самолет белавиа что случилось
«Белавиа» уже вернула часть самолетов, взятых в лизинг
Гендиректор авиакомпании «Белавиа» Игорь Чергинец. Фото facebook
Авиакомпания «Белавиа» была вынуждена из-за санкций вернуть часть самолетов, взятых в лизинг, сообщает Office Life. Но взамен уже купила другие. Об этом рассказал гендиректор «Белавиа» Игорь Чергинец в интервью украинскому писателю и журналисту Всеволоду Непогодину.
«Да, была попытка отобрать у нас все лизинговые самолеты. Их у нас на начало года было 18. И мы, соблюдая контракты, уже вернули часть их лизинговым компаниям, раз они так захотели», – рассказал гендиректор «Белавиа».
Однако, количество возвращенных самолетов Чергинец не уточнил. Но сообщил, что авиакомпания уже купила новые самолеты и планирует приобрести еще, чтобы чувствовать себя независимой.
По словам Чергинца, «Белавиа» планирует переориентироваться на лизинг компаний не из стран ЕС.
Кроме того, Игорь Чергинец прокомментировал авиационные санкции со стороны Украины. По его словам, «Белавиа» была на 2−4-м местах по числу полетов над территорией этой страны и после прекращения трафика Украины теряет большие деньги. Это упущенная выгода аэропортов, кейтернига, части туристического сектора и наземной диспетчерской службы.
Заявления о том, что «Белавиа» перевозила мигрантов, Чергинец назвал фейком. Он пояснил, что были предложения о чартерах из Ирака и других стран этого региона, но перевозчик не согласился. Это делали другие компании. Более того, группы мигрантов летали даже на регулярных рейсах.
Напомним, 15 ноября ирландский министр иностранных дел Саймон Ковени заявил, что ЕС разорвет контракты на лизинг самолетов, заключенные с белорусской государственной авиакомпанией «Белавиа» из-за нового пакета санкций. Ковени отметил, что белорусский авиаперевозчик взял в лизинг 17 самолетов через ирландские компании. Если «Белавиа» откажется возвращать самолеты, то отвечать ей придется в суде, пригрозил министр.
Летевший в Мюнхен самолет «Белавиа» развернули над Польшей и посадили в Гродно. С борта сняли шесть человек
Официальной информации о том, что стало причиной изменения маршрута рейса B2 899 авиакомпании «Белавиа», вылетевшего вчера из Минска в Мюнхен, пока нет. Известно, что сначала самолет задержался в Национальном аэропорту, а затем, уже выполняя перелет, развернулся над Польшей и взял обратный курс.
Что случилось
Задержка рейса
О задержке рейса написали пассажиры в соцсетях. По словам пользователя Twitter с ником @john_b_doe, рейс в Мюнхен задержался в итоге на 6 часов.
На сайте Национального аэропорта указано, что рейс B2899 в Мюнхен должен был отправиться в 12:30.
Вылетев с опозданием из Минска, самолет взял запланированный курс, однако спустя некоторое время в полете развернулся и приземлился в аэропорту города Гродно.
Озвучивается версия, что в Гродно с самолета были сняты 6 человек — две семьи. После чего самолет дозаправили, и он снова вылетел в Мюнхен.
В «Белавиа» корреспонденту Onliner не прокомментировали ситуацию.
Думали, что летят в Мюнхен, а им объявили: «Гродно»
Подробнее о случившемся Onliner рассказал наш читатель Дмитрий. Вчера он летел тем самым рейсом «Белавиа» B2 899 Минск — Мюнхен.
— Вылет задержали на 3 часа из-за поиска технической неисправности в системе водоснабжения самолета.
Из-за дальнейших событий возникают сомнения, что неисправность вообще была.
Надо отметить, что через два часа, как и следует по законодательству, «Белавиа» предоставила пассажирам бесплатную воду, — рассказал он.
В конце концов самолет вылетел из аэропорта и через два часа начал снижение. По времени все совпадало, пассажиры считали, что приземляются в Мюнхене.
— Можете представить себе наше удивление, когда капитан объявил, что через пятнадцать минут мы садимся в Гродно. Мол, возникли технические проблемы и надо дообследовать самолет. Самолет развернули после того, как он преодолел две трети пути, буквально на границе с Чехией.
Кого ссадили с рейса?
Дмитрий рассказал корреспонденту Onliner, что в самолет, когда он приземлился в Гродно, вошли люди в зеленой форме — скорее всего, пограничники.
— Они вызвали несколько пассажиров (шестерых: двое из одной семьи, четверо — из другой, если не ошибаюсь), вывели их с вещами на улицу. Обыскали места, где те сидели. Через какое-то время всех остальных пассажиров с вещами вывели в автобус. Самолет заправили, в это же время весь салон тщательно обыскали. И после этого мы уже вылетели в Мюнхен (кроме тех пассажиров, которых сняли с рейса).
Наш читатель не знает, что могло стать причиной того, что самолет вернули в Беларусь, а шесть человек сняли с рейса.
— Пассажиров, которым предстояло выйти, называли по фамилии. Вероятно, это были муж с женой и их родители постарше. Вроде бы выводили еще четырех людей, но их потом вернули (возможно, они были с маленькими детьми, но я не уверен). Выглядели они необрадованными, что естественно, но и в истерике не бились. Двое были с одной фамилией, четверо с другой. Все названные люди перед рейсом сидели вместе большой компанией, по-моему, выпили даже по бокалу шампанского. Но пьяными они не были, — отметил собеседник.
Куда увели пассажиров?
После того как пассажиров вывели из самолета, они долго стояли метрах в 50 от самолета, находясь под присмотром.
— При этом вроде бы их не допрашивали, никаких действий не совершали. С ними стоял кто-то в светоотражающем жилете, скорее всего, это был сотрудник аэропорта. Потом все ушли в здание аэропорта. Через иллюминатор в темноте было мало видно.
Что происходило в это время в самолете?
В салоне оставались два человека в синих фуражках.
— Они сразу же обыскали места снятых пассажиров, заглянули под сиденья. Одна из снятых с рейса возвращалась с сопровождающим к своему месту, зачем, не знаю — или что-то показывала, или проверяла, чтобы ничего не забыла, — рассказал Дмитрий.
Остальным пассажирам в Гродно практически ничего по существу не объяснили.
— Стюардесса, как мне показалось, была совершенно не в курсе, из-за чего все случилось. Кстати, к тому моменту, как нас выпустили из Гродно, рабочий день экипажа должен был закончиться час назад. А ведь им еще в этот вечер предстояло лететь из Мюнхена обратно в Минск.
Через иллюминатор наш читатель не видел, обыскивали ли багаж. Но он сообщил, что сумки снятых с рейса пассажиров из самолета забрали.
— Что еще делали с самолетом, пока мы сидели в автобусе, было видно плохо из-за темноты и запотевших окон, — добавил собеседник.
Сколько составило опоздание?
— Итого рейс опоздал на 7 часов. Насколько я понимаю, вмешательство госорганов расценивается как форс-мажорное обстоятельство и никакой компенсации пассажирам из-за опоздания не предусмотрено. Причем ни нашего рейса (нам оно и так не полагается, раз мы из Беларуси летели), ни обратного рейса B2 900 из Мюнхена (который уже регулируется европейским законодательством) — он, естественно, тоже задержался, — добавил Дмитрий.
Госпогранкомитет тоже пока никак не комментирует эту ситуацию.
Знакомы с ситуацией? Пишите нам: pv@onliner.by.
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей в одном месте
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самолет «Белавиа» не долетел до Барселоны и кружил над Беларусью. Что происходит? Комментарий «Белавиа»
Самолет «Белавиа», вылетевший сегодня из Минска в Барселону, не смог покинуть воздушное пространство Беларуси. По данным сервиса Flightradar, он кружил в районе Бреста, затем начал двигаться в сторону Минска и в итоге приземлился в аэропорту вылета. В Польше подтвердили, что не пропустили белорусский борт. Мы обратились в пресс-службу «Белавиа», чтобы узнать, что произошло.
Добавлено: комментарий «Белавиа»
«Сегодня авиакомпания должна была выполнить регулярный рейс В2869 по маршруту Минск — Барселона — Минск. На борту воздушного судна Embraer 195 находились 54 пассажира. У „Белавиа“ были все разрешения на выполнение данного полета. Воздушное судно вылетело из аэропорта по расписанию.
Однако, как выяснилось чуть позже, за три минуты до взлета авиационные власти Франции в ручном режиме деактивировали план полета данного рейса без уведомления авиакомпании. При наборе высоты командиру была передана эта информация через Управление воздушного движения Польши. Попытки изменить маршрут в воздухе с Управлением воздушным движением Марселя к положительному результату не привели. Более того, французский диспетчер сослался на устное распоряжение премьер-министра Франции.
