с чем связан упадок великого шелкового пути

Упадок Великого Шелкового пути

Утрата роли Великого Шелкового пути

После великих географических открытий, относящихся к концу XV-началу XVI вв., межконтинентальные сухопутные торговые пути пришли в упадок. Быстрота морского передвижения, возможность транспортировать значительно большее количество товаров, относительная дешевизна перевозок стали приводить к тому, что с конца XV в. значение сухопутного Великого Шелкового пути начинает падать. Хотя некоторые из его ответвлений, особенно в высокогорном узле, связывающем Таджикистан, Афганистан, Китай, Пакистан и Индию, просуществовали до начала XX века.

Во время гражданской войны в Китае уже разрушенный Великий Шелковый путь еще раз сыграл важнейшую роль в истории Китая. В 1939 году, после того как японцы захватили все морские порты Китая, правительство Гоминьдана попросило СССР построить автомобильную дорогу примерно по маршруту северного направления Шелкового пути. Дорога пролегла от железнодорожной станции Сары-Озек на Турксибе, через Хоргос, Кульджу, Хами, до Ланьчжоу, на протяжении около 3 тысяч км.

В 1940 году Великобритания по требованию Японии закрыла Бирманскую дорогу, и Шелковый путь в советском исполнении стал единственной дорогой, по которой Китай мог получать помощь извне. В 1937-1941 годах по этой дороге осуществлялись интенсивные военные поставки, в том числе новейшее вооружение и военная техника. Эти поставки позволили правительству Гоминьдана продержаться в борьбе с японцами.

Источник

Роль Великого шелкового пути

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

Само название «Великий шелковый путь» впервые предложил в XIX в. немецкий историк К. Рихтгофен в книге «Китай». Однако шелк из Китая в страны Средиземноморья попадал уже в 1-м тысячелетии до н. э. В 138 г. до н. э. китайский император послал своего сановника Чжан Цяня с дипломатической миссией на север, где его захватили в плен кочевники хунну. Он сумел бежать от них только через десять лет и направился дальше на запад. Первым из китайцев Цянь побывал в Средней Азии, увидел там прекрасных лошадей, понял, каким спросом пользуются китайские товары, и в 126 г. до н. э. вернулся к императору с докладом и предложением наладить прямые торговые связи.

В 121 г. до н. э. через Турфанскую впадину вдоль Огненных гор и отрогов Тянь-Шаня к Ферганскому оазису двинулся первый караван, груженый шелком и бронзовыми зеркалами. Это было начало Великого шелкового пути.

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

На этом пути имелось два маршрута. Южный шел из Северного Китая через Среднюю Азию в север Индии на Ближний Восток, а северный был проложен через Памир и Приаралье на Нижнюю Волгу и к Черному морю. Оба маршрута были связаны промежуточными путями.

Во времена Античности с регулированием этой системы справлялись четыре империи — Римская, Парфянская, Кушанская и китайская империя Хань. Когда они стали распадаться, в III—VI вв., Великий шелковый путь начал приходить в упадок. Положение стало улучшаться в конце VI в.

Более всего Шелковый путь процветал в VII — первой половине VIII в. В XIII в. Чингисхан разорил многие города, но Монгольская империя еще какое-то время регулировала эти маршруты.

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

В конце XIV в. этим же маршрутом прошел Тамерлан со своим войском, а его преемники не справились с обеспечением безопасности пути. В XV в. активизировалась морская торговля. Один большой корабль мог перевезти столько же грузов, сколько караван из тысячи вьючных животных, и морем до Китая добирались в два раза быстрее, чем по суше. Великий шелковый путь постепенно пришел в упадок. Однако караванная торговля между Средней Азией и Китаем продолжалась вплоть до XVIII в.

В настоящее время предпринимаются усилия по восстановлению Великого шелкового пути. Огромную роль играет в этом Транссибирская магистраль, связывающая Москву с Дальним Востоком. В 1990 г. ввели в строй первую смычку между Китаем и СССР (теперь Казахстаном). 11 января 2008 г. между Китаем, Монголией, Россией, Беларусью, Польшей и Германией было принято соглашение о проекте оптимизации грузового сообщения между Пекином и Гамбургом. В 2013 г. введена в строй вторая смычка между Транссибом и железными дорогами Китая. Время транзита из Китая в Германию по этому маршруту составляет 11—15 дней, примерно на 20 дней меньше, чем по морю. Кроме того, Китай предложил концепцию Нового шелкового пути под лозунгом «Один пояс и один путь», в рамках которой разрабатывается ряд проектов морских и сухопутных путей между Европой и Китаем.

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

Дороже золота

Шелк не просто красив, он обеспечивал гигиену: в шелковых вещах не заводились вши. В Европе он ценился дороже золота, и китайцы строго оберегали свой промышленный секрет. Шелковые нити получали и получают из коконов тутового шелкопряда. Вывозить его кладки из страны воспрещалось под страхом смертной казни. Тем не менее в I—II вв. шелководство проникло в Среднюю Азию, а в V в. — в Иран.

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

В VI в. из-за войн между Византией и Ираном пути поступления шелка в Европу были перерезаны. И тогда император Юстиниан Великий поручил двум монахам доставить драгоценных шелкопрядов в Константинополь. Они спрятали яйца бабочек в выдолбленные посохи и привезли их за тысячи километров из страны Серинды, которая была либо Китаем, либо Средней Азией.

Источник

Почему путь, который связывал Восток и Запад, назвали «шёлковым» и другие факты о важнейшей древней магистрали

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

Почему «шёлковый»?

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

Во времена существования этой торгово-транспортной сети её не называли так, как привыкли сегодня. Термин «шёлковый путь» был придуман лишь в 1877 году. Так его назвал немецкий географ Фердинанд Фрейхер фон Рихтгофен. Он занимался исследованием темы процветающей торговли между Римской империей и Китаем периода с 3 века до нашей эры до 3 века нашей эры. Важным же этот маршрут являлся вплоть до 18 века. Тогда сухопутную торговлю вытеснила морская.

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

Далее речь пойдёт о 8 самых важных товарах Шёлкового пути.

1. Шёлк

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

Конечно же это шёлк! Ведь термин не зря взял своё название от него. Впервые этот дорогостоящий материал был произведён в Китае за три тысячелетия до Рождества Христова. Эта прекрасная ткань стала самым ценным предметом сухопутной торговли. Дипломатические и торговые караваны преодолевали многие тысячи километров, чтобы купить и доставить шелка для европейских модниц и модников.
Шёлк, кроме того, что был невероятно ценным товаром, обладал ещё рядом полезных для купцов качеств. Грузоподъёмность вьючных животных была весьма ограничена. А шёлковые ткани имели не столь большой вес, но зато стоили невероятно дорого. Это было очень важным достоинством в те времена.

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

В восточных культурах же шёлк был не просто дорогостоящей одеждой. Его использовали для пошива ритуальных знамён, делали из него холсты для картин. В одном из поселений на Шёлковом пути, под названием Турфан, шёлк был твёрдой валютой. Также им платили налоги.

2. Лошади

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

Впервые в степях Средней Азии начали приручать лошадей около 3700 года до нашей эры. Этих животных потом с успехом использовали для перемещения. С их помощью племена кочевали, а также совершали набеги на соседние территории. У других народов лошади приобрели популярность, как вьючное и тягловое животное. На них возделывали поля, ездили и использовали в войнах. Лошадей часто меняли на шелка. Китайские торговцы обменивались с кочевниками. Хорошо воспитанная лошадь из монгольских степей или Тибетского плато стоила рулон шёлка. Это был очень дорогой товар. Дорогой текстиль обеспечивал статус, лошади тоже. Они ведь были не только транспортным средством, а и предметом роскоши для элиты евразийского общества того времени.

В этом свете становится понятно, почему в знаменитой гробнице китайского императора Цинь Шихуана (259–210 до н.э.) есть не только терракотовые скульптуры воинов, но и невероятно реалистичные статуи 520 колесниц и 150 кавалерийских лошадей.

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

3. Бумага

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

Бумагу изобрели в Китайской империи во 2 веке до нашей эры. Этот экзотический тогда материал довольно быстро распространился по всей Азии, благодаря буддийским монахам. Исламский мир узнал о бумаге в 8 веке, когда вёл войны с китайской династией Тан. После этого Халиф Харун аль-Рашид построил бумажную фабрику в Багдаде. Затем материал был завезён в Египет, а после в Африку. После этого технология дошла и до Европы. Первыми её опробовали в 12 веке в Испании. После чего она распространилась по всему континенту.
Бумага выполняла на Шёлковом пути ряд весьма ценных функций. Это был не только товар. Документы, которые служили своего рода паспортами и пропусками, были бумажными. Также купцы и дипломаты перевозили написанные на ней книги, поэтические и научные тексты. Это служило передачей знаний, новых систем мышления, религиозных верований. Именно этот идейно-культурный обмен, опирающийся на бумагу и был самым важным значением Великого шёлкового пути.

4. Специи

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

Ещё одним чрезвычайно ценным товаром Шёлкового пути были специи. Шри-Ланкийская корица, китайская кассия и многие-многие другие — экзотические и важные, самые желанные предметы торговли тех времён. Специи ценились не только за их кулинарные свойства, их применяли в медицине, а также в религиозных ритуалах. Шёлковый текстиль можно было производить везде, где только можно разводить шелкопрядов. Специи же получали из растений, которые нуждались в весьма специфических условиях. Это невероятно увеличивало их ценность, превращая в истинный предмет роскоши той эпохи.

5. Нефрит

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

Этот весьма ценный минерал занимал центральное место в китайской ритуальной культуре. Прекрасный зелёный драгоценный камень очень ценили и в Европе. За тысячи лет до появления Шёлкового пути Китай уже активно торговал с Западом этими кристаллами по маршруту, который называли тогда Нефритовым путём. Когда в восточной империи истощились запасы этого зелёного драгоценного кристалла, то китайцы стали искать его у соседей. Сокровищем оказалось богато древнее иранское царство Хотан. В тамошних реках было полно огромных кусков самого ценного сорта нефрита, из которого вырезали замысловатые фигурки и украшения. Торговля нефритом приносила баснословные прибыли. Это могло посоперничать с торговлей жемчугом.

6. Стеклянная посуда

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

Европейцы часто думают, что большая часть товаров Шёлкового пути шла с экзотического Дальнего Востока только на запад. Но на самом деле она успешно процветала во всех направлениях. Это доказывают археологические находки в Китае, Корее, Таиланде и на Филиппинах. Учёные, среди ценных вещей, принадлежавших азиатской знати, находили римскую посуду. Уникальные римские технологии по производству стекла делали их посуду невероятно ценной на Востоке.

7. Меха

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

8. Рабы

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

Рабы были обычным товаром на Шёлковом пути. Армии кочевников уводили в плен множество народу и продавали их частным торговцам. Те перепродавали живой товар дальше. Это были не совсем такие уж бесправные люди. Они становились слугами, управляющими и евнухами при королевских дворах. Это было не похоже на африканскую работорговлю, где людей поставляли в Новый Свет как бесправных животных. На Шёлковом пути рабы были лишь украшением жизни элиты, а не важным экономическим ресурсом.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

История и Развитие Великого Шелкового Пути. Великий шёлковый путь: почему в колодцах посреди пустыни всегда была вода (2 статьи)

История и Развитие Великого Шелкового Пути с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

Сам термин «Великий шелковый путь» (Great silk road) вошел в историческую науку в конце 19 в., после публикации в 1877 немецким историком К.Рихтгофеном книги Китай. Этот караванный торговый путь был самым протяженным (более 7 тыс. км) в докапиталистическую эпоху. Он играл роль связующего звена между странами разных цивилизаций и социально-экономических систем.
Хотя единая трансевразийская система караванных коммуникаций сложилась только в конце 2 в. до н.э., отдельные ее сегменты возникли гораздо раньше.

Согласно данным современной археологии, с 3 тыс. до н.э. функционировал «лазуритовый путь», по которому полудрагоценный камень лазурит перевозился из предгорий Памира (из района Бадахшан на территории современного Таджикистана) на очень дальние расстояния на запад и на юг, до стран Ближнего Междуречья (Ур, Лагаш) и Индии (Хараппа, Мохенджо-Даро). С конца 2 тыс. до н.э. начал работать «нефритовый путь» – торговля самоцветами из Центральной Азии (из района Куньлунь на территории современного китайского Синьцзян-Уйгурского района) по восточному пути, в обмен на шелк из Китая.
В середине 1 тыс. до н.э. эти две караванные трассы начали сливаться: бадахшанский лазурит попадает в Китай, а в Персии и в долине Инда получают распространение одежды из китайского шелка.

Великий шёлковый путь: почему в колодцах посреди пустыни всегда была вода с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

Великий шелковый путь, связывающий Китай и города Центральной Азии со странами Средиземноморья, в течение многих веков играл главную роль в процессах товарного и культурного обмена между этими регионами. Зародившись во II веке до нашей эры как торговый путь между Китаем и городами Ферганской долины, позднее он приобрел статус важнейшей транспортной артерии между Востоком и Западом и просуществовал до Средневековья.
Значительная часть Великого шелкового пути пролегала по пустынным территориям Азии. Для перевозки ценных грузов торговцы использовали в основном верблюдов, которые были как нельзя лучше приспособлены к передвижению по раскаленным пескам.

Самая главная проблема, с которой сталкивались путешественники — это отсутствие воды на большей части маршрута. И для того, чтобы верблюды не несли на себе емкости с водой, которые занимали полезное место и снижали объемы перевозимого груза, гениальные конструкторы древности сооружали посреди раскаленных песков колодцы. Они назывались «сардоба», и в них всегда была вода. Такие колодцы можно встретить и сегодня в некоторых городах Средней Азии.
Уникальные инженерные сооружения располагались через каждые 12-15 километров пути и могли напоить караван из 150-200 верблюдов. Вода накапливалась в этих колодцах не благодаря наличию подземных источников воды, а при помощи оригинальной конструкции, способной получать воду из атмосферного воздуха.
Это кажется невероятным, но древние инженеры использовали вихревой эффект при постройке колодцев. Сама конструкция снаружи напоминала небольшой шатер, выполненный из камня, и имела несколько отверстий. Более половины колодца было погружено в землю, а чтобы добраться до воды, приходилось спускаться вниз по лестнице. Благодаря специальной конструкции крыши и боковым отверстиям, через колодец постоянно циркулировал пустынный воздух, объемы которого, по оценкам специалистов, достигали нескольких тысяч кубометров в сутки.
Даже в раскаленном воздухе пустыни содержатся водяные пары. На этом знании и основана идея гениального сооружения. Попадая внутрь колодца, где, по воспоминаниям путешественников-арабов, всегда было прохладно, горячий воздух охлаждался и отдавал находившуюся в нем воду в виде капель. Чистейшая прохладная вода стекала по каменному холмику в специальное углубление на дне колодца, откуда ее и брали люди, чтобы напиться и напоить верблюдов.
К сожалению, точных свидетельств о том, кто были эти древние строители, не сохранилось. Но исследователи полагают, что это были китайские инженеры. Ведь Великий шелковый путь играл важнейшую роль в экономике Китая, а руководство страны прилагало немало усилий для его процветания.
Ольга Фролова

Источник

Великий шелковый путь: история, территория, развитие и влияние

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

Великий Шелковый путь – это самый знаменитый торговый маршрут в истории человечества. На протяжении пути в пространстве и времени рождались, расцветали и умирали города и целые цивилизации.

О Великом Шелковом пути говорят много и сегодня. Более того, это название стало брендом, которым активно пользуются турфирмы. Но мало кто знаком с подлинной историей Шелкового пути. Она весьма интересна и содержит множество значимых фактов.

Торговля, ее значение в развитии человеческого общества

Там, где шли караваны, возникали города, они становились культурными и экономическими центрами, сыгравшими важную роль в истории цивилизаций.

Торговля начиналась с простого обмена товарами, которых не было в одном месте, но их было избыточно в другом. Это были самые важные товары: соль, цветные драгоценные камни и металлы, благовония, лекарственные травы и пряности. Сначала это был обычный бартерный обмен, когда один товар менялся на другой, а потом, с развитием экономических отношений, началась купля-продажа товара за деньги. Так зародилась торговля, которой необходимы были места ее совершения, другими словами, места торговли: торжища, базары, ярмарки.

Тропы, по которым передвигались караваны купцов, соединяли между собой далекие страны, города и народы. Системы определенных караванных путей, соединяющих различные страны Ближнего и Среднего Востока, появились уже во времена неолита и получили широкое распространение в эпоху бронзы.

Пути, позволяли проводить не только торговлю, но и обмен между различными частями цивилизации на культурном уровне. Отдельные отрезки его сливались, дороги уходили все дальше на запад и восток, север и юг, охватывая все новые и новые территории. Так возник Великий путь, как сказали бы в наше время, трансконтинентальная магистраль, обеспечивавшая в течение долгих веков торговый и культурный диалог различных культур и цивилизаций.

Время появления Великого шелкового пути, дата

Начало проложения дорог, по которым пройдет Великий путь, можно отнести ко второй половине II века до н. э. Определяющую роль в этом сыграл выдающийся китайский чиновник, дипломат и лазутчик – Чжан Цзян.

В 138 году до н. э. он двинулся с опасной дипломатической миссией к кочевому народу юэчжей и выявил для китайцев Запад Средней Азии – страны Согдиану и Бактрию (ныне территории Узбекистана, Таджикистана, Афганистана). Он был поражен, узнав, каким был спрос на товары из Китая, и ошеломлен количеством товаров, о которых в Китае не имели ни малейшего представления.

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

Распространение товаров и технологий.

Функционирование Великого шелкового пути привело к знакомству разных народов с новыми потребительскими товарами. От распространения новых товаров как формы культурных контактов в наибольшей степени выигрывала Западная Европа. Шелковые ткани повышали личную гигиену европейцев, избавляя их от вшей. Пряности широко использовались для изготовления лекарств и для консервации продуктов длительного хранения. Бумага, изготовленная по рецептам из Китая и Средней Азии, начала вытеснять пергамент и папирус, удешевляя тиражирование рукописных книг.

По Шелковому пути распространялись не только сами товары, но и информация об их производстве и существовании. Первоначально шелк производили только в Китае, но уже в 1–2 вв. н.э. шелководство проникло в Восточный Туркестан, в 5 в. – в Иран. В 6 в. император Византии смог организовать шелководство в Греции, уговорив, согласно легенде, монахов-путешественников тайно привезти ему в полом посохе яйца тутового шелкопряда. Покупая сначала бумагу у купцов с востока, европейцы также стали с 13 в. изготавливать ее самостоятельно.

Со многими новыми товарами познакомились в процессе функционирования Великого шелкового пути и страны Востока. Когда китайский путешественник Чжан Цянь вернулся из Средней Азии, он привез информацию о ферганских аргамаках – невиданных в Китае высоких лошадях. На начальном этапе развития Шелкового пути китайцы получили из Средней Азии, помимо коней, также семена люцерны (кормовой травы для лошадей) и культуру винограда (ранее в Китае не знали ни винограда, ни виноградного вина). Позже китайцы освоили за счет караванной торговли еще несколько сельскохозяйственных культур – фасоль, лук, огурцы, морковь и др.

Как создавался Великий путь

Возвратившись на родину в 126 году до н. э., этот чиновник направил императору свой доклад о преимуществах торговли с Западными странами. В 123-119 гг. до н. э. войска Китая нанесли поражение племенам сюнну, сделав путь из Поднебесной на Запад безопасным. Таким образом, были соединены в единое целое две дороги:

Образовалась единая магистраль, соединившая две великие цивилизации – Западную и Восточную. Она не была статической. Развитие Великого шелкового пути позволило соединить еще больше стран и народов. По свидетельству китайских и римских документов, по этой дороге пошли караваны с товарами, дипломатические миссии и посольства.

Великий шелковый путь на территории Казахстана: направления, трассы

Важнейшая система торговых коммуникаций, которая до XV века связывала Восточную Азию со Средиземноморьем, называлась Великим шелковым путем. По подсчетам ученых, его протяженность составляла 7 тыс. км.

Какие трассы стали основными в этой системе торговых дорог? Какова карта шелкового пути? Об этом подробнее.

В начале II тыс. до н. э. китайцы взяли под контроль путь из Китая на запад. С этого момента начинается становление и развитие Великого шелкового пути. Он просуществовал 1,5 тыс. лет, был самым длинным, благодаря ему возникали, развивались и исчезали города.

Несмотря на то что торговые маршруты менялись, на карте Великого шелкового пути ученые выделяют две главные трассы:

Южную. Она охватывала территории от Китая и до берегов Черного моря. Пролегала по землям Памира и Приаралья. Главные торговые узлы этой трассы — Сирия, Иран, Средняя Азия, юг Казахстана через Таласскую и Чуйскую долины до Иссык-Куля. Выходила она к землям Туркестана.

Северную. Начиналась эта дорога в бассейне Хуанхэ, пересекала Среднюю Азию и выводила торговцев к Ирану и Сирии, к провинциям Индии.

Одна из ветвей Великого шелкового пути (северная) проходила по казахским землям, а точнее — по югу и востоку, охватывала центральные территории и уходила на запад.

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

Источник фото: altyn-orda.kz

Рассмотрим основные пути и их направления. Узнаем, через какие древние города и поселения, возникшие в то время на территории Казахстана, проходил этот торговый путь:

Дорога с запада на восток — главная магистраль, которая, начиная с ІІ тыс. до н. э., позволила переправлять товары из Шаша в Сайрам и дальше до Ферганской долины. Торговцы проходили такие древние поселения:

Перевалы на Чаткальском хребте открывали торговцам путь из Семиречья в Ферганскую долину.

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

Источник фото: silkadv.com

Восточная трасса вела из Тараза, проходила через Касрибас и вела купцов к городу Кулан. Расстояние до него от Тараза немного более ста километров (по старинным мерам длины это расстояние соответствовало 14 фарсахам, а 1 фарсах равнялся 6–9 км). Это городище расположено на территории современного Рыскуловского района Казахстана. О нем в своих записях вспоминает китайский ученый Сюаньцзан и арабские путешественники.

Отсюда путь купцов лежал в Чуйскую долину. Их целью было достичь одного их основных перевалочных пунктов шелкового пути — города Навакета (теперь это территория современного Киргизстана).

Юго-восточное направление проходили торговцы, стремившиеся попасть в Илийскую долину. Их путь пролегал через юг Казахстана, его восточные области и выходил к озеру Балхаш.

По этой трассе товары попадали к пункту назначения двумя путями — северным и южным. Они расходились в пункте Тильхоз:

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

Каялык. Источник фото: tengrinews.kz

Отсюда караваны следовали в один из прославленных своими базарами город — Каялык. Это был важнейший торгово-ремесленный и культурный центр северного отрезка шелкового пути. Сейчас о нем напоминает городище возле с. Антоновка (Саркандский район).

Путь из Отрару на Иртыш и в Европу.

Товары в Отрару попадали из Исфиджаба. В этом древнем городе процветала торговля, развивалось искусство и науки. Потомкам приходится восстанавливать его историю, поскольку в XVIII веке город сравняли с землей джунгары, а в XIX веке поселение окончательно забросили. Купцов на пути из Отрару интересовал центр этого оазиса — город Кедер.

Следуя по ней, купцы миновали две долины — Арыстанды и Чаяна, преодолевали перевалы Каратау, шли через степную зону Центрального Казахстана и выходили к реке Кенгир. На этом пути возникли большие городища, где происходил обмен товарами: Болган-Ана, Домбгаул, Ормамбет и др.;

Таким образом, во ІІ до н. э. благодаря становлению и развитию Великого шелкового пути происходил интенсивный рост крупных торговых центров на территории Казахстана. Множество торговых путей, удобный выход к крупным водным артериям делали этот регион особенно оживленным.

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

Первое описание

Самое первое отображение пути из Восточной части Средиземноморья до Китая было описано македонцем Маем. Который лично не бывал в Китае, а использовал доносы своих разведчиков. Они составляли свои сведения об этой стране от населения Средней Азии. Частичные отображения дорог, которые ведут с Запада на Восток, можно обнаружить в документах греков, римлян и парфян.

Согласно им и данным археологических раскопок, в период I в. до н. э. – I в. н. э. Восток и Запад соединялись путями, о которых поговорим подробнее.

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

Распространение знаний и идей.

Великий Шелковый путь сыграл важную роль в развитии географических знаний. Только после образования этой сквозной торговой трассы европейцы и китайцы впервые узнали о существовании друг друга и получили хотя бы приблизительное представление о всех цивилизациях Евразии.

Если в конце 3 в. до н.э. греческий географ Эратосфен считал Индию самой крайней восточной страной, то во 2 в. н.э. в Географическом руководстве

римского географа Клавдия Птолемея уже описан путь в Серику (от римского serica – шелк), как называли тогда Китай. Относительно точные знания о размерах Евразии и об особенностях различных стран Востока Западная Европа получила лишь в конце 13 – начале 14 в., после того как некоторые европейские купцы и миссионеры (в том числе знаменитый Марко Поло) смогли пройти Шелковый путь из конца в конец и написать об этом книги, которые пользовались в Европе огромным интересом.

Велика роль Великого шелкового пути в распространении мировых религий. Наиболее успешной была экспансия буддизма

в первые века н.э. Буддизм являлся государственной религией Кушанской империи. Вместе с купеческими караванами буддийские монахи шли из Индии в Среднюю Азию и в Китай, распространяя новую религию. Во 2–3 вв. буддизм проник в государства Средней Азии и Восточного Туркестана. В 4–7 вв., когда буддизм активно распространялся в Китае, индийские миссионеры ездили в Китай, а многие китайские монахи совершали по маршрутам Шелкового пути паломничество в Индию. Регулярные путешествия буддистов из Индии в Китай и обратно продолжались до первой половины 11 в. В результате в странах Дальнего Востока буддизм нашел буквально вторую родину, став одним из элементов традиционного китайского религиозного синкретизма (
См
. БУДДА И БУДДИЗМ).

Большое влияние на цивилизации Центральной Азии оказал также ислам, активно распространявшийся в 8–14 вв. Если первоначально он насаждался силой армий Арабского халифата, то затем его распространение шло по Шелковому пути главным образом мирным путем. В 14 в. ислам дошел до границ Китая, вытеснив буддизм из Восточного Туркестана (ныне китайский Синьзян-Уйгурский район). Правители-монголы первоначально рассматривали ислам лишь как одно из равнозначных вероучений, но в 14 в. все монгольские государства, кроме китайской империи Юань, приняли мусульманскую веру как государственную религию. Лишь в Китае ислам не получил распространения, хотя и в этой стране существовали крупные общины купцов-мусульман.

Менее всего на Восток проникло христианство. Первая волна распространения христианства связана с деятельностью несториан. После осуждения учения Нестория как ереси на Эфесском соборе в 431, его последователи начали мигрировать на Восток – в Иран и Центральную Азию. В 635 сирийский миссионер-несторианин Рабань (Алобэнь) после аудиенции у китайского императора добился того, что христианство было официально разрешено в Китае. В 13 в. по Шелковому пути прошла новая волна распространения христианского учения, связанная с деятельностью католических миссий, которые воспользовались высокой веротерпимостью правителей-монголов. По поручению римского папы францисканец Джованни Монтекорвино в 1290-е основал в Ханбалыке, столице Китая при монголах, постоянную миссию, которая функционировала несколько десятков лет. Однако падение государств монголов-чингисидов привело в середине 14 в. к фактическому закрытию Азии для христиан. Результаты проповеди христианства на средневековом Востоке оказались в итоге очень скромными. Немногочисленные несторианские общины сохранились только в странах Ближнего Востока.

Вдоль Великого шелкового пути шло распространение и других вероучений – иудаизма (принятого в 8–10 вв. государственной религией в Хазарии), манихейства (принятого в 8 в. государственной религией в Уйгурском каганате), зороастризма. Ни одно из них, однако, не смогло надолго стать популярным среди азиатских народов.

В результате функционирования Великого шелкового пути впервые в истории проявилась тенденция к сближению культур в процессе интенсивных и регулярных мирохозяйственных связей. Вдоль всего маршрута Великого шелкового пути происходила постепенная унификация культурных компонентов. Исследователи отмечают, что в торговых городах Азии даже выработались общие черты планировки храмов, хотя они и принадлежали разным конфессиям.

Это сближение, однако, оставалось только тенденцией. Заимствование культурных достижений было ограниченным. Например, такие изобретения китайцев, как книгопечатание и бумажные деньги, не стали объектом заимствования даже в близких к Китаю азиатских странах Шелкового пути. Совершенно не перенимались инновации в социально-экономической сфере. Европейцы проявляли к изучению стран Востока гораздо более активный интерес, чем жители стран Востока – к Европе. Распад Великого шелкового пути привел к практической ликвидации опыта мирных торгово-культурных контактов, которые сменились колониальной агрессией европейских стран.

История Великого шелкового пути рассматривается в наши дни как актуальный опыт взаимовыгодной торговли и мирного культурного общения разных стран и народов. В 1987–1997 действовала программа ЮНЕСКО «Шелковый путь – путь диалога», которая стала элементом подготовки планов возрождения Великого шелкового пути.

Где проходили пути-дороги

Ветви Великого шелкового пути начинались в Риме и сквозь Средиземное море вели прямо к сирийскому Гиерополю, откуда, проходя Месопотамию, Северный Иран, Срединную Азию, пролегали в оазисы Восточного Туркестана и следовали далее в Китай. Отрезок пути Срединной Азии брал начало в Арее, откуда тропа делала отклонение на север и пролегала в Антиохию Маргиланскую. Далее на юго-запад к Бактрии, а потом шло разделение по двум направлениям – на север и восток.

Кроме этого, существовала Северная дорога Великого шелкового пути. Она шла по переправе через Амударью в районе Тармиты (Термез) и далее вдоль реки Шерабад пролегала к Железным Воротам. От Железных Ворот дорога выходила к Акрабату, а затем поворачивала на север в область Кеш (нынешний Шахрисабз и Кетаб) и шла до Мараканды.

Отсюда, преодолевая Голодную Степь, дорога шла в Чач (Ташкентский оазис), Фергану и далее в Восточный Туркестан. От Тармиты по долине Сурхандарьи дорога шла в горную страну, находящуюся в районе современного Душанбе, и дальше до Каменной Башни, недалеко от которой находилась стоянка купцов. После нее Великий шелковый путь огибал с северной и южной стороны пустыню Такла-Макан, разделяясь на две дороги.

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

Южная ветвь шла через оазисы Яркенда, Хотана, Ний, Мирана и в Дуньхуа соединялась с Северным участком, который проходил оазисы Кизила, Кучи, Турфана. Потом путь пролегал рядом с Великой Китайской стеной до столицы Небесной империи — Чаньаню. На сегодня имеется предположение, что он шел дальше до Кореи и далее до Японии и оканчивался в ее столице Наре.

Планы воссоздания

В конце 30-х начале 40-х годов XX века СССР осуществлял масштабную поддержку определенных политических сил Китая в их конфликте с Японией и Великобританией. Для этого была построена автодорога из СССР в Китай длиной около 3 тыс.км.[4]

Транссиб

В 1960-х годах СССР вышел на рынок трансконтинентальных перевозок между Европой и Азией по Транссибирской железнодорожной магистрали. Однако политическая обстановка, проблемы логистики и разной ширины колеи не позволили в полной мере использовать трассу. Свой современный вид и значение коридор начал приобретать в 1990 году, когда была введена в строй первая смычка между Китаем и СССР (ныне Казахстаном). 11 января 2008 года Китай, Монголия, Россия, Белоруссия, Польша и Германия заключили соглашение о проекте оптимизации грузового сообщения Пекин—Гамбург[5]. В 2011 году транзит превысил 15 млн тонн.[6] В 2013 году введена в строй вторая смычка между китайскими железными дорогами и Транссибом. Время транзита из Китая в Германию по этому пути 11..15 дней, что примерно на 20 дней меньше, чем морским путём.[7]

Транс-Евразийский пояс «Razvitie»

В 2014 году в России началось публичное обсуждение новой концепции развития Дальневосточного региона под названием Транс-Евразийский пояс «Razvitie».[8][9] В рамках этой концепции готовится проект Интегральной Евразийской транспортной системы на основе Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей. Строится железнодорожный переход Китай-Монголия-Россия.[10]

Автомобильный маршрут

В начале 2020 года в Синьцзян прибыла первая колонна российских грузовиков по механизму упрощенного транзита через Казахстан. Теперь автомобильные транзитные грузы между Россией и Китаем идут без досмотра в Казахстане.[11] Завершается реконструкция автотрассы Китай — Западная Европа через Казахстан, Россию и Белоруссию.[12]

TRACECA

Попыткой активизации древнего торгового пути, соединяющего Восток и Запад, является программа международного транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия «ТРАСЕКА

» (англ. TRACECA), который порой называется «новым шёлковым путём».[2] Сухопутный маршрут должен был проходить южнее Каспийского моря, через пролив Босфор. Летом 1998 года двенадцать стран Кавказа, Чёрного моря и Средней Азии, при поддержке США, достигли соглашения по созданию железнодорожного, морского, воздушного и автомобильного транспортного коридора из Китая и Монголии в Европу, в обход России.[2] Секретариат программы находится в Баку.[2] К 2014 году построены несколько участков автомобильных дорог по этому проекту, в основном на территории Китая.[4]

Каспийский паромный путь

В 2014 году Азербайджан модернизировал паромную переправу через Каспийское море.[13] Также была закончена модернизация и строительство железнодорожных путей из Азербайджана через Грузию в Турцию. Ведется строительство турецкого участка железной дороги к Босфору[14]. Часть трафика этого маршрута может идти через паромные переправы Чёрного Моря из грузинских портов в порты Румынии (Констанца) и Украины (Одесса). Для поддержки транспорта из этих портов предполагается строительство автотрассы Via Carpatia, разработан проект железнодорожного маршрута VIKING Train.[15] В 2015 году через существующую железнодорожную систему Казахстана и паромный транспорт Чёрного моря был проведен первый состав из Китая в Евросоюз.[14][16]

«Один пояс и один путь»

Основная статья: Один пояс и один путь

В рамках китайской стратегической программы «Один пояс и один путь» разрабатывается ряд проектов морских и сухопутных путей между Европой и Китаем под общим названием Новый Шелковый Путь.[10] Сухопутные трассы объединены названием «Экономический пояс Шелкового пути», морские «Морской Шелковый путь 21 века».

В рамках южных сухопутных маршрутов строится железнодорожный маршрут через Пакистан. На северном маршруте строится железнодорожная ветка Китай-Монголия-Россия.

Проект «Морской Шёлковый путь XXI века» предоставляет странам АСЕАН и территории Южного Китая доступ к портовым терминалам на территории Китая.

Нефритовый отрезок пути

Один из маршрутов, проходящих в северном направлении, шел до Приаралья (Хорезм). Через него осуществлялась поставка во внутренние области Средней Азии – в Ферганский и Ташкентский оазисы.

Как часть Великого шелкового пути существовал и Нефритовый путь, по нему везли в Китай очень ценившийся там нефрит. Его добывали в Прибайкалье, откуда через Восточные Саяны, оазис Хотан он доставлялся в Серединный Китай.

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

Система денежных расчетов.

Регулярное заключение крупных торговых сделок между купцами разных стран требовало использования общепризнанных денежных знаков. Не каждая из стран, активно участвовавших в трансевразийской торговле, могла выпускать золотые и серебряные монеты, которые только и ценились тогда во всех странах Старого Света. Поэтому купцы по всей Евразии активно использовали полноценные деньги немногих «сильных» стран. Так, в раннее Средневековье по всему Великому шелковому пути, до Китая включительно, при расчетах пользовались золотыми византийскими и серебряными сасанидскими и арабскими монетами.

Несмотря на все меры, наличных денег для расчетов купцам Шелкового пути все равно не хватало. Поэтому они широко практиковали бартерные сделки (товар на товар), оплачивая деньгами только разницу в стоимости партий.

Поскольку перевозить на далекое расстояние крупные суммы наличных денег было опасно, купцы Шелкового пути начали использовать чеки («чек» в переводе с персидского – «документ, расписка»). Отправляясь на Восток, купец сдавал свои наличные деньги кому-либо из авторитетных менял в обмен на расписку. Эту расписку купец мог предъявить в тех городах Шелкового пути, где работали доверенные люди этого менялы-банкира, и получить вновь наличные деньги за вычетом платы за услуги. Система чеков на предъявителя могла работать, только если менялы из отдаленных городов Шелкового пути лично доверяли друг другу как членам одного религиозного сообщества. Поэтому чеки начали использоваться лишь примерно с 10 в., когда торговля на всем Шелковом пути стала контролироваться мусульманами и евреями.

Путь и Великое переселение народов

Он был не только торговой дорогой, через него шло Великое переселение народов. По нему, начиная с I в. н. э., с Востока на Запад проходили племена кочевников: скифов, сарматов, гуннов, аваров, болгар, печенегов, мадьяр и прочих «несть им числа».

В торговле Востока и Запада большая часть товара двигалась с востока на запад. В Риме, во времена его расцвета, китайский шелк и прочие товары из таинственного Востока пользовались большой популярностью. С IX в. этот товар активно закупался Западной Европой. Арабы принесли их на Юг Средиземноморья и далее до Испании.

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

Товары, которые шли через шелковый путь

Ткани из шелка и шелк-сырец — это основной товар на Великом шелковом пути. Их было очень удобно переправлять на дальние расстояния потому, что шелк легок и тонок. Его очень ценили в Европе, он продавался по цене золота. Китай имел монополию на производство шелка примерно до V-VI в. н. э. и еще долго был центром по производству и экспорту шелка наряду со Средней Азией.

В средние века Китай торговал так же фарфором и чаем. В Китай из стран Ближнего Востока и Центральной Азии поставлялись ткани из шерсти и хлопка. Из стран Южной и Юго-Восточной Азии торговцы доставляли в Европу специи и пряности, стоившие в Европе дороже золота.

Торговые города.

Великий шелковый путь стимулировал развитие на средневековом Востоке торговых городов.

«Привязанность» торговых городов континентальной Азии к обслуживанию караванной торговли на дальние расстояния привела к тому, что разрушение Шелкового пути привело к упадку и этих городов. Некоторые из них совершенно исчезли.

Особой разновидностью торговых городов стали итальянские купеческие республики Венеция и Генуя, которые в 13–15 вв. почти монополизировали транзитную торговлю Европы с Востоком. Наиболее успешно действовали генуэзцы, создавшие множество колоний и факторий в конечных пунктах Шелкового пути в Восточном Средиземноморье (Кафа, Тана, Тебриз, Тарс, Константинополь и др.). В итальянских торговых городах впервые в Западной Европе возникли такие институты рыночной коммерции как торговые компании на паях (прообраз акционерных обществ) и банки, дающие ссуды таким компаниям. Когда Великий Шелковый путь распался, торговые города Запада также снизили свою деловую активность.

Значение Великого пути

Маршруты Великого шелкового пути были полны опасностей, которые поджидали на каждом шагу. Путь был долгим и сложным. Не всем удавалось его преодолеть. Что бы от Пекина добраться до Каспия требовалось более 250 дней, а то и целый год. Этот путь всегда являлся проводником не только торговли, но и культуры. Много в истории связано с Великим шелковым путем. Личности великих правителей, знаменитых людей, живших в городах, расположенных на территории его прохождения, вошли в историю человечества. С караванами ходили не только торговцы, но и поэты, художники, философы, ученые, паломники. Благодаря им мир узнал о Христианстве, буддизме, исламе. Мир получил секрет пороха, бумаги, шелка, узнал о культуре различных уголков цивилизации.

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

Защита прав собственности купцов.

Главным условием функционирования Великого шелкового пути была защита имущества и жизни купцов.

Сами купцы стремились для минимизации опасностей заниматься коммерцией не в одиночку, а конфессионально-этническими группами. Чтобы защищаться от грабителей, купцы отправлялись в опасный путь от города до города крупными караванами, состоящими из сотен и тысяч вооруженных людей. Известно, например, что при Тимуре, когда караванная торговля уже клонилась к упадку, в Самарканд раз в год приходил караван из Китая в 800 вьючных животных.

Меры самозащиты купцов, однако, могли защитить их лишь от мелких разбойников, но не от произвола правителей и не от нападений кочевых племен. Однако и государства, и кочевники объективно были заинтересованы в сохранении торговых коммуникаций.

Правители земель получали доходы от таможенных пошлин, взимаемых в городах вдоль караванных путей. Чтобы не потерять эти доходы, правители стран Азии принимали строгие законы, охранявшие купцов. Так, в империи Тимура та провинция, на территории которой ограбили купца, была обязана компенсировать ему потери в двойном размере и еще заплатить штраф самому Тимуру в пятикратном размере.

Кочевники постоянно нуждались во многих товарах оседлых земледельцев, но не могли предложить им равноценных товаров, а потому были вынуждены добывать нужные товары силой, в опасных грабительских набегах. Великий шелковый путь дал им возможность найти место в мирном разделении труда. Они стали выступать в роли проводников купеческих караванов через пустыни и степи, взимая плату за помощь и обеспечение безопасности. Шелковый путь стал уникальным проявлением длительного взаимовыгодного сотрудничества оседлых и кочевых народов.

Опасные дороги

Для того, чтобы караваны беспрепятственно шли по Великому шелковому пути, на территории его прохождения нужен был мир. Это можно было обеспечить двумя способами:

История Великого шелкового пути знает три таких периода, когда одно государство полностью его контролировало:

Но из-за огромной длины торговых путей установить необходимый контроль было чрезвычайно трудно. «Раздел мира» между большими государствами – это наиболее реально существовавший способ.

Примечания

с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть фото с чем связан упадок великого шелкового пути. Смотреть картинку с чем связан упадок великого шелкового пути. Картинка про с чем связан упадок великого шелкового пути. Фото с чем связан упадок великого шелкового пути

Утрата влияния Великого шелкового пути

Закат пути, прежде всего, связывается с развитием морской торговли и мореплавания у берегов Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. Морское передвижение в XIV-XV в. было намного безопаснее, короче, дешевле и привлекательнее сухопутных дорог, полных опасностей.

Путь морем из Юго-Восточной Азии в Китай длился приблизительно 150 дней, в то время как сухопутный путь имел продолжительность чуть меньше года. Грузоподъемность корабля равнялась весу, который перевозил караван в 1000 верблюдов.

Это послужило тому, что Великий шелковый путь к XVI в. постепенно утратил свое значение. Только отдельные его части еще сотню лет продолжали вести караваны (торговля Средней Азии с Китаем продолжалась до XVIII века).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *