С помощью чего взрослые способствуют распространению детской игры
Роль взрослых в самодеятельных играх детей
Наблюдая за малышами, нетрудно заметить, что ребенок, который умеет играть, не капризничает, может, пусть ненадолго, заняться интересным, полезным для себя делом. Он доверяет взрослому, любит с ним общаться, разговаривать. Такой ребенок очень любопытен, его интересуют все предметы, все дела, все разговоры взрослых, а еще, что очень важно,он необыкновенно активен: готов стирать, гладить, мыть посуду с мамой, заводить машину с папой. Когда взрослые ему этого не разрешают,малыш без капризов переходит к игре: «понарошку» стирает, гладит, водит машину.
Дети, которые умеют играть, эмоционально отзывчивы, жизнерадостны, словом они живут полной, по-настоящему счастливой жизнью. И наоборот, дети, которые не умеют играть, не любят играть, шагу не могут ступить без взрослых, требуют постоянного внимания и участия взрослого во всех занятиях, раздражаются, капризничают или становятся вялыми, равнодушными. Часто у них нарушен контакт со старшими, они затрудняются что-либо спросить у взрослых или о чем-либо поговорить с ними, не доверяют им, становятся замкнутыми.
Замечательный советский педагог А. С.Макаренко писал: каков ребенок в игре, таким он во многом будет в работе, когда вырастет.Ребенок получает в хорошей игре многое: умение сосредоточиться, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для ее достижения, довести дело до конца, умение представить, почувствовать, что думают, что переживают другие, вместе с ними дружно решать общие задачи. Доброе, внимательное отношение к окружающим, активность, творческая жилка остаются на всю жизнь. Ребята, которые умеют играть дома, спокойнее привыкают к детскому коллективу, уже с полутора лет умеют играть, не мешая сверстникам, а позднее охотно вступают в совместные с ними игры.
Некоторые родители, соглашаясь с тем, что игра-доступное и увлекательное занятие, высказывают мнение, что она менее серьезна и менее полезна для ребенка, чем, например, просмотр книг, детских телевизионных передач или участие в трудовых действиях. На самом деле развитие дошкольника зависит главным образом от того, как и во что он играет. Ведь в игре воспроизводится вся окружающая малыша действительность.
Хорошая, полезная игра сама по себе не приходит. Помочь ребенку овладеть этим необходимым ему видом деятельности должны старшие. Это могут быть не только взрослые, но и братья, сестры и другие дети. Приобщать ребят к игре следует с первых лет жизни. В каждом возрастном периоде свое понимание мира, свои возможности отражения его в игре.
Взрослые должны это учитывать, когда вмешиваются в игру ребенка. Прежде всего надо знать, что игра с раннего возраста формируется взрослыми как детская самостоятельная деятельность, как деятельность самого ребенка.
Ребенок, а не взрослый, в игре должен быть хозяином положения. Взрослые только вдумчиво, тактично, неназойливо руководят игрой. Нельзя диктовать ребенку, что ему делать, без конца поучать его. Хорошо, если взрослый поможет малышу советом, незаметно направит игру в нужное русло.
Занимаясь своим делом, старшие могут продлить игру ребенка, предложив ему дополнительную игрушку или поставив перед ним новую игровую задачу, которую малыш с удовольствием решит сам. Вот мальчик перевез все кубики и бесцельно возит машинку,а бабушка вскользь замечает: «Ой, как же ты едешь на машинке, ведь здесь же разлилась река». Мальчик быстро подхватывает идею — строит мост, дорогу, осторожно везет пассажиров.
Девочка остановилась с куклой, задумалась. «Что это у тебя дочка невеселая, не заболела ли?» — спрашивает мама. И вот началась новая игра, в которой не трудно узнать и ласковую заботливую маму, ухаживающую за больной, капризной дочкой, и строгого доктора.
Когда ребенок сам учится решать элементарные игровые задачи, по-своему выходить из затрудненного положения в игре, он обретает уверенность в своих силах.
Игра ребенка становится разнообразнее и самостоятельнее по мере познания им окружающих предметов, природы, отношений людей. Маленький ребенок может познать мир, лишь активно действуя. Поэтому очень важно привлекать малышей в доступной форме к участию в повседневных делах, которыми заняты взрослые. Большую ошибку допускают взрослые, когда отстраняют детей от любого настоящего, серьезного дела. Мама моет пол, полуторагодовалая дочь берет тряпочку и начинает ей помогать.Мама возмущается: дочка мешает, а главное- запачкается. Трехлетний мальчик зачарованно смотрит, как отец забивает гвоздь, пытается сам взять молоток, попробовать свои силы. Но ему сурово запрещают- опасно.
Так исповедь ребенок приучается быть безучастным посторонним наблюдателем. Постепенно он теряет интерес ко всему, что происходит дома, в жизни взрослых. Подлинного делового контакта между ребенком и взрослым не устанавливается.
Совсем иначе чувствуют себя дети в семье, где их активность поддерживается, где продуманно относятся к их посильному участию в жизни семьи.
На даче бабушка стирает внучке платье, а рядом в маленьком тазике внучка стирает платье своей куклы. Они оба увлечены, довольны, улыбаются,разговаривают об общем деле: не остыла ли вода, достаточно ли мыла, чисто ли выстирано платье и др.
Вот дедушка обращается к двухлетнему внуку с просьбой помощь отыскать очки. Они терпеливо вместе ищут. Мальчик находит очки первым. Дедушка искренне удивлен, смеется. Малыш радуется не меньше.
Эти дети чувствуют себя в семье спокойно и уютно. Активно действуя, они узнают многие свойства предметов, их жизненное назначение, упражняются в простых трудовых действиях, испытывают огромное удовольствие от полученных результатов, становятся более ловкими и умелыми. И все, с чем дети активно познакомились в жизни, они могут легко и свободно отображать в игре, дополняя ее содержание новыми сведениями, полученными из книг, телепередач, разговоров, наблюдений.
На ранних этапах становления игры дети сами без взрослых не могут перенести жизненный опыт в игровой условный план. Надо показать малышам, как играть и во что играть. Это может быть простая,очень короткая инсценировка: как кукла гуляла с собачкой, как зайчик угощал петушка морковкой, день рождения мишки и т. д.
Самостоятельная игра ребенка во многом зависит от того, какие игрушки имеются в распоряжении малышей. Каждая новая игрушка- большое событие в жизни ребенка.
Игрушка должна быть понятна ребенку. Детям раннего и младшего дошкольного возраста нужны игрушки, отображающие их повседневный быт, знакомые им по собственным наблюдениям. Только тогда ребенок сможет сам активно использовать все игрушки по назначению. Нельзя загромождать детскую комнату множеством игрушек, пусть даже очень красивых. Маленькому ребенку трудно что-либо выбрать, он ни на чем не может длительно сосредоточиться, берет первый попавшийся предмет и, не зная, как играть, бросает или перекладывает игрушку, а игры не получается.
Радость встречи с новой игрушкой- это только начало большой игры. Важно не только порадовать ребенка, но показать, как с ней играть, вызвать доброе, заботливое отношение к игрушке. Прежде чем купить куклу, нужно подготовить для нее кровать, сшить одеяло, для мишки или зайчика построить домик из кубиков. А юному шоферу порекомендовать, какой груз и куда он будет перевозить, и т. д.
Молодая мама подхватывает куклу, которую годовалый малыш пронес по всей квартире, держа за ноги вниз головой, и бросил около нее. Ласково обращаясь к кукле,мама говорит: «Танечка идет ножками. Топ-топ-топ, наша Танечка идет, Таня к Сашеньке идет».Подводит куклу к малышу. Он с нетерпением берет куклу за руку, ведет ее.Сам говорит: «Таня-топ». В другой раз мама танцует вместе с сыном и куклой под веселую песенку. Кукла становится любимой игрушкой. Малыш начинает относиться к ней бережнее, не бросает ее, не носит вниз головой. И все игры, которые ему показала мама, он вносит в свою игру, постоянно дополняя ее новым содержанием, почерпнутым из жизни.
Папа едет с трехлетним сыном в вагоне метро. У мальчика один оловянный солдатик, с которым он вдохновенно играет, папа лишь изредка подает реплики, направляя игру ребенка. Солдатик катается с горки, преодолевает трамплин, идет по дорожке, отдыхает, его угощают булочками, мальчик пальчиком захватывает со своей рубашки крупный горошек- белые булочки и подносит их к игрушке.
С приобретением игрового опыта двухлетние дети с удовольствием играют вместе. Особенно ценна игра детей, разных по возрасту детей. Вряд ли кто лучше, чем старшие дети, понимают игру малышей. Без снисходительности и иронии старшие дошкольники включают малышей в свои игры, моментально оценивают их возможности. А малыши, в свою очередь, благодарные за доверие и равноправие, стараются не уронить достоинство и поражают даже родителей своей выдержкой, находчивостью и сообразительностью, проявленными в совместных играх со старшими детьми.
Чем меньше малышки, тем большая помощь в игре требуется со стороны взрослого. Чем старше становится ребенок, тем более тонким и вдумчивым должно быть вмешательство в его игру. Ребенок, овладевший самостоятельной игрой, чувствует себя по-настоящему счастливым, а благодарность взрослому за его незаметный кропотливый труд- распахнутые двери в прекрасный мир детской игры.
«Шашечный турнир». Соревнование детей в играх с шашками Цель: Обучение дошкольников принципам шашечной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим.
Достижения детей на «Малых олимпийских играх» Вот уже какой год подряд воспитанники нашего детского сада участвуют в «Малых олимпийских играх». Мои воспитанники участвовали здесь впервые.
Развитие мелкой моторики рук у детей 6-го года жизни в музыкально-ритмических пальчиковых играх (из опыта работы) Из опыта работы «Развитие мелком моторики рук у детей 6-ого года жизни в музыкально-ритмических пальчиковых играх» Разработала музыкальный.
Развитие цветового восприятия у детей третьего года жизни в дидактических играх. Дидактические игры были направлены на освоение практических действий, формирование представлений об эталонах цвета и умственных действий.
Родительское собрание «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях» Введение Здравствуйте, Уважаемые родители! Я хочу обсудить очень сложный и очень серьезный вопрос. Подростковое самоубийство. Вопрос, о.
Конспект ООД по ФЭМП «Математика везде, даже в играх по ПДД» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических познаний На тему:»Математика везде, даже.
«Участие взрослых в играх детей. «
« Участие взрослых в играх детей. »
Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.
Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания. Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам. Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.
С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.
Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.
Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.
Младшие дошкольник 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности. Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из- под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.
Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки. В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно- образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).
Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.
Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре. Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.
Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.
Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».
Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.
Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем
Игра в истории человечества
евгения михальченко
Игра в истории человечества
В этой главе своей работы я хочу выявить социально-культурные функции игровой деятельности и их влияние на формирование личности. В данной работе использованы работы авторов, которые, как кажется,близки друг другу в одном общем подходе: они признают, что – игра это ведущая деятельность, она дает возможность ребенку ступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в реальной жизни ребенок ступить не может. Материал,использованный в данной работе основан на классических исследованиях основоположников современной психологической и педагогической наук: Л. С. Выготского, А. Н. Леоньтева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Г. В. Н. Д. Ушинского и др., позволяет понять особенности происхождения и развития игры, ее виды и строение у современных детей.
Наиболее подробное определение понятию «игра» дает В. И.Даль в своем Толковом словаре живого великорусского языка: «Игра… то, чем играют и во что играют: забава, установленная по направлениям, и вещи, для того служащие».
А. Н. Леонтьев считает, что игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов». Но как бы различные авторы ни трактовали термин «игра», она всегда являлась одной из ведущих форм развития психических функций человека и способом реального познания мира. Игра – это вид деятельности, возникающий на определенном этапе онтогенеза и направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
С термином «игра» тесно взаимосвязан термин «игровая деятельность». В человеческой практике игровая деятельность занимает ведущее место, особенно в детском возрасте, и ей присущи такие функции,как: развлекательная, социокультурная, диагностическая, коррекционная, коммуникативная, социализирующая, воспитательная, познавательная, самореализации, игротерапевтическая. Последняя из вышеназванных играет немаловажное значение, так как способствует преодолению различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности ребенка.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представители научных отраслей в игре интересуют «свои» аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры.
В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому что проливает свет на ее природу. И по сей день, высказываются взгляды на игру как деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую постоянный, в неисторический характер. Несостоятельность таких взглядов опровергают сами детские игры, которые отличаются по своему содержанию не только в зависимости от исторической эпохи, но и у детей, живущих в одно время, но в разных культурных, экономических, географических условиях.
Большинство современных ученных объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. В начале XX века у исследователей не было единодушия в решении вопроса, что является первичным в истории человечества: труд или игра. Высказывались предположения, что игра возникла раньше труда.
Игра имеет многовековую историю, и возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусств. Труд предшествовал игре, определял ее содержание. К труду человека принуждали жизненные потребности, связанные с необходимостью добывать пропитание, охранять свои угодья, заботиться о жилище и т. п. Труд, охота, война, с соседним племенем – все это сопровождалось чувствами радости, удовольствия, горечи. Желание вновь пережить чувства, испытанные в той или иной деятельности от проявления ловкости, смекалки, силы, пробуждали первобытного человека к обрядовым играм, танцам, песням. Таким образом, в историиобщества труд старше искусства и игры: сначала были земледельческие работы, охота, войны, а затем это находило отражение в плясках, песнях, элементах драматического и изобразительного искусства.
Но в жизни отдельного человека игра, предшествовала труду.В этом заключается социальное значение игры: она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», подготавливая детей к труду. Игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых. А так как в человеческом обществе рано сложилось деление труда на мужские и женские виды и обязанности, то мальчики и девочки в играх подражали тем представителям пола, к которым относились сами.
Д. Б. Эльконин на основе анализа этнографического материала выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры. Он считал, что на заре существования человеческого общества детской игры не было. В силу примитивности самого труда и необходимости для него орудий дети очень рано начинали принимать участие в работе взрослых (сбор плодов, кореньев, ловля рыбы и др.).
Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству,земледелию привели к изменению положения ребенка в обществе: малыш уже не мог принимать непосредственное участие в работе взрослых, поскольку она требовала умений, знаний, сноровки, ловкости и пр. взрослые стали изготовлять игрушки для упражнения детей в трудовых действиях (лук, копье, аркан). Возникли игры-упражнения, в ходе которые ребенок овладевал необходимыми навыками, так, как игрушки были их моделями (из маленького лука можно было попасть в цель, маленькой мотыгой – рыхлить землю).
В ходе социально-экономического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанной многовековой историей человечества.
Таким образом, современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.
«Зимние истории» (продолжение) Предлагаем Вашему вниманию продолжение истории про Снеговичка. «Настоящие друзья» Наступили сильные морозы, сковали ледяной коркой снег.
Фотозарисовка «Дачные истории» Дачные историиИнструкция № 1 «Как добыть кампоНт. » Чтобы добыть «кампоНт» нужно взять фонарик, старшую сестру и отправиться по тропинке.
Из истории праздников на Руси В жизни человека всегда происходит чередования будней и праздников. Слово праздник заимствованно из старославянского языка и буквально означает.
Методические рекомендации учителям истории «Технология сотрудничества в группах на уроках истории в 5–11 классах» Технология сотрудничества в группах на уроках истории Двадцать первый век с его научным техническим прогрессом и массовыми формами образования.
Фотоотчет «Наши огородные истории» Из ведерка – прыг! – на грядку, Все по делу, по порядку. Ты, картошечка-картошка, Посиди в земле немножко, Только там не засыпай, А быстрее.
Фотоотчет «По страницам истории…» «У того, кто не знает своего прошлого, нет будущего» Прошлое в данной цитате, подразумевает знание истории не только вашего генеалогического.
Фотоочерк «Прикоснись к истории» Сегодня мне хочется поделиться поездкой в с. Ташла Тюльганского района Оренбургской области по местам, предполагающим отдых для ума, тела.
Проект «Из истории школьных принадлежностей» Краткосрочный проект Тема: «История школьных принадлежностей» подготовительная группа «Малинка» МАДОУ «Центр развития ребенка детский.
Проект «Мыльные истории» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 115» ПРОЕКТ «МЫЛЬНЫЕ ИСТОРИИ» Вторая младшая группа.
Стекло-древнейшее изобретение человечества На Русь этот дорогой материал попал из Византии. В Киево-Печерской лавре археологи раскопали мастерские стеклоделов, относящиеся к 11 веку.