сатанизм лавея что это
СОДЕРЖАНИЕ
Определение
Ученый-религиовед Юджин Галлахер.
Антрополог Жан Ла Фонтен описал сатанизм ЛаВея как «содержащий как элитарные, так и анархические элементы», также сославшись на одного владельца оккультного книжного магазина, который назвал подход церкви «анархическим гедонизмом». В своем исследовании сатанизма религиоведы Асбьёрн Дирендал, Джеймс Р. Льюис и Джеспер Аа. Петерсен предположил, что ЛаВей рассматривал свою религию как «антиномианскую саморелигию для продуктивных неудачников, с цинично карнавальным взглядом на жизнь и без сверхъестественного». Социолог религии Джеймс Р. Льюис даже описал сатанизм ЛаВея как «смесь эпикуреизма и философии Айн Рэнд, приправленную щепоткой ритуальной магии». Историк религии Маттиас Гарделл описал ЛаВея как «рациональную идеологию эгоистического гедонизма и самосохранения», в то время как Невилл Друри охарактеризовал сатанизм ЛаВея как «религию потакания своим слабостям». Это также было описано как «институционализм макиавеллистских личных интересов».
Церковь Сатаны отвергает легитимность любых других организаций, объявляющих себя сатанистами, называя их «поклонниками дьявола». Выдающийся церковный лидер Бланш Бартон охарактеризовала сатанизм как «мировоззрение, образ жизни». ЛаВей и церковь придерживались мнения, что «сатанисты рождаются, а не сотворяются»; что они посторонние по своей природе, живущие так, как считают нужным, которые реализовали себя в религии, которая апеллирует к природе потенциального сатаниста, что приводит их к осознанию того, что они сатанисты, путем поиска системы убеждений, которая соответствует их собственная точка зрения и образ жизни.
Сатанинская Библия
Атеизм и сатана
Вместо поклонения дьяволу как реальной фигуре, приветствуется образ сатаны из-за его ассоциации с социальным нонконформизмом и восстанием против господствующей системы. ЛаВей принял иконографию сатаны и ярлык «сатанист», потому что это шокировало людей, и когда его спросили о его религии, он заявил, что «причина, по которой это называется сатанизмом, состоит в том, что это весело, точно и продуктивно».
Несмотря на его декларируемый атеизм, некоторые отрывки из писаний ЛаВея оставляли место для буквального толкования сатаны, и некоторые члены его Церкви понимали Дьявола как реально существующую сущность. Возможно, что ЛаВей оставил некоторую амбивалентность в своих трудах, чтобы не оттолкнуть тех членов Церкви, которые были теистами-сатанистами. И писания ЛаВея, и публикации церкви продолжают относиться к сатане, как если бы он был реальным существом, тем самым стремясь укрепить корыстный интерес сатаниста.
ЛаВейский сатанизм
Магия
Основные принципы
«Основные убеждения» сатанизма ЛаВея сформулированы в трех списках, которые регулярно воспроизводятся в письменных материалах Церкви Сатаны.
Девять сатанинских заявлений
Одиннадцать сатанинских правил земли
Девять сатанинских грехов
Обряды и практики
Ритуалы и церемонии
Ритуалы ЛаВея иногда включают в себя антихристианские богохульства, которые имеют целью освободить участников. В некоторых ритуалах жертвенником служит обнаженная женщина; в этих случаях прямо указывается, что жертвенником становится тело женщины, а не просто лежать на существующем алтаре. В отличие от давних стереотипов о сатанистах, в ритуале ЛаВея нет места сексуальным оргиям. Не происходит ни животных, ни человеческих жертвоприношений. Детям запрещено посещать эти ритуалы, за исключением сатанинского крещения, которое специально предназначено для младенцев.
каникулы
Символизм
Во время написания «Сатанинской Библии» было решено, что должна быть представлена уникальная версия символа, отождествляемая исключительно с церковью. ЛаВей создал новую версию изображения Гуайты, которая была геометрически точной, с двумя идеальными кругами, окружающими пентаграмму, перерисованной головой козла и измененными буквами на иврите, чтобы они выглядели более змеевидными. Авторское право на этот дизайн принадлежало ЛаВею церкви, заявившей о своем авторстве под псевдонимом «Хьюго Зорилла». Таким образом, этот символ, который стал известен как Сигил Бафомета, в общественном сознании стал тесно ассоциироваться с сатанизмом.
История
Происхождение: 1966–1972 гг.
Хотя существовали формы религиозного сатанизма, предшествовавшие созданию сатанизма ЛаВея, а именно те, которые были предложены Станиславом Пшибышевским и Беном Кадошем, у них не было непрерывной линии преемственности с формой ЛаВея. По этой причине религиозный социолог Массимо Интровинье заявил, что «за некоторыми исключениями ЛаВей стоит у истоков всего современного сатанизма». Точно так же историк Рубен ван Луийк утверждал, что создание сатанизма ЛаВея ознаменовало «фактическое начало сатанизма как религии, такой, какой она практикуется сегодня в мире».
ЛаВей, вероятно, начал подготовку к формированию своей Церкви Сатаны либо в 1965, либо в начале 1966 года, и официально она была основана в Вальпургиеву ночь 1966 года. Затем он объявил, что 1966 год стал первым годом новой сатанинской эры. Это была первая организованная церковь в наше время, посвященная образу сатаны, и, согласно Факснельду и Петерсену, церковь представляла «первую публичную, очень заметную и долговременную организацию, которая провозгласила последовательный сатанинский дискурс». Его первые члены были участниками Волшебного круга ЛаВея, хотя вскоре он начал привлекать новых участников. Многие из этих людей были садомазохистами или гомосексуалистами, которых привлекала открытость ЛаВея к различным сексуальным практикам. ЛаВей покрасил свой дом в черный цвет, после чего он стал известен как « Черный дом », и именно здесь каждую пятницу вечером проводились еженедельные ритуалы.
ЛаВей подыгрывал своим сатанинским ассоциациям, отрастив заостренную бороду, надев черный плащ и перевернутую пентаграмму. Он добавил к своей эксцентричной личности необычных домашних животных, в том числе льва, которого держали в клетке в его саду за домом. Называя себя «Первосвященником Сатаны», ЛаВей определил свое положение в церкви как «монархическое по природе, папское по степени и абсолютное по власти». Он возглавил управляющий Совет Девяти церквей и внедрил систему из пяти уровней посвящения, через которые лаВейский сатанист мог продвинуться, демонстрируя свое знание философии ЛаВея и свои личные достижения в жизни. Они были известны как Ученик Сатаниста I °, Ведьма или Чернокнижник II °, Жрец или Жрица Мендеса III °, Магистр IV ° и Маг V °.
— Пер Факснельд и Джеспер Петерсен.
Дальнейшее развитие: с 1972 г. по настоящее время.
Церковь Сатаны становилась все более жесткой с точки зрения доктрины и сосредоточивалась на поддержании чистоты сатанизма ЛаВея. Повышенное внимание церкви к своей роли как носителя наследия ЛаВея было отчасти ответом на рост числа сатанистов, не принадлежащих к ЛаВею. Некоторые члены церкви, включая Гилмора, утверждали, что только они были «настоящими» сатанистами, а те, кто принадлежал к разным сатанинским традициям, были «псевдо» сатанистами. Изучив многие из этих заявлений на веб-сайте церкви, Льюис пришел к выводу, что она « одержима упрочением собственной легитимности, нападая на еретиков, особенно тех, кто критикует ЛаВея». Между тем в 2000-х годах церковь пережила массовый исход своих членов, и многие из этих людей основали новые группы в Интернете. Хотя публичное лицо церкви с начала 1970-х годов мало занималось церемониальной деятельностью, в июне 2006 года они провели сатанинскую «Высшую мессу» в Лос-Анджелесе, чтобы отметить сорокалетие церкви.
Демография
Уровни членства в Церкви Сатаны сложно определить, поскольку организация не разглашала такую информацию. В первые годы своего существования церковь утверждала, что численность ее членов составляла около 10 000 человек, хотя впоследствии перебежчики утверждали, что это число исчислялось лишь сотнями. Членство было в основном, хотя и не исключительно, белыми. ЛаВей признал это, предположив, что церковь особенно привлекала белых американцев, потому что им не хватало сильного чувства этнической идентичности, которое проявляют афроамериканцы и латиноамериканцы. Историк религии Массимо Интровинье предположил, что на пике ее существования никогда не было более 1000 или 2000 членов, но идеи ЛаВея оказали гораздо большее влияние через книги ЛаВея. Членство можно получить, заплатив 225 долларов и заполнив заявление о регистрации, и, таким образом, инициаторам предоставляется пожизненное членство и не взимается ежегодная плата.
Ла Фонтен считал вполне вероятным, что легкая доступность сочинений ЛаВея способствовала созданию различных сатанинских групп, независимых от самой Церкви Сатаны. В «Черном пламени» упоминается ряд групп, связанных с церковью, большинство из которых базируется в Соединенных Штатах и Канаде, хотя две группы упоминались как существующие в Новой Зеландии. В своем исследовании сатанистов в 2001 году социолог Джеймс Р. Льюис отметил, что, к его удивлению, его открытия «последовательно указывали на центральную роль влияния ЛаВея на современный сатанизм». «Отражая доминирующее влияние мысли Антона ЛаВея», Льюис отметил, что большинство из тех, кого он исследовал, были атеистами или агностиками, при этом 60% респондентов рассматривали сатанизм как символ, а не как реальную сущность. 20% его респондентов назвали Сатанинскую Библию самым важным фактором, который привлек их к сатанизму. В другом месте Льюис отметил, что немногие сатанисты, не являющиеся членами Церкви Сатаны, будут считать себя «ортодоксальными лавианцами».
Изучая количество лаВейских сатанистов в Великобритании, в 1995 году религиовед Грэм Харви отметил, что Церковь Сатаны не имела организованного присутствия в стране. Он отметил, что сочинения ЛаВея широко доступны в британских книжных магазинах, и Ла Фонтен предположил, что в стране могли быть отдельные члены Церкви.
Блеск и нищета «Сатанинской библии» Лавея
«Сатанинская библия» была написана в 1969 году в США, в том же году она была опубликована издательством «Avon Books», с тех пор неоднократно переиздавалась. Основной текст оставался одним и тем же, изменения вносились в раздел с благодарностями, несколько раз изменялось вступление. Вступление для раннего издания «Сатанинской библии» написал Бартон Вулф, в последующих изданиях это вступление было изъято и заменено вступлением, написанным Питером Гилмором. При написании статьи был использован вариант с предисловием Бартона Вулфа. К сожалению, автору не удалось найти напечатанный экземпляр «Сатанинской библии», поэтому пришлось обратиться к интернету. Сравнив ряд размещенных на разных сайтах вариантов «Сатанинской библии», автор пришел к выводу, что основные отличия состоят в наличии или отсутствии предисловия Вулфа, а также в качестве перевода. Судя по всему, было сделано несколько переводов, отличающихся в деталях, при этом смысловое значение книги фактически не меняется. Названия глав, в зависимости от перевода, могут звучать немного иначе, но все равно узнаваемы. «Сатанинская библия» разделена на четыре раздела: «Книга Сатаны», «Книга Люцифера», «Книга Белиала» и «Книга Левиафана». В сносках автор решил эти названия не упоминать, так как, по его мнению, для поиска цитаты в книге достаточно названия главы. Учитывая, что найти «Сатанинскую библию» на русском языке в интернете не составляет никаких проблем (на взгляд автора, их даже слишком много!), автор не указывал какие-то конкретные ресурсы, на которых она размещена. Любой желающий сможет найти эту книгу без труда, конечно, если у него еще останется желание ее читать, после ознакомления с данной статьей.
Читайте также по теме:
Начнем знакомство с перечисления девяти сатанинских заповедей, с которых Лавей начинает свою книгу. Автор приведет эти заповеди без всяких комментариев.
1. Сатана олицетворяет потворство, а не воздержание!
2. Сатана олицетворяет жизненную суть вместо несбыточных духовных мечтаний.
3. Сатана олицетворяет неоскверненную мудрость вместо лицемерного самообмана!
4. Сатана олицетворяет милость к тем, кто ее заслужил, вместо любви, потраченной на льстецов!
5. Сатана олицетворяет месть, а не подставляет после удара другую щеку!
6. Сатана олицетворяет ответственность для ответственных вместо участия к духовным вампирам.
7. Сатана представляет человека всего лишь еще одним животным, иногда лучшим, чаще же худшим, чем те, кто ходит на четырех лапах; животным, которое вследствие своего «божественного, духовного и интеллектуального развития» стало самым опасным из всех животных!
8. Сатана олицетворяет все так называемые грехи, поскольку они ведут к физическому, умственному и эмоциональному удовлетворению!
9. Сатана был лучшим другом Церкви во все времена, поддерживая ее бизнес все эти годы!
Как нужно относиться к ближним согласно «Сатанинской библии»? Лавей писал о воздаянии другим: «Сатанизм придерживается измененной формы Золотого Правила [21]. Наша интерпретация его такова: «Воздай другим то, что воздали тебе они», потому что если «Воздаешь ты каждому, как воздали бы тебе они» а они, в ответ, относятся к вам плохо, самой человеческой природе противно продолжать относиться к ним с уважением. Вы могли бы воздать другим, как если бы воздали они вам, но если ваша обходительность не была возвращена, к ним следует относиться с заслуженной ими яростью» [22].
Главными сатанинскими праздниками являются Вальпургиева ночь (ночь на первое мая) и Хеллоуин (канун дня всех святых, 31 октября), а также день рождения сатаниста. Лавей писал: «Сатанист полагает: «Почему бы не быть честным с самим собой, и, если уж бог создается по моему образу и подобию, почему бы этим богом не считать себя?» Каждый человек является богом, если он считает себя таковым. Так что сатанист празднует свой день рождения как самый важный праздник в году» [35].
К кому из предшествовавших ему лидеров сатанизма Лавей относился с симпатией? Он считал, что ближе всего ему по духу были ритуалы, созданные знаменитым сатанистом Алистером Кроули (Aleister Crowley). Но и у него Лавей нашел ряд недостатков: «Кроме очаровательной поэзии, альпинизма и поверхностного знания некоторых магических безделушек, жизнь Кроули явила собой пример позерства и попыток казаться хуже, чем он был на самом деле. Как и его современник, Преподобный (?) Монтегю Саммерс, Кроули, без сомнения, провел свою жизнь с прижатым к щеке языком, но сегодняшние последователи Кроули ухитряются прочесть эзотерический смысл в каждом его слове» [40]. По сути, вершиной сатанизма Лавей считал себя, что, впрочем, неудивительно учитывая тот эгоцентризм, который лежит в основе всего его учения.
Как уже было отмечено выше, сатанизм состоит из множества групп, которые могут иметь значительные различия в своих учениях и практике. Лавей отнюдь не является общепризнанным авторитетом в среде сатанистов, многие из них относятся к нему критически. Поэтому будет целесообразно сказать несколько слов о той критике, что они подвергли Лавея, хотя эта критика и не носит характера «богословской» полемики [41].
В самом начале статьи, излагая биографию Лавея, мы упомянули, что она не совсем соответствует историческим фактам. Обратимся к ее критикам. Были проведены исследования его биографии, которые вылились в написание следующих трудов: Альфред Кнопф «Святые и грешники» (Knopf, A. «Saints andSinners», New York, 1993) и Майкл Акино [42] «Церковь Сатаны» (Aquino, M. «The Church of Satan», SanFrancisco: Temple of Set, 1983). С некоторыми выводами этих исследований автор хочет познакомить читателей [43].
Прежде всего, по свидетельствам родственников Лавея, его бабушка была не цыганкой, а украинкой. В возрасте пятнадцати лет Лавей не играл в Большом Симфоническом оркестре Сан-Франциско, так как в 1945 году такого оркестра просто не существовало. В 1947 году Лавей не убегал из дома и не присоединялся к цирку, об этом свидетельствовали его родственники и бухгалтерские книги цирка Клайда Битти. Мерилин Монро также никогда не была любовницей Лавея. Более того, она никогда не работала стриптизершей в том клубе, где ее якобы встретил Лавей. Об этом свидетельствовал владелец клуба «Mayan Burlesque Theatre» Пол Валентин. Лавей никогда не работал фотографом в Департаменте Полиции Сан-Франциско. По крайней мере, архивы этого учреждения не имеют никаких сведений о нем. Мифом является, и история о том, что в Вальпургиеву ночь в 1966 году Лавей объявил о создании «церкви сатаны». В реальности, в это время Лавей подрабатывал, читая лекции по оккультизму, что приносило очень маленький доход, и будущий издатель его книг Эдвард Вебер порекомендовал ему создать собственную «церковь», с целью привлечения внимания журналистов. Так летом 1966 года в объявлениях о своих лекциях Лавей впервые стал называть себя «священником церкви сатаны». Мифом является, и утверждение, что Лавей был техническим консультантов в фильме «Ребенок Розмари», снятом режиссером Романом Полански, да к тому же еще и сыграл в нем роль дьявола. В реальности, по словам продюсеров этого фильма Вильяма Кастла и Джина Гутовски, никаких «технических консультантов» в фильме не было. Более того, Поланский и Лавей никогда не были знакомы. А роль дьявола в фильме сыграл никому не известный молодой танцор. Какое же отношение Лавей вообще имел к фильму «Ребенок Розмари»? В 1968 году, на премьере этого фильма в Сан-Франциско, администрация кинотеатра, в котором он должен был быть показан, обратилась к Лавею с просьбой его прорекламировать, что Лавей и сделал. Теперь по поводу знаменитой книги Лавея «Сатанинская библия». В конце шестидесятых годов двадцатого века в Америке отмечался большой интерес к сатанизму, и издательство «Avon Books» предложило Лавею написать книгу, посвященную данной теме. Был подписан договор, но Лавей не успевал написать книгу к срокам, оговоренным в договоре, и тогда он прибегнул к плагиату. В его «Сатанинской библии» есть заимствования из следующих книг: Рагнар Редбирд «Сила суть закон» (Ragnar Redbeard, «Might is Right», Port Townsend: Loompanics (reprint), 1896), Алистер Кроули «Равноденствие» (Equinox), Эйн Рэнд «Атлас пожимает плечами» (Atlas Shrugged). Умер Лавей не 31 октября 1997 года в Хеллоуин, как утверждают его последователи, а 29 октября, об этом сказано в свидетельстве о смерти №380278667, подписанном доктором Джайлсом Миллером.
Учитывая, что в России, главным оппонентом сатанизма является христианство, будет уместно вопросу отношения Лавея к христианству уделить особое внимание. Читая «Сатанинскую библию», автор статьи поражался, как можно исказить и оболгать его. Впрочем, вполне возможно, это связано не только с желанием Лавея принизить христианство, но и с элементарным невежеством автора «Сатанинской библии» в данном вопросе. В любом случае, автор не просто попытается описать основные обвинения, выдвинутые Лавеем против христиан, но и дерзнет дать им собственную оценку, а также разобраться, насколько эти обвинения состоятельны. Итак, как Лавей относился к христианству?
В «Сатанинской библии» утверждается что: «… церкви базировали свое учение на поклонении духу и отрицании плоти и интеллекта. Он (Лавей. – В.П.) же осознал необходимость церкви, которая снова возвела бы разум человеческий и его плотские желания в ранг объектов поклонения» [53]. Хочется заметить, что данное утверждение является ложью. Если бы Лавей более внимательно изучал Библию [54], то узнал бы, что она учит иному, в частности в ней говорится: «Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь» (Прит.2:10-12). Более того, христианство отрицает слепую веру, апостол Павел призывал все испытывать и держаться хорошего (1Фесс.5:21). А отрицание плоти свойственно не христианам, а манихеям [55], с которыми христианство боролось. Манихеи считали материю злым началом, с которым боролись, в частности, через умерщвление плоти. Христиане же, наоборот, отвергали такие идеи, как утверждение что материя может быть злом. Какое же материя зло, если в нее Бог облекся [56]? Материя сотворена Богом, а Бог ничего злого не творил (Быт.1:31). Цель аскетической практики в христианстве не в борьбе с плотью ради ее уничтожения, это было бы самоубийством, непрощаемым грехом, а в обуздании страстей, в контроле над плотью, что далеко не одно и то же.
Можно было бы и дальше продолжить разбор обвинений, выдвинутых Лавеем против христиан, но, на взгляд автора, приведенного материала достаточно, чтобы сделать вывод о том, что Лавей слабо был знаком с христианством.
Прежде, чем мы завершим нашу работу, скажем несколько слов о христианском понимании сатаны, и последствий контактов с ним. Прежде всего, нужно отметить, что сатана есть падший ангел, дух, являющийся личностью. Он, как и все ангелы, был сотворен по «образу и подобию» Бога, но возгордился и захотел стать богом без Бога. Но именно Бог является источником всякой жизни и, отринув Бога, сатана стал отцом смерти, так как в самом себе он не имеет источника жизни. Его стремление стать богом не оправдалось, он потерпел фиаско, но его гордыня не позволяет ему этого признать. Как и все гордецы, источник всех своих проблем он ищет не в себе, а в окружающих, и если путь к обожению (попытке нравственно уподобиться Богу, и через это стать со-творцом Богу) для сатаны и его слуг закрыт, то путь к противодействию в этом стремлении тем, кто может этого достичь, т.е. людям, открыт. Поэтому основная деятельность сатаны и его слуг, от сотворения человека, заключается в том, чтобы мешать людям духовно возрастать в Боге, соблазняя их на путь, на который они стали сами. Так они стремятся всевозможными способами пробуждать в людях гордыню, толкать их к противлению Богу. В Священном Писании эта деятельность сатаны отображена в притче о сеятеле Мф.13:24-30. Закончится это все для сатаны и его слуг очень плохо [71]. Он в аду останется наедине со своими глупыми почитателями, у которых будет очень много времени подумать о том, какую большую глупость они совершили, живя на земле, став на путь сатанизма.
Примечание
1. Лавей А. Ш. Сатанинские ритуалы. М.: Unholy Words, Inc. (РЦС), 1997.
2. Лавей А. Ш. Сатанинская библия (ruwiki.com). М.: Unholy Words, Inc. (РЦС), 1996.
3. Ниже будет приведена информация, которая опровергает многие утверждения этой биографии.
5. Фильмография Лавея: «Invocation of my Demon Brother»(исполнитель роли сатаны, 1969); «The Devil’s Rain» (технический консультант, роль Верховного Жреца, 1975); «The Car» (творческий консультант, 1977); «Doctor Dracula», или «Svengali» в американском прокате (технический консультант, 1981); «Charles Manson Superstar» (консультант по исследованиям, 1989); «Death Scenes» (рассказчик/ведущий, 1989); «Speak of the Devil» (участник, 1995); Satanis: The Devil’s Mass» (участник, 1970; фильм издан на DVD компанией Something Weird Video, 2003).
6. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Ад, Дьявол и как продать свою душу.
7. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Разыскивается бог – живым или мертвым.
9. См.: Питанов В.Ю. Теософия: факты против мифов. http://apologet.narod.ru/
10. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Жизнь после смерти через удовлетворение эго.
13. Современные ученые подвергли большой критике состоятельность теории Дарвина. См.: Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004.
14. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Предисловие Бартона Вулфа.
17. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Не все вампиры сосут кровь.
18. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Нет на земле человека, полностью лишенного украшений.
19. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Некоторые признаки новой сатанинской эры.
20. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Потворство вместо воздержания.
21. Золотое правило нравственности: относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе. В Священном Писании это правило звучит так: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).
22. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Нет на земле человека, полностью лишенного украшений.
23. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Разыскивается бог – живым или мертвым.
26. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Не все вампиры сосут кровь.
28. А сатанист готов это сделать?
29. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Не все вампиры сосут кровь.
31. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. К вопросу о человеческом жертвоприношении.
33. Театральная пародия на богосложение. Судя по всему, собственные обряды Лавей тоже считал психодрамами цель которых была вызвать эмоциональную реакцию.
34. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Черная месса.
35. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Религиозные праздники.
36. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Теория и практика сатанинской магии.
37. Такие заявления можно найти в теософии. См.: Питанов В.Ю. Теософия: факты против мифов. http://apologet.narod.ru/
38. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Нет на земле человека, полностью лишенного украшений.
39. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Предисловие.
40. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Черная месса.
41. Это не означает что ее нет, просто автор считает, что рассмотрения этого вопроса будет явным перебором в данной работе.
42. Был последователем Лавея, потом откололся и создал собственную сатанинскую организацию «Храм Сета».
43. Среди критиков Лавея была даже его дочь Зина. Которая в 1998 году опубликовала документ под названием «Антон Лавей: миф и реальность». Сторонники Лавея парировали критику обвинениями в ее предвзятости.
44. См.: Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия.
45. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Разыскивается бог – живым или мертвым.
46. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Бог, которому ты поклоняешься, может быть тобой.
47. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Потворство… но не принуждение.
48. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Жизнь после смерти через удовлетворения эго.
49. См.: Ярославский Е. Библия для верующих и неверующих. М., Политическая литература. 1959.
50. Например, см.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. http://apologet.narod.ru/
51. Человек, который, по сути, не имел никакого христианского образования и воспитания. Который делал грубейшие исторические и богословские ошибки в изложении христианского вероучения и истории. Делает такие заявления. Как это можно назвать? Разве что самонадеянной глупостью? Хочется воскликнуть: а судьи кто?
52. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Предисловие издателей.
53. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Предисловие Бартона Вулфа.
54. Вполне возможно, что он ее вообще не читал. По крайней мере, никаких ссылок или цитат из нее в его книге нет.
56. Не путать с пантеизмом. Бог не есть материя. Здесь имеется в виду воплощение Иисуса Христа. Бог снизошел и тем преобразил материю, при этом, не сделав ее частью Себя.
57. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Разыскивается бог – живым или мертвым.
58. См.: Гобри И. Лютер. М., Молодая гвардия. Палимпсест. 2000.
63. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Разыскивается бог – живым или мертвым.
64. Возможно, на Западе есть такие люди, которые магически воспринимают Таинство Покаяния, но христианами их назвать уже нельзя, это по сути это уже язычники, собратья Лавею.
66. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Нет на земле человека, полностью лишенного украшений.
68. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Нет на земле человека, полностью лишенного украшений.
70. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Ад, Дьявол и как продать свою душу.
71. См.: Иерей О. Давыденков. Догматическое богословие. М. ПСТГУ. 2006.