С помощью чего осуществляют функции учета и контроля в торговом автомате
С помощью чего осуществляют функции учета и контроля в торговом автомате
12.2. Принципиальное устройство торговых автоматов
Торговые автоматы относятся к машинам, которые предназначены для выполнения определенных технологических и торговых операций, связанных с приготовлением и подготовкой товара к продаже, поддержанием заданного режима его хранения, расчетом с покупателями, выдачей товара и др. Для их выполнения предусмотрены соответствующие узлы и механизмы, конструктивно исполненные в соответствии с назначением автомата, физико-химическими свойствами товаров и другими факторами.
Общими для всех автоматов являются следующие элементы: корпус; управляющая панель: купюроприемник, дисплей, монето-приемный механизм; емкость для хранения товара; транспортирующее устройство; дозирующее устройство; устройство для приготовления товара (применяется в автоматах технологического назначения); механизм выдачи товара; устройства для поддержания заданного режима хранения товара; приборы автоматики; вспомогательное оборудование. В разных моделях возможна установка дополнительных устройств, автомат может комплектоваться холодильной установкой.
Панель управления состоит из купюроприемника, дисплея, мо-нетоприемного механизма. На дисплее отображается ход действий покупателя, что обеспечивает быстрый и точный выбор продукта. Сенсорные датчики позволяют определять и оповещать о наличии продукта в окне выдачи.
Купюроприемник (банкнотоприемник) — это устройство, созданное специально для распознавания и приема купюр, предназначен для работы в составе устройств, связанных с приемом банкнот и поддерживающих подключение платежных систем с импульсным интерфейсом. По желанию покупателя купюроприемник может быть настроен на распознавание банкнот любого государства.
Их можно классифицировать по нескольким типам: без укладчика купюр и с укладчиком купюр. В функции купюроприемника входит: защита от вытаскивания купюры (антифишинг); возврат последней вставленной купюры при отказе от покупки (эскроу); автоматическая диагностика неисправностей с детализацией ошибок. Конфигурирование всех параметров купюроприемника осуществляется при помощи микропереключателей.
Монетоприемник — расчетный монетный узел, служит для приема денег или денежных эквивалентов, проверки их подлинности и подачи в схему автомата сигнала на отпуск товара покупателю. Контроль монет производится для выявления их подлинности и отсеивания негодных монет, монет другого достоинства и подделок (суррогатов).
Многономинальные монетные механизмы контролируют геометрические размеры, ферромагнитные свойства, массу и сплав монет. Они снабжены также устройствами для подсчета сумм принятых монет. Однономинальные монетные механизмы принимают и контролируют монеты только одного достоинства, а многономинальные — монеты нескольких достоинств.
Существует две разновидности монетоприемников: без функции выдачи сдачи; с функцией выдачи сдачи. Первый имеет небольшие габариты, легко устанавливается в торговые автоматы небольшого размера, как правило, используется в простых торговых автоматах, продающих товар по низкой цене. Монетоприемник с функцией выдачи сдачи является полноценным устройством, позволяющим своему владельцу определять цену товара с максимальным удобством для клиента за счет выдачи сдачи монетами трех-четырех достоинств (зависит от типа монетоприемника).
Емкость для хранения товара предназначена для хранения запаса товара, конструктивно эта часть выполняется в соответствии с видом товара, условиями его хранения и способом выдачи. В автоматах, отпускающих жидкие продукты в розлив, емкости представляют собой баки и другие сосуды, изготовленные из материалов, нейтральных к пищевой среде. Если приготовление напитков осуществляется в самих автоматах, то их конструкция предусматривает объем для хранения сгущенных или сухих продуктов, баллоны с углекислотой.
В автоматах для продажи штучных товаров емкости бывают бункерного типа, в виде вертикальных шахт, подвижных полок, ленточного конвеера и др. В ряде случаев штучный товар хранится в съемных загрузочных устройствах, которые заполняют товаром на базе и подают к автомату. Обычно в емкостях для товара устанавливают датчики, чувствительные элементы которых отключают автомат в случае израсходования товара.
Транспортирующее устройство передает товар из емкости хранения к местам выдачи. Жидкости, отпускаемые в розлив, обычно подаются к дозирующему устройству, а штучные товары — в зону, доступную покупателям. Транспортирующим устройством для жидкости часто служит трубопровод, по которому она подается под давлением собственной массы или принудительно. Штучные товары перемещаются транспортерами, цепными передачами, вакуумсистемами и другими средствами, действующими от электромашинного или электромагнитного привода.
Дозирующее устройство служит для отмеривания заданной дозы или порции жидкого товара, которая отделяется от общей массы и подготавливается к выдаче. Эти устройства отмеривают жидкость обычно по объему или массе. При объемном дозировании порция отмеривается в поршневых или других дозаторах, при дозировании по величине массы — взвешиванием в специальных устройствах.
Устройства для приготовления товара устанавливаются в автоматах, осуществляющих технологическую подготовку товара перед его окончательной выдачей покупателю. Они имеются в автоматах, отпускающих газированные напитки, кофе, какао. Например, в автомате для продажи газированных напитков предусмотрен сатуратор-водоохладитель, в котором вода насыщается углекислым газом и одновременно охлаждается.
По желанию покупателя вода может быть смешана с сиропом. Кофе и чай получаются путем растворения сухого компонента в горячей воде, проходящей под давлением через форсунку в конусообразный смеситель.
Устройство соленоид — это клапан, который, как правило, в торговом автомате служит для того, чтобы открывать доступ воды в нагревательный бак (бойлер). Устройство состоит из корпуса, электромеханического клапана с возвратной пружиной и электромагнитной катушки. При подаче электронного сигнала на электромагнитную катушку притягивается электромеханический клапан и открывается отверстие в корпусе для прохода воды.
Как только сигнал прекращается, возвратная пружина возвращает электромеханический клапан на место и перекрывает подачу воды. Практически все автоматы по продаже напитков оснащены соленоидами.
Механизм выдачи товара непосредственно перемещает заданную дозу или единицу товара в зону, доступную покупателю. Срабатывает механизм от импульса, исходящего от приборов автоматики после приема и контроля монет. В жидкостных автоматах выдача и дозирование осуществляются, как правило, с помощью одного и того же устройства (клапана).
Штучные товары отпускаются преимущественно с помощью кассетного и барабанного выдающих устройств. Кассетное устройство выдачи представляет собой элеватор, который перемещает каждую кассету с товарами сверху вниз. Барабанное устройство выдачи в цикле выдачи поворачивает барабан вокруг оси на определенный угол.
Устройства для поддержания заданного режима хранения товара устанавливаются в автоматах для продажи продовольственных товаров, которые необходимо охлаждать (молоко, мороженое, газированные напитки) или нагревать (горячие напитки, первые и вторые блюда) в процессе их хранения, приготовления и выдачи. Они представляют собой холодильные агрегаты и нагревательные элементы, монтируемые в емкостях хранения товара, изотермических шкафах, специальных устройствах — охладителях.
Конструкция торгового автомата предусматривает MDB (Multi-Drop Bus) протокол — это особый язык общения устройств внутри автомата. Отличительной чертой этого протокола является то, что каждое устройство внутри автомата, подключенное по этому протоколу, имеет свою логику. Главный контроллер автомата — VMC (vending machines controller), является головным устройствоми машины и посредством четко описанных в протоколе MDB команд общается с другими устройствами.
Приборы автоматики осуществляют взаимодействие всех механизмов и узлов автомата в период рабочего цикла, выполняют функции автоматического регулирования и поддержания заданных режимов работы и температуры, сигнализируют о готовности автомата к работе, наличии товара в его емкостях хранения, отключении автомата при израсходовании товара. Кроме того, приборы автоматики обеспечивают функции учета и контроля, защищают электрическую сеть и электрооборудование автомата от перегрузок и выполняют другие функции. Приборами автоматики являются регуляторы, магнитные пускатели, тепловое реле и другие виды аналогичных устройств, монтируемых на отдельной панели внутри шкафа автомата.
Вспомогательные устройства предназначены для дополнительных операций: мытье стаканов, фильтрация жидких товаров, подача стаканчиков разового пользования в нишу или окно выдачи, выдача сдачи, подсчет числа выданных операций, подсвечивание рекламы и др. Корпус служит для размещения всех частей автомата. Выполняется он в виде шкафа с передней дверью; передней дверью и открытым проемом с тыльной стороны; с дверями на передней и тыльной сторонах.
Передняя дверь имеет рекламные и пояснительные надписи, различные приспособления, помогающие покупателю выбрать необходимые товары, получить товары, а при отсутствии товара получить деньги обратно. Для этого на дверях автоматов располагают витрины, табло выбора товаров, ниши или окна выдачи товаров, лотки или чаши возврата монет и т.п.
С помощью чего осуществляют функции учета и контроля в торговом автомате
Тесты текущего контроля
ПМ 02. Продажа продовольственных товаров
МДК 02.01. Розничная торговля продовольственными товарами.
Раздел ПМ 2. Эксплуатирование оборудования на предприятиях розничной торговли продовольственными товарами
Тема 2.1. Оборудование предприятий розничной торговли продовольственными товарами
ПРИМЕР:
Тест текущего контроля № 26
2 уровня
Задание: Ответьте на вопросы
1. Дайте определение понятию «торговые автоматы»
2. Как классифицируются торговые автоматы?
3. В чем преимущества торговых автоматов?
4. Где могут быть установлены торговые автоматы?
5. Назовите основные устройства торговых автоматов
6. В каких торговых автоматах устанавливают устройство для поддержания заданного режима хранения товаров?
7. С помощью чего осуществляют функции учета и контроля в торговом автомате?
8. Каково назначение вспомогательного оборудования?
9. Для чего предназначена загрузочная емкость?
10. Кто осуществляет эксплуатацию и техобслуживание торговых автоматов?
Эталоны ответов на тест № 26
1. Машина, состоящая из совокупности устройств и автоматически выполняющая все операции без участия продавца.
2. Автоматы для продажи продовольственных товаров, автоматы для продажи непродовольственных товаров, автоматы для продажи услуг.
3. Увеличение объема товарооборота без расширения торговых площадей, сокращение времени на приобретение товаров, круглосуточная продажа, точная мера отпускаемых продуктов, соблюдение санитарно-гигиенических правил.
4. Вокзалы, аэропорты, метро, предприятия, места учебы и отдыха.
5. Загрузочная емкость, транспортирующее устройство, дозирующее устройство, механизм выдачи товара, приборы автоматики, платежные системы, вспомогательное оборудование.
6. В автоматах для продажи товаров, которые нужно охлаждать или нагревать.
7. С помощью приборов автоматики
8. Выдача сдачи, бумажных стаканов, учет проданного товара, подсветка, сигнализация и др.
9. Для хранения рабочего запаса товаров
10. Оператор, который проходит специальную подготовку и имеет удостоверение.
Разработали: Силеверстова Елена Дмитриевна, Алиновская Мария Сергеевна, КГБ ПОУ «Чугуевский колледж сельского хозяйства и сервиса»
С помощью чего осуществляют функции учета и контроля в торговом автомате
Какой должен быть объем упаковки напитков при реализации через вендинговые аппараты?
Требования к объему упаковки воды, молочных продуктов и других напитков, реализуемых через торговые аппараты, установлены в СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Согласно пункту 4.2 настоящих Правил через аппараты для автоматической выдачи пищевых продуктов в потребительской таре допускается реализация соков, нектаров, стерилизованного молока и молочных напитков емкостью упаковки не более 350 мл, бутилированной питьевой воды без газа емкостью не более 500 мл, при соблюдении условий хранения продукции.
Кем согласовывается ассортимент пищевых продуктов, реализуемых через вендинговые аппараты?
Согласно пункту 6.31 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» ассортимент продукции для дополнительного питания должен быть утвержден руководителем образовательного учреждения и (или) руководителем организации общественного питания образовательного учреждения и согласован с территориальным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Что не разрешается реализовывать в учебных учреждениях?
Существует Перечень продуктов и блюд, которые не допускаются для реализации в организациях общественного питания образовательных учреждений (приложение 7 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»). Применительно к вендинговым аппаратам в образовательных учреждениях запрещены для реализации следующие пищевые продукты: пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности, кремовые кондитерские изделия, жаренные во фритюре пищевые продукты и изделия, кофе натуральный, тонизирующие, в том числе энергетические напитки, газированные напитки, молочные продукты и мороженое на основе растительных жиров, сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы,жевательная резинка, карамель, в том числе леденцовая, квас, кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%).
ВАЖНО ЗНАТЬ! Несмотря на то, что, при соблюдении определенных условий, размещение торговых аппаратов в образовательных учреждениях разрешено, конечное решение всегда остается за директором учебного заведения и родительским комитетом. Согласно пункту 3 Приказа Минздравсоцразвития России N 213н, Минобрнауки России N 178 от 11.03.2012 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений» родительским комитетам, опекунским советам и другим общественным организациям рекомендуется принимать участие в контроле организации питания в образовательных учреждениях по согласованию с администрацией образовательных учреждений.
Таким образом:
1. Законодательно установленисчерпывающий перечень продуктов, которые можно реализовывать посредством торговых аппаратов в образовательных учреждениях. Этот перечень не может быть расширен инициативой предпринимателя или же решением администрации образовательного учреждения.
2. У предпринимателя может возникнуть вопрос:возможна ли реализация указанных в перечне напитков (воды, сока, молочных продуктов и т.д.) в розлив (наливным путем) через соответствующие торговые аппараты?Однозначный ответ –нет.Законодательно установлено, что все напитки должны реализовываться только в индивидуальной упаковке (при этом указан объем упаковки и возможные варианты ее реализации).
3. Законодатель установил не просто исчерпывающий перечень продуктов, но ичеткие требования к данным продуктам. Все реализуемые пищевые продукты через вендинговые аппараты, используемые в дополнительном питании обучающихся, должны соответствовать гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания, предусмотренными Техническимрегламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2013 «О безопасности пищевых продуктов», техническимирегламентамина отдельные виды продукции.
4. Полноценного питания вендинг-аппарат заменить не может, но соблюдение принципов здорового питания в образовательных учреждениях возможно в случае, если наполнителями вендинг-аппарата будут напитки и продукты, разрешенные для питания детей.
В случае если у Вас возникли вопросы в связи с прочитанным, обращайтесь в Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» за необходимыми разъяснениями законодательства, а также составлением претензий, исковых заявлений, обращений в надзорные органы.
ТЕЛЕФОНЫ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ: 276-38-93, 276-21-54
Автоматизация торговли: варианты готовых решений для розничного магазина
Продажа товаров в розницу появилась еще очень давно, сменяя натуральный обмен. В современном мире она достигает пикового развития, выступая основным способом приобретения благ для гражданина. Но без качественной системы автоматизации работы магазина розничной торговли, точка отпуска продукции просто не может существовать в условиях конкуренции. Иначе темпы работы неминуемо снизятся в десятки раз, бумажная волокита возрастет, а клиенты просто не смогут в полной мере сотрудничать с продавцом.
Особенности продажи в розницу
Продавать блага конкретному целевому клиенту — это процесс, всегда нуждающийся в трех основных факторах. Площадь, на которой происходит реализация продукции, сотрудники, исполняющие обязанности продавца, менеджера, охранника. И что самое важное, сам товар, располагающийся в визуальной или физической доступности для покупателя.
Такой метод рыночных отношений облагается наценкой, зависящей от конкретики продукции, условий на текущий момент, коммерческой стратегии предприятия и иных аспектов. Наценка может колебаться в гигантских диапазонах: от каких-то 20% до громадных 200-300%.
Также сам факт приобретения блага сопровождается минимизированной формой договора купли-продажи. Подтверждение сделки публичной оферты — это кассовый чек. Он содержит базовую информацию: дату и время, стоимость, наименование компании, налоговые удержания в данном случае, фактическое месторасположение филиала. Эти факторы присущи всем вариантам автоматизации торговли как для маленького магазина, так и для крупного объекта.
О самом процессе
Переход на электронную форму документации, сотрудничества с клиентом, отпуска благ — это всегда глобальная модернизация. Она затрагивает в основном объекты, максимальные площади которых не превышают 350 квадратных метров. И в первую очередь, модернизация подразумевает переход на систему самообслуживания.
Это более эффективная модель сотрудничества с клиентом. Человек сам выбирает приглянувшейся товар, сортирует покупку и осуществляет контакт с кассиром только в тот момент, когда уже принимает решение о покупке конкретных предметов.
Система подразумевает переход на новую форму, поэтому стоит быть готовым к приобретению современного оборудования, а также к качественной смене всего ракурса работы. Это новые формы учета, регистрации поступивших продуктов. Его уже не направляют прямиком от поставщика в торговый зал, а для начала регистрируют в виртуальной системе, чтобы после можно было отпустить на точке.
Автоматизация предприятий розничной торговли: с чего следует начать
Представляем три основных кита, на которых держится процесс:
Переход на новое оборудование, необходимое для фактического воплощения идеи в жизнь.
Программное обеспечение. Само по себе техника работать, разумеется, не будет. Для организации всей методики понадобится качественное программное обеспечение, которое необходимо приобретать отдельно. В данном вопросе тоже необходим надежный поставщик, готовый предложить решение — «Клеверенс». Компания реализует высококачественное оборудование и различные софты к нему для эффективного функционирования и ведения бизнеса.
Обучение штата сотрудников нововведениям.
Этапы перехода на технологию
Условно задачу можно разбиться на несколько ключевых шагов.
Выявление причин для модернизации. Нет смысла совершать данный переход исходя из трендов. Существуют конкретные причины, и их нужно понимать. Это конкурентная борьба, увеличение оборота, сокращение издержек, расширение клиентской базы и повышения уровня комфорта покупателя.
Выбор методики реализации задачи. Существует множество видов оборудование и производителей, а также поставщиков программного обеспечения.
Закупка технических средств.
Размещение техники и переоборудование помещений, если это необходимо.
Установка средств безопасности, камер наблюдения, пожарной безопасности.
Виды перехода на новую систему
Существует всего две основных методики. Это полная или частичная вариация. В первом случае, все сферы работы предприятия претерпевают качественные изменения, переходят на новый регламент и техническое оснащение. А во втором — затрагивается лишь одна конкретная сфера. К примеру, складская. Или переход к отдельной категории товаров.
Выбор часто зависит от возможностей владельца, количественного фактора точек реализации продукции, складских помещений и логистики. Автоматизация розничной торговой сети — зачастую это полный переход. А вот небольшой магазинчик может частично перейти на новую методику постепенно, в несколько этапов, двигаясь к полной смене регламента.
Оприходование выручки, полученной через торговый автомат
Отправим материал вам на:
Мы купили торговый автомат для продажи кофе и чая. ККТ на нем нет, и определить выручку можно только прямым подсчетом. Можем ли мы приходовать выручку один раз в неделю, если запишем это в учетной политике?
Денежные средства, полученные от реализации товаров через торговый автомат, представляют собой вашу выручку, причем в форме наличных денег. Порядок и сроки учета выручки, полученной из торговых автоматов, законодательно не утверждены. Иначе говоря, периодичность изъятия выручки из торгового автомата вы вправе установить самостоятельно в учетной политике.
Но с момента изъятия из автомата данная выручка с точки зрения законодательства, регулирующего денежное обращение, представляет собой наличные денежные средства. Согласно пункту 6 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров ЦБР 22.09.1993 № 40, все наличные средства, имеющиеся в вашей кассе сверх лимита, установленного вашим банком, должны быть сданы в банк, причем либо в тот же день, либо утром следующего дня.
Вы вправе самостоятельно разработать формы первичной документации для учета выручки от торговых автоматов.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
Самостоятельно разработанная форма документа должна быть утверждена учетной политикой организации.
Подписчики ИТС ПРОФ имеют возможность получать письменные консультации аудиторов по сложным вопросам учета и налогообложения.
Свои вопросы Вы можете направлять по адресу itsprof@1c.ru.
В письме с вопросом необходимо указать название организации-подписчика и регистрационный номер программы «1С:Предприятие», на который оформлена платная подписка ИТС ПРОФ.
Ознакомиться с другими ответами на вопросы подписчиков ИТС можно здесь