С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители

Освоить скрипку и фортепиано в 3-4 года? Особая методика Судзуки

«Абсолютно в каждом маленьком ребенке заложен огромный потенциал» – так считал Синъити Судзуки, японский музыкальный педагог и скрипач. Своей преподавательской деятельностью он доказал, что музыкальный дар не врожденный талант, а способность, которую можно развить в специальной школе Судзуки. Таких школ тысячи по всей Европе, и с 2014 года они официально начали функционировать в России. На чем же основана методика и в каком возрасте отдавать ребенка на обучение?

С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Смотреть фото С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Смотреть картинку С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Картинка про С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Фото С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители

Суть методики

Удивительное зрелище – дети 3-4 лет, играющие на скрипке и фортепиано. Методика Судзуки уникальна, благодаря ей малыши в самом юном возрасте демонстрируют развитый музыкальный слух, ловкость в обращении с инструментом, и уже выступают на концертах. Главной особенностью является обучение без нот. Большое внимание отводится постановке рук, правильному звучанию и интонации, законченности музыкальных фраз. Ребенок начинает играть значительно раньше, чем осваивает ноты. Обучение чтению нот начинается после овладения инструментом и усвоением обширного репертуара.

Синъити Судзуки назвал свой подход к обучению «методом родного языка». Он выдвинул идею, что раз ребенок может освоить язык своих родных (каким бы сложным он ни был), то и с музыкой не возникнет проблем. Нужно лишь создать благоприятные условия:

В России применяется методика Судзуки для фортепиано, скрипки. Видео о том, как проходит занятие:

В школах Европы есть классы альта, виолончели, контрабаса, фортепиано, арфы, флейты, классической гитары. Обычно первый год дети посещают общие занятия, где знакомятся с разными инструментами, чтобы в дальнейшем выбрать направление уже осознанно.

С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Смотреть фото С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Смотреть картинку С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Картинка про С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Фото С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители

История

Судзуки Синъити (Синити, Шиничи) стал первым, кто предположил, что ребенок 3-4 лет способен ловко обращаться с музыкальным инструментом. Основу его методики составляют вовсе не научные исследования в области детской психологии или контролируемые эксперименты, а собственный опыт. Синити родился в многодетной семье из 12 детей в 1898 году в Нагое. Его отцу принадлежала фабрика по производству скрипок. Занимаясь семейным делом, мальчик впервые воспылал любовью к музыке в 17 лет, когда услышал игру скрипача Миши Эльмана. А после…самостоятельно научился играть на инструменте.

Справедливости ради, Шиничи Судзуки с 22 до 29 лет учился в Королевской академической высшей школе музыки в Берлине, и с отличием ее окончил. Дальше он вернулся в Токио и занимался преподавательской деятельностью и параллельно играл в струнном квартете со своими братьями. Однако созданию собственного метода для Судзуки положила начало Вторая мировая война, когда музыканту пришлось зарабатывать на крошку хлеба, обучая детей-сирот. Одному из его учеников было 3,5 года. Тогда-то Синити и решил обучать малышей по принципу усвоения родного языка. Его идеи получили широкое распространение и применяются последователями по сей день.

С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Смотреть фото С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Смотреть картинку С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Картинка про С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Фото С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители

Когда начинать обучение?

Сам Судзуки рекомендовал возраст для начала занятий 2-4 года. В этот период происходит активное усвоение речи, особенностей звучания, музыки. Ребенок внимательно слушает все, что происходит вокруг него, и пробует воспроизвести.

Что касается условий принятия в школах Судзуки, то в Америке на обучение берут детей возрастом 2-3 года, а в Европе – 3-4 лет. На первых порах уроки по специальности коллективные. Дети поочередно исполняют небольшие отрывки и заодно смотрят и слушают, как играют другие. В столь юном возрасте малышам еще сложно выдержать взрослое занятие длиной в 40 минут. Индивидуальные занятия вводятся постепенно.

С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Смотреть фото С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Смотреть картинку С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Картинка про С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Фото С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители

Мифы и правда

В России мнение о методе Судзуки неоднозначно. Его критикуют именитые музыкальные педагоги, настаивая на непрофессионализме такого подхода к обучению. Но насколько справедливы эти упреки, или, может быть, в них есть разумное зерно? Итак, распространенные мифы и правда:

Занятия музыкой всесторонне развивают ребенка. Они улучшают способности к математике, речь, активизируют мыслительные процессы, тренируют интуицию, память. Альберт Эйнштейн однажды сказал, что идея, приведшая к революционному открытию в мире физики, цитата: «Пришла ко мне интуитивно, под действием музыки, мое открытие есть не что иное, как результат музыкального восприятия». Обучение музыке не являлось главной целью Судзуки. Синити делал акцент на воспитании в малышах чуткости, благородства. Он хотел, чтобы, став взрослыми, они стремились к гармонии и красоте во всех сферах свой жизни.

Источник

Учитель, перед именем твоим. Часть 1. Синъити Сузуки

С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Смотреть фото С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Смотреть картинку С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Картинка про С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Фото С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители

Автор: Лисицына Юлия — 47 лет, мама 4 детей, учитель музыки и художественной культуры, преподаватель хора и вокала, стаж работы в школе 22 года. Выступала на всеукраинских педагогических конференциях, была активным участником группы педагогов-экспериментаторов Украины, имеет 13 публикаций в педагогике, педагогическое звание. Параллельно со школой преподавала 15 лет в Институте культуры и искусств на кафедре вокала и хорового дирижирования — это ее музыкальная специализация.

Здравствуйте, дорогие наши взрослые – мамы, папы, бабушки, дедушки, и все другие члены семьи.

Сегодня вновь о музыкальном образовании детей, но несколько в другом ракурсе.

Общаясь с друзьями, родителями моих учеников и в чатах интернета, я обращаю внимание на то, как работают сегодня педагоги-музыканты. Мне интересны различные методики и подходы, их цели задачи и, конечно, результаты. Многое в этих самых результатах зависит от поставленной цели.

Одни педагоги — растят только лауреатов классических конкурсов, другие — увлечены современными телевизионными шоу, и рыщут в поисках маленьких звезд, третьи — помешаны на оттачивании техники, четвёртые — воплощают свои идеи в больших коллективах, и у каждого, буквально у каждого кипит своя «кухня».

В сегодняшних реалиях миссия педагога, тем более педагога-музыканта невероятно сложна: вырастить, выпестовать своё «музыкальное зернышко» нелегко, ведь на каждого ученика уходит 7, а то и 10 лет труда и жизни! А «оно» — это зёрнышко, всхоженное, политое слезами учителя и родителей, уходит из музыкальной школы, чтобы никогда больше не встречаться ни с музыкой, ни с педагогом. Я не собираюсь оценивать или критиковать современные подходы и методики обучения музыке, только время покажет: какие из них были продуктивными, а какие нет. По той же причине, не могу рекомендовать, где и у кого будет лучше обучаться вашему ребёнку. Но мне очень хочется рассказать вам о людях, которые в свое время смогли совершить переворот в музыкальной педагогике и воспитали сотни и даже тысячи музыкантов. Их методики и подходы проверены временем — они смогли не просто приобщить, а навеки поселить в душах детей искреннюю и немеркнущую любовь к музыке. Этим людям, великим в своей цели и прекрасным в ее воплощении мне хотелось бы посвятить цикл статей озаглавленных строкой Н. Некрасова УЧИТЕЛЬ, ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ.

СИНЪИТИ СУЗУКИ (СУДЗУКИ)

Японский скрипач и музыкальный педагог, автор всемирно распространенного метода преподавания музыки Синъити Сузуки родился в семье скрипичного мастера, владельца фабрики по производству скрипок. С ранних лет был влюблен в музыку, которую слышал ежедневно. Синъити прожил огромную жизнь, из которой ушел в возрасте 99 лет, оставив после себя тысячи учеников и Международную Академию Методики Синъити Сузуки.

Всю свою жизнь Сузуки искал ответ на вопрос: как воспитать талант в ребенке? Будучи сам необычайно ярким человеком он легко общался с великими людьми своего времени: А. Эйнштейном, скрипачом А. Могилевским, К. Клингером, у которого учился музыке более восьми лет. Эти встречи повлияли не только на его мировоззрение, но и на педагогические идеи. В результате своих экспериментов по обучению детей разного возраста игре на скрипке С. Сузуки организовал ассоциацию «Дошикай», главной целью которой становится изучение природы таланта. В 1955 году свершилось уникальное событие: на праздничном концерте в Токио 1200 маленьких музыкантов на удивление слаженно и виртуозно играли на скрипках, поражая воображение всех, кто это видел.

С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Смотреть фото С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Смотреть картинку С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Картинка про С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Фото С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители

Концерт Синъити Сузуки

Этот незабываемый концерт стал началом широкого распространения методики Синъити Сузуки в мире и вот её основные постулаты:

Талант дарован человеку от природы. Условия, в которые он попадает в детстве, уровень возможностей, которые ему предоставляются, – лишь фон, на котором ребенок развивается.

Все дети понимают и чувствуют музыку, без исключения. Задача взрослых — вовремя распознать проявление интереса и развить его на практике.

Именно поэтому Судзуки старался заинтересовать своими открытиями в первую очередь, родителей, потому что только они могут поддержать своего малыша или не дать его таланту раскрыться.

Обязательное условие для учителя – искренняя любовь к детям.

Доктор Судзуки был уверен, что невозможно добиться успеха в музыкальном (как и в любом другом) воспитании, если оно не построено на любви к детям. Можно быть строгими и требовательными педагогами, но надо любить ученика.

Он блестяще доказал, что у терпеливого и любящего педагога дети свободно «общаются» с инструментом, радостно извлекают из него чистые, как само детство, звуки. Если обучать малыша на интересе, не по принуждению, то методика Синъити Сузуки работает безотказно: дети учатся друг у друга, радуются собственным успехам и достижениям товарищей, вдохновляются той творческой средой, которую создает и поддерживает педагог.

Это не значит, что учеба должна превращаться в муштру, когда ребенок, как солдатик встает «под ружье». Как гомеопатия, где даваемые в малых дозах препараты производят колоссальный эффект, так и занятия музыкой, где малыш понемногу приобретает знания, опыт, навыки и незаметно становится настоящим музыкантом.

Сузуки огромное значение придавал вовлеченности в процесс обучения родителей. Он считал, что без этого не может воплотиться ни одно, даже самое перспективное, начинание. Мамы и папы должны разделять склонности детей, подтверждать делом свою заинтересованность в их развитии.

Потому что никто так, как родители, не любит своих детей. Папы и мамы становились для учеников Судзуки главными помощниками, а порой и главными учителями. Они присутствовали на занятиях. Они занимались дома с детьми. Они сами учились играть на скрипке вместе с детьми.

Однажды доктор Судзуки посетил инкубатор, где выращивались японские жаворонки. В огромном тихом помещении хранились сотни яиц, а рядом с ними находилась птица-учитель, которая пела свои песни. Только вылупившись, птенцы начинали повторять ту же самую песню, а спустя какое-то время развивали свою собственную манеру. Мастера поразил тот факт, что крошечный мозг птицы способен моментально копировать звуки, и в такое короткое время находить собственную интонацию. Это натолкнуло его на мысль о том, что более развитый человеческий мозг может гораздо больше. Когда его приятель попросил научить своего трехлетнего ребенка играть на скрипке, Судзуки отказался из-за того, что ребенок физически слишком мал для игры на инструменте. Но спустя некоторое время он начал мастерить маленькие скрипки специально для малышей и давать им уроки. Копируя его движения, малыши очень быстро учились играть и овладевали мастерством к пятилетнему возрасту.

Цель музыкальных занятий с малышами определял сам учитель так: «Моя задача не воспитать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного человека».

Изначально методика Синъити Сузуки разрабатывалась для скрипки, но сейчас спектр инструментов расширен для фортепиано, гитары, флейты, альта, виолончели.

К сожалению, в России методика Синъити Сузуки пока не нашла широкого применения, но родителям, которые мечтают, чтобы их ребенок получил музыкальное образование, обязательно надо прочитать книгу Синъити Сузуки «Воспитание таланта».

Источник

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ XX ВЕКА

ВЕДУЩИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ

Система обучения Эмиля Жак-Далькроза (1865-1950).

Он считал, что музыканту нужно иметь не только хороший слух, но и хорошее чувство ритма, а поэтому музыкальная ритмика была выделена им в отдельную отрасль музыкальной педагогики. При помощи сочетания ритма, музыки и движения Э. Жак-Далькроз решал задачу «воспитания ритма при помощи ритма» (сначала у музыкантов), а затем, используя специально подобранные упражнения, развивал у детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.

В комплексе упражнений руководящим и формообразующим началом Э. Жак-Далькроз считал музыку (т.к. нотная система дает возможность совершенно точно и ясно обозначить на бумаге продолжительность движений, шагов и жестов). Музыка имеет, кроме ритма как вспомогательного средства выражения, еще звук и гармонию, тогда как тело должно все богатство оттенков выражения передавать лишь при помощи ритмических колебаний.

Он особенно подчеркивал значение ритмики для детей, так как движение является биологической потребностью их организма. Далькроз говорил, что вводя ритм в школьное образование, мы тем самым готовим ребёнка к познанию искусства вообще, так как ритм является базой для всякого искусства — музыки, скульптуры, архитектуры, поэзии. Музыка кроме того имеет общевоспитательное значение — стимулирует к действию астенические натуры, успокаивает возбуждение, тонизирует поведение человека (система Далькроза получила широкое распространение в области терапии).

Таким образом, Далькроз считает, что порядок преподавания должен быть таков:

1) физические упражнения,

2) упражнения для слуха и голоса,

3) выяснения взаимоотношений между движениями тела и механизмом данного инструмента.

Система Карла Орфа(1895-1982).

Немецкий композитор Карл Орф, современник Д.Кабалевского, придумал систему музыкального воспитания, которая, как и система русского композитора, рассчитана не на избранных, не на имеющих специальную музыкальную подготовку, а на всех детей.

Её суть в развитии творческой фантазии, в элементарном музицировании: в игре на простейших (в основном, ударных, шумовых) музыкальных инструментах; в движении под музыку; в инсценировании детских песенок и сказок. То есть в том, что дети особенно любят и делают с удовольствием. Тем более что такие танцы и движение сопровождаются не только игрой на ударных музыкальных инструментах (барабанах, ложках, ксилофоне и т.п.), но и «звучащими жестами» — хлопками, шлепками по бёдрам, топаньем ногами, щелчками пальцами, цоканьем языком и т.д. Всё это не только превращает музицирование в радостное, увлекательное действие, но и формирует творческую фантазию, прививает любовь к пению, развивает чувство ритма.

Система Карла Орфа рассчитана на участие нескольких детей, но, проявив некоторую фантазию, вполне можно применить её элементы и в занятиях с одним ребёнком. Например, возьмем песенку-игру «Добрый жук»:

Встаньте дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг.
Жил на свете старый жук,
Старый, добрый друг.

1. Придумать вместе (подчёркиваем — вместе!) с детьми танцевальные движения. Например: шаг в сторону — притоп. Шаг в другую сторону — притоп. На припеве хлопанье в ладоши. Движения, имитирующие жука. Например, вы прыгаете, сгорбившись, на согнутых ногах, с поднятыми как рога пальцами.

2. Сопровождение танца и пения игрой на любых шумовых инструментах и (или) некоторыми «звучащими жестами», о которых мы уже говорили.

3. Постарайтесь обыграть сюжет. Например, на слова «встаньте в круг» двигаться по кругу.

Система Золтана Кодаи(1882-1967).

Замечательный венгерский композитор. Вот несколько основных положений его системы:

1) Нет немузыкальных детей. Немузыкальные взрослые — это те, музыкальность которых в детстве не была замечена и развита. Поэтому Кодаи, пользовавшийся в Венгрии большим авторитетом, сумел добиться того, чего никогда не было ни в одной стране мира — уроки музыки в обычной, общеобразовательной школе стали ежедневными и занимали больше часов, чем все другие предметы.

2) Главное в музыкальном воспитании — пение и записывание мелодии по слуху. Именно этому, в основном, учили в венгерской школе. Лучший и самый доступный инструмент — голос, считал Кодаи. Поэтому пение важнее, чем игра на инструменте.

3) Воспитание человека не может быть полным без музыкального воспитания.Воспитание хорошего музыкального вкуса, по Кодаи, не только семейное дело, но важнейшая общественно-государственная задача.

Как метод раннего музыкального воспитания Золтан Кодаи предлагал воспитателям, особенно папам и мамам, учить детей ходить и хлопать в ритме песни.

Золтан Кодаи выделял четыре элемента, которые отличают музыкального человека от немузыкального: развитый слух, развитый интеллект, развитые чувства и развитые руки.

Система Шиничи Судзуки(1898 – 1998).

О его абсолютно уникальном методе раннего музыкального воспитания (доктор Судзуки начинал обучение детей на скрипке с двух-трёх лет!) тоже можно говорить как о методе состоявшемся, проверенном временем, потому что всё, что он делал, можно было посмотреть и послушать. Мир был поражён его удивительными ансамблями 4-5 летних скрипачей из 100-200 детей, чистенько и синхронно исполнявших музыку Вивальди, Моцарта, Бетховена.

Замечательный педагог умер в 1998 году, и тех, кто бы сумел повторить в полной мере подвиг Судзуки, пока нет. Видимо, здесь дело не только в уникальности метода, но и в уникальности педагога. В чём метод Судзуки? Можно с уверенностью выделить три момента.

1. Все дети музыкальны.По мнению японского учителя (впрочем, это мнение большинства авторов систем музыкального воспитания) все дети музыкальны. Без исключения. Надо только во время разглядеть и развить их способности.

2. Путь к успеху — любовь к детям.Доктор Судзуки был уверен, что невозможно добиться успеха в музыкальном (как и в любом другом) воспитании, если оно не построено на любви к детям. Можно быть строгими и требовательными, но надо любить ученика. Притворяться и играть в любовь невозможно. Дети тонко чувствуют фальшь, и занятия, построенные не на любви к ребёнку, обречены на провал. Отсюда и третье условие.

3. Главные учителя — родители.Потому что никто так, как родители, не любит своих детей. Папы и мамы становились для учеников Судзуки главными помощниками, а порой и главными учителями. Они присутствовали на занятиях. Они занимались дома с детьми. Они сами учились играть на скрипке вместе с детьми.

Цель музыкальных занятий с крохами определил сам гениальный учитель: «Моя задача не воспитать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного человека».

Система Дмитрия Кабалевского(1904-1987).

Кабалевский прекрасно знал о плачевном состоянии уроков музыки в общеобразовательной школе, составленных из перемешанных в разных вариантах частей (пение, слушание музыки, нотная грамота), как правило, скучных и неинтересных, а главное, оторванных от настоящего музыкального искусства, от жизни. Кабалевский попытался соединить уроки и музыку. И у него получилось.

Суть системы в следующем:

2) дети должны приходить к тем или иным выводам не в результате лекций или рассказов (от которых они засыпают),асами, размышляя и разговаривая о музыке, при помощи наводящих вопросов учителя. Это можно назвать методом Сократа. Подобные разговоры о музыке, когда вопросы взрослых помогают детям самим найти ответ, чудесным образом делают разговоры о музыке интересными и увлекательными.

Педагогическая концепция Льва Баренбойма(1906 – 1985).

Заключение

Отметим основные положения разных педагогических систем, которые разделяют все их авторы:

1. В той или иной форме учить музыке всех детей.

2. Начинать музыкальное воспитание как можно раньше.

3. Учить малышей в игровой форме.

4. Помнить о том, что в дошкольном возрасте главные учителя родители.

5. Постараться самим папам и мамам полюбить классическую музыку.

Закончим словами древнегреческого философа Платона, которые за более чем два тысячелетия не утратили своего значения: » Ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают её, если воспитание поставлено правильно».

Источник

Философия обучения музыке в дошкольном возрасте. Методика Сузуки

Методика Сузуки – не только про раннее обучение музыке, это целая философия, которую можно применить к любым обучающим занятиям с дошкольниками. Основная отличительная особенность методики в ее естественности. Подход к музыкальному обучению сродни обучению речи. Ребенок, слыша разговоры, учится говорить сам. То же самое должно быть в музыке, по мнению Сузуки. Музыка должна окружать ребенка с рождения, и тогда он заиграет.

Ученики школы Сузуки делают большие успехи за границей и даже становятся профессиональными музыкантами, несмотря на то, что во главу угла ставится обучение музыке не ради мастерства, а ради естественного развития. Ежегодно проходят слеты юных музыкантов из разных стран мира, которые встречаясь, виртуозно исполняют музыкальные произведения. При этом методика пока не стала популярной у нас, в России. Но, может, стоит еще немного подождать?

Об авторе методики

С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Смотреть фото С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Смотреть картинку С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Картинка про С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Фото С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители

Шиничи Сузуки родился в японском городке Нагойя в 1898 году в семье скрипичного мастера. На протяжении всей жизни Шиничи будет так или иначе сталкиваться с музыкой. В возрасте 22 лет он обучается скрипке. В 30 лет вместе с братьями создает струнный квартет, который начинает гастролировать по всей стране. Сузуки устраивается на работу в музыкальную школу инструктором и открывает институт, в котором обучаются музыке юные дарования. Вскоре количество учеников достигает 1500.

В 1955 году в Токио проходит грандиозный концерт, собравший 1200 маленьких скрипачей, играющих в унисон. Методикой начинают интересоваться за рубежом, и в 1997 году открывается Международная Академия Методики Шиничи Сузуки. В возрасте 99 лет гениальный учитель и скрипач умирает.

Открытия Шиничи Сузуки

Методика Сузуки строится на заинтересованности ребенка. Задача родителей и педагогов — вызвать интерес у маленького ученика. Свои принципы обучения детей музыке Сузуки выработал, исходя из нескольких открытий.

Первое открытие Судзуки сделал, побывав в громадном инкубаторе для выведения японских жаворонков. В инкубаторе птенцы могли чувствовать себя как в гнезде – температура, окружающие условия были идентичны. С одним только отличием: вокруг была воссоздана тишина, прерываемая иногда голосом птицы-учителя. Сузуки заметил, что вылупившиеся птенцы начинают повторять трели учителя, а через какое-то время – начинают самостоятельно «импровизировать», переходя в ранг птиц-учителей.

Это открытие привело Сузуки к простой и, казалось бы, старой прописной истине – ребенок усваивает речь, которая звучит вокруг него. При этом не имеет значения, что это за язык: простой или сложный, китайский или английский. Если ребенок растет в тишине, с ним не разговаривают, то он будет попросту немым.

Третье открытие появилось по воле случая. К Сузуки зашел в гости друг и попросил обучить игре на скрипке своего четырехлетнего сына. Сузуки вначале отказался, ссылаясь на то, что ребенок слишком мал и не сможет держать скрипку. Но с другой стороны, можно устранить это досадное неразумение, — подумал Сузуки и сделал маленькую скрипочку, рассчитанную на юного музыканта.

Изготовив несколько детских музыкальных инструментов, Сузуки пригласил детей своих друзей и начал их обучать музыке.

На первом же уроке Сузуки сложил смычки и скрипки вместе с игрушками и предложил малышне поиграть с ними. Сам же они время от времени брал скрипку, подносил к ней смычок и извлекал одну ноту. Его ожидания оправдались – через некоторое время дети начали копировать его действия. Тогда он стал играть по две ноты. Нота за нотой – и дети обучились игре на скрипке.

На уроках дети постоянно повторяли одни и те же музыкальные произведения, которые помогали закрепить технические навыки.

Основные принципы методики Сузуки

Главный принцип методики Сузуки — схожесть музыкального обучения с манерой детского восприятия материнской речи. Маленькие дети могут, среди прочего, распознавать и музыкальные звуки. Для этого требуется окружение ребенка музыкальным фоном.

В занятиях музыкой не должно быть никакого принуждения. Ребенок может играть под музыку, кушать, веселиться. В отличие от взрослых, дети меньше устают от слушания музыки. Поэтому если начать упрекать малыша в его пристрастии к одним и тем же мелодиям, то можно тем самым свести на нет энтузиазм ребенка.

Каждый ребенок обучаем. Ведь каждый ребенок учится говорить, по сути легко и без усилий. По мере взросления речь ребенка совершенствуется, он может вводить в разговор сложные обороты и предложения. То же самое происходит и с музыкой.

Залог успеха в обучение – повторение. Проводить занятия необходимо каждый день. Чем больше практики, тем лучше закрепляется материал и появляется почва для «импровизации».

По мнению Сузуки, музыкальное образование ребенка следует начинать сразу после рождения. Вот что они пишет в своих «Заметках по поводу метода воспитания таланта»:

— Если я буду давать новорожденному прослушивать такую классику, как «Брандербургский концерт» или «Серенаду» Чайковского, или квартет Бетховена, я выберу всего лишь одну фразу и дам её слушать ребёнку целый день. Приблизительно через пять месяцев ребёнок запомнит эту мелодию.

Для спокойных занятий Сузуки рекомендует «Времена года» Вивальди, симфонии Гайдна и Моцарта. Для поднятия духа подойдут произведения Бетховена или «Славянские танцы» Дворжака.

При этом первые произведения ребенок выучивает на слух, без знания нотной грамоты.

Важное значение имеют качество производимого ребенком звука и правильное положение за инструментом. Эти два критерия просто необходимы для того, чтобы ребенок хорошо научился играть на инструменте.

Как проходят занятия по методике Сузуки

Методика Сузуки была изначально разработна для скрипки, однако сейчас она также адаптирована и для альта, флейты, виолончели, гитары, фортепиано. Такой набор объясняется наличием инструментов соответствующих размеров для детей.

Если занятия проводятся в детском саду или в школе, то на них обязательно должны присутствовать родители. Они должны быть в курсе всех произведений, которые разучивает их ребенок. Некоторые школы даже устраивают специальные 2-3 месячные курсы для родителей, чтобы они в будущем помогали детям с музыкальными «домашними» заданиями.

В самом начале дети наблюдают за игрой учителя или старших товарищей. Далее им разрешается исполнять отрывки по очереди. Чем старше дети становятся, тем больше внимания уделяется индивидуальной работе с ними.

В школах Сузуки разработан специальный репертуар, в который включены произведения различных композиторов. Единство репертуара объясняется тем, что школы Сузуки регулярно проводят слеты, летние лагеря, в которых маленькие дети из разных стран исполняют одно произведение. Такое возможно именно благодаря четкому соответствию репертуара во всех школах, работающих по методике гениального скрипача.

С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Смотреть фото С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Смотреть картинку С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Картинка про С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители. Фото С судзуки педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители

Для того, чтобы стать преподавателем школы Сузуки, необходимо пройти пятигодичные курсы. Прием на них осуществляется на конкурсной основе. К будущим преподавателям выдвигается ряд требований:

Автор — Мария Даниленко.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *