саспенс что это простыми словами
Значение слова «саспенс»
Использование саспенса в кинематографе обычно связывают с именем Альфреда Хичкока, признанного «мастером саспенса». Хичкок умел искусно создавать в своих фильмах атмосферу тревожной неопределённости, напряжённого ожидания, боязни неизвестного, предчувствия чего-то ужасного. Вслед за Хичкоком этот приём получил широкое распространение и в голливудском кино, и в кинематографах других стран. Одним из самых ярких примеров применения саспенса стал фильм ужасов «Хеллоуин» (США, 1978, 91 мин.) режиссёра Джона Карпентера.
са́спенс
1. кино сюжетное напряжение; элемент жанрового фильма, особенно характерный для детектива, триллера и фильма ужаса ◆ В Музее кино покажут Альфреда Хичкока — фильмы, снятые королём чёрного юмора и саспенса во время проживания в Британии. Наталия Королева, «Кино», 1997 г. // «Столица» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вразвалочку — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Саспенс: что это такое в кино и литературе?
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Сегодня в век перенасыщения информацией публика очень быстро может потерять интерес к вашему контенту и переключить внимание на что-то другое. Рассеянность, синдром дефицита внимания и судя по всему дальше ситуация станет только хуже.
Именно поэтому, современным авторам как никогда нужно по максимум использовать приемы управления интересом зрителей. И один из самых мощных инструментов для этого в арсенале у драматургов — это вызванный у публики саспенс.
Саспенс – что это?
Саспенс – это ощущение тревожности и напряжения, возникающие у зрителя в определенные моменты просмотра кино. Ощущение, что сейчас может случиться что-то страшное, в буквальном смысле приковывает внимание зрителя к происходящему на экране.
Саспенс – это специализированный термин из сторителлинга – науки правильного рассказывания историй. Поэтому применяется он только там, где есть какой-то сюжет: в кино, литературе и компьютерных играх.
Очень важно понимать, что саспенс – это именно состояние именно зрителя, а не персонажа. Персонаж, может не испытывать напряжения, а зритель в это время будет забывать дышать и ерзать в кресле.
И для того чтобы это получилось, главное предоставить зрителю всю нужную информацию: то есть рассказать все об опасности поджидающей героев.
Например, представим классическую ситуацию, когда муж не вовремя вернулся с работы. И любовнику пришлось голым прятаться где-то в доме или выбираться из квартиры по карнизу. В этой сцене муж может вообще не догадываться об измене жены и потому вести себя как обычно – расслаблено.
Но зритель, зная что в этот момент горе-любовник из последних сил пальцами цепляется за перила балкона испытает настоящий саспенс.
Чаще всего на саспенс рассчитывает остросюжетное кино. Триллеры, детективы, мистика. Но в локальные моменты напряжение идет на пользу и легким жанрам, комедиям, роуд муви, бадимуви.
Свой пример, Альфред Хичкок всегда заканчивал фразой: «И герои обязательно должны спастись. Иначе зритель этого не простит». Но на самом деле это не совсем так. Правильнее было бы сказать: «И ситуация должна разрешиться именно так, как этого жаждет зритель». Например, если напряженная сцена строится вокруг второстепенного персонажа хоррора, то публика не ждет, что этот герой выживет. И потому, в его случае «бомба» может сработать, и людям это понравится.
Саспенс можно вызвать, даже если ваши персонажи осведомлены о надвигающейся угрозе. Но в этом случае, чтобы добиться нужного напряжения, у персонажа не должно быть выхода позволяющего избежать надвигающейся угрозы.
Например, в фильмах-катастрофах («Титаник», «Послезавтра», отечественный «Экипаж) часто герои узнают о беде одновременно со зрителем. Но если им некуда бежать, саспенс все равно появляется.
Ситуации, когда герой знает о предстоящей опасности столько же сколько и зритель называют «открытым саспенсом». Потому что персонаж в этот момент испытывает не меньше напряжения и неопределенности чем публика. И по аналогии, сюжеты, где герой не подозревает о том что на самом деле происходит за его спиной называют «закрытый саспенс».
Правила саспенса. Как удержать внимание зрителя?
Чтобы вызвать у зрителей саспенс, в первую очередь нужно создать ситуацию, учитывая следующие критерии:
Все эти пункты можно найти в любой напряженной сцене.
Например, давайте рассмотрим уже культовую драку из фильма «Олдбой». В ней есть конфликт – герой хочет пройти через коридор, а толпа бандитов ему мешает. Эта сцена стоит далеко от начала фильма, когда зритель уже подключился к истории и переживает за персонажей. Сцена достаточно длинная, чтобы зритель сумел прочувствовать напряжение и то, как оно нарастает.
Герой не контролирует эту ситуацию, он не может просто обойти бандитов. Очень долгое время, этот конфликт находится в шатком равновесии, ведь непонятно кто победит. Бандитов много, но они боятся Олдбоя. А он один, но ему нечего терять.
Конфликт достаточно прост, чтобы зритель четко увидел два возможных выхода из него: либо Олдбой пройдет, либо его убьют.
Все это и создает напряжение в этой сцене.
И все эти пункты можно найти в любой сцене вызвавшей у вас чувство саспенса. Битва Бастардов из Игры Престолов. Эпизод смерти Муфасы из «Короля Льва». Момент стыковки шатла с поврежденной станцией в «Интерстелларе». Эпизоды с русской рулеткой из «Охотника на оленей»…
Подробнее все этапы создания напряжения мы разбираем в отдельном тексте.
Что такое саспенс в кино
Такой вопрос часто задают начинающие сценаристы. Но сама его постановка неверна. В кино саспенса нет. Ведь это эмоция зрителя.
Так что правильно будет спросить по какой схеме, работают фильмы и сериалы, вызывающие у публики ощущение саспенса.
Если смотреть с этой стороны, то саспенс как правило вызывает какая-то одна сцена, к которой зрителя долго и тщательно ведут.
Мы уже выяснили, что для саспенса, зрителя нужно эмоционально вовлечь в проблемы героя и попутно дать ему всю нужную информацию. Именно поэтому подготовительная работа к созданию напряженной сцены, подчас, гораздо важнее, чем сама сцена.
Мы говорим «сцена напряжения» потому что само ощущение саспенса – это как задержка дыхания – его нельзя держать у зрителя слишком долго. Поэтому достаточно чтобы это ощущение появилось в одной сцене.
Давайте рассмотрим одну из самых масштабных саспенс-сцен последних лет – Битву Бастардов из сериала «Игра перстолов».
Кто-то может сказать, что все сорок минут этого эпизода – нескончаемое напряжение. Но на самом деле это не так. С сюжетной точки зрения, главной точкой для выхода саспенса является кульминация – когда войско Джона Сноу оказывается в окружении превосходящих сил противника. Это самый пик напряжения.
Но до этого в серии есть несколько более мелких, локальных всплесков напряжения (к ним, кстати, публику тоже готовили заранее). Например, попытка спасти младшего брата – Рикона. Или несколько раз меняющийся рисунок битвы.
То есть можно легко проследить, что весь эпизод построен по Хичкоковскому принципу: вдох-выдох.
Вдох – это сапаспенс. Выдох – облегчение.
Ну и чтобы эта цепочка работала на долгой дистанции, в дело вступают основные законы драматургии: чем ближе финал, тем мощнее повествование. Именно поэтому каждый новый момент вызывающий саспенс хоть на чуть-чуть, но повышает ставки.
Так что, если подвести итог, наш тезис остается верным: в кино саспенс вызывают только отдельные сцены, перед которыми должна быть проделана более масштабная и тщательная подготовительная работа.
Примеры фильмов вызывающих спаспенс
Саспенс в литературе
Вызвать чувство саспенса в литературе можно теми же самыми способами, что и в кино. Полная информированность читателя об опасности, время на его эмоциональное вовлечение и затем глава, отвечающая 6 пунктам создания напряжения.
Трудности могут возникнуть, лишь в произведениях, написанных от первого лица. В этом случае очень сложно информировать читателя, минуя героя.
По сути, есть только два варианта выхода из этой ситуации:
Испытать ощущение саспенса можно читая книги Стивена Кинга, Эдагра По, Говрада Лафкрафта, Франца Кафки… Но литература зависит от вкуса потребителя даже сильнее чем кино. Так что только вы сами можете сказать, какие произведения вызывают это чувство конкретно у вас.
Саспенс
Использование саспенса в кинематографе обычно связывают с именем Альфреда Хичкока, признанного «мастером саспенса». Хичкок умел искусно создавать в своих фильмах атмосферу тревожной неопределённости, напряжённого ожидания, боязни неизвестного, предчувствия чего-то ужасного. Вслед за Хичкоком этот приём получил широкое распространение и в голливудском кино, и в кинематографах других стран. Одним из самых ярких примеров применения саспенса стал фильм ужасов «Хеллоуин» (США, 1978, 91 мин.) режиссёра Джона Карпентера.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Ко́декс Американской Ассоциации Кинокомпаний, также известный как кодекс Хе́йса (англ. Motion Pictures Production Code, Hays Code) — этический кодекс производства фильмов в Голливуде, принятый в 1930 году Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов (ныне Американская ассоциация кинокомпаний), ставший в 1934 году неофициальным действующим национальным стандартом нравственной цензуры кинематографа в США. Снимать фильмы не по кодексу было можно, но они не имели шанса быть выпущенными в прокат кинотеатров.
Синемá веритé (фр. cinéma vérité букв. «правдивое кино») — термин, обозначающий экспериментальное направление, первоначально сформировавшееся в кинодокументалистике Франции, связанное с обновлением выразительных и повествовательных возможностей кинематографа.
По меньшей мере с 1920-х годов киноиндустрия США не только является крупнейшей в мире по цифрам выпускаемых фильмов и кассовых сборов, но и оказывает определяющее влияние на содержание и технологии мирового кинематографа, на экономические и культурные аспекты кинопроцесса.
Те́хнотри́лер — гибридный жанр, в котором используются темы шпионских триллеров, научной фантастики и военной повести. По сравнению с другими жанрами в технотриллерах достаточно большое внимание уделяется техническим описаниям — с детализацией технологии в технотриллерах может сравниться лишь научная фантастика. В таких произведениях широко раскрываются принципы работы техники, внутренняя механика шпионажа, боевых искусств и политики. Часто весь сюжет превращается в подробное описание этих сторон.
Что такое саспенс
Саспенс — это психологический метод, применяемый в кинофильмах и литературных произведениях для создания напряжённой, возбуждённой и неопределённой атмосферы. Подобное ожидание, как закончится сюжет, сопровождается сильным беспокойством, тревогой и страхом. Сегодня подробней разберёмся в том, что такое саспенс, и как этот метод используется в фильмах и литературе. Объясним, какие саспенс имеет виды и жанры, а также предложим несколько интересных примеров.
В конце статье расскажем, как можно показать саспенс через героев и детали, а также эмоции. Объясним процесс развития в кинокартинах методов, которые вызывают необычные эмоции у зрителей. Вся информация предназначена лишь ознакомления.
Саспенс: разбор понятия
Термин саспенс изучают представители когнитивных наук, но точного определения понятия нет. Психология понимает это понятие как некое явление вызывающее сильное эмоциональное возмущение с долей страха, неопределённости и надежды.
Саспенс — это не реакция зрителя или нагнетание обстановки, а жанр, обучающий сценаристов, как возлечь и спровоцировать людей на сопереживание главным героям. Специальные методы помогают удержать внимание человека, заставляя его:
Понятие саспенс берёт корни в английском языке. Этот приём использовали задолго до его окончательного определения Альфредом Хичкоком.
Известные примеры
Примером может служить, всемирно известная картина братьев Люмьер. Саспенс заключался в беспокойстве, и страхе от того, что из экрана, движущийся поезд может попасть в зал и раздавить зрителей.
Альфред Хичкок: известный режиссёр
Альфред Хичкок является ярчайшей звездой и гениальным мастером в применении популярного в наши дни метода в кино. Великий режиссёр убеждён, что для срабатывания саспенса зрителя нужно подготовить. В процессе просмотра фильма публике обеспечивают полный доступ к важной информации. Когда человек знает об опасностях, то он подсознательно подготавливается к лучшему восприятию поворотов сюжета. Это помогает реализовать любой из методов такого эффекта, как саспенс.
В своих картинах Хичкока пользовался звуковым сопровождением:
Он применял операторские методы съёмки важных эпизодов. Например, для нагнетания ситуации использовал неожиданный угол съёмки, делал акценты, чтобы выделить важные детали.
Саспенс: виды
Фильм делится со зрителем некоторой информацией и секретом сюжета. Этим сценарист формирует саспенс. Публика знает об опасности, но ей остаётся лишь следить, как разворачивается сюжет. Секрет может быть самым разным:
Саспенс закрытого вида заключается в том, что персонаж фильма и зритель понимают предстоящую опасность или испытание, но не знают их причину, место возникновение и источник грядущих бед. Например, картина «Семнадцать мгновений весны», где Штирлиц находится в постоянной опасности. Советский шпион не знает, откуда и когда придёт опасность.
Приём саспенса часто используют для накаливания обстановки в триллерах, хоррорах и ужастиках. Однако метод можно использовать в самых разных жанрах. Например, известный советский мультфильм «Ёжик в тумане был» создан с элементами напряжения обстановке.
Саспенс: жанры
В английском языке слово саспенс имеет множество значений и один из них определяет термин как жанр с набором методов для вызова у читателя или зрителя определённый набор эмоций:
Саспенс в кино
Простое объяснение жанра саспенс в кино можно рассмотреть на примерах. Человек не может спокойно сидеть, вскакивает в сильном волнении за судьбу персонажа, который находиться в опасной ситуации или герой не может понять простых вещей.
В этот момент индивид эмоционально кричит, шепчет или думает: «Беги, не стой на месте!» или «Присмотрись, оно за тобой!» При просмотре киноленты человек погружается в историю картины и сопереживает главному герою так, как будто на его месте стоит он.
Саспенс в литературе
В кинофильме добиться такой реакции, как саспенс зрителя можно с помощью спецэффектов, звукового сопровождения, методов съёмки фильма. Однако чтобы подобной реакции получить в литературном произведении, автору нужно быть гением пера. Литератор ради создания напряжённой атмосферы должен сделать две вещи:
Второй наиболее популярный метод такого эффекта, как саспенса — неожиданность. Он нужен для шока читателя и создания напряжённой атмосферы с элементами страха и обречённости. Человек попадает в состояние зависимости от ожидания развязки.
Саспенс: процесс развития
Саспенс появляется благодаря разным методам:
Все эти методы имеет своеобразный процесс развития, который создаёт самый эффектный и запоминающийся саспенс.
Мучение зрителя и игра на зависимость
Саспенс должен развиваться в медленном темпе. Сюжет картины приближается к моменту раскрытия развязки, но время идёт, а конца напряжённой ситуации всё равно нет. Этот приём – затянуть интригу, нужен для удержания внимания зрителя. Сценарист создал этот момент для поддразнивания публики.
Сценарист должен вызвать у зрителя чувства зависимости от просмотра его работы. Этот приём получается не у многих фильмов. Однако большинство зрителей приходят в кинотеатры, чтобы развлечься, поэтому приём срабатывает, но действует саспенс ограниченное время. Сила и влияние притяжения картины зависит от таланта сценариста и режиссёра.
Основная тайна фильма откроется только в конце
Сценарист просчитал этот момент и когда ситуация собирается прийти к развязке, происходит нечто, что не позволяет тайне раскрыться слишком рано. Режиссёр, применяя этот метод саспенса, эмоционально сближает героя картины и зрителя, так как публика остро реагирует на ситуацию.
Референсы
Если вспомнить устройство аттракционов, игровых автоматов, детективных сериалов и фильмов Хичкока, то можно представить данный приём. В азартном мире этот метод саспенса называют – «Чуть промахнулся». У игрока, собравшего три одинаковых слота, но четвёртый проскакивает мимо, создавая иллюзию уверенности, что в следующий раз он победит.
Саспенс: как показать
Саспенс можно показать через героев. При создании персонажей детали личности и характеристик важны для полноты картины. Если это комедия, то в характере героев присутствует много противоречий и нелепостей. Однако нужно учитывать уровень хорошего чувства юмора, а также необходимо помнить об элементах неожиданности. Например, интеллигентный и ухоженный молодой перспективный мужчина, на самом деле – неуравновешенный с некоторыми нотками сумасшествия человек.
Саспенс можно реализовать через детали. Мужчина спрятался в ванной комнате за душевой занавеской. Герой возвращается домой. Интрига ситуации в деталях эпизода:
Конечно же, саспенс можно достичь через эмоции. Например, картина в жанре драмы, где нужно усилить напряжённую обстановку и заставить зрителей испытывать тревогу. Для этого создают контраст между уютной атмосферой и накалом драмы.
Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.
Нагнетаем напряжение! Саспенс как инструмент работы с сюжетом
Говоря о планировании сюжета с нуля, нельзя обойти вниманием такой важный писательский инструмент как «саспенс». Что это такое и как этим пользоваться рассмотрим ниже.
Удачным примером использования саспенса приходит на ум случай из детства, когда мы всем классом купили билеты на «Спящую красавицу». Все уже были наслышаны или читали, что яблоко есть нельзя ни в коем случае. Стоило актрисе поднести пластмассовый ярко-красный плод к губам, как все мы истошно закричали «Не ешь!», заставив девушку на несколько секунд удивлённо замереть на месте. Потом она заучено надкусила яблочко.
Эффект саспенса, безусловно, был достигнут! Спасибо Пушкину за то состояние тревожного ожидания и сопереживания, которое и сделало театральную постановку такой увлекательной для юного зрителя.
Основные понятия
Саспенс — от латинского suspendere (подвешивать)или английского suspense (беспокойство, неопределённость, тревога ожидания) — это тревожное ожидание, беспокойство.
Как литературный приём саспенс отлично подходит для нагнетания напряжения у читателя во второй части текста перед ожидаемой кульминацией.
Альфред Хичкок – гениальный режиссёр, говорил, что скрипящие лестницы бывают для него гораздо интереснее характеров. Главное правильно показать ту самую «скрипящую лестницу».
Принцип действия приема в литературе/кино
Этот приём срабатывает по двум причинам:
А в момент прямой угрозы для жизни героя вовлечение читателя/зрителя достигает апогея. Он хочет спасти героя и готов буквально кричать ему на ухо «Эй, беги оттуда! Там опасно!». Это и есть пик сопереживания, когда герою желают только победы, когда отождествляют себя с ним и максимально сопереживают.
Механика саспенса
Итак, за счёт чего приём работает на 100%? Формула очень проста!
Как именно достигается одинаковый эмоциональный заряд? Он возникает из тех самых мотивов, с которых начинается планирование сюжета у автора!
У героя есть мотив. Он стремится к намеченной цели. На его пути вырастают препятствия, которые он преодолевает или, наоборот, плохо справляется с ними. Препятствия логически обоснованы, события увязаны между собой — вся история пронизана причинно-следственными связями. Всё выглядит почти как в жизни благодаря чему читатель/зритель увлекается и с интересом следует за героем.
Одинаковые взгляды или убеждения здесь не обязательны! Главное вызвать сопереживание герою, его мотивам. И тогда саспенс сработает как надо.
В заключение
Если писать от первого лица саспенс реализовать по понятным причинам трудно. В этом случае помогут небольшие писательские хитрости:
Например, родственник рассказывает о «плохой» квартире, по которой бродят призраки и в которую лучше не ходить одному. Или же об аномальных явлениях сообщают в новостях.
С третьим лицом в повествовании автору проще всего. Ожидание опасности задаётся через описания, в которых делаются небольшие намёки. Или через второстепенных персонажей, например, их разговоры, которые «случайно» слышит герой.
Но в любом случае саспенс – момент, в который вовлечение читателя или зрителя достигает апогея (так называемое максимальное погружение). К нему стремятся все писатели и режиссеры, задумавшие вызвать самую сильную человеческую эмоцию – страх.
К слову, есть и другие способы воздействия на читателя/зрителя кроме саспенса. О них чуть позже, в следующей статье.