С помощью чего рыбы живут в воде
Вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде.
Рыбы являются животными, приспособленными к жизни в воде. Они имеют обтекаемую форму тела, облегчающую их передвижение в водной среде. Поверхность тела большинства рыб покрыта чешуйным покровом, хорошо защищающим кожу и внутренние органы от повреждений. Жабры являются органом дыхания рыб. Рыбы набирают в рот воду и затем выталкивают ее наружу через щель под жаберной крышкой. Таким образом, вода, омывающая жабры, отдает кислород (газ, необходимый для дыхания рыбы) в кровь, протекающую по кровеносным сосудам, которыми обильно снабжены жабры. Отсюда кислород разносится кровью по всему телу.
Рыбы живут в воде. В природе встречаются самые различные воды: стоячие и текучие, пресные и соленые, разной температуры. Рыбы способны жить в самых разнообразных условиях: в реках и морях, в холодных и глубоких горных озерах, в мелких и заросших степных водоемах, даже в болотах.
Рыбы – животные холоднокровные, так как температура их крови не постоянна, а зависит от температуры воды, в которой они живут. При понижении температуры воды понижается и температура тела рыбы, рыба становится вялой, малоподвижной.
Одним из важнейших условий, без которого невозможна жизнь рыбы, является наличие достаточного количества растворенного в воде кислорода. Рыбы дышат воздухом посредством своих жабр. Через жабры кислород воздуха, растворенный в воде, проникает в кровь и разносится по всему телу. В воду кислород попадает из атмосферы (воздуха) или выделяется водными растениями. Это выделение кислорода растениями происходит в летний период при солнечном свете. Ночью же, в темноте, этот процесс приостанавливается. Зимой кислорода в воде меньше, так как доступ его из атмосферы прегражден ледяным покровом. Недостаток кислорода в воде в зимний период приводит к удушью рыбы, явлению, известному под названием замора. В такой период необходимо делать прорубь.
Таким образом, можно сделать вывод, что имеется глубокая взаимосвязь между рыбой и средой, в которой она обитает.
Конспект занятия о приспособленности рыб к воде в старшей группе
Анастасия Р.
Конспект занятия о приспособленности рыб к воде в старшей группе
Задачи:
1. Закреплять знания детей о водной среде обитания; продолжать формировать представления о рыбах и их приспособленности к водной среде обитания.
2. Развивать внимание, память, мышление и связную речь детей.
3. Воспитывать любовь к живой природе.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.
Словарная работа: водная среда обитания, жабры, обтекаемая
Предварительная работа: проведение занятия «Так много разных рыб»; чтение рассказов об обитателях водной среды, стихотворений о рыбах, рассматривание иллюстраций с водными обитателями.
Индивидуальная работа: Ваня К., Ксюша Б. – продолжать формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный – конверт с письмом, презентация, указка.
Раздаточный – карточки с знакомыми детям рыбами по одной на каждого.
Ход занятия:
— Сегодня утром кто-то оставил мне на шкафчике вот это письмо. Здесь написано, что оно для вас. Давайте е мы откроем это письмо от тайного гостя?
Открываю конверт и читаю письмо.
«На планете Земля в процессе своей жизни и развития, разные живые существа освоили несколько сред обитания и теперь они живут там, где им оказалось удобнее всего. Сегодня я хочу познакомить вас с водной средой обитания и главными его жителями – рыбами. Загляните в конверт и достаньте то, что вам поможет познакомиться с рыбами поближе.»
Достаю из конверта карточки.
— Ребята, так о чём же мы с вами сегодня будем говорить? Правильно, мы поговорим о водной среде обитания. Давайте повторим вместе «водная среда обитания». Молодцы.
— Каких водных обитателей вы знаете?
— Где вы видели водных обитателей?
— Молодцы! Мне было интересно вас послушать. Теперь давайте приступим к карточкам и посмотрим что же на них.
— Ксюша, что нарисовано на карточках? Правильно. На карточках нарисованы разные рыбы. Ребята, а каких рыб вы знаете? (Ответы детей)
— Сейчас я дам каждому из вас по карточке, а вы назовёте мне рыбку, нарисованную на ней.
— Миша, какая рыба нарисована у тебя на картинке? (Окунь) Как ты это понял?
— Диана, какая рыба нарисована у тебя на картинке? (Лещ) Как ты это поняла?
Спрашиваю всех детей.
— Ребята, а ведь рыбы все такие разные. Неправда ли? Но ведь есть у них и общее.
— Как вы думаете, что общего у всех этих рыб? (Ответы детей)
— Вы совершенно правы. Несмотря на то, что рыбы могут быть разными по размеру, отличаться глазами, головами, плавниками и многим другим, они всё равно остаются водными обитателями и причём самыми главными водными обитателями!
— Ребята, а как вы думаете, почему рыбы самые главные водные обитатели? Могут ли рыбы жить где-то кроме воды? Конечно же нет. Без воды эти рыбы быстро погибнут.
— Чем рыбы питаются? (Ответы детей)
— Положите карточки мне на стол и сейчас мы с вами немного разомнемся, превратившись в рыбок.
Рыбка плавает в водице,
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
(Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка спинку изогнула,
(Руки над головой, прогибаемся в спине)
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
— А теперь давайте посмотрим на экран. Что тут изображен? Правильно. Это рыба.
Использую указку, чтобы показывать детям на части тела.
— Давайте мы с вами опишем её внешний вид.
— Какие части тела есть у рыбы? (Голова, тело, хвост и т. д.)
— Какие части тела помогают рыбе жить в воде? (Ответы детей)
— Чем рыба дышит? (Жабрами) Правильно. Рыба дышит с помощью жабр. Жабры помогают извлекать из воды, нужный для жизни любого живого существа кислород.
— Еще вы назвали хвост и плавники. Что они помогают рыбе делать в воде? (Ответы детей) Совершенно верно. Хвост и плавники помогают рыбе передвигаться в воде.
— Ещё рыбы использую свой хвост как руль. Ребята, а кто еще использует свой хвост как руль? (Бобёр)
— Ребята, а вы заметили какая интересная у всех рыб форма тела? На что она похожа? Какая она по форме? Такая форма тела называется «обтекаемая». Обтекаемая форма тела помогает рыбам передвигаться в воде быстрее. Давайте повторим это слово «обтекаемая».
— Помимо обтекаемой формы тела у рыбы подвижный скелет, который тоже помогает ей быть более ловкой в воде.
— Ребята, а я знаю одно интересное стихотворение с помощью которого можно проверить кто из вас самый внимательный. Хотите это узнать? Тогда слушайте.
Поймал трех окуней.
Двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки
— Правильно! Девять рыб. Молодцы!
— Ребята, вот мы с вами уже говорили о том, что рыба дышит жабрами в своей родной водной среде. Что стало с рыбами из стихотворения? (Ответы детей) Верно. К сожалению без воды, рыбы погибнут. Как вы думаете, а правильно ли поступают рыбаки? (Ответы детей) Рыбу ловить можно, но немного.
— Ребята, а кто-нибудь слышал о загрязнении воды? Что вы слышали об этом?
— Посмотрите на экран. Вот так грустно выглядит загрязнённая вода. Такое состояние вредит всем жителям водной среды. Кто-то заболеет, кто-то поранится, а кто-то даже погибнет.
— Загрязнение вод считается экологическим преступлением и тот, кто будет загрязнять или засорять водную среду, понесет за это ответственность.
III. Заключительная часть
— Ребята, давайте теперь подведем итог, что мы знаем о водной среде обитания?
— Кто обитает в воде?
— Расскажите, с помощью чего рыбы приспособились к водной среде обитания?
— Ваня, чем помогает рыбе обтекаемая форма тела?
— Что станет с рыбой, если её достать из воды и оставить на суше?
— Почему рыба погибнет?
— От чего еще может погибнуть рыба, Ксюша?
— Что делают с людьми, которые засоряют воду?
— Молодцы, ребята! Вы все хорошо постарались, и теперь узнали о рыбах еще больше! Не забывайте, что мы должны заботиться о природе и всех живых существах. В следующий раз мы поговорим о другой среде обитания
Конспект занятия «Кто живет в воде. Аквариум» Комплексное занятие. Тема: «Кто живет в воде» (аквариум). Подготовила воспитатель: Ханиева А. А. Цель: Расширить представление детей об.
Конспект занятия «Правила поведения на воде весной» Цель: систематизация знаний о правилах поведения вблизи водоёмов ранней весной. Задачи: закреплять представления об изменениях в природе,.
Конспект интегрированного занятия по экологии «В гости к волшебнице Воде» Тема занятия: «В гости к волшебнице Воде» Цель: расширение представлений детей о воде в процессе совместной опытно – экспериментальной деятельности.
Конспект занятия на тему «Безопасность на воде» Программное содержание: Цель: Формирование основ безопасности на водоёмах. Задачи: Образовательные: формирование у детей представления о.
Новогоднее развлечение на воде в старшей и подготовительной группе Цель: Создание атмосферы праздничного настроения, пропаганда здорового образа жизни и занятий плаванием. Задачи: 1. Совершенствовать ранее.
Сценарий развлечения на воде в старшей группе «Театр на воде» Конспект развлечения по плаванию в старшей группе «Театр на воде» Оформление: • Бассейн украшен флажками. • На главной стене большими красочными.
Конспект занятия по экологии в средней группе «Что мы знаем о воде?» Конспект занятия по экологии в средней группе «Что мы знаем о воде?» Цель: дать понятие о свойствах воды Задачи: 1. Познакомить детей со.
Конспект занятия с детьми старшей группы по экспериментированию «Что растворяется в воде?» Задачи: Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования. Знакомить с различными свойствами веществ. Формировать у детей.
НОД «Безопасность на воде» в старшей группе «Безопасность на воде» в старшей группе Цель: Продолжать знакомить детей с правилами поведения на водоёмах в зимнее время и ранней весной.
НОД в старшей группе «Что мы знаем о воде?» Программные задачи: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение ее для всего живого. Развивать.
Приспособления у рыб к водному образу жизни
Приспособления у рыб к водному образу жизни:
Обтекаемая форма тела – снижает трение при движении в воде
Чешуя. Выполняет защитную функцию. Благодаря черепицеобразному ее расположению, также снижается трение.
Слизь на чешуе – снижает трение, защита.
Плавники – для оптимального движения в воде. Среди плавников выделяют парные (брюшные, грудные) и непарные (анальные, хвостовые, спинные). Парные плавники расположены симметрично, имеют одинаковый размер и форму. Самые развитые мышцы и плавники это хвостовые. Именно за счет них рыба двигается. Остальные плавники нужны для маневрирования и равновесия.
Боковая линия – орган чувств, позволяющий рыбе определить направление течения и его скорость. Проходит вдоль всего тела сбоку.
Плавательный пузырь – это пузырь с воздухом, который позволяет рыбе менять глубину погружения. Если пузырь увеличивается в объеме, общая плотность рыбы падает, и она всплывает, и наоборот, при уменьшении пузыря, плотность рыбы увеличивается, и рыба погружается. По происхождению плавательный пузырь является выростом кишечника. На стадии малька рыба всплывает к поверхности, заглатывает ртом некоторое количество воздуха, после чего воздух попадает в отросток, и он теряет связь с кишечником, становится пузырем. Объем пузыря увеличивается, когда газы поступают из крови в пузырь, и уменьшается, когда из пузыря поступают в кровь. Плавательный пузырь отсутствует у придонных рыб, таких как скат и у акул.
Жабры. Орган дыхания, который фильтрует воду и всасывает из нее кислород. Состоит из жаберной дуги, жаберных тычинок и лепестков. Прикрыт для защиты жаберной крышкой, которая отсутствует у хрящевых рыб. У них отверстия жабры видны.
Наличие только внутреннего уха. Так как в воде звук распространяется хорошо, то рыбе достаточно внутреннего уха в костной стенке черепа.
Большое количество икры и наружное оплодотворение. Так как рыба размножается в воде, ей доступно наружное оплодотворение, при котором вероятность встречи сперматозоида и яйцеклетки не такая высокая, как при внутреннем (когда гаметы вводятся в половые пути), поэтому важно повысить эту вероятность путем образования большего числа гамет. Рыбы самцы выделяют молоки.
Комментарии:
Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Всем существам на свете нужна вода, так как она необходима для любого химического процесса в организме. Понятно, что все сухопутным созданиям нужно специально заботиться о том, чтобы регулярно потреблять воду. Но рыбы живут в воде.
Так нужно ли им ее пить?
Ученые давно ответили на этот вопрос, и, как оказалось, ответ на него зависит от того, в какой среде живет рыба. Рыбы в океанах и морях пьют очень много воды, их суточная норма потребления воды равна весу их тела (для сравнения людям для нормального существования нужно потреблять в сутки объем воды, составляющий всего три процента от нашего веса).
Хотя морские рыбы пьют очень много воды, их пресноводные родственники не пьют почти ничего. Корень этого различия заключается в потребности рыб поддерживать нормальный баланс соли и воды в организме.
Вода в океане в три раза солонее, чем собственная жидкая среда живущей в океане рыбы. В результате естественного процесса, известного под названием осмоса, вода из тела морской рыбы устремляется наружу через кожу и жабры. Чтобы возместить утраченную жидкость, соленоводная рыба вынуждена поглощать большое количество морской воды. Концентрация соли в теле пресноводных рыб превышает ее содержание в окружающей водной среде, поэтому пресноводные рыбы не пьют, как морские, а постоянно впитывают воду через кожу. Излишки жидкости они выделяют в виде обильного мочеиспускания.
Пресноводные рыбы выделяют соль и впитывают воду через кожу, поэтому им не нужно пить воду. Уровень соли в организме пресноводных рыб восполняется с пищей и ионами (соли), оседающей в жабрах.
А если поменять рыб местами?
В своем привычном доме морские рыбы поддерживают нормальный водно-солевой баланс, выпивая большое количество воды и выделяя излишки соли. В пресной воде морская рыба впитывает воду, разбавляя ею жидкую среду своего организма. Неспособная удержать соль или избавиться от излишков воды, рыба погибает.
Обычно пресноводная рыба регулирует уровень соли в тканях своего тела, впитывая соль и выделяя воду. В соленой воде рыба теряет воду, которую не может возместить; содержание соли в ее теле возрастает до смертельного уровня.
Так что лучше не будем никого менять местами.
С помощью чего рыбы живут в воде
Первые рыбы жили 400 миллионов лет тому назад. В настоящее время в морях н океанах обитает около 20 тысяч различных видов рыб.
Плавание
Двигаться в воде гораздо труднее, чем в воздухе. Поэтому у большинства рыб тело обтекаемой формы, что облегчает плавание. Большинство рыб плавают, ударяя хвостом из стороны в сторону. Для поворота из стороны в сторону рыбы пользуются плавниками, расположенными на нижней и верхней частях тела.
плавники рыбы
Чтобы подняться в воде вверх или опуститься вниз, они пользуются плавниками, расположенными по обе стороны тела. Некоторые рыбы имеют подвижные боковые плавники, которые используются при торможении.
У многих рыб есть мешок с воздухом, называемый плавательным пузырем, он находится внутри рыбы. Это делает рыб более легкими и маневренными.
У других рыб боковые плавники закреплены в одном положении. Вода, омывая их, не дает рыбам утонуть, подобно тому как воздух обтекая крылья самолета, держит его в воздухе.
Акулы сохраняют свое положение, потому что постоянно движутся и вода омывает их плавники. Остановившись, эти рыбы начинают тонуть.
Форма тела
Разные виды рыб выглядят по-разному. Некоторые из них гладкие, быстро плавающие охотники, перемещающиеся каждый год на большие расстояния. Другие — более плоские и толстые рыбы, проводящие всю свою жизнь в одном небольшом районе под каменистым берегом, на дне океана или кораллового рифа.
Большие белые акулы — это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи; кроме того, у них есть много рядов острых, загнутых назад зубов.
Летучие рыбы — это маленькие, быстро плавающие рыбки. В действительности они не летают, но, чтобы избежать преследователей, выпрыгивают из воды и парят, пользуясь большими боковыми плавниками.
Рыба-парусник — это крупный хищник. Обтекаемое тело помогает ей плавать быстрее других, со скоростью более 100 километров в час.
Скаты — это плоские рыбы, которые плавают с помощью боковых плавников. Скат-манта — самый большой скат в мире, но он потребляет планктон.
Камбала живет на морском дне и представляет собой плоскую рыбу. Она прячется, меняя цвет, и сливается с морским дном. Камбала, только что вылупившаяся из икры, выглядит как обычная рыба. Она плавает на боку. Через несколько дней и другой глаз передвинется на верхнюю часть головы.
Жизнь группами
Много маленьких рыб, таких, как рыба-девица, плавают целыми группами, называемыми косяками.
Они так живут, чтобы защищаться от хищников. Одну рыбу можно легко поймать и съесть, но группа может быть похожа на большое животное и напугать нападающего.
У большинства рыб есть орган чувств, который называется боковой линией. С помощью этого органа улавливаются малейшие движения в воде. Рыбы пользуются боковой линией для опознания других объектов, включая хищников, пищу и других членов косяка. Эти органы служат для ориентирования в пространстве и нахождения пути.
У рыбы есть одна боковая линия на каждой стороне тела. Каждая линия состоит из расположенных под кожей трубочек, которые открываются отверстиями.
Вода, попадая в трубочки, перемещается там, и рыба ощущает движение.