саб басс что это
[Sub Bass]Сведение, способы создания плотного саб баса в домашних условиях.
• З дравствуйте друзья читатели. Уже много записей такого типа было написано во всем интернете, бесплатные сайты не дают того ожидаемого результата. На платные видео уроки денег жалко так как на дороге они не валяються. Но и платные уроки не обещают понимания процесса, и все таки так и никто толком не может понять, как же правильно делать качественный саб бас. Многие музыканты, звуковые инжинеры используют свои способы создание этого низкого звука, который придает теплоты, чувства енергии, драйва, адреналина. Вы спросите, причем здесь драйв это ж гудящий звук который двигает воздух и бьет в грудь? Все это на самом деле не так!
• С этим важным звуком работают уже очень давно и за все время исследований, обработка и создание не сильно поменялись. Каждый уважающий себя музыкант должен иметь свою технику создания саб баса, но все музыканты со своей техникой берут начало от стандартов создания.
Мы не будем описывать что это такое, как звучит саб бас и где. Все это вы уже должны знать.
• С егодня мы поговорим про стандарты создания и обработку саб баса. Но все зависит от вашей задумки и никто не мешает вам их менять.
• С тандартны:
2. Саб бас не должен прерываться очень быстро так как это создает щелчки и неприятные звуки. (Релиз мы должны добавить на несколько мелисикунд).
3. Все что выше 100-120 Гц нужно обрезать.
4. Свести саб бас и бочку легко можно с помощью эффекта сайдчейна.(Сжать нужно очень сильно)
5.Добиться одинаковой громкости саб баса можна компрессором с экстремальными значениями.
6. В создании плотного саб баса вам поможет создатель дополнительных гармоник. Например Waves Rbass и тп.
7. Под саб бас нужно искать бочку, красиво звучащей со всем миксом.
8. Проверить соотношения низа бочки и баса можно с помощью EQ. Обрезать верхние частоты до 130ГЦ и слушать слышно ли низ бочки, и отредактировать по слуху.
Подготовил Василий Трачук, проект ELEKTOR-PROJECT.
Сабвуфер – какой покупать и для чего?
Добавляем басов со знанием дела
Сабвуфер – какой покупать и для чего?
Добавляем басов со знанием дела
Что только не пытаются нам сегодня продать под названием «сабвуфер»! Начиная от малюсеньких настольных кубиков размером со стакан и заканчивая встроенными в ноутбук 20-мм пищалками на широком подвесе. Конечно, никаких ноутбуков, планшетов и даже саундбаров с настоящим встроенным сабвуфером не существует. Зато есть целый подраздел домашних акустических систем, предназначенный для качественного воспроизведения нижней части частотного диапазона. Именно о таких аппаратах и о том, какие они бывают и как их правильно выбирать, и пойдет речь в данной статье.
Откуда они взялись?
Собственно, отдельные низкочастотные модули появились на свет практически одновременно с появлением многополосных акустических систем. Задача создания адекватного звукового давления в низкочастотном диапазоне ниже 100 Гц стояла перед создателями АС с самого начала. А поскольку человеческий слух гораздо более чувствителен к средним и высоким частотам, то настроенная, что называется, в линейку акустическая система субъективно может восприниматься как лишенная должного басового фундамента. И это при воспроизведении музыки, что же тогда говорить о передаче низкочастотных эффектов в кино? Конечно, настоящую революцию в этой области совершил Джордж Лукас с внедрением своего стандарта THX в 1981 году, однако и задолго до этого в кинотеатрах устанавливались акустические системы с отдельными низкочастотным модулями. Именно оттуда, а также из студий звукозаписи, они и перекочевали в домашний кинотеатр и домашние стереосистемы, став их неотъемлемой частью.
Конструкция сабвуфера
Сабвуферы бывают активными, то есть со встроенными усилителями и другой электроникой, и пассивными, которые требуют внешнего усиления. Последние в настоящее время практически полностью перекочевали в раздел профессионального и инсталляционного оборудования. Такая конфигурация удобна тем, что вынесенная за пределы корпуса электроника может устанавливаться, где угодно, а сам сабвуфер раз и навсегда размещается в необходимом месте. И для управления его настройками нет нужды даже подходить к нему.
Конструктивно сабвуфер представляет собой одну или несколько динамических головок большого диаметра, установленную в корпусе. Бескорпусные модели используются для установки в ниши помещений в составе инсталляционных проектов.
Акустическое оформление активных сабвуферов, чаще всего, представляет собой фазоинвертор либо закрытый корпус. Популярны также варианты с фазоинвертором в виде пассивного излучателя, то есть лишенного магнитной системы динамика. Однозначного преимущества ни один из видов оформления не имеет, все зависит от мастерства разработчика и используемых динамиков, каждый из которых рассчитан на оптимальную работу в определенном акустическом оформлении.
Обычно в сабвуферах устанавливаются динамические головки диаметром от 200 мм (8 дюймов) и до 457 мм (18 дюймов), диффузоры большего диаметра, как правило, встречаются редко и в очень дорогих моделях. Существует два подхода к конструкции современных активных низкочастотных модулей. Первый заключается в установке мощных головок диаметром 8-12 дюймов с длинным ходом и усилителей повышенной мощности, позволяющих держать в узде тяжелый диффузор и большую катушку. Второй подход предполагает использование «быстрых» динамиков 12-18 дюймов с низкой добротностью и соответствующих им усилителей, в этом случае перемещение нужного объема воздуха достигается не за счет большого хода диффузора, а за счет его увеличенной площади. Однако на практике разработчику приходится сочетать два подхода для получения сбалансированного результата.
Обязателен ли отдельный сабвуфер в домашнем кинотеатре?
Если вы хотите получить ощущения, близкие к тому, что вы слышите при походе в кино, то да – обязателен. Без него можно обойтись в том случае, если фронтальные пары имеют активную басовую секцию, оснащенную солидными динамиками и мощными встроенными усилителями. В том же случае, если у вас есть только AV-ресивер и обычные напольные колонки типа «столбик», то сабвуфер вам однозначно потребуется. Только в этом случае вы получите нужный уровень звукового давления в диапазоне, в котором сосредоточены все низкочастотные спецэффекты.
Нужен ли сабвуфер в стереосистеме?
Это дело вкуса и личных предпочтений. Учитывая, что многие современные акустические системы не отличаются громоподобным басом, то желание добавить несколько лишних децибелов на НЧ абсолютно естественно. Однако необходимо учитывать, что правильная настройка сабвуфера может оказаться затруднена из-за ограничений по месту его размещения, а также в силу конструкции АС. Но об этом мы расскажем ниже.
Какой сабвуфер покупать?
Ответ, казалось бы, очевиден – чем больше и дороже, тем лучше. Однако выбор зависит не только от бюджета, но и от того, как и где вы планируете использовать аппарат. В отношении правильно спроектированных аппаратов размер действительно имеет значение, и чтобы прокачать большое помещение, нужны серьезные мускулы. Может показаться странным, но дороже всего даются последние несколько герц нижней октавы, за создание нужного звукового давления на которых фанаты правильного баса готовы платить серьезные деньги.
Поэтому рекомендацию лучше сформулировать так – покупать нужно качественный сабвуфер, соответствующий вашим задачам и площади помещения. Если речь идет о небольшой типовой комнате площадью около 20 квадратных метров, то вполне можно удовлетвориться одной моделью из той же линейки акустических систем, к которой относятся все остальные колонки вашего домашнего кинотеатра. Как правило, это будет сабвуфер средней мощности с динамиком 8-10 дюймов. Однако если вы хотите озвучить большой зал размером от 40 квадратных метров, то лучше озаботиться приобретением нескольких сабвуферов, причем лучше всего производства фирм, специализирующихся на их выпуске. К таковым можно отнести SVS, REL, M&K Sound, Velodyne, JL Audio.
На что обращать внимание
Помимо большого динамика и мощного встроенного усилителя хороший сабвуфер должен иметь расширенные возможности по подключению и настройке, если только он не предназначен для включения в систему THX, где все настройки низкочастотного канала обычно производятся на уровне процессора.
Наиболее гибкий в настройке сабвуфер должен иметь двухканальный низкочастотный вход на разъемах RCA с регулируемой частотой среза, отдельный монофонический вход LFE с фиксированной частотой среза, высокочастотный вход на акустических терминалах, общий регулятор уровня, плавный или двухпозиционный регулятор фазы. Не лишней будет и возможность беспроводного подключения по Bluetooth или даже Wi-Fi, равно как и система автоматической калибровки.
Сколько платить?
Вопрос вопросов. Практика показывает, что выдавать действительно правильный бас и предоставить возможность гибкой настройки способны сегодня модели стоимостью около 1000 евро и выше. Маленькие кубики в диапазоне 500-600 евро тоже имеют право на существование, но их удел – совсем небольшие комнаты. Скажем откровенно – серьезный аппарат, способный работать на частотах от 16 Гц с нужным уровнем звукового давления обойдется весьма недешево.
Где устанавливать?
Несмотря на то, что на частотах ниже 100 Гц звук не обладает выраженной направленностью, устанавливать сабвуфер где попало нельзя. За счет отраженного звука и интермодуляционной составляющей он все может иногда выдавать свое истинное местоположение. Желательно размещать низкочастотный модуль в передней полусфере звукового поля, оптимально – на той же линии, что и фронтальные громкоговорители. При наличии нескольких сабвуферов в системе можно поиграть их взаимным расположением для того, чтобы в точку прослушивания звук приходил одновременно и в фазе.
До недавнего времени вопрос настройки сабвуфера был одним из самых сложных при инсталляции даже недорогого домашнего кинотеатра. Однако с появлением систем автоматической калибровки сначала в AV-ресиверах и процессорах, а затем и в самих сабвуферах, существенно упростил задачу. Тем не менее, определенная корректировка результатов работы автоматического настройщика может потребоваться. Дело в том, что алгоритмы обычно по умолчанию работают таким образом, чтобы в точке прослушивания вы получали максимум прямого излучения, не затушеванного отраженными сигналами. И в зависимости от акустических условий в зале система настройки иногда может серьезно занижать уровень сигнала в канале LFE, если при помощи введения временной задержки и фазовой коррекции не получается добиться нужного результата. То есть сигнал в итоге получится чистым, но слабым. В большинстве случаев достаточно будет затем в ручном режиме поднять уровень на несколько децибелов, чтобы получить искомый бас.
Более того, для интеграции активного сабвуфера в музыкальную стереосистему потребуется большая степень ручного труда. Любители трифоника знают, насколько трудным иногда бывает процесс грамотного согласования, например, полочных мониторов и единственного на два канала сабвуфера. Детальная инструкция по настройке в разных сценариях не входит в задачу данной статьи, однако главное правило для любого правильно настроенного сабвуфера давно известно и не менялось. Сабвуфера не должно быть слышно! То есть слушатель не должен на слух определить не только местоположение аппарата, но и вообще догадаться, что в системе работает сабвуфер. А это означает, что низкочастотный модуль должен быть идеально согласован с основными АС по уровню, фазе и временным характеристикам. Качественный и правильно настроенный сабвуфер выводит звучание системы на другой уровень, делая его более объемным, воздушным и масштабным, не меняя его основного характера.
Как накрутить мощный sub-bass
Пара надёжных способов нарулить густой саб-бас без плагинов
Перед тем, как начать подступаться к реализации саб-баса нужно вспомнить что это такое в принципе. А саб-бас — это звук, занимающий инфранизкий диапазон частотного спектра:
Казалось бы, всё просто: поднял эквалайзером эти частоты и задрожит земля:) Но обычно сабовая часть содержит такое количество грязи, что проседает общая громкость трека, саб просто гудит и теряется весь грув трека. Поэтому лучшим решением в таком случае будет как раз наоборот — полностью вырезать низ от
30Hz и сгенерировать его заново.
Есть два одинаково надёжных способа ввести в трек саб-бас: использовать уже готовые семплы и генерировать самостоятельно. Моя библиотека разбитых по нотам саб-басов есть в джентльменском наборе семплов, в этой же записи подробнее расскажу о втором способе. Итак,
В чём лучше всего генерировать sub-bass
Скажу сразу, это не более чем вопрос удобства. Подойдёт любой синтезатор, осцилляторы которого умеют выдавать синусоиду в пределах 15-70 Hz. На форумах продюсеры постоянно ищут какие-то специальные VST-синтезаторы, но это от недостатка базовых знаний из теории звука. Ведь идеальный саб-бас — это чистый синус.
Мне для реализации сабнизких звуков нравится использовать базовый синтезатор Ableton Live Operator и синтезатор Thor из Propellerheads Reason. Поэтому дальнейшие примеры будут описаны именно с помощью этих синтезаторов. Начнём с Operator.
Замечу, что процесс создания саб-баса нуждается в профессиональных средствах контроля. Сам понимаешь, если нет хотя бы бюджетных мониторов или наушников, ловить здесь тебе пока нечего
Накручиваем саб-бас в Ableton Live: Operator
Пожалуй, самый распространённый способ накрутки саб-баса синтезатором — выбрать синусоидальную волну осциллятора и играть низкими нотами, но мне этот способ не нравится. Получаемый звук сложно контролировать, возникают неприятные щелчки и т.д. Поэтому поделюсь альтернативными способами, которые использую в своей работе:
Первый способ (для быстрого результата и ленивых продюсеров)
Создаём midi-канал и добавляем на него Operator. Оставляем все его настройки по умолчанию, только отключаем осцилляторы кроме А (нижнего) и меняем у него буквально пару параметров: Fixed: On и Frequency: 40.1 Hz, как показано на картинке ниже:
Далее создаём midi-клип для нашего Operator-а, в котором растягиваем на всю длину нотку C3. Не торопись запускать клип — он сейчас выдаёт просто низкий гул. Саб-бас «игрок командный», поэтому нам нужны ударные, которые и будут накачиваться нашим сабом. Для примера я возьму готовый барабанный луп из джентльменского набора семплов и добавлю его на новый аудиоканал.
Ну а теперь заставим наш саб работать в одной связке с ударными. Для этого добавим на канал с сабом Gate с увеличенными значениями Attack и Release и активным блоком sidechain (получающим сигнал с канала ударных), как показано на картинке:
Теперь, запустив воспроизведение, ты должен услышать наш саб-бас в работе:
Разумеется, это всего лишь быстрый пример и для разных треков приведённые настройки скорее всего не подойдут. Поэкспериментируй с параметром Frequency Operator-a и настройками Gate, дальше расскажу о другом способе, который я чаще всего применяю в работе.
Второй способ (для перфекционистов)
Этот способ немного сложнее, но результат мне нравится больше, чем в технике, описанной выше. Начнём.
Теперь создаём для этого Operator-a midi-клип и ноткой С3 прописываем в нём такой вот простой рисунок:
Дальше кликаем правой кнопкой мыши по параметру Decay осциллятора, выбираем пункт «Show Modulation» и в блоке огибающих нашего midi-клипа рисуем что-то наподобие вот такого:
Основной принцип такого рисунка заключается в том, чтобы перед началом воспроизведения следующей ноты синтезатора звук нашего саба успевал затихать. Тогда он будет идеально отрабатывать без каких-либо артефактов. Послушаем что у нас получилось:
По-моему, неплохо для пары минут потраченного времени:) И это лишь самый простейший пример, в реальной работе, разумеется, рисунок прописывается более тщательно, вешаются дополнительные эффекты обработки (я, например, люблю немного «подкрашивать» саббас сатуратором) и т.д. Как говорится, дальше дело вкуса. Экспериментируй.
Накручиваем саб-бас в Propellerhead Reason: Thor
Пользователи Reason — люди по умолчанию креативные и находчивые, поэтому вам могу сказать лишь то, что процесс наруливания саба для вас аналогичен тому, что я описал для Ableton Live. Стоит лишь добавить, что генерировать низ нужно третьим осциллятором синтезатора Thor в режиме Low-Pass фильтра.
Если есть каки-либо вопросы по теме этой записи, прошу в комментарии.
Рвем сабвуфер: 10 треков с самым низким басом
Содержание
Содержание
Бас всегда привлекал музыкантов и слушателей своей особенностью: низкие частоты можно не просто услышать, но и почувствовать всем телом. Правда, для этого понадобится подходящая аудиосистема с сабвуфером, который позволяет воспроизводить частоты ниже 60 Гц. Проверить качество звучания саба можно как с помощью референсных треков, так и просто послушав музыку с большим количеством баса. Вот 10 треков, которые в этом помогут.
Noisia & The Upbeats — Dead Limit
Дабстеп/драм-н-бэйс
Из танцевальной электроники драм-н-бэйс и дабстеп чаще других жанров используют саб-бас — дополнительный слой очень низкого (ниже 60 Гц) баса. На стыке этих жанров работают голландцы Noisia. Их треки отличаются великолепным продакшном, разбавлены приличной долей саунддизайнерских решений, но при этом не теряют в музыкальности. Главная фича — математически выверенный бас, фактура которого меняется от трека к треку. Коллаборация с новозеландским дуэтом The Upbeat вылилась в трек Dead Limit, получивший награду Drum&BassArena Awards. Резкие бас-дропы позволят проверить саб на скорость реакции и ширину частотного диапазона.
Massive Attack — Angel
Трип-хоп
Среди электроники не для танцполов найдется много экспериментальных жанров, в которых использование неприлично низких частот — обычное дело. К примеру, ветераны трип-хопа Massive Attack из Англии создали трек Angel, который не исчезает из всевозможных топов песен для проверки акустических систем. Причина в массивном басовом риффе, который является центральным элементом трека и звучит от его начала до конца. Повторяющаяся партия вкупе с низкой глухой бочкой создает гипнотизирующий эффект. Его тембр меняется на протяжении песни и раскрывается на аудиосистеме с хорошим сабом: становятся слышны атака и затухание нот, разделение баса на слои и другие детали.
Childish Gambino — This Is America
Хип-хоп
Бас в хип-хопе всегда играл особую роль. Стандартом жанра является зацикленный басовый рифф под бит с минималистичной аранжировкой, уступающей все внимание вокалу. Так же сделано в сингле Childish Gambino «This Is America», наделавшем немало шуму благодаря провокационному клипу. Жирная басовая партия из двух нот создает тревожное настроение, пока не превращается в конце песни в увесистый брейкдаун, способный проверить способности любого саба. Трек получил две главные грэмми («Запись года» и «Песня года») в 2019 году.
Hans Zimmer — Time
Саундтрек
Саундтреки к фильмам — особый жанр музыки. Именно благодаря низким частотам зритель получает львиную долю вау-эффекта в кинозале, поэтому кинокомпозиторы знают, как важен мощный бас. К примеру, Ханс Циммер («Начало», «Пираты Карибского Моря») любит смешивать звук аналоговых синтезаторов (нетрудно узнать звук Moog Modular, славящийся насыщенным басом) с большими барабанами, секциями струнных и труб. Но главное, что благодаря многомиллионным бюджетам, саундтреки для блокбастеров всегда идеально сведены и отлично звучат. Поэтому их можно использовать как эталон для проверки акустики, особенно когда заходит речь о динамике и натуральности звучания.
Muse — Hysteria
Рок-музыка часто строится вокруг баса, но обычно он настроен довольно высоко и не дает разгуляться сабвуферу. Правда, гитаристы Muse помешаны на педалях эффектов — отсюда уникальный характер звучания и жирный, почти синтетический звук баса. Он здесь записан в 4 трека: основной чистый сигнал, два обработанных овердрайвом и последний — дубль басовой партии на синтезаторе Roland lp8000. Аудиосистема с хорошей динамикой и натуральным звучанием позволит расслышать все слои баса.
Limp Bizkit — Rollin’
Альтернативный рок
В двухтысячные появилась целая плеяда групп, скрестивших хип-хоп и метал. Хип-хоповые басовые партии встретились с живыми инструментами и создали уникальное звучание, заставляющее по-новому посмотреть на роль бас-гитары в рок-музыке. Limp Bizkit можно назвать одним из самых характерных представителей ню-метала, а Rollin’ — одним из самых характерных треков всего жанра. Полноценно он раскрывается на большой акустике с сабвуфером, для которого это еще и неплохой тест на натуральность звучания и аккуратность воспроизведения тембров.
Meshuggah — Demiurge
Метал
Мало кто поспорит с тем, что шведы Meshuggah звучат тяжело. Гитаристы используют 8-струнные гитары, настроенные примерно как бас для стандартной рок-музыки. Соответственно, бас звучит на две октавы ниже обычного. Фанаты даже шутят, что в группе играют три басиста. При ударе по струнам низко настроенной гитары получается специфический звук, от которого происходит название поджанра — джент. Феноменальная плотность ритм-секции и чудовищно низкий строй станут отличной проверкой любой аудиосистемы на прочность.
J.S. Bach — Toccata and Fugue in D Minor (Don Dorsey — Bachbusters)
Классика
Композитор Дон Дорси на заре электронной музыки записал самое известное произведение Баха с помощью синтезаторов и выпустил альбом Bachbusters, который занял первую строчку чарта Billboard classical musiс. Аудиофилы долгое время использовали этот трек для проверки своих аудиосистем — не каждая может отыграть его чисто на большой громкости. Как известно, орган — инструмент с самым широким диапазоном, позволяющий извлекать ультранизкие ноты, вплоть до инфразвука. Добротный аналоговый синтезатор позволяет сымитировать все низкочастотное великолепие этого инструмента: в кульминации трека синтезированный орган звучит все ниже и ниже, пока не достигает частоты 19 Гц. Отличный способ проверить возможности своего саба.
The XX — Fantasy
Дрим-поп
Этот трек британских инди-рокеров концентрируется на простой, но очень низкой и жирной басовой партии. После короткого вокального вступления остаются только гитарно-электронный эмбиент и бас, а едва слышимый кик глухо отсчитывает ритм. Чтобы он прорывался сквозь завесу низких частот, использован эффект сайдчейн-компрессии, который часто можно услышать в электронной музыке: бас на долю секунды прерывается перед ударом бочки, а потом плавно, но быстро возвращается обратно. Хороший саб позволит услышать работу сайдчейн-компрессора.
James Blake — Limit To Your Love
UK bass
Британец Джеймс Блейк работает в жанре UK bass. Стиль родился в клубах Англии благодаря музыкантам, добавляющим лидирующую басовую партию в хаус, дабстеп, RnB и различные электронные жанры. Сингл Limit To Your Love — это кавер на песню певицы Лесли Файст. От оригинала остались лишь вокал и пианино, а вместо остальных инструментов в припеве звучит саб-басовая партия, добавляющая треку новое измерение. Бас здесь настолько низкий, что его в буквальном смысле можно услышать лишь с помощью сабвуфера.