С сохранением чего связана безопасность национальной культуры
С сохранением чего связана безопасность национальной культуры
76. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области культуры являются:
сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности;
сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны;
повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве.
77. Основой общероссийской идентичности народов Российской Федерации является исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемая часть российской культуры.
78. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.
79. Угрозами национальной безопасности в области культуры являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры.
80. Для достижения стратегических целей обеспечения национальной безопасности в области культуры реализуются государственная культурная политика и государственная национальная политика, которые направлены на укрепление и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, обеспечение национальной, религиозной, расовой терпимости, на воспитание взаимного уважения народов Российской Федерации, а также на развитие межнациональных и межрегиональных культурных связей. Усиливается координация деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук по реализации государственной культурной политики.
82. Укреплению национальной безопасности в области культуры способствуют:
признание первостепенной роли культуры в сохранении и приумножении традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
обеспечение культурного суверенитета Российской Федерации посредством принятия мер по защите российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия, осуществление контроля в информационной сфере и недопущение распространения продукции экстремистского содержания, пропаганды насилия, расовой, религиозной и межнациональной нетерпимости;
создание системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, внедрение принципов духовно-нравственного развития в систему образования, молодежную и национальную политику, расширение культурно-просветительской деятельности;
улучшение материально-технической базы организаций культуры, создание условий для организации досуга, стимулирования творческого развития и художественного образования граждан;
развитие внутреннего культурно-познавательного туризма;
формирование государственного заказа на создание кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов;
усиление государственного контроля за состоянием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), повышение ответственности за нарушение требований их сохранения, использования и государственной охраны;
совершенствование системы подготовки специалистов в области истории и культуры, а также их социального обеспечения;
использование культурного потенциала России в интересах многостороннего международного сотрудничества.
Культурная безопасность как основа культурной идентичности
Белозор Алина Федоровна |
доцент, кафедра социально-гуманитарных дисциплин, Брянский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
241007, Россия, Брянская область, г. Брянск, ул. Дуки, 61
Belozor Alina Fedorovna
PhD in Cultural Studies
Docent, the department of Socio-Humanitarian Disciplines, Bryansk Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
241007, Russia, Bryanskaya oblast’, g. Bryansk, ul. Duki, 61
Просмотров статьи: 5935 c 5.5.2015
Дата направления статьи в редакцию:
Аннотация: Цель настоящего исследования – раскрыть значимость культурной безопасности носителя определенных духовных и нравственных ценностей как основы его культурного самоопределения. В статье рассмотрены и проанализированы сущность феномена культурной безопасности, его роль и место в общенациональной и мировой безопасности. Раскрывается важность принятия во внимание факторов культурной идентичности и культурного многообразия при разработке стратегии глобальной безопасности. Особое внимание уделяется важности осознания собственной культурной безопасности носителями различных культур, проживающих в одном государстве. Представлен анализ различных научных подходов к содержанию понятия «культурная безопасность». Терминологическая цепочка «культурная идентичность», «культурная угроза», «культурное разнообразие» также введена в контекст статьи. Объектом исследования является культурная безопасность, предметом исследования служит влияние культурных угроз на культурную самоидентичность. В ходе исследования автором использован системный, структурно-функциональный и типологический анализ, а также компаративный метод. Новизна исследования заключается во всестороннем анализе полиобъектной специфики и предметного поля культурной безопасности, а также ее влияния на формирование индивидуумом своей культурной идентичности. Основными выводами проведенного исследования являются положения о том, что связь между культурой, культурной самоидентичностью и безопасностью является фиксирующим звеном процессов жизни общества. Культура в данном случае выступает как полноправный компонент национальной и международной безопасности благодаря своему многоаспектному характеру. Осознание представителями как национальных меньшинств, так и представителями титульной нации безопасности своих культур, традиций, материального и духовного наследия является ключевым фактором для сохранения бесконфликтной ситуации в государстве и установления духовно-нравственного единства граждан.
Ключевые слова: культура, безопасность, культурная угроза, культурная безопасность, культурная идентичность, культурное наследие, культурное разнообразие, эмансипация, секьюритизация, межкультурный диалог
Abstract: The goal of this research is to reveal the significance of cultural security of a carrier of certain religious and ethical values as the foundation of their cultural self-determination. The article analyzes the essence of the phenomenon of cultural security, its role and place within the national and global security. The author describes the gravity of considering the factors of cultural identity and multiculturalism in development of the strategy of global security. Special attention is given to the importance of realization of the own cultural security by the carriers of various cultures living in the same country. The author presents the analysis of different scientific approaches towards the content of the concept of “cultural security”. Terminological chain of “cultural identity”, “cultural threat”, “multiculturalism” is also introduced into the content of research. The object of this publication is the cultural security, while the subject is the impact of cultural threats upon the cultural self-identity. The scientific novelty consists in the comprehensive analysis of the poly-object specificity and subject field of cultural security, as well as its influence upon the formation by an individual of their cultural identity. The author concludes that the correlation between the culture, cultural self-identity and security is the fixative link within the processes of social life. In this case, culture manifests as a competent element of national and international security due to is multi-aspect character. The realization by the representatives of national minorities and titular nation of the security of their cultures, traditions, material and religious heritage is the key factor for preserving the conflict-free situation in the country, as well as establishment of the spiritual and ethical unity of the citizens.
emancipation, cultural deversity, cultural heritage, cultural identity, cultural security, cultural threat, security, culture, securitization, intercultural dialogue
Культурная безопасность как основа культурной идентичности
В Основах государственной культурной политики, принятой в 2014 году, культура возведена в ранг национальных приоритетов. Культурная безопасность страны становится одним из важнейших факторов национальной безопасности, поскольку проблемы сохранения и трансляции национальных культурных ценностей в условиях глобализации приобретают все большую остроту и значимость. Многочисленные научные дискуссии констатируют наличие кризиса духовно-нравственных ценностей российского общества, в связи с чем вопросы государственной культурной политики, государственного управления в сфере культуры представляются весьма актуальными и жизненно важными. [1]
Однако культурная безопасность традиционно не рассматривается в современной науке и практике управления как важный фактор национальной безопасности, хотя связь их очевидна. В современном мире немилитаризированный характер безопасности получает все большее внимание, и в этом случае культурная безопасность начинает приобретать все более решающее значение. Проблема заключается в том, как анализировать и понимать феномен культурной безопасности, и в чем его сущность.
Цель настоящего исследования – раскрыть значимость культурной безопасности носителя определенных духовных и нравственных ценностей как основы его культурного самоопределения.
Изучая безопасность в целом и феномен культурной безопасности в частности необходимо задать четыре простых, но фундаментальных вопроса:
Что такое культурная безопасность?
Что является объектом культурной безопасности?
Что представляет предметное поле культурной безопасности?
Что может быть обеспечена культурная безопасность?
При рассмотрении концепта культурной безопасности необходимо придерживаться следующих положений:
Культурная безопасность является элементом общей безопасности страны, но не всех ее граждан.
Отсутствие угроз безопасности страны не означает, что все жители будут чувствовать себя защищенными.
Культурная идентичность страны – основа культурной безопасности, а также ее ценный охраняемый ресурс.
Культура может рассматриваться и как самостоятельный элемент общественной жизни, и как взаимозависимый структурный компонент безопасности, определяющий способ восприятия и распознания угроз.
Таким образом, культурная безопасность может быть определена с одной стороны как отсутствие угрозы культуре общества в ее широком понимании, а с другой стороны как ряд действий, направленных на создание условий, благоприятных для развития и эволюции культуры. В этом случае культура должна обладать гарантированной возможностью защищать себя и адаптироваться к объективным изменениям, сохраняя при этом свою идентичность.
Любая угроза имеет направленный характер. Следовательно, для того, чтобы анализировать понятие безопасности, необходимо выделить ее объект, на что должны быть направлены меры безопасности. В течение многих лет люди являлись и являются центральным объектом безопасности. Однако на уровне международных отношений объектом безопасности выступает уже государство. Таким образом, в течение многих лет защитные мероприятия были направлены на страны в целом. В конце холодной войны эта тенденция была модифицирована таким образом, что приоритетной целью защиты стал человек, что дало начало такому направлению политики как безопасность человека, его прав и достоинства. Одновременно внимание получили концепции развития общества. В результате этих сложных взаимодополняющих процессов безопасность стала объектом многоуровневого анализа, начиная от безопасности индивида через безопасность отдельного общества к международному уровню.
Что же в таком случае можно определить как объект культурной безопасности? Объектом может быть государство, для которого культура является элементом его идентичности. Символы государственной идентичности относятся к материальному и нематериальному наследию, такому как герб, флаг, гимн, архитектура. Культура является интегрирующим фактором, связующим звеном, которое объединяет такие элементы как язык, традиции, история. Культура определяет специфический характер страны, может являться ее отличительной чертой, источником той энергии, благодаря которой создается основа национального самосознания, и источником мягкой силы.
Следует отметить, что население является одним из неотъемлемых атрибутов государства. В рамках культурной безопасности необходимо учитывать факт культурного разнообразия населения страны. В случае, если оно однообразно, безопасность государства тождественна безопасности его жителей. Ситуация меняется, если страну населяют общности, для которых характерно культурное разнообразие. Чуждые культуры могут трактоваться государством как угроза его суверенитету. Это особенно становится заметно, когда очаги культуры стремятся к распространению своих ценностей или начинают менять культурное пространство страны. Примером этому может референдум 2009 года в Швеции по поводу запрета дальнейшего строительства минаретов, ношение хиджаба и придания религиозным праздникам государственного статуса. Таким способом государство, применив ряд своих механизмов и инструментов, ограничило реализацию культурных прав меньшинств, которые были истолкованы как угроза.
Что же будет составлять предметное поле безопасности? Когда мы говорим об угрозах, мы думаем о страхах? Если мы можем определить наши страхи, мы сможем и избежать их. Важно отметить, что не все процессы трактуются как угрозы.
Угроза – это фундаментальная категория при анализе безопасности наряду с вызовами и рисками. Они могут быть потенциальными или реальными, субъективными или объективными, внутренними или внешними, традиционными или нетрадиционными, преднамеренными или непреднамеренными.
Принимая во внимание тот факт, что объект безопасности – это государство и общество, она может быть рассмотрена как социетальный феномен. В то же время культурную безопасность можно анализировать с позиции двух аналитических категорий: секьюритизации, разработанной Копенгагенской школой и эмансипации, предложенной Уэльской школой. Теория секьюритизации строится на идее о том, что в международных отношениях что-либо становится объектом неотложной политики не потому, что оно представляет опасность, а потому, что влиятельный субъект провозглашает его как серьезную угрозу. Иными словами, угроза становится угрозой, т. к. она видится и объявляется публично таковой со стороны государства. Но секьюритизация существует не только просто вследствие его популяризации субъектом, но лишь после того, как аудитория воспринимает это. Получая согласие и легитимизацию общества, субъект может предпринять чрезвычайные меры и идти в обход существующих правил и законов. После устранения угрозы наступает следующий этап — десекьюритизация, процесс при котором вопросы, находившиеся под охраной и безопасностью, возвращаются в обычную политическую среду и регулируются обычными правилами демократии. Конечная цель — не просто достижение безопасности, а устранение вопроса с повестки дня безопасности. Определение культурной угрозы зависит от различных уровней восприятия и подверженности государств и обществ реальным и потенциальным угрозам в своем культурном окружении. [7, c. 258]
Положения теории эмансипации были впервые выдвинуты К. Бутом в начале 1990-х и символизировали новое европейское движение в сторону неамериканской теории безопасности. Эмансипационисты строят свои рассуждения на критике реалистического понимания безопасности, в котором доминирует сила и порядок, а безопасность одного объекта — незащищенность другого. Они выступают за универсальную систему безопасности, в которой центральное значение играет индивидуум, а не государства и нации. Теория эмансипации принимает во внимание только те действия, чьими целями является гарантия культурной безопасности не только по отношению к государству, но и к отдельным личностям. [8, c. 28]
Форма как фактор культурной угрозы связана с такими факторами, как кем, при каких обстоятельствах, каким способом эта угроза представлена. Можно рассмотреть этот критерий на примере восприятия иммигрантов как источника угрозы. Форма связана с секьюритизацией (актом провозглашения), представляя тему иммиграции как угрозу и вызывая эмоциональную реакцию у целевой аудитории, зачастую используя весь имеющийся спектр предрассудков и фобий, царящих в данном обществе.
Существует также проблема в определении культурного меньшинства, что на первый взгляд не представляется вопросом чрезвычайной важности, но трудность в понимании, что же представляет собой культурное меньшинство, приводит к трудностям в определении прав и свобод, их носителей, и в чем будет проявляться их ограничение. Корни угроз культурной безопасности могут скрываться и на военном, политическом, экономическом и экологическом уровне. Все проанализированное свидетельствует о сложности и многогранности феномена культурной безопасности и его взаимозависимости с другими уровнями.
Культурные угрозы также можно подразделять на традиционные и нетрадиционные. Традиционные угрозы включают в себя расхищение культурных ценностей, разрушение памятников и культурно значимых объектов, а также репрессивные меры по отношению к носителям данной культуры. К нетрадиционным угрозам можно отнести такие как, принудительное торможение развития, коммерциализация культуры и искусства.
Таким образом, связь между культурой, культурной самоидентичностью и безопасностью является фиксирующим звеном процессов жизни общества. В современном мире немилитаризованный характер безопасности получает все большее внимание, и в этом случае культура выступает как полноправный компонент национальной и международной безопасности благодаря своему многоаспектному характеру. Однако в настоящий момент затруднительно дать однозначный ответ, является ли культурная безопасность самостоятельным полем для изучения или одним из многочисленных компонентов безопасности. Анализ культурной безопасности ставит трудные задачи перед исследователем, поскольку в данной сфере существуют определенные препятствия, проявляющиеся в недостаточно прозрачном определении сущности, объекта и предметного поля изучения. Тем не менее, очевидным представляется тот факт, что осознание представителями как национальных меньшинств, так и представителями титульной нации безопасности своих культур, традиций, материального и духовного наследия является ключевым фактором для сохранения бесконфликтной ситуации в государстве и установления духовно-нравственного единства граждан.
Культура и угрозы национальной безопасности страны
Евстафьев Алексей Евгеньевич,
соискатель Тверского Государственного университета,
специалист в области информационной аналитики и технических средств коммуникации
Обеспечение национальной безопасности страны не может сводиться только лишь к укреплению обороноспособности и повышению эффективности деятельности силовых и специальных структур. Фундамент безопасности закладывается, когда обеспечивается экономическая независимость, страна и народ сохраняют самобытную культуру, а люди осознают свою цель и имеют чувство собственного достоинства. Вопросы национальной безопасности и культуры напрямую связаны между собой.
В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Это есть среда существования общественного человека, его «вторая природа» которую он создает, воспроизводит, распространяет и передает потомкам в виде сложившихся, устойчивых ценностей (материальных, духовных, социальных), символов, норм, традиций, обрядов. Содержание культуры и особенно формы ее проявления всегда национальны, а потому неповторимы, уникальны.
Значение культуры в обществе трудно переоценить. Доктор философских наук В.А. Сапрыкин так обосновывает необходимость рассматривать культуру, образование и воспитание в качестве важных сфер общественного организма, влияющих на национальную безопасность:
Во-первых, именно культура является основополагающим «элементом жизни каждого человека и каждого общества».
Во-вторых, по Бердяеву: не в политике и не в экономике, а в культуре реализуются цели общества; культура – вот подлинная душа народа, его самосознание, самочувствование.
В-третьих, только в культуре раскрываются и реализуются духовный мир человека, его родовое свойство, происходит приобщение к социуму.
В-четвертых, культура каждого народа имеет свою специфику, своеобразие и неповторимость, выражая собственное понимание мира, его освоение. Народ жив, – пока жива его культура[1].
Факты культуры есть одновременно социальные факты, поскольку культура и общество неразделимы. Не имеет смысла противопоставлять общество и культуру. В любом явлении или процессе социальной жизни легко обнаруживается слияние социального и культурного. Одновременно культура осуществляет единство социокультурной жизни общества в пространстве и времени, сохраняет в человеке то, что называется духовностью, высшими ценностями[2].
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины[3].
В силу своего географического положения, многонациональности, многоконфессиональности Россия развивалась и развивается как страна, объединяющая два мира – Восток и Запад. Исторический путь России определил ее культурное своеобразие, особенности национального менталитета, ценностные основы жизни российского общества.
Российский менталитет, сложившийся в особых природно-географических условиях, обусловленный своеобразием истории, религии, языка, сложным переплетением европейских и азиатских черт, делает русский характер неповторимым.
Такой переход к невоенным, несиловым, завуалированным, психологически неявным способам и средствам разрушения основ государственности и непрямым механизмам управления ситуацией в стране-жертве практикуется Соединенными Штатами уже давно. Их социокультурная экспансия приобрела планетарный характер.
Опыт перестройки и периода либеральных реформ, а точнее поражения в холодной войне, распада могущественной империи и разграбления богатейшей страны, наглядно показал, что уничтожение культуры убивает народ духовно, приводит к его вырождению. Потеря национальной культуры в конечном счете заканчивалась исчезновением народа.
В ходе «эпохи реформ» ее основное социокультурное содержание составила борьба против прежней системы общественных отношений, ценностных ориентаций русского и других народов, выработанных в течение тысячелетней исторической традиции и закрепленных в XX столетии. Под водительством «реформаторов» общество стало совершать стремительный бросок от традиционно русских общинно-коллективистских форм жизнеустройства к западным частноиндивидуалистическим. «Информационный империализм» США стал глобальной опасностью. В эти годы США принадлежало 80% киноточек в мире, 75% телепрограмм, 50% кинофильмов, 60% грампластинок. Каждый второй зритель мира смотрел 10 «первых» американских боевиков. За годы «перестройки» и «реформ» к ним присоединились большинство российских кинозрителей.
И при этом вся методология «реформ» в области духовной сферы столь же проста, сколь и прямолинейна: привить русскому человеку стойкий комплекс культурной неполноценности и выработать у него постоянную готовность принимать все без исключения «ценности западной цивилизации». На это работала вся государственная система образования, воспитания, информации[5].
Конечно, нельзя все негативные социокультурные явления в стране свести исключительно только к «заговору» внешних сил. Да, они сыграли решающую роль в дестабилизации социально-политической и культурной обстановки в СССР, а затем и России. Но имелся целый ряд причин внутреннего характера, который можно было разрешать собственными силами, исходя из собственных возможностей, ресурсов, видений исторической перспективы. Для этого нужна была только политическая воля[6].
С помощью этого безусловно близкого нам исторического примера можно сформулировать основные угрозы в сфере культуры на современном этапе.
В Стратегии национальной безопасности определено, что «угрозами национальной безопасности в области культуры являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры».
Раскрывая положения нормативного правового акта можно сформулировать следующие утверждения.
Основной угрозой России является культивирование чуждых менталитету российской нации духовных ценностей, внедрение деструктивных жизненных приоритетов, идеологем, целей и задач, стоящих перед отдельной личностью и обществом в целом.
Основными внутренними угрозами духовности современной России могут являться:
Опасность внутренних угроз духовности России в современных условиях дополняют и существенные внешние угрозы, создаваемые геополитическими конкурентами России. К основным внешним угрозам духовности современной России относятся:
В отдельную группу можно выделить и угрозы непосредственно культурной безопасности современной России:
При этом к наиболее опасным для будущего России возможным проявлениям гуманитарного кризиса относятся:
Таким образом, утрата культурной самобытности, размывание культурно-генетического ядра народа сегодня – самая большая угроза всей национальной безопасности России. Впрочем, в этом утверждении нет ничего нового, оригинального. Вся история человечества – от древности до наших дней – свидетельствует о том, что погибали, как правило, те народы, которые теряли свою национальную культуру (язык, фольклор, литературу, письменность, образ жизни, традиции, историческую память, преемственность и т.д.); и, наоборот, даже самые тяжелые поражения в войнах, утрата на многие столетия собственной территории, расчленение этноса не вело к исчезновению народа – спасала культура[8].
В этой связи утрату культурной самобытности, размывание культурно-генетических связей народа России можно рассматривать в качестве основной угрозы национальной безопасности государства, а саму культуру – как фундамент его национальной безопасности.
Список источников и литературы
[1] Сапрыкин В.А. «Культура – фундамент национальной безопасности России»
[2] Кащаев А.Е. «Культура и национальная безопасность»
[3] «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации»
[4] Кошкин Р.П. «Влияние культуры, образования и воспитания на национальную безопасность»
[5] Сапрыкин В.А. «Культура – фундамент национальной безопасности России»
[6] Кащаев А.Е. «Культура и национальная безопасность»
[7] « Основы государственной культурной политики»
[8] Сапрыкин В.А. «Культура – фундамент национальной безопасности России»