С помощью чего география изучает землю
География. 5 класс
Конспект урока
Урок 01. Как география изучает Землю
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
География; географ; Земля
География – это наука о природных условиях земной поверхности, населении Земли и его хозяйственной деятельности
Географ – это человек, изучающий землю и всё, что на ней происходит.
Земля – третья по удалённости от Солнца планета Солнечной системы
Обязательная и дополнительная литература по теме
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Наука география – очень древняя, но, тем не менее, не потерявшая свою актуальность и по сей день.
Что изучает география?
Тема нашего урока: Как география изучает Землю.
Нам сегодня предстоит: Узнать, как представляли Землю наши далекие предки. Как зарождалась география. Ответить на вопрос: «Зачем нам нужно изучать географию сегодня, если уже все открыто?».
Также мы познакомились с методами исследований и выяснили, что наряду с общенаучными методами исследования (к ним относятся: логический. исторический, математический методы, методы наблюдения, моделирования и другие) существуют методы географической науки (сравнительно-описательный, экспедиционный, картографический).
Описывать, объяснять, наблюдать и прогнозировать процессы – задача науки географии.
В ходе урока мы сделали выводы. Что география позволяет ответить на множество вопросов: как живет наша природа, почему различаются природные условия и виды деятельности в разных странах, как меняется природа и хозяйство вокруг нас, что ждет человека и всю Землю в ближайшем отдалённом будущем.
Разбор типового тренировочного задания
Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте
Текст вопроса: Восстановите текст, вставив в пропуски нужные слова
География является одной из самых __________наук. Самыми первыми географическими знаниями стали ____________, изображающие те или иные знания о местности.
Записки путешественников первооткрывателей
Правильный вариант ответа:
География является одной из самых древних наук. Самыми первыми географическими знаниями стали наскальные рисунки, изображающие те или иные знания о местности.
Разбор типового контрольного задания
Тип задания: Сортировка элементов по категориям;
Текст вопроса: распределите объекты
Природные объекты Антропогенные объекты
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Окружающий мир
Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет
С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒
План урока:
О чем рассказывает география
География относится к числу древнейших наук. Она изучает планету Земля и все закономерности, которые на ней происходят. С греческого языка слова «география» переводится как «описание Земли». Кстати, именно грекам принадлежит создание первой подробной карты местности. Первоначально наука занималась исследованием известных земель и открытием новых. Сейчас, когда человечество знает что и где находится, перед учеными-географами стоит задача ответить на вопрос «почему и как?».
В современном понимании география Земли включает в себя комплекс наук, задача которых изучать естественные и экономические процессы, происходящие на планете. Существует несколько веток (видов) географии:
Физическая (природная) география – ее задача изучать природные объекты и явления. Она подразделяется на следующие науки:
Экономическая география делится на:
Социальная география также подразделяется на несколько наук:
Представление о форме и размерах Земли
Первые представления о форме Земли появились еще до нашей эры и принадлежат они грекам. Они считали, что планета имеет форму выпуклой сферы и чем-то похожа на воинский щит. Со всех сторон ее омывал океан.
В VI веке до н.э. Пифагор предположил, что Земля имеет форму шара, но у него не было доказательств данной теории. Первые доказательства шарообразности планеты появились спустя два столетия у Аристотеля, однако далеко не все они были правильными. Он отмечал:
Со временем у Эратосфена получилось высчитать размеры Земли. Это удалось сделать благодаря расчетам дуги 1 градуса меридиана. Несмотря на более менее правильные представления древних греков о планете, их первые географические карты были далеки до совершенства и содержали много неточностей. А все из-за того, что суша и океан были практически не изучены.
В Средневековье господствовала церковь. Это привело к тому, что все знания древних народов о форме земной поверхности просто отрицались. А после того, как уничтожили Александрийскую библиотеку, многие научные работы были потеряны навсегда. Заявления о том, что Земля имеет форму шара, запрещались и считались чем-то фантастическим. Планету стали изображать в виде круга или прямоугольника, в центре которых располагались святые места. По краям были нанесены рай и ад.
С наступлением периода Великих географических открытий расширялись представления о Земле. На карту наносились новые земли и континенты. Форма планеты официально была признана шарообразной и ее стали изображать в виде глобуса. В XVII веке Ньютон предположил, что в результате вращения вокруг своей оси, земной шар скорей всего приплюснут со стороны полюсов. Подтвердить данную теорию смогли лишь спустя несколько столетий благодаря экспедициям, которые выяснили, что длина меридиана в районе Северного полярного круга составляет 11,7 км, в то время как на экваторе этот отрезок равен 110,6 км. Тогда форма Земли получила название эллипсоид или сфероид. Однако данная геометрическая фигура должна иметь идеально ровную форму. Проведенные измерения показали, что форма планеты намного сложнее и не соответствует ни одной известной геометрической фигуре. Она получила название геодид, что означает «землеподобная».
Что такое карта
Уменьшенное изображение земной поверхности или ее определенной части называют географической картой. Все элементы на ней изображаются с помощью условных знаков. Карты рассказывают, как размещены те или иные объекты в пространстве. С их помощью можно познакомиться с основными формами земной поверхности, изучить распространение животных, исследовать развитие промышленности.
Карты бывают разными. По содержанию они делятся на:
Рис. Карта почв России
По территориальному охвату могут быть карты стран, городов, областей, материков, полушарий. Чем большую площадь охватывает карта, тем меньше будет ее масштаб.
По назначению выделяют учебные, туристические, научные, дорожные карты. Ярким примером учебной карты является контурная карта. На нее наносят основные элементы географической основы и координатную сетку. Такая карта предназначена для выполнения практических работ и закрепления полученных знаний. На ней удобно прокладывать маршруты.
Рис. Контурная карта мира
Как читать карту
Для того чтобы совершить незабываемое путешествие по карте, нужно научиться ее читать. Вот только «читать» нужно не те надписи, которые на нее нанесены, а понимать условные знаки, с помощью которых изображены объекты земной поверхности. Условные обозначения называют легендой карты. Как правило, ее помещают в нижней части изображения.
Перед тем как перейти к расшифровке условных знаков, важно понять, как на карте изображены стороны горизонта. Сверху всегда находится север (С), снизу – юг (Ю). Западная часть (З) расположена слева, а восточная (В) – справа.
На каждом картографическом изображении имеется сетка координат, состоящая из параллелей и меридиан. Они отображают географическую широту и долготу. Широта отсчитывается от экватора, бывает северной и южной. Долготу измеряют от Гринвичского меридиана, бывает западной и восточной. С помощью координат можно определить по карте расположение любого объекта.
История создания глобуса
Изобретение глобуса является одним из важнейших географических открытий. Он представляет собой модель Земли в объемном измерении. Слово «globus» с латинского переводится как «шар». Преимущество глобуса перед картой в том, что на нем все географические объекты, включая линии сетки координат,нанесены практически без искажений. На нем проще запоминать расположение материков, океанов, морей, островов. С помощью карты удобней изучать более детальную информацию, например почвы, геологическое строение, климат, гидрологию и т.д.
Существует версия, что самый первый глобус был создан еще в 150 году до н.э. Его автором являлся Кратет Малльский. К сожалению, до наших дней он не сохранился. В XV веке, в эпоху Великих географических открытий был создан еще один глобус, получивший название «Земное яблоко». Его создатель немецкий географ Мартин Бехайм. Он выполнен из металла, а диаметр его был около 50 сантиметров. На нем не было еще Американских континентов, широт и долгот. Однако меридианы и тропики уже присутствовали, также было сделано короткое описание некоторых стран. Это первый глобус, который сохранился до наших дней. Увидеть его можно в Нюрнбергском музее.
С того времени создавалось огромное количество глобусов, уникальных и невероятных. Человек, создавший первый глобус в России, – Максимов Карп. Данное событие датируется XIX веком. Самый большой глобус был создан американской компанией DeLorme, его диаметр 12,6 метров, а высота соответствует четырехэтажному зданию. Сейчас он находится в Ярмуте.
Первый глобус с изображенной Америкой сделали из страусиного яйца. Карта была вырезана на скорлупе. Вот только ни автор работы, ни точная дата не известны.
Основу для современных глобусов делают либо из специального картона, либо из термопластика. Затем на нее наклеивают готовую карту.
Ориентирование на местности
Определение своего местоположения относительно сторон света или какого-либо объекта, который можно взять за точку отсчета, называется ориентированием на местности. Данный навык очень важен, так как с помощью элементарных знаний можно выйти из густого леса, найти дорогу домой, или добраться до пункта назначения. Существует 4 способа ориентирования на местности:
Стороны света можно также определить благодаря лунным фазам:
Материки и океаны
Поверхность планеты Земля покрыта материками и океанами, которые тесно взаимодействуют между собой. Суша занимает всего 29% земного шара, все остальное покрыто водами Мирового океана.
Материк – большой участок суши, со всех сторон омываемый морями и океанами. Всего существует 6 материков:
Формы земной поверхности
Рельеф Земли представляет собой различные неровности, каждая из которых отличается возрастом, очертанием, строением, историей. Проще сказать, рельеф – это любая форма на земной поверхности. Формировались они на протяжении многих веков под воздействием воды, ветра, химических процессов, живых организмов.
Основные формы рельефа Земли:
Более мелкими формами рельефа являются балки, овраги, пещеры, каньоны, ущелья, дюны, барханы, воронки, желоба и т.д.
Влияние солнечного тепла на живую природу
Наклоненная земная ось и вращение планеты вокруг главного Светила приводит к смене времен года и образованию климатических поясов. Солнечное тепло на планету поступает неравномерно. Самая скудная растительность будет в той части поверхности, которая получает минимальное количество солнечного света и тепла. В зимнее время природа как бы «засыпает» и ждет более подходящего времени, когда продолжительность дней станет больше, а Солнце активней. С приходом холодов многие деревья сбрасывают листья, а некоторые животные впадают в спячку (например, медведи и барсуки). Весной с приходом теплой солнечной погоды все заново оживает, раскрываются почки, зацветают цветы, животные ведут свой привычный образ жизни.
Благодаря солнечному свету происходит процесс фотосинтеза у растений, в ходе которого воздух обогащается кислородом. А ведь именно кислород стал источником зарождения жизни на планете.
Конспект урока География, 5 класс Урок 01. Как география изучает Землю
Урок 01. Как география изучает Землю
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
География; географ; Земля
География – это наука о природных условиях земной поверхности, населении Земли и его хозяйственной деятельности
Географ – это человек, изучающий землю и всё, что на ней происходит.
Земля – третья по удалённости от Солнца планета Солнечной системы
Обязательная и дополнительная литература по теме
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Наука география – очень древняя, но, тем не менее, не потерявшая свою актуальность и по сей день.
Что изучает география?
Тема нашего урока: Как география изучает Землю.
Нам сегодня предстоит: Узнать, как представляли Землю наши далекие предки. Как зарождалась география. Ответить на вопрос: «Зачем нам нужно изучать географию сегодня, если уже все открыто?».
Также мы познакомились с методами исследований и выяснили, что наряду с общенаучными методами исследования (к ним относятся: логический. исторический, математический методы, методы наблюдения, моделирования и другие) существуют методы географической науки (сравнительно-описательный, экспедиционный, картографический).
Описывать, объяснять, наблюдать и прогнозировать процессы – задача науки географии.
В ходе урока мы сделали выводы. Что география позволяет ответить на множество вопросов: как живет наша природа, почему различаются природные условия и виды деятельности в разных странах, как меняется природа и хозяйство вокруг нас, что ждет человека и всю Землю в ближайшем отдалённом будущем.
Разбор типового тренировочного задания
Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте
Текст вопроса: Восстановите текст, вставив в пропуски нужные слова
География является одной из самых __________наук. Самыми первыми географическими знаниями стали ____________, изображающие те или иные знания о местности.
Записки путешественников первооткрывателей
Правильный вариант ответа:
География является одной из самых древних наук. Самыми первыми географическими знаниями стали наскальные рисунки, изображающие те или иные знания о местности.
Разбор типового контрольного задания
Тип задания: Сортировка элементов по категориям;
Текст вопроса: распределите объекты
Природные объекты Антропогенные объекты
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Природные объекты Антропогенные объекты
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
География
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Введение
География одна из наук о планете Земля — нашем общем доме, единственная планета Солнечной системы, где живёт представитель вида Homo sapiens — человек разумный. На ней обитают и мирно сосуществуют многочисленные представители животного и растительного мира. Есть материки, океаны и воздух, без которого жизнь невозможна. К сожалению, обитаемые миры, покорённые человеком галактики и вселенные, остаются реальностью только в мире научной фантастики.
Земля из космоса (вид с поверхности Луны)
Пределы обитаемой Ойкумены — это то, что изучает география. Границы изведанного мира значительно расширились, когда человек впервые облетел планету, вышел в космическое пространство, смог месяцами и годами жить и работать в условиях невесомости на станциях, выведенных на планетарную орбиту. И всё-таки, несмотря на активное развитие науки и технологии, единственной космической поверхностью, на которую ступил человек, остаётся наш спутник Луна.
Борьба за первенство в космосе потеряла свою актуальность, но возросла роль географии в современном мире. Сегодня ни одной стране мира, насколько бы развитой она не была, не вытянуть космические путешествия за пределы системы Земля-Луна только с помощью своего экономического потенциала. Поэтому вопрос о том, зачем необходимо изучать географию, актуален именно сейчас, потому что будущее за совместными мировыми проектами. Именно коллективное сотрудничество множества стран, участвующих в строительстве, разработке, выделении финансовых средств и интеллектуальных ресурсов способно помочь человечеству подняться в освоении космоса на ещё одну ступеньку.
Сегодня подобный проект уже существует — это международная космическая станция (МКС), построенная силами нескольких государств (начало строительства — 1998 год), изначально ведущих в космической отрасли. Россия лидер ещё и потому, что первая в мире запустила на орбиту Земли отечественную космическую станцию «Салют».
Международная космическая станция
Следующая станция после Луны для молодого поколения ясна — это Марс. А сейчас самое время знакомства с новой наукой, которая поможет понять значение географии в целом, узнать, насколько наша планета уникальна и неповторима не только в Солнечной Системе, но и сама по себе, несущая жизнь во всём многообразии видов.
Земля — это не только одна из планет Солнечной системы, ей посчастливилось быть обитаемой. Поэтому роль географии в решении глобальных проблем человечества велика и воистину необъятна. Человека окружает удивительный по красоте, многообразный и неповторимый мир. В нём действуют свои законы и ежесекундно происходят те или иные природные процессы и явления, которые влияют на человека положительно или отрицательно.
Вид на гору Фудзияма, Япония
Северное сияние, Финляндия
Люди видят смену сезонов года, как рассветы сменяются закатами, а по небу проносятся облака и грозовые тучи. Становятся свидетелями разрушительных землетрясений, извержений вулканов, наводнений и цунами. Читают новости о новых видах животных и растений, об изменении границ и названий государств и о многом другом. «Что», «где» и «почему» — главные вопросы, которые издревле волнуют людей. Роль географии в жизни человека состоит в том, чтобы объяснять природу происходящих вокруг процессов и явлений.
Извержение вулкана Шивелуч, Камчатка, Россия
Волна цунами, высотой в 1,5 метра, Япония
Тема географии и географических фактов широко представлена всемирным кинематографом. Создано богатое наследие художественных и документальных фильмов о роли географии в мире. Ей посвящали свои труды — стихи и прозу — поэты и писатели золотого и серебряного века: И. Ландо, Ф.Тютчев и т.д.
Не отстают от признанных мастеров пера и школьники 21-го века. Перевернув первую страницу учебника, они незаметно погружаются в мир интереснейшего предмета, узнавая истинную роль географии в современном обществе. Свои эмоции от регулярных географических открытий они стараются перенести на бумагу.
Одно из главных значений географии в жизни человека — это расширение его кругозора. На протяжении жизни люди своими глазами видят, как меняется мир, в котором они живут. Изменения русел рек и климата, появление и исчезновение озёр, новых видов животных и растений, государств и тому подобное происходит не где-то на Марсе или Венере, а рядом с нами каждый день. Быть частью этих изменений, понимать их причины, уметь прогнозировать будущее и стремиться сделать жизнь на планете лучше — этому и учит удивительная географическая дисциплина.
Южная часть России (вид из космоса)
Что изучает география и кто её придумал?
В целом, география — это наука о Земле. Термин образован из двух греческих слов «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).Дословно переводится как «описание земли» или «землеописание». Следовательно, география естественная наука, цель которой описывать процессы, происходящие в окружающем пространстве. Почему именно греческие слова стали основой для ввода нового термина в жизнь?
С этим географическим моментом связана интереснейшая история, возраст которой более 2000 лет.
Считается, что имя учёного, давшего название науке «география», Эратосфен Киренский, величайший древнегреческий философ. Он жил на рубеже 3-го и 2-го веков до нашей эры. Сегодня можно с уверенностью сказать, насколько мощным для развития науки стал прорыв, которому с лёгкой руки дал старт Эратосфен, вклад в развитие географии этого человека оказался воистину великим.
Основоположник науки «география» впервые использовал термин в своих философских трудах. До нашего времени сохранились упоминания о книге Эратосфена «география». Хотя ничего удивительного в этом нет — он был вторым главным хранителем знаменитой Египетской Александрийской библиотеки (после грека Зенодота Эфесского, филолога и поэта, комментатора Гомера), существовавшей в античной Александрии. Естественно, что ему был открыт доступ к трудам соотечественников, и тех, кто жил до них.
Именно доступ к многочисленным материалам побудил античного учёного создать обобщённый географический трактат. На вопрос, что сделал Эратосфен для географии, кратко можно ответить следующим образом: он заново переписал данные обо всех населенных землях своей эпохи. При этом Эратосфен опирался только на фактический материал, подтвержденный папирусами и другими источниками знаний.
Благодаря своему труду на многие века Эратосфен стал тем, кто открыл географию как науку. Причина не только в том, что он придумал своему детищу новое имя. Живой ум учёного выхватил из изученных описаний важные факты и впервые сформулировал причинно-следственные связи, которые до сих пор являются актуальными. Поэтому недаром считается, что Эратосфен — «отец» географии.
Прежде всего, надо разобраться в том, какой вклад в географию внёс Эратосфен, почему он запомнился своим современникам больше всего, и как вышло, что именно его выводы дошли до нашего времени почти в неизменённом состоянии.
Умозаключения Эратосфена помогли в дальнейшем сформировать критерии, по которым определился главный предмет пристального изучения новой дисциплины. В данном случае «земная поверхность» — это то, что изучает физическая география с древних времён и до наших дней. Эратосфен оказался не только выдающимся аналитиком античности, но и настоящим учёным, оказавшим влияние на развитие науки географии на последующие тысячелетия.
Роль, значение и место географии в хозяйственной деятельности человечества
Говоря о роли географии в целом, надо помнить, что её суть почти не изменилась. Ведь недаром вопрос: «Почему географию называют древней наукой?» — считается уместным до сих пор. Современный человек, вооруженный знаниями и новейшими технологиями, занимается тем же, что и человек древнейший: описывает и изучает поверхность земли и её изменения, отображая это в доступной ему форме. В отличие от наших далёких пращуров, которые оставляли свои знания об окружающем мире в виде примитивных угольных рисунков на стенах родной пещеры, в распоряжении человека имеется более широкий спектр инструментов и приборов. С их помощью он описывает новое явление и фиксирует его различными методами: графическими, в виде текстового файла, 3Д формата, телеметрии и т.п.
Метеостанция Владивосток, Россия
Первоначальному накоплению географических знаний, как ни странно, способствовали междоусобные и захватнические войны. Отсюда начинается отсчет, сколько лет науке географии. Издревле завоеванные земли заселялись семьями победителей, народности смешивались, росла торговля, а вместе с ней и спрос на экзотический товар и специи.
Древний Египет, как самый процветающий и сильный регион, снаряжал военные компании в центральную часть Африканского континента, по побережьям Красного моря и Средиземноморья ещё в начале 3-го столетия до н.э. Соответственно, кругозор людей расширялся. Копились и приумножались знания об окружающих пространствах, прогрессировали умения в области использования небесных светил как основных ориентиров, облегчавших путь древним путешественникам. Поэтому роль географии в жизни общества росла, так как от правильных знаний, например, зависел успех ведения земледелия и скотоводства. Если бы люди не наблюдали ежегодно за разливом рек и другими периодическими природными явлениями, древние отрасли хозяйства не смогли бы успешно развиваться. Таким образом, география способствовала появлению древних календарей и заложила основы, объясняющие смену сезонов.
Тогда же силами и наблюдениями предков современных пакистанцев были открыты муссонные ветра, влияющие на земледелие и животноводство Юго-Восточной Азии. Географические компоненты присутствуют и в древнеиндийских трактатах. Например, в «Ведах» есть целая глава о космологии того времени, а в «Махабхарате» имеется список океанов, горных систем и священных рек.
Подводя краткий итог, можно с уверенностью сказать, что в начале своего развития география имела значение описательного характера. Где бы человек ни жил, он всюду занимался накоплением знаний, которые передавались из поколения в поколении не только обменом личного опыта, но и посредством сложения поэм, стихов, философских трудов и т.п.
Передача и обмен знаниями
Ответ на вопрос, «какие объекты изучает география?» многолик и многогранен. Парой слов его не охватить. Потому что географическая оболочка, в которой живёт человек — это сложная структура, в которой все природные элементы тесно взаимосвязаны между собой. Нарушить связи между ними проще простого, понять и сохранить неизменными — намного труднее.
Однако, специфичность и многочисленность объектов исследования привели к тому, что единая географическая дисциплина разделилась на ряд узконаправленных отраслевых ветвей. И теперь география это система наук!
Система географических наук (Источник)
Основное деление коснулось природы и экономики. Поэтому география в системе географических наук делится на две части: физическую и экономическую, изучает природу и законы развития мирового хозяйства соответственно.
С недавнего времени выделяют и третью — социальную, так как эра глобальных географических открытий уже закончилась, а изучение условий жизни и деятельности населения планеты как части природы происходит до сих пор.
Существует и неофициальное деление, в котором отдельно от этих трёх ветвей выделяют географическую картографию.
Однако и это не предел разделения. Вопросы в каждый части географии настолько объёмны, что каждая отраслевая группа дробится дальше, напоминая дерево с ветками. Например, физическая география распадается на три подгруппы, анализирующие разные предметы исследования.
Эти научные дисциплины тоже объёмные, поэтому имеют свою иерархию по видам изучаемых объектов. Они могут объединяться в общий альянс, изучая один элемент географической оболочки, но под разными углами. Так, в частности, альянс по изучению водных объектов подразделяется на следующие науки-категории:
В зависимости от глубины исследования и количества предметов изучения, эти науки дробятся дальше. Например, гидрология изучает воду во всём её многообразии, но вода это не только дождь и снег. На планете множество водных объектов, требующих более детального изучения. Так возникла лимнология, изучающая озёра планеты и их особенности, болотоведение, где из названия уже ясен предмет пристального внимания учёных-географов и т.п. Подобное дробление необходимо, чтобы успешно решать задачи современной науки географии.
Разнообразные типы почв и живых организмов «раскладывают по полочкам»:
Развитие технического прогресса в течение 20-го века показало, как география связана с другими науками. Стали появляться новые географические учения, возникающие на стыке соприкосновения с иными самостоятельными не географическими дисциплинами. Так, например, появилась география:
Изучив богатое на ветви географическое древо, можно подвести итог, зачем изучать географию: предмет настолько многогранен, что необходимы десятки других дисциплин, чтобы понять что, как и почему происходит на планете в целом и вокруг человека в частности.
Как изменялась специфика предмета изучения географии с древних времён до настоящего времени
Сегодня поразительно думать о том, что история развития географии как науки началась в глубокой древности. Для накопления знаний о земной поверхности и отображении их на географических картах и в описаниях, человечеству потребовались тысячелетия. Причём, география живая наука, и накопительный процесс познаний продолжается до сих пор. Современным школьникам и студентам достаточно открыть атлас — и весь мир перед их глазами. Тогда как их современники, жившие более двух тысяч лет назад, озадачивались вопросом: далеко ли от них находится край земли.
В течение долгого времени, пока география «взрослела», до получения ею полноценного «аттестата» — титула самостоятельной науки, формировались и совершенствовались основные формы организации исследований. Изначально это были пешие и гужевые [1] путешествия и экспедиции. Потом им на смену пришли комплексные наблюдения на специально оборудованных станциях (антарктические, арктические, высокогорные, глубоководные, шахты). И технический апогей 21-го века — мультикомплексные исследования с космических орбитальных станций, которые решают задачи современной географии.
Белых пятен на мировой карте уже давным-давно нет, но в мире достаточно мест, куда до сих пор ещё не ступала нога «белого» человека и таких районов достаточно:
Антарктида, панорама с высоты птичьего полёта
Начальная физическая география — это основа всех последующих знаний о земной поверхности. Структура курса представлена 4-мя рубриками, изучив которые станет понятно, что изучает современная география:
Итогами изучения этих тем будут новые знания о том:
Процесс изучения начальной физгеографии даёт старт воспитанию географической культуры, пониманию специфического языка науки, способности самостоятельно искать ответы на вопросы, используя многочисленные ресурсы географической направленности.
Словарь
Гужевой транспорт — вид транспорта, в котором повозки приводятся в движение животными (лошадьми, волами и т.п.). Образовано от слова «гуж» — кожаная или верёвочная петля в упряжи.