сарты что за народ
Кто такие сарты? История исчезнувшего народа Средней Азии
История исчезнувшего народа
В Российской дореволюционной литературе можно часто встретить информацию о существовании в Средней Азии (до революции Туркестанский край) такого народа, как сарты. Однако сейчас ни в одном из государств этого региона (Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Киргизия, Казахстан) вы не услышите о «сартах». Кем же они были? И куда делись?
Большую роль в изучении сартов сыграл выпускник Казанской духовной академии, Николай Петрович Остроумов (1846-1930), в последующем известный русский ученый-ориенталист, этнограф и историк. В 1877 году он был назначен в Ташкент на должность инспектора народных училищ Туркестанского края, с 1879 года исполнял обязанности директора Туркестанской учительской семинарии, а с 1883 года был директором Ташкентской мужской гимназии.
Изучая сартов, Остроумов пришел к мысли о том, что «сарты» — это древнее название, которое применялось к оседлым жителям Средней Азии, чтобы отличать их от кочевников. В этнографическом плане сарты были очень похожи на таджиков, но они в отличие от таджиков говорили не на персидском языке, а на тюркском. В плане внешности они имели переходный тип между таджиками и тюрками-кочевниками.
Ильминский сформулировал точку зрения, согласно которой формирование широкой исламско-татарской общности представляет серьезное препятствие на пути интеграции или даже ассимиляции нерусского населения Поволжья. Для противодействия формированию исламско-татарской общности предлагалась поддержка разного рода локальных идентичностей, акцентирование их нетюркских и неисламских элементов.
Поэтому в словарях, этнографических изданиях, исследованиях и в официальной документации Российской империи повсеместно встречается понятие «сарт». Но у этого подхода были и свои противники. Среди них можно отметить исследователя казахского происхождения, Сералы Лапина (1869-1919), который работал переводчиком при военном губернаторе Самаркандской области.
В частности, Лапин утверждал, что слово «сарт» никогда не употреблялось туземцами в значении особой народности. По его мнению, говорящее на тюркском языке узбекско-таджикское смешанное население, не присваивало себе особого названия, и называет себя сартами, лишь чтобы отличать себя от таджиков и узбеков.
Лапин отмечал, что в народном языке «сартами» называют все оседлое население, включая таджиков и «узбеко-таджикскую помесь». Он доказывал, что слово «сарт» используется неправильно и его необходимо убрать из этнографического словаря. Потому что нет особой народности сарт и нет особого сартского языка.
Сарты как отдельная группа населения Средней Азии учитывались вплоть до гибели Российской империи в 1917 году. Однако проблема сартов российскими учеными и чиновниками так и не была окончательно решена. Согласно статистике к началу 20 века сарты составляли 2/3 всего оседлого населения Туркестанского края. Всего по результатам первой всеобщей переписи населения Российской империи в 1897 году насчитывалось 968 655 сартов (после казахов, татар и башкир, среди тюркских народов на 4-м месте).
В советское время (после 1924 года) этнографы перестали выделять сартов как обособленный этнос. Сарты своей основной массой влились в узбекский этнос, и сейчас являются его неотъемлемой частью.
Куда исчезли сарты? История
В современных условиях народы Центральной Азии должны искать сходства, а не различие. Исследование вопроса «Куда исчезли сарты?» может служит упрочению дружбы между народами, убежден автор статьи писатель Адаш ИСТАД.
О сартах, как народности я впервые услышал в начале 70-х годов на чайхане Навои, который находился на площади Регистан в Самарканде. Тут постоянно играли в шахматы. Двое незнакомых мне мужчин играли, а я наблюдал. Они разговаривали между собой на узбекском языке. Когда один из них после очередного хода соперника произнес слово «хош» и продвинул пешку его напарник сказал: «Оттого, что сказали «хош», вы из сартов!». Слово «хош» (хуш) таджикское и означает «хорошо». Соперник наверное был из узбеков, знающих свою родословную и намекнул противнику своему, что он узбек, а он сарт.
Сколько было сартов в одной только Самаркандской области?
Обратимся сначала к статистике.
В Самаркандскую область по переписи 1897 г. входило 4 уезда с 6-ю городами (Самарканд, Пенджикент, Джизак, Катта-курган, Ходжент и Ура-тюбе) из которых Пенджикент и Ура-тюбе без уездьные. Населения Самаркандского уезда (куда входил г. Пенджикент): 342 тыс. 197 чел.
г. Самарканд-55 тыс. 128 чел. г. Пенджикент-3658 чел. В Ходжентском уезде проживало 185 тыс. 135 чел. включая Ура-тюбе, а в Ура-тюбе-20621чел.
Всего по Самаркандской области проживало 860.021 чел.
На таджикском языке по области говорили 124 тыс. 316 мужчин и 106 тыс. 068 женщин, а в городе Самарканде 19821 мужчин и 17024 женщин. На персидском языке в городе говорили 506 мужчин и360 женщин. На узбекском языке по области говорили 278 тыс. 806 мужчин и 228 тыс. 781 женщин.
А в городе Самарканде узбекский язык считали родным 3 тыс. 185 мужчин и 2 тыс. 321 женщин. В статистической таблице есть и сартский язык.
Их количество по области 9 тыс. 800 мужчин и 8 тыс. 273 женщин, а в городе Самарканде 262 мужчин и 25 женщин.
В Джизакском уезде количество сартов составило 9 тыс. 19 мужчин и 7 тыс. 906 женщин.
В уезде без городов количество сартов 1167 и 1057 соответственно. В Ходжентском уезде 142 и 173, а в г. Ура-тюбе всего 3 человека. В процентном соотношении к общему числу населения Самаркандской области преобладающие языки составляют:
по области | в городах | в уездах без городов | |
---|---|---|---|
Узбекский | 59,02% | 2,14% | 56,88% |
Таджикский | 26,72% | 9,95% | 16,77% |
Киргиз-кайсокский | 7,34% | 0,02% | 7,32% |
Тюркский | 2,33% | 0,00% | 2,33% |
Сартский | 2,10% | 1,83% | 0,27% |
Русский | 1,63% | 1,23% | 0,40% |
В справочниках указывали, что для практической деятельности европейца в Самаркандской области очень важно знания одного из ведущих четырёх языков, главным же образом сартского, как ассимилирующего все языки этой группы, за исключением русского. В этой переписи ягнобцы ошибочно названы матчинцами, а их общее название — галча, что в переводе с согдийского означает горец. А об их языке ничего нет, так как наверное туда не могли добраться.
Среди городского населения наиболее грамотными были жители г. Самарканда, среди которых грамотных мужчин было 23,06%. Наименее грамотны были жители городов Пенджикент и Джизака.
У сартов к общему числу грамотных было 5,9% мужчин и 0,9% женщин, у таджиков 7,3% и 0,7%, у персов 5,6% и 0,0%, у узбеков 2,4% и 0,1%. А у татар 30,1% и 11,4%.
Грамотностью считали умет писать и читать на родном языке. В таблице грамотности Самаркандской области после малороссов (54,5% мужчин) великороссов (42,9% мужчин) таджики с 7,3 процентами грамотных мужчин заняли третье место.
Сарты с 5,9 и 0,9 процентами на четвёртом месте. Тюрки с 2,4 и 0,1 процентами на пятом. Узбеки с 2,3 и 0,1 процентами на шестом, а киргизы с 1,7 и 0,4 процентами заняли седьмое место.
В 1904 году русско-туземных школ в городах было 7 и в селениях тоже 7. Одна школа на 72 тысяч человек!
Царское правительство в течении почти сорока лет господства на регионе не открывая русско-туземных школ не давал возможности развиваться национальному самосознанию народов Средней Азии. Появление сартов тому доказательства.
Академик В. В. Бартольд в статье «Сарт» написанный для «Энциклопедии ислама» пишет, что сарт первоначально древнетюркское слово означавшее «купец»; в этом значении оно употребляется в Кутадгу билик и у Махмуда Кашгарского. А корни этого слова в санскритском «Сартховаха» — купец, водитель каравана. Когда ирано-язычные народы в Центральной Азии захватили в свою руку торговлю с кочевыми народами, слово сарт стало употребляться тюрками и монголами как названия народа, в той же значении, что и таджик (тоджик). Когда правитель карлуков Арслан-хан подчинился монголам, они его назвали «Сартактай» т.е. таджик. Монголы тюрков принадлежавших к персидско-мусульманскому типу культуры называли «Сартактайем», даже у них есть легенды о богатыре Сартактая-строителе чудных каналов, мостов и плотин. Бабур, если говорит о населении Андижана употребляет слово «тюрк», если о Маргинане, то «сарт». По мнению исследователя А. Самойловича Бабур отмечает сартов от таджиков когда говорит, что население города Кабула и несколько селений состоит из сартов, когда в других селениях и вилаятах живут другие народы, в том числе таджики. Алишером Навои сопоставляется сартский язык с тюркским. Абулгази в «Родословная тюрок» говорит об узбеках и сартах в Хиве и Ургенче. Бартольд подчеркивает, что это разделение сохранилось до сих пор. В Бухаре под сартом подразумевалось земледельцы и городское население.
В Коканде правительственное постановление начиналось словами «Сартов и казахов ставим в известность, что». Здесь под словом сарт подразумевали все оседлое население. В официальном языке слово сарт означал тюркизированное оседлое население в противоположность таджикам, которые свой язык сохранили. Согласно исследованием Радлова сартами называется «сейчас говорящее по-тюркский городское население Средней Азии, в противоположность крестьянам-узбекам». Не было попыток установить диалектальное различие между сартами и узбеками. Бартольд правильно подчеркнул, что оседлый житель Средней Азии чувствует себя в первую очередь мусульманином, определенного города или деревни, мысль о принадлежности к определенному народу не имеет для него никакого значения. Лишь в новейшее время под влиянием европейской культуры (через посредство России) возникло стремление к национальному единству. Действительно так. Если до недавнего времени спрашивали белобородого самаркандского старика какое у него национальность, он отвечал: — Слава Аллаху, мусульманин.
Далее Бартольд пишет: «Слово сарт, которое кочевники употребляли с нескрываемым презрением по отношению к оседлому населению и которое народная этимология объясняла как сарык ит (желтая собака), ныне изгнано из употребления, сейчас признается только узбекская национальность в противоположность казахской, туркменской и таджикской национальностям» (В. В. Бартольд, Сочинения, т.2. часть 2. стр.529).
Лидер среднеазиатских просветителей Махмудходжа Бехбуди в журнале «Оина» (Зеркало) в 1915 году в номерах 22, 23, 25 и 26 вёл дискуссию на тему «Непонятное слово сарт». Потом он написал ещё одну статью под названием «Слово сарт остался непонятным». Это заглавие говорит о том, что без глубокого этнографического научного анализа спор зашёл в тупик. Новая советская власть не признавал такое явление как сарт. Так как между таджиками и узбеками этнографические различия почти стерлись, и остался один языковой барьер, то по своему языку бывшие узбекоязычные сарты определили свою национальность. Они растворились в узбекскую нацию.
Только–ли узбеко-таджикское явление сартизация? Думаю, что нет. На окраине Самарканда живут туркмены. Их школа на родном языке закрылась в советское время. Они давно перешли на узбекский язык. В годы независимости авторитет и влияние узбекского языка возрос во много раз. Таджики и представители других народностей все больше и больше дают детей в школы с узбекским языком обучения. Но эти интернациональные по сути явления остались в стороне от этнографической науки. Не входит–ли изучение этой проблемы в сфере деятельности ЮНЕСКО?
Сарты
Содержание
Антропология сартов
Сарты — среднего роста (мужчины в среднем — 1,69, у женщины — 1,51 м); дородность легко переходит у них в тучность. Цвет кожи смуглый, волосы черные, глаза темно-коричневые, борода небольшая. По головному указателю (85,39), равно как и по черепному они — настоящие брахицефалы. Череп у сартов мал, лоб средний, брови дугообразные и густые, глаза редко расположены не на прямой линии; нос прямой, иногда выгнутый. Лицо вообще овальное. Иногда слегка выдающиеся скулы, расположенные под небольшим углом глаза и большое междуорбитное расстояние ясно указывают на присутствие «алтайской» крови, но вообще «иранская» кровь берёт верх. [3]
Язык сартов
В начале ХХ века Н. Ф. Ситняковский писал, что язык сартов Ферганы «чисто» узбекский (узбек-тили) [7]
Численность
Области Российской империи 1897 г., | сарты /чел. | узбеки/чел. | кипчаки/чел. | кашгарцы/чел. |
---|---|---|---|---|
Ферганская область | 788 989 | 153 780 | 7 584 | 14 915 |
Сырдарьинская область | 144 275 | 64 235 | — | — |
Самаркандская область | 18 073 | 507 587 | — | 16 993 |
Семиреченская область | 14 895 | — | — | — |
Закаспийская область | 778 | 470 | — | — |
Семипалатинская область | 495 | — | — | — |
Акмолинская область | 368 | 313 | — | — |
Тургайская область | 130 | — | — | — |
Стоит отметить, что В. И. Бушков и Л. С. Толстова считают, что перепись в среднеазиатских владениях не точна и содержит ряд существенных недостатков. По их мнению, среди языков региона наряду с узбекским выделяется язык «сартский», что неверно и не соответствовало действительности. [10] В. И. Бушков и Л. С. Толстова предполагают, что сартами при переписи 1897 назывались: 1) узбеки без родовых делений — потомки узбеков, потерявшие свои родоплеменное название и родоплеменную структуру и сильно смешенные с древним ираноязычным автохтонным населением; 2) некоторые группы городских таджиков. Также они указывают, что под узбеками в переписи понимались узбеки с родоплеменным делением и в значительной мере полукочевые по образу своей жизни. [10]
Сарты в настоящее время
Слово сарт в отношении нынешних узбеков и таджиков чаще всего используют их соседи каракалпаки, киргизы и казахи.
В настоящее время сарт в обиходной речи стало словом нарицательным, может применяться и как оскорбительное обращение, и как гордое самоназвание. [источник не указан 286 дней]
В дореволюционный период Российской империи сарты выделялись как обособленный этнос и при переписи населения учитывались отдельно от других этносов Средней Азии, в том числе и узбеков.
Лидер среднеазиатских просветителей Махмудходжа Бехбуди в журнале «Оина» (Зеркало) в 1915 году (в №№ 22, 23, 25 и 26) вёл дискуссию на тему «Непонятное слово сарт». Потом он написал ещё одну статью под названием «Слово сарт остался непонятным». Для Бехбуди вопросы происхождения этнонима сарт были тупиковыми без глубокого этнографического научного анализа. Позже возникшая новая советская власть не признавала такое явление, как сарты, так как к тому времени между таджиками и узбеками этнографические различия почти стерлись, и оставался один языковой барьер. По своему языку тюркоязычные сарты были определены под «узбекской национальностью». Считается, что в настоящее время они полностью ассимилированы узбеками.
Акад. В. В. Бартольд пишет: «Слово сарт, которое кочевники употребляли с нескрываемым презрением по отношению к оседлому населению и которое народная этимология объясняла как «сарык ит» (желтая собака), ныне изгнано из употребления, сейчас признается только узбекская национальность в противоположность казахской, туркменской и таджикской национальностям» (В. В. Бартольд, Сочинения, т.2. часть 2. стр.529).
По мнению этнолога, доктора исторических наук Н. Э. Масанова, название сарт использовалось в разных контекстах, например, если «ваши родители казахи, но вы живете в городе Испиджабе, вы — сарт». [14]
Сарт не есть особое племя, как то пытались многие доказать. Сартом называется безразлично и узбек и таджик, живущие в городе и занимающиеся торговлей. Это род мещанства, сословие, но не племя
названия рода жизни, занятий, в переводе оно значит человек, занимающейся торговлею, горожанин, мещанин
На территории Бухарского эмирата, то есть в Бухарской, Самаркандской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской областей и южном Таджикистане название сарт для обозначения населения в XVIII — начале XX века не использовалось. [17]
Очень любопытным отзвуком старого обозначения слова «сарт» является, возможно, то обстоятельство, что население верховьев реки Пяндж, то есть шугнанцы, рушанцы, ваханцы и др., до сих пор еще между собою, говоря о населении равнин Туркестана, обозначают словом «сарт» как равнинных таджиков, так и сортов, то есть таджиков отуреченных. Живущих же рядом с ними узбеков верхне-пянджцы отделяют и называют юзбак, то есть «узбек». [18]
В советской историографии сарты как обособленный этнос не выделяется.
Сарты что за народ
13568
Сарты, узбеки и единый народ Казахстана
Одним из ярких проявлений этнического развития Казахстана можно назвать общество узбеков, проживающих в Южном Казахстане. В эпоху формирования Казахского ханства оседлые сообщества, вошедшие в его состав, были известны как «сарты» («торговцы»). А с начала ХХ века им было навязано новое название. Они стали узбеками.
По расчетам российского востоковеда-тюрколога, этнографа, археолога В.В. Радлова, в середине ХІХ века «численность тюркоязычных сартов в Сырдарьинской области (Туркестан, Шымкент, Аулие-Ата, Ташкент, Ходжент, Жизак) составляла порядка 160 000 человек. Кроме них в области проживали 40 000 таджиков, 20 000 кураминцев, а узбеки составляли 80 000 человек».
После завоевания Россией Средней Азии в конце ХІХ века была поднята проблема подготовки переводчиков с сартовского языка для местных органов управления. Этот вопрос породил споры о сартах, которые не утихают по сей день. После установления Советской власти возможности исследования присырдарьинских древних оседлых обществ, написания трудов о них были ограничены. Во-первых, сартовские общины, проживающие на берегах Сырдарьи, большевики стали называть узбеками. К узбекам были причислены сартовские общины Туркестано-Ташкентского региона, всего Сырдарьинского побережья, а также кипчаки Коканда и другие этносы. Выявляя политические подоплеки этого противоречия, известный антрополог Д. Шоберлайн-Энгел, давший прогноз этнического развития узбекского государства в будущем, в 1995 году писал: «После создания Узбекистана термин «сарт» вообще перестал употребляться. Все сарты, говорившие на тюркском языке, должны были считаться узбеками». Он не скрывал своего удивления по поводу того, что сарты численностью 1 миллион 700 тысяч человек, занимавшие большое место на этнической карте Центральной Азии, в одночасье исчезли с исторической арены.
Статей об узбеках Казахстана написано немного. Поэтому в целях историко-этнографического исследования, сбора новых сведений исследователям пришлось организовать несколько экспедиций в населенные пункты, кишлаки Южно-Казахстанской области, густо заселенные узбекскими этническими группами. Историко-этнографические материалы были собраны в Шымкенте, Сайраме, Карабулаке, Манкенте и других исконных поселениях. Кроме этого были проведены исследовательские работы в самом Туркестане и расположенных неподалеку от него кишлаках Икан, Карнак, Карашык, Жуйнек и Тепа Гузар.
Надо отметить, что в XV веке термины «ногайлы», «узбек» и «казах» не имели конкретного этнического значения, употреблялись в равной мере. В начале ХVІ века персидский богослов и путешественник, историограф Фазлаллах Рузбихан писал: «Среди стран, подвластных Чингисхану, три наиболее известных племени относятся к узбекам. На сегодняшний день одними из них являются шибаниды, а наш хан вот уже несколько поколений является их повелителем. Второе племя — казахи, их доблесть и мощь известны всему миру. А третье племя — мангыты, от них происходят астраханские цари. Один край узбеков соприкасается с океаном, второй — с Туркестаном, третий — с Дербентом, четвертый — с Хорезмом, а пятая сторона граничит с Астарбадом. А между этими сторонами располагаются летние и зимние пастбища кочевых узбеков. Ханы этих трех племен постоянно враждуют между собой, совершают набеги друг на друга». Из этих слов Рузбихана можно понять, что в то время казахское и узбекское общества больше объединял политический союз, а не этническое единство.
По данным первой переписи населения России 1897 года, среди 146 этносов, населяющих Российскую империю, сарты значились как самостоятельный народ. Во всей империи проживало 4 млн 84 тыс. казахов, 201 тыс. киргизов, 726 тыс. узбеков, 56 тыс. таранчи (сейчас называются уйгурами), 15 тыс. кашкарцев (сейчас называются уйгурами), 350 тыс. таджиков и 969 тыс. человек сартов.
На сегодняшний день в Казахстане в количественном отношении узбекская этническая группа находится на третьем месте. Разумеется, на первом месте стоит казахский этнос, на втором — русская этническая группа, а на третьем месте — узбеки.
Если в 1999 году количество узбеков составляло 370 663 человека, то есть 2,5 процента населения республики, то по данным переписи 2009 года число узбеков в Казахстане поднялось до 2,8% (457 200 человек), на первое января 2014 года насчитывалось 521252 человека, а на начало 2015 года уже превысило 550 тысяч человек.
В 90-х годах прошлого столетия ежегодный прирост узбеков составлял 1,2%, сейчас превышает 2,3%. По этой причине в составе этнической группы молодых людей больше, чем в составе других казахстанских этносов.
Земледелие является основным направлением хозяйственной деятельности узбекских общин. До сих пор во дворе любого туркестанского или сайрамского узбека можно увидеть множество самых разных плодовых деревьев. Они, прежде всего, садоводы. Вместе с тем многие узбеки южного Казахстана берут за пределами населенных пунктов во временную аренду большие участки земли и занимаются выращиванием фруктов. Проводить зиму в кишлаке, а лето в саду — давняя привычка и традиция. В дореволюционное время в тени под плодовыми деревьями, вдоль арыков можно было увидеть у бедняков небольшие навесы и шалаши (капа, чайла), а у состоятельных людей — крытые дома. Возле этих жилищ устанавливались очаги, где варили еду, кипятили чай.
Традиционные сартовские поселения Присырдарьи можно рассматривать как образцы натурального хозяйства. Все необходимые для жизни вещи изготавливали сами. Однако в процессе превращения кишлаков в города особое место занимали торговля и ремесленничество.
Этнографы, описывавшие хозяйства сартов, писали, что в период до начала ХХ века они по выращиванию винограда, урюка, абрикосов и персиков превосходят европейцев.
В древние времена в кишлаках сартов Присырдарьи занимались разведением всех четырех основных видов скота. Поэтому здесь до сих пор сильна вера, существует культ святых покровителей животных Зенги-баба, Шопан-ата и Кызыр-ата.
По дастархану и по манерам приема гостей оседлых обществ можно заметить влияние кочевого животноводства. К примеру, узбеки за своим дастарханом для уважаемых гостей специально готовят блюдо под названием нарын. При первом взгляде кажется, что это обычное незаурядное блюдо из мяса и теста. На самом же деле его приготовлению придается большое значение, его готовят женщины, в отличие от плова, который готовят одни мужчины.
Узбеки преимущественно проживают в больших семьях, состоящих из представителей нескольких поколений. Именно по этой причине в данной среде, во-первых, сохраняются исконные этнические традиции, во-вторых, в такой семье складывается культ уважительного отношения к человеку, почитания старших. По возможности узбекские семьи любят большие по размерам дома. Особое место занимает чаепитие, считающееся одним из проявлений радушия и гостеприимства.
Сартовское общество говорило на тюркском языке. Вместе с тем, надо признать, среди узбеков чаще употребляются слова арабов и фарси, нежели тюрков. Это связано с тесной связью с восточной письменной литературой и приходом оттуда арабских миссионеров.
Сегодня вопросы языка в южном регионе стоят крайне остро. Во-первых, созрела необходимость изучения местных диалектов с научных позиций. Во-вторых, следует до конца уточнить сферу использования узбекского языка в системе образования, его возможности. В советское время наука языковедения язык сартов Присырдарьинского края, их культуру, учебу и искусство через школу напрямую привязало к Узбекистану. В результате в настоящее время узбеки среднего возраста в Туркестане, Шымкенте и Сайраме разговаривают на литературном ташкентском, местном узбекском (сартском) и казахском языках.
В книгах «Литература народа Казахстана» и «Современная литература народа Казахстана», изданных в конце 2014 года Алматинским издательством «КазАкпарат» и Институтом языка литературы им. М. Ауэзова Министерства образования и науки РК, впервые в истории республики даны объемные аналитические материалы об узбекской литературе в Казахстане, узбекских поэтах и писателях. Кроме того, в издательствах Алматы к 25-летию творческой организации «Чашма» вышел сборник «Чашма чамани», изданы также книги А. Пратова «Бір тал» и «Уз дунем бор».
Сегодня число школ Казахстана с узбекским языком преподавания перевалило за сотню, в них обучаются свыше 74 тысяч детей. Из этого количества школ 58 –— чисто узбекские, остальные (84) — смешанные: узбеко-казахские, узбеко-таджикские и узбеко-русские. В целом в 2009-2010 учебном году в эти школы было принято 101,4 тыс. узбекских ребят, что составляет четыре процента всех детей школьного возраста по республике. Для сравнения, казахские дети школьного возраста составляют 51,8 процента, русские — 14,4. Двадцать шесть процентов узбекских детей обучаются в школах с казахским и русским языками обучения.
Отсутствуют конкретные примеры того, что автохтонные узбекские общины имеют тесные контакты с трудовыми мигрантами из Узбекистана. Возможно, сказывается то, что менталитет, обычаи и традиции, социальное положение казахстанских узбеков отличаются от прибывших извне. Очевидно одно: казахстанские узбеки в социальном плане более обеспечены и развиты.
В 90-х годах ХХ века, когда начался распад Советской империи, казахстанские узбеки в числе первых, желая сохранить свой язык, культуру, обычаи и традиции, создали свое общественное объединение. 28 ноября 1989 года в здании Шымкентской областной филармонии на первом курултае была заложена основа городского узбекского культурного центра. В этом представительном форуме приняли участие председатели областного и городского исполнительных комитетов, видные представители узбекского этноса, гости из соседнего Узбекистана. Прибытие представителей Узбекистана было связано с тем, что в Советское время казахстанские узбеки напрямую были связаны с Ташкентом, особенно в сфере народного образования. Позже этому сообществу был присвоен статус областного, и в истории узбекского этноса начался новый период. Центр узбекской культуры Южно-Казахстанской области активно участвует во всех проводимых мероприятиях областного и республиканского уровня, направленных на укрепление межэтнического согласия.
По материалам книги доктора социологических наук, руководителя Центра по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений в Центрально-Азиатском регионе Академии госуправления при Президенте Республики Казахстан А.К.Садвокасовой «Узбеки Казахстана: история, хозяйство и культура, духовная жизнь и современность»