саботаж сотрудников что делать

Найти и обезвредить: как бороться с саботажем на работе

Эксперты рассказали Forbes, как поступать, если кажется, что вашей карьере пытаются помешать.

Не нужно во всем видеть плохие намерения

Не стоит ожидать от всех подвоха с самого начала. Если коллега вас игнорирует, возможно, он что-то затеял. А может быть, он просто занят, или день у него не задался.

Все имеют право на презумпцию невиновности. Если мы не будем друг другу доверять, культура бизнеса в целом станет удручающей. Вы начнете считать, что коллега пытается саботировать вашу карьеру, до того, как сами попытаетесь сделать хоть что-то.

Если на работе происходит что-то странное – например, вам обещали повышение, но этого не произошло, или коллеги вдруг стали вести себя иначе, вы начнете думать, что кто-то хочет вам помешать или заполучить вашу должность.

“Саботаж обычно происходит по плану, у саботирующего должен быть расчет, стратегия и продуманная методология, — говорит Парнелл. — Один из самых действенных способов кому-то навредить — сплетня. К сожалению, согласно неписаным правилам рабочего коллектива, тот, о ком злословят, узнает последним. Лучшая защита от этого – внимательно следить, не вы ли являетсь главным объектом сплетен”.

“Поговорите с сослуживцем, которому вы доверяете, — советует Кьерульф. — И, не клевеща на того, кого подозреваете в диверсии, просто спросите его мнения. Может, ваши догадки совершенно необоснованны и вам повезет это услышать из чужих уст.”

Кенни советует записывать все, что происходит, на случай, если дойдет до разговора с начальством или отделом кадров. И не забудьте сохранить письма, имеющие отношение к делу.

Парнелл считает, что человек, осознавший себя жертвой, должен стать бдительным: так ему удастся сохранить карьеру в безопасности от чужих посягательств. “Один из лучших способов защититься – попытаться расположить к себе других. Чувство вины, сочувствие и симпатия мотивируют, и лучший способ их спровоцировать – подружиться с человеком, который пытается вам помешать, сделать его своим сторонником. На первый взгляд этот метод может казаться сомнительным, но многие сильные державы используют его, чтобы втереться в доверие к врагу и одержать победу.”

Кьерульф предлагает сказать подозреваемому коллеге что-нибудь подобное: “Я заметил, что когда бы я ни писал тебе письма с просьбами о помощи, ты никогда не отвечаешь. А на совещаниях ты всегда критикуешь мои идеи. Мне это не очень приятно, мы же можем об этом поговорить?”

Не мешайте строить карьеру тому, кто мешает вам

Если вы подозреваете кого-то в саботаже, будьте выше этого. “Не будьте человеком, который всем пытается навредить, — советует Кьерульф. — Пусть вашим приоритетом станет помощь коллегам: будьте рядом с ними, давайте советы, подскажите им, как работать лучше и получать при этом удовольствие вне зависимости от того, как они к вам относятся. Если все будут так поступать, мы будем работать в более прибыльных компаниях с жизнерадостной атмосферой в коллективе”.

Идите к руководству или в отдел кадров

Если ничего не помогает, и вы сами не способны решить проблему, обсудите ситуацию с начальством или посоветуйтесь с отделом кадров.

Продумайте пути отступления

Если ситуация становится только хуже, может быть, вам не стоит в этом участвовать. “Умный человек всегда обновляет свое резюме и работает над поиском лучших мест,” – констатирует Танасулис.

Источник

новости Саботаж на рабочем месте: понятие и ответственность

Бывает, в коллективе появляется работник-«правдолюб», который все и всех критикует, при этом игнорирует свои обязанности и настраивает на это же своих коллег. Называется такое явление саботажем. И поскольку подобная ситуация никак не способствует нормальному функционированию учреждения, с таким работником нужно что-то делать. Какие рычаги воздействия может использовать работодатель в отношении саботажника и какие законные меры ответственности для него предусмотрены, расскажем в статье.

Что такое саботаж?

В Современном экономическом словаре под саботажем понимается сознательное, умышленное неисполнение или небрежное исполнение лицом либо группой лиц своих служебных или иных обязанностей или скрытое противодействие осуществлению нежелательных мероприятий.

Саботаж имеет место как в коммерческих, так и в государственных организациях. Причем применительно к госучреждениям саботаж может происходить даже в высших органах власти, если чиновники не исполняют указы и поручения Президента РФ и Правительства РФ.

Обратите внимание! Не считается саботажем противостояние работников незаконным действиям работодателя. Например, когда работников заставляют трудиться сверхурочно или отправляют в административный отпуск против их желания.

Саботаж проявляется, когда сотрудник:

Основной признак, по которому можно установить наличие саботажа: все работают, а результата нет.

Поскольку из-за саботажа в первую очередь снижается эффективность работы в целом по организации, а также ухудшается климат в коллективе, работодателю следует не только выявить саботажника, но и принять соответствующие меры.

Как выявить саботажника?

И если в первом случае спрашивать нужно с начальников отделов, которые или сами являются саботажниками, или не справляются с обязанностями руководителя, то во втором работодателю нужно вычислить саботажника. На самом деле это не так сложно. Привлечь к этому процессу нужно начальников подразделений, которые лучше знают своих подчиненных.

Искать в первую очередь нужно среди обиженных сотрудников, тех, например, кого лишили премии, понизили в должности, у кого был конфликт с руководством, кто, например, был уверен, что его повысят в должности, но повысили другого. Кроме этого, саботажником может быть сотрудник, не справляющийся со своими обязанностями, или тот, которому вменили дополнительные обязанности, или тот, которого не устраивает новый режим работы, другие нововведения в организации.

Может саботировать работу и целый отдел, например, когда сотрудники не принимают его нового руководителя.

В любом случае, один ли саботажник или их несколько, работодателю прежде, чем принимать меры, нужно выяснить, с чем связан саботаж. Возможно, недовольство работников справедливо. Надо проверить, не ущемляются ли трудовые права работников, корректны ли те или иные правила, действующие в организации. И если в результате будет установлено, что нормы трудового законодательства нарушаются, работодатель срочно должен эти нарушения устранить, поскольку проверок ГИТ или прокуратуры в конфликтной ситуации не избежать.

Какая ответственность может наступить для саботажника?

Ответственность зависит от того, в чем заключается саботаж. Она может быть как дисциплинарная, так и административная и даже уголовная.

Дисциплинарная ответственность

Это самый распространенный вид ответственности. Однако привлечь к ней саботажника получается не всегда. Так, если работник распространяет слухи, агитирует других работников против руководства, грубит коллегам и клиентам и т.п., то наказать его удастся, если на законодательном или локальном уровне прописаны нормы и правила поведения работников.

К сведению. Для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 189 ТК РФ).

С таким сотрудником можно провести беседу, выяснить причины саботажа и в целях стабилизации рабочей обстановки попытаться разрешить ситуацию. При этом не стоит идти у саботажника на поводу, иначе в будущем саботаж может перерасти в шантаж. Если консенсус не достигнут, можно предложить ему увольнение по соглашению сторон. При этом учтите, что, если сотрудник сможет доказать, что его принудили к увольнению, работодателю впоследствии придется его восстановить и выплатить заработок за вынужденный прогул. Поэтому увольнение нужно именно предлагать, не настаивая. В любом случае руководителю, общаясь с таким сотрудником, нужно держать себя в руках, ведь каждый разговор может быть записан на диктофон.

Намного проще привлечь к ответственности, если работник не выполняет или выполняет недолжным образом свои трудовые обязанности, нарушает трудовую дисциплину.

В силу ст. 21 ТК РФ работник должен добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, дисциплину труда. При этом под дисциплиной труда понимается обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами, коллективным или трудовым договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ч. 1 ст. 189 ТК РФ).

Итак, за неисполнение трудовых обязанностей или нарушение трудовой дисциплины работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности согласно ст. 192, 193 ТК РФ. Работодатель может применить следующие дисциплинарные взыскания:

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания. Так, в ст. 48 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в качестве взыскания предусмотрено еще предупреждение о неполном служебном соответствии.

При наложении дисциплинарного взыскания нужно учитывать тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Обратите внимание! Уволить работника после первого нарушения можно только в случае, если это был прогул, появление на работе в состоянии опьянения, разглашение тайны или хищение (п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Привлекая к дисциплинарной ответственности саботажника, следует соблюдать порядок, установленный ст. 192 и 193 ТК РФ. В противном случае увольнение будет признано незаконным. Кроме этого, имейте в виду, что должностные обязанности, за неисполнение которых вы привлекаете работника, должны быть четко прописаны в трудовом договоре или должностной инструкции, с которой работник ознакомлен под подпись.

Также тщательно фиксируйте все нарушения, которые допускает работник. В частности:

Если саботажник в результате был уволен, готовьтесь к тому, что он пойдет в суд. И если вы поняли, что нарушили процедуру, лучше сами предложите работнику восстановление, так как если это произойдет через суд, расходов будет больше.

Административная ответственность

Общей статьи, устанавливающей ответственность за саботаж, в КоАП РФ нет. Однако установлена административная ответственность за нарушения в сфере госзакупок.

Согласно ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ действия (бездействие) должностного лица, повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства наказываются:

Уголовная ответственность

Источник

Смутное время. Как начальнику отдела справиться с саботажем

Тихая природа саботажа

Как понять, что коллектив бунтует? Ведь здесь речь идёт не об открытом сопротивлении, когда работа вдруг встала, а сотрудники размахивают самодельными плакатами формата А1 или стучат касками об рельс — мол, вот они мы, недовольные, хотите — режьте нас, но мы будем гнуть свою линию.

Нет, всё происходит тихо, без шума и пыли. Исследования подтверждают гипотезу о том, что мотивами саботажника чаще всего выступают личные обиды — его не повышают или у него личные счёты с боссом. Идти в открытую конфронтацию у такого кадра не хватает смелости, поэтому он начинает саботирование — такое подлое сопротивление исподтишка.

Кстати, приличная часть саботажников — это уже уволенные сотрудники. Так что если думаете, что избавились от проблем вместе с человеком, то ещё раз подумайте, где вы просчитались.

саботаж сотрудников что делать. Смотреть фото саботаж сотрудников что делать. Смотреть картинку саботаж сотрудников что делать. Картинка про саботаж сотрудников что делать. Фото саботаж сотрудников что делать

Несмотря на то, что саботаж — это не всегда открытая забастовка или революция с воздеванием на вилы, у него тоже есть вполне конкретные признаки.

Важно их вовремя заметить и принять меры.

Большие и малые признаки

Уже одного из этих пунктов достаточно, чтобы задуматься. А уж если вы видите у себя в отделе несколько, не сомневайтесь — это саботаж.

Как же это всё произошло?

Универсального рецепта подавления саботажа не существует. Поэтому давайте рассмотрим несколько сценариев. Кроме варианта теории заговоров, когда конкуренты заслали своего человека (или завербовали вашего) и пытаются таким образом развалить бизнес изнутри.

1. Вы приняли на работу не того человека

Завязка. В момент собеседования что-то пошло не так, и в итоге у вас в команде оказался человек, которого, по-хорошему, тут быть не должно. Возможно, так сошлись звёзды. Или вы просто недостаточно прозорливы.

Развитие сюжета. И человек каким-то образом начал подрывать работу команды. Склочничает, кого-то подсиживает, лицемерит, раскалывает коллектив на маленькие группы. Может, и не специально, а в силу своей натуры.

Финал. Это, пожалуй, ситуация преувеличенная. И таких сотрудников точно надо гнать в шею. Подобное можно и нужно предупреждать на этапе собеседования. Помните, была у нас такая статья?

2. Нововведения

Завязка. Вы решили улучшить рабочий процесс и ввели что-то полезное. Может, это новая система общения между сотрудниками. Может, вы хотите проводить общие собрания не раз в неделю, а через день. Или решили, что пора менять дресс-код.

Развитие сюжета. Команде не понравилось. Привыкать к новому и перестраивать привычки вообще сложно и неудобно. Сами не замечали? Чаще все ворчат, но привыкают со временем. Если же нововведения принимают в штыки, задумайтесь.

Финал. Задумайтесь, так ли оно необходимо. Но! Не идите на поводу у толпы. Вы уверены в эффективности? Тогда проявите терпение. Сотрудники должны привыкнуть к новшеству. Главная проблема негативной реакции в том, что вы как начальник не смогли зацепить команду. Не останавливайтесь и не отменяйте всё, а ищите новые доводы в пользу перемен.

3. Деньги

Завязка. В жизни случается всякое. Вам пришлось урезать зарплату. Или поменять систему оплаты труда. В итоге люди работают больше, а получают столько же или (тьфу-тьфу) меньше.

Развитие сюжета. На самом деле, реакция, которая за этим последует — здоровая реакция. Вы же сами понимаете, да?

Финал. Когда конфликт возникает из-за вынужденного снижения зарплаты сотрудников, нужно дать им время привыкнуть. И ещё важно предупредить о грядущих переменах заранее. Лучше в устной форме. Так вы сможете настроить команду на нужный лад, ответить на их вопросы.

саботаж сотрудников что делать. Смотреть фото саботаж сотрудников что делать. Смотреть картинку саботаж сотрудников что делать. Картинка про саботаж сотрудников что делать. Фото саботаж сотрудников что делать

Электронная книга поможет разработать и внедрить реально работающие стандарты продаж.

Третья сторона

В ситуации постоянного стресса и морального угнетения вам может показаться, что весь мир против вас, то есть —вся команда. На самом деле основная часть ваших подчинённых — это нормальные люди, которые любят свою работу. И не хотят терять. Как правило, против вас всего-то один человек, зато какой!

Замечали, что кто-то открывает вам глаза на других сотрудников? И даёт при этом понять, что он на вашей стороне? То же самое он может проделывать и в обратном направлении. Делает из вас тирана и узурпатора в глазах коллег, а сам остаётся белым и пушистым для всех.

Вряд ли ему просто нравится роль этакого серого кардинала. Скорее всего, он думает, что справится с обязанностями руководителя лучше. И стремится на ваше место.

Что же с ним делать?

Гигиена труда

В заключение напомним, что профилактировать заболевание проще, чем его лечить. Что надо помнить, чтобы не допустить саботажа?

Уделяйте своим людям внимание и время. Общайтесь, мотивируйте, объединяйте общей целью, прислушивайтесь.

Не скрывайте от них проблемы. Пусть они получают эту информацию от вас, а не в виде сплетен от недоброжелателей. Вовлекайте в решение существующих проблем. Совместно решённые проблемы создают команду.

И ещё раз напоминаем: смотрите, кого берёте на работу.

И напоследок — взгляд в зеркало

В принципе, перечисленное в признаках далеко не всегда сигнализирует о саботаже — возможно, вы просто не очень-то демократичный руководитель, и ваши приёмы угнетают. Вот люди и сопротивляются — ну не могут они с вами ужиться, так и хочется тайком отомстить. Может, стоит пересмотреть своё отношение? В некоторых офисах ставят манекены директора, на которых можно отработать приёёмы кун-фу и выпустить пар.

Главное, не устанавливайте в той же комнате камеру наблюдения. Терпения вам и мудрости.

Источник

Как защититься от саботажа сотрудников — управление сопротивлением персонала

В статье дается подход, прямо противоположный тому, как действуют большинство руководителей. Но этот подход действует, а, следовательно, стоит попробовать.

Бывают моменты, когда руководитель начинает ощущать, что не все его начинания поддерживаются сотрудниками. Он начинает чувствовать сопротивление персонала. Чаще всего это приходит, когда в уже сложившийся коллектив приходит новый руководитель. Сотрудники начинают проверять нового руководителя «на прочность» и «степень дозволенности».

Их поведение напоминает поведение детей, которые впервые увидели пришедшего в гости взрослого дядю. Они сначала смотрят на него настороженно — не будет ли какой-либо угрозы со стороны нового, еще неизвестного человека. Затем начинают сближать дистанцию общения — подходят, осматривают, трогают. Через некоторое время предлагают поиграть, посмотреть их игрушки. И вот наступает момент, когда они пытаются руководить — уводят в свою комнату, предлагает встать на колени и быть лошадкой или что-то подобное. Таким образом дети изучают границы дозволенного по отношению к новому человеку. И если дозволено слишком много, то через некоторое время «садятся к нему на шею» и требуют делать именно то, что им нужно. Если же взрослый ставит их на место, берет инициативу в свои руки, то, как ни странно, дети не обижаются. Они узнали — вот граница дозволенного, далее ее переступать нельзя. Ведь целью их общения была проверка, что можно, а что нельзя в отношении нового человека.

Точно такая же стратегия возникает в коллективе по отношению к новому руководителю. Саботаж сотрудников очень тесно связан с тем, как поставит себя руководитель в самом начале. От этого будет зависеть успех или неуспех его взаимодействия с сотрудниками в дальнейшем.

Недостаточное функционирование руководителя

Руководитель проявляется излишнее беспокойство, недостаточно доверяет своим сотрудникам, редко прислушивается к их мнению.

Через некоторое время руководитель начинает чувствовать себя вымотанным, тревожным, уставшим, испуганным и уязвимым. В таком состоянии ему достаточно сложно решать проблемы организации, поэтому учащаются ошибки и необдуманные решения. Руководитель в этом состоянии предпочитает стратегию «быстрых починок», начинает опираться в своих действиях на собственное видение и ожидание, старается все решать сам, недооценивая возможности своих сотрудников.

При недостаточном функционировании можно говорить о манипулировании руководителя своими сотрудниками. Это проявляется в том, что зачастую сотрудники не знают целей руководства или истинные цели руководителя подменяются мнимыми. Через некоторое время сотрудники или теряют веру в миссию организации, или действуют, исходя из своих индивидуальных целей, не учитывая цели организации.

Например, в подразделение развития пришел новый руководитель. Он был уже третьим за два последних года. Сотрудники уже привыкли к смене руководителей и реагировали привычным образом. Выслушивали планы руководителя, соглашались, а на деле все делали так, как им было выгодно и комфортно. Новый руководитель сначала радовался тому, что ему никто не возражает. Потом стал видеть, что ничего не меняется. Через месяц он перестал что-либо говорить сотрудникам и старался делать все самостоятельно. Через 3 месяца после работы оставался только руководитель. Работа подразделения разваливалась, так как сотрудники не знали, что делает их руководитель, а он не доверял своим сотрудникам. В итоге, через год руководство компании в очередной раз сменило руководителя.

Ответственное функционирование руководителя

Руководитель основное внимание уделяет методам сотрудничества и партнерства. Ожидает компетентности от себя и от других. Он определяет границы дозволенного между собой и сотрудниками. Сообщает цели, ставит четкие задачи и контролирует их исполнение. И, что самое важное, сотрудники заранее знают, по каким правилам играют в их коллективе.

Например, в департамент ремонтных работ на заводе пришел руководитель, который до этого работал в другом городе и на другом заводе. Он не знал всех особенностей общения в коллективе, но уделил этому время. Ему важно было изучить положительные и негативные моменты в работе его заместителей. Только после этого он стал вносить изменения в работу департамента. Каждый раз сотрудники знали, зачем это делается. А также их новый руководитель особо выделял положительные традиции коллектива и поддерживал тех, кто принимал его дополнительные предложения.

Часть заместителей попытались устроить «тихую забастовку», проигнорировать нововведения руководителя. Но это им не удалось, так как руководитель поддерживал, поощрял, уделял внимание сотрудникам, принимающим его сторону. Через некоторое время сопротивление сошло на нет, два заместителя приняли сторону нового директора. Один заместитель, который понял, что его стратегия забастовки не удалась, написал заявление об уходе.

Саботаж сотрудников — как реагировать на сопротивление

Как правило, проблемы с сопротивлением и саботажем в организации возникают при недостаточном функционировании руководителя. Поэтому прежде, чем начинать бороться с недовольными, руководителю необходимо проанализировать собственные методы руководства и, по возможности, изменить их.

Когда в компании вводятся инновации, то сопротивление персонала переменам происходит практически всегда. И приемы управления сопротивлением персонала становятся жизненно необходимы руководителям.

Бывают случаи, когда руководитель даже при ответственном функционировании сталкивается с сопротивлением со стороны своих сотрудников. Саботаж на работе – это нередкое явление. Чаще всего это происходит, когда руководитель пытается ввести новые правила деятельности для сотрудников, а они не принимаются той частью, которая не нашла в нововведении выгоды для себя.

Как защититься от саботажа сотрудников? В этом случае поведение руководителя должно быть организовано определенным образом: 90% своего внимания он должен уделить тем, кто поддерживает его нововведения, и только 10% —тем, кто сопротивляется. Данное правило носит название «Не кормите крокодилов».

Другими словами, чем больше внимания руководитель уделяет саботажникам, тем больше усиливается их позиция в организации. Ведь внимание руководителя ограничено также, как и его ресурсы. Если часть ресурсов будет израсходована на борьбу с сопротивлением, то сотрудники, которые поддерживают инициативы руководителя, недополучат его внимания.

А если сотрудники заметят, что внимание сопротивляющимся со стороны руководителя уделяется больше, чем им, то они неосознанно придут к заключению — руководство замечает нас только тогда, когда мы не согласны. Следовательно, сопротивление — это то, что привлекает внимание руководства. Другими словами, сотрудники начнут действовать по правилам привлечения отрицательного внимания.

Это довольно распространенное правило поведения трудных подростков. Не получая необходимого им внимания со стороны взрослых, они прибегают к негативным поступкам для привлечения хоть какого-то внимания, пусть даже отрицательного.

Таким образом, те, кто сопротивляются, ставят своей целью привлечь к себе внимание не только руководства, но и других сотрудников организации. И если руководитель начинает уделять им слишком много внимания, то они своей цели достигают. А руководитель не может преодолеть сопротивление персонала

Если же руководитель уделяет внимание тем, кто поддерживает инициативы и нововведения, и отмечает сопротивляющихся только тогда, когда они действуют так, как необходимо руководству, то происходит ослабление сопротивления. Оно перестает подпитываться ресурсами руководителя и вниманием со стороны сотрудников.

При этом руководитель может быть более эффективным, если будет:

Если руководитель сможет контролировать и осознавать свои действия по отношению к сотрудникам, то его начинания будут поддерживаться. Деятельность коллектива станет более результативной, а состояние руководителя — более ресурсным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *