с чем связан праздник весны день ворон у северных народов

Вороний день

с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Смотреть фото с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Смотреть картинку с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Картинка про с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Фото с чем связан праздник весны день ворон у северных народовКоренные народы Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов дважды отмечают Новый год: один раз – в конце лета, а второй – весной, с началом светлых ночей и обновлением жизненного цикла. А вестником пробуждения природы на севере является ворона – птица, которая приносит на своём хвосте первое тепло. Этому событию посвящён праздник Вороний день, зародившийся в давние времена.

Суровые климатические условия северных регионов не особенно привлекают живность, поэтому к каждой зверюшке и птице коренные народы относятся с трепетом. И воронам, которых в средней полосе не слишком уважают, ханты искренне радуются, ведь их появление в этих краях связано с грядущей весной. По одной из легенд именно карканье вороны пробудило первого человека из мёртвого небытия. Считается, что эта птица покровительствует материнству и деторождению: в её облике на землю спускается небесная богиня, посылающая с солнечными лучами души новорождённых. Ежегодно матери выкладывают специально для ворон берёзовую труху из детских колыбелей, и благодарные птицы на следующий год даруют ещё потомство, чтобы им было где греть озябшие лапки ранней весной – такая вот взаимопомощь и согласие. Ворону почитают как священную птицу, её убийство относят к серьёзному греху – расплаты перед высшими силами не избежать.

Как отмечают Вороний день

Вороний день всегда приходился на первую половину апреля и изначально был привязан к новолунию и появляющимся к этому времени воронам. Позже случилась привязка даты к православному календарю и собственно Благовещению. Так что у северного праздника Ӯринэква хōтал появилось конкретное число – 7 апреля.

Ранним утром детей будит возглас: «Вставайте! Ворона прилетала, подарки принесла!». Обрадованная детвора выскакивает из постелей и несётся во двор, где их уже дожидаются развешенные по ветвям деревьев связки калачей, игрушки, яркие ленты и ткани на платья. Девушки и женщины наряжаются: весь год они готовили одежду специально к этому празднику. Для крылатого вестника весны загодя сооружают гнёзда, чтобы угодить любимой птице.

Ещё не покрывшиеся листьями ветви деревьев расцветают от повязанных лент. Эти лоскутки – загаданные желания о счастье, благополучии, любви и изобилии. Люди верят, что боги обязательно заметят и исполнят самое заветное. В этот день высшие силы особенно чутко слышат земные разговоры, поэтому о плохом стараются не упоминать. Напротив, хвалят детей, рассказывают друг другу о замечательных мужьях и жёнах, хвастаются благополучием – чтобы создать позитивное энергетическое поле и привлечь больше удачи.

После поклонения духам и обрядов очищения принято веселиться – петь национальные песни, разыгрывать театрализованные сценки, сочинять заклички, танцевать – всё в этот день посвящено вороне, героине праздника. Все месте собирались на большой поляне или на берегу реки, обязательно устраивали соревнования среди мужчин: борьба, гонки на нартах, перетягивание каната, метание топора, бег в мешках.

Как же без угощения? Гостей потчуют наваристой ухой и крепким травяным чаем. Непременно готовят саламат – нежную кашу из жирной сметаны, сливок и муки. На столе присутствует множество рыбных блюд: студень из стерляди, котлеты из щуки, строганина из осетра.

За виновницей торжества наблюдают особенно внимательно. Ворона – очень чувствительная к капризам погоды птица, поэтому по её поведению можно предсказать некоторые природные явления. Если ворона купается, то готовятся к ненастью, а если сидит на земле, то предвкушают потепление. Раскаркавшаяся стая предупреждает о морозах, а рассевшаяся на нижних ветках – о сильном ветре. Смотрели и куда сядет первая прилетевшая ворона – если выберет невысокое дерево, то весна будет короткой.

Завершается праздник чаепитием и подарками – Новый год же! Женщины получают сукно на платья, мужчины – рубахи, дети – разнообразные мелкие гостинцы. Напоследок кланяются священному дереву ели, обвязанному ленточками, и, повернувшись по ходу солнца, расходятся по домам. Вороний день прошёл, пора готовиться к весенним хлопотам.

Путешествуй по России в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

В этнографическом парке-музее «ЭТНОМИР» всегда рады гостям. Приезжайте гулять, расширять кругозор, восполнять пробелы в знании своей и других стран! У нас масса экскурсий, которые проходят в интерьерах, соответствующих описаниям, где можно увидеть предметы быта народов, о которых ведёт речь экскурсовод. На мастер-классах можно освоить одно из ремёсел, сделать своими руками традиционный оберег и памятный сувенир в одной из известных техник.

Уникальная галерея «Путешествие по России», расположившаяся вдоль северного фасада 7 павильона Улицы Мира «Вокруг света», знакомит с каждым регионом прекрасной, многоликой, необъятной России. Все 85 субъектов федерации представлены информативно и красочно.

Информационный щит «Ханты-Мансийский автономный округ – Югра» – иллюстрированный рассказ о главных достопримечательностях региона.

Источник

Праздник «Вороний день»: история и традиции

с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Смотреть фото с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Смотреть картинку с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Картинка про с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Фото с чем связан праздник весны день ворон у северных народов

Наступил апрель, за окнами появилось веселое щебетание птиц. Различим голос вороны – это значит, что приближается один из почитаемых традиционных праздников обско-угорских народов – «Вороний день».

В более ранние времена праздник проводился с появлением птиц (установленной даты не было). Под влиянием христианской традиции Вороний день стали отмечать 7 апреля, в Благовещенье. С 2011 года в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре праздновать Вороний день принято во вторую субботу апреля.

Из истории праздника.

Серая ворона – одна из первых птиц, прилетающих в Западную Сибирь в апреле. Это время у народов ханты и манси связано с переходом на новый годовой цикл. Ворона выступает в роли посредника между зимой и летом, она символизирует смену времени года. Ворону считают также птицей, приносящей вести и детей.

Празднование сопровождалось обрядом угощения вороны. Основные участники обряда женщины и дети. Приготовления начинали заранее. В каждом доме пекли мучные изделия, варили кашу «саламат», готовили разноцветные полоски материи, к концу которых привязывали монеты из серебристого металла, делали «утиные гнезда», в день празднования собирали яйца, ставили угощения, просили здоровья и благополучия детям, пели песни, рассказывали старинные рассказы, следили за поведением ворон.

Отношение северных народов к вороне отражено в песнях и сказках. Предлагаем посмотреть мультфильм о празднике «Вороний день», созданный Василием Коробовым, 14-летним мультипликатором из Салехарда.

Источник

14 апреля. Вороний праздник: день загадочной птицы Чернобога

Птиц на Севере издревле любят, привечают. Даже таких пугающих, как черный ворон или ворона. Прилетают чернокрылые птицы в апреле — пора встречать вороний праздник, чествовать вещего ворона, птицу Чернобога. Как встречали вороний день, праздник Ведающих, тех, кто не боится мира Нави?

Дурная слава вещего ворона

Вещий ворон – птица волшебная. Сказывают, ведает он тайны жизни и смерти, знает путь к источнику мертвой воды, служит властителю Нави Чернобогу. А то и сам Чернобог может явиться в образе огромной птицы на вороний праздник.

Стоит ли бояться вещего ворона? На людей он не нападает, зла никому не чинит. А, сказывают, не к добру эта птица появляется. Вести из мира Нави мало кому радостны. Только Ведающие, те, кто готов разговаривать с Навными Богами и Предками, привечают вещего ворона, остальные побаиваются.

В песнях, сказках да заговорах о вороне говорят, как о птице, связанной со смертью. Пример тому – в печальной песне, в которой мать оплакивает погибшего сына:

Заметили что-то необычное в этой песне? До того мы говорили о вещем вороне, а здесь уж ворона упоминается – птица схожая внешне, а всё ж другая. Вещий ворон-то в краях наших редкий гость, вороны же возвращаются на берега Белого Моря каждую весну, в апреле. С их прилетом быть вороньему празднику!

Вороний день: праздник птицы Чернобога

Верно уж напугали вас дурной славой вещего ворона да черной вороны? Не будем далее стращать. Вспомним, что в старину мир духов, предков, был рядышком с миром живых. Коли так, надобно уметь разговор с предками вести, им весточку передать, да ответ получить. Потому ворон да воронов, пусть, побаивались, а уважали.

Вороний праздник встречают везде по-особому. Знаем, что готовили в вороний день, праздник вещей птицы, угощения. Выносили столы за пределы села, на окраину леса. Сами веселились да праздновали, не забывали угощения бросать в сторону леса. Кормили черных ворон, духов Предков, теплое весеннее солнышко, да урожайное лето приманивали.

Обращали в вороний день особое внимание на приметы, связанные с вещим вороном и вороной. А уж их много было!

Приметы в вороний день

Примет про вещего ворона да ворону много ведали. Особо значимы они, если повстречали вы ворона — птицу редкую. О воронах же чаще говорят, что значима целая стая, а не одна чернокрылая птица.

Услышать карканье вороны из дупла и испугаться этого – к опасности. Однако, если крик птицы не заставил вас внезапно вздрогнуть – беды не страшны.

Дурной приметой считают вещего ворона или каркающую ворону на крыше, но лишь в том случае, если птица сидит против солнечного света. Тогда домочадцам грозят хвори, кражи, болезни скотины на дворе. Если же птица сидит не против солнца, а то вовсе прогуливается по крыше, ждать прибавления в семье. Так духи предков дают знать о том, что скоро в Род придет новый человек.

Дурно, если в вороний день вылетает из леса с карканьем стая черных птиц. Лето выдастся не урожайным, зима – голодной. Коли две черные стаи летят навстречу друг другу с криками — в старину ожидали войны.

были черные птицы! Если две вороны кормят друг друга – то предвещает счастье в любви да скорую свадьбу. Две вороны, пролетающие над домом в день свадьбы – к удаче, счастью и скорому рождению ребенка.

Как встретить вороний день нынче?

Многое изменилось на земле, а в апреле всё ещё встречаем мы вещих воронов да черных ворон. Не страшитесь сегодня этих птиц! Лучше приготовить им угощение, пусть даже небольшое, то, что найдется у вас: достаточно раскрошить для ворон печенье или кусочек хлеба. Тогда птицы Чернобога непременно принесут вам только радостные вести!

Источник

С чем связан праздник весны день ворон у северных народов

с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Смотреть фото с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Смотреть картинку с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Картинка про с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Фото с чем связан праздник весны день ворон у северных народов

с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Смотреть фото с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Смотреть картинку с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Картинка про с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Фото с чем связан праздник весны день ворон у северных народов

Живые традиции народов России запись закреплена

с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Смотреть фото с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Смотреть картинку с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Картинка про с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Фото с чем связан праздник весны день ворон у северных народовДЕНЬ ВОРОНЫ. ПРИХОД СЕВЕРНОЙ ВЕСНЫ с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Смотреть фото с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Смотреть картинку с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Картинка про с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Фото с чем связан праздник весны день ворон у северных народов

Самое почитаемое торжество коренных народов Севера – хантов и манси, которое отмечается здесь издревле. Праздник знаменует начало апреля и нового года в Ненецком автономном округе. По древним легендам именно в этот день на земле зародилось человечество.

Ворона одна из первых птиц, прилетающих на Север, поэтому в представлении местных жителей она символизирует возрождение природы и жизни. По поверьям народа ханты Калтащ Ангки – Небесная Богоматерь является покровительницей женщин и детей и прародительницей всех людей. Ханты говорят, что это она с лучами солнца посылает душу новорожденному, и только благодаря ее деяниям происходит зачатие человека. Она – первая, невидимая мать каждого человека, которая предсказывает ему жизнь в тот момент, когда младенец сощурится, впервые увидев солнце. Калтащ Ангки – Небесная Богоматерь отмеряет продолжительность жизни каждому человеку, её золотой посох весь увешан нитями с узелками. Расстояние от узелка до посоха – это и есть длина жизненного пути. И неслучайно появление человека ханты связывают с образом вороны, о чем рассказывает одна из многочисленных легенд ханты.

«Давно это было. Прилетела как-то ворона на мертвую холодную землю с теплых краев. Летала-летала она по пустынному краю и утомилась. Опустилась на вершину самой высокой сосны и закаркала во все своё горло. Полетело ее звонкое карканье «Варх-варх!» над широкой поймой Оби, откликнулось вдалеке в глухих кедровых урманах, эхом отозвалось в Уральских хребтах и затихло вдали над бескрайней тайгой. От этого крика очнулся и сел человек. И ожила Земля. Ярче засияло солнышко, потянули к теплу свои веточки деревья, зашевелились мелкие букашки, в дремучих лесах раздалось рычание диких зверей. Ожила земля. С этого дня повели свой род ханты. Были они признательны и благодарны вороне. И был этот день седьмым от начала Месяца твердого наста (апреля)».

Еще одну легенду о любимой птице хранит народ в памяти. С птицей халей (речной чайкой) у народа ханты связано представление о смерти человека. Как-то сказал халей вороне: «Ха-ха-ха! Пусть умирает человек!». На что ворона отвечает: «Не быть по-твоему! Жить будет человек! Я буду прилетать каждую весну и приносить ему связки калачей! А мне многого не надо. Пусть он только использованную труху из детской колыбели в кучку собирает, а я буду весной прилетать и греть в ней свои лапки».

Еще одно предание повествует о любви вороны к человеку. Собрались как-то ворона, и кукушка лететь на Север. Кукушка говорит: «Хоть бы кто помер, крест бы новый поставили, я бы на него села и куковала». А ворона говорит: «Хоть бы кто родился, я бы лапки свои в березовой трухе у пня погрела».

Ханты очень радуются вороне. На реке Конде про ворону говорят, что она «прилетает, и тому, кто родит, добра желает». Существуют поверья, связанные с Вороной и праздником Вороний день. Говорят, в старину обязательно надо было взять мох, на котором видели сидящую ворону, и постелить в колыбельку ребенка, чтобы он рос здоровым и счастливым.
Как гласит хантыйская легенда: «Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг нет никого, холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во все горло. Полетело ее звонкое: «Кар-Кар!» над просторами Севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля, проснулся человек. С этого дня и начался род ханты. Люди были очень признательны вороне. И был тот день седьмым от начала месяца твердого наста».

Ямальские ханты по сей день хранят традиции своих предков. Вороний день остается одним из главных народных праздников. Они считают, чем больше веточек, щепок и стружек в этот день дети принесут домой, тем больше удачи сулит им наступивший год.

В деревне Ханты-Мужи остались всего семь домов. Но каждую весну сюда приходят люди и будят от зимнего сна древних духов этой земли. Прежде чем вступить на священную землю, гости проходят обряд очищения, после которого обязательно съедают сушку. Для всех участников праздника готовят общую трапезу. На стол подают мясной суп, суп из тетерева, уху из трёх рыб (щуки, окуня и муксуна), саламат (якутская каша) и печеных птичек. Дети едят первыми и освобождают столы для старейшин. Затем ребятишки начинают играть, перетягивают палку, бегают на охотничьих лыжах, стреляют из лука. А для старшего поколения начинается взрослый праздник.

День вороны, по-хантыйски назывется Ворна Хатл. Основной точкой его празднования становится место, где растут священные деревья, которым ханты поклоняются веками. Сюда приходят только женщины, которые приносят лоскутки ткани, с вложенными монетками и повязывают их на деревья. Также к ним подвешивают кукол и бублики, символизирующие солнце. При этом, женщины мысленно разговаривают с деревом и просят у него семейного благополучия.

Буквально в двух шагах от него располагается мужское дерево, возле которого мужчины проводят обряд жертвоприношения. Здесь говорят, что Вороне мало теплых стружек и в оплату нового тепла она требует крови. Они три раза оборачивают жертвенного оленя ритуальным платком и громко кричат, чтобы духи проснулись и услышали желания людей. Чуть позже гости угощаются свежим мясом, и пьют еще теплую жертвенную кровь.

После застолья устраивают игры и танцы. Молодые люди демонстрируют удаль и силу в национальных видах спорта: бег с палкой, тройной национальный прыжок, борьба, метание тынзяна на хорей. На Вороньем празднике исполняют традиционные мансийские танцы «Куринька», «Акань, акань», «Ойкаикв».

В статье Дмитрия Филипчука «Древний праздник встречи весны у северных народов ханты и манси» рассказывается: «С 2012 года День коренных малочисленных народов Севера «Вороний день» стал праздником автономного округа и ежегодно отмечается во вторую субботу апреля. По традиции, в этот день участники торжества готовят мясо оленя, ходят друг к другу в гости, угощаются, танцуют традиционную куреньку, акань-акань, ойкаикв, а также исполняют танцы, изображающие весеннее поведение птиц.

За годы, прошедшие с обретения статуса официального праздника, «Вороний день» стал очень популярным в Югре. Многих желающих вне зависимости от национальности, пола и возраста, привлекает возможность увидеть театральное действо, увидеть и услышать выступления фольклорных коллективов. Праздник, проводимый в Ханты-Мансийске, ежегодно посещают более двух тысяч зрителей.

Программа «Вороньего дня» неизменно включает выставку-продажу национальной продукции, а также традиционный конкурс на лучший костюм Вороны. Желающие могут стать посетителями Аллеи мастеров, где народные умельцы проводят различные мастер-классы – по изготовлению вороньего гнезда, куклы акань, кукол «Ворона» (на палочке), маленьких чумов и вороних гнезд из бересты.

Традиционным моментом программы стала церемония «Рожденные в Югре», во время которой звучат поздравления новорожденным из числа коренных малочисленных народов Севера и их родителям».

Источник

14 ЦВЕТЕНЯ-АПРЕЛЯ. ВОРОНЕЦ (ВОРОНИЙ ПРАЗДНИК)

Мудрым же людям Ворон, как потворник Велесов, приносит в клюве своём Живую и Мёртвую Воду и открывает тайны Жизни и Смерти.

По приметам охотников, в этот день лисицы переселяются из старых нор в новые и в первые три дня и три ночи после своего переселения бывают «слепы и глухи»

Так же в этот день замечают, что вороны купают своих детей. В деревнях о сию пору хозяйки варят кашу, кладут её на сковородку и выносят во двор. Там переворачивают сковородку вверх дном, предварительно начищенное до блеска дно которой привлекает сих любопытных птиц. После сковородка убиралась, и вороны слетались на трапезу.

Не зря у наших Предков было особое почтительное отношение к этой благородной птице. ВОРОН—птица вещая, верный спутник Бога-Управителя. Он сопровождает души умерших до Врат Ирия в Великую Сваргу и сообщает душам-навьям о том, каких высоких целей они достигли в своем духовном и душевном развитии и в выполнении жизненного предназначения.

Если Боги решают, что человеку необходимо предоставить возможность завершить начатое деяние, которое он не успел закончить в связи с внезапно наступившей смертью, тогда он направляет к душе умершего человека своего помощника—Ворона.

с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Смотреть фото с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Смотреть картинку с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Картинка про с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Фото с чем связан праздник весны день ворон у северных народов

Ворон—хранитель живой и мертвой воды, дает возможность душе умершего вернуться в свое собственное тело, дабы человек, вернувшись в мир Яви, мог завершить свое незаконченное дело. В мире Яви про такого человека говорят: «Он пережил клиническую смерть» или «Он вернулся с того света». Как ни странно, но после возвращения Богом-Управителем Варуной человека к его прежней жизни, человек меняет свой образ поведения, ни прожигает свою жизнь понапрасну и завершает дело, которое не успел закончить.

Сей праздник в исконных традициях других народов

Башкиры по воссозданной традиции каждую весну с прилетом грачей отмечают праздник «Воронья каша». Это было так давно, что историю этого гулянья уже почти никто не помнит. Однако сейчас после введения «Закона о языках» с новой силой стали чтить культуру и традиции своего народа. Башкирская легенда гласит, что когда-то давным-давно птицы при неизвестных обстоятельствах (скорее всего, указали на приход тепла после долгой зимы – прим. автора) спасли людей от неминуемой смерти. С тех пор их принято чтить и уважать.

Центровое место в празднике занимает та самая «воронья каша». Стол должен быть накрыт только национальными башкирскими блюдами. Это чак-чак, кумыс, творог, а еще обязательно должны быть мед и масло. После праздника остатки еды нужно оставить на земле для птиц. Это угощение – дар человека в знак благодарности за спасение людей.

Сибиры отмечают в это время Карга туй. Это древний весенний праздник сибиров входивший в комплекс новогодних праздников (Наурус, Цым, Карга туй). Проводился он во время весеннего перелета птиц. Молодежь собиралась у кого-нибудь дома. Заранее договаривались, кто принесет: крупу, масло и молоко.

В хороший солнечный день варили кашу. После этого забирались на крышу дома и там дружно съедали. Специально оставляли кашу и для ворон. Когда оставляли кашу воронам говорили:

Карык карык каргалар,
Разлетаются каркуши,
Оцто утын-йаргалар
Как поленья дров
Кара каргага аш пулсын,
Черной вороне будет еда,
Ала каргага таш пулсын
А пестрой лишь камушки

Таким образом, зазывали в родные края тепло и солнце. Согласно древним поверьям вороны на своих крыльях приносили после долгой зимы тепло и пробуждение природы. Ворон у тюркских народов был священным тотемическим животным. Ворон в сказках и сказаниях представляется мудрым и добрым помощником человека. Вороны наделялись способностью внимать просьбам, предотвращать несчастья, голод, дарить дождь.

с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Смотреть фото с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Смотреть картинку с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Картинка про с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Фото с чем связан праздник весны день ворон у северных народов

В состав сибиров-аялинцев входил род Ворона (Карга тогым). Эта птица являлась главным тотемом этого рода. Например, деревню Илле карга (50 ворон) Большереченского района Омской области основали 50 человек из рода Ворона.

Почитание ворона широко распространено среди народов Севера и Северной Америки, что говорит о древней связи между их предками.

Воронец по своей внешней сути этот праздник очень сильно перекликается с «закличками Весны», являясь своего рода «откликом» на них-встречей первых птиц–гонцов Весны. Точной датировки у праздника нет в связи с большим разбросом климатических условий, которые также меняются год от года. Наиболее выражены даты–это 7 и 14 апреля.

Сибиры аборигенное население Западной Сибири. Самоназвание народа сыбырлар. В научной среде используется термин сибирские татары. Основная масса сибиров проживает на своих родовых землях в Омской, Тюменской, Новосибирской, Свердловской, Курганской, Томской областях. В Пермской, Свердловской и Челябинской областях сибиры подверглись большому влиянию со стороны башкирской и татарской нации. Общая численность сибиров–около 200 тысяч человек.

с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Смотреть фото с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Смотреть картинку с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Картинка про с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Фото с чем связан праздник весны день ворон у северных народов

Ворона для народа ханты всегда была священной и почитаемой птицей. Хантыйская легенда гласит: «Давно это было. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг нет никого, холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во все горло. Полетело ее звонкое: «Кар-Кар!» над просторами Севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля, проснулся человек. С этого дня и начался род ханты. Люди были очень признательны ворону.

С тех пор Вороний день является одним из самых почитаемых праздников на Ямальском Севере. Ворон—символ жизни, вестник весны. По примете, если первая прилетевшая ворона сядет на низкое дерево, весна будет скоротечная, если на высокое–то затяжная.

В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. Родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу–Ворона прилетела и подарки принесла!» И действительно, на ветках березы висят связки калачей, баранок, символизирующие теплые весенние солнышки. У чума уже выставлены скульптуры добрых духов, их во время праздника угостят кровью жертвенного оленя. Принося в жертву оленя богам, они тем самым просят у них понимания, милости и благополучия. Если у чума собралось много гостей – это большая честь для хозяина чума, главы семейства.

Вороний день–это древний праздник, на который собираются люди со всей округи, приносят вкусные яства, припасенные заранее. В празднике участвуют женщины, девушки и мальчики не старше тринадцати лет. Накрывают столы, после чего мужчины и женщины расходятся к своим священным деревьям. К ели–мужчины, к березе–женщины и просят благополучие своим детям. К веткам деревьев каждый привязывает лоскутки из ткани с завязанными на них монетами (по количеству детей), обращаясь и желая своим близким самого наилучшего в жизни. Затем у мужского дерева закалывают оленя. Шкуру и череп оленя вешают на святое дерево. Вкусив свежую оленину, празднующие должны выпить по две чарки и свежей оленьей крови.

с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Смотреть фото с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Смотреть картинку с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Картинка про с чем связан праздник весны день ворон у северных народов. Фото с чем связан праздник весны день ворон у северных народов

В вороньей песне, записанной на реке Сосьве, есть такие слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками я присяду. Замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся!» По верованиям ханты за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось беды. славяне считают, что ворон, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на древесных стружках, предназначенных для люльки ребенка, желает продолжения их роду и здоровья детям на многие годы. Существует предание о споре ворона с халеем. «Однажды халей сказал: «Пусть человек умирает!». А ворон ему ответил: «Нет! Человек не умрет! Я буду прилетать весной со связкой калачей и спасать его. Пусть только он бросает мне горсть древесных стружек из люльки своего ребенка. Я в них погрею свои лапки». Поэтому в Вороний день принято менять в детских люльках древесные стружки, а старые бросать ворону.

Вообще, смысл праздника заключается в общении родных и близких людей, живущих далеко друг от друга, в почитании священной птицы, которая пробудила природу и оповестила людей о наступлении весны. Встречи после долгой зимней темноты, ожидание радостных весенних забот–пусть родится больше здоровых, умных детей, а важенки подарят хозяевам стад хороший приплод оленят. Вороний день еще называют праздником любви и встреч.

В сказках он иногда помогает герою и даже спасает его, предупреждая об опасности. В образе Ворона Вороновича похищает сестру или мать героя и либо вступает с ним в смертный бой, либо становится верным другом и блюдет законы родства.
В ирландских мифах вороны считаются символом плодородия, но также покровителями воинов и символом жестоких битв. У Одина, верховного бога скандинавов, было два ворона-шпиона, Хугин («мысль») и Мунин («память»), которые летали по всему свету и наблюдали, что где происходит, а потом рассказывали хозяину обо всем, что видели. В английских сказаниях говорится о воронах, которые повсюду сопровождали легендарного героя Брана. Голова героя, согласно легенде, похоронена под Уайт-Маунт, одним из храмов друидов на территории нынешнего Лондона. Говорят, что вороны ревностно охраняют могилу своего друга, а когда они улетят, наступит конец света. В 1078 году Вильям Завоеватель построил на месте Уайт-Маунт крепость Белый Тауэр – это самая древняя часть нынешнего Лондонского Тауэра.

Огромные черные вороны живут в крепости и сейчас. Их всего шесть, и по приказу монархов за ними очень хорошо ухаживают, так как англичане твердо верят, что в день, когда вороны улетят из Тауэра, падет монархия. В Тауэре есть сотрудники, специально нанятые для ухода за воронами. Они не только кормят птиц и следят за их здоровьем, но также ведут дневник, в котором отчитываются о мелких происшествиях из жизни птиц, особенностях их характера и повадках. Впрочем, пока что таэурские вороны вроде бы всем довольны и улетать явно не собираются–да и, вполне возможно, просто не могут из-за своих размеров. Легендарные птицы вальяжно разгуливают по мощеным дорожкам и принимают угощения от туристов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *