С кем спорит базаров и о чем
Таблица “Спор Базарова и Павла Петровича”
Конфликт между Кирсановым и Базаровым лежит в основе всего романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». В данной статье представлена таблица «Спор Базарова и Павла Петровича».
Политические взгляды
Разные взгляды Базарова и Кирсанова исходят из их социального положения.
Павел Петрович Кирсанов – яркий представитель аристократического общества. Он потомственный дворянин.
Евгений Базаров – разночинец. Его мать была дворянского происхождения, а отец был обычным лекарем. Это позволяет говорить о промежуточном положении Базарова: он не считает себя дворянином, но и к числу простых мужиков он себя не относит.
В связи с этой разницей в происхождении у Базарова и Кирсанова разные общественно-политические взгляды.
Отношение к дворянству, аристократии и принципам
«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… – подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»;
«Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем… Всё…»
«Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди»;
«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному зданию»
Планы на общественное будущее
«Сперва нужно место расчистить»
«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить»
Отношение к народу
«Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж?
«Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете» (Кирсанову)
«Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры»;
«А вы говорите с ним и презираете его в то же время» (Базарову)
Философские взгляды
Основные споры между Кирсановым Павлом Петровичем и Базаровым происходят из-за разного отношения к нигилизму.
Считает себя нигилистом, за которым стоит будущее. Отрицает общепризнанные нормы
Отрицает значение нигилизма, считая, что такие философские взгляды на жизнь являются угрозой для всего общества
«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем»
«Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным»;
«И эта зараза уже далеко распространилась»
Нравственные ценности
«Любовь – белиберда, непростительная дурь»;
«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?
«Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр»
«Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!»
Отношение к искусству
«Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта»;
«Рафаэль гроша медного не стоит»
Отмечает роль искусства, но сам им не интересуется: «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа»
Отношение к природе
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»
Любит природу, которая позволяет ему побыть в уединении с самим собой
Спор Евгения Базарова и Павла Петровича в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Извечный неизбежный конфликт
Произведение говорит читателю, что во вражде поколений нет какого бы то ни было тайного смысла, она не несёт в себе каких-то ответов на сложные вопросы, она просто есть и ничего с этим сделать нельзя. Однако автор показывает, что борьба времён может нести реальный практический смысл, так обе стороны в буре полемики могут обратить внимание и на слабые стороны соперника, и на свои собственные. Именно в споре рождается истина, и роман «Отцы и дети», в каком-то смысле может это и подтвердить, и опровергнуть.
Идейные разногласия между старым и новым поколениями избежать невозможно, они будут происходить, невзирая ни на что. Молодое поколение будет пытаться отличиться от «отцов», быть другими, протестовать и бунтовать против устоявшихся принципов. Старое всегда будет недовольно «детьми», ведь «в их время трава была куда зеленее», а люди были образованнее, интереснее и лучше.
К тому же здесь играет немаловажную роль и уходящее время: люди старого поколения осознаю́т, что оно прошло, и от этого становится обидно — этот момент отлично продемонстрирован в романе сценами с Николаем Кирсоновым, который очень жалеет, что его поколение отошло на второй план.
Лица поколений
Споры в романе «Отцы и дети» — самая динамичная и насыщенная вопросами и ответами часть всего произведения, и, конечно, самыми яркими соперниками являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Именно их конфликт обличает оба «лагеря», выявляет плюсы и минусы новомодного в то время нигилизма, уличает «отцов» в их ошибках и проблемах.
Этот спор обращает внимание героев и самого́ читателя на обилие самых разных, но одинаково важных вещей в жизни как одного человека, так и всего человечества, ведь герои рассуждают как о бытовых ситуациях, так и занимаются анализом философий и мировоззрений.
