с чем связано подорожание авиабилетов

Почему дорожают авиабилеты?

Цены на авиабилеты уже взлетели, и похоже на то, что их общий рост может продолжиться.

Что происходит? Нас вынуждают сидеть дома и не дергаться?

Мы подготовили достаточно серьезный прогноз происходящих событий и попытались оценить риски для гражданской авиации России на ближайшие два года.

Каковы риски, с которыми могут столкнуться российские авиакомпании в ближайшем будущем?

Рассмотрим структуру расходов авиакомпаний. Она складывается из нескольких составляющих, ключевыми из которых являются:

Пассажиры, купившие в марте билеты на рейсы российских авиакомпаний, в полной мере ощутили рост цен. Это стало закономерным итогом резкого повышения цен на авиатопливо практически во всех российских аэропортах.

В марте российские перевозчики столкнулись с подорожанием авиационного керосина. Это следует из прейскурантов двух топливозаправочных операторов – «ЛУКОЙЛ-Аэро» и «Базового авиатопливного оператора» («дочка» «Роснефти»).

«ЛУКОЙЛ-Аэро» в период с 5 по 16 марта повысила стоимость авиатоплива в 20 российских аэропортах. Например, в Тюмени, Самаре и Екатеринбурге она выросла на 7%. С января у «ЛУКОЙЛа» подорожал авиакеросин также в Сыктывкаре на 9%, в Архангельске – на 8%, а в Нижнем Новгороде, Перми, Ростове и Нижневартовске – на 6%, следует из прейскуранта компании в сравнении с данными Росавиации.

«Базовый авиатопливный оператор» с 11 марта повысил стоимость авиакеросина в аэропортах Краснодара, Сочи, Анапы и Геленджика более чем на 9% относительно января, следует из документов компании.

Вслед за этим и авиакомпании были вынуждены повысить «топливный сбор», который входит в стоимость авиабилета. Одними из первых это сделали «Аэрофлот» и его дочерняя авиакомпания «Россия», увеличив с 10 марта размер топливного сбора на 10%.

В 2018 году цены на авиатопливо уже подрастали примерно на 35%. Правительство тогда планировало направить авиакомпаниям в качестве компенсации порядка 23 млрд руб.

Однако случился коронакризис. В итоге к 1 января 2021 года порядка 15 млрд руб. были направлены для субсидирование авиаперевозок из-за пандемии коронавируса.

Это, конечно, немалые деньги. Но готово ли правительство сегодня выделять дополнительные серьезные ресурсы именно для субсидирования авиаперевозок? Очевидно, уже нет. Но ведь деньги-то первоначально выделялись как компенсация компаниям для сдерживания цен на авиабилеты.

Что получилось? Авиакомпании сдерживали рост на билеты после резкого рост цен на авиакеросин в 2018 году, ожидая компенсаций. Теперь, когда становится понятно, что компенсаций, по всей видимости, не предвидится, а деньги пошли на борьбу с пандемией, они опять же будут вынуждены поднять цены на авиабилеты, чтобы компенсировать потери за 2018 год.

Второй немаловажный фактор для прогнозирования цен на авиаперевозки в России – это курс национальной валюты, который подвергается постоянному давлению из-за санкций со стороны США и Евросоюза.

Тут возникает еще одна крайне любопытная тема. В России насчитывается более 800 коммерческих самолетов, зарегистрированных за границей, в основном, на Бермудских островах или в Ирландии. Большинство их этих самолетов находятся в операционном лизинге у иностранных лизинговых компаний. Сейчас российские авиакомпании выполняют рейсы внутри страны, получая доходы в рублях, а лизинговые платежи выплачивают в иностранной валюте. Обесценивание рубля из-за действия санкций приведет к дополнительному увеличению лизинговых платежей, которые авиакомпании попытаются компенсировать, переложив увеличение курсовой разницы в стоимость авиабилета.

Также дешевый рубль существенно повысит статью расходов российских авиакомпаний на покупку авиазапчастей, так как подавляющее большинство самолетов, эксплуатируемых в России, иностранного производства. Если санкционное давление будет нарастать, оно может привести к ограничению поставок импортных комплектующих со стороны США, как, например, в случае с Ираном, что побудит российские авиакомпании искать обходные пути, тем самым увеличив расходы на логистику запчастей.

В этих условиях вдруг появилось заявление главы Росавиации Александра Нерадько, который решил перевести все самолеты, зарегистрированные в иностранной юрисдикции, в российский регистр с 1 января 2023 года.

Росавиация таким образом стремится взять под свой контроль поддержание летной годности самолетов, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями на территории РФ. Однако авиационное законодательство России не до конца гармонизировано с законодательствами западных стран и расходится по ряду параметров.

Пока Росавиация не подпишет договор о взаимном признании авиационного законодательства с EASA, FAA или с другими авиационными властями, это чревато серьезными финансовыми проблемами при перерегистрации воздушного судна в российский регистр. Если решение Росавиации останется в силе, российские авиакомпании будут вынуждены пересматривать свои договоры с лизингодателями в связи с изменением страны регистрации воздушного судна.

В этом случае появятся статьи дополнительных расходов, связанные с таможенным декларированием воздушного судна, возвратом самолета лизингодателю после пребывания в российском регистре, а также имущественный и транспортный налоги на самолет.

При худшем варианте развития событий лизингодатель отменит действующее лизинговое соглашение с авиакомпанией и может забрать свои самолеты у авиакомпании, но он также должен понимать, что сейчас ему будет тяжело найти новых операторов для своих самолетов.

Скорее всего, авиакомпании и лизингодатели начнут договариваться, но возникающие расходы лягут дополнительным бременем на авиакомпанию, которая, в свою очередь, включит эти расходы в стоимость авиабилета.

И вот вам (какая неожиданность!) еще один фактор для роста цен на авиабилеты.

Будут ли новые льготные кредиты и отсрочки? Хочется верить. Иначе – опять новые триггеры потенциального роста цен.

Вот и совокупность факторов, по причине которых растут и, весьма возможно, еще вырастут цены на авиабилеты.

Чего еще можно ожидать? Есть риск того, что в итоге количество авиакомпаний в РФ еще сократится. Финансовое положение ряда компаний значительно ухудшилось.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Источник

Авиабилетам предрекли подорожание из-за новых издержек авиакомпаний

с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть фото с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть картинку с чем связано подорожание авиабилетов. Картинка про с чем связано подорожание авиабилетов. Фото с чем связано подорожание авиабилетов с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть фото с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть картинку с чем связано подорожание авиабилетов. Картинка про с чем связано подорожание авиабилетов. Фото с чем связано подорожание авиабилетов

Проект приказа ФАС размещен для общественного обсуждения. Ставки рассчитываются в зависимости от максимальной взлетной массы воздушного судна, повышаются и для зарубежных авиакомпаний, и для российских. Так, проиндексируют возросшие расходы за счет авиакомпаний. Вроде бы условия для этого есть. В середине ноября министр транспорта заявлял, что авиация в России уже почти восстановилась после пандемии (прежде всего, это относится к внутренним линиям). Как прогнозировали ранее в минтрансе, по итогам 2021 года пассажирские авиаперевозки внутри страны вырастут на 17% по сравнению с 2019 годом.

с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть фото с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть картинку с чем связано подорожание авиабилетов. Картинка про с чем связано подорожание авиабилетов. Фото с чем связано подорожание авиабилетов

с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть фото с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть картинку с чем связано подорожание авиабилетов. Картинка про с чем связано подорожание авиабилетов. Фото с чем связано подорожание авиабилетов

По проекту ФАС, например, за самолет Boeing зарубежные авиакомпании будут платить 104,8 доллара вместо 99,8 доллара (на 5% больше) за 100 км ортодромического расстояния, то есть кратчайшего между двумя городами. Обслуживание полета, скажем, между Москвой и Сочи обойдется примерно в 1,4 тысячи долларов (около 103 тысяч рублей). Для российских авиакомпаний на внутренних линиях за тот же маршрут плата составит всего около 10 тысяч рублей, по 691,2 рубля за 100 км.

Скорее речь идет не об индексации, а о попытке хоть как-то восполнить выпавшие доходы у госкорпорации по организации воздушного движения (ОрВД), предоставляющей аэронавигационное обслуживание в России, считают эксперты.

Поезд со средней скоростью 360 км/ч, равной скорости разгона самолета при взлете, разработают Siemens и РЖД. Предполагается, что новый состав запустят на маршруте между Москвой и Санкт-Петербургом в 2028 году. Об этом сообщил президент Siemens в России Александр Либеров, выступая на Российско-германском отраслевом форуме, передает ТАСС. Либеров добавил, что уже начат подбор поставщиков, подписано соглашение с РЖД. Поезд будут производить на заводе «Уральские локомотивы».

Источник

Улётное предложение: авиабилеты по России подорожали на 15–120%

с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть фото с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть картинку с чем связано подорожание авиабилетов. Картинка про с чем связано подорожание авиабилетов. Фото с чем связано подорожание авиабилетов

Цены на авиабилеты в некоторые города России с вылетом в апреле-июне подскочили на 15–120% по сравнению с 2019 годом. Это следует из данных агрегаторов для путешественников, с которыми ознакомились «Известия». Цены сравниваются с 2019 годом, так как год назад существенное подорожание авиабилетов не приводило к изменению спроса. Больше всего подорожали билеты из Москвы в Набережные Челны, Томск, Нижнекамск, Чебоксары. Авиаперевозчики не могут удерживать тарифы на прежнем уровне из-за растущих затрат, низкой рентабельности и накопленного убытка 2020 года, пояснили эксперты.

Цены выше

Стоимость авиабилетов в некоторые города России, купленных в январе-марте с вылетом во II квартале выросла на 15–120% по сравнению с 2019 годом. Это следует из данных Aviasales, «Туту.ру», Кupibilet и OneTwoTrip, с которыми ознакомились «Известия».

В 2020 году весной авиабилеты были дорогими, так как спрос на перевозки упал почти до нуля. Летали только люди, нечувствительные к цене. Авиакомпаниям за счет оставшихся пассажиров надо было хоть как-то отбивать расходы на выполнение рейсов, писали СМИ. Спрос тогда был неэластичен, а изменение тарифов не приводило к изменению спроса. Поэтому цены на авиабилеты во II квартале 2021 года, когда внутренние перевозки почти восстановились, сравниваются с аналогичным периодом 2019 года.

Больше всего подорожали билеты из Москвы в Набережные Челны — на 121%, Томск — на 91%, Нижнекамск — на 88%, Чебоксары — на 46%, Ростов-на-Дону — на 36%. Также заметно прибавили в цене перелеты из Сочи в Пермь — плюс 58%, из Новосибирска в Нижневартовск — 41%. Стоимость авиабилетов из Москвы в Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Ханты-Мансийск, Ульяновск, Краснодар, Якутск и Сыктывкар выросла на 30–36%. Более чем на 15% подорожали перелеты из Москвы в Сочи, Калининград, Казань, Иркутск, Сургут, Волгоград, Симферополь, из Сочи в Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону.

По ряду направлений цены на авиабилеты во II квартале превзошли уровень июля-сентября 2019 года. III квартал считается традиционно высоким сезоном в авиации. Например, перелет из Москвы в Набережные Челны дороже на 74%, в Ульяновск — на 16%, Чебоксары — на 10%, Нижневартовск — на 9%, Астрахань — на 8%.

с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть фото с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть картинку с чем связано подорожание авиабилетов. Картинка про с чем связано подорожание авиабилетов. Фото с чем связано подорожание авиабилетов

Курортный рост

с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть фото с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть картинку с чем связано подорожание авиабилетов. Картинка про с чем связано подорожание авиабилетов. Фото с чем связано подорожание авиабилетов

Стоимость авиабилетов на внутренние рейсы с вылетом в период с апреля по июнь 2021 года из Москвы, Сочи и Симферополя выросла, подтвердила «Известиям» представитель OneTwoTrip Елена Шелехова. Средняя цена билета в одну сторону из столицы составила 5,1 тыс. рублей, что на 10% выше, чем два года назад, когда пандемии коронавирусной инфекции не было, сказала она. Авиабилет из Сочи подорожал на 21% — до 6,2 тыс. рублей, а из Симферополя — на 3%, до 6 тыс. рублей, добавила представитель сервиса.

Аналитики «Туту.ру» зафиксировали рост среднего чека по ряду популярных российских маршрутов. Например, на направлениях из Москвы в Симферополь, Сочи и Минеральные Воды показатель на апрель-май увеличился на 14–16%. По направлениям Санкт-Петербург–Сочи и Москва–Краснодар средний чек вырос на 11–12%. В Aviasales также зафиксировали подорожание билетов на апрельские и майские рейсы из регионов в Сочи, Симферополь и Минеральные Воды — на 5–7%.

с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть фото с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть картинку с чем связано подорожание авиабилетов. Картинка про с чем связано подорожание авиабилетов. Фото с чем связано подорожание авиабилетов

Россияне в условиях закрытых границ выбирают для отпуска отечественные курорты, и спрос на такого рода поездки растет, сказала Елена Шелехова. По ее словам, также роль в ценообразовании играет постепенное снятие коронавирусных ограничений в ряде стран: в последний год авиакомпании из-за неопределенности были вынуждены снижать цены для стимулирования спроса, сейчас же продолжается восстановление внутреннего туризма и стоимость билетов возвращается к нормальным показателям.

Перелеты по России остаются гораздо доступнее, чем в другие страны, отметил в беседе с «Известиями» представитель «Туту.ру». Среди 10 наиболее популярных зарубежных направлений за апрель-июнь только одно вписывается в бюджет до 10 тыс. рублей в одну сторону — это Кишинев, уточнил он.

Минтранс не знаком с методикой оценки агрегаторами цен на авиабилеты, поэтому прокомментировать их подорожание не может, сказал «Известиям» представитель ведомства. По его словам, увеличение провозных емкостей, которые готовы предложить авиакомпании на II квартал 2021 года, окажет положительное влияние на доступность минимальных тарифов для населения.

«Известия» также направили запросы в авиакомпании и ФАС.

с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть фото с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть картинку с чем связано подорожание авиабилетов. Картинка про с чем связано подорожание авиабилетов. Фото с чем связано подорожание авиабилетов

с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть фото с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть картинку с чем связано подорожание авиабилетов. Картинка про с чем связано подорожание авиабилетов. Фото с чем связано подорожание авиабилетов

Неизбежное повышение

Авиаперевозчики не могли удержать стоимость билетов на прежнем уровне из-за роста основных статей расходов, низкой рентабельности сектора и накопленного убытка за 2020 год, считает замдиректора группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин. По его словам, в 2020 году многие авиакомпании стимулировали спрос заниженными тарифами и это не могло продолжаться долго.

Эксперт отметил, что перевозчики активно работали в 2020 году, чтобы оптимизировать затраты на персонал, но сократить эту статью пропорционально падению выручки было невозможно. Было достаточно сложно существенно снизить и удельные расходы по аэропортовому обслуживанию, уточнил он.

— В 2020 году мы наблюдали заметное ослабление рубля. Учитывая валютный характер обязательств по лизингу, это существенный момент в росте себестоимости перевозки. В дополнение к этому мы сейчас видим заметный рост стоимости керосина. Согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, индекс цен на авиационное топливо с 30 марта прошлого года увеличился на 50%, — сказал Александр Гущин.

Динамика тарифов, наблюдаемая в 2021 году на внутренних маршрутах, заметно отличается от направления к направлению, указал исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. По его словам, есть отдельные линии, где по-прежнему фиксируется снижение цен на билеты относительно докризисного уровня.

Согласно данным аналитического центра «Туту.ру», средний чек сократился более чем на 30% на направлениях из Санкт-Петербурга в Новосибирск, Архангельск, Астрахань, Сыктывкар, Самару, Воронеж, Челябинск, Саратов, Пермь, а также из Москвы в Ижевск, Ставрополь, Оренбург, Орск, Горно-Алтайск.

Источник

Спрогнозирован взрывной рост стоимости авиабилетов: перевозчики ждут массовых банкротств

Эксперты: «Нужно либо нужно закрываться, либо повышать тарифы»

Представители авиаотрасли предупреждают о грядущем подорожании авиабилетов. Таким прогнозом поделился со СМИ не просто эксперт, а глава одного из крупнейших участников рынка. Похоже, что этот сектор экономики ждет серьезная встряска и есть все основания полагать, что довольно много авиакомпаний «посыпятся» уже ближайшей осенью. Как изменится стоимость перелетов для россиян, разбирался «МК».

с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть фото с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть картинку с чем связано подорожание авиабилетов. Картинка про с чем связано подорожание авиабилетов. Фото с чем связано подорожание авиабилетов

Фото: Наталья Мущинкина

Цены на авиабилеты, которые в прошлом году на некоторых направлениях упали, к лету этого года вернутся к уровню доковидного 2019-го, а в 2022 году они «пойдут вверх». Таким прогнозом поделился совладелец и председатель совета директоров Внуково Виталий Ванцев. По его словам, компаниям нужно закрываться или повышать тарифы. «Представляете, в какой непростой экономической ситуации находятся авиакомпании? Это очевидные вещи, есть законы экономики, с ними спорить абсолютно бессмысленно — либо нужно закрываться, либо повышать тарифы», — подчеркивает Ванцев.

Что же, по мнению отраслевых специалистов, толкает цены на авиабилеты вверх? Факторов много. Цена топлива повышается из-за роста стоимости нефти и нефтепродуктов. Платежи по лизингу и за оборудование, прежде всего, по импорту, растут вместе с курсом доллара и евро к рублю. В том же направлении, в соответствии с инфляцией, поднимаются тарифы на аэродромное обслуживание.

Эксперты, опрошенные с «МК» согласны с тем. Что цены на авиабилеты вырастут. Но в качестве главной называют иную причину — возможное банкротство большого количества перевозчиков. Как отмечает ведущий эксперт Центра экономики транспорта Высшей школы экономики Андрей Крамаренко, чтобы на рынке образовался дефицит провозной емкости (то есть, самолетов-перевозчиков), нужно чтобы его покинула где-то четверть участников.

с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть фото с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть картинку с чем связано подорожание авиабилетов. Картинка про с чем связано подорожание авиабилетов. Фото с чем связано подорожание авиабилетов

Фото: Наталья Мущинкина

Даже не надо быть опытным специалистом, чтобы понимать: в первую половину 2020-го перевозчики налетали на большой минус. Авиакомпании, которые завершили прошлый год хотя бы без убытков, можно пересчитать по пальцам одной руки. Все остальные находятся в очень плохой ситуации.

«Сейчас, после закрытия Турции на рынке еще сильнее обострилось перепредложение свободных кресел: самолетов гораздо больше, чем спроса. Дело не в том, что люди не хотят никуда летать, а в том, что летать некуда, — продолжает эксперт. — Не думаю, что после летнего сезона этого года компании продемонстрируют феерические результаты по части прибыли. Скорее всего, будет наоборот».

Отметим, что спрос модерируется средствами размещения, а гостиничных номеров и бабушек, сдающих квартиры, на курортах Черноморского побережья Кавказа и Крыма больше не стало. Все люди которые раньше отдыхали в Испании, Италии, Греции, на Кипре и Турции просто не поместятся на нашем море.

«Авиакомпании не найдут тот спрос, на который рассчитывают: люди не полетят, потому что не смогут найти свободное место размещения. В таком случае цены на билеты упадут. Это как если в магазине есть десяток стеллажей с молоком, но нет покупателей. Цены в таком случае не переписывают в сторону увеличения. Стоимость наоборот станет ниже — лишь бы купили хоть что-то», — резюмирует Андрей Крамаренко.

Но компании действительно в столь жестких экономических условиях задумываются о повышении цен на перелёты. И достижение ими уровней «доковидного» 2019-го вполне вероятно, считает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Однако дальнейшему движению цен вверх препятствует сокращение во-первых, спроса на перелёты, а во-вторых, реальных доходов населения.

«Избыточное «накручивание» цен для получения доходов может привести к обратному эффекту — снижению выручки, — подчеркивает наш собеседник. — Стоит учесть и то, что крайне различается спрос на различные направления. Более всего дорожают традиционные курортные маршруты. И это неизбежно по мере приближения высокого сезона. Поэтому в любом случае, тем, кто планирует отдых, лучше покупать авиабилеты заранее. Дешеветь они точно не будут».

Источник

Цены пахнут керосином: Росавиации, авиабилетам и пасажирам поставили подножку

Стоимость топливозаправки самолетов в аэропортах страны с начала года подскочила почти на 30%

с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть фото с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть картинку с чем связано подорожание авиабилетов. Картинка про с чем связано подорожание авиабилетов. Фото с чем связано подорожание авиабилетов

с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть фото с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть картинку с чем связано подорожание авиабилетов. Картинка про с чем связано подорожание авиабилетов. Фото с чем связано подорожание авиабилетов

с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть фото с чем связано подорожание авиабилетов. Смотреть картинку с чем связано подорожание авиабилетов. Картинка про с чем связано подорожание авиабилетов. Фото с чем связано подорожание авиабилетов

Перелеты станут дороже — авиационный керосин подскочил в цене, потому что подорожало дизельное топливо. В чем тут взаимосвязь, а также почему это не последние ценовые взлеты — эксперт растолкует ниже. А пока — невеселая статистика Росавиации.

Все без исключения топливозаправочные комплексы аэропортов Московского авиаузла уже подняли в ноябре цены на свои услуги — подорожание относительно октября произошло в среднем на 5,3%, до 60 539 рублей за тонну.

Больше всех www.interfax.ru/business/805700 топливозаправка подорожала в «Шереметьево». Так, ООО «Газпромнефть-Аэро Шереметьево» подняло ценник на 13,7%, до 58,1 тыс. руб. за тонну, ООО «РН-Аэро» (структура «Роснефти») — на 9,9%, до 57 622 руб., АО «АЭРО-Шереметьево» (СП «ЛУКОЙЛа» и структуры частных владельцев аэропорта) — на 6,7%, до 57,7 тыс. руб.

Работающие во «Внуково» ЗАО «Топливозаправочный сервис» и ЗАО «Авиационно-заправочный комплекс» подняли стоимость тонны топлива на 5,7% и 5,6% соответственно, до 54 тыс. руб. и 55 тыс. руб.

Топливо у ООО «Домодедово Фьюэл Фасилитис» подорожало на 2,6%, до 53 037 руб. за тонну.

Региональные аэропорты страны, можно зря не беспокоиться, тоже сюда подтянутся.

Рост средней стоимости топливозаправки в аэропортах РФ фиксировался Росавиацией ежемесячно с начала этого года. И нельзя сказать, что этого никто, так сказать, из ответственных лиц не заметил. Например, на проблему обратила внимание Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, которая просила вице-премьера Александра Новака снизить уровень демпфера на керосин для 2021 года с текущих 53 250 до 39 305 рублей с последующей индексацией в 2018—2024 годах на уровень инфляции.

Но цены на авиатопливо продолжили расти и представлять собой главную проблему для отрасли наряду с COVID-ограничениями, отмечал в июне замгендиректора «Аэрофлота» по коммерции и финансам Андрей Чиханчин.

И вот когда оказалось, что в августе цена на авиационный керосин выросла уже на 18%, выразил обеспокоенность Минтранс. «Мы разделяем обеспокоенность (по поводу дорожающего авиатоплива), и есть определенные предложения по увеличению коэффициента акциза — с 2,08 увеличить его до 3,5. Все предложения направлены в Минфин, посмотрим», — сказал замминистра транспорта Игорь Чалик журналистам в кулуарах Восточного экономического форума (ВЭФ-2021).

Ну, вот, смотрите: по итогам ноября средняя цена топливозаправки самолетов в аэропортах страны относительно начала года подскочила уже на 29,7%.

— Авиакомпании готовятся к новогодним праздникам и делают запасы топлива. Но их спрос на керосин сталкивается с ограничением предложения со стороны заводов, которые увеличивают производство дорожающего товарного дизеля, — отмечает эксперт Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев.

— Здесь несколько факторов, которые влияют на стоимость керосина. Один из них — рост цен на мировых рынках. Выросла цена на нефть, а вместе с ней растет и стоимость топлива на европейских и азиатских рынках. Собственно, ценообразование в нашей стране зависит от внешних рынков, это как индикатор, по которому мы ориентируемся. Поэтому за внешней ценой растет внутренняя цена. Правда, для авиакомпаний существуют вычеты, там и по акцизам, собственно, часть затрат им компенсируется.

Тем не менее, цена керосина достигла рекордных значений, поэтому авиакомпании увеличивают стоимость билетов. За счет топливного сбора.

Вторая причина — сейчас растет стоимость зимнего дизельного топлива, а дизель делают из тех же фракций, что и керосин. Традиционно в зимний период цена зимнего дизеля дорожает, а вместе с ним дорожает и керосин.

Спрос на дизель сейчас у нас вырос, поскольку экономика все-таки восстанавливается, грузоперевозки увеличиваются, в этом секторе они главные потребители топлива, на данный момент — зимнего дизельного топлива. Кроме того, есть некоторые нововведения.

Раньше от смешивания летнего и зимнего дизельного топлива, керосина не взымался акциз, получалось суррогатное топливо, конечно. Тем не менее, межсезонное дизельное топливо — в соотношении один к десяти, позволялось использовать, а сейчас с таких операций взымается акциз.

Это брендирование топлива потеряло теперь свою рентабельность и вызвало увеличенный спрос на зимний морозостойкий дизель, то есть, товарный, предложение которого ограничено. Чтобы увеличить производство товарного дизеля, соответственно, сокращается производство керосина. Поэтому цена на керосин в такой взаимосвязи растет.

Кроме того, все-таки постепенно открываются границы. Хотя, сейчас они опять вроде как закрываются, но до этого количество международных авиарейсов увеличивалось, спрос вырос. Все это в совокупности привело к тому, что цена на керосин увеличилась.

«СП»: — А обратного пути в этом процессе у нас традиционно не бывает…

— В ближайшее время, в зимний период, какого-то снижения ожидать не приходится. Даже если вдруг опять закроются границы, то резкий откат назад в стоимости керосина вряд ли последует. Да, на фоне новых ограничений из-за снижения спроса цены несколько снизятся, но не настолько, чтобы это так отразилось на потребителе, и он заметил бы это изменение в стоимости билета. Наоборот, авиакомпании просят, чтобы правительство еще больше предоставило им субсидий, иначе им придется повышать цены, а это грозит снижением пассажиропотока.

«СП»: — Вполне себе приземленный дизель так влияет на стоимость керосина, который используется в авиации…

— Совершенного верно — в авиации используется керосин. Но при его производстве используются одни и те же фракции, что и при производстве дизельного топлива. И тут, еще раз подчеркну, взаимосвязь такая — если дорожает зимнее дизельное топливо, то вслед за ним дорожает и керосин. Кроме того, сейчас авиакомпании готовятся к зимним праздникам, когда пассажиры полетят отмечать Новый год.

Происходят заказы чартерных рейсов, обычно это делают заранее — формируются запасы топлива, договариваются о долгосрочных поставках. Сейчас спрос на керосин есть со стороны авиакомпаний, а с другой стороны, заводы ограничивают его предложение, поскольку они наращивают производство и реализацию зимнего дизельного топлива. А это между собой связано.

«СП»: — Если рост цен на топливозаправочных комплексах аэропортов уже проявился, то на завтра-послезавтра можно прогнозировать и резкий скачок стоимости дизельного топлива на автозаправках страны?

— В оптовом сегменте это уже произошло. Цена оптового зимнего дизельного топлива, как и керосина, достигла абсолютных максимумов на биржевой площадке. Это постепенно проецироваться в розничный сегмент, на автозаправки. При этом автозаправки не могут резко увеличить ценники на топливо, поскольку все-таки ФАС это отслеживает, это повышение должно ограничиваться темпами инфляции. Но сейчас инфляция разгоняется, поэтому цены все-таки поступательно повышают.

И, да, в ближайшее время по всем параметрам будет — нельзя сказать, что резкое в розничном сегменте, увеличение стоимости дизельного топлива. Это традиционно происходит, а поскольку сейчас все-таки лихорадит внешние рынки, то цена будет увеличиваться. На это влияет и, как я уже раньше сказал, цена на нефть, которая сейчас колеблется в пределах 70−80 долларов за баррель.

Кроме того, надо отметить, что с 1 января увеличивается акциз. А это опять-таки, пусть и не сразу, производители будут закладывать в цену топлива. В оптовом сегменте цена на топливо увеличится несколько раньше, но постепенно нефтяные вертикально-интегрированные компании станут переносить это увеличение в розничную цену. Поскольку оптовый рынок ничем не сдерживается, там могут быть высокие темпы роста, амплитуда колебания. Розничный сегмент более стабилен, там цены будут расти, но умеренными темпами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *