С помощью чего измеряется уровень развития физических качеств
Методы определения уровня развития физических качеств
Средства и методы их развития.
Физические качества.
Физические качества — это различные стороны двигательных возможностей человека, степень овладения определенными навыками.
Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествамипринято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин развитиехарактеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитаниепредусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.
В современной литературе используют термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они нетождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека (В. И. Лях, 1996).
Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.
У того или иного человека двигательные способности развиты по-своему. В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков (В. И.Лях, 1996):
— анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов — сила, подвижность, уравновешенность, строение коры головного мозга, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);
— физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем — максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);
— биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);
— телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);
На развитие двигательных способностей влияют также психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).
О способностях человека судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.
Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Практические пределы развития человеческих способностей определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно расширились (Б.М.Теплов, 1961).
Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.
Педагог по физической культуре и спорту должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных способностей, а также способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям.
Получить точную информацию об уровне развития двигательных способностей (высокий, средний, низкий) можно с помощью соответствующих тестов (контрольных упражнений).
Физические качества и способы их тестирования
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Банк тестов физических качеств» Учитель физической культуры Голеухина Екатерина Михайловна СОШ № 5, г. Рыбинск
Силовые способности Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений). Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека.
Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития силовых способностей В практике физического воспитания количественно-силовые возможности оцениваются двумя способами: 1) с помощью измерительных устройств — динамометров, динамографов, тензометрических силоизмерительных устройств; 2) с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу. Современные измерительные устройства позволяют измерять силу практически всех мышечных групп в стандартных заданиях (сгибание и разгибание сегментов тела), а также в статических и динамических усилиях (измерение силы действия спортсмена в движении).
Скоростные способности Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).
Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития скоростных способностей Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных способностей делятся на четыре группы: 1) для оценки быстроты простой и сложной реакции; 2) для оценки скорости одиночного движения; 3) для оценки максимальной быстроты движений в разных суставах; 4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции. Контрольные упражнения для оценки быстроты простой и сложной реакции. Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала, и способ ответа (например, при загорании лампочки отпустить кнопку, на выстрел стартера начать бег и т.д.). В лабораторных условиях время реакции на свет, звук определяют с помощью хронорефлексометров, определяющих время реакции с точностью до 0,01 или 0,001 с. Для оценки времени простой реакции используют не менее 10 попыток и определяют среднее время реагирования. При измерении простой реакции можно применять линейку длиной 40 см. В соревновательных условиях время простой реакции измеряют с помощью контактных датчиков, помещаемых в стартовые колодки (легкая атлетика), стартовую тумбу в бассейне (плавание) и т.д.
Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития скоростных способностей Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и вследствие этого способ ответа неизвестны (такие реакции свойственны преимущественно играм и единоборствам). Зарегистрировать время такой реакции в соревновательных условиях весьма трудно. В лабораторных условиях время реакции выбора измеряют так: испытуемому предъявляют слайды с игровыми или боевыми ситуациями. Оценив ситуацию, испытуемый реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным действием. Контрольные упражнения для оценки скорости одиночных движений. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т.п. определяют с помощью биомеханической аппаратуры. Контрольные упражнения для оценки максимальной частоты движений в разных суставах. Частоту движений рук, ног оценивают с помощью теппинг-тестов. Регистрируется число движений руками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или одной) за 5—20 с. Контрольные упражнения для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях. Бег на 30, 50, 60, 100 м на скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта). Измерение времени осуществляется двумя способами: вручную (секундомером) и автоматически с помощью фотоэлектронных и лазерных устройств, позволяющих фиксировать важнейшие показатели: динамику скорости, длину и частоту шагов, время отдельных фаз движения.
Выносливость Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия.
Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития выносливости Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания. В практике физического воспитания в основном применяется косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600—800 м; средних классов — 1000—1500 м; старших классов — 2000—3000 м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега — 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время.
Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития выносливости В спорте выносливость может измеряться и с помощью других групп тестов: неспецифических (по их результатам оценивают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей). К неспецифическим тестам определения выносливости относят: 1) бег на тредбане; 2) педалирование на велоэргометре; 3) степ-тест. Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максимальное потребление кислорода — МПК, частота сердечных сокращений — ЧСС, порог анаэробного обмена — ПАНО и т.п.). Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике.
Гибкость Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.
Двигательно-координационные способности Под двигателыю-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно). Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы. Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений. Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие. Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).
Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются: 1. время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности; 2. время,’ необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей; 3. координационная сложность выполняемых двигательных заданий (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упражнения с асимметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека; 4точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным); 5. сохранение устойчивости при нарушении равновесия;* 6. стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают, например, по показателям целевой точности — количеству попаданий при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных предметов в мишень и т.п.
«Банк тестов физических качеств» Учитель физической культуры Голеухина Екатерина Михайловна СОШ № 5, г. Рыбинск
Определение уровня развития физических качеств
Уровень развития физических качеств определяют с целью правильного планирования тренировочных нагрузок, для более совершенного построения тренировочных и физкультурно-оздоровительных занятий, а также для последующего наблюдения и контроля за их динамикой.
Для этого может быть использована «Батарея тестов», учитывающая физические возможности занимающихся, пол и характер повреждения опорно-двигательного аппарата.
Для определения силы предлагаются следующие тесты:
· при ампутации нижних конечностей:
— подтягивание на перекладине (мужчины, количество раз);
— вис на перекладине на согнутых руках, угол сгибания в локтевых суставах 90 0 (женщины, время).
· при ампутациях верхних конечностей, односторонней ампутации нижней конечности:
— приседания (мужчины и женщины, количество раз);
— переход из положения лежа в положение сидя, ноги зафиксированы (мужчины и женщины, количество раз за 30 сек);
— отжимание в упоре лежа на полу или скамейке (мужчины и женщины, количество раз).
· при односторонней ампутации предплечья и плеча:
— отжимание у гимнастической стенки (мужчины и женщины, количество раз).
Для определения быстроты (при ампутации нижних конечностей, ампутационной культи верхней конечности) выполняются:
— хлопки руками спереди и сзади (мужчины и женщины, количество раз за 15 с).
Равновесие определяется у лиц с ампутацией верхних конечностей и односторонней ампутации нижней конечности. Испытуемые (мужчины и женщины) выполняют следующий тест:
— стоя на одной ноге или двух (одна стопа в продолжение другой), руки в стороны, глаза закрыты – сохранять это положение максимально возможное время.
Гибкость определяется следующим образом (при односторонней ампутации предплечья и плеча, односторонней ампутации нижней конечности):
— из исходного положения, стоя на гимнастической скамейке, обследуемый выполняет наклон вперед – измеряется расстояние (см) от кончиков пальцев до края скамейки (плюс, если пальцы рук находятся ниже плоскости опоры, минус, если пальцы рук испытуемого не достают до скамейки).
При тестировании скоростно-силовых качеств используют прыжок в длину с места (мужчины и женщины, см). Этот тест применяется и у инвалидов с односторонней ампутацией нижних конечностей.
М | Ж |
ПРОТОКОЛ №_____
определения уровня физического развития
Возраст (лет): _______
Избранный вид спорта (если занимаетесь)____________________________, разряд (звание) _________________________________
Определение уровня физического развития | |||||||||||||||||||||||
Рост стоя (см) | Вес (кг) | Окружности, см | |||||||||||||||||||||
Грудной клетки | ЭГК | шеи | плечо | бедро | голень | ||||||||||||||||||
треть | треть | треть | |||||||||||||||||||||
вдох | выдох | пауза | нижняя | средняя | верхняя | длина сегмента | нижняя | средняя | верхняя | длина сегмента | нижняя | средняя | верхняя | длина сегмента | |||||||||
пр | лев | пр | лев | пр | лев | пр | лев | пр | лев | пр | лев | пр | лев | пр | лев | пр | лев | пр | лев | пр | лев | пр | лев |
Сила кисти (кг): правой: _______, левой:________
ПРОТОКОЛ №_____
оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы и системы внешнего дыхания
ФС сердечно-сосудистой системы | ФС внешнего дыхания | |||||||||||||||
ЧСС в покое | АД в покое | Показатель двойного произведения | Ортостатическая проба | Проба Руфье-Диксона | Степ-тест | Проба Штанге | Проба Генчи | Проба Розенталя | ||||||||
уд/мин | мм.рт.ст. | значение | оценка | ЧСС уд/мин | Р1 уд/10с | Р2 уд/10с | Р3 уд/10с | величина индекса | оценка | тип реакции ССС на физическую нагрузку | время, с | оценка | время, с | оценка | результат | оценка |
исход. показат. ЧСС | разность | оценка |
ПРОТОКОЛ №_____
определения уровня развития физических качеств
Оценка эффективности
физкультурно-оздоровительных (тренировочных) занятий
Необходимым условием использования различных форм и средств физкультурно-оздоровительной и спортивной работы является учет ее эффективности. Студенты должны уметь правильно оценить эффективность применяемых на занятиях средств и методов, оптимальный выбор которых не возможен без систематического изучения влияния занятий физическими упражнениями на здоровье занимающихся.
Для объективной оценки эффективности проводимых физкультурно-оздоровительных (тренировочных) занятий студенты на первом и последнем занятиях проводят исследование некоторых функциональных показателей организма (с помощью 2-3-х функциональных проб) и исследование уровня развития физических качеств с помощью специальных тестов. Полученные результаты заносят в протокол и делают заключение об эффективности занятий. С учетом результатов дают рекомендации для самостоятельных занятий.
Протокол оценки эффективности
физкультурно-оздоровительных (тренировочных) занятий
по результатам функциональных проб
Возраст (лет): _______
Избранный вид спорта: ______________________, разряд (звание) ___________
№ п/п | Показатели | Результаты | Различия показателей |
до начала занятий | в конце занятий | ||
Ортостатическая проба (показатель разности ЧСС) | |||
Проба Руфье-Диксона (индекс) | |||
Силовой индекс кисти (динамометрия кисти/масса тела, %) | |||
Жизненный индекс (ЖИ, мл/кг) | |||
Проба Штанге (с) | |||
Проба Генчи (с) |
Протокол оценки эффективности
физкультурно-оздоровительных (тренировочных) занятий
по результатам тестирования
Возраст (лет): _______
Избранный вид спорта: ______________________, разряд (звание) ___________
Дневник практики
Студент обязан ежедневно в дневнике практики оформлять содержание проделанной работы:
Показатели развития физических качеств
Показатели физического развития
Рост, или длина тела,есть существенный показатель физического развития. Известно, что увеличение роста продолжается
до 17-19 лет у девушек и до 19-22 лет у юношей.
Измерить рост можно с помощью ростомера, или антропометра.
В домашних условиях измерить свой рост можно следующим образом: к косяку двери или к стене нужно прикрепить сантиметровую ленту (несколько выше роста измеряемого) так, чтобы нулевое деление находилось внизу; затем встать спиной вплотную к ленте, касаясь ее пятками, ягодицами, межлопаточной областью спины и затылком (голову держать прямо). Положить на голову линейку или книгу в твердом переплете и прижать ее к ленте. Не теряя касания линейки (книги) с лентой, отойти и посмотреть на ленте число, показывающее рост.
Вес (масса тела).Наблюдения за весом являются важным моментом самоконтроля. Особенно большой интерес представляют изменения веса в процессе тренировки. В течение первых 2-3 недель занятий вес обычно снижается, в основном у людей полных,
за счет уменьшения содержания в организме воды и жира. В дальнейшем вес повышается за счет увеличения мышечной массы
и становится стабильным. Известно, что вес может изменяться в течение дня, поэтому необходимо взвешиваться в одно и то же время (лучше утром), в одной и той же одежде, после освобождения кишечника и мочевого пузыря.
Быстрота (скоростные способности). Занятия физической культурой и спортом способствуют развитию быстроты, проявляющейся в скорости движений, их частоте и во времени двигательных реакций. Зависит быстрота в основном от функционального состояния центральной нервной системы (подвижности нервных процессов), а также от силы, гибкости, степени владения техникой движения.
Скоростные способности человека очень важны не только
в спортивной, но и в профессиональной деятельности и в обыденной жизни. Так, наиболее высокие результаты их измерений отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, высокой работоспособности и при благоприятном эмоциональном фоне. Для самоконтроля определяют максимальную скорость в каком-либо элементарном движении и время простой двигательной реакции. Например, определяют максимальную частоту движения кисти руки.
На листе бумаги, разделенном на 4 равных квадрата, нужно за 20 секунд поставить карандашом максимальное количество точек (по 5 секунд в каждом квадрате). Затем все точки подсчитываются. У подготовленных физкультурников, при хорошем функциональном состоянии двигательной сферы, максимальная частота движений кисти составляет в норме 30-35 за 5 секунд. Если частота движений от квадрата к квадрату снижается, то это указывает на недостаточную функциональную устойчивость нервной системы.
Ловкость— это физическое качество, характеризующее хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкий человек довольно быстро овладевает новыми движениями и способен
к их быстрой перестройке. Зависит ловкость от степени развития анализаторов (прежде всего двигательного), а также от пластичности центральной нервной системы.
Для определения развития ловкости можно использовать метание мяча в цель, упражнения в равновесии и многих другие. Чтобы получить сравнимые результаты, мяч нужно бросать в цель всегда
с одного и того же расстояния. Для развития ловкости хорошо использовать упражнения с поворотами, наклонами, прыжками, быстрыми вращениями и т. п.
Подчеркнём, что тестирование (измерения) должно проводиться после соответствующей разминки.
Все данные заносятся в дневник самоконтроля. Форма дневника самоконтроля приводится в приложении 3.
3.20.5. Профилактика травматизма на занятиях
по физическому воспитанию
Профилактика бытовых, трудовых и спортивных травм составляет комплекс действий и требований, позволяющий избежать их в жизни. В процессе учебы и в дальнейшей работе студенты должны знать причины возникновения травм и уметь
их предупредить.
Среди основных причин возникновения травм могут быть: 1) нарушение техники безопасности; 2) неадекватность физической нагрузки; 3) слабая стрессоустойчивочть; 4) отсутствие культуры поведения, не выполнение норм здорового образа жизни (нарушение режима сна, питания, личной гигиены, употребление алкоголя, патологические состояния здоровья и т.д.).
Каждому человеку необходимо знать, как оказать помощь пострадавшему при травмах до прибытия врачебной помощи.
При наружном кровотечении нужно определить по цвету
и пульсации, каков характер повреждения сосуда. При артериальном кровотечении кровь алая и пульсирующая, при венозном темно-красная и сочная.
Для остановки кровотечения при травмах носа необходимо слегка запрокинуть голову назад, положить холод на переносицу,
в ноздри заложить ватный тампон. Необходимо дать понюхать нашатырный спирт и растереть виски.
Гравитационный (травматический) шок очень опасное состояние, возникающие при большом ранении, переломе.
Тепловой и солнечный удар– это состояние перегрева организма под лучами солнца или в сауне.
Ожогиделятся на 4 степени в зависимости от размеров поражения тканей и органов человека. В условиях занятий физической культурой в основном встречаются ожоги I степени (горячая вода в душе, воздействие пара в сауне и т.п.).
Обморожение также различают по 4-м степеням воздействия на организм.
Утопление— это потеря сознания вследствие неконтролируемого попадания воды в органы дыхания.
Искусственное дыхание: при бессознательном состоянии пострадавшему делают дыхание «изо рта в рот» или «изо рта в нос», предварительно освободив ротовую полость от грязи и других масс. Под плечи надо положить валик. Вдувается воздух 16-20 раз в минуту. Если вы один на один с пострадавшим, необходимо сделать
4 раза непрямой массаж сердца и 1 искусственное дыхание «рот
в рот» или «рот в нос», до восстановления самостоятельного дыхания. Это большая физическая и индивидуальная нагрузка, но жизнь чаще всего возвращается к потерпевшему. Это первая доврачебная помощь. После этого нужно срочный вызов квалифицированного врача.
Ссадины наиболее частые и простые травмы.
Оказание первой помощи. Обрабатывают перекисью водорода, подсушивают ваткой и смазывают бриллиантовой зеленью или йодом.
Перелом— это повреждение кости. Переломы бывают закрытого и открытого типов. При закрытых переломах кожная поверхность не повреждается. Кроме этого, закрытые переломы бывают полные и неполные (трещины). При открытых переломах (рвутся мышцы, сухожилия, сосуды, нервы, кожа).
Контрольные вопросы:
1. Сущность понятия «здоровье», основные факторы угрозы жизни и здоровью человека
2. Причины возникновения болезней цивилизации. Физическая культура как средство противодействия им.
3. Назовите основные показатели здоровья населения.
4. Какие основные факторы ортобиоза выделены учеными?
5. Какое место занимает физическое воспитание в здоровом образе жизни студентов?
6. По каким показателям оценивают специальную. двигательную активность?
7. Какие особенности женского организма необходимо учитывать на занятиях физической культурой?
8. Как рассчитать рациональное питание при повышенных интеллектуальной и физической нагрузках?
9. Назовите основные гигиенические мероприятия, необходимые при выполнении физической нагрузки.
10. Какое воздействие оказывают физические упражнения
на сердечно-сосудистую систему?
11. Какое воздействие оказывают физические упражнения
на дыхательную систему?
12. Какое воздействие оказывают физические упражнения
на опорно-двигательный аппарат?
13. Какие элементы самомассажа Вы знаете?
14. Какие основные средства используют на занятиях по физической культуре со специальными медицинскими группами?
15. Какие физические упражнения рекомендуют при повреждении опорно-двигательного аппарата?
16. Какие физические упражнения рекомендуют при плоскостопии?
17. Какие физические упражнения рекомендуют при заболевании сердечно-сосудистой системы?
18. Какие физические упражнения рекомендуют при заболевании желудочно-кишечного тракта?
19. Какие физические упражнения рекомендуют при заболевании органов дыхания?
20. Какие физические упражнения рекомендуют при миопии?
21. Назовите цели и задачи контроля и самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.
22. Охарактеризуйте объективные и субъективные показатели физического развития человека.
23. Какие виды травм Вы знаете?
24. Назовите мероприятия первой помощи при различных видах травм.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет