С людьми мирись а с грехами бранись что означает

С людьми мирись а с грехами бранись

Пословица про примирение, ссору и ругань:

С людьми мирись, а с грехами бранись!

С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Смотреть фото С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Смотреть картинку С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Картинка про С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Фото С людьми мирись а с грехами бранись что означает С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Смотреть фото С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Смотреть картинку С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Картинка про С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Фото С людьми мирись а с грехами бранись что означает С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Смотреть фото С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Смотреть картинку С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Картинка про С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Фото С людьми мирись а с грехами бранись что означает С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Смотреть фото С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Смотреть картинку С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Картинка про С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Фото С людьми мирись а с грехами бранись что означает С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Смотреть фото С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Смотреть картинку С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Картинка про С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Фото С людьми мирись а с грехами бранись что означает С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Смотреть фото С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Смотреть картинку С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Картинка про С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Фото С людьми мирись а с грехами бранись что означает С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Смотреть фото С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Смотреть картинку С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Картинка про С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Фото С людьми мирись а с грехами бранись что означает

Смысл пословицы

Смысл этой пословицы можно понять исходя из того, что она про примирение, ссору и ругань. Дополнительную информацию можно почерпнуть из описания похожих пословиц и выражений.

Похожие пословицы и выражения

Пословицы отмеченные звёздочкой С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Смотреть фото С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Смотреть картинку С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Картинка про С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Фото С людьми мирись а с грехами бранись что означаетсодержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.

Смотрите все пословицы про примирение, ссору и ругань С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Смотреть фото С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Смотреть картинку С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Картинка про С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Фото С людьми мирись а с грехами бранись что означает

Скачать пословицу

Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.

С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Смотреть фото С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Смотреть картинку С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Картинка про С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Фото С людьми мирись а с грехами бранись что означает

Задать вопрос

Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.

Источник

§ 2. Народные раздумья о собеседовании

Общение сопровождает человека всю его жизнь. В былинах, сказках, песнях, пословицах и поговорках народ выразил свое понимание значения общения в процессе труда, определил его положительные и отрицательные качества, показал, что влияет на успех общения, какие требования следует предъявлять к участникам общения.

Осмысление народной мудрости позволяет нам лучше ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и находить наиболее верные решения.

Собеседование, общение, речь, по мнению народа, должны обогащать человека, развивать его интеллект, содержать в себе что-то новое, неизвестное, поучительное. Тогда общение приносит удовлетворение собеседникам, рождает взаимное уважение, обогащает жизненный опыт. «В чужой беседе всяк ума наберется».

Отсюда предупреждение, определяющее отношение к словам, речи, языку: «Слово не зря молвится», «Когда говоришь — думай», «Не бросай слов на ветер», «Не следует слова тратить попусту», «Не спеши языком, торопись делом», «Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь».

Содержательная, умная беседа доставляет человеку наслаждение, приносит радость, создает хорошее настроение. Народ говорит: «Красно поле пшеном, а беседа умом», «Хорошую речь хорошо и слушать».

К сожалению, нередко люди занимаются пустыми разговорами, перемывают косточки своим знакомым, сплетничают. Пословицы выражают отрицательное отношение к таким разговорам: «Говорит день до вечера, а послушать нечего», «Во многословии не без пустословия», «Много наговорено, да мало сказано».

Сколько юмора, иронии заключает в себе пословица «Из пустого в порожнее переливать». Пустое дело подобно пустому разговору. И от того и от другого никакой пользы, и то и другое не приносит радости, удовлетворения. «Наговорили, что наварили, а глянь — ан и нет ничего».

Общение — двусторонний процесс. В нем участвуют по меньшей мере два человека, и от каждого из них зависит, каким будет собеседование.

Каждый по собственному опыту знает, что собеседники бывают разные. С одними нам легко вести разговор, а с другими тяжело; одному можно рассказать обо всем, поделиться самым сокровенным, а другому даже о незначительных событиях из личной жизни поостережешься говорить. Пословицы показывают, какими качествами должен обладать собеседник, чтобы беседа приносила удовлетворение, не была в тягость.

«Умей вовремя сказать, вовремя смолчать», то есть знай меру в разговоре, не утомляй собеседника, дай возможность и ему высказаться.

Очень неприятно, когда тебя не слушают, но еще хуже, когда один из участников диалога, не дослушав, включается в разговор, и одновременно звучат два голоса. Такое общение похоже скорее на базар, а не на беседу уважающих друг друга людей. Особенно плохо, когда подобное наблюдается на заседаниях, собраниях, дискуссиях. Пословица предостерегает: «Петь хорошо вместе, а говорить порознь».

Что ценит народ в собеседнике, что порицает?

Ответ находим в пословицах: «Он на ветер слова не молвит» или «Он на ветер слов не бросает», «Он за словом в карман не полезет».

Ответственное отношение к сказанному, отсутствие пустозвонства, похвальбы, находчивость при разговоре — положительные качества говорящего.

И вновь пословица предупреждает: «Лучше ногою запнуться, нежели языком».

Но если ссоры не удалось избежать, пословицы призывают к примирению: «Всякая ссора красна миром», «С кем побранюсь, с тем и помирюсь», «Кстати бранись, а и не кстати мирись», «С людьми мирись, а с грехами бранись».

Слово браниться многозначно. Помимо значения «ссориться», оно означает «произносить бранные слова, ругаться». Отношение к брани у народа двойственное. С одной стороны, пословицы подчеркивают, что брань — обычное дело («Брань не запас, а без нее ни на час»), она особого вреда никому не приносит («Брань не дым — глаза не выест», «Брань очей не выест», «Брань на вороту не виснет»).

Брань как бы даже помогает в работе, без нее не обойдешься («Не выругавшись, дела не сделаешь», «Не обругавшись, и замка в клети не отопрешь»).

С другой стороны, пословицы поучают: «Спорить спорь, а браниться грех», «Не бранись: что исходит из человека, то его и поганит», «Брань не смола, а саже сродни: не льнет, так марает», «С брани люди сохнут, а с похвальбы толстеют», «Горлом не возьмешь, бранью не выпросишь».

Бывают и такие случаи, когда разговор переходит в ссору, ссора в брань, а брань в драку. Пословицы не одобряют такого поведения: «Языком как хочешь, а рукам воли не давай», «Браниться бранись, а рукам воли не давай», «Языком и щелкай и шипи, а руку за пазухой держи».

Как видим, пословицы призывают к сдержанности в разговоре, к уважительному отношению, к взвешенному и доказательному спору.

«Сколько ни толковать, а всего не перетолковать», «Сколько ни говорить, а с разговору сытым не быть».

Действительно, все имеет конец. И как ни интересно бывает общение, как ни забываем мы о времени, увлеченные беседой, важно не затянуть разговор, вовремя его прекратить.

Общение и общество — родственные слова. Именно объединение людей, их совместная работа, добывание пищи, защита от нападений, стихийных бедствий и породили необходимость общения. Слово общение (как и общество) восходит к слову общий. Это не случайно. При общении должны быть: общая необходимость и заинтересованность в переда

че и получении информации; общая тема разговора; общий язык, с его системой звуков и знаков, с особым «голосом», позволяющим передать тончайшие оттенки мыслей и чувств человека.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Назовите основные условия эффективности разговора. Какие стороны общения отражены в пословицах и поговорках? Как народ характеризует участников разговора? В каких пословицах выражено отношение народа к слову?

Источник

С людьми мирись, а с грехами бранись!

Смысл пословицы

Смысл этой пословицы в том, чтобы не позволять чему-то или кому-то портить дружелюбное отношение к людям, а нетерпимость следует проявлять по отношению к своим недостаткам.

С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Смотреть фото С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Смотреть картинку С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Картинка про С людьми мирись а с грехами бранись что означает. Фото С людьми мирись а с грехами бранись что означает

Толкование пословицы «С людьми мирись, а с грехами бранись!» по словарю Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.

1. Соединяет предложения или члены предложения, выражая противопоставление, сопоставление. Он поехал, а я остался. Пиши ручкой, а не карандашом. Красив, а не умён.

2. Присоединяет предложения или члены предложения со значением добавления чего-н. при последовательном изложении, со значением пояснения, возражения, усиления, перехода к другой мысли. На горе дом, а под горой ручей. Было бы болото, а черти найдутся ( посл. ). Что ты сегодня делаешь? а завтра? Он не виноват. А кто же виноват, если не он?

3. употр. в начале вопросительных и восклицательных предложений, а также в начале речи для усиления выразительности, убедительности (часто в сочетании с местоимениями, наречиями, другими союзами). А как нам будет весело! А всё-таки я не согласен.

А то! (а то как же!) ( прост. ) в ответной реплике выражает: 1) уверенное согласие, подтверждение. Замёрз? А то! Мороз на дворе; 2) ироническое несогласие, отрицание. Он пойдёт? А то! Дожидайся!

1. Обозначает вопрос или отклик на чьин. слова. Пойдём гулять, а? Почему ты не отвечаешь? А? Что такое?

2. Усиливает обращение. Ваня, а Ваня!

3. [ произносится с различной степенью длительности ]. Выражает уяснение, удовлетворенное понимание. А-а, так это были вы! Почему ты не звонил? Не работал телефон! А-а! А-а, так вот в чём дело!

А 3 [ произносится с различной степенью длительности ], межд. Выражает досаду, горечь, а также удивление, злорадство и другие подобные чувства. Что я наделал? А-а! А, попался!

1. с кем. Бранить друг друга, ссориться.

2. Выражать своё недовольство в грубых, резких словах.

1. У верующих: нарушение религиозных предписаний, правил. Покаяться в грехах. Отпущение грехов. Вольный, невольный г. Тяжкий, смертный г.

2. То, что лежит на совести, отягощает её как чувство вины. Г. на душе лежит. Взять г. на душу. Снять г. с души. Все мы не без греха.

3. Предосудительный поступок. Вспомнить о грехах прошлого. Грехи молодости ( шутл. ). Не клади плохо, не вводи вора в грех ( посл. ).

4. в знач. сказ., с неопр. Грешно, нехорошо ( разг. ). Над старостью смеяться г. Г. обижаться (нельзя, не стоит обижаться, быть недовольным).

• Грех пополам ( прост. ) придётся обоим отвечать за какуюн. вину, ошибку.

Долго ли до греха ( разг. ) легко может случиться беда.

И смех и грех ( разг. ) и смешно и досадно.

Как на грех ( разг. ) как будто нарочно.

Как смертный грех (страшен, некрасив кто-н.) ( разг. ) очень страшен, некрасив.

От греха (подальше) ( разг. ) во избежание неприятности.

С грехом пополам ( разг. ) кое-как, еле-еле.

Что или нечего греха таить ( разг. ) нужно, следует признаться.

1. с кем. Прекращать вражду, восстанавливать согласие, мирные отношения.

2. с чем. Терпимо относиться к чему-н. м. с неудобствами.

I. с род. п., кого-чего.

1. употр. при обозначении места, предмета, от к-рого отделяется, удаляется, отходит что-н. Упасть с лестницы. Снять с полки. Сбросить с плеч. Уйти с работы.

2. употр. при обозначении места, сферы действия, откуда исходит что-н., откуда приходит кто-н. Шум с улицы. Вернуться с вокзала. Вход с переулка.

3. употр. при обозначении лица или предмета по его происхождению, пребыванию гден. Письмо с родины. Рабочий с инструментального завода.

5. употр. при обозначении того, с чего (с кого) начинается, от чего (от кого) исходит что-н. Привязан с детства. Начнём с вас. Занят с утра. Вступить в бой с марша. Влюбиться с первого взгляда. Ходить с туза.

7. употр. при обозначении того, что (кто) служит образцом, оригиналом, источником чего-н. Писать портрет с кого-н. Копия с картины. Перевод с польского языка.

8. кого. употр. при указании на достаточность чего-н. для кого-н. Довольно с тебя. Хватит с вас.

9. чего. На основании чего-н., следуя чему-н. Делать что-н. с чьегон. разрешения, позволения, одобрения. Уехать с позволения руководителя.

10. чего. По причине, вследствие чего-н. Сгорать со стыда. Сказать со злости. Устать с дороги.

11. чего. При помощи, посредством чего-н., каким-н. способом. Взять с боя. Кормить с ложечки.

II. с вин. п., кого-что. Указывает на приблизительность меры, количества. Прожить с месяц. Величиной с дом. Ростом с меня.

1. Указывает на совместность, участие в одном и том же действии или состоянии двух или более лиц и предметов, а также на сопровождение одного лица или предмета другими при совершении какого-н. действия, при каком-н. состоянии. Мы с ним. Отец с матерью. Взять с собой. Говорить с друзьями. Согласиться с кем-н. Поссориться с кем-н.

2. Указывает на соединение, скрепление одного и другого, а также на смежность, близость. Граничить с Францией. Связать один пакет с другим. Соединить концы провода друг с другом.

3. Указывает на наличие чего-н. в чёмн., обладание чем-н. Пирог с начинкой. Хлеб с маслом. Человек с талантом. Девочка с косичками. Идти со знаменем. Приехать с поручением.

4. чем. употр. при обозначении явления или состояния, к-рым сопровождается какое-н. действие. Слушать с улыбкой. Читать с удовольствием. Найти с трудом.

6. Указывает на то (того), что (кто) является объектом действия или состояния. Справиться с трудностями. Внимательно обойтись с посетителем. Поспешить с отъездом. С работой обстоит хорошо. Плохо с сердцем.

7. употр. при обозначении субъекта состояния. С ним случилась беда. С женщиной обморок.

8. чем. При наступлении чего-н. С годами вкусы меняются. С приездом отца жизнь изменилась. С возрастом характер исправился.

9. чем. употр. при обозначении цели действия. Пришёл с просьбой. Явиться с докладом.

1. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Ч. разумный (в зоологической систематике: вид в отряде приматов; спец. ). Первобытный ч. (исторический предок современного человека). Биологическая природа человека. Духовный мир человека. Я ч., и ничто человеческое мне не чуждо (афоризм). Ч. это звучит гордо (афоризм). Рабочий ч. Учёный ч. Честный ч. Пять человек. Ч. с большой буквы (высоких моральных достоинств). Молодой ч. (о юноше, молодом мужчине, обычно в обращении). Будь человеком! (веди себя по-человечески; разг. ). Вот ч.! (о том, кто вызывает удивление теми или иными своими качествами, поступками; разг. ). Все мы люди, все человеки (никто не лишён человеческих слабостей; шутл. ).

2. В России при крепостном праве: дворовый слуга, служитель, лакей, а позднее официант, слуга.

Толкование пословицы «С людьми мирись, а с грехами бранись!» по словарю Даля В.И.

Источник

Словари

| Вина или проступок; ошибка, погрешность; более грешок, грешки. За ним есть этот грешок, водится грех. Плохо не клади, в грех не вводи. На грех мастера нет.

| Беда, напасть, несчастье, бедствие, подразумевая: за грехи наши. От греха не уйдешь. Чья беда, того и грех, убыток. Это мой грех, я виноват. Мой грех до меня дошел, я покаран за вину свою. Грех да беда на кого не живет? Не бойся кнута, а бойся греха. Грех попутал. Есть тот грех. С грехом пополам, так-сяк, кой-как. Грех пополам, убыток. Экой грех стался, деньги пропали! Грех денежный, беда, от которой можно отделаться деньгами.

| Творить или создавать грех, проступок, преступление, где его в сущности нет, напр. неуместными распоряжениями, неисполнимыми постановлениями и пр. Грехотворничанье, грехотворство, действие это; согрешение;

| введение в грех других, неуместными законами, запретами, порядками. Грехотворный, о человеке: согрешаюший;

| о распорядке, законе: вводящий в грех. Грехотвор, грехотворец или грехотворник муж. грехотворка, грехотворица, грехотворница жен. кто грехотворит, в обоих значениях. Грехоспасительный, грехоочистительный, спасающий, очищающий от греха.

1) У верующих: нарушение религиозных предписаний, проступок против установлений церкви.

Как мог ты, сильный и свободный, забыть у ласковых колен, что грех карают первородный уничтожение и тлен (Ахматова).

прегреше́ние (устар.), согреше́ние

2) перен., разг. Предосудительный поступок, нарушающий какие-л. нормы, правила поведения; что-л. достойное осуждения.

Русские боятся греха мысли, даже когда они не признают уже никакого греха (Бердяев).

гре́шный (грешный человек), грехо́вный (греховное деяние), безгрехо́вный, безгре́шный, грехопаде́ние, греши́ть

Современная форма слова восходит к общеславянскому * grěchъ (др.-рус. и ст.-слав. грѣхъ ‘ошибка’, ‘грех’).

Большая разница, не хочет человек грешить или не умеет.

Страшен не грех, но бесстыдство после греха.

После смерти нас встречают два вопроса. Злой ангел спрашивает: «Как он жил?», милосердный Создатель спрашивает: «Как он умер?» Творец берет последнюю слезу умирающего и погашает ею все грехи, записанные на его жизненной таблице.

Если бы все мы исповедались друг другу в своих грехах, то посмеялись бы над тем, сколь мало у нас выдумки. Если бы все мы раскрыли свои добродетели, то посмеялись бы над тем же.

Грехи бывают разного обряда.

Христианство много сделало для любви, объявив ее грехом.

Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать.

Для чистых все чисто.

Не спеши обращать грешников прежде, чем они согрешат.

Хуже всего грехи, не доведенные до конца.

Грех сотворен человеком, но вкус у него божественный.

Во всем, что касается грехов, следует тщательно следить за модой.

Видоизмененная Лилиан Хеллман

Состояние невинности заключает в себе зародыши всех будущих грехов.

Что может быть невинней первого греха?

Жаль, что пить воду не грех. А то какой вкусной она бы казалась!

Грех, совершенный ради нас, не может быть тяжким.

Все оригинальные мысли и оригинальные грехи случились до вашего рождения с людьми, которых вы не имели возможности знать.

Грех предаваться унынию, когда есть другие грехи.

Люди не смогли даже выдумать восьмого смертного греха.

Люди наказываются не за грехи, а наказываются самими грехами. И это самое тяжелое и самое верное наказание.

Бог вездесущ. Не потому ли его так трудно найти?

В плохие времена мыслящие оказываются инакомыслящими.

Важнейшим продуктом рыночного хозяйства является потребитель.

Если ты приобрел имя, совершенно неважно, как тебя зовут.

Мертвых солдат той армии, которая выиграла войну, называют героями.

Многие памятники представляют собой окаменевшую историческую ложь.

Ничто так не усредняет, как хорошее среднее образование.

Пороки отдельных людей называют грехами. Пороки целого народа называют национальным характером.

Счастье можно удержать, только передавая его дальше.

Эгоисты вместо «Отче наш» говорят «Мой бог».

Нельзя же на том основании, что человеку смеяться естественно, все делать предметом смеха. И лошадь ведь, которой ржать естественно, не на все ржет.

Как праведников может быть много, так и пути спасения их многочисленны.

Можно быть верующим и без науки; зато уразуметь существо веры неуч не в состоянии.

У обученных и чувства более изощренны.

От доказательств (…) вера тверже быть не может.

Страх Божий заключается в боязни греха (…). Не самого Бога боюсь я, а боюсь низвержения с лона Его.

Человек добродетельный (…) (живет) на границе, отделяющей природу бессмертную от смертной.

Вожделение не происходит от тела, хотя и удовлетворяется телом.

Человек должен стремиться к познанию Бога не из-за желания спастись, но ради божественной красоты и величия, святости, превосходства и сверхъестественности самого этого знания.

Нет познания, которое не имело бы связи с верой; равно как нет и веры, которая не зависела бы от познания.

Вера есть слух, ухо души.

Поститься (…) значит (…) воздерживаться от всякого вообще зла, будет ли оно состоять в деле, в слове или даже в мысли.

Молитва есть собеседование с Богом.

Мудрец истинный убежден в такой истине: «Все в этом мире идет к лучшему».

Верующий (…) простой навык в добродетели обращает во вторую свою природу.

Следует обращаться к Богу с молитвами, только достойными Бога.

Соприкосновение с грехами чужими заразительно.

Кто предпринимает великие дела, подвергается и великим искушениям.

Источник

Об отношении к страстям. Свт. Игнатий Брянчанинов

Иногда приходится слышать роптание людей на Бога- «Где он? «.»Оставил мир». «Всё в мире несправедливо» и так далее. При этом такой человек отрицает само понятие греха:- «Да какой там грех!? Все так живут. Здесь иначе жить нельзя». Или же- «Надо бороться со злом».
И начинает человек бороться с «несправедливостью», ещё более наполняя мир злом. Забывая, что такую борьбу в истории уже ни раз проходили.
«Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим. «.

Мир нужно строить только в себе. Тогда и вокруг всё устроится.

Страсть /Толковый словарь В. Даля/

из книги «Аскетические опыты». Игнатий Брянчанинов

Отношение христианина к страстям его

Некоторый великий подвижник сказал: “должно терпеть свои недостатки точно также, как терпим недостатки других, и снисходить душе своей в ее немощах и несовершенствах. Вместе с этим не должно предаваться нерадению: должно заботиться усердно о исправлении и усовершенствовании себя [1]”.

“Не возмущайся, не приходи в недоумение, сказал некоторый святой Отец, когда увидишь в себе действие какой либо страсти. Когда восстанет страсть, подвизайся против нее, старайся обуздать и искоренить ее смирением и молитвою [2].

Смущение и недоумение, при открывшемся действии страсти, служит доказательством, что человек не познал самого себя [3].

При свете Слова Божия рассмотрим отношение наше к страстям и немощам нашим, чтоб получить правильное понятие о себе и, на основании правильного понятия о себе, правильно управлять собою.

Человек в беззакониях зачинается, рождается во грехах: [4] следовательно страсти или греховные недуги души и тела свойственны нашему падшему естеству.

Страсти — иначе грех, в обширном значении этого слова. Апостол, когда говорить о грехе, живущем в человеке [5], разумеет под словом грех заразу злом всего естества человеческого, разумеет страсти. Это состояние называется также состоянием плотским [6] и смертью [7].

Человек, до искупления рода нашего Спасителем, не мог противиться страстям, хотя бы и хотел: они насильно увлекали его; они властвовали над ним против воли его. Христианин, при посредстве святого Крещения, свергает с себя иго страстей; он получает силу и возможность противиться страстям, попирать их [8]. Но и искупленному человеку, человеку обновленному, помещенному в духовном раю — в Церкви — предоставлена свобода: по произволу своему, он может или противиться страстям и победить их о Господе, или покоряться и поработиться им. Так и в чувственном раю предоставлено было на произвол первозданному человеку или повиноваться заповеди Божией, или преслушать её.

Каждое сопротивление, оказанное требованию страсти, ослабляет её; постоянное сопротивление низлагает её. Каждое увлечение отрастаю усиливает её, постоянное увлечение страстью порабощает страсти увлекающегося ею.

Сопротивление христианина страстям должно простираться до распятия плоти со страстьми и похотьми [9]; оно должно простираться в избранных духовных борцах до пролития крови: отдай кровь и прими Дух [10]. Только пострадавший плотию преста от греха [11]. Это значит: только злостраждущий по телу в вольных или невольных подвигах способен противостоять греховным пожеланиям плоти, подавить и заглушить их в себе. Тело упокоеваемое и лелеемое разнообразною негою и угождениями ему — вместилище страстей.

Пострадавши и распявшийся за нас Богочеловек требует от учеников и последователей Своих, чтоб они подражали Его страданиям, чтоб пожертвовали всем временным для вечного, тленным для нетленного, чтоб были учениками и последователями Богочеловека самою жизнью.

Необходим подвиг для христианина; но не подвиг освобождает христианина от владычества страстей: освобождает его десница Вышнего, освобождает его благодать Святого Духа.

Обузданием и умерщвлением плоти, трудами благочестия при тщательном соблюдении евангельских заповедей доставляется христианину истинное смирение. Истинное смирение заключается в полном самоотвержении, в полной преданности Богу, в непрестанном служении Богу. Такое смирение привлекает в душу Божественную благодать. Божественная благодать, осенивши душу, преподает ей духовное ощущение, — и страсти, эти ощущения и влечения плотские и греховные, остаются праздными [12].

Действие страстей, услаждающее человека плотского, тягостно, мучительно для человека духовного, — возбуждает в нем сильнейшее отвращение. При малейшем появлении или возбуждении страсти, бежит он от нее, как от хищного, лютого зверя, как от убийцы, бежит под покров молитвы; под покров евангельского учения, под покров Божий.

Душа, не возделанная евангельскими заповедями, и тело, не возделанное трудами благочестия, не способны быть храмом Божественной благодати, храмом Святого Духа.

Сущность подвига заключается в исполнении заповедей. Не обуздывающий своего тела трудами, постом, бдением, молитвенными стояниями, и потому предоставляющий господствовать в себе плотскому мудрованию, питающий и поддерживающий в себе страсти, не возможет соделаться исполнителем заповедей.

Страсти, пребывая в христианине, постоянно принуждая его быть на страже, постоянно вызывая его на борьбу, содействуют его духовному преуспеянию. Зло, по премудрому устроению Божественного промысла, содействует благому намерением неблагим: сказал это преподобный Макарий Великий [13].

Жесткий и тяжеловесный жернов стирает зерна пшеницы в муку, пшеницу соделывает способною к печению из нее хлебов. Тяжкая борьба со страстями стирает сердце человека, сминает надменный дух его, заставляет сознаться в состоянии падении, опытно обнаруживая это состояние, — заставляет сознаться в необходимости искупления, уничтожает надежду на себя, переносит всю надежду на Искупителя.

Должно веровать, что в первородном грехе заключается семя всех страстей, что мы родимся с наклонности ко всем видам греха: и потому не должно удивляться проявление и восстанию ни одной страсти, как чему нибудь необыкновенному и странному.

По свойствам души и тела, по влиянию обстоятельств, в одном человеке действует и развивается с особенною силою одна страсть, в другом — другая: в ином заметна особенная наклонность к сребролюбию, в другом объедению; один увлекается плотским вожделением, другой жаждою суетных почестей. Неувлекающийся какою-либо страстью не должен думать что нет в нем этой страсти: только не было случая к обнаружение ее.

Постоянно должно быть готовым к противодействую всем страстям. В особенности должно бодрствовать против страсти преобладающей, проявляющейся чаще других страстей, наиболее беспокоящей человека.

Страсти, свойственные падшему естеству, различаются величайшим различием от страстей, усвоиваемых произвольно каждым человеком. Сила вторых несравненно значительнее силы первых. Но покаяние, как всемогущее врачевство, преподаемое всемогущим врачом — Богом, врачует человека, произволящего употребить законно это врачевство, врачует со всей удовлетворительностью от всех греховных недугов.

Некоторые страсти служат началом и причиною для других страстей; таковы: объедение; нега, развлечения, роскошь, сребролюбие, славолюбие, неверие. Последствия их: сладострастие, печаль, гнев, памятозлобие, зависть, гордость, забвение Бога, оставление добродетельного жительства.

В духовном подвиге должно преимущественно вооружаться против начальных страстей: последствия их будут уничтожаться сами собою. Отрекшийся от телесных наслаждений, от человеческой славы, от любостяжания, от рассеянной жизни, не будет предаваться гневу и печали, не обуяет его ни гордость, ни зависть; беспрепятственно будет он шествовать по пути заповедей Божиих к спасению, к обширному Богопознанию, доступному для одних чистых сердцем.

Вождь всех страстей — неверие. Оно отверзает вход в душу и сребролюбию, и честолюбию, и скверным вожделениям, и гневу, и печали, и исполнению зол — отчаянию.

Вождь и дверь всех истинных христианских добродетелей — вера.

Страсти живут тайно в людях, проводящих рассеянную, невнимательную жизнь; по большей части они удовлетворяются ими, по большей части не примечаются ими, по большей части оправдываются, — часто признаются за чистейшие, возвышеннейшие добродетели.

Один истинный христианин, постоянно внимающий себе, поучающийся в законе Господнем день и ночь, старающийся исполнять евангельские заповеди со всею тщательностью, может увидеть свои страсти. Чем более он очищается и преуспевает: тем более страсти обнаруживаются пред ним. Наконец пред взорами ума, исцеленного Евангелием, открывается страшная пропасть падения человеческого. Христианин видит в себе падение человечества, потому что видит свои страсти. Страсти — знамение греховного смертоносного недуга, которым поражено все человечество.

В какое положение приводит христианина зрение страстей своих, своего падения? — приводит в плач о себе, в плач горький, неутешный. Никакая земная радость не может остановить, прервать этого плача. Одна Божественная благодать останавливает его по временам, преподавая плачущему и растерзанному сердцу надежду спасения, духовное успокоение и небесное наслаждение, истекающие из мира Христова.

В какое положение приводит христианина открывшееся в нем действие страстей? — оно восставляет его к усиленной брани против страстей. Подвижник Христов усугубляет свои молитвы, свой пост, свои бдения, свои коленопреклонения, и, показуя умственно бедствия свои Богу, ходатайствует неизреченным сокрушением и болезнью сердца о помиловании. Аз же, говорит Божественный Давид, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится. Плача и сетуя тако смиряхся [14].

Чем обнаруживаются страсти? — помыслами, мечтаниями и ощущениями греховными. Помыслы и мечтания иногда внезапно являются уму, иногда татебным образом подкрадываются к нему; подобно этому возникают и ощущения в сердце и теле. Греховные помыслы, мечтания и ощущения влекут к совершению греха на самом деле, или, по крайней мере, к услаждению и пленению греховными помыслами, мечтаниями, ощущениями, к совершению греха в воображении и чувстве.

Подвижник Христов должен отречься не только от совершения греха делом, но и от совершения его в воображении и чувстве. Каждая страсть усиливается от услаждения ею, от исполнения беззаконных требований и представлений ее тайными душевными движениями. Страсть, исполненная на самом деле, или насажденная в душу долговременным сочувствием ей и питанием ее, получает владычество над человеком. Нужно много времени, нужен кровавый подвиг, нужно особенное Божие милосердие, особенная Божия помощь, чтоб свергнуть иго страсти, принятой произвольно, получившей власть над человеком, или от падения человека в смертный грех, или от преступного, произвольного наслаждения грехом в сокровенном душевном чертоге, посвященном Христу.

Невозможно, чтоб страсти, живущие внутри человека, не обнаруживались в его помышлениях, словах и действиях. Эти обнаружения страстей, когда сопровождаются каким бы то ни было увлечением, называются и признаются падениями [15] на поприще истинного христианского подвижничества, стремящегося к совершенству. Врачуются они немедленным покаянием.

Такие падения — неотъемлемая принадлежность ветхости ветхого Адама: человеческого естества, падшего и зараженного грехом. Особливо новоначальный подвижник не может не увлекаться греховными помыслами, мечтаниями и ощущениями; он не может не согрешать греховными помыслами, мечтаниями и ощущениями; он не может не согрешать словом и самым делом. Согрешения эти врачуются немедленным покаянием. Не говорится здесь о падениях в смертные грехи и о произвольно греховной жизни, которая вся — падение: здесь говорится о падениях легких от немощи, называемых грехами простительными, от которых и самые праведники не были вовсе свободны.

Свидетельствует Писание: седмерицею падет праведник, и восстанет покаянием [16]. Соответственно очищению покаянием уменьшаются увлечения, но вместе они делаются утонченнее, неприметнее, обольщают и обманывают иногда мужей, исполненных Божественной благодати [17]. Увлечения эти охраняют от превозношения, служат причиною смирения, удерживают на спасительной пажити покаяния [18].

Смотря на себя из такого познания себя, должно хранить мир душевный, никак не смущаться и не унывать, не приходить в недоумение, когда откроется в нас действие страстей. Иногда действие это бывает легким, иногда очень сильным. Мужественно воспротивимся страстям.

Не престанут они восставать и нападать на нас до гробовой доски! И мы приготовимся к пожизненному сопротивлению им, в твердом убеждении, что не можем быть постоянными победителями страстей, что по естественной необходимости мы должны подвергаться невольным побеждениям, что самые эти побеждения споспешествуют преуспеянию, когда поддерживают и усиливают в нас покаяние и рождающееся из него смирение.

Не будем доверять нашим победам над страстями, не будем восхищаться этими победами. Страсти, подобно орудующим ими демонам, лукавы: они представляются побежденными, чтоб мы превознеслись, и чтоб по причине, нашего превозношения победа над нами была удобнее и решительнее.

Приготовимся смотреть на наши победы и побеждения одинаково: мужественно, хладнокровно, беспристрастно.

Увлекся ли ты мечтаниями греховными, усладился ли греховными помыслами, произнес ли праздное, безрассудное слово, употребил ли много пищи, или сделал что другое, подобное этому, — не возмущайся, не малодушествуй, не прилагай вреда ко вреду [19]. Покайся немедленно пред сердцеведцем — Богом, старайся исправиться и усовершенствоваться, убедись в необходимости строжайшего наблюдения за собою, и, сохраняя спокойствие души, с твердостью и настойчивостью продолжай духовный путь твой.

Спасение наше — Бог наш, не наши дела. Делами веры, то есть исполнением евангельских заповедей, мы доказываем истину нашей веры и верность нашу Богу.

Не обращай внимания на помыслы ложного смирения, которые по увлечении и падении твоем внушают тебе, что ты невозвратно прогневал Бога твоего, что Бог отвратил лице Свое от тебя, оставил, забыл тебя. Познай источник этих помыслов по плодам их. Их плоды: уныние, ослабление в духовном подвиге, а часто и оставление его навсегда или на продолжительное время.

Если человекам доступно познание, что каждому подвижнику на продолжительном и многотрудном поприще духовного подвига непременно предлежат и победы и побеждения, что невозможно ограниченности, немощи, греховности нашим не выражаться проявлениями: тем более ведает это Создатель наш и установитель подвига — Бог. С милосердием взирает Он на преткновения Своего подвижника, и за великодушное постоянство и верность готовит ему венец правды, победы, славы.

Вожделенна чистота сердца и тела! Ею зрится Бог [20]. Чистота эта приобретается постоянным и многотрудным подвигом против нечистоты. Для вступления в подвиг против нечистоты необходимо, чтоб она открылась пред взорами ума. Открывается она помыслами, мечтаниями, ощущениями плотскими. Никогда не боровшийся против нечистоты, неведающий ее, признающий себя чистым, находится в самом опасном самообольщении, способен неожиданно для себя и внезапно низвергнуться в пропасть смертных согрешений: нечистота есть неотъемлемая принадлежность падшего естества, а чистота — дар благодати Божией, привлекаемый правильным трудом человека к очищению себя.

Величайшая разница — согрешать намеренно, по расположению к греху, и согрешать по увлечению и немощи, при расположении благоугождать Богу. Величайшая разница — проводить греховную жизнь, проводить жизнь, удовлетворяя всем пожеланиям, всем страстям своим, и претыкаться по причине немощи, ограниченности, по причине греховной заразы, шествуя по пути Божию.

Человеколюбец — Бог, иже всем человекам хощет спастися, и в разум истины приити [21], попустил служителям Своим, попустил возлюбленным Своим, на все время земного странствования их, борьбу с внешними и внутренними скорбями. Борьба со страстями и страдания, прозябающим из этой борьбы, несравненно тягостнее всех искушений извне. Томление и подвиг, в которые возводится христианин невидимою, внутреннею борьбою, восходит значением своим к подвигу мучеников. Дай кровь и приими Дух, повторяем изречение Отцов, ознакомившихся опытно с этою борьбою. Иго такого подвига несут одни тщательные исполнители заповедей Евангелия, одни истинные служители Христа. “Исполнение заповедей научает человека его немощи”, сказал преподобный Симеон [22]. На познании и сознании немощи зиждется все здание спасения.

Странный ход дела для поверхностного взгляда! Исполнение заповедей научает человека его немощи”. Но это — слова опыта. Только при тщательном исполнении заповедей Христовых человек может увидеть множество страстей своих; только при тщательном исполнении заповедей Христовых человек может убедиться в совершенном бессилии ветхого Адама для деятельности нового, в справедливости определения, произнесенного духовным законом, определения, что этот закон может быть исполнен единственно щедротами Христовыми [23].

Во всемогущей деснице Промысла самый грех, живущий внутри человека, объявший все существо его, объявший все члены души и тела, содействует его преуспеянию, если этот человек — истинный христианин.

Нищета духовная, сознание своего падения, сознание необходимости в Искупителе, стремление всем существом к исповеданию искупившего нас Сына Божия и Бога, Господа нашего Иисуса Христа — плоды борьбы со страстями. Эти плоды — залог вечного блаженства.

Нищета духовная, падение человечества, живое исповедание Искупителя неизвестны сыну века сего. Он работает страстям, признает в себе обилие достоинств, видит добродетели, — и, или ничего не ожидает на небе, не помышляя никогда о небе, или ожидает там наград, как долга, ожидает по причине глубокого неведения о единственной добродетели, награждаемой на небе. Добродетель эта — христианство.

Раб Божий, исполняя евангельские заповеди, более и более открывает в себе страсти, и в то время, как благодать Святого Духа образует в нем блаженные духовные состояния, нищету духа, плач, кротость, милость, целомудрие, духовный разум, он признает себя грешником из грешников, несоделавшим никакого добра, виновным в бесчисленных согрешениях, достойным вечной муки в геенне огненной за непрестанное нарушение заповедей Божиих.

Святые Отцы, видя в себе прозябающим плод духовный от борьбы со страстями, не желали прекращения этой борьбы; они желали претерпевать в ней доблественно, великодушно [24]. Блаженные! они не искали другого совершенства, кроме совершенства в смирении; они не искали обрасти надежду спасения в чем либо своем, искали обрасти ее во Христе. Где нет смирения, там нет христианских добродетелей, а где истинное смирение, там все добродетели во всей полноте их; там — Христос; там страсти и орудующий ими враг диавол ничтоже успеют на служителя Христова, и сын беззакония, грех, не приложит, грех, не преложит озлобити его [25].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *