С чем было связано массовое переселение крестьян на восток
Столыпинское освоение Сибири
Сибирь осваивалась уже более трёхсот лет, но результаты и к концу XIX в. всё ещё были весьма незначительны по отношению к её возможностям. До реформ Столыпина заселение Сибири происходило в основном хаотично. Сибирское крестьянство было представлено крестьянами-старожилами, казаками, крестьянами-переселенцами и коренным населением, занимавшимся скотоводством на юге и промысловой охотой и рыбной ловлей на севере.
Кардинальное изменение в переселенческом деле произошло с началом строительства Сибирской железной дороги. В 1891 г. был создан под председательством цесаревича Николая II «Комитет Сибирской железной дороги». Вместе с железной дорогой росли другие отрасли: сельскохозяйственное производство, производство транспортных средств (телеги, сани и пр.), одежды, обуви для строителей, строительство жилья, производство шпал и заготовка топлива для подвижного состава. Строились новые поселки, постепенно росли города.
Правительство Столыпина провело целую серию новых законов о переселении крестьян на окраины империи. Возможности широкого развития переселения в Сибирь были заложены в законе 6 июня 1904 года. Указом от 10 марта 1906 г. всем желающим без ограничений было предоставлено право на переселение. Закон от 14 июня 1910 г. определил порядок выхода крестьян из общины. Правительство выделило средства на прокладку дорог, благоустройство на новом месте, медицинское обслуживание, общественные нужды. Тогдашние средства информации, выполняя задание правительства, широко пропагандировали переселение, рассчитывая на привлечение наиболее предприимчивых крестьян. В 1906г. было реорганизовано Переселенческое управление. В Сибири и на Дальнем Востоке выделялись специальные переселенческие районы, в каждом из которых создавались переселенческие организации, имевшие землеотводные, гидротехнические и дорожные партии, склады сельскохозяйственной техники, агрономические отделы, свои школы и больницы.
В Сибирь ехали русские, украинцы, белорусы, латыши, эстонцы, немцы, евреи, татары, мордва, представители других национальностей. Селившиеся вместе переселенцы одной национальности сохраняли свою культуру, быт, обычаи. Все они постепенно становились сибиряками, приобретали черты, порожденные сложностями жизни в этом достаточно суровом краю, который вырабатывал у них сибирский характер. Разумеется, немало было и сложностей. Численность переселявшихся и темпы переселения превышали темпы подготовки участков к заселению. Недостаточно было чиновников для этой работы, их квалификация не всегда отвечала требованиям, имели место взяточничество и коррупция. В ряде мест не успевали готовить участки, проводить к ним дороги. Установленной ссуды в 150 руб. хватало не всем, чтобы прокормиться в течение двух лет, пока не будет получен первый собственный урожай.
Полутоварное мукомольное производство, вырабатывавшее муку среднего качества, проникало в глубь сельских местностей, ближе к сырью и потребителю.
Другой важной отраслью сельского хозяйства в Сибири было животноводство. Оно получило широкое развитие уже во второй половине XIX в. Крестьяне разводили в основном лошадей, крупный рогатый скот, овец, в меньшей степени свиней. Экономическое значение животноводства как источника тягловой силы, продовольственных ресурсов и сырья из года в год повышалось. Его товарность значительно возросла в связи с увеличением числа городов, рабочих поселков, особенно во время строительства железной дороги, а затем и усиления переселенчества, достигнув в 1913 г. 73% от валовой продукции сельского хозяйства.
Продукция животноводства послужила сырьевой базой для возникающей перерабатывающей промышленности. Особое место принадлежало маслоделию. Земельные просторы, хорошие естественные кормовые угодья и наличие водопоев оказались весьма благоприятными для развития в Сибири молочного скотоводства. По Московскому тракту ежегодно вывозилось до 5-6 тыс. т топленого масла. Масло изготавливалось трудоемким ручным способом. Количество его было явно недостаточно для завоевания рынка, да и отдаленные рынки для маслоторговцев, использовавших гужевой транспорт, были недоступны. За полстолетия вывоз масла возрос, но достиг в 1894 г. только 8 тыс. т.
Маслоделие стало основой экономического благосостояния артелей и деревень в целом. Маслозаводы опирались на поставки молока из хозяйств, которым принадлежало 81,5% всего стада коров, подбиравших его по качественным показателям, необходимым для производства масла. Вот информация «Всеобщего Русского календаря» за 1918 г.: «А тем, кто не верит в быстрое возрождение деревни, достаточно вспомнить о сибирской деревне Старой Барде Бийского уезда Томской губернии. Больше 20 лет тому назад устроили там жители маслодельную артель, через два года выросла артельная лавка, а потом появился и целый ряд кооперативных начинаний: ссудо-сберегательное товарищество, маслобойный завод, наконец, артельная мельница, а при ней электростанция для освещения мельницы, а заодно и деревни. И вот 12 декабря 1912 года двести пятьдесят изб этой деревни осветились электричеством, причем за освещение брали три рубля в год. Потом провели в избы и телефон, устроили примерный опытный скотный двор, опытные посевы кормовой свеклы и кормовых трав. А скоро заговорили о постройке в селе народного дома, собственном кинематографе. И жители всей округи стали приезжать в Старую Барду поучиться, как дельные люди сумели построить себе новую свободную и разумную жизнь».
Оборот Союза сибирских маслодельных артелей к 1917 году составлял 160 миллионов золотых рублей. Союз объединял около 3 тысяч артелей и кооперативов.
Итоги переселенческой компании были следующими. В целом за 1907- 1914 гг. в Сибирь переселилось 2,44 миллиона крестьян, или 395 тысяч семей. Население Сибири выросло на 153 процента. От 5 до 12 процентов крестьян не смогли укорениться, и были вынуждены были вернуться в родные места. За данный период был осуществлен громадный скачок в экономическом и социальном развитии восточных областей страны. Если до переселения в Сибири происходило сокращение посевных площадей, то за 1906-1913 годы они были расширены на 80%, в то время как в европейской части России на 6,2%. По темпам развития животноводства Сибирь намного обгоняла европейскую часть России.
Столыпинская реформа, переселение в Сибирь
В 1889 г. был принят закон, утвердивший и облегчивший возможность переселения, но поскольку участки для переселенцев специально не подготавливались, а средства выделялись незначительные, положение переселенцев было тяжелым. Тем не менее самовольное движение в Сибирь росло[5]. «Избыток» населения в европейской части России, по данным переписи 1897 г., составлял 35% от всего населения. Переселялись из центральных густонаселенных губерний, главным образом, крестьяне среднего достатка, которые умели и хотели работать, но в условиях общины не могли улучшить свое положение.
Кардинальное изменение в переселенческом деле произошло с началом строительства Сибирской железной дороги. В 1891 г. был создан под председательством цесаревича Николая II «Комитет Сибирской железной дороги». Рабочих рук в Сибири для ее строительства не было, и переселение приняло массовый характер. Переселенцы шли из черноземных губерний России и Украины, Поволжья, Черноморского и Каспийского побережья, Белоруссии и Балтийского края. Кроме крестьян, на строительстве железной дороги работали солдаты, казаки, ссыльные и арестанты. Если в начале строительства (1891 г.) работали 9600 человек, то в разгар его (1895—1997 гг.) — 84—89 тыс. человек. К концу на стройке (1904) остались всего 5,3 тыс. человек.
Возникали непредвиденные сложности. Оказалось, что численность переселявшихся и темпы переселения превышали темпы подготовки участков к заселению. Недостаточно было чиновников для этой работы, их квалификация не всегда отвечала требованиям, имели место взяточничество и коррупция. Это приводило к нарушениям порядка заселения: в ряде мест не успевали готовить участки, проводить к ним дороги. Переселенческие пункты еще строились, а переселенцы уже прибыли. Ссуды выдавались не в полном объеме, а частями, порою весьма незначительными. Установленная ссуда в 150 руб. была слишком мала для того, чтобы обзавестись хозяйством и прокормиться в течение двух лет, пока не будет получен первый урожай.
Процесс вживания был сложным. Переселенцы встретились с непривычными для них климатическими и погодными условиями. Для Сибири характерно погодное непостоянство — устойчивые и продолжительные зимние холода, возвратные весенние и осенние ранние заморозки, а также засухи, повторяющиеся примерно через три года на четвертый, а наиболее сильные — через 10 лет, часто бывают двухгодичными. Такие сильные засухи наблюдались в 1891 и 1892, 1900 и 1901, 1910 и 1911 гг. Переселенцы, приехавшие в 1908 г. и позже, еще не успев обустроиться, испытали на себе все отрицательные последствия двух засушливых лет. Засуха охватила плодородные округа: Славгородский, Омский, Рубцовский, Каменский, Кузнецкий и другие. Не владея приемами сухого земледелия, переселенцы пострадали больше других. Требовались иные приемы агротехники, интенсификация труда в короткие сроки, наиболее благоприятные для сельскохозяйственных работ. Многие переселенцы разорялись и возвращались в родные места.
Этапы и особенности переселенческого движения на Дальний Восток
Лекция 1. Российский Дальний Восток во II половине XIX – начале ХХ вв.
В XIX веке по размерам территории и численности населения Россия значительно отличалась от Русского государства начала предыдущего столетия. В ее состав вошли Финляндия, Бессарабия, почти весь Кавказ, большая часть Казахстана и современная территория Приморского края.
Реформы 60-70-х годов XIX столетия расчистили путь для капиталистического развития страны, но их незавершенность порождала новые проблемы. Предстояло провести модернизацию страны, расположенной на двух континентах. Окраинные регионы империи находились в неравноценных условиях по сравнению с центром и имели различное историческое прошлое. Реформаторская направленность правительственной политики во II половине XIX в. слабо коснулось дальневосточной окраины. Только в 90-е годы дошла сюда судебная реформа, а земская не реализовывалась вообще.
Общая площадь российских территорий на Дальнем Востоке составляла в середине XIX века 3894,5 тыс. кв. километров. Здесь проживало 401,5 тыс. человек. В течение второй половины XIX века число жителей увеличилось в 2,5 раза и составило к 1897 году более 1 млн человек. Плотность же населения оставалась самой низкой в стране – менее 1 человека на 1 кв. километр. Небольшим было число городских жителей. Население росло, прежде всего, во II половине XIX века за счет переселенцев. В Амурской области они составили 54,3%, Приморской – 61,4%. Целенаправленная переселенческая политика обуславливалась как внутренними потребностями, так и необходимостью укрепления обороноспособности российских рубежей на Тихом океане.
Этапы переселенческой политики. Переселенческое движение на Дальний Восток во II половине XIX – начале ХХ вв. прошло три этапа:
I-й 1861 – 1881 гг. – сухопутное переселение.
II-й 1882 – 1900 гг. – переселение морским путем.
III-й 1901 – 1917 гг. – переселение по Транссибирской железнодорожной магистрали.
Переселение осуществлялось в двух видах: принудительном и добровольном. Принудительный способ включал передвижение воинских команд по приказу, отправку казаков по жребию, направление крестьян в счет рекрутов, административное водворение государственных крестьян, ссылку каторжан и др. Добровольным принято считать переселение желающих поселиться на новых землях.
С включением Уссурийского края в состав Российской империи после подписания Пекинского договора (1860г.), началось его активное освоение. Первыми переселенцами на территории юга Дальнего Востока были военные и казаки. Казачеству отводилась двойная роль: на них возлагалась хозяйственное освоение новых земель и их защита. Первые казачьи поселки возникли по реке Уссури – Верхне-Михайловский, Графский, Ильинский, Княжеский и др.
С 1855 по 1862 гг. на реке Уссури было основано 29 станиц и поселков. Затем казачьи поселения стали появляться на юге Приморья, в 1859 г. возникли военные посты – Турий Рог на берегу озера Ханка и в бухте Св. Ольги. В 1860 г. солдаты 3-го линейного батальона образовали посты в бухте Новгородской, на территории современных пос. Раздольное и Угловое и др. А 20 июня (2 июля) 1860 г. на военном транспорте «Манджур», под командованием А.К. Шефнера, в бухту Золотой Рог были доставлены солдаты 3-ей роты 4-го линейного батальона, основавшие военный пост Владивосток. Возглавлял команду прапорщик Н.В. Комаров.
Созданный сначала в чисто стратегических целях Владивосток стал вскоре быстро развиваться как порт. В 1871 г. сюда из Николаевска-на-Амуре была переведена главная база Сибирской военной флотилии. В 1880 г. Владивосток был объявлен городом.
Самым массовым во II половине XIX века было крестьянское переселение. Этот процесс стимулировался отменой крепостного права, крестьянским малоземельем в центре страны, большими площадями свободных земель и угодий на юге Дальнего Востока, отсутствием здесь помещичьего землевладения.
В 1861 г. российское правительство встало на путь государственного поощрения переселения в Амурскую и Приморскую области: согласно обнародованному 26 марта закону эти территории были объявлены открытыми для заселения крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счет.
Переселенцам отводился в бесплатное пользование участок земли до 100 десятин (109 га) на каждое семейство, они навсегда освобождались от подушной подати и на 10 лет – от рекрутской повинности; за плату (3 руб. за десятину) поселенцы могли дополнительно приобретать землю в частную собственность; в крае была введена беспошлинная торговля (режим порто-франко) и т.д. Эти меры усилили миграционную подвижность населения страны, способствовали притоку на дальневосточную окраину крестьян, казаков, рабочих, предприимчивых людей всех сословий.
Значительные успехи в переселении были достигнуты в Амурской области, куда устремилась подавляющая масса переселенцев и где осваивались плодородные земли Амурско-Зейской равнины. Уже к 1869 году Амурская область сделалась житницей всего Дальневосточного края и не только полностью обеспечивала себя хлебом и овощами, но и имела большие излишки. На территории Приморья удельный вес и численность крестьянского населения в конце XIX в. были меньшими, чем в Амурской области, но и здесь размах переселения был велик.
В 1861 – 1881 г. на дальневосточную окраину прибыло 11,8 тыс. крестьян, в том числе в южное Приморье – примерно 3,7 тыс. человек. В этот период в переселении на Дальний Восток участвовали в основном крестьяне из губерний Черноземного центра, Среднего Поволжья, Сибири и лишь отчасти Украины. Примерно 51,8% переселенцев в Приморье составили крестьяне из Астраханской, Воронежской и Вятской губерний. Среди переселившихся в Амурскую область преобладали выходцы из Астраханской, Тамбовской, Самарской, Воронежской, Енисейской и др. губерний.
В 1880 г. рейсом парохода «Москва» было открыто сообщение между Одессой и Владивостоком. Право осуществлять товаропассажирские перевозки было предоставлено созданному на народные пожертвования Добровольному флоту.
На собранные деньги (в 1876г. – 3,7 млн руб.; в 1879 – 1902 гг. – 4,15 руб.) в Германии были приобретены три первых парохода «Россия», «Москва», «Петербург». С 1881 г. Добровольный флот стал осуществлять доставку переселенцев морем. Время пребывания в пути сократилось с 2-3-х лет до 2-х месяцев. Причем не менее 250 семей ежегодно переселялись за счет казны. Для вновь прибывших был установлен денежный залог в 600 рублей для обзаведения крестьянским хозяйством.
В период с 1897 – 1900гг. пароходами Добровольного флота было перевезено 179 тыс. человек, из них 148,6 тыс. человек – военных, 20260 – переселенцев, свыше 5 тыс. – частных пассажиров. В переселенческом движении в эти годы произошли изменения, если до открытия пароходной линии преобладали переселенцы из Поволжья и Средней полосы, то после ее открытия – жители губерний Левобережной Украины (Черниговской, Полтавской, Харьковской). На их долю приходилось 77% переселившихся.
Параллельно с крестьянским переселением из европейской России шел процесс неземледельческой колонизации в основном за счет ремесленников, рабочих – отходников, каторжан и ссыльных. Особенно заметно эта тенденция проявилась в Амурской области, где неземледельческая колонизация давала в 90-е годы 33,3% вновь прибывающего населения. В конце века начинает практиковаться массовое контрактование квалифицированных рабочих из европейской части России на строительство железной дороги, во Владивостокский порт и т.д.
На Дальнем Востоке, с его концентрацией войск, ежегодно увольнялись в запас тысячи солдат и матросов. В 1893 г. был принят закон, предоставлявший им ряд льгот. Уже через четыре года в Приамурском генерал-губернаторстве насчитывалось более 15 тысяч уволенных в запас и оставшихся здесь на постоянное место жительство.
Царская администрация рассматривала каторгу и ссылку как еще одну форму колонизации. В Южно-Уссурийском крае ссыльные прибывали из Забайкалья и Сахалина. Так в 1900 году в Приморской области проживало более 35 тысяч ссыльных, из них в Приморье – 4 тыс. т.е. 1,4% населения края.
В пореформенный период на Дальний Восток прибыло более 116 тыс. человек, из них крестьян – 95 тыс. (81,8%), казаков до 10 тыс. (9%). Обратно возвратились не более 2% переселенцев.
За 35 лет население Дальнего Востока возросло на 68% и составило к 1897 г. в Забайкалье – 1071,6 тыс. человек, в Приамурье – 326 тыс. человек, в Приморье, на Камчатке и Сахалине – 540 тыс. человек.
Важное значение для ускорения заселения и хозяйственного освоения Дальнего Востока имело строительство Транссибирской железной магистрали.
Великий сибирский железнодорожный путь связал Сибирь, Дальний Восток с европейской частью России. Строительство железной дороги было начато в 1891г. одновременно с двух сторон – от Челябинска и Владивостока.
В период сооружения восточного участка Транссиба – Уссурийской железной дороги (1891 – 1897гг.) резко возрос приток капиталов и рабочих на юг Дальнего Востока. В 1897-1903 гг., по договоренности с китайским правительством, часть магистрали прокладывается через Маньчжурию (КВЖД), соединив Уссурийский край с Россией сплошным рельсовым путем.
В 1900 г. перевозка крестьян морем была прекращена, однако приток переселенцев не только не уменьшился, напротив продолжал расти: за 1900 – 1903 гг. в Приморье переселилось 37,6 тыс. крестьян – больше, чем за предыдущее десятилетие. В дальнейшем переселение разворачивалось в зависимости от ввода в действие новых участков Транссиба. В 1905 г. было открыто регулярное движение по кругобайкальской дороге. В 1909 гг. Сибирская магистраль стала двухпутной, а в 1913 г. вторая колея была проложена вдоль Байкала. Сквозное железнодорожное сообщение от Челябинска до Владивостока было открыто в 1916 г. после окончания строительства Амурской железной дороги. Транссибирская магистраль была разделена в административном отношении на 4 дороги: Сибирскую, Забайкальскую, Амурскую и Уссурийскую.
Однако Транссиб был важен для России не только в плане переселения на восток. Эта дорога имела огромное экономическое, политическое и стратегическое значение. С ее вводом открывались большие возможности для привлечения русского и иностранного капитала к разработке недр Сибири и Дальнего Востока. Дорога обеспечивала сибирской пшенице выход на внешний рынок. Как писал С.Ю. Витте, это выдвигало Россию на первое место «не только как посредника в торговом обмене, но и как крупного производителя и потребителя, ближе всего стоящего к народам Азиатского Востока». Политическое значение Транссибирской железной дороги состояло в том, что расширение притока крестьянского населения в восточные районы страны ослабляло недовольства в европейской части, а следовательно укрепляло самодержавно-помещичий строй. Дорога учитывала и стратегические интересы России, позволяла защищать дальневосточные владения от возможной агрессии.
Особенности переселения в начале ХХ века. В начале ХХ в. в связи с увеличившимся потоком переселенцев, были установлены новые правила переселения. По ним с 1 января 1901г. вместо 100-десятинного семейного надела переселенцы получали на каждую душу мужского пола бесплатно не свыше 15 десятин земли, при этом сохранялось право неограниченной покупки земли по очень низкой стоимости (3 рубля за десятину). Все это привело к тому, что дальневосточное крестьянство стало собственником значительных земельных угодий. В 1894 г. в Приамурье в среднем на крестьянское хозяйство приходилось 90 десятин земли, в Приморье – более 60, в то время как в европейской части России в среднем на хозяйство – 11 – 12 десятин земли.
Особенностью заселения Южно-Уссурийского края было активное формирование городского населения, которое с конца XIX века шло более высокими темпами, чем сельское. В 1897 г. горожане составляли 20,1% жителей Приморья, а в 1913 г. – 28% (в то время как в среднем по России соответственно 13,4% и 17,9%). Особенностью формирования населения на Дальнем Востоке, как и на других колонизуемых окраинах, было неблагоприятное соотношение полов: по данным переписи 1897 г. доля женщин составляла в Приморье всего 28,4%, хотя в ходе заселения она менялась и к 1914 г. возросла до 38,9%. В начале ХХ века были предприняты меры по снижению роли «желтой» миграции, в результате удельный вес иностранцев (подавляющее большинство которых составляли китайцы и корейцы) снизился с 26,4% (1897 г.) до 17% (1913 г.).
С началом проведения правительством, возглавляемым П.А. Столыпиным, аграрной реформы (1906 г.) приток крестьян на дальневосточную окраину сильно возрастает. В 1909 г. Столыпин формирует Комитет по переселению на Дальний Восток и разрабатывает широкомасштабную программу освоения Дальнего Востока. Программа предоставляла переселенцам различные льготы: право переезда за казенный счет, безвозвратная ссуда от 100 до 200 рублей в зависимости от района переселения, предварительные землеустроительные работы. В местах переселения были созданы школы и фельдшерские пункты, построены шоссейные дороги.
Несмотря на имеющиеся недостатки (местный бюрократизм, формальное отношение к нуждам переселенцев, недостаточное финансирование), переселенческая политика Столыпина имела прогрессивное значение. Увеличилось население Дальнего Востока. В 1907 – 1913 гг. темпы среднегодового переселения превышали 40 тыс. человек, а в целом за 1900-1916 гг. в Приморскую область прибыло более 200 тыс. человек. Новоселы освоили миллионы десятин земли, построили тысячи сел, дав толчок развитию производительных сил Дальнего Востока. Становление земельных отношений в переселенческих районах шло в том направлении, о котором говорил П.А. Столыпин, – создание крепких единоличных хозяйств.
Быстрый рост населения Дальнего Востока создал благоприятные условия для экономического и культурного подъема региона.
«Остров стал огромной душегубкой» Как Сталин разорил миллионы людей и отправил их выживать в Сибирь
Большинство граждан современной России — это потомки крестьян, переехавших в крупные города в годы советской урбанизации. Однако не все они покинули деревню добровольно. Про депортацию кавказских и крымских народов сейчас известно много, но редко кто вспоминает, что им предшествовали массовые насильственные высылки русских, белорусских и украинских крестьян на Север и в Сибирь. Зачем Сталин после коллективизации захотел поселить в тайге более двух миллионов крестьян и горожан? Почему эта репрессивная акция провалилась? Кто виноват в убийствах и людоедстве на Назинском острове в 1933 году? Как нынешняя Россия расплачивается за сталинскую крестьянскую политику? Обо всем этом «Ленте.ру» рассказал доктор исторических наук, профессор Новосибирского государственного университета, ведущий научный сотрудник Института истории Сибирского отделения РАН Сергей Красильников.
Разорить и выслать
«Лента.ру»: Известно, что коллективизация стала грандиозным социальным экспериментом советской власти. Однако многие крестьяне пострадали не только от так называемого раскулачивания, но и от насильственных переселений в другие регионы страны. Был ли в этих акциях какой-то практический смысл?
Сергей Красильников: «Раскулачивание» — это слово, относящееся к идеологически-пропагандистскому языку сталинской эпохи. Еще с 1990-х годов историки отказались от подобных штампов и применяют более корректный термин «репрессивное раскрестьянивание».
Что под этим словосочетанием подразумевается?
Вначале — о базовом термине, отражавшем одно из направлений трансформации крестьянства в мировой истории. Существуют три ее варианта. Первый — это окрестьянивание, оно подразумевает государственную политику, направленную на сохранение и укрепление устойчивости крестьянских хозяйств. Второй путь — поощрение фермерства. И наконец третий вариант, который в итоге и осуществили в СССР в начале 1930-х годов — это насильственная коллективизация с разрушением традиционной крестьянской экономики.
Советская власть выбрала путь огосударствления крестьянства, полного подчинения себе аграрного сектора экономики и колоссального форсированного перекачивания его ресурсов в промышленность. В результате значительная часть крестьянства добровольно или принудительно переместилась в другие социальные страты — например, пополнила ряды рабочего класса. За оставшейся в деревне массой закрепилось название «колхозное крестьянство». То, о чем вы меня спрашиваете, — это репрессивный вариант раскрестьянивания, при котором наиболее социально и экономически активная часть крестьянства лишалась своего имущества и насильственно отправлялась на спецпоселение в отдаленные регионы страны.
И все-таки — какой в этом был смысл? Власть стремилась оторвать от корней наиболее активную часть крестьянства, или таким образом она стремилась их устрашить?
Во-первых, конфискация имущества и депортация крестьянства проводились прежде всего по экономическим причинам. У первых коллективных хозяйств, создаваемых в 1930-1931 годах, не было никакой серьезной материально-технической базы — массовое строительство тракторных заводов происходило одновременно с коллективизацией. Поэтому колхозная система создавалась путем механического сложения всех средств производства (имущества, скота и другой тягловой силы), имевшихся в деревне.
Советский пропагандистский плакат, начало 1930-х годов
Но они в значительной части находились в руках среднего и зажиточного крестьянства (никаких кулаков 1930 году уже не было — верхушка деревни уже была обескровлена административными, финансово-налоговыми, репрессивными и другими приемами), поэтому властям потребовалось срочно и принудительно эти оставшиеся еще в руках зажиточного крестьянства ресурсы изъять. Летом 1930 года власти отмечали, что за счет конфискационной кампании (которую даже некоторые профессиональные историки до сих пор упорно называют раскулачиванием) колхозы получили около 1/6 ресурсов для колхозного сектора. Во-вторых, чтобы предотвратить неизбежный протест сельского населения против грабительской (здесь это понятие будет уместным) политики, власть стремилась максимально обезвредить его наиболее авторитетную и уважаемую часть — зажиточное крестьянство.
То есть нужно было быстро подавить потенциальные, а затем и реальные очаги общекрестьянского сопротивления. Сочетание двух этих факторов и стало причиной репрессивного раскрестьянивания — массовых депортаций наиболее активной и влиятельной части сельского мира. Иными словами, экономические причины совпадали с карательными. Я бы даже сказал, что оба эти фактора имели в своей основе политику установления контроля, власти города над деревней.
Эшелоны идут на восток
Почему крестьян отправляли в отдаленные и мало освоенные регионы страны? Это был такой вариант ссыльной колонизации?
Я думаю, что тут тоже сочетались два соображения, которыми руководствовались партийные верхи. Во-первых, они хотели отправить эту огромную людскую массу туда, где ее без значительной затраты средств можно изолировать. Понятно, что с этой точки зрения Сибирь подходила лучше, чем, например, центральные районы страны. Во-вторых, это чисто прагматическая логика: если на отдаленных землях скопилось много людей, выселенных с прежних мест проживания, то их труд надлежало использовать для развития этих территорий.
Но проблема была в том, что обе эти задачи — с одной стороны, максимально изолировать людей, а с другой — применить их трудовой потенциал для хозяйственного освоения необжитых мест — прямо противоречили друг другу. Поэтому в течение 1930 года в этом сегменте репрессивной сферы царил полный хаос. Депортированных крестьян отправляли на спецпоселение туда, где их никто не ждал и где их размещение даже с хозяйственной точки зрения было нерационально (для Сибири — это тайга и болота).
Тогда основная установка советской власти состояла в том, чтобы просто вырвать этих людей из привычного образа жизни и хозяйствования. Но уже в 1931 году вместо охранительной, репрессивной функции на первый план вышла прагматическая, мобилизационная задача: использовать эту рабочую силу для индустриализации и прочих экономических целей, в том числе для освоения северо-восточных территорий страны. Да, для ХХ века это можно квалифицировать как воспроизводство архаичной модели штрафной, недобровольной колонизации территорий страны.
Откуда и куда депортировали репрессированные крестьянские семьи?
Первая волна крестьянских депортации 1930 года направлялась в основном из западных и южных регионов СССР (Украины, Белоруссии и отчасти Поволжья) в Северный край (это современные Архангельская и Вологодская области и Республика Коми), где крестьян предполагалось использовать на лесозаготовках и промыслах. Помимо этого, эшелоны со «спецконтингентом» отправились на Урал, затем в Сибирь, Казахстан и на Дальний Восток, а в 1931 году — в основном на Урал и дальше. Все насильственные переселения крестьян начала 1930-х годов осуществлялись по двум направлениям — с юга на север и с запада на восток.
Фрагмент фильма «Перед рассветом»
Каковы были масштабы этих крестьянских депортаций? Известны ли точные цифры?
Только за 1930 год в СССР было депортировано 550-600 тысяч крестьян. Учитывая, что средняя численность (людность) высылавшейся крестьянской семьи тогда насчитывала четыре-пять человек, получается, что в первый год сплошной коллективизации насильственному переселению подверглось 100-150 тысяч семей. Вторая депортационная волна, случившаяся в 1931 году, затронула уже около полутора миллионов человек — то есть более чем в два раза больше в сравнении с предыдущим годом. Получается, что в 1930-1931 годах на спецпоселении оказалось от 1,8 миллиона (это данные официальной статистики) до 2 миллионов человек. Сами карательные органы признавали статистический хаос с учетом крестьянского «спецконтингента» в тот период.
Голодные миграции и зачистки городов
Есть ли данные о числе погибших в пути при крестьянских депортациях?
В то время подобная статистика специально не сводилась. Судя по известным документам, все зависело от времени депортации и способа перевозки. Надо понимать, что люди массово умирали не только в дороге, но и после прибытия на новое место. Первая волна крестьянских депортаций 1930 года была совершенно безумной и хаотичной. Людей эшелонами свозили на европейский и отчасти уральский Север, где на пересыльных пунктах они полтора-два месяца ждали распределения по спецпоселкам. Представляете, десятки тысяч человек оказывались сосредоточенными в наспех сколоченных бараках, мало приспособленных для проживания людей! Разумеется, там была высокая смертность от холода, голода и болезней, особенно среди детей и стариков.
Обо всем этом мы знаем из документированных свидетельств самих организаторов депортаций. Есть, опять-таки, чекистские оценки, скажем, по депортации 1930 года в Северный край (административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР с 1 октября 1929 года по 5 декабря 1936 года). В феврале-марте туда было перевезено эшелонами около 230 тысяч человек, а к концу года их число уменьшилось практически вполовину. Главные причины убыли — побеги (около 40 тысяч человек) и смертность (около 21 тысяч человек). Это агрегированные за год данные, но и они говорят о том, что убыль от смертности даже при таком валовом подсчете давала цифру от десяти процентов общей численности по основным регионам спецпоселений в первые годы их формирования. По Западной Сибири смертность в комендатурах за полтора года (февраль 1930-го — лето 1932 года) оценивалась чекистами в 50 тысяч (13,3 процента) от общей численности депортированных крестьян.
Единственные точные данные по смертности в дороге, которые мне известны, касаются Западной Сибири в 1931 году, где крестьянские депортации происходили с юга на север. Например, группа речных караванов с ссыльными из Омска следовала по течению Иртыша на север до его слияния с Обью, а затем вверх по ее течению, и за полторы-две недели доходила до Нарымского края, где ссыльных расселяли по притокам Оби. Для расселения в Нижне-Васюганской комендатуре направлялось 20 тысяч человек, а в конце пути в спецпоселках оказались 18,6 тысячи человек. Разница между этими двумя цифрами и есть в основном смертность в пути.
Фрагмент фильма Алексея Пивоварова «Хлеб для Сталина. Истории раскулаченных»
Зачем вместе с пострадавшими от коллективизации крестьянами в начале 1930-х годов в отдаленные регионы СССР ссылали так называемые «социально вредные и деклассированные элементы» из городов, а также уголовников?
В 1933 году большевистское руководство, следуя инициативе чекистов, решило зачистить не только южные и западные приграничные территории страны (что и так делалось с 1930 года), но и крупные города от «социально вредных и неблагонадежных элементов». Это стало реакцией власти на последствия собственных действий. Сплошная коллективизация и выкачивание ресурсов из деревни привели к голодомору на Украине, в южных регионах России и в Казахстане. Толпы разоренных и голодных крестьян устремились в большие города. В 1930-1932 годах СССР сотрясла массовая стихийная миграция, вызванная экстремальными обстоятельствами.
Ответом власти на это стало введение паспортной системы в декабре 1932 года и повальные облавы в городах на людей без документов. Под облавы попадали не только крестьянские беженцы и случайные прохожие, но и представители так называемого «городского дна»: бездомные, нищенствующие и другие деклассированные элементы. Еще один мотив для подобной операции — так называемая разгрузка переполненных мест лишения свободы. Поэтому в 1933 году власть осуществила новую депортацию, которая уже не была чисто крестьянской.
Депортированных крестьян специально перемешивали в спецпоселках с уголовниками и бродягами?
Нет, в депортации 1933 года доля крестьян не была определяющей. Если их тогда и выселяли насильственным образом (хотя уже не в тех масштабах, что в 1930-1931 годах), то в основном направляли не в тайгу, а на промышленные стройки первых пятилеток. Одной из причин депортации 1933 года стало то, что в результате карательной политики советской власти места заключения по всей стране к тому времени оказались переполненными. Поэтому их решили разгрузить — в результате возникла гремучая смесь, когда рядом с уже существующими крестьянскими спецпоселками возникли новые. Их основными обитателями стали так называемые деклассированные элементы и заключенные, в том числе и уголовники. Сюда же примешали цыган, высланных из южных районов.
Назинский замор
Назинская трагедия 1933 года считается апофеозом сталинской депортационной политики того времени. Что стало ее причиной — обыкновенное разгильдяйство, или людей намеренно бросили умирать?
Назинская трагедия стала результатом бессмысленных и нежизнеспособных планов сталинского руководства, поддавшегося на уговоры чекистов. Им были нужны постоянные массовые операции, которые подтверждали бы их значимость и незаменимость (спецпоселения были частью ГУЛАГа).
Фильм телерадиокомпании СТВ «Остров смерти»
Kirill Avteni / YouTube
Депортационный план, представленный руководством ОГПУ на утверждение Сталину в 1933 году, поначалу имел грандиозный размах. Предлагалось всю страну зачистить от деклассированных и прочих неблагонадежных элементов, а в спецпоселки Западной Сибири и Казахстана отправить более двух миллионов человек. И это при том, что в 1930-1931 годах указанные территории уже приняли около миллиона депортированных крестьян.
Но теперь речь шла о совсем ином контингенте. Это были не крестьяне, которым для обустройства в спецпоселках нужно было только выдать пилы и топоры. Вряд ли представители социальных низов, выселенные из крупных городов европейской части СССР, могли так же эффективно осваивать Сибирь, добросовестно работая, например, на раскорчевке тайги или лесоповале. Кстати, местные чекисты об этом предупреждали свое начальство, но их даже не стали слушать.
В результате весной 1933 года, как только в Сибири началась речная навигация, в Томске сформировали два каравана судов для вывоза спецконтингента по реке Обь. Поскольку людей оказалось очень много (совокупно около шести тысяч человек), а места для их расселения не были подготовлены, то их высадили на речной остров посреди Оби, недалеко от деревни Назино (теперь это Александровский район Томской области).
Потому что быстро выяснилось, что у местных властей и чекистов отчаянно не хватало времени, ресурсов и фондов, чтобы распределить эту немалую людскую массу по притокам среднего течения Оби, где планировалось создать новые спецпоселки (их назвали трудпоселками).