саваном белым что это
САВАН
Смотреть что такое «САВАН» в других словарях:
САВАН — (греч. sabanon). Одежда в виде длинной рубахи, в которой хоронят умерших. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. САВАН греч. sabanon. Погребальная одежда в виде мешка. Объяснение 25000 иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
САВАН — САВАН, а, муж. Широкое одеяние, покров из белой ткани для покойников. Снежный с. (перен.: о белизне снега, о широком снежном пространстве). | прил. саванный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
саван — сущ., кол во синонимов: 1 • одеяние (20) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
саван — саван, мн. саваны, род. саванов (неправильно савана, саванов) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
саван — а, м. 1. Погребальное одеяние из белой ткани, по названию арабского города Савана (Сабана), где выделывали белую ткань. ► Тело бедного старика лежало на столе, покрытое саваном и окруженное свечами. // Пушкин. Дубровский // 2. Покров… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
Саван — У этого термина существуют и другие значения, см. Саван (значения). Рисунок савана Агафьи Грушецкой (XVII век) Саван это одежд … Википедия
саван — САВАН, а, м Предмет одежды, используемый при погребении покойников, представляющий собой широкое одеяние или покрывало из белой ткани, полностью закрывающее тело. Ночью старушки шили саван для новопреставленной Марии … Толковый словарь русских существительных
Словари
1. Широкое погребальное одеяние, покров из белой ткани для покойника.
СА́ВАН, савана, муж. (греч. sabanon с араб.).
1. Погребальное одеяние из белой ткани для покойников. «Как саваном, снегом одета, избушка в деревне стоит.» Некрасов.
2. перен. Белый покров (снега, зимы; поэт.). Снежный саван. «В белом саване смерти земля.» Некрасов.
Предмет одежды, используемый при погребении покойников, представляющий собой широкое одеяние или покрывало из белой ткани, полностью закрывающее тело.
Ночью старушки шили саван для новопреставленной Марии.
Погребальное одеяние, покров из белой ткани для покойников.
Похороны совершались на третий день. Тело бедного старика лежало на столе, покрытое саваном и окруженное свечами. Пушкин, Дубровский.
|| перен.; с определением.
Покров (снега, льда, тумана и т. п.).
Ноябрь в исходе; земля на неоглядное пространство покрыта белым саваном. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы.
1. Погребальное одеяние из белой ткани, по названию арабского города Савана (Сабана), где выделывали белую ткань.
► Тело бедного старика лежало на столе, покрытое саваном и окруженное свечами. // Пушкин. Дубровский //
2. Покров снега, льда, тумана (переносн.).
► Как чёрный саван, на земле лежала ночь. // Лермонтов. Демон //; В саван окутался Чертов овраг. // Некрасов. Кому на Руси жить хорошо //
Ср. Этот холодный, нагло сверкающий зимний саван, налегший (в одну ночь) нежданно, негаданно на цветущее лоно весны, представлялся ему действительно «насилием» какой-то грубой, ненавистной стихийной силы над вечными, божественными правами ее.
са́ван, мн. са́ваны, род. са́ванов (неправильно савана́, савано́в).
са́ван, са́ваны, са́вана, са́ванов, са́вану, са́ванам, са́ваном, са́ванами, са́ване, са́ванах
сущ., кол-во синонимов: 1
белый (Бальмонт, Фруг, Голенищев-Кутузов); гробовой (Козлов, Полежаев, Фруг)
Др.-р. заимств. из греч. яз., в котором sabanon восходит к арабск. sabanijjat- «ткань, которую выделывали в Сабане (близ Багдада)».
Заимств. в др.-рус. эпоху из греч. яз., где sabanon < араб. sabanijjat «сабанская ткань». Саваны названы по ткани (из Сабана под Багдадом), из которой они делались.
САВАН (греч. sabanon). Одежда в виде длинной рубахи, в которой хоронят умерших.
— У него нет карманов.
— Прикид для визита на страшный суд.
— Снежное покрывало (перен.).
сущ., кол-во синонимов: 1
Саванин может бть от Саваня, производной офрмы от одного из этих имен.
Из писем посетителей
У моего деда была фамилия Савушкин, а у прадеда Саввушкин.
Равнина, покрытая травянистой растительностью с редкими деревьями и кустарниками.
САВА́ННА, саванны, жен. (исп. sabana) (геогр.). Обширное степное пространство в тропическом поясе с редкими деревьями и кустарниками. Южноамериканские саванны.
Равнинная часть земной поверхности, расположенная в тропическом поясе земного шара (в Южной Америке и Африке) и характеризующаяся сочетанием травянистого покрова с одиночными, редко растущими деревьями и кустарниками.
Стада бизонов кочуют по африканской саванне.
1. Степь в тропическом поясе с редкими деревьями и кустарниками. Пальмовая с. С. с баобабами.
город на юго-востоке США, штата Джорджия. 141 тыс. жителей (1994, с пригородами свыше 230 тыс. жителей). Порт на Атлантическом побережье, в устье р. Саванна. Центр судостроения; транспортное машиностроение, деревообрабатывающая, химическая промышленность. Чаеразвесочные фабрики. Крупная целлюлозно-бумажная, сахарная промышленность. Океанографический институт. Корабельный музей.
1. Степь в тропическом поясе с редкими деревьями и кустарниками. Пальмовая с. С. с баобабами.
сава́нна (исп. sabana), тип биома, распространённый между тропическими лесами и пустынями. Развивается в условиях чёткой смены сухого и дождливого сезонов и при количестве осадков 250-500 мм в год. В Африке занимает около 40% площади материка. Аналоги африканской саванны встречаются в Южной Америке (кампос, льянос), на северо-востоке Австралии и в Южной Азии. Характеризуется сочетанием травяного покрова (слоновая трава, бородачи) с одиночными деревьями и кустарниками (баобаб, зонтиковидные акации и др.). Для африканской саванны характерно обилие крупных травоядных (антилопы, жирафы, бегемоты, слоны и др.) и хищных (львы, гепарды и др.) животных. Сильно изменена человеком. На распаханных землях саванны выращивают хлопчатник, арахис, сахарный тростник и др.
Кто и зачем хоронит людей в саване
Во все времена люди уделяли ритуальным одеяниям особое место в похоронной церемонии. Сейчас эта традиция немного видоизменилась, но ее символизм остался прежним. Причем заворачивание в саван есть как в христианских религиях, так и в других.
Что знаменует саван
Ритуальное покрывало призвано энергетически защищать душу усопшего от нападения злых духов, Дьявола, пока она направляется в пункт назначения – в последнюю обитель, Рай или Ад.
Саван также помогает родным и близким выказывать уважение к умершему, и рассказывает о его социальном статусе, даже учитывая то, что в исламе не рекомендуется использовать дорогие ткани. Ведь количество обрезов может быть разное для бедняка и для состоятельного гражданина.
Откуда пошла традиция – заворачивать тела в саван
Язычники заворачивали тело в белую ткань и называли это венчальным платьем – оно скрывало душу от демонов. Шить саван должны были родственники. Они и произносили защитную молитву. Эта традиция перешла к христианам и мусульманам с той же целью.
Требования к изготовлению савана
Предпочтение следует отдавать натуральным материалам. По цвету в христианстве – это обязательно белый. А в исламе можно использовать и другие цвета, кроме черного и желтого. Также для женщин делается исключение при выборе ткани: можно использовать и шелк.
В исламе изготовлением савана должны заниматься родственники. Если их нет, то пошив савана ложится на плечи соседей. Добрососедские отношения поощряются Пророком в священной книге.
Также у мусульман разрешается использовать купленную при жизни ткань. Она могла применяться для других целей, но для подготовки похоронного наряда следует постирать и погладить отрезы. Как и христиане, последователи пророка Мухамеда готовят одежду и деньги на похороны заранее.
Если мусульманин был беден, то его должны завернуть в один отрез. Этого могут потребовать кредиторы умершего. Если такого требования нет, то родственники могут купить саван из своих средств – это не запрещено.
Правила заворачивания тела в саван
Для женщин: разложить одно большое полотно на полу или большом столе. Сверху положить второй отрез. На женщине должна быть белая рубаха, а волосы заплетены в косы и разложены по плечам. На голове надет платок, длинною до шеи. Оборачивают первый отрез так, чтобы все тело было укутано и не выглядывали голова и конечности. Начинают с головы.
Для мужчин: взять два полотна (у мусульман можно использовать 1 отрез для тех, у кого остались долги или он был беден). Предварительно одеть тело в ритуальную рубашку длиной до ступней. Положить усопшего на саван. Со стороны головы взять ткань и укрыть тело, потом взять ткань снизу.
Для детей: берут не отрезы ткани, а большие полотенца. Детьми считаются люди до 7 лет, для остальных берут обычный саван по размеру тела. Рубаха также используется, как и для взрослых.
Потом тела перевязываются специальными веревками, конец которых должен быть направлении в сторону ног. Саван завязывают, чтобы при транспортировке тело не оголилось. А когда гроб опускают – веревки развязывают.
Последователи двух самых популярных религий сходятся во мнении, что ритуальные одеяния нужно готовить тщательно. Защитную функцию савану дают родственники, которые читают молитву. Представителям любой религии важно знать, что душе при переходе в загробный мир будет комфортно и спокойно. Хоть никто и не знает наверняка, что там после смерти, но родственникам тоже хочется быть спокойным за то, что они сделали все для проявления уважения к умершему.
Саван в мировой погребальной культуре
Саваном называют как облачение покойного, так и покрывало или просто отрез ткани. Этот ритуальный атрибут используется в погребальных практиках практически всех мировых конфессий.
Слово «саван» этимологически связано с названием города Сабан. Он располагался в окрестностях Багдада еще в те времена, когда столица современного Ирака была центром Аббасидского халифата. Город славился ткацким искусством, в особенности — кипенно-белой миткалью, которую умели делать только здесь. Именно она послужила материалом для первого в мире савана.
Белый цвет символизировал чистоту души умершего, его невинность перед Господом и набожность. И очень быстро традиция заворачивать тела в саван распространилась по всей земле.
Не только миткаль: из чего шили саваны в разных странах мира?
Белоснежную арабскую миткаль можно было достать только на Востоке. Поэтому материалы, из которых шили саваны, разнились, в зависимости от региона.
Так, в Европе ткани были, преимущественно, льняными или конопляными, в Азии — хлопковыми и шелковыми. На зеленых холмах Туманного Альбиона во множестве паслись овцы, и саваны делали из шерсти.
Уникальная традиция существовала в Дании и Австрии. Только в этих странах умели делать ткани из крапивы. Они были очень дорогими, поскольку такое производство было сложным и трудоемким. Об этом писал Г.Х. Андерсен в сказке «Дикие лебеди». Его героиня, Элиза, должна сплести рубашки из крапивы для своих братьев, чтобы развеять колдовство, и это стоит девушке огромных усилий.
В XVIII веке в Европе также начали выращивать хлопок и экспортировать его в Великобританию. Саваны из хлопка были дешевле, но их появление на рынке угрожало традиционному промыслу. Под давлением фермеров британский парламент принял билль о том, что при изготовление саванов производители обязательно должны использовать шерсть.
На Руси же ткани делали из льна. Однако повсеместно традиция заворачивать покойников в саван распространилась вместе с христианством. Славяне почти не использовали ткани в погребальных практиках. В отрез материи заворачивали только бедняков, которых хоронили в земле, а не в домовине.
Саван в мировой религиозной культуре
Христианство
Хотя изначально савану в христианстве отводилась очень большая роль, сейчас этот ритуальный атрибут считается обязательным исключительно в православии. Обычно это покрывало до 2 м в длину и 60-90 см в ширину. Оно может быть как белым, так и цветным, но почти всегда — с религиозной символикой. В прошлые века христианские символы и молитвы вышивали на ткани, сейчас ручная вышивка — редкость, в основном используются машинная или принты.
На время отпевания покойного закрывают до пояса. После прощания тело накрывают с головой.
Особую роль играет саван в старообрядчестве. Оно стоит особняком от православия, в нем живы те традиции, от которых современный мир уже давно отказался. О том, как готовятся к похоронам старообрядцы, мы писали ранее.
Мусульманство
В мусульманстве до недавнего времени саван был единственным облачением покойного. Тело заворачивали в два или даже три отреза материи с головой и так хоронили в землю.
В России похороны без гроба запрещены, поэтому мусульман хоронят в особых ящиках.
Если семья была бедной, и денег на ткань (а ткани в прошлом ценились очень дорого) не хватало, дозволялось завернуть покойного в один отрез ткани. Обязательно следовало закрыть голову, ноги могли быть видны.
Иудаизм
В большинстве стран погребальная атрибутика свидетельствует о статусе покойного. Например, в России покрывало может быть выполнено из синтетического шелка, а может — из натурального. Но в Израиле такие различия не допускаются. Всех покойных, вне зависимости от статуса, следует хоронить одинаково. Саван здесь служит в качестве облачения. Это отрез ткани длиной до 12 м, тело в него заворачивают с головой. Прощание у иудеев проходит при закрытой крышке гроба.
Индуизм
В Индии используют два типа саванов:
Индия — бедная страна, так что ткани здесь по-прежнему стоят очень дорого. Поэтому праздничное покрывало может передаваться в семье из поколения в поколение. После того, как тело, уложенное на носилки, дважды опускают в реку Ганг, праздничный саван снимают, стирают, сушат и убирают до следующих похорон. Останки кремируют в нательном покрывале.
Саван (кафан)
Минимальный саван — это когда ткань покрывает все тело покойного одним слоем. Наилучшим же в соответствии с Сунной пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) является: три полотнища для мужчин и пять — для женщин[1]. Лучше, если они будут белого цвета и пропитаны благовонием.
Саван мужчин
Первым делом расстилают самое широкое полотнище (лифафа)[2]. Затем поверх него стелют еще одно (изар), которым можно полностью обернуть тело от макушки головы до ступней ног. Затем покойного одевают в рубаху[3] из белого полотна, которая покрывает его от плеч до ступней[4], и кладут тело на расстеленные ткани (лифафа и изар)[5]. Сначала укрывают его верхней тканью (изар) так, чтобы та часть ткани, что слева от него, оказалась под той, что справа от него. После чего заворачивают в просторную нижнюю ткань (лифафа). Канонически допустимо ограничиться только двумя тканями — лифафа и изар. Передаются слова Абу Бакра: «Вымойте вот эти две мои одежды, и пусть они будут для меня саваном»[6]. Ограничиваться одним полотнищем (лифафа) допустимо только в вынужденных ситуациях.
Саван (кафан) женщин
Первым делом расстилают самое широкое полотнище (лифафа). Затем поверх него стелют еще одно (изар), которым можно полностью обернуть тело от макушки до ступней. Затем покойную одевают в рубаху[7] из белого полотна, которая может закрыть ее от плеч до ступней ног. Волосы покойной заплетают в две косы и кладут по обе стороны на грудь поверх рубахи. После этого завязывают платок (химар), закрывающий волосяной покров головы и шею. Затем поверх рубахи обвязывают тело еще одним куском ткани[8] в области груди и кладут на расстеленные полотнища (лифафа и изар)[9]. Сначала, как и у мужчин, укрывают тело верхней тканью (изар) так, чтобы та часть ткани, что слева от покойной, оказалась под той, что справа. После чего заворачивают в просторную нижнюю ткань (лифафа). Канонически допускается ограничиться двумя полотнищами (лифафа и изар) и платком (химар).
Саван (кафан) ребенка
Если ребенок старше семи лет, то его саван подобен савану взрослых. Если младше семи, его заворачивают в два основных полотнища.
Саван и мужчин, и женщин перевязывается так, чтобы тело не оголялось. Конец савана у ног можно завязать, направляя в сторону головы, а у головы — направляя в сторону ног. Когда покойного уже положили в могилу, узлы нужно распустить.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Допускается хоронить человека в его одежде, предварительно постирав ее и почистив. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 473.
[2] По размеру оно должно быть таким, чтобы тело покойного можно было полностью завернуть и закутать в него с головы до ног включительно.
[3] Это может быть халат, накидка или просто большой кусок ткани, покрывающий тело от плеч до ступней. См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 92; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах [Ступени успеха с помощи Открывающего все Господа]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. С. 212; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 17.
[4] См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 92.
[5] Когда тело покойного уже накрыто, из-под ткани вынимают полотенце, что закрывало ‘аурат.
[6] См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 93.
[7] Это может быть халат, накидка или что-либо другое, укрывающее тело от плеч до ног.
[8] Этот кусок ткани называется «хырка» и является для женщин пятым, последним.
[9] Когда тело покойной уже накрыто, из-под ткани вынимают полотенце, что закрывало ‘аурат.