С пирамидами в египте действительно что то не так
«Они оказались совершенно беззащитными» Пирамиды Египта простояли тысячи лет, но скоро могут погибнуть. Что им угрожает?
Статуя Большого сфинкса на западном берегу Нила в Гизе. Фото: Khalil Hamra / AP
Египетские пирамиды и Большой сфинкс — самые древние строения в мире и единственные из семи чудес света, сохранившиеся до настоящего времени. Они простояли несколько тысяч лет, но сейчас им угрожает гибель. Как сохранить бесценное наследие Древнего Египта для будущих поколений? Существовал ли возле Великих пирамид второй сфинкс? Что мешает жителям современного Египта считаться полноценными наследниками великой цивилизации долины Нила? Обо все этом «Ленте.ру» рассказал кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН, член Международной ассоциации египтологов Роман Орехов.
«Воплощение бога-предка Атума»
«Лента.ру»: В прошлом интервью «Ленте.ру» про пирамиды Древнего Египта вы сказали, что их строительство «консолидировало население вокруг власти фараонов и скрепляло единство страны». Сооружение Большого сфинкса тоже было своего рода национальным проектом фараонов? Известно, когда этот огромный памятник появился на плато Гиза?
Роман Орехов: Он появился во времена царствования фараона Хуфу. Об этом факте косвенно свидетельствует памятник XXVI династии, так называемая «Стела дочери Хеопса» («Инвентарная стела»).
Сфинкс — это воплощение бога-предка Атума, берущего под свое покровительство местность, выбранную для строительства царского некрополя. Сфинкс олицетворял идею передачи царственности — умирая, он передавал силы новому царю. Сейчас большинство египтологов сходятся во мнении, что фараон, повелевший создать эту скульптуру, в ее облике хотел увековечить собственный образ.
Многие считают, что это был фараон Хафра.
Я думаю иначе, мне ближе точка зрения германского египтолога Райнера Штадельмана и болгарского исследователя Васила Добрева. Штадельман, в частности, считает, что скульптурный канон, на основе которого высечен сфинкс, восходит не к правлению Хафры (Хефрена), а к эпохе его отца Хуфу (Хеопса). По мнению Райнера Штадельмана, изначальный проект подразумевал строительство двух сфинксов: один должен был охранять эту территорию с южной стороны, а другой — с северной.
Известный нам сфинкс стоит с юга плато Гиза, а где тогда северный его собрат?
Неизвестно: либо он не сохранился, либо его вообще не успели построить. Сохранившийся сфинкс был воздвигнут в каменоломнях Хуфу, то есть в том месте, где рабочие брали камень для строительства самой пирамиды. Но на самом деле все эти споры относительно того, чей лик воспроизводит сфинкс, не имеют значения. Важно то, что он воплощал собой бога-создателя, оберегавшего место упокоения фараонов.
Почему сфинкс сооружен в виде льва с головой человека, да еще с негроидными чертами лица?
Изображение фараона в виде льва — это древняя египетская традиция, в этом нет ничего удивительного. Что касается негроидных признаков, то они в той или иной степени присущи всем древним египтянам, особенно южанам (жители севера антропологически были ближе к европеоидам). Взять, например, изображения фараона Джосера — у него темная кожа и типичный негроидный рот. Но здесь стоит сразу оговориться, что египтяне не придавали цвету кожи абсолютно никакого значения.
Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре
У сфинкса имелась борода?
По этому вопросу ученые тоже до сих пор спорят. Я отношусь к тем, кто считает, что изначально сфинкс был безбородым и она у него появилась в более позднее время. Чтобы не возникло дисбаланса в весе, борода опиралась на основание скульптуры, на туловище сфинкса.
Когда эта борода исчезла?
Документально это нигде не зафиксировано, но это могло случиться в любое время — в правление греческих Птолемеев, при римском владычестве или уже при арабах. Фрагменты бороды нашли возле сфинкса относительно недавно.
«Общее достояние нашей цивилизации»
Нынешние жители страны ощущают свою преемственность с Древним Египтом? Я говорю про арабов, а не коптов — прямых потомков строителей пирамид.
Такое представление можно встретить разве что в элите местного общества. Для большинства населения, к сожалению, это наследие чуждо, люди воспринимают его чисто утилитарно, с точки зрения полезности в плане извлечения доходов. Хотя многие современные египтяне все же понимают, что они выживают благодаря великому прошлому своей страны.
В предыдущем интервью вы говорили, что огромное количество артефактов Древнего Египта погибло во время его завоевания арабами, которые переплавляли ценности в золото. Можно ли сказать, что именно с их приходом непрерывная египетская цивилизация закончилась? Разве нынешний Египет не представляет собой совсем иной мир с совершенно другой культурой?
Сказать, что наследие Древнего Египта полностью исчезло, забыто и растворилось в исламской цивилизации, было бы преувеличением. Но в целом вы, конечно, правы. Мусульманская культура — это не культура знака, это культура слова.
Она представляет собой культуру устной проповеди, но не буквы, изображения или иного знака. Как известно, ислам полностью отрицает изображения и знаки, но культура Древнего Египта целиком и полностью основана на изображении — на иероглифах, рисунках и прочих символах. Поэтому мусульманская религия сильно способствует отторжению нынешних жителей Египта от его древнего прошлого.
Из-за запрета изображений?
Дело даже не в этом, все сложнее. Воспитанные в мусульманских традициях, нынешние египтяне не воспринимают изображения, просто не считывают их.
Сейчас, конечно, благодаря прогрессу ситуация постепенно меняется. Сначала признания в исламском обществе, хотя не сразу и с трудом, добились фотография и кинематограф, а теперь появились социальные сети (правда, и там преобладают контакты посредством голосовых сообщений, а не текстовых).
Удивительно, но совсем другая ситуация в Иране — это тоже мусульманское государство, но там не утратили неразрывной связи со своим доисламским прошлым. И хотя многие считают политический режим в этой стране жестким и даже теократическим, но там любят и ценят свою древнюю культуру. В Иране подрастающее поколение целенаправленно воспитывают в уважении к своему наследию — к Персеполю, столице державы Ахеменидов, относятся примерно так же, как к шиитским святыням. Современные иранцы туда ездят не как туристы, а почти как паломники.
Что нового наука еще может узнать про тайны египетских пирамид?
Я думаю, нас ждет еще немало неожиданных открытий. Ведь наука никогда не стоит на месте. Любой вновь найденный артефакт позволяет взглянуть на Древний Египет с нового ракурса. Конечно, значительная часть работы по исследованию его истории уже проделана. Сейчас про Египет опубликовали больше книг (самого разного качества), чем писали про себя сами египтяне.
Нынешний неослабевающий интерес к Древнему Египту зачастую основан на том, что современный человек часто пытается осознать себя через постижение этой цивилизации, которая во многом стала фундаментом для нашей. Поэтому пирамиды для нас становятся своеобразным маяком — именно по ним мы ориентируемся в загадочном мире Древнего Египта.
Египетские пирамиды — самые древние строения на земле и единственные из семи чудес света, сохранившиеся до настоящего времени. Угрожает ли сейчас им что-нибудь, особенно если учесть, что к плато Гиза почти вплотную подступили окраины Каира?
Изначально пирамиды были облицованы гранитными или известняковыми плитами, большинство из которых в арабское Средневековье растащили для строительства Каира. С того времени пирамиды оказались совершенно беззащитными перед эрозией, к которой теперь прибавились вредные выбросы от расположенной неподалеку обширной и стремительно разрастающейся Каирской агломерации.
Вид на пирамиды Гизы из пригорода Каира
Фото: Maya Alleruzzo / AP
Да, там очень тяжелая экологическая ситуация.
Это правда. Недавно пирамиду Хуфу частично обработали специальными химическими составами, которые предохраняют известняк от рассыпания. Поэтому ее состояние намного лучше, чем соседней пирамиды Хафра, которую еще ничем не обрабатывали, и поэтому с нее регулярно срываются вниз булыжники. Я своими глазами наблюдал, как некоторые ее каменные блоки постепенно разрушаются. Конечно, пирамиду Хафра нужно срочно спасать.
Почему ее тоже не обрабатывают защитными составами?
Это очень трудоемкая и дорогостоящая процедура. К сожалению, у властей нынешнего Египта с его множеством социально-экономических, политических и религиозных проблем нет на это денег. Стране должно помочь мировое сообщество, потому что Великие пирамиды и Большой сфинкс — это общее достояние нашей цивилизации, которое мы обязаны сохранить для своих потомков. Если сейчас никто не поддержит Египет в этом благородном деле, то со временем пирамиды просто погибнут.
Пирамиды построили из бетона в XIX веке: кто и зачем фальсифицирует всемирную историю
Тысячи рабов тянут многотонные каменные блоки вверх по насыпи. Их мышцы напряжены, сверху на несчастных взирает суровый надсмотрщик. В его руке кнут. Эта картинка растиражирована в тысячах публикаций. Кажется, все так и было. Пирамиды возвели в эпоху великих и жестоких фараонов. Но самые ранние фотографии построек в Гизе и сфинкса относятся к 1850-м годам. Тогда уже существовали первые фотокамеры, на которых изображение запечатлевалось на стеклянной пластине при помощи сложного химического процесса.
Стоунхендж. Фото Christopher Jones/ZUMA Press/Global Look Press
Камня на камне не оставил
Кирпичная кладка Парфенона
Считается, что Парфенон в Афинах сильно пострадал в сентябре 1687 года, когда рванул турецкий склад пороха и боеприпасов. Различные диверсии издревле были прекрасным мотивом спрятать концы в воду.
Согласно официальной истории, Парфенон строил древнегреческий скульптор Фидий в V веке до н.э. Но если присмотреться к участкам с обвалившейся штукатуркой, окажется, что колонны внутри сложены из кирпича. Материал крепкий, но не настолько, чтобы выстоять две тысячи лет. Пытливые исследователи обнаружили в Парфеноне также арматуру и железную сетку, проложенную внутри стен. Но внутрь мраморных блоков металлические штыри не засунешь.
Прикинь!
В 1997 году доктор Рут Ховер (США) открыл миру иероглифы со стены храма Осириса в древнем египетском городе Абидосе. Надпись, которой, как утверждали, больше 3 тыс. лет, обозначала… вертолет, самолет и подводную лодку.
Сомнительные артефакты
Фомы неверующие
Официальная наука со скепсисом относится к альтернативным исследователям. Те утверждают, что древним мастерам было не по силам построить такие сложные, циклопические здания, как египетские пирамиды или Исаакиевский собор в Петербурге. Не хватало более современных инструментов обработки камня. За это их презрительно называют «немоглики». Правда, сторонники традиционных представлений о происхождении знаменитых артефактов не могут объяснить элементарное: как распилить гранит обычной пилой.
Что не так с изображениями египетских пирамид на картинах художников прошлого, и Какие выводы из этого делают в наши дни
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Остроконечные пирамиды на картинах XVII века
В Египте к настоящему времени сохранилось немногим более сотни пирамид, служивших когда-то не то лишь усыпальницами для правителей, не то более сложными комплексами культовых и хозяйственных сооружений. Архитектура Древнего Египта, конечно, поражала воображение европейских путешественников – поначалу случайных, а затем все более частых гостей этой части африканского континента. На картинах художников «египетские» библейские темы – нахождение Моисея дочерью фараона, бегство Святого семейства – с определенного момента появляются характерные детали, прямо указывающие на Египет. В отличие от работ живописцев Возрождения, в XVII веке и позднее на холстах и в книгах уже можно увидеть обелиски и пирамиды.
У Рафаэля, Тинторетто, Караваджо – мастеров XVI века – изображений усыпальниц фараонов не найти; их можно заметить на картинах Никола Пуссена, французского живописца XVII века. В следующем столетии «мода» на древнеегипетскую архитектуру в живописи только усиливала свои позиции, но вот в чем странность: художники изображали пирамиды остроконечными – не такими их привычно видеть современному человеку.
Возведение пирамид когда-то подчинялось, по всей видимости, довольно строгим правилам – это заметно по той геометрической точности, с которой организовано внутреннее пространство этих сооружений, по безупречной ориентировке относительно сторон света. Что касается угла наклона грани пирамиды к ее основанию, согласно древнеегипетским обычаям, составлял около 50 градусов. В отношении самой большой и знаменитой пирамиды, которая считается одним из чудес света – пирамиды Хеопса, этот показатель чуть превышает 51 градус – недостаточно большой, чтобы сделать пирамиду остроконечной.
Но по какой-то причине графические и живописные изображения пирамиды Хеопса и других, сделанные в XVII-XVIII веках, значительно отличаются от оригиналов. И если один такой эпизод еще можно было бы списать на неопытность художника или ошибку в изображении перспективы, то многообразие произведений, что дошли до наших дней, говорит о другом: в представлении художников того времени – включая и опытных пейзажистов – египетские пирамиды действительно оказывались остроконечными.
Нубийские вытянутые пирамиды
Нельзя сказать, чтобы такие очертания не были свойственны никаким пирамидам. Нет, на том же африканском континенте, только значительно южнее, ближе к экватору, можно найти как раз-таки остроконечные пирамиды, причем в большем, чем в Египте, количестве. Речь о пирамидах Нубии – исторической области, расположенной выше по течению Нила, на территории современного Судана.
Египтяне строили свои пирамиды начиная примерно с 27 века до н.э., спустя чуть более тысячелетия эта традиция прекратилась. По этой причине, кстати, отсутствуют какие-либо письменные источники, касающиеся подробностей самого строительства. Единственный автор, описавший этот процесс, Геродот, создавал свой труд спустя еще одно тысячелетие – и лишь на основе легенд и преданий.
А нубийцы, находившиеся под сильным влиянием соседнего Египта, первые пирамиды начали возводить в VIII веке до н.э. Первые усыпальницы для царской семьи появились в Эль-Курру, большом некрополе. Высота нубийских пирамид составляла от 6 до 30 метров, а угол наклона граней – примерно 70 градусов.
Этих сооружений насчитывается почти в два раза больше, чем древнеегипетских пирамид, но едва ли это объясняет те искажения пропорций, которые допускались художниками два с половиной века тому назад: ведь на картинах появлялись именно египетские достопримечательности.
Кстати, и сам иероглиф «пирамида», появлявшийся на древних памятниках, выглядел именно как вытянутый треугольник.
Почва для фантазий и новых теорий
Этот нюанс, одно из многочисленных «белых пятен» в описании истории Египта и истории изучения Египта, стал одним из кирпичиков, положенных в основу разных теорий, что предлагают иное видение истории человечества. Наряду с другими легендами о Сфинксе и пирамидах, приписывающими их сооружение не то инопланетным, не то земным, но все же сверхцивилизациям, возникает и теория о том, что еще недавно, несколько веков тому назад, сами пирамиды выглядели совсем не так, как сейчас, а были перестроены по каким-то не очевидным нам соображениям, например, с целью скрыть содержимое и истинное назначение пирамид.
Несмотря на то, что гипотезы об альтернативной датировке истории Египта и перенесении даты строительства пирамид в новую эру и даже в последние столетия опровергаются научными исследованиями и часто становятся результатом произвольного отбора фактов для получения нужного результата, фантазии на древнеегипетскую тему остаются чрезвычайно увлекательными. Недаром в современной культуре альтернативной истории древних цивилизаций уделяется много внимания. Искушение поверить в большую фальсификацию, увидеть свое объяснение там, где наука пока не оставила официального, очень свойственно природе человека.
Как бы то ни было, а в музеях мира посетители по-прежнему видят египетские пирамиды такими, какими их знали – или представляли себе – художники относительно недавнего прошлого, по каким бы причинам не создавали они эти изображения.
Сами пирамиды и гробницы еще долго будут подкидывать нам загадки: например, о том, куда ведут ложные двери и кто мог сквозь них проходить.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Человек-легенда раскрыл тайну египетских пирамид: «Не бойтесь. «
Многие годы люди считали, что египетские пирамиды – дело рук пришельцев. Доктор наук Захи Хавасс окончательно поставил точку в споре, заявив о неопровержимых доказательствах того, что грандиозные сооружения возвели не гости из космоса. Но тогда кто? Об этом и многом другом известный египетский археолог, ставший прототипом Индианы Джонса, рассказал в эксклюзивном интервью, которое он дал телеведущей Царьграда Марии Иваткиной.
Мария Иваткина: – Сегодня у нас в эфире уникальный гость, египетский археолог, историк Древнего Египта, автор книги «Магия пирамид: приключения археолога», доктор Захи Хавасс. Честно признаюсь, в детстве я просто замирала, когда мне в руки попадали книги о Древнем Египте, о пирамиде Хеопса.
Мы будем беседовать с человеком, который сам прикоснулся к тайнам. Поговорим о ДНК египетских мумий, о захоронении Нефертити и развенчаем мифы о строительстве пирамид.
Захи, вы уже в пятый раз приезжаете в Россию, а сегодня ещё и презентуете свою новую книгу «Магия пирамид: приключения археолога». Почему для вас так важно презентовать эту книгу именно в Москве и что вас связывает с Россией?
Захи Хавасс: «Я сделал археологию своей страстью, начал глубоко изучать её, потому что страсть – это то, что тобою движет. И если бы не страсть, я бы не стал археологом». Скриншот: Царьград.
Захи Хавасс: – Главной связью с Россией для меня стала встреча с Константином (с Константином Малофеевым, учредителем «Царьграда». – Ред.). И когда я начал выступать с лекциями в Москве, неожиданно выяснилось, что в России людям очень интересно узнать о той самой магии пирамид.
Интерес к этой теме невероятный. Ведь сколько теорий существует о пирамидах: откуда они взялись, кто их построил, люди это были или кто-то ещё… И мы послали специального робота, который смог снять то, что находится внутри пирамид. Из моей новой книги читатели как раз и смогут узнать все подробности этой уникальной операции.
– То есть люди не могли проникнуть в те места, куда вы запустили робота и увидели что-то интересное внутри. Расскажите, пожалуйста, подробнее. Потому что про робота я слышу впервые.
– В пирамидах есть шахты – вентиляционные отверстия. И вот через эти шахты как раз и можно послать дрон. У меня есть экран, я сижу в основной гробнице, робот направляется внутрь, делает фотографии, снимает видео, проводит телеметрию. Так я и обнаружил, что в пирамиде Хуфу на самом деле все блоки связаны вот так (переплетает пальцы рук).
Когда я послал робота в северную шахту, он прошёл 8 метров – и оказалось, что шахта на самом деле не прямая, а сделана под изгибом. Дальше робот продвигаться уже не мог. Поэтому пришлось проводить его с юга. Преодолев 60 метров, робот уткнулся в дверь с ручками.
Моей мечтой стало заглянуть за эту секретную дверцу, чтобы выяснить, что же за ней находится. Об этом я рассказал в материале для телеканала National Geographic, для которого освещал эту тему. И в National Geographic сделали для меня специального робота, при помощи которого мы смогли получить маленькое отверстие в этой дверце, протиснули в отверстие микрокамеру и увидели, что дальше находится ещё одна дверца.
Затем мы исследовали другие тоннели, в результате оказалось, что все они идут под изгибом. Сделано это было, видимо, для того, чтобы попасть в основную галерею было невозможно. А вскоре робот наткнулся и ещё на одну дверцу. И таких дверей там огромное количество. Мы очень надеемся, что в этом году сможем наконец-то раскрыть тайну этой пирамиды, понять, что у неё внутри.
Сегодня у нас работают японцы, французы, египтяне. Используя самые современные технологии, мы пытаемся понять, для чего создавались эти секретные дверцы и что же находится внутри пирамиды. Я научный консультант и директор экспедиции. И в первом отчёте, который мне положили на стол, было сказано, что внутри, где-то на полпути ко входу в пирамиду, находится камера.
Ещё одна камера находится выше основной галереи. Значит, где-то внутри пирамиды должна быть ещё одна камера размером более 30 метров, которую строители оставляли для самих себя. Мне бы очень хотелось узнать, что в ней находится. Нам ещё только предстоит это узнать. Как видите, тайн всё ещё много и мы их пытаемся разгадать.
Загадок ещё много, но все они будут раскрыты, уверен Хавасс. Фото: Андрей кара/Царьград.
Как такое возможно? Пирамиды возводили обычные люди, а не инопланетяне
– Вы развенчали один из самых популярных мифов о том, что пирамиды были построены или атлантами, или инопланетянами из созвездия Большого Пса. Всё-таки это были обычные люди, жившие в то время. Но как им удалось тогда построить столь грандиозные сооружения?
– Действительно, встав перед входной группой этой пирамиды, вы обязательно спросите: как это возможно? Люди XXI века этого сделать не могут, ведь 10 тысяч человек должны ежедневно работать 32 года подряд, чтобы создать такое сооружение.
Но тогда это был национальный проект для каждого египтянина. Их толкала вера в загробное царство. И это помогало вытачивать из скал огромные 80-метровые блоки. Гигантские валуны оттачивались до идеальных размеров. Кстати, все камни для пирамиды брались с плато Гиза и только облицовку привозили из другого места.
Так что у нас есть чёткие доказательства того, что это действительно построили люди, а не какие-то инопланетяне. И что ещё более важно, чем открытие гробницы Тутанхамона, так это то, что мы нашли письмена, дневники строителей этой пирамиды.
Мы не можем себе представить, насколько это был огромный объём работ. А рабочие, которые жили рядом с пирамидами, фактически задокументировали весь процесс возведения, указали много важных деталей того, как велись работы.
А ещё мы обнаружили примерно в двух километрах от сфинкса гробницу самих строителей пирамиды. Всё это – важное доказательство для всего мира, что возводили пирамиды не инопланетяне, не рабы, а обычные граждане Египта.
– А вам удалось узнать в результате этих раскопок, как выглядели древние строители пирамид?
– Вначале этих раскопок я как раз писал свою диссертацию на эту тему. Я предполагал, что захоронения строителей должны находиться к югу от основной пирамиды. И в ходе раскопок мы и нашли усыпальницу – целое кладбище, где были захоронены тела техников, строителей, всех, кто там работал и руководил строительством. Кладбище оказалось очень большим.
Мы обнаружили даже целый комплекс зданий, что доказывает: возведением пирамид занимались не какие-то совсем бедные люди или рабы, а обычные граждане.
– А сколько людей участвовало в возведении этих пирамид? Тысячи, десятки тысяч?
– Надо сказать, что строители были мясоедами: они ежедневно ели мясо, а также чеснок и лук. Ежедневно для строителей закалывалось как минимум 13 коров и 11 козлов. Получается, что на строительной площадке было не менее 10 тысяч человек в любой момент времени. Строителей поддерживали большие семьи, которые жили в Верхнем и Нижнем Египте. Что интересно, никакие налоги строители не платили. И те, кто им помогал, – тоже. Нет сомнений в том, что при пиковых нагрузках строителей было ещё больше.
– У вас глаза горят, когда вы об этом рассказываете. А вы считали, сколько времени вы провели в пирамидах?
– Я всю свою жизнь провёл рядом с пирамидами. Я их знаю, я своими глазами видел каждый камушек, сам забирался во многие камеры, во многие усыпальницы, даже в такие, где невозможно было стоять в полный рост и приходилось передвигаться или на четвереньках, или ползти по-пластунски. И все пирамиды знаю как свои пять пальцев.
Часть секретов пирамид – это люди и их имена. В нашей книге, которую мы составляли почти сорок лет, будет очень много имён людей, которые участвовали в строительстве.
«Я сделал археологию своей страстью»
– Книга, с которой вы хотите нас ознакомить, отчасти автобиографична, как я понимаю. И мне хочется вас спросить, почему вы решили стать археологом? Что повлияло на это?
– Когда мне было примерно пятнадцать лет, может, чуть больше, я хотел стать юристом. Поступив на юридический факультет, я неожиданно понял, что мне это не очень нравится. Мне не нравилась юриспруденция. Потом я поступил на госслужбу – и оказалось, что там не надо быть особенно умным.
Я спросил себя, как же мне найти что-то своё. В какой-то момент я оказался в министерстве древностей, подписал договор на участие в раскопках. Но это означало, что мне придётся оставить свою девушку и жить в пустыне, иначе мне не стали бы платить зарплату.
Как-то раз один из рабочих нашёл гробницу – и мне дали кисточку, поручив соскребать всё лишнее. Мне понравились эти движения кисточкой, и я подумал: наверное, это моё, это действительно моя страсть. Вот так я стал археологом.
Если у вас действительно есть страсть, чем бы это ни было, вы можете всегда стать знаменитым. Я сделал археологию своей страстью, начал глубоко изучать её, потому что страсть – это то, что тобою движет. И если бы не страсть, я бы не стал археологом.
Я получил диплом египтолога. Потом, получив стипендию, отправился учиться в США, изучал там всё, получил докторскую степень. И всё это – по пирамидам, всё по этой теме. Это был для меня своего рода квест, в основе которого лежала любовь и страсть к археологии.
– А в Египте мальчишки, подростки, хотят стать археологами, как вы?
– Да, и во многом благодаря мне, поскольку я многое сделал для популяризации археологии. Молодёжь, и не только в Египте, часто обращается ко мне, говорят: мы хотим пойти по вашим стопам, мы тоже хотим стать археологами, потому что мы верим, что это интересная профессия.
И когда я пишу книгу, то делаю это не столько для науки и про науку, сколько про свой жизненный путь, о своих приключениях в археологии – для того чтобы зажечь сердца молодого поколения во всём мире.
– Вы зажигаете и сердца русских людей: очень много наших туристов стремятся поехать в Египет, чтобы постоять рядом с этими пирамидами, с этими грандиозными сооружениями. Но многие люди боятся заходить внутрь, потому что существует миф, будто таким образом перенимаешь судьбу тех, кто там захоронен.
– Во-первых, я хочу сказать всем туристам из России, что в Египте сейчас совершенно безопасно. А как министр туризма и древностей добавлю: приезжайте не только в Шарм-эль-Шейх. Съездите, посмотрите на пирамиды, испытайте эту магию пирамид, откройте для себя секрет Долины царей. Вы не останетесь равнодушными.
Учитывая все те открытия, которые совершил и я, и многие другие археологи, внутри пирамид можно увидеть много интересного. Не бойтесь, заходите внутрь, именно тогда они раскроют вам свою магию.