садово спасская 21 1 что за здание
История, легенды и мифы сталинской высотке на Красных Воротах
Небоскребы товарища Сталина
С московскими небоскребами, построенными при И. Сталине, связано множество разнообразных легенд. Согласно одной из них, высоток должно было быть не 7, а 8. Торжественные церемонии закладки первого камня проводились одновременно для всех спроектированных зданий. Дата и даже точное время для этих мероприятий было выбрано не случайно – в тот день Москва отмечала свой 800-й день рождения.
Некоторые мистики утверждают, что закладка первых камней сооружений проводилась на основании астрологических расчетов. Как бы там ни было, высотка на Красных Воротах и еще 6 похожих зданий были заложены 7 сентября 1947 года. Для строительства небоскреба была выбрана самая высокая точка Садового кольца. Благодаря этому гениальному решению здание визуально выглядит еще более масштабным и величественным.
Экспериментальные методы
Строили здание на Садовой-Спасской четыре года, а стартовали работы одновременно с началом строительства остальных высоток – в день 800-летия Москвы. Говорят, выбирая дату строительства «небоскребов», Сталин советовался с астрологами. А курировал строительство высоток Берия, который, кстати, в юности учился на архитектора.
Проект дома на Садовой-Спасской, как и проекты других сталинских высоток, был весьма смелым, учитывая то, что необходимого опыта, техники и материалов для такой работы у московских градостроителей в те годы еще не было.
Специально для строительства высоток, возводить которые решили из монолитного железобетона, были построены заводы в подмосковных Люберцах и Кучине, конструкторами был разработан особый тип башенного крана, способный поднимать до 15 тонн. Кроме того, такие краны могли самостоятельно поэтапно подниматься с этажа на этаж по мере возведения здания. Также были разработаны специальные кирпичи и пустотелые керамические камни, для чего в Подмосковье также был специально построен завод.
А еще при возведении этой высотки советские инженеры впервые использовали технику заморозки плывунных грунтов (а земля в этих местах непростая – супеси, суглинки, пески). Как известно, в цокольной части дома расположен один из входов в метро, и работы по строительству подземки и небоскреба на Красных Воротах шли одновременно.
Метод заморозки применили с целью сделать максимально широкий котлован для станции подземки. Рабочие вырыли более двух сотен скважин глубиной по 27 метров и еще 110 – для строительства эскалаторного тоннеля. В них поместили трубы, в которых компрессоры гоняли охлажденный раствор хлористого кальция. А чтобы здание не просело после того, как строительство завершится и грунт оттает и просядет, высотку начали возводить с небольшим (16 см), но заметным уклоном. Идея казалась рискованной, однако расчёты инженеров Якова Дормана и Виктора Абрамова оказались верны: как только грунт оттаял, здание встало в вертикальное положение. Причем, окончательно выпрямился дом только в начале 1960-х.
Описание и архитектурные особенности
Главные архитекторы проекта — А.Н. Душкин и Б.С. Мезенцев. Дом был введен в эксплуатацию в 1953 году. Высотка на Красных воротах состоит из трех изолированных друг от друга корпусов. Центральная башня имеет 24 этажа и увенчана шпилем. К ней по бокам примыкает два симметричных крыла высотой по 10-15 этажей. Попасть из одного корпуса в другой можно только через общий подвал. Небоскреб, как и другие здания из «семи сестер», отличается выраженной ступенчатой планировкой.
Величие геометрических форм подчеркнуто вертикальными пилястрами, идущими через весь нижний ярус здания. Фасад украшен крупным гербом СССР и другими барельефами с советской символикой. Согласно одной из версий, в первоначальном проекте небоскреб не имел шпиля со звездой. Этот элемент появился исключительно по желанию самого товарища Сталина. Быть может, это только красивый миф, но сегодня сложно представить легендарные сталинские высотки без ярких звезд.
Общая высота здания – 138 метров. В центральной башне разместилось Министерство транспортного строительства СССР. Жилые квартиры заняли выдающиеся работники этой и других организаций, а также заслуженные врачи и учителя.
Лаконичность и величие
Дом был построен в 1951 году на пустующем участке, принадлежавшем Министерству путей сообщения (когда-то здесь был старинный квартал). Авторами проекта стали архитекторы Алексей Душкин и Борис Мезенцев, а также конструктор Виктор Абрамов. Архитекторы за этот проект получили Сталинские премии.
Центральная часть здания (высотой около 140 метров), спроектированная по принципу ярусности, включает 24 этажа, а боковые – по 11.
Изначально высотку планировалось разработать в стиле русского и казацкого (украинского) барокко, однако потом было решено спроектировать его в более сдержанном стиле при более спокойном внешнем оформлении. Тем не менее, высотка все равно получилась весьма нарядной и оригинальной – в частности, за счет того, что фасады центральной части здания отделаны известняком, а нижние этажи и стелы парадного входа – красным гранитом. Крышу главного корпуса венчает шатёр ярусного типа.
Кстати, внучка Алексея Душкина, Наталья Олеговна, до сих пор живет в этом доме. Она тоже получила архитектурное образование, является историком архитектуры и градостроительства, имеет ряд научных работ и активно занимается охраной культурного наследия, за что получила ряд престижных премий.
Тайна постройки дома на Садовой-Спасской
В левом крыле легендарного здания находится выход со станции метро «Красные ворота». Эта особенность потребовала проведения сложнейших инженерных расчетов и применения инновационных технологий при строительстве. Часть высотного здания возводилась непосредственно над котлованом станции метро. Во избежание обрушения постройки на время ее строительства часть грунта была искусственно заморожена. Но даже это смелое решение не предотвратило бы последующую усадку здания.
Высотка на Красных воротах строилась с наклоном. А после естественной усадки грунта здание отклонилось и приняло правильное положение. Эта технология была очень смелой и рискованной для своего времени. Впоследствии она более не применялась.
Известные жильцы
В доме жили театральный режиссёр Л. В. Варпаховский[2], хирург С. С. Юдин[3], композитор Михаил Чулаки (в 1952—1989)[4], актёр Борис Чирков[5], искусствовед А. А. Фёдоров-Давыдов[6], кинооператор Анатолий Головня[7].
Памятная плита в честь М.Ю. Лермонтова
Чем отличается небоскреб на Красных воротах от своих «сестер»?
Садовая-Спасская 21/1 – это адрес одного из сталинских небоскребов, известного больше как дом на Красных воротах. Стоит заметить, что данная высотка отличается по многим параметрам от других шести зданий. Данный небоскреб является самым низким среди 7 «сестер». Но благодаря выгодному местоположению дома, эта разница визуально не заметна.
Сталинская высотка на Красных воротах не может похвастаться богатым внутренним убранством. В ее вестибюлях нет театральных люстр и мозаик. Все достаточно просто для дома такого масштаба, но со вкусом и умеренным лоском. Квартиры преимущественно двух- и трехкомнатные, отличающиеся небольшим количеством квадратных метров и неудобной планировкой. Зато счастливые новоселы могли наслаждаться высокими потолками, деревянным паркетом и типовой мебелью, идеально подходящей для размеров помещения.
Что примечательно, в большинстве квартир было предусмотрено специальное помещение для домработницы. Есть в знаменитой высотке и небольшое количество шикарных пятикомнатных апартаментов. Когда-то их занимали министры и прочие высокие чиновники.
Ссылки
Здание в Зарядье
·
Дом Советов (Волгоград)
Гостиница «Дружба» (Прага)
·
Дворец культуры и науки (Варшава)
·
Дом свободной прессы (Бухарест)
·
Здание Академии наук Латвии (Рига)
·
Здание на Крещатике, 25 (Киев)
·
Главный корпус ЮУрГУ (Челябинск)2
·
Дом Советов (Воронеж)1
1— этажность была уменьшена во время строительства 2— надстроено в 1999—2003 годах
Это заготовка статьи об архитектуре. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Высотка на Красных воротах: история и наши дни
Для своего времени дом на Садово-Спасской отличался идеально продуманной инфраструктурой. В одном из жилых корпусов небоскреба располагался детский сад. Здание имеет подземную парковку. В подвалах высотки обстроены бомбоубежища со всем необходимым на случай экстренной эвакуации.
Если верить легендам, есть под сталинским небоскребом даже бассейн с большим запасом чистой воды. Адрес Садовая-Спасская 21/1 сегодня можно встретить во многих туристических буклетах.
Какова же современная судьба легендарного здания? В центральной башне сегодня по-прежнему располагается Министерство транспортного машиностроения, корпорация «Трансстрой», Московская валютная биржа, банк, а также ряд прочих организаций. Боковые корпуса занимают жилые квартиры, а на первых этажах открыты различные магазины и офисы.
Примечания
Тюрьма Ивана Грозного
Подземные ходы под Кремлём начали создавать задолго до изобретения метро. В XX веке археологи обнаружили тайные подземелья, в которых их ждали интересные находки: несколько скелетов в доспехах XV века. Историки убеждены, что под Москвой скрыта целая сеть катакомб. Некоторые завалил грунт, некоторые надёжно спрятаны.
Создание тюрьмы под станцией «Красные Ворота» приписывают Ивану Грозному. Сюда царь ссылал каторжников, которых не мог прилюдно казнить. Люди отправлялись в тёмные камеры на пожизненное заключение или замуровывались в стены.
В XX веке, когда правительство тайком создавало секретные линии, катакомбы Ивана Грозного были объединены с общей сетью Метро-2. Диггеры убеждены, что подземной тюрьмой и в эпоху СССР пользовались по прямому назначению.
Гостиница «Ленинградская»
Величественное здание находится на Каланчевской улице, д. 21/40, рядом с тремя столичными вокзалами. Это самая низкая из семи высоток Москвы. Она имеет 21 этаж и возвышается на 136 м. Новостройка была возведена в 1954 г. над местом, где протекают две подземные реки. Для формирования надежной опоры было установлено 1400 десятиметровых свай, на которых и возвели строение.
Гостиница «Ленинградская». Каланчевская улица, дом 21/40.
Внешнее оформление было выполнено под влиянием средневекового русского зодчества, а внутреннее убранство напоминало готический собор. Пышность гостиничных интерьеров и вестибюлей поражала воображение. В дизайне использовались скульптуры, лепнина, ценные породы дерева, самоцветы, золотая смальта. Бронзовая люстра-гирлянда даже была занесена в Книгу рекордов Гиннесса.
Самая монументальная из сталинских высоток – Московский университет (Ленинские горы, д. 1). Здание построено в 1953 г. по проекту команды архитекторов во главе с Б. М. Иофаном. Позолоченный шпиль этого грандиозного строения даже в плохую погоду виден на десятки километров. С земли эмблема на шпиле кажется легкой и ажурной, а в действительности диаметр венка составляет 9,5 м, звезда имеет вес 12 т, а высота шпиля – 60 м.
Московский университет. Ленинские горы, дом 1.
Московский университет вплоть до 1990 г. считался высочайшим зданием Европы. Он имеет 32 этажа, а его высота вместе со шпилем – 240 м. Часы, установленные на боковой башне, являются самыми большими в Москве. Одна только минутная стрелка имеет длину больше 4 м и весит 39 кг. Университет – единственный проект, где удалось полностью воплотить планы архитекторов, благоустроив всю прилегающую территорию.
Я живу в высотке на «Красных Воротах» The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы и Санкт-Петербурга
Конструктивистские дома-коммуны, сталинские высотки и многоэтажки 1970-х годов — не просто жилые здания, а настоящие городские символы. В своей рубрике «Где ты живёшь» The Village рассказывает о самых известных и необычных домах двух столиц и их обитателях. В новом выпуске мы узнали у москвички Аси Сосковой, как устроена жизнь в одной из семи «сталинских сестёр» — высотке на площади Красные Ворота. А краевед Денис Ромодин рассказал об истории строительства здания.
Яся Фогельгардт
АРХИТЕКТОРЫ: Алексей Душкин
и Борис Мезенцев
Административно-жилое здание на площади Красные Ворота
ПОСТРОЙКА: 1947–1951 годы
ВЫСОТА: 138 метров
ЖИЛЬЕ: 270 квартир
Денис Ромодин
Высотное здание на площади Красные Ворота расположено на одной из самых высоких точек Садового кольца. Построено оно к 1951 году по проекту архитекторов Алексея Душкина и Бориса Мезенцева и конструктора Виктора Абрамова. Это здание фактически является главным сооружением площади, не считая бывшего здания Наркомата путей сообщения. Весь комплекс высотки имеет П-образную форму и состоит из 24-этажной 138-метровой высотной части, которая предназначалась для Министерства транспортного машиностроения СССР, и 11-этажных жилых корпусов по краям от неё.
В первоначальных проектах архитектурное убранство здания тяготело к русскому и украинскому барокко. А боковые корпуса были асимметричными: левый корпус тематически соединялся с соседним бывшим доходным домом начала ХХ века, а правый имел скошенную часть на углу с Каланчёвской улицей. Но потом проект был преобразован, а фасады приобрели более сдержанное архитектурное оформление. В итоге получилось довольно интересное сооружение. Фасады высотной части отделаны не пустотелой керамикой, как у других высоток, а натуральным известняком, который добывали под Каширой в Белобродском карьере. Первые этажи облицованы красным гранитом. Из него же сделаны и стелы возле главного входа в административную часть — когда-то на них были интересные декоративные светильники, но в наше время они утрачены. Здание завершено пятиконечной звездой, выполненной из стали с заполнением стеклом.
Однако самое интересное происходило при строительстве комплекса. Высотное здание возводили одновременно с сооружением второго выхода из станции метро «Красные Ворота», расположенного в левом крыле здания. Впервые в нашей стране были искусственно заморожены плывунные грунты: в помещённых в скважины трубах циркулировал рассол хлористого кальция, температура которого колебалась от минус 20 до минус 26 градусов Цельсия. Сам фундамент будущей высотки специально возводился под наклоном — были проведены уникальные инженерные расчёты. Это было связано с обычными законами физики: замерзающая жидкость увеличивалась в объёмах. В итоге монтаж колонн центральной части высотки вели с заданным контркреном, но после оттаивания грунтов здание встало в вертикальное положение.
Ася Соскова, работает в коммуникационном агентстве: «Эту квартиру я снимаю уже девять лет. В 2006 году с хорошими квартирами было не очень, я пересмотрела кучу ужасных вариантов в разных концах Москвы и совершенно отчаялась. А потом вспомнила, что моя бывшая коллега, за несколько месяцев до того уехавшая из Москвы, оставила квартиру где-то в центре. Я особо не надеялась ни на что, но когда связалась с хозяйкой, то выяснилось, что квартира так и не сдана, потому что хозяйка не может найти жильцов, которые ей нравятся.
Это историческое здание, и, несмотря на то, что мне эта квартира не принадлежит, мне очень приятно, что я живу не в безликом доме. Ко мне всегда с радостью приходят в гости друзья — а те, кто в первый раз, ещё и с любопытством. Красивые лестницы, старые двери, очень интеллигентные соседи. Высокие потолки, конечно же! К этому так быстро привыкаешь, что теперь уже хочется жить только с такими. При этом планировка квартиры не очень удобная: узкий длинный коридор, маленькая узкая кухня с окном сбоку, но я не обращаю на это внимания. Мне нравится здесь жить. Я люблю проводить время дома, мне здесь хорошо и уютно. Я живу на четвёртом этаже, окна выходят во двор, внутри двора расположен детский сад. Шума с улицы почти не слышно, только детские голоса. Даже нет ощущения, что живёшь прямо у Садового. У меня маленький, но очень приятный балкон, на котором летом я выращиваю цветы, а ещё завтракаю и ужинаю.
Удобно, что метро прямо в доме. Я выхожу из подъезда, поворачиваю за угол — и всё. В любом случае это центр, то есть до всего близко и на метро, и на машине. В последнее время стало удобно пользоваться такси. Хотя район, честно говоря, спорный: близость трёх вокзалов сказывается. Нормальных продуктовых магазинов в пешей доступности нет. Есть круглосуточный прямо в доме, но там я покупаю только самое необходимое. Недавно в Орликовом переулке открылся небольшой приличный супермаркет. У ближайших «Азбук вкуса» теперь ещё и не припарковаться, а пешком далековато. Хотя я и хожу туда в крайних случаях. Но в районе Басманных улиц очень приятно гулять, сад Баумана рядом. Лефортовский парк — в получасе езды на велосипеде. Время у себя в районе я почти не провожу, хотя и мечтаю, как все, чтобы было, например, как на Патриках: вышел — и сразу тебе хороший кофе и хлеб свежий. Однако это есть на той же Покровке.
С парковкой, кстати, здесь очень интересная история. Улица вдоль дома (Красноворотский проезд. — Прим. ред.) вроде как входит в список платных — она должна была такой стать с 25 декабря прошлого года. Но, к счастью, не стала. Поэтому вечером всегда есть где оставить машину. Правда, мою машину пару месяцев назад эвакуировали прямо от подъезда, потому что стояла она, оказывается, на тротуаре, хотя это было и не так. А через пару дней совершенно случайно освободилось место на охраняемой парковке у дома за приемлемые 3 тысячи рублей в месяц, поэтому теперь я оставляю машину там.
Несколько лет назад я билась за то, чтобы убрали незаконно установленный шлагбаум, и старшие дома и подъезда меня за это ненавидели. Как и везде, у нас тоже есть активные жильцы, но мне кажется, что действуют они в своих интересах, а не в общественных. С соседями по подъезду мы здороваемся, болтаем в лифте. У меня бывают очень шумные гости и музыка, но ни разу никто не жаловался. Может быть, всё дело в толстых стенах и полах. Внучка архитектора Душкина живёт в нашем доме и иногда проводит здесь экскурсии. А ещё тут часто снимают кино: последний раз столкнулась с кучей проводов, освещения и съёмочной группой прямо выходя из своей двери — снимали у меня на лестнице. Во дворе тоже часто снимают, особенно летом.
Легендарная сталинская высотка на Красных воротах
Небоскребы товарища Сталина
С московскими небоскребами, построенными при И. Сталине, связано множество разнообразных легенд. Согласно одной из них, высоток должно было быть не 7, а 8. Торжественные церемонии закладки первого камня проводились одновременно для всех спроектированных зданий. Дата и даже точное время для этих мероприятий было выбрано не случайно – в тот день Москва отмечала свой 800-й день рождения.
Некоторые мистики утверждают, что закладка первых камней сооружений проводилась на основании астрологических расчетов. Как бы там ни было, высотка на Красных Воротах и еще 6 похожих зданий были заложены 7 сентября 1947 года. Для строительства небоскреба была выбрана самая высокая точка Садового кольца. Благодаря этому гениальному решению здание визуально выглядит еще более масштабным и величественным.
Строительство[ | ]
Идея создания[ | ]
Красные Ворота и церковь Трёх Святителей. 1915 год Мемориальная доска Михаилу Лермонтову, установленная на высотном здании
Отечественные архитекторы начали активно обсуждать возможность создания небоскрёбов в Москве после Революции 1917 года. В проекте реконструкции столицы 1935 года советская власть официально утвердила строительство Дворца Советов и нескольких 20-этажных небоскрёбов. Подготовительные работы велись медленно, а c началом Великой Отечественной войны были заморожены[6].
После войны советское правительство вернулось к идее строительства московских небоскрёбов. 13 января 1947 года Секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин подписал Постановление Совета Министров СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий». В документе были приблизительно указаны территории для возведения высоток. Согласно Постановлению, «у Красных ворот на свободном участке министерства путей сообщения» планировалось построить 16-этажное жилое здание. Строительство объекта осуществляло МПС, непосредственным куратором был назначен министр Иван Ковалёв[7].
Для здания Министерства путей сообщения выбрали территорию на Лермонтовской площади, где до 1927 года существовали Красные Ворота — триумфальная арка, возведённая в честь победы Русской армии в Полтавской битве. Её демонтировали, оправдывая необходимостью расширить проезжую часть[8]. В 1928 году столичные власти разобрали стоявший поблизости храм Трёх Святителей, в котором крестили Михаила Лермонтова. Уничтожение церкви являлось частью атеистической доктрины советского правительства[9]. В конце 1930-х был разрушен дом, в котором в 1814 году родился Лермонтов, при этом площадь Красные Ворота с 1941 года носила имя поэта. В 1964 году на небоскрёбе была установлена мемориальная доска, упоминающая о некогда существовавшем на этом месте здании[10].
Торжественная закладка московских небоскрёбов произошла 7 сентября 1947 года в 13:00 одновременно на всех восьми строительных площадках. Выбор даты не был случайным: в Москве проходили праздничные мероприятия, посвящённые 800-летию Москвы[11]. Примечательно, что на тот момент ещё не существовало проектов будущих зданий[6]. Спешка объясняется личной заинтересованностью Сталина, который масштабным строительством пытался продемонстрировать величие Страны Советов[11]. Ему приписывают слова: «Ездят у нас в Америку, потом приезжают и ахают — ах, какие же огромные дома! Пускай теперь ездят в Москву, видят, какие у нас дома, пусть ахают». Сталин регулярно интересовался ходом строительных работ и вносил коррективы в проекты[12].
Начало работ[ | ]
Главный архитектор Москвы Дмитрий Чечулин в своих мемуарах написал, что первый проект здания у Красных Ворот Алексей Душкин выполнил самостоятельно. Однако предложенный проект был отправлен на доработку. В помощь Душкину назначили соавтора — молодого мастера Бориса Мезенцева, для которого работа над высоткой стала первой, выполненной в столице[6]. Их совместная работа получила одобрение, и в 1949 году оба архитектора получили Сталинские премии второй степени[13].
Существовало, по меньшей мере, три обстоятельства, осложнявших строительство в Москве высотных зданий. Во-первых, из-за слабых московских грунтов (супесей, суглинков, песков) для небоскрёбов требовались надёжные и дорогостоящие фундаменты. Во-вторых, отечественные специалисты, кроме нескольких архитекторов, не имели соответствующего опыта. В-третьих, в СССР отсутствовала необходимая техническая база. Осознавая важность задачи, специалисты всех уровней достаточно быстро нашли решения и приобрели знания. Профессоры Николай Герсеванов, Николай Цытович и Дмитрий Польшин сформулировали теорию «коробчатого фундамента», который в большинстве случаев позволял возводить здание без гигантских железобетонных массивов и осадочных швов[14].
До 1940-х советские строители возводили малоэтажные здания преимущественно из кирпича. Это позволяло сокращать производственные затраты. Например, почти все работы были под силу человеку, поэтому можно было сэкономить на разработке и производстве дорогого оборудования. Даже в Москве в 1946-ом в распоряжении строительных коллективов имелось только 26 подъёмных кранов, 55 экскаваторов и 40 самосвалов. Принимая во внимание существующие ресурсы, председатель московского исполкома Георгий Попов в 1946 году предложил ограничиться в будущем возведением двух- и пятиэтажных зданий[15].
Для реализации масштабного проекта требовались новые материалы и мощное оборудование. Высотки предполагалось построить из монолитного железобетона с использованием готовых плит, для чего в Люберцах и Кучине были заложены специальные заводы. Конструкторы П. П. Велихов, И. Б. Гитман и Л. Н. Щипакин разработали новые башенные краны УБК, максимальная грузоподъёмность которых составляла 15 тонн. Ключевой особенностью механизма являлась способность поднимать самого себя с этажа на этаж по мере роста здания[16]. Использование металлического каркаса здания предполагало также разработку новых стеновых материалов: «многодырчатых» кирпичей и пустотелых керамических камней. Для производства этих материалов было создано предприятие в селе Кудиново[17].
Вестибюль метрополитена[ | ]
Отличительной чертой высотного здания на площади Красных Ворот стало размещение на первом этаже наземного вестибюля станции метро «Красные Ворота». На момент постройки архитекторы предполагали, что в будущем выходы со станций появятся во всех московских высотках[3].
Сложность в осуществлении этого проекта заключалась в характере местных грунтов. На глубине 16 метров ниже подошвы фундамента следовало построить поворотный вестибюль. На этом уровне оказались водонасыщенные плывунные грунты. Обычная практика в решении подобных задач заключалась в том, чтобы сначала выполнить все подземные работы, а затем заниматься строительством здания. На это ушло бы дополнительно 1,5 года, но советское руководство торопило работников, поэтому создание эскалаторных ходов и фундамента высотки осуществлялось параллельно[6].
Из-за того, что возводить фундамент приходилось в непосредственной близости к 24-метровому котловану, вырытому над местом будущего вестибюля, специалистам потребовалось провести дополнительные работы по укреплению территории стройплощадки. Группа инженеров из Метростроя под руководством Якова Дормана предложила и успешно осуществила идею заморозки плывучих грунтов вокруг котлована. Мастерами были заложены 230 скважин глубиной 27 м, в которые были опущены замораживающие колонки. По колонкам, объединённым в два контура, пустили рассол хлористого кальция при температуре −20 °C. На протяжении весны 1950 года специальные станции обеспечивали круглосуточную заморозку грунта[6].
Искусственная заморозка вызвала пучение грунта. Инженеры знали о подобной особенности, поэтому возводили здание с наклоном от вертикальной оси. Конструктор Виктор Абрамов рассчитал, как сильно конструкция небоскрёба будет давить на разные грунты. Он предположил, что из-за заморозки уровень фундамента в одной части повысится на 50 мм, что впоследствии приведёт к отклонению здания от вертикальной оси на 16 см. Чтобы избежать таких последствий, инженер предложил колонны каркаса центрального корпуса устанавливать с заданным наклоном. В октябре 1950 года, когда замороженные грунты начали оттаивать, здание под собственным весом стало наклоняться и в итоге приняло правильную вертикальную позицию. В 1953 году правительственная комиссия проинспектировала сооружение и приняла в эксплуатацию административную часть корпуса[6].
Описание и архитектурные особенности
Главные архитекторы проекта — А.Н. Душкин и Б.С. Мезенцев. Дом был введен в эксплуатацию в 1953 году. Высотка на Красных воротах состоит из трех изолированных друг от друга корпусов. Центральная башня имеет 24 этажа и увенчана шпилем. К ней по бокам примыкает два симметричных крыла высотой по 10-15 этажей. Попасть из одного корпуса в другой можно только через общий подвал. Небоскреб, как и другие здания из «семи сестер», отличается выраженной ступенчатой планировкой.
Величие геометрических форм подчеркнуто вертикальными пилястрами, идущими через весь нижний ярус здания. Фасад украшен крупным гербом СССР и другими барельефами с советской символикой. Согласно одной из версий, в первоначальном проекте небоскреб не имел шпиля со звездой. Этот элемент появился исключительно по желанию самого товарища Сталина. Быть может, это только красивый миф, но сегодня сложно представить легендарные сталинские высотки без ярких звезд.
Общая высота здания – 138 метров. В центральной башне разместилось Министерство транспортного строительства СССР. Жилые квартиры заняли выдающиеся работники этой и других организаций, а также заслуженные врачи и учителя.
7 сталинских высоток – величественные символы Москвы
Грандиозные строения возводились в разрушенной стране, многие жители которой жили в бараках и коммуналках. Согласно рассекреченным архивам, постройка каждой из сталинских высоток в Москве обошлась Советскому Союзу в 250 миллионов дореформенных рублей. В пересчете на современные деньги это 90 миллионов долларов. Затраты на главный корпус МГУ были выше почти в 10 раз – эта сумма сопоставима с расходами на восстановление разрушенного Сталинграда.
Сталинские высотки в Москве. Инфографика. Источник: Мосфильм-Инфо.
Тем не менее специалисты считают строительство сталинских высоток оправданным. Дело в том, что после революции Москва утратила свой образ. В столице была разрушена половина всех культурно значимых объектов, большинство из которых – храмы. Именно сталинские высотки, которые появились на карте Москвы в количестве 7 штук, подарили городу новый, неповторимый и узнаваемый облик. Они гармонично вписались в силуэт Москвы и стали ее «визитной карточкой».
Тайна постройки дома на Садовой-Спасской
В левом крыле легендарного здания находится выход со станции метро «Красные ворота». Эта особенность потребовала проведения сложнейших инженерных расчетов и применения инновационных технологий при строительстве. Часть высотного здания возводилась непосредственно над котлованом станции метро. Во избежание обрушения постройки на время ее строительства часть грунта была искусственно заморожена. Но даже это смелое решение не предотвратило бы последующую усадку здания.
Высотка на Красных воротах строилась с наклоном. А после естественной усадки грунта здание отклонилось и приняло правильное положение. Эта технология была очень смелой и рискованной для своего времени. Впоследствии она более не применялась.
Чем отличается небоскреб на Красных воротах от своих «сестер»?
Садовая-Спасская 21/1 – это адрес одного из сталинских небоскребов, известного больше как дом на Красных воротах. Стоит заметить, что данная высотка отличается по многим параметрам от других шести зданий. Данный небоскреб является самым низким среди 7 «сестер». Но благодаря выгодному местоположению дома, эта разница визуально не заметна.
Сталинская высотка на Красных воротах не может похвастаться богатым внутренним убранством. В ее вестибюлях нет театральных люстр и мозаик. Все достаточно просто для дома такого масштаба, но со вкусом и умеренным лоском. Квартиры преимущественно двух- и трехкомнатные, отличающиеся небольшим количеством квадратных метров и неудобной планировкой. Зато счастливые новоселы могли наслаждаться высокими потолками, деревянным паркетом и типовой мебелью, идеально подходящей для размеров помещения.
Что примечательно, в большинстве квартир было предусмотрено специальное помещение для домработницы. Есть в знаменитой высотке и небольшое количество шикарных пятикомнатных апартаментов. Когда-то их занимали министры и прочие высокие чиновники.
Здание на Котельнической набережной
Самая близкая к Кремлю сталинская высотка, возведенная по проекту Д. Н. Чечулина и А. К. Ростковского, имеет 32 этажа и возвышается на 176 м. В ее облике узнаются мотивы допетровской Руси: зубцы кремлевской стены и завитки Храма Василия Блаженного. Этот дом был практически «городом в городе». Помимо квартир здесь располагались кинотеатр, детский сад, гастроном, химчистка, прачечная, почтовое отделение, парикмахерская и библиотека.
Высотка на Котельнической набережной. Котельническая набережная, дом 1/15.
В 1952 г. жилье в доме 1/15 на Котельнической набережной получили военные, ученые и творческая интеллигенция: композиторы, писатели, знаменитые певцы, режиссеры и артисты. Все квартиры сдавались с кухонной мебелью, хрустальными люстрами, импортной сантехникой, дорогим паркетом и кафелем. Этот дом является рекордсменом среди всех сталинских высоток в Москве по количеству съемок в кинофильмах: он фигурирует почти в двух десятках кинокартин.
Высотка на Красных воротах: история и наши дни
Для своего времени дом на Садово-Спасской отличался идеально продуманной инфраструктурой. В одном из жилых корпусов небоскреба располагался детский сад. Здание имеет подземную парковку. В подвалах высотки обстроены бомбоубежища со всем необходимым на случай экстренной эвакуации.
Если верить легендам, есть под сталинским небоскребом даже бассейн с большим запасом чистой воды. Адрес Садовая-Спасская 21/1 сегодня можно встретить во многих туристических буклетах.
Какова же современная судьба легендарного здания? В центральной башне сегодня по-прежнему располагается Министерство транспортного машиностроения, корпорация «Трансстрой», Московская валютная биржа, банк, а также ряд прочих организаций. Боковые корпуса занимают жилые квартиры, а на первых этажах открыты различные магазины и офисы.