антона Павловича Чехова «Письмо к ученому соседу» в журнале Стрекоза
Еще одно периодическое издание – «Петербургская газета», в 1886-м опубликовала новый рассказ Чехова под названием «Ванька». Под всеми этими произведениями красовался псевдоним «Чехонте».
В том же году ему пришло письмо из Петербурга, в котором ему предлагали работу. Чехова позвали в печатное издание «Новое время». Как раз в то время на суд читателей он представил сборники «Невинные речи» и «Пестрые рассказы». После того, как о нем начали отзываться хвалебно, Чехов больше не скрывался под псевдонимом, везде ставил свою настоящую фамилию.
В 1887-м в московском театре Корша прошла премьера постановки по пьесе Чехова «Иванов». Публика реагировала неоднозначно, но в общем спектакль прошел с большим успехом. Затем ее поставили в одном из петербургских театров, но только слегка доработали. В 1888-м творчество драматурга получило и материальное признание – он получил половину Пушкинской премии за сборник рассказов под названием «В сумерках».
Антон Павлович Чехов в процессе творчества
Летом 1888 и 1889 года Чехов с семьей проживал недалеко от города Сумы. В то время умер один из его братьев, и это вынудило его срочно уехать из этого места. Писатель хотел побывать в Европе, однако по воле судьбы оказался в Одессе, где в то время была на гастролях труппа Малого театра. Чехов влюбился в молоденькую актрису, но эти отношения не имели продолжения. Чтобы справиться с нахлынувшей апатией, Чехов решается на переезд в Ялту.
К 1889-му году копилка работ прозаика пополнилась повестями «Степь», «Драма на охоте», «Скучная история», «Огни». Он описывал все, что видел во время своих путешествий.
Чехову очень нравилось бывать в новых местах, и в конце 80-х он очень много путешествует, тем более, что в это время он уже не публиковался в юмористических журналах.
В 1890-м Антон Павлович принимает решение побывать на Сахалине, так сильно ему понравилось путешествовать по новым местам. Чтобы попасть на остров, ему нужно было проехать всю Сибирь, и это путешествие тоже дало ему много материала для литературной деятельности. Если учесть, что прозаик болел чахоткой, то в этом путешествии ему было очень трудно. Зато впечатления от поездки впоследствии вылились в собрание очерков под названием «По Сибири» и книгу, которую автор назвал просто – «Остров Сахалин».
Многочисленные поклонники Чехова больше всего помнят его «Палату №6», которая увидела свет на страницах журнала «Русская мысль» в 1892-м. Название повести до сих пор употребляется, если нужно рассказать о каком-то сумасшествии или ненормальном поведении.
В 1892-м сбылась давняя мечта писателя – он стал владельцем усадьбы в Мелихово. Там он поселился с родителями и сестрой Марией, которая была при нем неотлучно. После того, как у Чехова появилось собственное жилье, его жизнь вошла в другое русло. Он снова возобновил медицинскую практику, потому что кроме писательского таланта в нем жила страсть к хирургии.
Во время проживания в Мелихово Антон Павлович исполнял обязанности земского врача, инициировал строительство нескольких школ, участвовал в обустройстве пожарного пункта для селян и колокольни. Следующей его заботой стала шоссейная дорога, ведущая на Лопасню, а также он добился, чтобы на железнодорожной станции появилось почтовое отделение. Помимо этого писатель побеспокоился, чтобы на прореженных участках леса посеяли дубы, вязы, лиственницы, приобрел и высадил свыше 1000 саженцев вишен. На собственные деньги Антон Павлович открыл библиотеку в Таганроге.
Дом Антона Чехова в Мелихово
Именно мелиховский период принес новые произведения писателя, которые потом стали всемирно известными. Это были пьесы «дядя Ваня» и «Чайка». У Чехова частенько обострялся туберкулез, он был вынужден уезжать из имения и на некоторое время поселяться на юге. Зимний период 1898-го писатель прожил в Ницце, а после того, как вернулся домой, приобрел землю в Ялте. В 1899 году Чехов продает свое имение в Мелихово и окончательно поселяется в Крыму.
Именно в это время случились изменения в его личной жизни. Он познакомился с Ольгой Книппер и пригласил ее к себе на дачу.
Весь июль 1900-го года женщина прожила там и после этого их отношения стали официальными. В том же, 1900-м Чехов написал произведение «Три сестры», которое вскоре поставили в театре, а Ольга сыграла одну из ролей. История повторилась и с пьесой «Вишневый сад» в 1903-м, когда Книппер снова исполнила главную женскую роль и сорвала бурные аплодисменты зрителей.
Первое издание пьесы Антона Павловича Чехова «Три сестры»
В 1904-м Антона Чехова не стало. «Вишневый сад» стал последним произведением классика мирового масштаба.
Спектакли и кино
В 1969-м на экраны вышла лента советского режиссера Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа», в которой рассказывалось как создавалась одна из самых известных пьес Чехова – «Чайка».
В 1991-м в Нидерландах состоялась премьера спектакля «Чехов», режиссерами которого были Дмитрий Френкель и Роберт Лонг. В основу легли известные и малознакомые события из биографии великого драматурга.
Кадр из фильма «Сюжет для небольшого рассказа»
В 2007-м Правительство Москвы приняло решение о создании биографической драмы «Прощайте, доктор Чехов!».
В 2012-м на суд зрителей представлен еще один фильм, раскрывающий тонкости отношений Антона Чехова и Лидии Авиловой. Лента получила название «Поклонница», и в актерском составе ее можно было увидеть Кирилла Пирагова и Олега Табакова.
В 2015-м на экраны вышла лента французского режиссера Рене Фере «Антон Чехов 1890», сценарий к которой написал он сам. В роли Чехова снялся Николя Жиро, в картине идет рассказ о жизни писателя в 1885-1890 годах.
Личная жизнь
В личной жизни Антона Чехова было достаточно много любовных историй. Некоторые отношения длились много лет, причем бывало так, что он одновременно поддерживал отношения с двумя женщинами и они прекрасно знали о наличии соперницы. Но первыми на разрыв отношений не шли.
Антон Павлович Чехов и Лидия Мизинова
В 1888-м в жизни писателя появилась Лидия Мизинова. Ей было 19, и она была подругой его сестры. Она очень хотела выйти за Антона замуж, а ему больше всего хотелось свободы и независимости. В роли жены он Лику не видел, но на протяжении десяти лет не отпускал от себя, поддерживая в девушке огонек надежды. Ему нравилось ее общество, а вот разговоры о свадьбе он попросту игнорировал.
На протяжении первых лет знакомства, писатель старался высмеять в глазах Лики всех молодых людей, которые оказывались рядом и пытались привлечь ее внимание. А потом он сделал так, чтобы влюбленная в него Лидия переключилась на ловеласа Игнатия Потапенко.
У Мизиновой закрутился роман с женатым мужчиной, от которого она вскоре родила дочку. Девочка умерла в раннем детстве. Антон Чехов показал эту ситуацию в пьесе «Чайка», а Мизинова послужила прототипом главной героини Нины Заречной. После непонятных отношений с писателем Чеховым и ловеласом Потапенко, Лика наконец-то вышла замуж. В 1902 году ее мужем стал театральный режиссер Александр Санин.
Антон Павлович Чехов и Елена Шаврова
В 80-е годы в личной жизни писателя появилась Елена Шаврова. Девушке только исполнилось 15, она пришла к Чехову, чтобы он оценил ее рукопись, и влюбилась с первого взгляда. Она прекрасно понимала, что ни о какой взаимности речь идти не может, поэтому спустя пять лет счастливо вышла замуж.
В 1897-м они случайно встретились в Москве, куда Елена приехала к родственникам. Их роман вспыхнул мгновенно, и втайне от всех они сбежали в Ялту, где какое-то время наслаждались чувствами. Но вскоре они расстались. Антон написал ей почти семьдесят писем, столько он не писал никому. Шаврова стала прототипом героини рассказа «Дама с собачкой».
В 1898-м на премьерном показе постановки «Чайка» Чехов встретился со своей давнишней знакомой Ниной Корш. Она давно и безнадежно была влюблена в писателя, и решила теперь не упускать шанса. Чехов увлекся, Нина забеременела. Историки утверждают, что писатель не оставил прямых потомков, но в 1900-м Нина Корш родила от него дочь Татьяну. Она не рассказала писателю о рождении дочери, потому что на тот момент их отношения закончились. Родители увезли Нину в Париж, где Татьяна выросла и выучилась на врача, продолжив путь отца.
Антон Павлович Чехов с Ольгой Книппер
Чехов порвал с Ниной из-за Ольги Книппер, единственной из всех женщин писателя, которая смогла женить его на себе. Их знакомство длилось с 1898 года, когда они впервые увиделись на репетиции постановки «Чайка». Ольга была очень красивой женщиной, в 1901-м они стали мужем и женой. Вскоре она забеременела, но родить не получилось. Этот брак писателя был бездетным.
Неизвестно, был ли этот союз счастливым, потому что Ольга по-прежнему служила в театре, а Чехову приходилось все чаще уезжать в Ялту, чтобы бороться с туберкулезом. Их история любви начиналась очень красиво, но вскоре стала поддерживаться случайными встречами и перепиской.
Друзья писателя почему-то были уверены, что если бы он не связал себя узами брака с ней, то возможно не умер бы так рано. Хотя в его последние дни Ольга не отходила от его постели и даже отказалась от гастролей.
Болезнь и смерть
На протяжении долгих лет писатель страдал от туберкулеза. Впервые он понял, что болен, когда ему исполнилось 24 года. С 1885 года болезнь начала переходить в более активную фазу, у него держалась постоянная температура, случалось кровохарканье. В юные годы он тайком от родных (прежде всего, родителей) лечил у себя туберкулез, исключительно консервативными методами — уровень медицины XIX века — удавалось до поры до времени только снимать обострения. Туберкулез диагностировал у себя правильно. Более того, догадывался об этиологии у себя этой болезни: в детстве перенес перитонит (воспаление кишечника), чудом выжил; туберкулез мог быть следствием осложнения перенесенного заболевания: помимо туберкулеза Чехов страдал «катаром кишечника», а значит не мог есть жирную пищу.
Похоже он не хотел расстраивать родных, поэтому всячески скрывал от них свое состояние. Ему не хотелось вызывать тревогу у матери и сестры. В 1897-м болезнь обострилась еще больше, правое легкое постоянно кровоточило. Писатель понял, что дело очень серьезное и обследовался у одного из известных специалистов – профессора Остроумова.
Смерть Антона Павловича Чехова
Для того, чтобы изучить его заболевание, писатель был госпитализирован. Доктора диагностировали болезнь, назначили курс лечения. Но как только болезнь слегка отпустила, Чехов начал проситься выписать его домой. Ему очень хотелось дальше писать, а больничные стены не давали волю фантазии. В 1898-м кровавый кашель участился, приступ мог длиться по несколько суток. И это он не рассказывал своим родным.
Чехов постоянно находился в плену болезненных ощущений, которые передавал и своим персонажам. Заметнее всего это отразилось в «Рассказе неизвестного человека».
Чехова часто отправляли на курорт. Его отправляли в Африку. Поэтому Чехов несколько раз ездил на отдых в Ниццу и жил там по нескольку месяцев, чтобы пережить период с осени по весну, а затем возвращался в Россию, пока окончательно не обосновался в Ялте. Когда он находился в Ялте, то болезнь отступала и так продолжалось до тех пор, пока в его жизни не появилась официальная жена – Ольга Книппер. Писатель Бунин был твердо уверен, что здоровье Чехову подрывала именно она, своими бесконечными гастролями. Не сложились у Ольги отношения и с Марией, сестрой драматурга, и это тоже выводило его из спокойного состояния. Перед самой смертью Антон Павлович уехал на курорт в южную Германию.
Похороны Антона Павловича Чехова
15 июля 1904 года Антон Чехов умер в Баденвайлере. Причиной летального исхода был туберкулез. Началось с того, что ему стало значительно хуже. Когда к нему позвали врача, писатель говорил, что он сейчас умрет. Перед смертью он выпил бокал шампанского и в ту же минуту умер.
Ссылки
“Его врагом была пошлость…”
Антон Павлович Чехов – известный русский писатель, мастер короткого рассказа. Прекрасный, благородный человек, он мечтал о том, чтобы люди были красивы, счастливы и свободны. Он говорил: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.
К сожалению, в реальной жизни красивых людей было мало, чаще писателю приходилось сталкиваться с грубостью, хамством, бездушием и пресмыкательством – со всем тем, что Чехов называет пошлостью. Во имя любви к человеку он высмеивал обывательщину, пошлость, мещанство – все
Особенно Чехову было невыносимо самоунижение человека, лакейство, угодничество. В ряде рассказов писатель беспощадно высмеивал чинопочитание, рабскую психологию людей. В “Смерти чиновника” Чехов рассказывает о маленьком чиновнике Червякове, который, сидя в театре и случайно чихнув, обрызгал статского советника. Сама фамилия героя говорит о сущности поведения этого человека.
Он извивается, как червяк, перед вышестоящим чином и после неоднократных извинений, так и не успокоившись, ужасно
Другой рассказ – “Толстый и тонкий”. На вокзале случайно встретились два приятеля: толстый и ‘тонкий. Они оба рады встрече, обнимаются.
Но когда тонкий вдруг узнает, что его приятель дослужился до тайного советника, он вдруг бледнеет, конфузится и начинает вести себя по-другому: “На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило”.
Люди такого типа отыгрываются на нижестоящих. Такого героя Чехов изобразил в рассказе “Хамелеон”. В ходе повествования полицейский Очумелов, выяснявший, кому принадлежала собака, постоянно меняет манеру поведения в зависимости от того, кого называли в толпе. Если это было высокопоставленное лицо, герой готов был “ходить на задних лапках” и заискивать перед собачкой.
Когда же называли человека низкого чина, Очумелов вел себя грубо, по-хозяйски. Чехова волновало и то, что пошлость заражает и интеллигенцию. В рассказе “Маска” писатель обличает распущенность, вседозволенность. Пошлость многолика.
Часто героями рассказов Чехова являются врачи – ведь сам писатель тоже врач. Герой рассказа “Палата № 6” доктор Рагин заведует больницей, прекрасно зная, что условия в ней невыносимые – здесь царит антисанитария, больных плохо кормят, бьют. Больница похожа на тюрьму.
Но Рагин не реагирует на то, что делается в больнице, оправдываясь тем, что изменить жизнь нельзя. Он убеждает себя, что человек должен страдать. Эта философия примирения приводит героя к тому, что он отходит от житейских забот, примиряется со злом и сам начинает его совершать.
Такую психологию примирения Чехов тоже называл пошлостью.
В “Палате № 6” писатель рассказывает об уже сложившейся личности, а про падение человека, постепенную его деградацию Чехов пишет в рассказе “Ионыч”. Это история о том, как неплохой человек с добрыми задатками постепенно превращается в тупого, жадного и равнодушного обывателя. Герой рассказа Дмитрий Ионыч Старцев – молодой врач, полный энергии и сил, увлеченный работой настолько, что даже в праздники не имел свободного времени, интересующийся литературой и искусством.
Он чувствует себя одиноко среди обывателей, ему не о чем с ними разговаривать. Но постепенно Старцев привыкает к скучной обывательской среде, и его уже по-родственному зовут “Ионыч”. Герой мирится с окружением и превращается в сытого, важного, равнодушного ко всему мещанина. Теперь он охотно играет в карты по вечерам, а придя домой, с удовольствием считает деньги.
За четыре года душа Старцева очерствела, а его деятельность превратилась в средство приобретения капитала.
На службе было принято беспрекословное подчинение, что порождало страх, поклонение, самоунижение. Другая причина, порождающая пошлость, – общественная среда. В рассказе “Ионыч” видно, как обывательская тина засасывает доктора Старцева.
В городе была библиотека, которую никто не посещал. Когда Старцев говорил о честном труде, его не понимали и обижались на него. Единственно “интересной и образованной” семьей в городе считалось семейство Туркиных, Но узнав членов семьи, читающий сразу понимает, что они скучны и бездарны.
Вокруг Старцева царила мещанская сытость, равнодушие, спокойная, праздная жизнь. Эта среда губительно подействовала на героя, и он постепенно превратился в скупого, скучного человека.
Но Чехов считал, что многое зависит от самого человека, что истинный человек способен противостоять влиянию среды. Таков доктор Дымов из рассказа “Попрыгунья”. Праздная, пустая жизнь, которую ведет его жена, не засосала его потому, что он самоотверженно предан своему делу, он весь в работе, которую очень любит. Он даже умирает, спасая больного ребенка.
Надя в рассказе “Невеста” нашла в себе силы вырваться из болота обывательской, “футлярной” жизни и уехать учиться в столицу. Таким образом, Чехов считает, что винить только среду нельзя, червоточина есть и в самом человеке. Если задатки, высокие стремления не реализованы, значит, у человека не было внутренней прочности и твердых убеждений.
Чехов считал, что у человека должна быть высокая жизненная цель, а когда она ничтожна, то человек становится маленьким. Таков герой рассказа “Крыжовник”, который всю жизнь мечтал разбогатеть, приобрести свое имение и посадить в нем крыжовник. К концу жизни его мечта осуществилась.
Герой превратился в оскотинившегося человека, тупого, жирного обывателя. Чехов говорил, что человеку нужны не три аршина земли, а весь земной шар, чтобы он мог применить свою силу, бодрость, молодость: “Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!”
Чехов был убежден, что труд направляет, облагораживает человека. Кроме этого, писатель считал важным для людей способность чувствовать, любить. Любовь убивает пошлость, ее зачатки.
Благородная цель, труд и любовь – вот то, что может победить пошлость. К этому и призывал Чехов в своих произведениях. Рассказы Чехова актуальны и сегодня, так как многие пороки, которые бичевал писатель, еще не изжиты..
Великолепные рассказы Чехова воспитали во мне человеческую личность, сделали меня более добрым к людям, научили любить и жертвовать собой ради счастья на земле.
Related posts:
Антон Чехов – обличитель мещанства и пошлости
А. П. Чехов – непревзойденный мастер рассказа
А.П.Чехов – обличитель мещанства и пошлости
Никто не понимал так ясно и тонко,
Как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни,
Никто до него не умел так беспощадно
Правдиво нарисовать людям позорную и
Тоскливую картину их жизни в тусклом
Хаосе мещанской обыденщины.
Его врагом была пошлость; он всю
Жизнь боролся с ней, её он осмеивал и её
Изображал бесстрастным, острым пером,
Умея найти прелесть пошлости даже там,
Где с первого взгляда, казалось, всё устроено очень хорошо, удобно, даже – с блеском…
Великий русский мыслитель-реалист
Темой многих рассказов А. П. Чехова является обличение человеческих пороков. Чеховские персонажи стали символами угодничества и чинопочитания, а их имена — именами нарицательными. Чехов всей душой ненавидел обывательщину, которая засасывает человека, корежит его душу, убивает в нем все лучшее. “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”, — говорит Чехов устами доктора Астрова в пьесе “Дядя Ваня”. За этого прекрасного человека он боролся всем своим творчеством. Страшную картину омертвения человеческих душ, погруженных в тину обывательщины, обнажает Чехов в своих рассказах. Сытое мещанское счастье вызывает у Чехова раздражение, он страдает оттого, что в сонной одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений. Осуждению духовного застоя, убожества обывательской жизни, собственнического счастья посвящены многие ранние рассказы Чехова и красной нитью проходят через все его творчество.
Герои его рассказов отказываются от общественных идеалов, а это влечет за собой и их моральное падение.
Чехов — великий русский мыслитель-реалист, обличитель мира пошлости и мещанства, несравненный художник. Проблемы, поставленные в его произведениях, актуальны и в наши дни. Чехов дорог нам тем, что в своем творчестве он отразил русскую жизнь конца XIX — начала XX века, он дорог нам человечностью, которая пронизывает и его личность, и его произведения. Он дорог нам своей удивительной верой в будущее, своим глубоким сознанием того, что все прекрасное на земле может быть создано только трудом. Л. Н. Толстой назвал Чехова “несравненным художником жизни”. И это действительно так.
Основные ноты мещанства у Чехова — уродливо развитое чувство собственности, всегда напряженное желание покоя внутри и вне себя, темный страх пред всем, что так или иначе может вспугнуть этот покой, и настойчивое стремление скорее объяснить себе все, что колеблет установившееся равновесие души, что нарушает привычные взгляды на жизнь и на людей. Но объясняет мещанин не для того, чтобы только понять новое и неизвестное, а лишь для того, чтобы оправдать себя, свою пассивную позицию в битве жизни.
Мещанство хотело бы жить спокойно и красиво, не принимая активного участия в этой борьбе, его любимая позиция — мирная жизнь в тылу наиболее сильной армии. Всегда внутренне бессильное, мещанство преклоняется пред грубой внешней силой своего правительства, но если — как мы это видели и видим — правительство дряхлеет, мещанство способно выпросить и даже вырвать у него долю власти над страной, причем оно делает это, опираясь на силу народа и его же рукой. Оно густо облепило народ своим серым, клейким слоем, но не может не чувствовать, как тонок этот холодный слой, как кипят под ним враждебные ему инстинкты, как ярко разгорается непримиримая, смелая мысль и плавит, сжигает вековую ложь. Этот натиск энергии снизу вверх возбуждает в мещанстве жуткий страх пред жизнью,— в корне своем это страх пред народом, слепой силой которого мещанство выстроило громоздкое, тесное и скучное здание своею благополучия. На тревожной почве этого страха, на предчувствии отмщения у мещан вспыхивают торопливые и грубые попытки оправдать свою роль паразитов на теле народа.
Немало времени прошло со дня смерти А. П. Чехова, но каждое новое поколение видит в его произведениях героев нарицательных, как Хлестаков, Манилов, Иудушка Головлев.
Список использованной литературы.
1. Катаева В.Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. М., 1998г.
2. Полоцкая Э.А. Пути человеческих героев: Кн.для учащихся. М.,1983г.
3. Семанова М. Л. Чехов- художник. М.,1976 г.
4. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.,1972г.
5. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М.,1971 г.
Автор: Мазиков Максим Николаевич
Вернуться на предыдущую страницу