Хотелось бы отметить, что запрет на выполнение рейсов Минск — Париж, полученный ранее от авиационных властей Франции, первоначально не включал запрет на пролет воздушного пространства Франции. Обновленный запрет „Белавиа“ получила сегодня только в 15:16. До этого времени борт ждал в воздухе около двух часов, после чего вернулся в Минск.
Повторная попытка согласования маршрута с Управлением воздушного движения Марселя также оказалась неудачной, в том числе касательно полетов по маршрутам, проходящим над нейтральными водами, что противоречит нормам Чикагской конвенции и Конвенции ООН по морскому праву.
Мы сожалеем о доставленных пассажирам неудобствах и приносим свои извинения».
Что случилось?
Самолет «Белавиа» вылетел сегодня из Минска в Барселону, однако не смог зайти в воздушное пространство Польши, через которую пролегал маршрут. Судя по данным Flightradar, самолет двигался по спирали над Пружанами и Березой. Сначала он летел в сторону Минска, затем снова в сторону границы с Польшей.
«Пока информация уточняется, комментарий будет позже», — сказали в пресс-службе «Белавиа».
В то же время, например, рейс в Варшаву пересек границу и продолжил полет над территорией Польши.
Комментарий польской стороны
«РИА Новости» сообщает, что польское агентство гражданской авиации не допустило самолет «Белавиа», летевший в Барселону, в воздушное пространство страны.
«Самолет „Белавиа“ действительно не был допущен в воздушное пространство Польши. Европейское агентство авиационной безопасности рекомендовало не допускать белорусские самолеты в воздушное пространство Евросоюза, а Польша является пограничной страной с Беларусью», — сообщили в Польском агентстве гражданской авиации.
Позже «РИА Новости» добавило информацию, что самолет «Белавиа» не вошел в воздушное пространство Польши из-за запрета Франции на полет над своей территорией.
«Наши службы передали экипажу этого самолета информацию о том, что французские службы заблокировали влет в свое воздушное пространство всех белорусских самолетов», — рассказал пресс-секретарь Польского агентства воздушного движения Павел Лукашевич.
Самолет вернулся в Минск
По данным на 15:24, траектория полета самолета выглядела так.
Судя по обновлениям сервиса, самолет возвращается в Национальный аэропорт Минск.
В справочной службе аэропорта сообщили Onliner, что самолет приземлился в минском аэропорту в 15:45.
Пассажиры рейса сообщили Onliner, что находятся в аэропорту. У них пока нет информации, рейс отменен или полет состоится, но будет выбран маршрут с облетом территории Франции.
На табло ближайших вылетов в аэропорту рейса в Барселону нет.
В справочной службе «Белавиа» уточнили Onliner, что рейсу в Барселону присвоен статус «отменен», он не состоится.
Тем временем пассажиры отмененного рейса начинают покидать аэропорт.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Чем грозит Белоруссии авиабойкот из-за скандала с Ryanair
Страны Европейского союза запретят белорусским авиакомпаниям использовать воздушное пространство европейских стран, заявил глава Евросовета Шарль Мишель по итогам саммита (прошел вечером 24 мая), на котором обсуждался инцидент с посадкой самолета Ryanair в Минске. Накануне, 23 мая, судно авиакомпании, совершавшее рейс из Афин в Вильнюс, было вынуждено изменить курс и совершить посадку в Белоруссии из-за сообщения о бомбе на борту. Информация об этой угрозе не подтвердилась, но посадка самолета обернулась задержанием одного из его пассажиров — сооснователя признанного в Белоруссии экстремистским Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича.
«Саммит поручает Совету ЕС принять необходимые меры для запрета белорусским перевозчикам полетов в воздушном пространстве Евросоюза и закрыть доступ в аэропорты [государств] ЕС для рейсов, которые осуществляются такими авиакомпаниями», — говорится в итоговом заявлении. Это решение пока не вступает в силу, оно должно быть согласовано и утверждено в Совете ЕС на уровне министров.
Одним из первых, на инцидент в Минске отреагировало правительство Литвы — оно уже запретило местным аэропортам принимать и отправлять рейсы, маршруты которых проходят над территорией Белоруссии. Крупнейшей белорусской государственной авиакомпании «Белавиа» пришлось приостановить полеты в эту страну. Авиакомпания airBaltic, крупнейший по числу пассажиров перевозчик в странах Балтии, отказалась как от рейсов в Минск, так и от полетов через Белоруссию. О решении временно приостановить полеты над территорией Белоруссии также сообщили в голландской авиакомпании KLM.
К запрету присоединились политики США и Великобритании. Украина также рассмотрит вопрос приостановки авиасообщения с Белоруссией, заявил ее президент Владимир Зеленский.
РБК разбирался, какие последствия ждут белорусские предприятия, если обсуждаемые запреты станут реальностью.
Сколько Белоруссия зарабатывает на авиатранзите
Из-за прекращения полетов в воздушном пространстве Белоруссии пострадает национальный провайдер аэронавигационных услуг — госпредприятие «Белаэронавигация». До пандемии его диспетчеры обслуживали около 300 тыс. полетов в год. Последние годы этот показатель рос из-за желания авиакомпаний облетать восток Украины после трагедии с самолетом Malaysia Airlines, который был сбит ракетой из системы ПВО «Бук М1» в небе над Донецкой областью 17 июля 2014 года.
«В 2019 году мы обслужили за год 325 тыс. воздушных судов. Плотность движения была довольно высокой, но из-за пандемии она упала в наиболее критичные месяцы примерно на 80%», — говорил 15 мая гендиректор «Белаэронавигации» Леонид Чуро. Минский центр управления воздушным движением обслуживает 980 компаний из 100 стран мира. 83% — это транзитный поток, 17% — с посадками в Белоруссии, сообщало издание «Минск Новости». Больше всех используют воздушное пространство республики компании России — около 30%.
Как устроен бизнес «Белавиа»
Последние годы гражданская авиация Белоруссии ориентируется на развитие и обслуживание международных направлений, так как из-за небольших размеров страны в ней практически нет внутренних рейсов. «Белавиа», чей парк состоит из 31 самолета, включая самые современные Boeing 737 MAX и Embraer E195-E2, реализует модель транзитного перевозчика уже несколько лет. Толчком для этого стало закрытие прямого авиасообщения между Россией и Украиной в конце 2015 года. Если в 2015 году доля трансферных пассажиров на регулярных рейсах «Белавиа» составляла 34%, то по итогам 2017 года — уже 49%. Его основная часть (83,3%) приходилась как раз на рейсы между Россией и Украиной, следует из отчетности «Белавиа».
Воздушный транспорт Белоруссии в целом и «Белавиа» в частности в последние годы, до пандемии COVID-19, находился на подъеме, отмечает Ланецкий. В 2020 году и сейчас рейсы «Белавиа» порой остаются единственной возможностью для путешествия жителей Европы между странами. Несмотря на коронавирусные ограничения, авиакомпания не останавливала полностью полеты, отмечает эксперт. Но из-за пандемии «Белавиа» закончила прошлый год с чистым убытком в размере 92 млн белорусских рублей (около 2,7 млрд руб.) против прибыли по итогам 2019 года в размере 68 млн белорусских рублей (2 млрд руб.).
Пандемия также сделала аэропорт Минска одним из крупнейших хабов в Восточной Европе. Самыми популярными направлениями у пассажиров аэропорта были Киев, Стамбул, Амстердам, Париж и Варшава. По данным Friendly Avia Support, «Белавиа» до пандемии выполняла в минском аэропорту большинство рейсов — свыше 70% (сейчас даже больше). На российские авиакомпании приходилось около 20% рейсов, примерно 10% рейсов выполняли европейские авиакомпании. Поэтому уход европейских компаний не станет большой потерей для Минска, как сокращение полетов «Белавиа», рассуждает Ланецкий.
Хаб для россиян
Многие российские туристы стали использовать Белоруссию в качестве транзитного хаба после запрета полетов в Грузию, Украину, Египет, а недавно и в Турцию. Сразу после введения ограничений на полеты на турецкие курорты в апреле 2021 года из-за роста числа случаев заболевания коронавирусом резко вырос интерес к полетам в Турцию из Белоруссии, отмечает представитель сервиса поиска билетов Aviasales Янис Дзенис: пользователи начали искать для себя альтернативные маршруты. Билеты из Минска в Стамбул стоят от 14 тыс. руб., никаких ограничений для россиян нет, главное — добраться до аэропорта Минска, указывает он.
Белоруссия входит в топ-10 популярных направлений на Ozon.Travel в январе—апреле 2021 года, добавляет гендиректор сервиса Михаил Осин. В 70% бронирований Минск является конечной точкой назначения. Что касается пересадок в республике, то чаще всего дальнейший маршрут россиян подразумевает перелеты на Украину (16% от всех бронирований с пересадкой в 2021 году). Также с пересадкой в Минске выбирают путешествия в Грузию и Казахстан — 8 и 3% соответственно.
У российских туроператоров нет программ на выездном направлении, в которых задействована перевозка на курорты через Минск, этим хабом пользуются для поездок за рубеж только самостоятельные туристы, говорит исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.
Есть ли у инцидента с Ryanair судебные перспективы
Сразу после инцидента с вынужденной посадкой самолета Ryanair, летевшего по маршруту Афины — Вильнюс, Международная организация гражданской авиации (ICAO) заявила, что «серьезно обеспокоена» ситуацией, которая может противоречить Чикагской конвенции. Этот договор, который Белоруссия подписала в 1993 году, устанавливает основные принципы работы международной авиации, включая правила пролета над территорией стран-участниц.
Теоретически Ирландия, где зарегистрирована Ryanair, или Литва, куда летел лайнер, могут обратиться в Международный суд ООН в Гааге, но тот в лучшем случае просто установит факт нарушения Чикагской конвенции, считает управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. По его мнению, у пассажиров этого самолета нет оснований требования какой-либо компенсации от Белоруссии. Чикагская конвенция исходит из добросовестности государств-участников, а основным принципом современного воздушного права является безопасность международной гражданской авиации. «Поэтому требовать компенсации формально не за что: пока не доказано иное, Белоруссия заботилась о жизнях пассажиров рейса Ryanair», — объясняет юрист.
На практике никак не доказать, что ситуация с вынужденной посадкой в Минске была сконструирована для достижения политических целей — для задержания журналиста оппозиционного издания Романа Протасевича, добавляет директор Института воздушного и космического права AEROHELP, эксперт в области воздушного права Олег Аксаментов. Одного сообщения о заминированном воздушном судне достаточно, чтобы обеспечить безопасную внеплановую посадку самолета в аэропорту, указывает он.
Пассажиры рейса могут предъявить требования компенсации за задержку самой авиакомпании, замечает Аксаментов. По 261-му регламенту ЕС компенсация выдается в случае отмены рейса или длительной задержки, тем более рейс был из Афин в Вильнюс, а обе страны — члены Евросоюза. Но, по его мнению, Ryanair, скорее всего, не будет ничего выплачивать. Пассажирам надо будет идти в суд, где компания легко докажет, что задержка произошла не по ее вине.
Снова инцидент с самолетом «Белавиа». На этот раз повредилось левое крыло
Сегодня ночью самолет «Белавиа» из Минска в Хургаду должен был вылететь после 2 часов, но в итоге пассажиры отправились в Египет только к 7 утра. В пресс-службе авиакомпании прокомментировали, что была повреждена законцовка (винглет) левого полукрыла.
— Рейс «Белавиа» В28213 должен был вылететь 27 июля в 2:25, но самолет ударили об тунель выхода. Предварительный вылет назначили на 6:30. Ночлег и питание на данный момент не предоставили, — сообщил этой ночью читатель Onliner.
В пресс-службе «Белавиа» журналисту рассказали, что сегодня во время буксировки самолета Boeing 737-800 для выполнения рейса В2-8213 из Минска в Хургаду была повреждена законцовка (винглет) левого полукрыла самолета — это произошло после столкновения с телетрапом. В связи с этим отправление рейса в Хургаду было вынужденно задержано.
— Пассажиры были размещены в зоне ожидания Национального аэропорта Минск, им были предоставлены напитки и питание в соответствии со стандартами обслуживания авиакомпании. Рейс В2-8213 вылетел из Минска в Хургаду на резервном воздушном судне в 6:52, — рассказали в авиакомпании.
Для установления точных причин инцидента, в том числе оценки действий водителя буксировщика, будет создана специальная комиссия.
— Авиакомпания «Белавиа» приносит извинения пассажирам за вынужденную задержку и заверяет, что для обеспечения доставки пассажиров к месту назначения в максимально короткий срок авиакомпанией предприняты все возможные усилия, — отметили в «Белавиа».
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро