сахаров нобелевская премия за что
Сахаров нобелевская премия за что
Русский физик и борец за права человека Андрей Дмитриевич Сахаров родился в Москве. О семье С. сведений мало, известно, только, что его отец, Дмитрий Сахаров, был профессором физики Московского педагогического института имени Ленина. По словам самого С., он вырос в большой коммунальной квартире, пропитанной традиционным семейным духом, где ценилось прежде всего трудолюбие и профессиональная компетентность. Мягкий и скромный юноша, С. был особенно привязан к своей бабушке. Зная английский язык, она каждый вечер читала внукам книги Чарлза Диккенса, Кристофера Марло, Гарриет Бичер-Стоу. Перед православными праздниками она читала им Евангелие.
С. учился в Московском государственном университете, где считался лучшим студентом, когда-либо обучавшимся на физическом факультете. По окончании университета с отличием в 1942 г. С. был освобожден от службы в действующей армии и направлен на военный завод в Поволжье.
Вернувшись в Москву после войны, С. поступил на работу к известному специалисту по квантовой физике Игорю Тамму в Институт имени Лебедева. Два года спустя, в возрасте 26 лет, С. получил степень доктора физико-математических наук.
Интересы С. уже тогда не ограничивались ядерной физикой. В 1958 г. он выступил против планов Хрущева по сокращению среднего образования. Пять лет спустя ему в числе других ученых удалось избавить советскую генетику от пагубного влияния агронома Трофима Лысенко. Антинаучные теории Лысенко (в частности, его мнение о том, что наследственность растений можно изменить за счет окружающей среды) в немалой степени обусловили провал сельского хозяйства при Сталине. В 1966 г. писатели Андрей Синявский и Юлий Даниэль были приговорены к тюремному заключению за клевету на Советский Союз в книгах, опубликованных на Западе. С. совместно с Таммом, Петром Капицей и 22 другими видными интеллектуалами направил письмо приемнику Хрущева Леониду Брежневу. В письме отмечалось, что любые попытки возродить сталинскую политику нетерпимости к инакомыслию «были бы величайшим бедствием» для советского народа.
Таким образом С. противопоставил себя официальным кругам. В 1968 г. он написал манифест «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», о котором американский журналист Гаррисон Э. Солсбери позже отзывался как о «высшей отметке движения за либерализацию в коммунистическом мире». Осуждая гонку ядерных вооружений, документ призывал к сотрудничеству Советского Союза и Соединенных Штатов, предсказывал постепенную конвергенцию двух систем, требовал объединения советских и американских ресурсов для борьбы с глобальной угрозой голода, перенаселения и загрязнения окружающей среды. С. выступил за отмену цензуры, политических судов, против содержания диссидентов в психиатрических больницах. Циркулировавший на территории Советского Союза манифест был опубликован в США под названием «Прогресс, сосуществование, интеллектуальная свобода».
Официальная реакция на еретические высказывания С. была довольно мягкой: он был всего лишь уволен со всех постов, связанных с военными секретами. Позже он был принят в Институт имени П.Н. Лебедева на должность старшего научного сотрудника – самую низкую из тех, которую может занимать советский академик. Здесь он продолжал теоретические исследования элементарных частиц, гравитации и структуры Вселенной, начатые ранее.
Примерно в то же время жена С., родившая ему трех детей, умерла. В 1970 г. совместно с другими советскими физиками С. основал комитет «За права человека», который должен был воплотить принципы Всеобщей декларации прав человека. Год спустя С. женился на Елене Боннэр, с которой познакомился во время пикетирования зала суда, где шел процесс над диссидентами.
Чем больше С. расходился с советской политикой, тем больше времени занимала у него диссидентская деятельность. В 1973 г., несмотря на предупреждение заместителя генерального прокурора, С. устроил пресс-конференцию для 11 западных журналистов, во время которой осудил не только угрозу преследования, но и то, что назвал «разрядкой без демократизации». Заявления С. вызвали резкую критику: в газете «Правда» появилась статья, подписанная 40 академиками; статья аналогичного содержания за подписью 25 врачей (в числе которых был Евгений Чазов, позже сопредседатель организации «Врачи мира за предотвращение ядерной войны») была опубликована в газете «Известия».
С. был удостоен Нобелевской премии мира 1975 г. за «бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми» и за «мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства». Представитель Норвежского нобелевского комитета Осе Лионес заявила: «Комитет глубоко сожалеет о том, что Андрею Сахарову не дали возможности. получить премию мира лично».
Награду приняла Елена Боннэр, которая рассказала собравшимся, что ее муж находится в Вильнюсе, где старается поддержать одного из коллег, отданного под суд за публикацию в защиту прав человека. После этого Боннэр огласила речь С. «Чтобы сохранить уважение к себе,– говорилось в речи,– человек должен поступать соответственно всеобщей жажде мира, истинной разрядки, подлинного разоружения». Призывая ко «всеобщей политической амнистии в мире» и «освобождению всех узников совести повсеместно», С. просил слушателей иметь в виду, что эту награду «разделяют все узники совести в Советском Союзе и странах Восточной Европы, а также те, кто борется за их освобождение».
На следующий день Боннэр прочитала Нобелевскую лекцию мужа «Мир, Прогресс, Права человека», в которой С. доказывал, что эти три цели «неразрывно связаны одна с другой». Он назвал прогресс не только неизбежным, но и неделимым, отметив, что он требует «свободы совести, существования информированного общественного мнения, плюрализма в системе образования, свободы печати и доступа к источникам информации». Всего этого, заявил С., «остро не хватает в социалистических странах». Далее С. наметил предложения по достижению разрядки и разоружения.
Несмотря на открытую оппозицию режиму, С. не пытались арестовать до 1980 г., когда он резко осудил советское вторжение в Афганистан. С. был лишен всех наград, включая звание Героя Социалистического Труда, и без всякого суда сослан в военно-промышленный город Горький (ныне Нижний Новгород), закрытый для иностранцев, где был помещен под домашний арест. Боннэр было разрешено остаться в Москве, но четыре года спустя ее также сослали в Горький, обвинив в антисоветской клевете. В декабре 1986 г. советский руководитель Михаил Горбачев объявил С. по телефону об окончании ссылки. Через несколько дней С. вместе с Боннэр вернулся в Москву, где возобновил научную работу. Он продолжал добиваться освобождения советских диссидентов, заключенных по политическим мотивам. В 1987 г., принимая в Москве диплом члена Французской академии наук, С. упрекнул советскую Академию за то, что она не поддержала его во время «незаконной высылки».
Однако на первых свободных выборах народных депутатов в 1989 г. С. решил баллотироваться только от Академии наук СССР, хотя был выдвинут кандидатом во многих территориальных округах, гарантировавших ему безусловную победу. С. много размышлял о реформе политической структуры СССР, им был подготовлен проект «Конституции Союза Советских республик Европы и Азии». Целью народа и государства С. провозгласил «счастливую, полную смысла жизнь, свободу материальную и духовную, благосостояние, мир и безопасность для граждан страны, для всех людей на Земле, независимо от расы, национальности, пола, возраста и социального положения».
С. скончался 14 декабря 1990 г., после напряженного дня работы на Съезде народных депутатов. Проститься с великим человеком пришли сотни тысяч людей.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Борец за мир и создатель самой опасной бомбы. Интересные факты из жизни Андрея Сахарова
Кто такой Сахаров и как сложилась его судьба?
Андрей Сахаров родился в Москве в семье интеллигентов, и детство его прошло в большой, многолюдной квартире, «пропитанной традиционным семейным духом». Школу он окончил с золотой медалью, после чего поступил на физический факультет Московского государственного университета. С началом войны Сахаров увлёкся изучением квантовой механики и теории относительности, но оставаться в университете и учиться в аспирантуре не стал, решил отправиться на военный завод сначала в Ковров, а затем в Ульяновск, где женился на местной жительнице Клавдии Вихиревой, работавшей лаборанткой-химиком на том же заводе.
Андрей Сахаров понимал огромную опасность бомбы лучше других и в Воспоминаниях» обозначил дату своего превращения в противника ядерного оружия: конец пятидесятых годов. Именно он стал одним из инициаторов заключения Московского договора о запрещении испытаний в трех средах, из-за чего у него был конфликт с Никитой Хрущёвым.
Почему Сахаров боролся с официальной идеологией?
Фото: philologist.livejournal.com
Взгляды учёного всё более не совпадали с официальной идеологией. В 1966 году Сахаров совместно ещё с 22 видными интеллектуалами подписал адресованное Леониду Брежневу письмо в защиту писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля. Кроме того, Сахаров выдвинул теорию конвергенции – о сближении капиталистического и социалистического миров, при разумной достаточности вооружений, гласности и правах каждого конкретного человека.
Усилилась и общественная деятельность Сахарова, он инициировал обращения за освобождение из психиатрических больниц правозащитников и написал «Меморандум о демократизации и интеллектуальной свободе», организовал Комитет прав человека, выступил за право на возвращение крымских татар, свободу религии, свободу выбора страны проживания и многое другое.
За что Сахарову дали Нобелевскую премию?
Фото: ehorussia.com
9 октября 1975 года Сахарову присудили Нобелевскую премию мира «за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми» и «за мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства».
Сам учёный не смог поехать на награждение: его не выпустили из страны. В Стокгольм отправилась его вторая жена – Елена Боннэр. Она зачитала речь советского академика, в которой содержался призыв к «истинной разрядке и подлинному разоружению», к «всеобщей политической амнистии в мире» и «освобождению всех узников совести повсеместно».
За что академика отправили в ссылку?
Фото: epitafii.ru
В 1979 году Андрей Дмитриевич выступил против ввода советских войск в Афганистан. Из-за этого его лишили звания трижды Героя Социалистического Труда и всех других наград.
Сахарова задержали на улице в Москве и отправили в ссылку в город Горький, где семь лет он прожил под домашним арестом. Его судьбу разделила и жена. Это время Сахаров не занимался наукой, не получал журналы и книги, и не общался с людьми.
Основным способом давления на власть стала голодовка, но и против этого нашли решение – учёного насильно поместили в больницу и кормили. Своему другу он писал: «Меня насильно держали и мучили четыре месяца. Попытки бежать из больницы неизменно пресекались сотрудниками КГБ, круглосуточно дежурившими на всех возможных путях побега. С 11 по 27 мая включительно я подвергался мучительному и унизительному принудительному кормлению. Лицемерно всё это называлось спасением моей жизни. 25-27 мая применялся наиболее мучительный и унизительный, варварский способ. Меня опять валили на кровать, привязывали руки и ноги. На нос надевали тугой зажим, так что дышать я мог только через рот. Когда же я открывал рот, чтобы вдохнуть воздух, в рот вливалась ложка питательной смеси из бульона с протёртым мясом. Иногда рот открывали принудительно – рычагом, вставленным между дёснами».
Политическое изгнание Сахарова продолжалось до 1986 года и закончилось только после разговора с Михаилом Горбачёвым, тогда учёный вернулся в Москву и приступил к научной работе.
В феврале 1987 года он выступил на международном форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества» с предложением рассматривать сокращение числа евроракет отдельно от проблем СОИ, о сокращении армии, о безопасности атомных электростанций. В 1988 году его избрали почётным председателем общества «Мемориал» (в настоящее время организация внесена в реестр «иностранных агентов» — прим. ред.), а в марте 1989 года – народным депутатом Верховного Совета СССР от Академии наук.
Судьба, наконец, оказалась благосклонна к Сахарову, но трудности, с которыми ему пришлось столкнуться, подорвали его здоровье. 14 декабря 1989 года академик умер от сердечного приступа. Проститься с великим человеком пришли сотни тысяч людей.
Биография Андрея Сахарова
Андрей Дмитриевич Сахаров родился 21 мая 1921 года в Москве.
Его отец был профессором, преподавателем физики Московского педагогического института (ныне университет) имени В.И. Ленина, автором популярных книг и задачника по физике. Мать, Екатерина Софиано, имела дворянское происхождение и была дочерью военного.
Начальное образование Андрей Сахаров получил дома, в школе учился с седьмого класса.
В 1938 году с отличием окончил школу и поступил на физический факультет Московского государственного университета. В 1942 году, находясь в эвакуации в Ашхабаде (Туркмения), с отличием окончил МГУ.
В сентябре 1942 года Сахаров был распределен в распоряжение Наркомата вооружений, откуда направлен на военный завод в Ульяновск, где до 1945 года работал инженером-изобретателем на военном заводе и стал автором ряда изобретений в области методов контроля продукции.
С 1943 года по 1944 год Андрей Сахаров сделал самостоятельно несколько научных работ и послал их в Физический институт АН СССР имени П.Н. Лебедева (ФИАН) Игорю Тамму.
В 1945 году он поступил в аспирантуру ФИАН, в ноябре 1947 года защитил кандидатскую диссертацию. В 1953 году Сахаров защитил докторскую диссертацию и в том же году был избран действительным членом Академии наук СССР.
В дальнейшем руководимая Сахаровым группа работала над усовершенствованием водородной бомбы. Параллельно Сахаров вместе с Таммом выдвинул идею магнитного удержания плазмы и провел основополагающие расчеты установок по управляемому термоядерному синтезу. В 1961 году Сахаров предложил использовать лазерное обжатие для получения управляемой термоядерной реакции. Эти идеи положили начало масштабным исследованиям термоядерной энергетики.
В 1969 году Сахаров вернулся к научной работе в ФИАНе. 30 июня 1969 года он был зачислен в отдел института, где начиналась его научная работа, на должность старшего научного сотрудника.
В 1967-1980 годах он опубликовал более 15 научных работ.
С конца 1950-х годов Сахаров занимался правозащитной деятельностью. В 1958 году вышли две его статьи о вредном действии радиоактивности ядерных взрывов на наследственность и, как следствие, снижении средней продолжительности жизни. В том же году Сахаров пытался повлиять на продление объявленного СССР моратория на атомные взрывы. В 1966 году он подписал письмо «25 знаменитостей» к XXIII съезду КПСС против реабилитации Сталина.
В 1968 году Сахаров написал манифест «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». Осуждая гонку ядерных вооружений, документ призывал к сотрудничеству Советского Союза и Соединенных Штатов, требовал объединения советских и американских ресурсов для борьбы с глобальной угрозой голода, перенаселения и загрязнения окружающей среды.
В 1970 году Сахаров стал одним из учредителей Московского комитета по правам человека, высказывался за отмену смертной казни, за право на эмиграцию, против принудительного лечения «инакомыслящих» в психиатрических больницах.
В 1971 году он обратился с «Памятной запиской» к советскому правительству о неотложных вопросах внутренней и внешней политики, в 1974 году опубликовал за границей статью «Мир через полвека», в которой размышлял о перспективах научно-технического прогресса и излагал свое видение устройства мира.
В 1975 году Андрей Сахаров написал книгу «О стране и мире». В том же году он был удостоен Нобелевской премии мира за «бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми» и за «мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства».
В 1976 году Сахаров был избран вице-президентом Международной лиги прав человека.
8 января 1980 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Андрей Сахаров был лишен всех правительственных наград и премий, включая звания трижды Героя Социалистического труда. 22 января 1980 года он был сослан в город Горький (ныне Нижний Новгород).
Находясь в условиях почти полной изоляции, провел три длительных голодовки. В декабре 1986 года по распоряжению Михаила Горбачева Андрей Сахаров был освобожден из горьковской ссылки, вернулся в Москву и продолжил работать в Физическом институте им. П.Н. Лебедева.
В ноябре-декабре 1988 года Сахаров впервые выехал за рубеж, где встречался с Рональдом Рейганом, Джорджем Бушем, Маргарет Тэтчер, Франсуа Миттераном.
В 1988 году Андрей Сахаров был избран почетным председателем общества «Мемориал».
В марте 1989 года он был избран народным депутатом СССР.
14 декабря 1989 года Андрей Сахаров скончался от сердечного приступа. Похоронен в Москве на Востряковском кладбище.
Андрей Сахаров был почетным членом многих научных ассоциаций — Национальной академии наук (США), Американской академии искусств и наук, Американского физического общества, Французской академии (Институт Франции), Академии Дея Линчеи (Италия), Венецианской академии, Голландской академии и др.
Он был лауреатом многих международных и национальных премий — Нобелевской премии мира, премии имени Элеоноры Рузвельт, «Дом свободы» (США), премии Лиги прав человека (при ООН), премии имени Бенджамина Франклина (физика), премии имени Лео Сцилларда, премии имени Тамалла (физика), премии мира имени Альберта Эйнштейна и др.
Первой женой Андрея Сахарова с 1943 года была Клавдия Вихирева (1919-1969), лаборант-химик Ульяновского военного завода. У них родились трое детей — две дочери и сын. С 1972 года Сахаров был женат на Елене Боннэр (1923-2011).
В январе 1990 года была создана Общественная комиссия по увековечению памяти академика Андрея Сахарова — Фонд Сахарова. В 1994 году в Москве был открыт Архив Сахарова, а в 1996 году — Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова.
В 1991 году в Нижнем Новгороде был открыт Музей-квартира Сахарова.
С 1992 года в Нижнем Новгороде проводится Международный фестиваль искусств имени Сахарова.
Именем Сахарова названы улицы и проспекты в городах России и зарубежных стран.
В 2003 году в Санкт-Петербурге на Васильевском острове был установлен памятник Андрею Сахарову на площади, носящей имя академика.
В 1992 году имя академика было присвоено горной вершине на Алтае, его именем также был назван астероид.
В 1988 году Европарламент учредил премию имени Сахарова «За свободу мысли». С 1995 года за выдающиеся работы по физике ядра, физике элементарных частиц и космологии отечественным и иностранным ученым Российской академией наук присуждается Золотая медаль имени А.Д. Сахарова. С 2001 года российским журналистам присуждается премия имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок».
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
30 лет со дня смерти Андрея Сахарова. Вспоминаем его идеи, актуальные до сих пор
14 декабря исполняется 30 лет со дня смерти ученого-физика, академика, диссидента и правозащитника, лауреата Нобелевской премии мира, народного депутата СССР Андрея Сахарова. Он был одним из создателей водородной бомбы, но запомнился прежде всего своей широкой общественной деятельностью, принципиальной позицией и яркими речами, которые даже сторонникам перестройки и гласности казались провокационными. Он умер в 68 лет, оставив после себя идейное и интеллектуальное наследие.
Диссидент: «Свобода мысли нуждается в защите всех мыслящих и честных людей»
Его взгляды по изменению советского строя он изложил в брошюре «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» в 1968 году. Работа была опубликована во многих странах, в том числе и в Чехословакии, где в тот же год произошло подавление Пражской весны. По словам диссидента и последнего президента Чехословакии Вацлава Гавела, «Размышления…» попали в его страну в самый разгар Пражской весны. «Для Чехословакии, стремившейся мирным и спокойным путем изменить сущность советского режима, навязанного восточноевропейским странам после окончания Второй мировой войны, мысли Сахарова имели особое значение», — вспоминал позднее Вацлав Гавел.
Текст брошюры был опубликован и в The New York Times, в связи с чем Сахарова отстранили от работы на секретном объекте в Арзамасе-16. Но это только укрепило его в политической борьбе. Сегодня, читая эту брошюру из конца 60-х, понимаешь, насколько странно звучали идеи, изложенные в ней, для большинства в советском обществе, поэтому и не находили отклик. При этом в 2019 году некоторые ее тезисы все еще сохраняют актуальность:
«Человеческому обществу необходима интеллектуальная свобода — свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрашного обсуждения, свобода от давления авторитета и предрассудков.
Такая тройная свобода мысли — единственная гарантия от заражения народа массовыми мифами, которые в руках коварных лицемеров-демагогов легко превращаются в кровавую диктатуру. Это — единственная гарантия осуществимости научно-демократического подхода к политике, экономике и культуре.
В сущности, это были вполне левые, созвучные Марксу, но переосмысленные идеи. Однако советская бюрократия уже тогда понимала, какую угрозу они представляют для нее в случае широкого распространения. И если человека можно подавить, посадить, ограничить в передвижении, то его идеи — вряд ли.
Лауреат Нобелевской премии: «Мы, как вспышка во мраке, возникли на одно мгновение из черного небытия…»
В 1975 году Андрей Сахаров был удостоен Нобелевской премии за «бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми» и за «мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства». Правда, он не смог получить ее лично. За него это сделала его жена Елена Боннэр. Она же прочитала нобелевскую речь мужа «Мир, Прогресс, Права человека».
Многие тезисы того выступления сохранили актуальность и по сию пору. И их вполне бы могла зачитать какая-нибудь юная активистка на саммите ООН. Вот некоторые из них:
«Несомненно, успехи промышленного и технологического прогресса являются главным фактором преодоления нищеты, голода и болезней; но они одновременно приводят к угрожающим изменениям в окружающей среде, к истощению ресурсов. Человечество, таким образом, столкнулось с грозной экологической опасностью.
Быстрые изменения традиционных форм жизни привели к неуправляемому демографическому взрыву, особенно мощному в развивающихся странах „третьего мира“. Рост населения создает необычайно трудные экономические, социальные и психологические проблемы уже сейчас и неотвратимо угрожает гораздо более серьезными опасностями в будущем».
Новоиспеченный лауреат рисовал апокалиптическую картину, предупреждая, что истощение ресурсов Земли, угроза перенаселения, многократно углубленные международными политическими и социальными проблемами, начинают все сильней давить на жизнь и в развитых странах, лишая многих людей изобилия, удобства и комфорта. При этом он заявлял, что любые попытки замедлить темп научно-технического прогресса, повернуть вспять урбанизацию, призывы к изоляционизму, патриархальности, к возрождению на основе обращения к здоровым национальным традициям прошлых столетий — нереалистичны. Он был уверен, что прогресс неизбежен и его прекращение может означать только одно — гибель цивилизации. В том числе поэтому он был сторонником строительства атомных электростанций по всему миру.
И, конечно, Андрей Сахаров не мог обойти вопросы прав человека. «Свобода убеждений, наличие просвещенного общественного мнения, плюралистический характер системы образования, свобода печати и других средств информации — всего этого сильно не хватает в социалистических странах вследствие присущего им экономического, политического и идеологического монизма. Между тем эти условия жизненно необходимы не только во избежание злоупотреблений прогрессом, вольных и по неведению, но и для его поддержания. В особенности важно, что только в атмосфере интеллектуальной свободы возможна эффективная система образования и творческой преемственности поколений. Наоборот, интеллектуальная несвобода, власть унылой бюрократии, конформизм, разрушая сначала гуманитарные области знания, литературу и искусство, неизбежно приводят затем к общему интеллектуальному упадку, бюрократизации и формализации всей системы образования, к упадку научных исследований, исчезновению атмосферы творческого поиска, к застою и распаду», — говорилось в лекции диссидента.
Кроме того, Елена Боннэр напомнила словами своего мужа о тысячах политических заключенных. «Невыносима мысль, что сейчас, когда мы собрались для праздничной церемонии в этом зале, сотни и тысячи узников совести страдают от тяжелого многолетнего голода, от почти полного отсутствия в пище белков и витаминов, от отсутствия лекарств», — и речь в этом отрывке шла не только об СССР, но и об узниках совести во всем мире. Сахаров предложил кардинальным образом решить проблему: освободить на основе международного соглашения «всех политзаключенных, всех узников совести в тюрьмах, лагерях и психиатрических больницах».
Главный тезис, к которому сводились все эти рассуждения, звучал так: мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-то одной из них, пренебрегая другими.
Завершалась речь рассуждениями о космологической гипотезе: «В бесконечном пространстве должны существовать многие цивилизации, в том числе более разумные, более „удачные“, чем наша. Я защищаю также космологическую гипотезу, согласно которой космологическое развитие Вселенной повторяется в основных своих чертах бесконечное число раз. При этом другие цивилизации, в том числе более „удачные“, должны существовать бесконечное число раз на „предыдущих“ и „последующих“ к нашему миру листах книги Вселенной. Но все это не должно умалить нашего священного стремления именно в этом мире, где мы, как вспышка во мраке, возникли на одно мгновение из черного небытия бессознательного существования материи, осуществить требования Разума и создать жизнь, достойную нас самих и смутно угадываемой нами Цели».
Депутат: «Единственный путь — это радикализация перестройки»
Хотя Андрей Сахаров открыто был в оппозиции к советской власти, долгое время ему удавалось избежать ареста. Все поменялось в 1980 году. Он выступил с резкой критикой ввода советских войск в Афганистан. «Военные действия в Афганистане продолжаются уже семь месяцев. Погибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч афганцев — не только партизан, но главным образом мирных жителей — стариков, женщин, детей, крестьян и горожан. Более миллиона афганцев стали беженцами. Особенно зловещи сообщения о бомбежках деревень, оказывающих помощь партизанам, о минировании горных дорог, что создает угрозу голода для целых районов», — писал он в открытом письме летом 1980 года. В этом письме он также обращал внимание на «разорительную сверхмилитаризацию страны» вместо того, чтобы проводить необходимые ей экономические реформы. Он предлагал прекратить военные действия и мирно урегулировать конфликт. Естественно, никто во власти его предложения не воспринимал всерьез. В ответ на свое письмо он был задержан, сослан в Горький (прежнее название Нижнего Новгорода) и помещен под домашний арест. Кроме того, его лишили всех наград, включая звание Героя Социалистического Труда.
Все изменила перестройка. В 1986 году Михаил Горбачев позволил Сахарову вернуться в Москву. Он продолжал добиваться освобождения советских диссидентов, заключенных в тюрьмы и психиатрические больницы по политическим мотивам.
Кроме того, он продолжал размышлять о возможности проведения широких политических реформ в Советском Союзе. Время перестройки подходило для этого как нельзя лучше. Плодом этих размышлений стал проект Конституции Союза Советских республик Европы и Азии. Его целью была провозглашена «счастливая, полная смысла жизнь, свобода материальная и духовная, благосостояние, мир и безопасность для граждан страны, для всех людей на Земле, независимо от расы, национальности, пола, возраста и социального положения».
Весной 1989 года он был избран народным депутатом СССР от Академии наук и получил трибуну для выражения своих идей. Многим обычным советским гражданам, жившим в ту эпоху, он запомнился своими выступлениями на I Съезде народных депутатов СССР в Кремлевском дворце съездов, который длился 13 дней с мая по июнь и транслировался на всю страну по телевизору.
На съезде присутствовали более двух тысяч депутатов, многим хотелось выступить. У выступлений был регламент, в который Андрей Сахаров часто не укладывался. Поэтому нередко в его адрес раздавались выкрики и свист из зала. «Почему президиум нас делит на тех, кому можно выступать по 7-8 раз и кому нельзя, почему мы должны слушать товарища Сахарова, ему внимать?» — возмущались депутаты, сидящие в зале. Особое раздражение вызвала его речь про Афганскую войну, которую он назвал «огромным преступлением нашей родины» перед целым афганским народом, которому эта война стоила почти миллион жизней.
Перед самым закрытием съезда Сахаров в очередной раз потребовал слова. Председательствующий Михаил Горбачев сказал, что не может решить этот вопрос самостоятельно, и спросил мнение съезда. Зал прокричал «Нет!», после чего Горбачев дал пять минут. Академик выступал 15 минут, предложив принять напоследок «декрет о власти», кардинально менявший конституционное устройство страны. Выступление неоднократно прерывалось звонком регламента, Горбачев напоминал: «Андрей Дмитриевич, два регламента уже». После истечения двух регламентов микрофон был отключен. Завершая съезд, Михаил Горбачев отметил, что негативные суждения депутата Сахарова направлены на то, чтобы принизить роль съезда, чем вызвал овации в зале.
12 декабря того же года начался II съезд народных депутатов СССР, а 14 декабря Андрей Сахаров умер, успев в этот день выступить в Кремле на собрании Межрегиональной депутатской группы. Вот главная мысль его последнего выступления:
«Я хочу дать формулу оппозиции. Что такое оппозиция? Мы не можем принимать на себя всю ответственность за то, что делает сейчас руководство. Оно ведет страну к катастрофе, затягивая процесс перестройки на много лет. Оно оставляет страну на эти годы в таком состоянии, когда все будет разрушаться, интенсивно разрушаться. Все планы перевода на интенсивную, рыночную экономику окажутся несбыточными, а разочарование в стране уже нарастает. И это разочарование делает невозможным эволюционный путь развития в нашей стране. Единственный путь, единственная возможность эволюционного пути — это радикализация перестройки.
Сейчас мы живем в состоянии глубокого кризиса доверия к партии и к руководству, из которого можно выйти только решительными политическими шагами. Отмена статьи 6 Конституции и других статей Конституции, которые к ней примыкают, — это сегодня политический акт. Не чисто юридически-организационный. Это важнейший политический акт, который именно сейчас необходим стране, а не через год, когда будет завершена работа над новым текстом Конституции. Тогда это все будет уже поздно. Нам нужно уже сейчас возродить к делу перестроечные процессы».
После смерти Сахарова группу депутатов, требовавшую отменить шестую статью Конституции, возглавил Борис Ельцин. А менее чем через два года Советский Союз прекратил свое существование.
Наследие: «Защита прав человека — это ясный путь к объединению людей в нашем смятенном мире»
Андрей Сахаров не дожил до момента, когда началась история новой России. Ему наверняка было бы что сказать по поводу происходящего и в 90-е, и в наше время. Но представим себе, что Андрей Сахаров каким-то чудесным образом дожил до наших дней и был бы в здравом уме и твердой памяти. Не исключено, что он был бы в президентском Совете по развитию гражданского общества и правам человека. Легко себе представить, как он безо всякого стеснения спорил бы не только с председателем Совета Валерием Фадеевым, но и с главой государства Владимиром Путиным.
Академик не только оставил свое интеллектуальное и идейное наследие нынешним правозащитникам, но и в целом в чем-то повлиял на развитие постсоветского общества, вышедшего из изоляции «железного занавеса» и включившегося в процессы глобализации.
Он был сторонником идеи конвергенции. Еще во времена холодной войны он писал в статье «Мир через полвека»:
«Я считаю особенно важным преодоление распада мира на антагонистические группы государств,
процесс сближения (конвергенции) социалистической и капиталистической систем, сопровождающийся демилитаризацией, укреплением международного доверия, защитой человеческих прав, закона и свободы, глубоким социальным прогрессом и демократизацией, укреплением нравственного, духовного личного начала в человеке.
Я предполагаю, что экономический строй, возникший в результате этого процесса сближения, должен представлять собой экономику смешанного типа, соединяющую в себе максимум гибкости, свободы, социальных достижений и возможностей общемирового регулирования».
То есть Сахаров был сторонником сближения «капиталистической» и «социалистической» моделей. Как считает его сподвижник Ефрем Янкелевич, Россия отчасти выполнила его программу, восприняв некоторые западные институты. «Однако, — поясняет он, — они оказались во многом неработоспособными, поскольку не были восприняты идеи и идеалы, воплощенные в этих институтах. Приводит ли „институциональное заимствование“, в конечном счете, к восприятию обществом новых общественных ценностей и идеалов? Служит ли, например, свободный рынок развитию идей свободы и права, а свободная пресса — уважению свободы слова? Это также один из вопросов XXI века, существенных не только для России, но, например, для Ирака, возможно для Китая, и для многих стран Третьего мира».
Вероятно, наблюдая за сегодняшней экономической ситуацией в России, Андрей Сахаров включился бы и в защиту социальных прав. Поскольку, опять же по словам Ефрема Янкелевича, Сахаров не был «рыночником» современного российского пошиба.
«В 1968 году в „Размышлениях…“ Сахаров заявил себя социалистом. И хотя позднее его взгляды на „страну победившего социализма“ во многом изменились и он стал противником „тоталитарного социализма“, полагаю, что он так и остался социалистом или социал-демократом. Мы точно не знаем, в чем он видел недостатки „капитализма“, который он, тем не менее, полагал „ближе к истинно человеческому обществу“ при условии проведения социальных реформ, чем „тоталитарный социализм“.
Предположу, что ему не импонировал чистый капитализм как общество, управляемое законами рынка, спросом и предложением. Или он мог полагать неразумной и расточительной экономику, в которой экономический рост и занятость достигаются искусственной стимуляцией спроса. К тому же Сахарову как человеку эгалитарных убеждений был, безусловно, ближе принцип распределения доходов Джона Роулса, согласно которому дифференциация доходов оправдана только в той степени, в которой она служит всеобщему благу. Примерно такой принцип Сахаров формулирует в „Размышлениях“. Более того, он полагал, что вопрос распределения „общественного пирога“ со временем потеряет свою остроту благодаря научно-техническому прогрессу, который обеспечит материальное изобилие», — размышляет над идейным наследием академика Ефрем Янкелевич.
Однако главным для Андрея Сахарова все же были не социальные доктрины, а права человека. Он писал: «Идеология прав человека — по-видимому, единственная, которая может сочетаться с такими различными идеологиями, как коммунистическая, социал-демократическая, религиозная, технократическая, национально-„почвенная“; она может составить также основу позиции тех людей, которые не хотят связывать себя теоретическими тонкостями и догмами, устав от изобилия идеологий, не принесших людям простого человеческого счастья. Защита прав человека — это ясный путь к объединению людей в нашем смятенном мире, путь к облегчению страданий».
Здесь он в некотором смысле предвосхитил будущее. «Мнение, что права человека не являются внутренним делом государства и их защита не есть вмешательство в его внутренние дела, существенно укрепилось в современном мире. Даже такое традиционно изоляционистское государство, как Россия, стало членом Европейской конвенции по правам человека, а его граждане тысячами обращаются в Страсбургский суд», — заключает Ефрем Янкелевич.