сайт религия что это
Что такое религия – даю понятное определение и рассказываю о различиях между национальными и мировыми религиями
Схожие верования во что-то сверхъестественное. Три главных признака: догматизм, иррациональность, культ.
Религия – это название совпадающих взглядов разных людей на нечто сверхъестественное. Вот есть группа людей, которые считают, что бог – Иисус Христос, или, точнее сказать, святая Троица (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), другая группа считает, что бог – Аллах, третьи считают, что есть другие боги.
Эти совокупности взглядов на сверхъестественное и превращаются в религию. Обратите внимание, вера и религия – далеко не одно и тоже. Мы разберемся, почему, но сначала познакомимся с главными признаками религии.
Три главных признака религии
Религия иррациональна. То есть религиозный человек не может ответить на вопрос «Почему?» – почему он верит в того или иного бога, поклоняется ему.
Отсюда вытекает другой признак – догматизм. Догмы – это точки зрения, которые при любых обстоятельствах принимаются за истину. Они есть в абсолютно любой религии. Например, догма о том, что Иисус Христос воскрес на третий день или о его непорочном зачатии.
Когда Владимир Познер принимал участие в программе «Не верю» на телеканале «Союз», он сказал: «Непорочного зачатия не бывает. Его просто не бывает». На что священник ответил, что мы [христиане] не можем считать, что бог пришел в мир так же, как все остальные люди.
Вот и получается догма – что-то просто принимается за истину без попыток это обосновать. И иррационализм здесь же – так вроде бы не может быть, но верующий человек считает, что так было.
В религии всегда есть культ. То есть как правильно служить определенному богу: какие совершать обряды, как правильно молиться, какие службы проводить в храмах и проводить ли их вообще.
Итак, три признака: иррациональность, догматизм, культ.
Чем религия отличается от веры
У веры нет культа и догм. Вера не всегда иррациональна.
Например, человек верит в то, что во Вселенной есть другая жизнь, что мы такие не одни. Он не может это доказать, потому что инопланетяне к нам не прилетают и на глазах у всех по нашей земле не гуляют. Но он на основании каких-то предположений, косвенных свидетельств верит, что они есть.
Культа у веры нет, потому что это просто «верю / не верю». Речи не идет о том, как молиться, как поклоняться и пр.
Догмы тоже отсутствуют. Я могу верить, что инопланетяне живут на Луне, вы верите, что они на Марсе, ваша подруга – что они на Венере. И это не мешает нам всем продолжать верить в инопланетян.
Может быть вера без религии
Я спросил своего преподавателя философии в вузе: «Вы верите в Бога?» – «Да, конечно. Я верю, что Бог есть. Есть что-то высшее, надматериальное. Но какой он – я не знаю. Воля Бога – это то, чего я никогда не узнаю».
То есть он верит и в то же время не принадлежит ни к одной религии.
Роль религии в жизни человека и общества
Религия (и, прежде всего, сама по себе вера) наполняет жизнь смыслом. Если есть бог, значит наша жизнь – не просто случайность. Значит мы были намеренно созданы богом, для чего-то посланы на эту землю.
Религия облегчает жизнь человеку по нескольким причинам:
Есть и другие функции.
Коммуникативная. Религиозные люди образуют свой «круг», в котором могут общаться. Их представления о мире во многом совпадают за счет религиозного представления, поэтому им проще понимать друг друга, находить общие темы для разговора.
Мировоззренческая. Религия формирует определенную систему ценностей, особое восприятие мира.
Культурная. Каждая религия представляет собой элемент культуры. Причем религиозная культура очень хорошо передается из поколения в поколение. Например, многие мусульмане наизусть знают Коран. Вы вдумайтесь, наизусть знать! Естественно, тот, кто знает Коран наизусть, сможет многое о нем рассказать своим детям, внукам, передать свои знания последующим поколениям.
Отсюда вытекает еще одна функция – воспитательная. Каждая религия воспитывает человека в рамках определенных правил. Например, в одной религии многоженство будет запрещено, в другой – разрешено, в одной будет поощряться социальная активность, а в другой – уединение, «келейный» образ жизни. Это может иметь серьезные последствия не только для отдельных людей, но и для целого государства.
Чем мировые религии отличаются от этнических
Этот вопрос я задавал в вузе преподавателю культурологии. Я думал, что христианство, буддизм и ислам называются мировыми религиями, потому что в них наибольшее количество верующих. Но она сказала иначе.
Мировая религия – то есть такая, которая может «принять» любого человека. Любой может стать мусульманином, буддистом или христианином. А вот иудаизм – это религия тех, кто был рожден в еврейской семье, это «этническая» религия.
4 типа древних религий
Эти четыре типа были очень распространены в прошлом, давайте с ними познакомимся.
Тотемизм – когда племя поклоняется тотему. Тотем – это чаще всего животное, реже – растение или какой-то неодушевленный предмет. В детстве я смотрел мультик «Братец медвежонок» – про индейское племя, тотемом которого был медведь. С тех пор слово «тотемизм» всегда у меня ассоциируется с ним.
Шаманизм – когда в племени есть шаман и «обычные» люди все делают так, как он скажет. Шаман, по их мнению, умеет общаться с духами и высшими силами.
Фетишизм – поклонение неодушевленным предметам – фетишам. Ими может быть что угодно. Например, камень необычной формы, драгоценный металл. Фетиши часто возникали из-за того, что люди не понимали свойств или причин появления предмета. Например, находят они в земле скелет какого-то древнего существа и думают: «Сейчас таких существ нет, что же это? Давайте на всякий случай ему поклоняться».
Анимизм – вера в духов. Это могут быть духи умерших людей, духи животных и растений, духи, которые обитают в определенной местности.
Является ли религия заблуждением
Никто не знает. И никогда не узнает. Иммануил Кант говорил, что бог – это так называемая «вещь в себе», то есть его существование невозможно доказать или опровергнуть экспериментальным путем.
Атеистам иногда кажется, что верить в бога – смешно, абсурдно, что это проявление слабости.
Как клетки живых организмов начали удваиваться? Снег не удваивается, песок не удваивается, а клетки бактерий удваиваются каждые 20 минут.
Вы можете поверить в то, что без вмешательства чего-то высшего природа пришла к тому, что случайное соединение двух клеток дает через 9 месяцев человека? Со всеми системами органов, с головным мозгом, которого нет ни у одного другого существа?
Мне как-то в это не верится.
Атеисты могут на это сказать: «Если бог есть, покажи нам его». Я не могу его показать. Не могу доказать, что он есть. Я сам этого не знаю. Но я считаю (это только мое мнение, сугубо личное), что заявлять: «Бога нет. Религии – ложь и обман» – слишком самонадеянно. Есть еще очень много вопросов, на которые надо найти ответ, прежде чем так заявлять.
Религия
Рели́гия (от лат. religio, (возм. от лат. religare – соединять, или relegere — выделять, или reeligere — вновь избирать) – 1) особая форма взаимодействия человека (общества) со «сверхъестественным»; 2) истинная религия — Православие.
Религия стремится дать ответ на первостепенный для каждого человека вопрос о смысле жизни. В отличие от науки, устанавливающей лишь необходимые причинно-следственные связи и безличные законы природной жизни, религия раскрывает человеку цель его бытия, указывает его предназначение в мире – предназначение, исполнение которого означает исполнение миссии человека на Земле. Вне определения этого предназначения человеческая жизнь утрачивает всякий смысл, равноценна неосознанной животной жизни.
Раскрыть смысл человеческого существования религия может только раскрыв истинную Первопричину бытия, создавшую мир и наделившую его Своим смыслом. Религия призвана указать на Вечное Абсолютное бытие, пребывающее вне всех форм условностей и ограничений, обладающее всеми совершенствами в сравнении с ограниченным и условным бытием человека. Определив Первопричину бытия, религия должна дать ясное учение о Ней.
Но этим не исчерпывается сущность религии, поскольку она призвана не просто указать на Высшее бытие, но и раскрыть путь познания Высшего бытия – путь cоединения (religare – соединять) Абсолютного бытия и человека. Именно в раскрытии пути соединения Высшего бытия и человека и заключаются суть религии, поскольку именно в этом соединении есть смысл жизни человека.
Христианство является истинной религией, ибо христианство раскрывает Первопричину мироздания в Высшем Божественном бытии, определяя Бога как Духа, пребывающего вне явлений тварного мира. Христианское богословие ясно учит о Боге как Всесовершенном – Беспредельном, Самобытном, Неизмеримом, Вечном, Неизменяемом, Святом Существе, являющем Бесконечную благость и Бесконечное правосудие, чье Неограниченное Духовное Бытие всецело отлично от ограниченного бытия всех существ созданного Им мира.
В то же время христианство говорит не об абстрактном, чуждом человеческому познанию боге. Христианство учит о возможности познания Бога, поскольку Сам Бог раскрывается человеку во всей полноте, поскольку сам Бог воплощается в Человеке. Средоточие христианского Богопознания – Богочеловек Иисус Христос, Который есть Путь и Истина и Жизнь, ибо Он соединяет в Себе Божественную и человеческую природу, открывая возможность соединения с Богом для каждого верующего в Него.
Христианство является религией единения Бога и человека, религией, дарующей человеку правильные представления о Боге в неразрывной связи с возможностью обожения – соединения с Ним.
При выборе религии важно обратить внимание на следующее:
Бог – Творец этого мира, а не его часть. Соответственно, наиболее полно узнать и познавать Бога мы можем только из Его Откровения о Себе (сверхъестественного Откровения). Более абстрактно Бог познаётся из окружающего мира (как творец по его творению), что оставляет широкий простор для человеческой фантазии (отсюда многочисленные религии человеческого происхождения).
Слово «религия» можно буквально перевести как «воссоединение», восстановление связи с Богом. В христианстве цель – Богобщение, а главное Церковное Таинство Святого Причащения – соединение с Богом-Творцом. Истинный Бог – не деспот, не безразличное к своему творению существо, не абстрактная энергия, а Любящий Отец. Христианская любовь это не просто эмоция, она жертвенная, деятельная и бескорыстная.
Истина одна, не может быть несколько противоречащих друг другу истин. Стены религий всё же достигают до небес. Наиболее распространённые религии принципиально различаются в важнейших тезисах вероучения – представлении о Боге, мире, человеке и цели человеческой жизни. Утверждать, что все религии по сути говорят об одном – абсурдно. Бог не может Себе противоречить: не может быть, чтобы пророкам Моисею, Давиду, Исаие Он предсказывает одно, Евангелие Христа говорит то же, Христос и Его апостолы свидетельствуют об этом же, а через 600 лет после Христа рождается Мухаммад и выворачивает все наизнанку.
Является ли религия религией всеобщей или это система культурно-национальных традиций. Религия предполагает живое общение человека с Богом (личное обращение в молитве и соединение в таинствах), а не просто некий свод правил и обрядов. Не противоречат ли вероучительные принципы религии совести и нравственным принципам человека? Признаёт ли религия свободу воли?
Фигура основателя религии:
В любой другой религии мира личность учителя занимает второстепенное место по отношению к тому учению, которое он проповедует. Даже если человек, который это учение несет другим людям, является его непосредственным автором, все равно на первом месте стоит учение, а уже на втором — его автор. Если представить себе, что по каким-то причинам имя основателя той или иной религиозной традиции было забыто или вообще неизвестно, то этот факт ни в коей мере не повлиял бы на саму суть этой традиции. Самое главное — что именно проповедует та или иная религия. А кто проповедует — это уже вопрос второй важности.
В христианстве все как раз наоборот. Главное место в жизни верующего человека занимает сам Христос, а Его учение и заповеди — это своего рода путеводители, указывающие верную дорогу и помогающие проложить правильный маршрут, в конце которого стоит личность нашего Божественного Учителя.
Я — свет миру ( Ин.8:12 ); Я — путь и истина и жизнь ( Ин.14:6 ); кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня ( Мф.10:38 ), — эти и подобные им слова встречаются в Новом Завете очень часто, причем исходят они не только из уст самого Спасителя, но и от Его апостолов, которые видели в своем Учителе больше, чем просто пророка или основателя новой религии. Они видели в Нем Сына Божьего и Бога, который пришел в этот мир спасти свое погибшее творение — человека. И вот уже две тысячи лет Церковь вслед за апостолом Петром на каждой Литургии повторяет слова, ставшие главными словами каждого христианина: «Верую, Господи, и исповедую, что Ты — Христос, Сын Бога Живого».
Итак, христианин — это тот, кто верует во Христа. Вернее, тот, для кого Христос является стержнем всей его жизни. Без этого главнейшего условия наша вера превращается в пустую формальность, наши богослужения — в красивые спектакли, а наша мораль — в простую игру в бисер. Это очень жесткое и резкое утверждение, но это действительно так: без Христа христианство становится простой философией, которая может дать человеку очень многое. Философия не дает лишь самого Христа. А без Христа спастись невозможно.
Если язычники говорят о том, какую жертву люди должны принести богу, то Евангелие говорит о том, какую Жертву Бог принес людям: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф. 20:28 ); Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:16 )». Христианство основано, прежде всего, на любви и благодарности к Богу, а не исполнении законов и обрядовых норм.
Наилучшие представители сравниваемых религий (святые). Какие плоды дала их вера, как они повлияли на окружающих людей, какова была их самооценка. Были ли приобретённые ими качества «неотмирными», полученными от Бога или это был результат человеческих усилий: физической или психической тренировки?
При объективном исследовании религий важно отделить историческое течение религии от её позднейших отклонений и не смешивать грехи тех или иных последователей религии с её вероучительными положениями.
Почему христианство единственная истинная религия?
О причинах появления и существования нехристианских религий:
Можно ли утверждать, что иные религии по той или иной причине просто не «дозрели» до представления о Святой Троице и исповедуют Бога Отца?
Сын – Слово Бога Отца. Ум рождает Слово. Сын – вечное Откровение Отца. Можете ли Вы узнать, что у меня в уме без моего слова? Поэтому Христос и говорит: «Я есть путь и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ). Поэтому мы и утверждаем, что невозможно говорить о том, что у нас с иными религиями один Бог – Отец, мол, они нехристиане, но знают Бога Отца. Отец всегда открывается лишь Сыном в Духе Святом. Святой Дух – выразитель Сына!
Появление различных религий является одним из следствий первородного греха. Душа человека не может без Бога, не имея связи с Ним, она пытается Его создать.
Все религии можно классифицировать 2‑мя методами: по близости к Богооткровенному православному христианству и по удалённости от него:
“Все религии – это лестницы, которые человек строит, чтобы достичь неба, но христианство – это лестница, которую Бог спускает с небес на землю, и по этой лестнице к нам приходит Христос”.
прот. Александр Мень
Христианская вера является Божьим Откровением; все остальные религии – лишь попытки человека вернуть потерянную связь с Творцом.
Христианство – это не набор информации, и посему, оно не может исчерпаться книгами. Христианство есть непосредственный опыт жизни в Боге.
Введение. Что такое религия?
Версии происхождения слова «религия»
Слово «религия« имеет латинское происхождение: religio в переводе на русский буквально означает «совестливость, добросовестность, благочестие, благоговение, набожность». Относительно этимологии слова существует две основные версии.
Данного понимания религии, сформулированного цитированными выше христианскими авторами, мы будем придерживаться и в настоящем издании. Вместе с тем следует оговориться, что, примеряя такое понимание религии к буддизму, читатель может столкнуться с определенными трудностями и задаться вопросом, в какой мере возможно считать эту одну из мировых и наиболее многочисленных по количеству своих сторонников традицию религией в том смысле слова, о котором было сказано только что.
Отличительные особенности религиозного мировоззрения
Если сопоставить мировоззрения носителей разных религиозных традиций и попытаться найти в них нечто общее, то можно обнаружить, что религиозное мировоззрение обладает определенным набором отличительных признаков, которые делают данное мировоззрение именно религиозным, а не философским или научным, к примеру. При этом сразу необходимо оговориться, что далеко не у каждой религиозной традиции обязательно наличествуют все нижеперечисленные характеристики, что, безусловно, дает исследователям основания дискутировать о степени «религиозности» той или иной традиции.
Во-первых, религиозным мировоззрение делает наличие духовного опыта. Как правило, отправной точкой для появления той или иной религиозной традиции служит опыт ее основателя (даже если он является личностью легендарной, как Сиддхартха Гаутама в буддизме или Лао-цзы в даосизме, или «сверхъестественным» существом, как в Идзанаги и Идзанами в синтоизме).
Во-вторых, в основании религиозного мировоззрения, как правило, лежит противопоставление профанного, то есть обычного, обыденного, и сакрального, то есть священного. Присутствие этого разграничения мы можем видеть, например, в различиях в архитектурном облике храмовых зданий и прочих сооружений. Даже самый малорелигиозный человек способен легко идентифицировать церковь, не перепутав ее с офисным или техническим зданием. Стремлением к сохранению сакрального начала во многом объясняется и использование в богослужениях особого языка, отличного от языка повседневного общения.
В-третьих, религиозное мировоззрение основано на утверждении существования «духовного», часто нематериального, невидимого мира, который выходит за пределы обычного, повседневного опыта человека. В разных религиях представления об этом ином мире могут сильно отличаться друг от друга. Этот духовный мир человек может представлять себе как созданный и возглавляемый Единым Богом, Творцом и Промыслителем всего сущего (как, например, в христианстве, иудаизме или исламе), как совокупность множества духов (как, например, в синтоизме) или как особую непознаваемую и неописываемую реальность (наподобие нирваны в буддизме). Однако именно к этому духовному миру обращены взоры носителей той или иной религиозной традиции.
В-четвертых, носитель религиозного мировоззрения убежден в возможности общения с духовным миром. Несомненно, что ценность религиозной веры в существование духовного мира актуализируется прежде всего в опыте общения с ним. Те же мировоззренческие системы, которые настаивают на непознаваемости духовного мира и утверждают автономность существования Вселенной в деистическом духе, в конечном счете, перестают быть в собственном смысле слова религиозными, переходя на почву философии или простого бытового агностицизма.
Наконец, в-пятых, в мировоззренческой системе, претендующей на название «религиозной», часто содержится определенная совокупность норм поведения, проявляющихся в деятельности (в том числе и культовой) и в мотивации действий, основанных на данном мировоззрении. Укажем для образца на христианскую традицию, в любой из своих конфессий (исповеданий) принимающую в качестве нравственных ориентиров Божественные заповеди синайского законодательства – Декалог ( Исх. 20:2–17 ) и Евангельские заповеди блаженств ( Мф. 5:3–12 ). Соответственно, поступок, отвечающий моральным требованиям, зафиксированным в указанных авторитетных религиозных текстах, будет восприниматься как должный и похвальный, а противоречащий им – как порицаемый и отторгающий человека от сообщества единоверцев. Кроме того, в христианских конфессиях в той или иной форме существует литургическая практика, включающая в себя по крайней мере совершение Крещения и Причащения. Свои специфические кодексы моральных норм вкупе с общепринятыми обрядовыми действиями имеются и в других религиозных традициях.
В вышеуказанном перечислении вовсе не случайно на первое место поставлен духовный опыт, поскольку именно он является первичным по отношению ко всем прочим элементам религиозности. Это есть опыт соприкосновения (или даже можно сказать «столкновения») с чем-то принципиально иным, пугающим своей беспредельностью и неизвестностью, внушающим одновременно благоговение и в то же время страх и трепет.
Аспекты религии
Для религиозного человека первичным с точки зрения значимости всегда будет религиозное представление (доктрина/верования). За ним по степени важности следуют этика и религиозная практика.
Это не означает, конечно, хронологического первенства доктрины над всеми остальными составляющими религиозной традиции, но лишь указывает на ее логическое место в системе религиозных представлений человека. Исторически, скорее, следует признать первичность мистического, духовного опыта, на осмыслении которого позднее выстраивался комплекс доктринальных и этических идей.
Соответственно, исходя из выявленных выше особенных характеристик религиозного мировоззрения (мировосприятия), мы будем рассматривать следующие важнейшие составляющие той или иной религии:
– духовный опыт основателя религии (или как вариант – культурного героя), отраженный, как правило, в ключевых религиозных сюжетах;
– доктрину: религиозную идею, учение и его догматическое содержание или, говоря иначе, веру в формальном смысле этого слова;
– этику: учение о нравственности;
– религиозную практику: обряды и аскезу.
Основные аспекты религиозного представления, раскрывающие содержание религиозных доктрин:
1. Космологический (от греч. κόσμος – «мир», «земля», «миропорядок» и λόγος – «слово», «учение») – раскрывает представления о происхождении вселенной (космогония), богов (теогония) и человека (антропогония);
2. Амартологический (от греч. ἁμάρτημα – «грех», «ошибка») – объясняет источник существования греха, несовершенства в мире (там, где подобные построения имеются);
3. Сотериологический 10 (от греч. Σωτηρι᾿ α – «спасение») – описывает опыт преодоления несовершенства, ограниченности человеческой личности как части мира;
4. Эсхатологический (от греч. σχατος – «последний», «конечный») – описывает представления о конечной судьбе материального мира и участи людей. Это, как правило, самый слабовыраженный элемент учения ввиду того, что его содержание относится к «будущему веку» – к тому, чему еще предстоит произойти, что еще только предощущается. Данный аспект вероучения зачастую имеет яркие космогонические черты, поскольку призван выявить грядущие способы и формы бытия мира, то есть описать его создание на новых основаниях. Кроме того, нередко это новое бытие мыслится как «хорошо забытое старое», то есть как возврат к утраченному на заре времен блаженному существованию.
Показательно, что все приведенные выше элементы религиозного мировоззрения имеют между собой нечто общее. Все это суть представления о происхождении, даже если речь идет о происхождении греха или смерти.
Таким образом, всякое религиозное верование или учение покоится, как на некоем фундаменте, на космогонических идеях. Более того, все остальные представления постоянно обращаются к ним, воспроизводят их. Например, сотериологический по своему характеру подвиг основателя религии (или культурного героя) воспринимается как элемент космогонии, как действие, изменившее мир, сделавшее его не таким, каков он был до этого. Иначе говоря, произошло нечто, что стало частью процесса создания мира в его нынешнем виде (ср.: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор. 5:17 ). «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало» (Тропарь 7 песни Пасхального канона)).
То же самое можно сказать и применительно к эсхатологии, с той только разницей, что реструктуризация, обновление мира является делом будущего, еще не наступившего времени.
Однако прежде чем говорить о появлении какого бы то ни было религиозного явления, следовало бы указать предпосылки к его появлению, а также исторический и культурный фон его зарождения. Именно с этого и будет начинаться рассмотрение любого из изучаемых нами феноменов. После этого будут излагаться ключевые сюжеты, служащие основанием для вероучения, этика и религиозная практика. При необходимости будут даваться сведения общеисторического характера, важные для понимания контекста становления и развития религии, а также статистические данные.
Аврелий Августин, блаж. Творения: в 4 т. СПб.: Алетейя; К.: УЦИММПресс, 1998.
Алов А. А., Владимиров Н. Г., Овсиенко Ф. Г. Мировые религии. М.: Приор, 1998.
Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. Иллюстрированная история религий: в 2 т. / ред. Д. П. Шантепи де-ля-Соссей. Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и Российского фонда мира, 1992.
Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарог, 1993.
Кэмпбелл Дж. Д. Герой с тысячью лиц. М.: София, 1997.
Лактанций. Божественные установления / пер., вступ. ст. и прим. В. М. Тюленева. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: АСТ, 2011. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001.
Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.
Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1980.
Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.: Издание Сретенского монастыря, 2002.
Основы религиоведения: учеб. / под ред. И. Н. Яблокова; 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2001.
Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. СПб.: Азбука-классика – Петербургское востоковедение, 2007.
Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М.: АСТ, 2010.
Франк С. Л. Философия и религия // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М.: Изд-во политической литературы, 1990.
Цицерон М. Т. Философские трактаты. М., 1985.
Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.
Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. М.: Академический проект, 2009.
Элиаде М. Трактат по истории религий: в 2 т. СПб.: Алетейя, 1999–2000.
Яблоков И.Н. Религиоведение: учеб. пособие и учеб. словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарики, 2000.
См.: Цицерон М. Т. О природе богов (II, 72) // Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. М., 1985. Всемирной книге фактов ЦРУ ( есть вашего звания, надежды отечетсва. Аминь.гословит предстоящия дела ваши и в них да поможет в
Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарог, 1993. С. 56.
«Ведь мы рождены с тем замыслом, чтобы воздавать надлежащее и заслуженное послушание Богу, нас сотворившему, одного Его знать и Ему одному следовать. Мы соединены и связаны [religati sumus] этими узами благочестия с Богом, отчего и сама религия получила свое имя, а не от слова “перечитывая” [relegendo], как объяснял Цицерон» (пер. по: Лактанций. Божественные установления / пер., вступ. ст. и прим. В.М. Тюленева. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники».) СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007. С. 296).
См.: Блаж. Аврелий Августин. Об истинной религии. Теологический трактат. Минск: Харвест, 1999. С. 514–515.
Булгаков С.Н., прот. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.
Булгаков С. Н., прот. Свет невечерний. С. 21.
Франк С. Л. Философия и религия // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М.: Изд-во политической литературы, 1990. С. 324.
Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. С. 40.
Булгаков С. Н., прот. Свет невечерний. С. 21.
Данный термин в своем прямом значении является специфически христианским. Именно поэтому он употреблен в кавычках. Однако поскольку он указывает на ключевую идею – идею преодоления человеком того недолжного положения, в котором его видит религия, мы в дальнейшем будем использовать его в главах, посвященных нехристианским религиям.
Подобные соображения следует иметь в виду и при рассмотрении термина «эсхатологический», который в рамках христианского богословия обозначает учение о последних судьбах мира. Вместе с тем он как нельзя лучше подходит для описания нехристианских религиозных доктрин, содержащих учение о завершении нынешнего этапа существования мира и установлении нового, иного бытия.
Источник: История религий / Митрополит Иларион (Алфеев) — Глава 1; Протоиерей Олег Корытко — Введение, главы 2–9; Протоиерей Валентин Васечко — Раздел «Инославие». — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. — 776 с. ISBN 978-5-9908680-0-7
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»