сайт религия что это

Что такое религия – даю понятное определение и рассказываю о различиях между национальными и мировыми религиями

Схожие верования во что-то сверхъестественное. Три главных признака: догматизм, иррациональность, культ.

сайт религия что это. Смотреть фото сайт религия что это. Смотреть картинку сайт религия что это. Картинка про сайт религия что это. Фото сайт религия что это

Религия – это название совпадающих взглядов разных людей на нечто сверхъестественное. Вот есть группа людей, которые считают, что бог – Иисус Христос, или, точнее сказать, святая Троица (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), другая группа считает, что бог – Аллах, третьи считают, что есть другие боги.

Эти совокупности взглядов на сверхъестественное и превращаются в религию. Обратите внимание, вера и религия – далеко не одно и тоже. Мы разберемся, почему, но сначала познакомимся с главными признаками религии.

Три главных признака религии

Религия иррациональна. То есть религиозный человек не может ответить на вопрос «Почему?» – почему он верит в того или иного бога, поклоняется ему.

Отсюда вытекает другой признак – догматизм. Догмы – это точки зрения, которые при любых обстоятельствах принимаются за истину. Они есть в абсолютно любой религии. Например, догма о том, что Иисус Христос воскрес на третий день или о его непорочном зачатии.

Когда Владимир Познер принимал участие в программе «Не верю» на телеканале «Союз», он сказал: «Непорочного зачатия не бывает. Его просто не бывает». На что священник ответил, что мы [христиане] не можем считать, что бог пришел в мир так же, как все остальные люди.

Вот и получается догма – что-то просто принимается за истину без попыток это обосновать. И иррационализм здесь же – так вроде бы не может быть, но верующий человек считает, что так было.

В религии всегда есть культ. То есть как правильно служить определенному богу: какие совершать обряды, как правильно молиться, какие службы проводить в храмах и проводить ли их вообще.

Итак, три признака: иррациональность, догматизм, культ.

Чем религия отличается от веры

У веры нет культа и догм. Вера не всегда иррациональна.

Например, человек верит в то, что во Вселенной есть другая жизнь, что мы такие не одни. Он не может это доказать, потому что инопланетяне к нам не прилетают и на глазах у всех по нашей земле не гуляют. Но он на основании каких-то предположений, косвенных свидетельств верит, что они есть.

Культа у веры нет, потому что это просто «верю / не верю». Речи не идет о том, как молиться, как поклоняться и пр.

Догмы тоже отсутствуют. Я могу верить, что инопланетяне живут на Луне, вы верите, что они на Марсе, ваша подруга – что они на Венере. И это не мешает нам всем продолжать верить в инопланетян.

Может быть вера без религии

Я спросил своего преподавателя философии в вузе: «Вы верите в Бога?» – «Да, конечно. Я верю, что Бог есть. Есть что-то высшее, надматериальное. Но какой он – я не знаю. Воля Бога – это то, чего я никогда не узнаю».

То есть он верит и в то же время не принадлежит ни к одной религии.

Роль религии в жизни человека и общества

Религия (и, прежде всего, сама по себе вера) наполняет жизнь смыслом. Если есть бог, значит наша жизнь – не просто случайность. Значит мы были намеренно созданы богом, для чего-то посланы на эту землю.

Религия облегчает жизнь человеку по нескольким причинам:

Есть и другие функции.

Коммуникативная. Религиозные люди образуют свой «круг», в котором могут общаться. Их представления о мире во многом совпадают за счет религиозного представления, поэтому им проще понимать друг друга, находить общие темы для разговора.

Мировоззренческая. Религия формирует определенную систему ценностей, особое восприятие мира.

Культурная. Каждая религия представляет собой элемент культуры. Причем религиозная культура очень хорошо передается из поколения в поколение. Например, многие мусульмане наизусть знают Коран. Вы вдумайтесь, наизусть знать! Естественно, тот, кто знает Коран наизусть, сможет многое о нем рассказать своим детям, внукам, передать свои знания последующим поколениям.

Отсюда вытекает еще одна функция – воспитательная. Каждая религия воспитывает человека в рамках определенных правил. Например, в одной религии многоженство будет запрещено, в другой – разрешено, в одной будет поощряться социальная активность, а в другой – уединение, «келейный» образ жизни. Это может иметь серьезные последствия не только для отдельных людей, но и для целого государства.

Чем мировые религии отличаются от этнических

Этот вопрос я задавал в вузе преподавателю культурологии. Я думал, что христианство, буддизм и ислам называются мировыми религиями, потому что в них наибольшее количество верующих. Но она сказала иначе.

Мировая религия – то есть такая, которая может «принять» любого человека. Любой может стать мусульманином, буддистом или христианином. А вот иудаизм – это религия тех, кто был рожден в еврейской семье, это «этническая» религия.

4 типа древних религий

Эти четыре типа были очень распространены в прошлом, давайте с ними познакомимся.

Тотемизм – когда племя поклоняется тотему. Тотем – это чаще всего животное, реже – растение или какой-то неодушевленный предмет. В детстве я смотрел мультик «Братец медвежонок» – про индейское племя, тотемом которого был медведь. С тех пор слово «тотемизм» всегда у меня ассоциируется с ним.

Шаманизм – когда в племени есть шаман и «обычные» люди все делают так, как он скажет. Шаман, по их мнению, умеет общаться с духами и высшими силами.

Фетишизм – поклонение неодушевленным предметам – фетишам. Ими может быть что угодно. Например, камень необычной формы, драгоценный металл. Фетиши часто возникали из-за того, что люди не понимали свойств или причин появления предмета. Например, находят они в земле скелет какого-то древнего существа и думают: «Сейчас таких существ нет, что же это? Давайте на всякий случай ему поклоняться».

Анимизм – вера в духов. Это могут быть духи умерших людей, духи животных и растений, духи, которые обитают в определенной местности.

Является ли религия заблуждением

Никто не знает. И никогда не узнает. Иммануил Кант говорил, что бог – это так называемая «вещь в себе», то есть его существование невозможно доказать или опровергнуть экспериментальным путем.

Атеистам иногда кажется, что верить в бога – смешно, абсурдно, что это проявление слабости.

Как клетки живых организмов начали удваиваться? Снег не удваивается, песок не удваивается, а клетки бактерий удваиваются каждые 20 минут.

Вы можете поверить в то, что без вмешательства чего-то высшего природа пришла к тому, что случайное соединение двух клеток дает через 9 месяцев человека? Со всеми системами органов, с головным мозгом, которого нет ни у одного другого существа?

Мне как-то в это не верится.

Атеисты могут на это сказать: «Если бог есть, покажи нам его». Я не могу его показать. Не могу доказать, что он есть. Я сам этого не знаю. Но я считаю (это только мое мнение, сугубо личное), что заявлять: «Бога нет. Религии – ложь и обман» – слишком самонадеянно. Есть еще очень много вопросов, на которые надо найти ответ, прежде чем так заявлять.

Источник

Религия

Рели́гия (от лат. religio, (возм. от лат. religare – соеди­нять, или relegere — выде­лять, или reeligere — вновь изби­рать) – 1) особая форма вза­и­мо­дей­ствия чело­века (обще­ства) со «сверхъ­есте­ствен­ным»; 2) истин­ная рели­гия — Пра­во­сла­вие.

Рели­гия стре­мится дать ответ на пер­во­сте­пен­ный для каж­дого чело­века вопрос о смысле жизни. В отли­чие от науки, уста­нав­ли­ва­ю­щей лишь необ­хо­ди­мые при­чинно-след­ствен­ные связи и без­лич­ные законы при­род­ной жизни, рели­гия рас­кры­вает чело­веку цель его бытия, ука­зы­вает его пред­на­зна­че­ние в мире – пред­на­зна­че­ние, испол­не­ние кото­рого озна­чает испол­не­ние миссии чело­века на Земле. Вне опре­де­ле­ния этого пред­на­зна­че­ния чело­ве­че­ская жизнь утра­чи­вает всякий смысл, рав­но­ценна неосо­знан­ной живот­ной жизни.

Рас­крыть смысл чело­ве­че­ского суще­ство­ва­ния рели­гия может только рас­крыв истин­ную Пер­во­при­чину бытия, создав­шую мир и наде­лив­шую его Своим смыс­лом. Рели­гия при­звана ука­зать на Вечное Абсо­лют­ное бытие, пре­бы­ва­ю­щее вне всех форм услов­но­стей и огра­ни­че­ний, обла­да­ю­щее всеми совер­шен­ствами в срав­не­нии с огра­ни­чен­ным и услов­ным бытием чело­века. Опре­де­лив Пер­во­при­чину бытия, рели­гия должна дать ясное учение о Ней.

Но этим не исчер­пы­ва­ется сущ­ность рели­гии, поскольку она при­звана не просто ука­зать на Высшее бытие, но и рас­крыть путь позна­ния Выс­шего бытия – путь cоеди­не­ния (religare – соеди­нять) Абсо­лют­ного бытия и чело­века. Именно в рас­кры­тии пути соеди­не­ния Выс­шего бытия и чело­века и заклю­ча­ются суть рели­гии, поскольку именно в этом соеди­не­нии есть смысл жизни чело­века.

Хри­сти­ан­ство явля­ется истин­ной рели­гией, ибо хри­сти­ан­ство рас­кры­вает Пер­во­при­чину миро­зда­ния в Высшем Боже­ствен­ном бытии, опре­де­ляя Бога как Духа, пре­бы­ва­ю­щего вне явле­ний твар­ного мира. Хри­сти­ан­ское бого­сло­вие ясно учит о Боге как Все­со­вер­шен­ном – Бес­пре­дель­ном, Само­быт­ном, Неиз­ме­ри­мом, Вечном, Неиз­ме­ня­е­мом, Святом Суще­стве, явля­ю­щем Бес­ко­неч­ную бла­гость и Бес­ко­неч­ное пра­во­су­дие, чье Неогра­ни­чен­ное Духов­ное Бытие все­цело отлично от огра­ни­чен­ного бытия всех существ создан­ного Им мира.

В то же время хри­сти­ан­ство гово­рит не об абстракт­ном, чуждом чело­ве­че­скому позна­нию боге. Хри­сти­ан­ство учит о воз­мож­но­сти позна­ния Бога, поскольку Сам Бог рас­кры­ва­ется чело­веку во всей пол­ноте, поскольку сам Бог вопло­ща­ется в Чело­веке. Сре­до­то­чие хри­сти­ан­ского Бого­по­зна­ния – Бого­че­ло­век Иисус Хри­стос, Кото­рый есть Путь и Истина и Жизнь, ибо Он соеди­няет в Себе Боже­ствен­ную и чело­ве­че­скую при­роду, откры­вая воз­мож­ность соеди­не­ния с Богом для каж­дого веру­ю­щего в Него.

Хри­сти­ан­ство явля­ется рели­гией еди­не­ния Бога и чело­века, рели­гией, дару­ю­щей чело­веку пра­виль­ные пред­став­ле­ния о Боге в нераз­рыв­ной связи с воз­мож­но­стью обо­же­ния – соеди­не­ния с Ним.

При выборе рели­гии важно обра­тить вни­ма­ние на сле­ду­ю­щее:

Бог – Творец этого мира, а не его часть. Соот­вет­ственно, наи­бо­лее полно узнать и позна­вать Бога мы можем только из Его Откро­ве­ния о Себе (сверхъ­есте­ствен­ного Откро­ве­ния). Более абстрактно Бог позна­ётся из окру­жа­ю­щего мира (как творец по его тво­ре­нию), что остав­ляет широ­кий про­стор для чело­ве­че­ской фан­та­зии (отсюда мно­го­чис­лен­ные рели­гии чело­ве­че­ского про­ис­хож­де­ния).

Слово «рели­гия» можно бук­вально пере­ве­сти как «вос­со­еди­не­ние», вос­ста­нов­ле­ние связи с Богом. В хри­сти­ан­стве цель – Богобще­ние, а глав­ное Цер­ков­ное Таин­ство Свя­того При­ча­ще­ния – соеди­не­ние с Богом-Твор­цом. Истин­ный Бог – не деспот, не без­раз­лич­ное к своему тво­ре­нию суще­ство, не абстракт­ная энер­гия, а Любя­щий Отец. Хри­сти­ан­ская любовь это не просто эмоция, она жерт­вен­ная, дея­тель­ная и бес­ко­рыст­ная.

Истина одна, не может быть несколько про­ти­во­ре­ча­щих друг другу истин. Стены рели­гий всё же дости­гают до небес. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ные рели­гии прин­ци­пи­ально раз­ли­ча­ются в важ­ней­ших тези­сах веро­уче­ния – пред­став­ле­нии о Боге, мире, чело­веке и цели чело­ве­че­ской жизни. Утвер­ждать, что все рели­гии по сути гово­рят об одном – абсурдно. Бог не может Себе про­ти­во­ре­чить: не может быть, чтобы про­ро­кам Моисею, Давиду, Исаие Он пред­ска­зы­вает одно, Еван­ге­лие Христа гово­рит то же, Хри­стос и Его апо­столы сви­де­тель­ствуют об этом же, а через 600 лет после Христа рож­да­ется Мухам­мад и выво­ра­чи­вает все наизнанку.

Явля­ется ли рели­гия рели­гией все­об­щей или это система куль­турно-наци­о­наль­ных тра­ди­ций. Рели­гия пред­по­ла­гает живое обще­ние чело­века с Богом (личное обра­ще­ние в молитве и соеди­не­ние в таин­ствах), а не просто некий свод правил и обря­дов. Не про­ти­во­ре­чат ли веро­учи­тель­ные прин­ципы рели­гии сове­сти и нрав­ствен­ным прин­ци­пам чело­века? При­знаёт ли рели­гия сво­боду воли?

Фигура осно­ва­теля рели­гии:

В любой другой рели­гии мира лич­ность учи­теля зани­мает вто­ро­сте­пен­ное место по отно­ше­нию к тому учению, кото­рое он про­по­ве­дует. Даже если чело­век, кото­рый это учение несет другим людям, явля­ется его непо­сред­ствен­ным авто­ром, все равно на первом месте стоит учение, а уже на втором — его автор. Если пред­ста­вить себе, что по каким-то при­чи­нам имя осно­ва­теля той или иной рели­ги­оз­ной тра­ди­ции было забыто или вообще неиз­вестно, то этот факт ни в коей мере не повлиял бы на саму суть этой тра­ди­ции. Самое глав­ное — что именно про­по­ве­дует та или иная рели­гия. А кто про­по­ве­дует — это уже вопрос второй важ­но­сти.

В хри­сти­ан­стве все как раз наобо­рот. Глав­ное место в жизни веру­ю­щего чело­века зани­мает сам Хри­стос, а Его учение и запо­веди — это своего рода путе­во­ди­тели, ука­зы­ва­ю­щие верную дорогу и помо­га­ю­щие про­ло­жить пра­виль­ный марш­рут, в конце кото­рого стоит лич­ность нашего Боже­ствен­ного Учи­теля.

Я — свет миру ( Ин.8:12 ); Я — путь и истина и жизнь ( Ин.14:6 ); кто не берет креста своего и сле­дует за Мною, тот не достоин Меня ( Мф.10:38 ), — эти и подоб­ные им слова встре­ча­ются в Новом Завете очень часто, причем исхо­дят они не только из уст самого Спа­си­теля, но и от Его апо­сто­лов, кото­рые видели в своем Учи­теле больше, чем просто про­рока или осно­ва­теля новой рели­гии. Они видели в Нем Сына Божьего и Бога, кото­рый пришел в этот мир спасти свое погиб­шее тво­ре­ние — чело­века. И вот уже две тысячи лет Цер­ковь вслед за апо­сто­лом Петром на каждой Литур­гии повто­ряет слова, став­шие глав­ными сло­вами каж­дого хри­сти­а­нина: «Верую, Гос­поди, и испо­ве­дую, что Ты — Хри­стос, Сын Бога Живого».

Итак, хри­сти­а­нин — это тот, кто верует во Христа. Вернее, тот, для кого Хри­стос явля­ется стерж­нем всей его жизни. Без этого глав­ней­шего усло­вия наша вера пре­вра­ща­ется в пустую фор­маль­ность, наши бого­слу­же­ния — в кра­си­вые спек­такли, а наша мораль — в про­стую игру в бисер. Это очень жест­кое и резкое утвер­жде­ние, но это дей­стви­тельно так: без Христа хри­сти­ан­ство ста­но­вится про­стой фило­со­фией, кото­рая может дать чело­веку очень многое. Фило­со­фия не дает лишь самого Христа. А без Христа спа­стись невоз­можно.

Если языч­ники гово­рят о том, какую жертву люди должны при­не­сти богу, то Еван­ге­лие гово­рит о том, какую Жертву Бог принес людям: Сын Чело­ве­че­ский не для того пришел, чтобы Ему слу­жили, но чтобы послу­жить и отдать душу Свою для искуп­ле­ния многих ( Мф. 20:28 ); Ибо так воз­лю­бил Бог мир, что отдал Сына Своего Еди­но­род­ного, дабы всякий, веру­ю­щий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:16 )». Хри­сти­ан­ство осно­вано, прежде всего, на любви и бла­го­дар­но­сти к Богу, а не испол­не­нии зако­нов и обря­до­вых норм.

Наи­луч­шие пред­ста­ви­тели срав­ни­ва­е­мых рели­гий (святые). Какие плоды дала их вера, как они повли­яли на окру­жа­ю­щих людей, какова была их само­оценка. Были ли при­об­ре­тён­ные ими каче­ства «неот­мир­ными», полу­чен­ными от Бога или это был резуль­тат чело­ве­че­ских усилий: физи­че­ской или пси­хи­че­ской тре­ни­ровки?

При объ­ек­тив­ном иссле­до­ва­нии рели­гий важно отде­лить исто­ри­че­ское тече­ние рели­гии от её позд­ней­ших откло­не­ний и не сме­ши­вать грехи тех или иных после­до­ва­те­лей рели­гии с её веро­учи­тель­ными поло­же­ни­ями.

Почему хри­сти­ан­ство един­ствен­ная истин­ная рели­гия?

О при­чи­нах появ­ле­ния и суще­ство­ва­ния нехри­сти­ан­ских рели­гий:

Можно ли утвер­ждать, что иные рели­гии по той или иной при­чине просто не «дозрели» до пред­став­ле­ния о Святой Троице и испо­ве­дуют Бога Отца?

Сын – Слово Бога Отца. Ум рож­дает Слово. Сын – вечное Откро­ве­ние Отца. Можете ли Вы узнать, что у меня в уме без моего слова? Поэтому Хри­стос и гово­рит: «Я есть путь и истина, и жизнь; никто не при­хо­дит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ). Поэтому мы и утвер­ждаем, что невоз­можно гово­рить о том, что у нас с иными рели­ги­ями один Бог – Отец, мол, они нехри­сти­ане, но знают Бога Отца. Отец всегда откры­ва­ется лишь Сыном в Духе Святом. Святой Дух – выра­зи­тель Сына!

Появ­ле­ние раз­лич­ных рели­гий явля­ется одним из след­ствий пер­во­род­ного греха. Душа чело­века не может без Бога, не имея связи с Ним, она пыта­ется Его создать.

Все рели­гии можно клас­си­фи­ци­ро­вать 2‑мя мето­дами: по бли­зо­сти к Бого­от­кро­вен­ному пра­во­слав­ному хри­сти­ан­ству и по уда­лён­но­сти от него:

“Все рели­гии – это лест­ницы, кото­рые чело­век строит, чтобы достичь неба, но хри­сти­ан­ство – это лест­ница, кото­рую Бог спус­кает с небес на землю, и по этой лест­нице к нам при­хо­дит Хри­стос”.
прот. Алек­сандр Мень

Хри­сти­ан­ская вера явля­ется Божьим Откро­ве­нием; все осталь­ные рели­гии – лишь попытки чело­века вер­нуть поте­рян­ную связь с Твор­цом.

Хри­сти­ан­ство – это не набор инфор­ма­ции, и посему, оно не может исчер­паться кни­гами. Хри­сти­ан­ство есть непо­сред­ствен­ный опыт жизни в Боге.

Источник

Введение. Что такое религия?

Версии происхождения слова «религия»

Слово «религия« имеет латинское происхождение: religio в переводе на русский буквально означает «совестливость, добросовестность, благочестие, благоговение, набожность». Относительно этимологии слова существует две основные версии.

Данного понимания религии, сформулированного цитированными выше христианскими авторами, мы будем придерживаться и в настоящем издании. Вместе с тем следует оговориться, что, примеряя такое понимание религии к буддизму, читатель может столкнуться с определенными трудностями и задаться вопросом, в какой мере возможно считать эту одну из мировых и наиболее многочисленных по количеству своих сторонников традицию религией в том смысле слова, о котором было сказано только что.

Отличительные особенности религиозного мировоззрения

Если сопоставить мировоззрения носителей разных религиозных традиций и попытаться найти в них нечто общее, то можно обнаружить, что религиозное мировоззрение обладает определенным набором отличительных признаков, которые делают данное мировоззрение именно религиозным, а не философским или научным, к примеру. При этом сразу необходимо оговориться, что далеко не у каждой религиозной традиции обязательно наличествуют все нижеперечисленные характеристики, что, безусловно, дает исследователям основания дискутировать о степени «религиозности» той или иной традиции.

Во-первых, религиозным мировоззрение делает наличие духовного опыта. Как правило, отправной точкой для появления той или иной религиозной традиции служит опыт ее основателя (даже если он является личностью легендарной, как Сиддхартха Гаутама в буддизме или Лао-цзы в даосизме, или «сверхъестественным» существом, как в Идзанаги и Идзанами в синтоизме).

Во-вторых, в основании религиозного мировоззрения, как правило, лежит противопоставление профанного, то есть обычного, обыденного, и сакрального, то есть священного. Присутствие этого разграничения мы можем видеть, например, в различиях в архитектурном облике храмовых зданий и прочих сооружений. Даже самый малорелигиозный человек способен легко идентифицировать церковь, не перепутав ее с офисным или техническим зданием. Стремлением к сохранению сакрального начала во многом объясняется и использование в богослужениях особого языка, отличного от языка повседневного общения.

В-третьих, религиозное мировоззрение основано на утверждении существования «духовного», часто нематериального, невидимого мира, который выходит за пределы обычного, повседневного опыта человека. В разных религиях представления об этом ином мире могут сильно отличаться друг от друга. Этот духовный мир человек может представлять себе как созданный и возглавляемый Единым Богом, Творцом и Промыслителем всего сущего (как, например, в христианстве, иудаизме или исламе), как совокупность множества духов (как, например, в синтоизме) или как особую непознаваемую и неописываемую реальность (наподобие нирваны в буддизме). Однако именно к этому духовному миру обращены взоры носителей той или иной религиозной традиции.

В-четвертых, носитель религиозного мировоззрения убежден в возможности общения с духовным миром. Несомненно, что ценность религиозной веры в существование духовного мира актуализируется прежде всего в опыте общения с ним. Те же мировоззренческие системы, которые настаивают на непознаваемости духовного мира и утверждают автономность существования Вселенной в деистическом духе, в конечном счете, перестают быть в собственном смысле слова религиозными, переходя на почву философии или простого бытового агностицизма.

Наконец, в-пятых, в мировоззренческой системе, претендующей на название «религиозной», часто содержится определенная совокупность норм поведения, проявляющихся в деятельности (в том числе и культовой) и в мотивации действий, основанных на данном мировоззрении. Укажем для образца на христианскую традицию, в любой из своих конфессий (исповеданий) принимающую в качестве нравственных ориентиров Божественные заповеди синайского законодательства – Декалог ( Исх. 20:2–17 ) и Евангельские заповеди блаженств ( Мф. 5:3–12 ). Соответственно, поступок, отвечающий моральным требованиям, зафиксированным в указанных авторитетных религиозных текстах, будет восприниматься как должный и похвальный, а противоречащий им – как порицаемый и отторгающий человека от сообщества единоверцев. Кроме того, в христианских конфессиях в той или иной форме существует литургическая практика, включающая в себя по крайней мере совершение Крещения и Причащения. Свои специфические кодексы моральных норм вкупе с общепринятыми обрядовыми действиями имеются и в других религиозных традициях.

В вышеуказанном перечислении вовсе не случайно на первое место поставлен духовный опыт, поскольку именно он является первичным по отношению ко всем прочим элементам религиозности. Это есть опыт соприкосновения (или даже можно сказать «столкновения») с чем-то принципиально иным, пугающим своей беспредельностью и неизвестностью, внушающим одновременно благоговение и в то же время страх и трепет.

Аспекты религии

Для религиозного человека первичным с точки зрения значимости всегда будет религиозное представление (доктрина/верования). За ним по степени важности следуют этика и религиозная практика.

Это не означает, конечно, хронологического первенства доктрины над всеми остальными составляющими религиозной традиции, но лишь указывает на ее логическое место в системе религиозных представлений человека. Исторически, скорее, следует признать первичность мистического, духовного опыта, на осмыслении которого позднее выстраивался комплекс доктринальных и этических идей.

Соответственно, исходя из выявленных выше особенных характеристик религиозного мировоззрения (мировосприятия), мы будем рассматривать следующие важнейшие составляющие той или иной религии:

духовный опыт основателя религии (или как вариант – культурного героя), отраженный, как правило, в ключевых религиозных сюжетах;

доктрину: религиозную идею, учение и его догматическое содержание или, говоря иначе, веру в формальном смысле этого слова;

этику: учение о нравственности;

религиозную практику: обряды и аскезу.

Основные аспекты религиозного представления, раскрывающие содержание религиозных доктрин:

1. Космологический (от греч. κόσμος – «мир», «земля», «миропорядок» и λόγος – «слово», «учение») – раскрывает представления о происхождении вселенной (космогония), богов (теогония) и человека (антропогония);

2. Амартологический (от греч. ἁμάρτημα – «грех», «ошибка») – объясняет источник существования греха, несовершенства в мире (там, где подобные построения имеются);

3. Сотериологический 10 (от греч. Σωτηρι᾿ α – «спасение») – описывает опыт преодоления несовершенства, ограниченности человеческой личности как части мира;

4. Эсхатологический (от греч. σχατος – «последний», «конечный») – описывает представления о конечной судьбе материального мира и участи людей. Это, как правило, самый слабовыраженный элемент учения ввиду того, что его содержание относится к «будущему веку» – к тому, чему еще предстоит произойти, что еще только предощущается. Данный аспект вероучения зачастую имеет яркие космогонические черты, поскольку призван выявить грядущие способы и формы бытия мира, то есть описать его создание на новых основаниях. Кроме того, нередко это новое бытие мыслится как «хорошо забытое старое», то есть как возврат к утраченному на заре времен блаженному существованию.

Показательно, что все приведенные выше элементы религиозного мировоззрения имеют между собой нечто общее. Все это суть представления о происхождении, даже если речь идет о происхождении греха или смерти.

Таким образом, всякое религиозное верование или учение покоится, как на некоем фундаменте, на космогонических идеях. Более того, все остальные представления постоянно обращаются к ним, воспроизводят их. Например, сотериологический по своему характеру подвиг основателя религии (или культурного героя) воспринимается как элемент космогонии, как действие, изменившее мир, сделавшее его не таким, каков он был до этого. Иначе говоря, произошло нечто, что стало частью процесса создания мира в его нынешнем виде (ср.: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор. 5:17 ). «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало» (Тропарь 7 песни Пасхального канона)).

То же самое можно сказать и применительно к эсхатологии, с той только разницей, что реструктуризация, обновление мира является делом будущего, еще не наступившего времени.

Однако прежде чем говорить о появлении какого бы то ни было религиозного явления, следовало бы указать предпосылки к его появлению, а также исторический и культурный фон его зарождения. Именно с этого и будет начинаться рассмотрение любого из изучаемых нами феноменов. После этого будут излагаться ключевые сюжеты, служащие основанием для вероучения, этика и религиозная практика. При необходимости будут даваться сведения общеисторического характера, важные для понимания контекста становления и развития религии, а также статистические данные.

Аврелий Августин, блаж. Творения: в 4 т. СПб.: Алетейя; К.: УЦИММПресс, 1998.

Алов А. А., Владимиров Н. Г., Овсиенко Ф. Г. Мировые религии. М.: Приор, 1998.

Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. Иллюстрированная история религий: в 2 т. / ред. Д. П. Шантепи де-ля-Соссей. Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и Российского фонда мира, 1992.

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарог, 1993.

Кэмпбелл Дж. Д. Герой с тысячью лиц. М.: София, 1997.

Лактанций. Божественные установления / пер., вступ. ст. и прим. В. М. Тюленева. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: АСТ, 2011. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.

Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1980.

Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.: Издание Сретенского монастыря, 2002.

Основы религиоведения: учеб. / под ред. И. Н. Яблокова; 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2001.

Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. СПб.: Азбука-классика – Петербургское востоковедение, 2007.

Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М.: АСТ, 2010.

Франк С. Л. Философия и религия // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М.: Изд-во политической литературы, 1990.

Цицерон М. Т. Философские трактаты. М., 1985.

Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.

Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. М.: Академический проект, 2009.

Элиаде М. Трактат по истории религий: в 2 т. СПб.: Алетейя, 1999–2000.

Яблоков И.Н. Религиоведение: учеб. пособие и учеб. словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарики, 2000.

См.: Цицерон М. Т. О природе богов (II, 72) // Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. М., 1985. Всемирной книге фактов ЦРУ ( есть вашего звания, надежды отечетсва. Аминь.гословит предстоящия дела ваши и в них да поможет в

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарог, 1993. С. 56.

«Ведь мы рождены с тем замыслом, чтобы воздавать надлежащее и заслуженное послушание Богу, нас сотворившему, одного Его знать и Ему одному следовать. Мы соединены и связаны [religati sumus] этими узами благочестия с Богом, отчего и сама религия получила свое имя, а не от слова “перечитывая” [relegendo], как объяснял Цицерон» (пер. по: Лактанций. Божественные установления / пер., вступ. ст. и прим. В.М. Тюленева. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники».) СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007. С. 296).

См.: Блаж. Аврелий Августин. Об истинной религии. Теологический трактат. Минск: Харвест, 1999. С. 514–515.

Булгаков С.Н., прот. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.

Булгаков С. Н., прот. Свет невечерний. С. 21.

Франк С. Л. Философия и религия // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М.: Изд-во политической литературы, 1990. С. 324.

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. С. 40.

Булгаков С. Н., прот. Свет невечерний. С. 21.

Данный термин в своем прямом значении является специфически христианским. Именно поэтому он употреблен в кавычках. Однако поскольку он указывает на ключевую идею – идею преодоления человеком того недолжного положения, в котором его видит религия, мы в дальнейшем будем использовать его в главах, посвященных нехристианским религиям.

Подобные соображения следует иметь в виду и при рассмотрении термина «эсхатологический», который в рамках христианского богословия обозначает учение о последних судьбах мира. Вместе с тем он как нельзя лучше подходит для описания нехристианских религиозных доктрин, содержащих учение о завершении нынешнего этапа существования мира и установлении нового, иного бытия.

Источник: История религий / Митрополит Иларион (Алфеев) — Глава 1; Протоиерей Олег Корытко — Введение, главы 2–9; Протоиерей Валентин Васечко — Раздел «Инославие». — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. — 776 с. ISBN 978-5-9908680-0-7

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *