сбруя ратная что это
Значение слова «сбруя»
1. Конская упряжь, предметы и принадлежности для запряжки или седлания лошади. Седло, чепрачок, уздечка — вся как есть сбруя [на коне] до того была ладно пригнана, в порядке, вычищена — бери карандаш и рисуй! Тургенев, Конец Чертопханова.
2. Устар. Воинское снаряжение, доспехи. Стецько уже стоял одетый во всей козацкой сбруе. Гоголь, Страшная месть. [Князья] Ольгердовичи сидели вместе в полной ратной сбруе, готовые вскочить на ноги и кинуться в бой. С. Бородин, Дмитрий Донской.
3. Прост. Орудия, снасти для какого-л. промысла, дела. Плотничья сбруя. Сапожная сбруя. □ — На этой колхозной сбруе можно озолотиться, а рыбы все нет! — мотал головой Тихоныч, перебирая в руках добротные колхозные сетки. Никандров, Седой Каспий.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Главный элемент сбруи верховых лошадей — седло.
Запряжки подразделяются на одноконную и пароконную, дуговую и бездуговую.
Предметы одноконной дуговой упряжи:
хомут с гужами и супонью;
седёлка с подпругой;
узда с удилами, псалиями и поводьями;
зга (диалектное) — кольцо у дуги, через которое продевают повод оброти. Некоторые источники указывают, что слово «зга» в выражении «ни зги не видно» обозначает кольцо на дуге конской упряжки, в которое продевают повод. Современная лингвистика считает, что «зга» в выражении «ни зги не видно» — это искажённое слово «стезя» (дорога, от древнерусского варианта «стьга»).
Предметы одноконной бездуговой упряжи:
хомут с гужевыми мочками, за которые крепят постромки;
ремённые горты (вместо гужей), скрепляющие хомут с оглоблями.
Предметы пароконной упряжи:
хомуты (иногда заменяемые шорками);
шлеи, уздечки с удилами и парные вожжи.
Ногавки — это снаряжение лошади, предназначенное для защиты конечностей лошади от механических повреждений. Ногавки бывают рабочие и транспортировочные. Рабочие ногавки используются в тренировочном процессе и на выступлениях. Транспортировочные ногавки используются при транспортировке лошади.
Попона — это покрывало для лошади, которое предохраняет её от простуды, мух (сеточные попоны). Делятся на зимние (изготовляются из шерсти, флиса, синтепона и пр.) и летние (изготавливаются из хлопка, сетки и прочих лёгких материалов). Большие попоны имеют капор для дополнительного закрывания шеи.
Вальтрап — покрывало под седло. Основное назначение — защита спины лошади от повреждения седлом или седёлкой.
Подпруга — широкий прочный ремень, предназначенный для удерживания седла (у упряжных лошадей — седёлки). Охватывает корпус лошади снизу и с обоих боков пристегивается к седлу. Бывают из кожи, тесьмы и прочих материалов. Некоторые виды сёдел имеют по две-три подпруги.
Недоуздок — уздечка без удил, назначение которой — содержание лошади на привязи. Относится к предметам конюшенного обихода и бывает из кожи, тесьмы.
Чумбур (чембур) — верёвка, с помощью которой привязывают лошадь, когда она находится в недоуздке. Бывают тесьмяные, цепные или верёвочные.
Хакамора — уздечка без железа. Представляет собой кожаный недоуздок с обшитой мехом или кожей металлической дужкой, от концов которой идут металлические пластинки для пристёгивания поводьев. Дужка находится на переносье у лошади и в сочетании с подбородной цепочкой позволяет осуществлять управление лошадью с помощью действия поводьев на носовые кости.
Шпрунт (или скользящий повод) — вспомогательный ремень (длиной
280 см), который прикрепляется одним концом к подпруге, а другим — к переносному ремню уздечки. Не даёт лошади задирать голову до горизонтального положения, когда управление становится невозможным, или двигать носом дальше длины шпрунта.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
сбру́я
1. конев. совокупность предметов, предназначенных для запряжки или седлания лошади и других тягловых животных ◆ Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую. Чехов, «Лошадиная фамилия», 1885–1886 г.
2. устар. воинское снаряжение, доспехи
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова комиссовать (глагол), комиссовали:
Сбруи для лошадей
Сбруя для лошадей — незаменимый атрибут упряжки. Позволяет рационально использовать животных, не причиняя им вреда.
Что такое сбруя
Правильный подбор и подгонка конской амуниции обеспечит равномерное распределение давления при передаче тяглового усилия коня на повозку. Элементы сбруи надо подбирать с учетом условий использования лошади. Современное определение того, что такое сбруя для лошади, включает в себя всевозможные виды амуниции.
Из чего состоит сбруя
В зависимости от вида запряжки в состав конской сбруи входит разный набор предметов и украшений. Все части снаряжения должны быть качественными, надежными, удобными в использовании. Индивидуальный подбор амуниции обеспечит животному комфорт и безопасность.
Каждая группа включает в себя достаточное количество предметов, необходимых для комфортной и безопасной езды. Упряжную часть амуниции составляют :
Перечисленные детали позволят обеспечить контроль над животным во время езды. Хомут распределяет вес равномерно. Его размещают вдоль шеи коня, вокруг холки. Фиксируется шлеей, которая представляет собой специальные ремни, идущие вдоль тела коня.
Узда служит пристяжной частью управления. Надевается на голову лошади. От седелки отходит ремень, называемый подпругой. Предназначен для прочной фиксации седла.
Важной частью сбруи коня служит постромка. Применяется при дышловом варианте запряжки. Используется в виде дополнительного ремешка с целью фиксации упряжи. Вожжи служат ремнями, прикрепляются к удилам.
Защитная группа состоит из предметов, предохраняющих тело и ноги лошадей от травм, погодных катаклизмов.
История появления сбруи
Первую конную упряжь изобрели за несколько тысячелетий до нашей эры. Простая и примитивная конструкция создавалась для крепления к колесам повозки. На территории Казахстана были найдены первые примитивные предметы конской амуниции, свидетельствующие о желании человека использовать лошадиную силу в хозяйстве.
Считается, что персы первыми использовали 4 коней для запряжки в закрытые повозки. С того времени начали мастерить конскую амуницию, которая могла бы позволить равномерно распределять нагрузку во время езды. Появилась потребность в дополнительных украшениях.
Древние греки с большим вниманием относились ко всем элементам сбруи лошадей. Украшения конской упряжи считались показателем достатка и успеха. Римляне использовали колесницы, конструкции которых были простыми. Детали сбруи украшали золотом и драгоценными камнями.
Только в Средние века стали рассматривать упряжки как средство передвижения. Украшения использовались мало. Больше внимания уделялось прочности и функциональности упряжи.
Сегодня гужевой транспорт окончательно вытеснили автомобили. В некоторых странах мира конки и омнибусы содержат для туристов. Сегодня лошадей используют в спорте, для развлечений, в частном хозяйстве.
Виды сбруи
По применению упряжь различают повседневную и парадную. Одноконные сбруи применяют для работы в поле. Количество лошадей в выездных упряжках бывает различным. Транспортные упряжки всегда многолошадные. Типы снаряжения отличаются между собой элементом передачи тягловой силы, каждый из которых имеет свое предназначение.
Одноконная
Сбруя представлена 2 типами, отличающимися между собой наличием дуги. Для русской одноконной упряжи характерно наличие специально изготовленной деревянной дуги.
В старину были мастера, умеющие подобрать дерево, подготовить, выгнуть из него дугу. При помощи такого приспособления удерживались вокруг оглобель гужи. Прочность и легкость конструкции обеспечивала комфортную езду. В одноконной упряжи без использования дуги приоритетная роль отводится хомуту. Его закрепляют при помощи постромок. Хомут скрепляют с оглоблями, а постромки крепятся к повозке. Шлея находится на крупе лошади.
В состав конской упряжи входит уздечка с вожжами, а также дополнительные предметы фиксации. Подбрюшник закрепляется на оглоблях, ликвидирует колебания основных частей сбруи во время движения. В европейском варианте одноконной упряжи вместо хомута находится шорка. Она представлена нагрудным ремнем из прочной кожи, который опоясывает грудь и шею животного. Седелка располагается на спине лошади.
Постромочно дышловая
Такой тип снаряжения предназначается для движения и поворотов повозки. Основным составляющим элементом служит дышло. Его жесткое крепление с оглоблями позволяет считать эту упряжь универсальной. Лошадь двигается свободно, не натыкаясь на телегу.
Необходимо использовать седелку, чтобы обеспечить безопасность животного. Дышло в упряжке расположено сбоку или посередине. Его закрепляют на голову специальной шлеей или соединяют с хомутом. Нежелательно использовать двухколесную повозку из-за жесткого крепления амуниции.
Постромочная
Считается простым типом конской амуниции. Тягловое усилие коня передается на повозку хомутом и постромками. Оглобли отсутствуют. Относится к неудобному типу снаряжения. Удерживать повозку во время движения трудно, нужна большая физическая сила.
Отсутствие оглобли открывает путь инерционному движению телеги, что приводит к травмированию лошади даже при небольшой скорости. Для безопасности упряжь по возможности снабжается тормозами.
Тачаночная
Основные составляющие сбруи — это дышло и постромки. Использовали такой тип конской амуниции для запряжки 4 коней. Одну пару лошадей запрягали в дышло, а боковых за постромки. Пользовались тачанками до начала прошлого столетия.
Комбинированная
Относится к европейскому типу упряжи. Предназначена для запряжки 8 коней. Снаряжение представлено совокупностью дышла с постромками и оглоблями. Можно использовать животных разных пород, одинакового роста, сильных. Их необходимо правильно расставить, так как каждая выполняет свою функцию.
В упряжке находятся пристяжные, коренные и выносные кони. Их основная задача состоит в сдерживании экипажа, определении поворотов и направления движения.
Немецкий способ упряжки. Кони следуют парами друг за другом. Используется дышловой вариант запряжки. Припрягают 2 коней для сдерживания экипажа и осуществления поворотов. Их называют коренными. Остальные лошади считаются выносными и выставляются впереди коренных. Запряжка коней цугом не позволяет двигаться быстро.
Возможность использовать более скоростные упряжки заставила со временем отказаться от цуга. Иногда запрягают коней цугом по заказу кинематографистов, организаторов различных шоу. В иных целях цуг и тачаночная запряжки лошадей больше не используются.
Сбруя
Сбруя — конская упряжь, предметы и принадлежности для запряжки, седлания и управления лошадьми. [1] Другой термин — конская амуниция. [2]
Главный элемент сбруи верховых лошадей — седло.
Запряжка подразделяются на одноконную и пароконную, дуговую и бездуговую.
Предметы одноконной дуговой упряжи:
Предметы одноконной бездуговой упряжи:
Предметы пароконной упряжи:
Ногавки — эта защитная «обувь» лошади, предотвращающия эксплуатационные травмы нижних частей конечности.
Попона — это покрывало для лошади, которое предохраняет ее от простуды, мух (сеточные попоны). Делятся на зимние (изготовляются из шерсти, флиса, синтепона и пр.) и летние (изготавливаются из хлопка, сетки и прочих легких материалов). Большие попоны имеют капор для дополнительного закрывания шеи.
Подпруга — широкий прочный ремень, предназначенный для удерживания седла (у упряжных лошадей седелки). Охватывает корпус лошади снизу и с обоих боков пристегивается к седлу. Бывают из кожи, тесьмы и прочих материалов. Некоторые виды седел имеют по 2-3 подпруги.
Чомбур — это веревка, с помощью которой привязывают лошадь, когда она находится в недоуздке. Бывают тесьмяные, цепные или веревочные
Хакамора — это уздечка без железа. Представляет собой кожаный недоуздок с обшитой мехом или кожей металлической дужкой от концов которой идут металлические пластинки для пристегивания поводьев. Эта дужка находится на переносье у лошади и в сочетании с подбородной цепочкой позволяет осуществлять управление лошади с помощью действия поводьев на носовые кости.
Шпрунт — вспомогательный ремень, который прикрепляется одним концом к подпруге, а другим к переносному ремню уздечки. Он не дает лошади задирать голову до горизонтального положения, когда управление становится невозможным.
См. также
280 см. Шпрунт фиксирует расстояние между подпругой, поводом и рукой всадника, что не дает лошади возможности поднять голову или двигать носом дальше длины шпрунта.
Как правило, используется для того, чтобы лошадь прекратила «носить» и сдала голову.
Возможны варианты: стандартный тонкий шпрунг или шпрунт с петлей.
СБРУЯ
Смотреть что такое СБРУЯ в других словарях:
СБРУЯ
СБРУЯ
СБРУЯ
СБРУЯ
сбруя ж. 1) а) устар. Снаряжение, доспехи. б) Одежда, амуниция (обычно с оттенком шутливости). 2) Совокупность предметов, предназначенных для запряжки или седлания лошади и других тягловых животных.
СБРУЯ
СБРУЯ
СБРУЯ
СБРУЯ, то же, что упряжь.
СБРУЯ
Сбруя — см. Рабочий скот.
СБРУЯ
СБРУЯ
1) Орфографическая запись слова: сбруя2) Ударение в слове: сбр`уя3) Деление слова на слоги (перенос слова): сбруя4) Фонетическая транскрипция слова сбр. смотреть
СБРУЯ
СБРУЯ
сбруя сущ.жен.неод. (2)ед.им.повода, конь золотогривый, золотохвостый, золотая сбруя, золотые кисти по земле волочатсяПут5.мн.род.Блестящих сбруй, и ра. смотреть
СБРУЯ
сбруя сбру́я(уже у Котошихина 52), диал. збро́я – то же, донск. (Миртов), укр. збру́я. Возм., заимств. из польск. zbroja «вооружение, снаряжение», кото. смотреть
СБРУЯ
(уже у Котошихина 52), диал. зброя – то же, донск. (Миртов), укр. збруя. Возм., заимств. из польск. zbroja «вооружение, снаряжение», которое могло бы быть связано с сербохорв. броj «число» (первонач. «надрез»), а также с брить, брею и родственными (см. на последнее слово, а также Бернекер 1, 87), ср. Желтов, ФЗ, I, 1876, вып. 4, стр. 39; Грот, Фил. Раз. 2, 306 и сл.; Брюкнер 668; Преобр. I, 244. смотреть
СБРУЯ
СБРУЯ
Rzeczownik сбруя f uprząż f Archaiczny zbroja f
СБРУЯ
Офицерская сбруя. Жарг. угол. Ирон. Верёвочная удавка. Балдаев 1, 301.Рыжая сбруя. Жарг. угол., мол. Массивная золотая цепочка. Балдаев 2, 21.Синонимы. смотреть
СБРУЯ
СБРУЯ
ж.harnais (придых.) mконская сбруя — harnachement mСинонимы: доспехи, запряжка, одежда, снаряжение, упряжка, упряжь
СБРУЯ
ж1) Pferdegeschirr n, Sattelzeug n 2) разг. (военное снаряжение) Koppel n mit Schulterriemen Синонимы: доспехи, запряжка, одежда, снаряжение, упряжка. смотреть
СБРУЯ
сбруяרִתמָה נ’ [ר’ רְתָמוֹת, רִתמוֹת-]* * *רתמהСинонимы: доспехи, запряжка, одежда, снаряжение, упряжка, упряжь
СБРУЯ
Увиденная во сне сбруя – ваш партнер пытается сдерживать свои желания из-за боязни испугать вас и показаться сексуальным извращенцем. Вы должны дать понять ему, что вас вовсе не смущают его оригинальные желания, главное – чтобы вам обоим они доставляли удовольствие. смотреть
СБРУЯ
СБРУЯ
ж. harnais (придых.) m конская сбруя — harnachement m
СБРУЯ
Заимств. в XVIII в. из польск. яз., где zbroja «доспехи, вооружение» — производное от zbroić «снаряжать, вооружать».Синонимы: доспехи, запряжка, одежд. смотреть
СБРУЯ
(1 ж); мн. сбру/и, Р. сбруйСинонимы: доспехи, запряжка, одежда, снаряжение, упряжка, упряжь
СБРУЯ
СБРУЯ
ж.arreos m pl, arneses m pl, guarniciones f pl
СБРУЯ
сбруя ж 1. Pferdegeschirr n 1a, Sattelzeug n 1a 2. разг. (военное снаряжение) Koppel n 1d mit SchulterriemenСинонимы: доспехи, запряжка, одежда, снаря. смотреть
СБРУЯ
сущ. жен. рода, только ед. ч.спец.збруя
СБРУЯ
жarreio m, jaez mСинонимы: доспехи, запряжка, одежда, снаряжение, упряжка, упряжь
СБРУЯ
СБРУЯ
жkoşumСинонимы: доспехи, запряжка, одежда, снаряжение, упряжка, упряжь
СБРУЯ
Сбру́я. Заимств. в XVIII в. из польск. яз., где zbroja «доспехи, вооружение» — производное от zbroić «снаряжать, вооружать».
СБРУЯ
СБРУЯ
Ударение в слове: сбр`уяУдарение падает на букву: уБезударные гласные в слове: сбр`уя
СБРУЯ
sele, seletøyСинонимы: доспехи, запряжка, одежда, снаряжение, упряжка, упряжь
СБРУЯ
harnessСинонимы: доспехи, запряжка, одежда, снаряжение, упряжка, упряжь
СБРУЯ
, то же, что упряжь. Синонимы: доспехи, запряжка, одежда, снаряжение, упряжка, упряжь
СБРУЯ
马具 mǎjùСинонимы: доспехи, запряжка, одежда, снаряжение, упряжка, упряжь
СБРУЯ
ж. bardatura, finimenti m pl Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: доспехи, запряжка, одежда, снаряжение, упряжка, упряжь
СБРУЯ
сбру’я, сбру’и, сбру’и, сбру’й, сбру’е, сбру’ям, сбру’ю, сбру’и, сбру’ей, сбру’ею, сбру’ями, сбру’е, сбру’ях
СБРУЯ
сбруя инструмент, коллекция, обстановка, одежда, упряжка, запряжка, снаряжение, доспехи, упряжь
СБРУЯ
збруя, род. збруі жен. собир., мн. нетразг. вупраж, жен.конская збруя
СБРУЯ
СБРУЯ
СБРУЯ
1. uprząż;2. zbroja;3. narzędzia, sprzęt;
СБРУЯ
СБРУЯ
техн. збру́я Синонимы: доспехи, запряжка, одежда, снаряжение, упряжка, упряжь
Русская конская сбруя и ее виды
СБРУЯ — набор предметов и приспособлений для запряжки и седлания лошади. Она делится на упряжную и верховую сбрую. В верховую сбрую входили следующие предметы: уздечка, седло со стременами, потник, чепрак, подпруга, нагрудный и подхвостный ремни, тренчики. Упряжная сбруя включала в себя хомут, дугу, узду, недоуздок, вожжи, шлею, седёлку, подпругу, чересседельник, потник, чепрак.
Кроме того, в нее входили еще предметы, использовавшиеся в пароконных или троечных запряжках для запрягания пристяжных лошадей: хомутик, шорка, постромки. Состав предметов сбруйного набора мало менялся на протяжении всей истории русского народа. Особенно это относится к набору предметов для седлания коня. В XII—XVII вв. он был такой же, как в крестьянском хозяйстве XIX в. Об этом говорят археологические находки, а также изображения коней под седлом на средневековых иконах и рисунках.
Вопрос о том, когда же полностью был укомплектован весь набор упряжной сбруи, известный нам по материалам XVIII— XIX вв., окончательно еще не решен. До сих пор остается неясным время появления дуги и седелки. Одни исследователи считают, что дуга появилась в конце XV — начале XVI в. Другие полагают, что дуга была известна еще в начале XII в. Однако при археологических раскопках в Великом Новгороде целые дуги находят только в слоях XIV в.
Что касается седелки, то сроки ее появления назвать так же сложно. На рисунках русских конских запряжек с дугой, сделанных в первой половине XVI в. С.Герберштейном, она не обозначена. Скорее всего для Средневековья был характерен иной способ управления лошадью, запряженной в повозку: возница сидел верхом на лошади, а не на облучке, как это было принято в XVIII—XIX вв. В конце XVIXVII вв. седелка, вероятно, уже включалась в упряжь. Свидетельством чему являются седелки XVII в., хранящиеся в Оружейной палате Кремля.
Русские крестьяне придавали очень большое значение «конскому наряду», особенно при поездках в праздничные дни, в город на ярмарку или во время проведения свадебного ритуала. Сбрую нарядно украшали, ею гордились. Праздничная сбруя, заботливо хранимая хозяевами, передавалась из поколения в поколение как вечная семейная ценность. У русских крестьян существовал даже обычай ежегодно в первый день после Сретения (3/16 февраля) приводить в порядок рабочую и праздничную сбрую. Назывался этот день в народном календаре Починок.
Он начинался с осмотра мужчинами лошадей в конюшне и задабривания духа двора — дворового, после чего вся семья садилась за стол и ела саламат — кушанье из муки. «Приехала саламата на двор, расчинай починки» — говорит русская пословица. Такое отношение к дорогой, красивой праздничной сбруе уходит в глубь веков, в Средневековую Русь. В русских средневековых городах хождение пешком для важного человека — царя, боярина, богатого купца — считалось делом предосудительным и даже неприличным. Он должен был при каждом выходе из дома пользоваться верховой лошадью или запряжкой лошадей, даже в том случае, если расстояние было совсем незначительным.
Так, например, английский путешественник А.Дженкинсон в XVI в.писал: «Если русский имеет хоть какие-нибудь средства, он никогда не выходит из дому пешком, но зимой выезжает на санях, а летом верхом, в санях он сидит на ковре или шкуре белого медведя. Сани везет богато убранная лошадь со множеством лисьих и волчьих хвостов вокруг шеи; ею правит мальчик, сидящий на лошади, слуги стоят на запятках» <Английские путешественники.1938, 80). Каждый выезд полагалось обставлять как очень торжественное действие, демонстрировавшее богатство человека, его достоинство и то высокое положение, которое он занимал на иерархической лестнице.
При такой установке любой состоятельный и знатный человек старался перещеголять другого своим выездом. Верховая упряжь была очень пышной. Луки седел обкладывали серебряными и золотыми пластинами со штампованным узором, с чернью, эмалью, украшали финифтью, седельную подушку, тебеньки изготавливали из дорогого сафьяна с тиснением, бархатный или атласный чепрак расшивали золотыми, шелковыми нитками, усаживали жемчугом. Особенно нарядными были седельные покрывала, накидывавшиеся поверх седел при праздничных выездах богатых людей.
Уздечки набирали по узкому ремню или тесьме золотыми или серебряными пластинками, покрывали эмалью, жемчугом, янтарем, кораллами и драгоценными камнями. Переносье коня украшали решмами — золотыми или серебряными пластинками с чеканными узорами, покрытыми изумрудами, яхонтами, алмазами. Особенно красивыми делали поводные цепи, т.е. цепи, шедшие от удил вдоль поводьев до передней седельной луки, и гремячие цепи, спускавшиеся от передней луки на бока коня. Поводные цепи изготавливали из серебряных с позолотой мелких пластинок, на которых гравировался или чеканился орнамент, а гремячие — из довольно крупных бубенцов с серебряными шариками внутри.
При выезде верхом очень любили подвешивать под морду коня кисти (наузы), спускавшиеся до уровня его груди. Они состояли из золотых пластинок с драгоценными камнями и шелковой или золотной бахромы. Наузы украшали лошадь и служили амулетами. Лошадям, участвовавшим в парадном выезде, часто надевали наколенники — широкие серебряные с позолотой обручи на мягкой подкладке. Их закрепляли на ногах лошади чуть выше путового сустава. Иностранные путешественники оставили яркие воспоминания о торжественных выездах русских царей и бояр, о богатстве и красоте конской упряжи.
Польский резидент Свидерский, по словам одного из русских писцов, с восхищением отзывался о выезде на Троицу в 1675 г. русского царя Алексея Михайловича: «А как вели Великого государя лошадей и перед ними несли по- кровцы и полский резидент, видев, зело тому удивляясь, говорил: таких-де лошадей у окрестных государей хотя сыскать и возможно, а конского такого наряду и украшения столь драгоценного, чает он, что ни у которых государей не обретается» <Памятники 1853, V, 230). Секретарь же римского посольства Адольф Лизек описывал выезд царя Алексея Михайловича в Свято-Троицкий Сергиев монастырь так: «Следующий поезд привел нас в изумление. Впереди ехал конюший, за ним вели 62 превосходных коня, на которых вся сбруя и попоны горели в золоте и серебре» (Лизек 1837,37).
Упряжная сбруя для торжественных выездов была не менее пышной, чем верховая. Клещи хомутов орнаментировали золоченой резьбой, украшали лисьими и собольими хвостами, седелки, называвшиеся тогда шорными кровлями, обтягивали золотыми тканями, бархатом, декорировали эмалевыми пластинками с драгоценными камнями. Шлеи изготавливали из кожи или золотой тесьмы, покрывали золотыми или серебряными пластинками также с драгоценными камнями.
Сбруя верховая
Набор предметов для седлания лошади. В верховую сбрую входили: уздечка, седло со стременами, потник, чепрак, подпруга, нагрудный и подхвостный ремни, тренчики. Верховая сбруя встречалась в крестьянских хозяйствах реже, чем упряжная. На большей части территории России крестьяне отдавали предпочтение запряжке лошадей перед верховой ездой. Русские крестьяне на праздничные гулянья, в гости, в город на ярмарку обычно ездили в санях, телегах, дрожках, тарантасах.
Кони под седлом участвовали лишь в составе свадебного поезда, при поездке жениха за невестой для венчания: на них ехали дружка и поддружья — главные распорядители свадьбы со стороны жениха. Кроме того, в некоторых деревнях на масленице устраивали скачки верховых лошадей, во время которых молодые мужчины и парни показывали свою удаль и молодечество. Исключением были только казаки, для которых лошадь составляла необходимую часть военного снаряжения, и русские Алтая и Сибири, где верховая езда нашла широкое распространение из-за отсутствия хороших дорог, зачастую непроходимых для упряжных лошадей лесов и горных склонов. Для казаков езда верхом была столь же типична, как для остальных русских поездка в телеге или в санях, а хороший конь — главная радость и гордость мужчины. В старинной песне уральских казаков отец наказывает сыну:
Казаки старались приобрести богато украшенную сбрую для седлания коня, так как все увеселения парней и взрослых мужчин в казачьих станицах включали в себя демонстрацию себя на коне и коня в дорогой сбруе. В престольные, заветные и станичные праздники, на масленицу, Егорьев день (23 апреля/6 мая) устраивали скачки на конях, джигитовку, катание по станице верхом. Все с интересом следили за молодыми казаками, одобрительно оценивая их умение красиво сидеть в нарядном седле, управлять конем.
Русские Алтая и Сибири также стремились приобрести в дом верховую сбрую. Она была необходима для поездок в соседнее село, для перевозки грузов верхами. Кроме того, во многих селах было принято в праздничные дни кататься верхом на лошади. Так, например, у русских Забайкалья были распространены праздничные катания девушек на верховых лошадях. В южных, гористых районах Притоболья жених и невеста ехали верхом на конях даже под венец. Верховую сбрую украшали так же, как и упряжную (см. Сбруя упряжная). Седло делали из дорогой кожи, а его луки декорировали широкими металлическими накладками. Красивыми старались сделать стремена, уздечку, чепрак.
Сбруя упряжная или упряжь
Набор предметов и приспособлений для запряжки лошадей в повозку. В ее состав входили следующие предметы: хомут, дуга, узда, недоуздок, вожжи, шлея, седёлка, подпруга, чересседельник, потник, чепрак. Кроме того, в нее входили предметы, использовавшиеся в пароконных или троечных запряжках для запрягания пристяжных лошадей: хомутик, шорка, постромки. Упряжная сбруя имелась в каждом крестьянском хозяйстве в праздничном и будничном варианте. Будничная упряжная сбруя обходилась крестьянину недорого, так как ее изготавливали обычно из достаточно дешевых материалов, таких как пеньковая тесьма, веревки, грубая кожа и т.п.
Многие предметы, входившие в нее, можно было изготовить и самому: вожжи, недоуздок, шлею, подпругу, чересседельник, постромки. Они ткались или плелись женщинами, мастерились хозяином дома. Рабочая сбруя была добротной, крепкой, но необязательно красивой. Красота, наряду с добротностью, считалась необходимым признаком праздничной упряжи. Красивая праздничная сбруя, надетая на выездных жеребцов, являлась знаком не только богатства крестьянской семьи, но и знаком достоинства, самоуважения, трудолюбия. Праздничная сбруя делалась обычно из крепких сыромятных ремней, красивой, высокого качества кожи, хороших пород дерева и имела большое количество украшений.
Крестьянин в первую очередь мечтал купить для праздничного выезда с семьей нарядную дугу, т.к. в упряжной сбруе она была особенно заметна. На редкость нарядными были дуги в северных губерниях Европейской России, а также в Костромской и Нижегородской. Их украшали резьбой и росписью. Расписные дуги, как правило, имели растительный узор: по золотисто-желтому фону рисовали гирлянды красных с белым цветов, напоминавших розы или шиповник, зеленые листья, желтые ягодки. В некоторых местностях роспись принято было наносить по золотому фону яркой красной или синей краской. Ее мотивами были цветы, травы, виноградные гроздья.
На конусах дуг зачастую изображались ставшие на задние лапы львы, барсы. На дугах, украшенных резьбой, орнамент по преимуществу был геометрический, составленный из картушей, розеток, ромбов, но встречались и растительные мотивы, такие как древотрилистники, выполненные в геометризованном стиле. Многие дуги, особо ценившиеся мастерами и хозяевами, имели надписи. Обычно надпись шла по изгибу дуги и содержала информацию о ее владельце, дате изготовления, имени мастера, декорировавшего дугу. Так, на одной дуге из деревни на Северной Двине было написано: «1877 Год Кургаминского прав. Заостровской волос. Дере. Ламкоской Крес. Акила Петрова Зыкова».
Хомут украшали еще более разнообразно, чем дугу: покрывали резьбой и росписью, кожаным тиснением, а также металлическим прибором (набором), т.е. пластинами, круглыми бляшками, а на старинных хомутах — пластинами с изображением всадников, коней, птичек. Роспись почти всегда имела растительный мотив, а резьба состояла из ногтевидных или треугольных выемок, расположенных поясками по их краям. Тиснение на кожу наносили специальными штампиками, которые оставляли на ней розетки, кружки, крестики, квадратики, углы.
Шлею, крышку седелки, узду, шорку декорировали чаще всего так называемым металлическим прибором. Он состоял из литых пластин разной конфигурации, прикреплявшихся к коже шпеньками, и пуколей — круглых декоративных головок на двух разгибавшихся ножках, которые вставляли в кожу. Металлические украшения отливали из меди, зеленой меди — сплава меди и цинка в соотношении 70% к 30%, томпака — сплава меди и цинка, но в другой пропорции — 85% к 15%, польского серебра, т.е. сплава меди и никеля, а также штамповали. Пластинки были разного цвета: белые, желтые, черные, различных очертаний, чаще всего геометрических, и имели каждая свое название: бляха, бантик, горох, розетка, кружок, штучка, глаголь, мелочь и т.д.
На одном и том же предмете можно было увидеть приборы, составленные из многих вариантов пластин. При этом для каждого входившего в упряжную сбрую предмета предназначался свой набор литых или штампованных украшений. На крышку седелки и ремни шлеи крепили пуколи и пластинки на шпеньках. Шорку наряду с пуколями и пластинками покрывали розетками, бляхами, накрыжниками, т.е. крестиками. Соединение ремней шлеи и узды украшали так называемыми местами, т.е. прямоугольничками, ромбиками, кружками, овалами.
Шлеи, уздечки помимо металлического набора украшали кистями из кожи, гаруса, металла. Налобные ремни узды перевивали тонкими красными и зелеными ремешками, а между ушей лошади закрепляли султан из кожи или других материалов. Праздничность сбруе придавали также бубенцы, колокольчики поддужные, которые прикрепляли к дуге, хомуту, седелке. Нарядная праздничная упряжь вызывала искреннее восхищение у собиравшихся на гулянье. Русский поэт И.С.Никитин в 1855 г. писал:
Слышь, жена!
Погляди,
Каковы уздечки!
Вишь, как медный набор.
Вот махры, колечки.
А дуга-то, дуга, —
В золоте сияет.