С ту мишустина что означает это сокращение
Мишустин утвердил параметры массовых сокращений в госаппарате
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которое утверждает параметры реформы в структуре госаппарата. Оно устанавливает предельное количество структурных единиц в ведомствах и ограничивает долю сотрудников обеспечивающих подразделений.
В соответствии с решением премьера численность структурных подразделений в министерствах по новым требованиям будет составлять не меньше 40 штатных единиц, служб и агентств — не менее 25 единиц. Отделов в составе департамента или управления может быть не менее пяти единиц, а в составе самостоятельного отдела — не менее десяти. В обеспечивающих подразделениях (кадры, бухгалтерия и тому подобное) смогут работать не более 30% от общей численности сотрудников.
В центральных аппаратах ведомств исполнительной власти будет сокращена 741 должность, в том числе 36 заместителей руководителей, а также 74 структурных подразделения. В целом численность центрального аппарата исполнительной власти будет сокращена на 5%, а территориальных органов на 10%. Всего в органах исполнительной власти сократят 32 тыс. штатных единиц. Сокращения в первую очередь будут проходить за счет вакантных должностей.
Одновременно в структуре аппарата правительства произойдут структурные изменения. Мишустин отдельным документом упразднил четыре департамента: здравоохранения и социального развития, департамент промышленности, энергетики и транспорта, а также департамент регионального развития и инфраструктуры. Они будут раздроблены на семь новых департаментов: здравоохранения, промышленности, регионального развития, социального развития, строительства, транспорта, энергетики.
Департамент сопровождения законопроектной деятельности будет преобразован в департамент сопровождения законопроектной деятельности и нормативно-правового регулирования. Также будет создано сводно-аналитическое управление.
В 2021 году госслужащих ждёт массовое сокращение. Кого оно коснётся и к чему может привести?
Из статьи вы узнаете:
Масштабное сокращение госслужащих было анонсировано Минфином еще в 2019 году. Авторы идеи предложили приступить к реализации реформы, начиная с 2020 года. А до конца 2021 аппарат чиновников должен был бы уменьшиться минимум на 15%. Однако глобальное распространение коронавирусной инфекции внесло свои коррективы в планы Министерства.
Как хотят оптимизировать госаппарат?
В 2019 году Минфин запланировал массовое сокращение штатов госслужащих. В ведомстве заявили, что в России насчитывается приблизительно 2,4 млн государственных служащих. Это приблизительно 3,3% от общей численности занятого населения. Сейчас на 10000 человек в России приходится около 148 чиновников, а планируют оставить только 103.
Сокращение должно было проводиться в несколько этапов. Первый шаг в процессе реформирования – это именно массовые увольнения:
Таблица №1. Сокращение госслужащих в цифрах
2400000
государственных служащих в России
148 чиновников на 10000 населения
103 чиновника на 10000 населения
Второй этап – структурное усовершенствование и реорганизация государственного аппарата. На этой стадии также будут проводиться сокращения, в первую очередь, за счет укрупнения и преобразования госорганов.
Хотя авторы реформы и отрицают, что главная цель их идеи заключается в экономии, но, тем не менее, применение сэкономленным ресурсам уже найдено. За счет того что уволят немалую часть служащих, оставшимся сотрудникам смогут повысить денежное содержание. Без этого на повышение ежемесячных выплат каждый год пришлось бы искать в казне дополнительные 100 млрд рублей, а зарплаты индексировались только на показатели инфляции.
Как проходит сокращение в 2021 году?
По плану процесс массового сокращения госслужащих должен был бы находиться в активной фазе. Но полноценная реализация реформы так и не началась, поскольку коронавирусный фактор в 2019 никто предугадать не мог.
В начале марта 2020-го правительство рассматривало вопрос о сокращении госаппарата. На заседаниях звучала информация о прошлогодних цифрах и планируемых показателях, а ведомства получили поручения о начале подготовительных действий. Однако вскоре стало ясно, что власти решили временно отказаться от многочисленных увольнений.
Вам также будет интересно:
В кризис уровень безработицы и так существенно вырос, поэтому было решено не усугублять ситуацию и пока что не увеличивать число безработных за счет служащих. Однако тема уменьшения количества чиновников постоянно на слуху, и уже в следующем году к решению этого вопроса, скорее всего, подойдут более основательно.
Порядок сокращения госслужащих
Увольнение госслужащего по сокращению штата осуществляется в порядке, установленном ст. 31 ФЗ №79 :
И наконец, если подходящих вакансий не нашлось, служебный контракт со служащим все таки расторгается. При увольнении человеку обязаны начислить соответствующие выплаты и компенсации, которые отличаются от выплат, полагающихся другим категориям нанятых лиц.
Предоставление госслужащему альтернативной должности
После уведомления служащего о том, что его должность подпадает под сокращение, руководство обязано предложить лицу вакансии в том же госоргане или в органе, который будет выполнять функции упраздненной организации. Для этого у администрации есть 2 месяца с момента предупреждения лица о грядущем расторжении трудовых отношений. Если свободных или подходящих мест нет, могут рассматриваться должности в других государственных структурах.
Подбор вакансий в другом органе выглядит следующим образом:
Преимущество при замещении свободных должностей
Обычно при изменении штатного расписания желающих сохранить работу значительно больше, чем имеющихся вакансий. Поэтому свободные места в первую очередь предлагают тем, кто имеет преимущественное право на замещение должности.
Преимущество есть у сотрудника, который:
Суммы, выплачиваемые при сокращении
Государственный гражданский служащий, увольняемый в связи с сокращением штата или по причине упразднения госоргана, может рассчитывать на следующие выплаты:
Денежное содержание
Оплата труда обычного работника, профессиональная деятельность которого не относиться к гражданской государственной службе, осуществляется в виде заработной платы. Госслужащий получает денежное содержание.
Независимо от основания увольнения сотруднику должны выплатить содержание за фактически отработанное время. В соответствие со ст. 50 ФЗ №79 денежное содержание госслужащего формируется из таких частей:
Оклад подлежит ежегодной индексации. По некоторым должностям государственной службы может устанавливаться отдельный порядок оплаты труда.
Компенсация за отпуск
Госслужащий имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск. На период такого отдыха за лицом сохраняется его должность и денежное содержание. Согласно ст. 46 ФЗ №79 оплачиваемый отпуск служащего состоит из:
Основной отпуск составляет 30 календарных дней. Дополнительные дни предоставляются за выслугу:
Вам также будет интересно:
При увольнении все неиспользованные дни отпуска должны быть компенсированы. При этом основание расторжения служебного контракта значения не имеет, не важно сокращение это или уход по собственному желанию.
Специальная компенсация
Отсутствие выходного пособия – это одно из главных отличий процедуры сокращения государственного служащего. Увольняемый из госслужбы в порядке п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ №79 в любом случае получает 4 денежных содержания. Если сокращение проходит в районах Крайнего Севера или приравненных местностях, сотруднику могут выплатить содержание еще и за пятый и шестой месяц, но только при соблюдении следующих требований:
В случае сокращения обычного работника, который не является госслужащим, обязательна выплата выходного пособия. При этом увольняемый при расторжении трудового договора сразу получает пособие в объеме 1 среднего заработка за месяц. Далее человек может потребовать компенсацию за второй и третий месяц, но только если он:
Возмещение за третий месяц перечисляется в исключительных ситуациях по решению органа службы занятости. Работники, которых уволили по сокращению из организаций, находящихся в Крайнем Севере или приравненных местностях, получают выплаты в размере среднего заработка за второй и третий месяц поиска работы, а в исключительных случаях – и за четвертый, пятый и шестой месяц.
Таблица №2. Сравнение выплат при сокращении государственных служащих и обычных работников.
Название выплаты | Государственный служащий | Обычный работник (не госслужащий) |
---|---|---|
Плата за фактически отработанный период | Денежное содержание | Зарплата |
Денежная компенсация неиспользованного отпуска | Полагается | Полагается |
Вых. пособие | Не полагается | Полагается в объеме 1-го среднемесячного заработка. |
Возможны выплаты выходного пособия:
Северяне и работники приравненных местностей, уволенные в связи с сокращением, имеют право на выходное пособие:
Примечание. Работодатель вправе сразу при увольнении, кроме обязательного выходного пособия, выплатить работнику единовременную компенсацию в размере двукратного среднемесячного заработка.
Работники Крайнего Севера и приравненных местностей могут получить содержание за пятый и шестой месяц в статусе безработного, но только при наличии соответствующего решения службы занятости.
Возмещение за досрочное увольнение
При сокращении штата представитель нанимателя обязан информировать сотрудника за 2 месяца до даты увольнения. Но госслужащий вправе не отрабатывать эти 2 месяца и может уволиться досрочно. Обычно такое случается, если человек успел самостоятельно подыскать себе новое место.
Согласно ч. 7 ст. 31 ФЗ №79 представитель нанимателя расторгает служебный контракт до истечения предупредительного срока, если увольняемый субъект дал на это свое письменное согласие. При этом служащему должны выплатить дополнительную компенсацию.
Заключение
В 2019 году Министерство финансов сообщило о масштабных сокращениях штатов госслужащих по всей России. Массовые увольнения должны были стартовать в 2020 году, но в связи с пандемией коронавируса и ее экономическими последствиями реорганизация госаппарата фактически была отложена.
Вам также будет интересно:
Источники:
Насколько полезной оказалась эта статья?
Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 14
БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ всегда доступны для Вас! Именно Вашу проблему можно решить так:
«Откладывать реформу больше нельзя»: как Мишустин оптимизирует чиновников
Михаил Мишустин предложил начать оптимизацию штата госслужащих с 1 января 2021 года и завершить ее в течение трех месяцев — до 1 апреля Фото: government.ru
«ПРЕДЛАГАЮ НАЧАТЬ ОПТИМИЗАЦИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ»
Сегодня премьер-министр России Михаил Мишустин предложил начать оптимизацию штата госслужащих с 1 января 2021 года и завершить ее в течение трех месяцев — до 1 апреля. «Откладывать реформу больше нельзя, — заявил он на совещании с вице-премьерами. — Важно быстро и качественно настроить систему государственного управления, как и поручал президент». По словам Мишустина, кабмин проанализировал работу всех федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им структур и подготовил по ним кадровые решения.
Сокращение штатов в министерствах и региональных подразделениях составит от 5% до 10%, в том числе за счет вакантных должностей. В центральных аппаратах, где около 20% вакансий, штат должен быть сокращен на 5%. В территориальных органах ведомств, в которых сегодня среднее количество вакансий — около 18%, решено сократить штат на 10%.
По словам источников «Коммерсанта», основной смысл данной реформы не в увольнениях и сокращениях, а в приведении в рациональный вид системы управления в министерствах. Дело в том, что с момента последней унификации в 2004 году центральные аппараты федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) стали сильно отличаться друг от друга, что мешает их взаимодействию, существенно разрослись и «обеспечивающие» подразделения. Остро стоит и проблема оплаты труда: у чиновников низкий оклад, зато высокий уровень премиальных. Основная суть реформы — прописать конкретные требования к формированию штатов органов исполнительной власти. Т. е. в зависимости от количества подчиненных рассчитают допустимое число начальников и помощников, а штат обеспечивающих подразделений должен быть менее 30% от общего. Особая численность штата для отдельных органов власти с отходом от нормативов возможна, но такую необходимость надо будет обосновывать перед комиссией по административной реформе.
После приведения в соответствие с указанными правилами только в аппарате правительства под сокращение могут попасть несколько десятков заместителей руководителей, в том числе 25 замминистров. Ожидается, что сокращения коснутся в основном незаполненных вакансий, которых на сегодня куда больше, чем заявленные Мишустиным 5–10%. По подсчетам «Коммерсанта», после реформы предельная численность сотрудников центральных аппаратов органов власти установится на уровне 22,8 тыс. человек (вместо нынешних 23,9 тыс.) и 302,8 тыс. в территориальных органах (336,5 тыс.). Отмечается, что в регионах сокращения могут идти чуть дольше заявленного трехмесячного срока. По информации издания, наибольшие в абсолютных цифрах сокращения в регионах придутся на самые многочисленные ФОИВ: ФНС, казначейство, ФТС, Росреестр и Росстат.
Сокращения расходов на оплату труда госслужащих реформа не предполагает. Программа реформы в 2021–2023 годах — направить сэкономленное на повышение общего уровня зарплат, ограничив госрасходы на данные цели: должностные оклады должны вырасти, размер премий в общей зарплате — сократиться до 30–40%, а также снизится «ежемесячное денежное поощрение».
«ЭКОНОМИЯ НЕ САМОЦЕЛЬ РЕФОРМЫ, ОЧЕВИДНО…»
Впервые об административной реформе как первом за последние годы плане реформирования ФОИВ заговорили еще в сентябре 2019-го. Данную тему неоднократно обсуждали в высоких залах, но пандемия и смена правительства в начале 2020-го сдвинули сроки преобразований.
Когда о реформе было объявлено осенью прошлого года, первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко рассказывала, что без сокращения госслужащих их зарплаты возможно проиндексировать только на уровень инфляции, а для увеличения зарплат всех чиновников до конкурентного уровня придется искать дополнительно 100 млрд рублей в год. «Экономия не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение зарплат гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь», — заметила замглавы минфина.
Пресс-секретарь президента РТ Лилия Галимова прошлой осенью говорила нашему изданию, что в Татарстане не ведется никакой работы по подготовке к сокращению чиновников в 2020 году. «Насколько нам известно, у указанной инициативы пока нет итогового решения. В правительстве Российской Федерации сообщили, что еще не определились с критериями реформы, поэтому говорить об этом рано. Соответственно, и на уровне республики подобной работы в данный момент не ведется», — сказала Галимова. А сегодня же уточнила, как появились официальные решения: «В республике вопрос регулирования штатного расписания и повышения эффективности деятельности органов государственной власти ведется системно и решается как за счет сокращения, так и за счет ротации».
От сокращения мелких чиновников должны уберечь параметры реформы: они предполагают укрупнение подразделений федеральных органов исполнительной власти Фото: «БИЗНЕС Online»
«НАГРУЗКА НА ПОДЧИНЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВОЗРАСТЕТ: ТРОЕ БУДУТ ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТУ ПЯТЕРЫХ»
Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты сошлись на том, что масштаб перемен переоценивать не стоит. «На административную реформу это не тянет», — так считает, например, вице-президент Института современного развития Борис Макаренко. По его словам, реформа, скорее всего, ограничится сокращением вакантных мест и выводом на пенсию пожилых чиновников. Так думает и профессор КНИТУ политолог Владимир Беляев. По его мнению, количество чиновников «сократят» в первую очередь за счет пенсионеров и вакантных мест. «Это разовая кампанейщина, которая была уже не раз и не два. Нагрузка на подчиненных обязательно возрастет, только так всегда и бывает. Трое станут выполнять работу пятерых, чтобы можно было сэкономить фонд зарплаты и направить ее начальству. Мелкие чиновники очень плохо живут и мало получают, — говорит Беляев. — Штат разбухает обратно после любых сокращений, и команда Мишустина тут вряд ли что-то сможет изменить».
«Судя по всему, причины у обнародованных подобных инициатив — что у сегодняшних, что у инициатив недельной давности — чисто информационные. Потому что в начале ноября для власти сложилась крайне неблагоприятная информационная картина, связанная с тем, что транзитные ожидания среди российского политического класса, элиты и политически активного меньшинства России предельно обострились», — объясняет причины появления административной реформы Мишустина директор центра политологических исследований финансового университета Павел Салин.
По его словам, административная реформа на самом деле никакой реформой не является — это лишь чисто технический шаг, технические меры, которые даже если и будут реализованы, то ни к чему не приведут. «Это сигнал для бюрократии: ребята, расслабьтесь, никого серьезно резать не станут. Он сам сказал, что в федеральных органах власти число вакантных должностей — до 20 процентов, а резаться будет 5 процентов. То есть в 4 раза меньше, чем вакантных должностей! А в региональных органах власти, сказал он, вакантных должностей — 18 процентов, а сократят 10 процентов», — отмечает политолог. Все это, по словам нашего собеседника, говорит о том, что речь идет ни о какой не о реформе в том контексте, в каком высказался господин Мишустин, а о неполном сокращении незаполненных ставок. И названо все подобное реформой лишь для того, чтобы это все обсуждали и заполняли информационную повестку.
«В принципе, общая тенденция, которая здесь просматривается, — это цифровизация. То есть онлайн-работа, онлайн-методы, особенно в эпоху коронавируса, показали, что какое-то присутствие людей (на рабочем месте — прим. ред.) зачастую не требуется, иногда кого-то можно сократить. Электронный документооборот постепенно замещает „офлайновый“ и так далее. То есть новые технологии помогают оптимизировать и освобождают рабочие места, как во всех отраслях промышленности, — отмечает политолог, политтехнолог Олег Матвейчев. — На самом деле количество чиновников в России на душу населения меньше, чем в других странах — и в Америке, и в Европе, и даже в Китае. Поэтому в данном смысле не получилось бы так, что будет даже недостаток служащих и что мы сократим, а потом граждане не смогут получить госуслугу вовремя. Не нужно бездумно увлекаться всякими сокращениями».
Но в целом же данное начинание целиком укладывается в «стиль современного премьера-технократа», который ставит во главу угла сокращение расходов и прочую оптимизацию. «Над Мишустиным огромное бремя и ответственность. Ему нужно крепко держать руль в условиях все еще высокой волны коронавируса, как-то перезапускать национальные проекты. Поэтому премьер как человек, умеющий считать деньги и ресурсы, делает это», — говорит Макаренко.
От сокращения мелких чиновников должны уберечь параметры реформы: они предполагают укрупнение подразделений федеральных органов исполнительной власти. «Это значит, что Мишустин опытный чиновник и знает все уловки», — считает эксперт. По словам Макаренко, правительство сможет хорошо проконтролировать сокращение в центральных аппаратах, но до региональных подразделений им дотянуться будет труднее. С другой стороны, региональные отделения, как правило, очень немногочисленны по составу.
То, что чиновники плохо поддаются сокращению, — беда каждой такой реформы, которые проводятся регулярно еще с советских времен. Но правительство Мишустина выгодно отличается тем, что за время «коронакризиса» набило руку на том, чтобы не только раздавать, но и контролировать исполнение поручений. Поэтому не исключено, что данная реформа будет более эффективна, чем предыдущие, считает политолог.
Каких госслужащих будут сокращать в 2021 году
Правительство уже определилось, каких госслужащих будут сокращать в 2021 году в рамках реформы по оптимизации системы государственного управления. Как сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами, уже нет возможности откладывать проведение запланированных мероприятий.
Ранее правительство РФ неоднократно переносило сроки реализации административной реформы (в том числе по причине карантина, вызванного коронавирусной инфекцией). Но, по словам премьер-министра, пришло время качественно отрегулировать и наладить работу государственной системы управления. Предполагается, что сокращение госслужащих в 2021 году поможет существенно сэкономить средства бюджета. Однако из последних новостей стало известно, что правительство не планирует их использовать для увеличения заработных плат.
Порядок проведения
За последнее время правительство неоднократно предпринимало попытки сократить штат государственных работников. Но планируемые значения по количеству сотрудников ни разу не были достигнуты. На данный момент около 20% рабочих мест в госведомствах и различных министерствах по-прежнему остаются вакантными. Это можно объяснить сравнительно низким уровнем зарплат и высокой нагрузкой.
Чтобы определить оптимальное количество сотрудников для каждого конкретного ведомства, предварительно была проанализирована их работа с учетом специфики деятельности. По итогу были подготовлены решения по оптимизации органов исполнительной власти и подведомственных организаций, которые будут реализованы в рамках стартовавшей реформы.
Анонсированное сокращение госслужащих в 2021 году начинается с 1 января. На оптимизацию системы управления отведено три месяца. К 1 апреля реформа должна быть полностью завершена, а 1 мая будут озвучены ее предварительные итоги. Для проведения оптимизации правительство планирует создать специальную рабочую группу. В то же время руководителям федеральных ведомств и министерств была предоставлена возможность выступить со встречными предложениями об оптимизации, которые они должны были направить в Минфин и Аппарат правительства до 20 ноября 2020 года.
На сколько сократится штат
В постановлениях №1829 и №1830 (от 16 ноября 2020 года) нет точной информации, каких госслужащих будут сокращать в 2021 году. Документы только определяют перечень единых требований к государственной структуре управления и устанавливают численность сотрудников для различных ведомств и министерств. Предполагается, что в ходе оптимизации будут в первую очередь уволены заместители – специалисты, которые замещают иные должности в федеральных агентствах и подведомственных службах. По мнению законодателей, это в целом не отразится на работе государственных структур, а только поспособствует повышению продуктивности их деятельности.
Сокращение госслужащих в 2021 году будет проводиться за счет вакантных позиций, на что указывают последние новости: по словам премьер-министра Мишустина, речь идет максимум о 10%. К примеру, в центральных аппаратах, где традиционно открыто около 20% вакантных должностей, сокращение составит 5%. В территориальных подразделениях штаты будут урезаны на 10%, но это при наличии 18% открытых вакансий.
В правительстве подчеркивают, что все высвобожденные за счет оптимизации количества работников финансовые ресурсы останутся в ведомствах. А их специалисты будут получать тот же объем материального стимулирования с премиями и доплатами.
В соответствии с новыми нормативами, к 1 апреля 2021 года штаты министерств и департаментов будут состоять минимум из 40 единиц. Агентств и федеральных служб – минимум из 25 единиц. В отделах управлений и департаментов должно работать не менее 5, а в самостоятельных отделах ведомств – не менее 10 специалистов.
Еще одно нововведение касается численности гражданских служащих, которые трудоустроены в типовых подразделениях ЦА федерального органа исполнительной власти. По штату их должно быть не более 30% от общего количества специалистов. При этом у замруководителей органов исполнительной власти трудовая нагрузка существенно вырастет. Они будут обязаны контролировать работу не менее двух управлений и подведомственных департаментов.
Несмотря на то, что сокращение госслужащих в 2021 году в России — неизбежный процесс для ведомств всех вертикалей исполнительной власти, в особых случаях допускается отклонение от установленных норм. Но подобное решение будет приниматься не руководителем подразделения, а специальной комиссией, курирующей вопросы оптимизации госструктуры и численности сотрудников.
Цели и задачи
Основная цель реформы госслужбы в 2021 году — повышение эффективности работы органов исполнительной власти. Судя по последним новостям, граждане все чаще недовольны качеством их услуг, жалуются на нарушения сроков и невыполнение должностных обязательств. По словам Мишустина, ведомствам нужен не раздутый, а рационально сформированный штат квалифицированных специалистов. Только при таком условии можно добиться повышения эффективности деятельности государственных служащих.
В рамках реформы будет налажен эффективный механизм обратной связи, чтобы каждый гражданин, который нуждается в помощи, мог напрямую обратиться к уполномоченному должностному лицу или в соответствующее учреждение. С этой целью правительство намерено расширить возможности Единого портала госуслуг. В первую очередь будут запущены платформы Ведомств, за помощью в которые чаще всего обращаются граждане.
Оптимизация призвана сократить расход бюджетных средств, что актуально на фоне ухудшения состояния экономики страны. Ведомства не будут содержать раздутые штаты сотрудников и тратить колоссальные ресурсы на выплату заработных плат.