саас модель что это
Модель SaaS простыми словами
Так сложилось, что я много раз рассказывал о том, что такое SaaS и что в нем хорошего, как на различных it-конференциях, так и в кулуарных беседах, но до сего момента писать по теме не приходилось. При этом модель SaaS во-первых для меня по сути родная, учитывая сферу деятельности, а во-вторых является одним из основных трендов в современных веб-технологиях. В связи с этим, хочу поговорить о SaaS, как о таковом, а в перспектике, если окажется интересным, о частных аспектах. По сути материал о базисных вещах, но именно такого понимания многим не хватает. А о сложном надо хотя бы пытаться говорить просто. Помогает.
Сразу хочу сказать одну вещь, SaaS — это специализированный термин и, если начинать в нем копаться, сложный. Он может навести не только тоску, но и определенный благоговейный ужас. Но на самом деле штука это простая. Чтобы пользоваться каким-то SaaS-продуктом, в том числе нашим, понимать глубинный, да даже и поверхностный смысл данного термина совершенно не обязательно. Более того, когда uCoz создавался, никто из самих разработчиков даже не слышал подобного слова. Просто появлялись продукты, имеющие по своей сути общую модель, и потом ее стали как-то классифицировать, выделять особенности, плюсы, минусы.
Если своим призванием или увлечением вы сделали веб-технологии, или же задумываетесь о том, какой тип продуктов лично для вас подходит более всего, какие наиболее перспективны и т.п., все это может быть интересно и полезно.
О SaaS написано много, и начать изучение можно, например, со статьи в Википедии. Но, как правило, вся эта информация оттуда достаточно тяжело воспринимается. В итоге вроде бы о чем речь и понятно, но зачем надо человеку остается неясно. А если попросишь рассказать человека, о чем он только что прочел, то, опять же, далеко не каждый сможет. Выходит классическая ситуация: “Все понимаю, но объяснить не могу”.
Поэтому попробую упростить максимально и рассмотреть модель предоставления программного обеспечения как сервиса, как услуги, на простейших примерах.
Часто SaaS рассматривается в качестве бизнес-модели, при этом его зачастую ошибочно приравнивают к аренде, что хоть и носит общие черты, но основная суть все же в другом. При этом, как правило, интересным является технологическая особенность модели, а не порядок и периодизация оплаты.
Когда мы потребляем ту или иную услугу в качестве сервиса, а не в качестве устанавливаемого у себя программного обеспечения, мы уже в этот момент, как правило, становимся потребителями SaaS. Простейший, и всеми используемый SaaS-сервис — это сервис электронной почты — тот же gmail.
Чтобы организовать работу электронной почты самостоятельно с нуля, необходимо:
Почта, по большому счету, это самый простой пример, и самый массовый. Хотя бы в силу того, что абсолютное большинство пользователей сети электронной почтой пользуются, а вот какие-нибудь CRM, ERP системы, или те же самые сайтбилдеры нужны далеко не всем. У них более узкий круг потребителей. Но уже очень многие программные продукты можно найти в виде сервисов. В некоторых случаях они, конечно, еще отстают от своих десктопных аналогов, но зачастую дают своему потребителю преимущества. Почти всегда это выражается именно в простоте эксплуатации, в отпадении потребностей по обслуживанию, в экономической целесообразности, попросту говоря, в дешевизне такого решения и подхода. Другие плюсы зависят в основном уже от конкретной сферы, в некоторых случаях это более высокая степень безопасности, в других беспрецедентно удобная синхронизация и доступность комфортной многопользовательской работы, за счет облачного хранения данных.
Что бы не распылятся на общие слова и характеристики, предлагаю посмотреть на примерах. Самых таких обыденных.
Чаще других, в качестве примеров использования SaaS решений, можно встретить системы управления проектами, и совместной работы над ними, онлайновые органайзеры, системы документооборота. Они все уже под рукой и многие ими уже пользуются, не задумываясь над идеологией таких сервисов и страшными умными аббревиатурами.
Как я и говорил, за примерами далеко ходить не надо. Работа с документами? Пожалуйста — это популярный google docs, который позволяет вам отказаться от ворда, экселя, и получить ряд преимуществ, в первую очередь связанных с возможностями совместной работы над документами. Причем такие решения есть у целого ряда компаний — есть и у майкрософт, и у компании Zoho и прочих.
Онлайн органайзеров в принципе более чем достаточно, как и вообще систем для организации работы, ведения todo. Взять хотя бы наш календарь и систему по управлению проектам в вебтопе, или аналогичные решения от google, либо прославленные продукты компнаии 37сигналов: basecamp, backpack.
Третий (не очевидный) пример — онлайн игры. Их, конечно, не принято относить к SaaS-решениям, но и они на сегодня стали доступны как сервисы, со все той же идеологией. Чаще всего это MMORPG. На всякий случай напомню что игры — это такие же программы, а, к примеру, Xbox Live Microsoft очень четко себя классифицирует как SaaS-продукт.
К чему были все эти примеры? К тому, что программное обеспечение, представленное как сервис, давно вокруг нас. И рынок, и мы сами используем SaaS намного чаще, чем задумываемся. А удобство, простота, экономичность и прочие плюсы SaaS завоевывают сердца потребителей, не объясняя им свое сложное устройство и философию модели.
Надеюсь, это публикация для кого-то сделала термин SaaS не столь загадочным и страшным, каким он казался прежде, а его торжество в будущем окончательно очевидным.
SaaS: что это такое, преимущества модели для бизнеса, принцип работы и примеры
Что такое Saas
Software as a service (SaaS) – это программное обеспечение как услуга. При этой модели обслуживания у подписчиков есть готовое прикладное программное обеспечение. Управляет приложением поставщик, а клиенты получают доступ к функциям через браузер или мобильное приложение.
Saas не считается новой концепцией. Модель зародилась еще во второй половине прошлого века — в виде терминалов, которые оснащались клавиатурой и монитором, но не имели процессора. Все устройства были присоединены к мейнфрейму (главному компьютеру вычислительного центра с большим объемом памяти), где находились данные пользователей. С развитием технологий менялась и система Saas. Сегодня эти модели полностью перешли в облако, информация хранится там.
В чем разница между Saas, Paas и IaaS
При PaaS операционка управляется провайдером, а клиент контролирует исключительно приложения, не имея доступа к операционной системе и низкоуровневым настройкам. При IaaS предоставляется доступ к вычислительным ресурсам в облаке с оплатой по факту использования. Поставщик Saas берет на себя настройки, обновления, резервное копирование и прочие технические составляющие, в то время как клиент получает настроенную программу.
Кому будет интересна модель
Тем, кто ценит каждый час. Разработчики экономят время, которое пришлось бы потратить на установку программ на ПК всех пользователей. При этом нет необходимости переживать о том, что программы могут быть взломаны, а данные клиентов похищены. Поставщики Saas следят за всеми техническими аспектами работы приложений. Таким образом, использовать их можно сразу же после создания личного кабинета у выбранного поставщика услуг.
Чтобы сэкономить свое время и взять расходы на рекламу под контроль – эффективнее и выгоднее использовать для этого единую систему. Попробуйте маркетинговые продукты Calltouch – систему сквозной аналитики, коллтрекинга и управления рекламой.
Преимущества и недостатки модели
Недостатком модели Saas также можно считать и то, что расширить возможности подобных программ пока невозможно из-за некоторых особенностей веб-браузеров.
Принцип работы Software As A Service
Работа модели достаточно упрощена в сравнении со стандартным программным обеспечением.
Работа через веб-интерфейс
Все хранится в сети, носитель не требуется. Чаще всего подобные программы не нужно устанавливать. Для работы необходимо зайти на веб-сайт ПО, создать учетную запись при помощи личного электронного адреса и получить пароль. После этого можно войти в систему и работать с приложением — для дальнейшего использования его инструментов достаточно иметь стабильное подключение. Если же клиент захочет уйти с платформы, то просто экспортирует свои данные.
Плата за доступ
Для получения доступа к определенному функционалу программы пользователь приобретает подписку с фиксированной стоимостью. При остановке работы приложения выплаты просто прекращаются.
Поддержка от поставщика услуги
Приобретая подписку на пользование функционалом программы, клиент при возникновении сбоев в работе ПО сможет обратиться в техподдержку. С большой долей вероятности вопрос будет решен оперативно и своевременно.
Что нужно рассмотреть при покупке SaaS для вашего бизнеса
На рынке нет нехватки SaaS-решений, и с каждым днем их становится больше. Чтобы не ошибиться с моделью, изучите доступную информацию, отзывы и попробуйте программу на деле, если производитель предлагает бесплатный период.
Определить проблему
Первым делом заказчик должен определить цели использования программного инструмента. Например:
После выявления проблемы необходимо приступить к написанию перечня главных функций для решения проблемы.
Составить список необходимых функций
Найти нужную модель
Когда цели и функции определены, можно приступать к поиску нужной модели. Неправильный выбор приложения повлечет за собой большие денежные затраты. Чтобы определиться, ознакомьтесь со статьями и отзывами пользователей о разных инструментах SaaS.
Попросить своих коллег и сеть
Помимо поиска информации в Google необходимо подключить свою профессиональную и личную сеть. Например, можно спросить сотрудников вашей компании, какие рекомендации они могут дать касательно выбранного программного обеспечения. Также можно задать вопросы владельцам бизнеса в схожих направлениях. Ценные советы можно будет применить на практике.
Прочитать сторонние обзоры
Обзоры помогут выявить сильные и слабые стороны каждого приложения и быстрее определиться с выбором. На некоторых ресурсах пользователи размещают сравнения различных ПО. Так вы сможете определить, какой из инструментов лучше справится с поставленной задачей.
Воспользоваться бесплатными пробными версиями
Если вы выделили для себя несколько продуктов SaaS, их можно протестировать в демо-режиме. В большинстве случаев пользователи получают возможность от одной до двух недель тестировать ПО бесплатно. Этого времени достаточно для того, чтобы детально ознакомиться с функционалом продукта. Некоторые приложения SaaS в принципе предлагают пользователям бесплатный функционал. Он может быть весьма ограниченным, однако для небольших предприятий этого будет достаточно.
Связаться с различными поставщиками
Когда выбранные приложения протестированы, стоит обратиться к поставщикам ПО. Вы поймете, действительно ли выбранный продукт SaaS поможет в развитии его бизнеса. Также поставщик сможет подробнее рассказать об особенностях ПО.
Как настраивать и использовать Software As A Service
SaaS настраивается просто:
Примеры SaaS
CRM-SaaS и HRM-SaaS – популярные разновидности модели Software as a service.
CRM-SaaS
Программа довольно быстро запускается, а стоимость может уложиться в несколько тысяч рублей. Кроме того, бизнес экономит на эксплуатационных расходах, выделяемых на настройку программы.
Главными недостатками подобных инструментов можно назвать:
Одним из самых известных CRM-продуктов можно назвать платформу Salesforce.com, которая сегодня считается мировым лидером в этой нише. На российском рынке – amoCRM, РосБизнесСофт, On-CRM.ru.
HRM-SaaS
Системы HRM помогают автоматизировать работу с персоналом. Их основная цель – упорядочить учет и расчет, а также снизить потери, связанные с уходом сотрудников. HRM-SaaS довольно сложно устроены, поэтому работать с ними труднее, чем с CRM. Пример подобных программ – SuccessFactors HCM, SuccessFactors.
Если вы хотите разгрузить сотрудников и автоматизировать рутинные задачи, воспользуйтесь сквозной аналитикой Calltouch. Сервис автоматически собирает
данные с разных каналов трафика в одном окне в виде удобных отчетов.
Сквозная аналитика
Альтернативы Software As A Service
Альтернативами Software As A Service называют приложения, которые имеют смешанный функционал со стандартными ПО и облачными структурами. Наиболее распространенные альтернативы:
Заключение
Модель Saas помогает автоматизировать бизнес-процессы и увеличить продуктивность компании, при этом не требуя огромных затрат – как финансовых, так и временных. Главное – грамотно подойти к выбору: составить список нужных функций, изучить отзывы о программах, попробовать бесплатную версию.
Что такое SaaS?
Программное обеспечение как услуга
Программное обеспечение как услуга (SaaS) позволяет пользователям подключаться к облачным приложениям и использовать их через Интернет. Стандартными примерами могут быть электронная почта, ведение календаря и офисные средства (например, Microsoft Office 365).
SaaS предоставляет полноценный набор программного обеспечения, который вы оплачиваете поставщику облачных служб по мере использования. Вы арендуете использование приложения для вашей организации, и ваши пользователи подключаются к нему через Интернет, обычно с помощью веб-браузера. Вся базовая инфраструктура, ПО промежуточного слоя, программное обеспечение приложений и данные приложений находятся в центре обработки данных поставщика. Поставщик служб управляет оборудованием и программным обеспечением на основе соответствующего соглашения об обслуживании и обеспечивает доступность и безопасность приложений и данных. SaaS позволяет вашей организации быстро запускать приложение с минимальными предварительными расходами.
Размещенные приложения | Средства разработки, управление базами данных, бизнес-аналитика | Операционные системы | Серверы и хранилище | Сетевые брандмауэры / защита | Материальная база / здание центра обработки данных |
Распространенные сценарии SaaS
Если вы пользовались интернет-службой электронной почты, такой как Outlook, Hotmail или Yahoo! Mail, то вы уже использовали SaaS. Используя эти службы, вы входите в вашу учетную запись через Интернет, часто через веб-браузер. Программное обеспечение электронной почты находится в сети поставщика служб, и ваши сообщения хранятся там же. Вы получаете доступ к электронной почте и хранимым сообщениям из веб-браузера с любого компьютера или устройства, подключенных к Интернету.
Предыдущие примеры — это бесплатные службы для личного пользования. Организации могут арендовать более производительные приложения, в том числе электронную почту, средства совместной работы и календарь, а также продвинутые бизнес-приложения, такие как системы управления связями с клиентами (CRM), планирования ресурсов компании (ERP) и управления документами. Оплата использования таких приложений осуществляется по подписке или в соответствии с уровнем использования.
Преимущества SaaS
Получите доступ к продвинутым приложениям. Чтобы предоставить приложения SaaS пользователям, вам не нужно приобретать, устанавливать, обновлять или обслуживать оборудование, ПО промежуточного слоя или программное обеспечение. Если у организаций нет ресурсов для приобретения, развертывания необходимой инфраструктуры и программного обеспечения таких сложных промышленных приложений, как ERP или CRM, а также для управления ими, то можно сделать их доступными через SaaS.
Вы платите только за те ресурсы, которые используете. Вы экономите средства, так как SaaS автоматически изменяет масштабирование в соответствии с уровнем использования.
Используйте бесплатное клиентское программное обеспечение. Пользователи могут запускать большинство приложений SaaS напрямую через веб-браузер без необходимости загружать и устанавливать программное обеспечение, хотя для некоторых приложений требуются подключаемые модули. Это означает, что вам не нужно приобретать и устанавливать специальное программное обеспечение для ваших пользователей.
Повышайте мобильность ваших сотрудников. SaaS повышает мобильность ваших сотрудников, так как пользователи имеют доступ к приложениям и данным SaaS с любого компьютера или мобильного устройства, которые подключены к Интернету. Не нужно заботиться о разработке приложений для работы на разных типах компьютеров и устройств, потому что поставщик служб уже сделал это за вас. Кроме того, нет необходимости нанимать квалифицированных специалистов для решения проблем с безопасностью, которые могут возникнуть при использовании мобильных устройств. Правильно выбранный поставщик служб обеспечивает безопасность ваших данных, независимо от типа устройства, которое использует эти данные.
Получайте доступ к данным приложений из любого места. Когда данные хранятся в облаке, пользователи получают доступ к нужной информации с любого компьютера или мобильного устройства, подключенных к Интернету. Если вы храните данные приложения в облаке, данные не могут быть потеряны в результате сбоя компьютера или устройства.
Что такое SaaS
В первой части статьи про SaaS расскажем, как устроено потребление приложений через облако, почему люди не сразу привыкли к ним, как на SaaS-рынке вырос целый клондайк полезных данных и зачем сервисы бизнесу.
О SaaS простыми словами
Ведущий: Сегодняшний подкаст посвящен такой непонятной штуке как SaaS. Про нее все слышали, но где SaaS начинается и заканчивается — не ясно. Давайте каждый попытается объяснить простыми словами, что такое SaaS.
Александр:
Мне нравится определение, по которому SaaS — компьютер, который стоит не у тебя под столом, а где-то еще. Если расшифровать аббревиатуру, SaaS — это software as a service, или программное обеспечение как сервис.
Термин обсуждали в 2010–2011 годах, когда менялась модель потребления программного обеспечения. Тогда было непривычно, что софт может быть не только на ноутбуке пользователя или в соседней серверной. Это модель, в которой программное обеспечение находится у сервис-провайдера, а вы пользуетесь им из браузера или через дополнительное приложение.
Илья:
У меня SaaS ассоциациируется с подпиской, SaaS — софт по подписке. Это не только то, где его запускают, но и модель покупки.
Например, если вы нанимаете новых сотрудников, платите за софт больше, увольняете — платите меньше. Для меня SaaS раскрывается еще и в подписочной модели, которая росла вместе с этим понятием.
Александр:
Это важное уточнение, но его тоже можно расширить. Потому что некоторые сервисы бесплатные, тогда речь о подписке не идет. Но сама модель потребления не перестает быть SaaS.
Ведущий: А e-mail ― это SaaS?
Александр:
Да. Можно сказать, первый из массовых. Хотя когда пытались стандартизировать понятие SaaS и говорили, что это приложение с единым ядром по подписной модели, многие утверждали, что e-mail — не SaaS. Но почему не SaaS? Здесь та же модель потребления, а если сервис платный, то та же подписная модель. Поэтому да, e-mail — SaaS.
Почему SaaS-сервисам удалось захватить мир
Ведущий: Почему раньше не было SaaS, а потом он появился? Почему такая модель стала основной? Например, я пользуюсь офисными приложениями исключительно удаленно. В какой момент все изменилось и почему?
Александр:
Это был длительный процесс, когда менялось сразу несколько факторов. Перечислю их без учета приоритета.
Многие маленькие компании хотят пользоваться софтом, но у них нет системных администраторов, которые бы его поддерживали в рабочем состоянии, делали бэкапы. В модели SaaS эти задачи берет сервис-провайдер. Многим проще пользоваться подписной моделью и ежемесячно платить небольшую сумму, чем покупать дорогой софт сразу.
Раньше в нашей стране устанавливали много пиратского софта, потому что ПО было дорогим.
Еще одна важная вещь, которую я наблюдаю — пользователь привык, что его данные не хранятся локально в одном месте, а доступны с разных устройств: ноутбука, планшета, смартфона, постоянно синхронизируются. Локальный софт для этого не подходит, значит, должен быть сервис, к которому есть доступ в любом месте.
Илья:
Были причины, по которым до какого-то момента модель SaaS была невозможна. Одна из них — ограничения интернета. SaaS масштабировался после появления быстрого интернета для корпоративных клиентов. Если это софт, от которого зависит бизнес, интернет обязан быть стабильным.
Лет 15–20 назад стабильными были только локальные сети. А чтобы получить хороший интернет-канал, с которым бизнес-процессы не остановятся, нужно было ставить спутниковую антенну, дублировать канал через двух провайдеров, тогда это было невозможно. В начале 2000-х, когда ситуация с интернет-каналами улучшилась, SaaS-модель стала развиваться. Исчезло ограничение в виде пропускной способности, появилась экономическая выгода и для провайдера, и для клиента.
Модель SaaS: софт отдельно, данные отдельно
Ведущий: Раньше, когда мы покупали ПО, оно становилось нашей собственностью, программа лежала на диске. С переходом на SaaS-модель контроль пропадает, у пользователя словно и нет собственного софта. Это, скорее, не про компании, а про конкретного пользователя — такой подсознательный дискомфорт, когда софт не ваш, но вы им пользуетесь. Есть такой эффект, как вам кажется?
Александр:
Есть четкое разделение между самим программным обеспечением (или сервисом) и данными, которые в нем хранятся. Все приличные SaaS позволяют экспортировать данные, чтобы в случае миграции с одного сервиса на другой они сохранялись, их можно было развернуть на сервере или у другого провайдера. Когда это стало просто, пользователи перестали этого бояться.
Есть страх, чтобы данные не стали заложниками сервиса. Например, есть CRM, где работаешь день за днем, а потом выясняется, что нельзя разом получить данные — тогда да, дискомфорт есть. То есть до начала пользования сервисом нужно изучить его возможности и пути отступления.
Илья:
Это про IT-грамотность. В SaaS можно оценить качество сервиса, понять, хорошо ли он продуман, получится ли из него выгрузить данные и затем мигрировать. Когда проходишь определенный путь, уже понимаешь, как проверить сервис, задумываешься об этом до начала работы.
Проблема возникает у тех, кто не думает о безопасности данных на начальном этапе. Облака могут оказаться настоящей проблемой, если человек не может вытащить оттуда данные. Он чувствует себя уязвимым, потому что видит два выхода: либо потерять данные и уйти к конкуренту, либо продолжать платить прежнему провайдеру.
Концепция, когда что-то хранится на компьютере физически, понятна даже людям, далеким от компьютера. А концепция облака не сверхсложная, но это уже абстракция, которая пугает. Человек, далекий от IT, вряд ли поймет, как работает облако: где дата-центры, почему говорят, что они в облаке. Еще и название мультяшное, игрушечное — «облако». Всегда было интересно, почему такую сложную техническую вещь называют просто «облаками».
Как SaaS-сервисы распоряжаются данными
Ведущий: Приходит понимание, что данные — это важная вещь. Мы, работая с SaaS, отдаем ему данные. Получается, сервис может ими пользоваться? Может ли он монетизировать big data, большой массив анонимных данных? Например, поведенческие данные, вроде частоты слов, употребляемых в тексте. Информация накапливается у сервисов. Они могут решить ее продать или самостоятельно проанализировать?
Александр:
Напрямую взять данные пользователя и ими пользоваться сервис не может. Все зависит от того, что написано в пользовательском соглашении.
Я смотрю на вещи с позиции айтишника. Если сервис проанализирует поведенческие данные и использует в своих целях — например, узнает, что я хочу перейти в другой сервис, и предложит мне дополнительную скидку или услугу, я буду только «за». Хорошо, если он поймет, в чем я нуждаюсь. Если он захочет продать мои данные — это вопрос пользовательского соглашения и доверия к конкретному сервису.
В соглашении может быть заранее прописано, что сервис вправе передавать данные третьим лицам. Если там такого нет, то задним числом поправить соглашение и продать информацию никто не может. Это проблема грамотности — читаем ли мы пользовательские соглашения.
Ведущий: Facebook — это SaaS?
Илья:
В том контексте, что мы обсуждаем — да, Facebook тоже SaaS. Там такие же проблемы хранения и использования данных. Этот вопрос не зря поднимается на высоком уровне. В обращении с данными было много свободы, теперь сами вендоры просят у государства урегулировать вопрос с SaaS-сервисами. У бизнеса много рисков, понятно, что нужны правила.
Можно обойти тонкие границы использования данных, чтобы улучшить метрики или продавать дополнительный продукт — это нормально. А если на основе этих данных делать другой продукт?
Многие страны на законодательном уровне относятся к этому просто, по принципу «либо ты отдал все данные на обработку, либо не отдал». Очевидно, проблему еще предстоит решить.
Ведущий: Когда мы подписываем согласие на обработку данных, его нельзя обратно забрать — не существует такой схемы? Или если я согласился на обработку данных, могу потом потребовать удалить результаты их обработки? Пока звучит так: если по моим данным мне сделают коммерческое предложение — это ОК, а если начнут продавать мои данные кому-то еще, это нелегально.
Александр:
Есть такая схема. Но нет четких границ, в которых SaaS-сервис может использовать данные,
а за пределами которых — уже не может. В примере с Facebook я не вижу противоречия. С ходу не помню, что там в соглашении Facebook Workplaces для компаний, но если это Facebook для рядовых пользователей, то по пользовательскому соглашению их данные принадлежат соцсети. Понимая это, я не понесу туда корпоративные данные: логины, пароли, CRM или что-то еще. Я не сделаю там закрытую группу и не буду в ней общаться по чувствительным рабочим темам, потому что знаю: это не мое, принадлежит Facebook.
Илья:
Хороший SaaS-провайдер может извлечь больше ценности из тех же данных, чем отдельная компания. Например, есть сервис, оценивающий вероятности, дающий некие прогнозы по отрасли. Это работает на масштабе, когда суммарно данных у сервиса больше, чем у одной компании. И бизнесу это полезно для развития. Так возникает дополнительная ценность SaaS-сервисов, которые генерируют на данных добавочную стоимость.
Можно сказать, что это обязанность сервиса ― предсказывать, добавлять, брать данные, которые клиент не может использовать и монетизировать самостоятельно. Клиент, отдавая данные в использование SaaS, монетизирует их сразу, получает дополнительные сервисы.
Если подытожить, возможные риски при использовании SaaS закрываются юридической грамотностью с точки зрения оферты и четким осознанием, какие данные в вашем случае можно отдавать в SaaS, а какие нельзя.