Старшие представители
Прежде всего стоит распределить всех персонажей романа на 2 группы: лагерь «отцов» и лагерь «детей», чтобы понять, чьи интересы отстаивают Базаров и Кирсанов в своём жарком споре. К числу «детей» вроде бы и относится больше людей, чем к «отцам», но они менее «живые»: всё-таки старшее поколение более целостное и сплочённое, ведь среди младшего можно особенно выделить только Базарова и, может быть, Аркадия:
Павел Кирсанов — Базаров от мира старшего поколения, он наибольшим образом выделяется из всей массы ветхого поколения, он единственный, кто по-настоящему протестует против нового и защищает свои интересы. Так во всём романе поступает только он и его главный и единственный оппонент — Евгений Базаров. Этот момент показывает, что персонажи действительно похожи и, несмотря на все различия, близки.
Лагерь «детей»
Евгений Васильевич Базаров — основной представитель младшего поколения. Нигилист, отрицающий многие привычные и даже необходимые «отцам» вещи.
Аркадий Николаевич Кирсанов — человек нового времени, но не такой яркий и значимый, как его кумир Базаров.
Авдотья Кукшина и Виктор Ситников — «двойники» Базарова, которые называют себя нигилистами, хотя таковыми абсолютно не являются. Для них модные идеи лишь способ выделиться; составляют контраст Базарову, для которого нигилизм — основа всей жизни, позиция, к которой он пришёл сам, и ради принципов которой он готов на многое.
Таким образом, можно заметить, что сочинение Тургенева не изобилует разнообразием персонажей. Однако всё это автор полностью нивелирует одной лишь вещью — спор Базарова и Кирсанова, и сами эти герои компенсируют отсутствие других, поэтому их конфликту уделено особое место во всём романе.
Идеологическая встреча двух времён
Сюжетная линия со спором главных героев занимает особое место на страницах романа. Это столкновение «старого» и «нового» затрагивает самые разные темы и основные вопросы и проблемы жизни. То, о чём спорили Кирсанов и Базаров, открывает читателю двери в самостоятельные размышления, поиски ответов и выбор собственной жизненной позиции.
Столкновение двух противостоящих мировоззрений в романе поднимает огромное количество проблем того времени, затрагивает множество вопросов и тем, которые актуальны даже сегодня: спустя более чем 200 лет после выхода произведения. Сам конфликт не даёт каких-либо ответов читателю, он оставляет после себя спорные впечатления, ведь в противостоянии должен быть победитель, но ни Базаров, ни Кирсанов не «выигрывают». Здесь, скорее, честная и правильная ничья.
Базаровские и Кирсановые взгляды на жизнь разнятся почти везде, где только возможно, однако есть некоторые вещи, которые их объединяют. Например, самоуверенность, самодостаточность и самолюбие, граничащие с эгоизмом. Эти герои не зависят ни от кого, они абсолютно самостоятельны, сильны и полноценны, оказывают огромное влияние на окружающих, но сами не поддаются чужому мнению.
Данные сходства вроде бы даже замечает сам Павел Петрович, так как он, несмотря на внешнее его поведение, положительно относится к Базарову, и осознаёт, что за людьми, подобными Евгению, будущее и ничего с этим сделать нельзя. Отношения героев после дуэли показывают, что их личный конфликт исчерпан, и они оба не видят смысла в продолжении какой-либо вражды.
О чём спорили герои
Спор героев затронул большое количество самых разных проблем. Основными следует выделить 4 фрагмента их конфликта:
Можно подвести небольшой вывод, что основой взглядов на жизнь Павла Петровича является его воспитание, именно оно привило ему основные черты его характера. В случае с Базаровым ситуация иная: он полностью самостоятельно построил своё мировоззрение, ведь его родители старых времён. Вряд ли это они сделали сына нигилистом.
Право на выбор
Позиция самого́ автора в романе прослеживается, но довольно сла́бо. Точно можно сказать только, что он не поддерживает Базарова и считает, что нигилизм не жизнеспособен, так как он «убил» своего персонажа. Но это не означает, что Тургенев против нового: писатель прекрасно осознаёт, что его время подходит к концу, его поколение уже наделало своих ошибок и теперь настал черёд «детей», таких как Евгений Базаров или Аркадий Кирсанов.
Также автор не заставляет читателя принимать какую бы то ни было сторону в конфликте. Он не предоставляет очевидного победителя в споре «отцов» и «детей», а оставляет ничью, чтобы читатель не привязывался к исходу конфликта времён в романе и сам решал, какие взгляды на жизнь ему ближе: Павла Кирсанова или Евгения Базарова.
Рассказать о чем спорили базаров с павлом петровичем кирсановым
Роман Тургенева «Отцы и дети», написанный через год после отмены крепостного права, переносит читателя во времена кризиса социально-политической системы в царской России и обострения конфронтации между либералами и революционерами-демократами. Споры Базарова и Павла Петровича стали лакмусовой бумажкой эпохи второй половины XIX века, когда в стране сформировались два противоборствующих лагеря, и произошло обличение противоречий между поколениями.
о чем спорили павел петрович и базаров в 10 главе «отцы и дети»
При первой же встрече будущие враги почувствовали неприязнь: Павел Петрович Кирсанов был поражен высокомерием молодого человека, его внешностью, красными руками. Вскоре и без того напряженная обстановка еще более накалилась, и между Базаровым и Павлом Петровичем завязывается спор. В нем раскрываются идейные позиции этих людей.
По мере развития сюжета нам открывается и более мягкая сторона пожилого аристократа. Базаров и Павел Петрович, спор между которыми никогда не прекращался, безусловно, были врагами. Однако настоящей причиной его дуэли с Базаровым было то, что он хотел защитить честь своего брата, а не собственную. Его последним желанием было, чтобы Николай женился на Фенечке и был счастлив.
«именно теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, он ушел вперед, и понять мы друг друга не можем.»
Когда мы узнаем немного больше о прошлом этого отставного военного, мы начинаем лучше понимать, почему он ведет себя таким образом. Этот военный был любимым сыном генерала Кирсанова и, в противоположность своему брату Николаю, всегда был человеком действия. К двадцати семи годам Петр Петрович уже являлся капитаном в русской армии. Он знал, как держать себя в высшем обществе, и пользовался популярностью у женщин. Таким образом, Павел Петрович с юных лет привык к уважению и восхищению.
Различия во внешности
Даже описывая внешность этих персонажей, автор использовал антитезу. Павел Петрович Кирсанов – мужчина 43 лет, среднего роста, выглядящий лет на семь моложе своего возраста. Он живет в свое удовольствие и по-аристократически ухожен. Следит за своей внешностью: всегда гладко выбрит, с ухоженными руками, в лаковых туфлях.
Его брюки всегда выглажены, а воротнички – исключительной свежести.С возрастом Кирсанов не обрюзг, сохранил элегантность и легкость движений, юношескую худобу и подтянутость. Приятная внешность и манеры поведения отличают его, однако при более тесном знакомстве бросается в глаза духовная пустота аристократа, поверхностность, холодность к окружающим.
Евгений Васильевич Базаров – молодой человек высокого роста с неправильными чертами продолговатого лица. При узких скулах его лоб непропорционально широкий. Зеленые глаза смотрят насмешливо и умно, нос заострен книзу.
Одет мужчина безвкусно, в мешковатые костюмы. У него длинные волосы песочного оттенка, внешность бесцветна и не запоминается. Впрочем, разговаривая с людьми, Базаров преображается, его наполняет энергия, привлекающая к нему окружающих.
Линия спора базарова и павла петровича в 10 главе
Тургенев использовал все способы характеристики героев, но предпочитал главным образом диалог и портрет.
Базаров, убежденный в своей правоте, абсолютно спокоен. Он нехотя отвечает на вопросы Павла Петровича. Кирсанов намеренно вызывает его на спор, возмущаясь любыми мнениями противника и опускаясь до оскорблений. Их расхождение в философских, общественно-политических и нравственных взглядах очевидно.
«….чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел, так что даже меня во всей губернии красным величают; читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями, — а они говорят, что песенка моя спета.»
Евгений Базаров оказывается в эпицентре конфликта отцов и детей, когда соглашается вместе с университетским другом Аркадием приехать в гости в Марьино. В доме товарища атмосфера сразу не заладилась. Манеры, внешний вид, расхожесть взглядов − все это провоцирует взаимную антипатию с дядей Аркадия. Дальнейший спор Базарова и Кирсанова разгорается из-за множества тем: искусства, политики, философии, русского народа.
Портрет Евгения Базарова
Евгений Базаров − представитель поколения «детей» в романе. Он − молодой студент с прогрессивными взглядами, но при этом склонен к нигилизму, что порицают «отцы». Тургенев будто нарочно одел героя нелепо и небрежно. Детали его портрета подчеркивают грубость и стихийность молодого человека: широкий лоб, красные руки, самоуверенное поведение. Базаров, в принципе, внешне непривлекателен, но обладает глубоким умом.
Спор Базарова и Кирсанова обостряется тем, что первый не признает никаких догм и авторитетов. Евгений убежден, что любая истина начинается с сомнения. Также герой считает, что все можно проверить опытным путем, суждения на веру не принимает. Усугубляет ситуацию нетерпимость Базарова к противоположным мнениям. Он подчеркнуто резок в своих высказываниях.
Анализ 10 главы споры базарова с кирсановым
«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… – подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»;
« чиновники наши берут взятки, что у нас нет ни дорог, ни торговли, ни правильного суда…»
Много раз они с Павлом Петровичем заводили беседу, но в каждом из этих случаев разговор заходил в тупик. Кирсанов человек принципиальный, и в людях ценит такое же качество. Базаров же, по своему убеждению, отрицает всякий авторитет и не признает принципов.
Ирония судьбы
Базарову не понравилась эта история. Он считал, что это не по-мужски — сдаваться после того, как потерпел поражение на любовном фронте, и высказал предположение, что Павел проводит остаток своих дней, поучая молодежь, а со своей собственной жизнью не может ничего сделать путного.
По злой иронии судьбы Базаров впоследствии, подобно бывшему военному, становится одержим Анной Сергеевной и не может справиться с этим чувством и принять тот факт, что его отвергли.
Однако на этом не прекращаются споры Базарова с Павлом Петровичем. Кто же прав?
Спор базарова и павла петровича 10 глава таблица
Евгений Базаров – разночинец. Его мать была дворянского происхождения, а отец был обычным лекарем. Это позволяет говорить о промежуточном положении Базарова: он не считает себя дворянином, но и к числу простых мужиков он себя не относит.
Одинцова же своей загадочностью напоминает княгиню Р. То, что Базаров отрицал, оказывается, в природе существует. Одинцова — существо загадочное, эгоистичное, холодное. И княгиня Р., и Одинцова — обе не достойны той великой любви, которую испытывают к ним герои.
«Вы воображаете себя передовыми людьми, а вам только в калмыцкой кибитке сидеть!»
По отношению к Аркадию Николай Петрович не стесняется проявлять самые нежные чувства, ему чужда жесткость и прагматичность, которые были обыкновенным явлением среди отцов. Он может нежно обнимать своего сына, томиться в ожидании его приезда и несказанно скучать. Одним словом, поведение Кирсанова-отца больше схоже с поведением матери, нежели отца. Такое положение вещей не смущает ни отца, ни сына.
Как николай петрович относится к базарову. Базаров глазами николая петровича
В истории же Павла Петровича любовь, ради которой он бросил все, зачеркнул свою карьеру, все-таки вытеснила из жизни всю «силу» человека и привела к духовной гибели этого по-своему хорошего человека.
Евгений Базаров – нигилист, человек, который отрицает все. Он умный, ироничный и насмешливый, будущий врач. Базаров не разговорчив, холоден и резок. В отличие от семейства Кирсановых он не аристократ. Евгений также активный и жесткий человек, который ни перед кем не преклоняется.
«Вот теперь настала наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы мол, не нашего поколения»
Базаров относится к революционно-демократическому направлению. Молодой человек хорошо образован, высоко интеллектуален и полон энергии. Главным его увлечением является изучение естественных наук. Он постоянно чем-то занят, так как безделье навевает на него ужасную скуку. Несмотря на то, что Базаров относится к разночинцам, своего происхождения он нисколько этого не стесняется.
Рассуждения о нигилизме
Базаров считает своих идейных единомышленников рациональными и умными людьми, которые всегда действуют обдуманно. Все поступки нигилистов приносят пользу обществу и поддаются логике. Они не согласны с правилами, установленными государственными деятелями, не признают самодержавие и религию. Главная задача нигилистов — сломать все старое, чтобы освободить пространство для преобразований, однако строительством нового общества будут заниматься другие. Такие, как он, отрицают все:
Молодой человек говорит, что свобода, о которой так пекутся чиновники, вряд ли обернется чем-то полезным для граждан. Он не принимает реформу как средство, способное изменить сложившийся порядок вещей. Отрицание воспринимается Базаровым как деятельность, а не пустые разговоры. В нигилизме героя проявляется его революционность.
Павел Петрович, будучи человеком консервативным, ратует за сохранение старых порядков. Он очень боится в одночасье лишиться того, что ему дорого. Если Базарова можно причислить к реакционерам, то Кирсанов скорее либерал, согласный пойти на мелкие изменения.
Не разделяя нигилистической доктрины центрального персонажа, Тургенев тем не менее восхищается его огромной нравственной силой.
Сцена у стога (анализ эпизода из 21-й главы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»).
В своем отношении к простому народу герои также кардинально отличаются. Базаров презирает русский народ, поскольку тот, по его мнению, заслуживает подобного отношения. Кирсанов упрекает Базарова за такие слова. В то же время молодой человек неоднократно упоминает о своей связи с народом, рассказывая о том, что его дед всю жизнь работал в поле. Тем самым Базаров подчеркивает, что лучше других знает и понимает русский народ, в отличие от того же Кирсанова.
— Фет в своих стихотворениях описывает минутное мгновение. Его поэтическое пространство наполнено цветом, запахами. Масштаб же Тютчева — космический. Он редко рисует с натуры. У него тяга к хаосу.
Внимание Базарову же это качество ненавистно: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает.
Когда Базаров начинает смеяться над Павлом Петровичем, Аркадий решает рассказать ему историю своего дяди, в надежде что этот рассказ вызовет в его друге сочувствие. Мы узнаем, что в жизни Павла Петровича большую роль сыграла неудачная любовь. Он по уши влюбился в таинственную женщину по имени Княгиня Р. Павел Петрович ухаживал за ней и после того, как добился, его одержимость княгиней лишь возросла.
Отвергнутый любовник
Когда его возлюбленная сбежала от Павла и своей семьи, Павел подал в отставку и последовал за ней. Он стыдился своего поведения, но ее образ слишком запал Павлу Петровичу в душу, и он не мог выбросить его из головы. Неясно, чем именно привлекла военного княгиня Р. Возможно, своей таинственностью, тем, что ее невозможно было полностью понять или завоевать.
В Бадене Павлу Петровичу удалось встретиться с ней, но через несколько месяцев княгиня сбежала снова. После этого он вернулся в Россию и делал все возможное, чтобы играть свою прежнюю роль в обществе, хотя и делал это без прежнего энтузиазма. После того как Павел Петрович услышал о том, что княгиня умерла в Париже в состоянии, близком к безумию, он постепенно утратил интерес к жизни и перестал что-либо предпринимать.
Центральный конфликт романа «Отцы и дети» – спор Базарова и Кирсанова
В то время как рассказчик замечает эти бросающиеся в глаза детали, Базаров сразу же угадывает в Павле Петровиче человека, который слишком много о себе возомнил. В глазах Евгения Васильевича его гордыня необоснованна и абсурдна. Спор Базарова и Павла Петровича, их противостояние, таким образом, начинается с самого знакомства персонажей.
«В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем»
282503 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Исход сюжетной линии
В целом Базаров относится к категории людей дела. Он не приемлет условностей и напускного аристократического этикета. Герой находится в ежедневных поисках истины. Одним из таких поисков и является спор Базарова и Кирсанова. Таблица четко показывает противоречия между ними.
Кирсанов хорош в полемике, только дальше разговоров дела не заходят. Он рассуждает о жизни простого народа, но о его истинной связи с ним говорит лишь пепельница в форме лаптя на его рабочем столе. Павел Петрович с пафосом рассуждает о служении на благо Родины, а сам при этом живет сытой и спокойной жизнью.
Из-за бескомпромиссности героев истина не рождается в романе «Отцы и дети». Спор Базарова и Кирсанова завершается дуэлью, которая демонстрирует пустоту дворянского рыцарства. Крах идей нигилизма отождествляется со смертью Евгения от заражения крови. А пассивность либералов подтверждает Павел Петрович, так как остается жить в Дрездене, хотя жизнь вдали от Родины ему дается тяжело.
Споры об искусстве и природе
С другой стороны, в дискуссии он постепенно переходит к абсурдности существования тех, у кого нет принципов, и преподносит противнику целый набор принципов из высшего общества, которые считает неоспоримыми. Хотя Павел Петрович, возможно, и стал бы это отрицать, для него все же важно не просто наличие или отсутствие ценностей как таковое. Важнее наличие или отсутствие именно аристократических ценностей. Вот о чем спорит Базаров и Павел Петрович.
«В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем»
Сам Тургенев восхищался сильной, почти магнетической личностью Базарова. Он признался, что плакал, когда описывал сцену смерти Евгения Васильевича. Характер Базарова полностью раскрывается в этой финальной сцене. Он не просто надменный молодой выскочка. Этот человек был действительно талантлив и хотел сделать что-то великое в жизни.
Спор о правильной жизненной позиции
Принципы жизни Павла Петровича сводятся к внешней стороне аристократизма. Для него это означает быть одетым с иголочки, проявлять любезность в общении. Он читает английскую прессу, следует британскому стилю. Внутренняя сторона аристократизма – генетическая связь с Родиной, коей обладали Пушкин, Толстой, Тургенев, Терещенко, Столыпин. Однако это для Кирсанова слишком сложно. | Жизненный принцип Базарова (хоть он и отрицает наличие таковых), пожалуй, все-таки имеется. Рискнем его сформулировать. Скорей всего это – «быть, а не казаться»! Ему чуждо сибаритство дворянства. Он постоянно занят трудом, при этом веря, что лучшая награда человеку – это осязаемые, весомые результаты его работы. |
Краткая история создания романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Следующим способом обрести душевное спокойствие для Кирсанова стает чтение книг. Особой популярностью у него пользовались стихи Пушкина. Часто, любуясь природой, на ум ему приходили самые разнообразные стихи и он с наслаждением прокручивал в голове знакомый текст.
Спор Базарова и Павла Петровича раскрывает новые грани личности каждого. Подробно об особенностях характеров двух героев и их взаимоотношениях читайте в данной статье.
Отчасти на сохранении романтизма сказалась его деревенская жизнь. «Он любил помечтать; деревенская жизнь развила в нем эту способность».
Любовь матери невозможно описать словами, это чувство переживается где-то глубоко в душе. Материнская любовь заставляет женщину радоваться, глядя на успехи своего ребенка, глядя на первые шаги, первые слова, первый зуб
Рефераты, дипломные, курсовые работы – бесплатно: Библиофонд!
И.С. Тургенев… С его именем связаны прекрасные произведения: “Накануне”, “Рудин”, “Ася”. С раннего детства Иван Сергеевич присутствовал в нашей жизни. Его произведение “Бежин луг” заставило полюбить и помогло лучше понять природу средней полосы России. О творчестве И.С. Тургенева, как и о стихотворениях С. Есенина, можно сказать: “Это все о России” (А. Блок).
Обширные поля, леса, старые, забытые где-то в глуши деревни, в которых — люди, неразрывно связанные с природой, олицетворяют истинно русское, светлое и чистое общение человека с природой… Все это видишь, когда читаешь Тургенева.
Увидел это и я, читая роман “Отцы и дети”. Отцы и дети… Эти два слова: в споре — часто исключающие друг друга, в жизни — находящиеся в неразрывной связи. Эта тема близка любому поколению, как близка тема старого и нового, отжившего и зарождающегося.
Именно поэтому роман “Отцы и дети” мне так близок и понятен.
В центре внимания писателя — конфликт между Евгением Васильевичем Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым.
Евгений Базаров предстает перед нами не очень учтивым, не поддающимся на разного рода лесть и похвалу человеком. Он сразу чувствует характер собеседника. Представился он просто: “Евгений Васильев”, — и сразу услышал в ответ: “…любезный Евгений Васильевич…” От таких слов лицо Базарова передернулось.
Ах, как любят у нас лицемерить! Внешность Евгения лишь подчеркивает его характер. “Длинное и худое, с широким лбом лицо… выражало самоуверенность и ум”. И вот перед Базаровым предстает Павел Петрович: “Лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое”.
Кажется, будто он всю свою жизнь только и занимался тем, что следил за своей красотой и элегантностью. О его жизни в молодости мы узнаем только, что он имел огромный успех у дам, а с одной из них у него был роман.
Не правда ли, как это напоминает Печорина, ведь у него тоже белье было прилежно выстирано, и всех он поражал своей красотой и опрятностью. Но вернемся к героям Тургенева. Узнав, что Базаров — нигилист, Павел Петрович почувствовал в нем заклятого врага.
Кирсанов пытался доказать Базарову, что тот не прав, что нельзя отрицать все, что будущее России за аристократами. Евгений отрицает даже искусство. И на первый взгляд кажется, что он вообще далек от того, что олицетворяли лучшие представители демократии России, будучи личностями очень образованными и любящими истинное искусство.
Но в следующей фразе Базаров развеял наши сомнения: “Искусство наживать деньги. ” Становится ясно, что Базаров имеет свою точку зрения на общепринятые нормы, часто отрицая их: “Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем”, — говорит Евгений. Я безоговорочно соглашаюсь с ним.
В патриархальной России нужно было отрицать все, чтобы изменить жизнь к лучшему: “…не только искусство, поэзию, но и…страшно вымолвить…” Нельзя утверждать, что у Павла Петровича нет принципов: “…но я не роняю себя, я уважаю в себе человека”. Базаров мгновенно парирует: “…
вы вот уважаете-то себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза. ” Павел Петрович не может понять, как можно все разрушать, “ведь надобно же и строить”. — “Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить”, — отвечает Евгений. Мы прекрасно понимаем, что в этих спорах побеждает Базаров, ведь время “взрослых Печориных”, представителем которых является Павел Петрович, прошло. “Новые люди” в лице Базарова являются будущими хозяевами мира.
Обсуждение проблемы устройства общества продолжается и в разговоре Евгения с Анной Сергеевной Одинцовой. Эти люди близки по духу, они сразу проявили интерес друг к другу.
Базаров увлекался только естественными науками, и лишь в этом, может быть, проявлялась его ограниченность. Он считал, что люди одинаковы, как “деревья в лесу”. Беседуя с Анной Сергеевной, Евгений открыл для себя много нового и полюбил ее.
После их встречи он говорит: “Может быть, точно, всякий человек — загадка”.
Одержав победу в идейном споре, в конце романа Базаров умирает, умирает героически, достойно.
Смерть… Сколько людей ушло из жизни, так и не достигнув тех целей, которые они ставили перед собой в молодости: Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Белинский… Какая это утрата для всей русской культуры! Но они ушли для того, чтобы никогда не погибла Россия:
Кто служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата-человека,
Только тот себя переживет.
Тургенев после выхода романа в свет писал: “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая… сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего”. Лучше Тургенева не скажешь. Могу лишь добавить, что автор очень любил своего героя, но, по-моему, не верил в будущее нигилистов, так как они ему были глубоко чужды.
На мой взгляд, Тургенев ставил цель показать несостоятельность существующих общественных отношений в России и для большей убедительности противопоставил “отцов” нигилистам. Что ж, по-моему, ему это великолепно удалось! И я совсем не согласен с мнением Герцена о том, что Базаров — сверхотрицательный герой, а Тургенев — истинный нигилист, бросивший в Базарова “первый камень”.
Где же самое правильное определение этой величайшей личности? Мне кажется, что в нем самом. Евгений Базаров не идеал, но истинной ценности героя не стоит умалять.
Я еще раз с большей силой убедился, что Евгений не напрасно прожил свою столь короткую жизнь, ведь старинная мудрость гласит: “Кто стойко и упорно отстаивает свое право, в конце концов получит его”.