сдвиг кривой спроса вправо вверх означает что
Кривая потребительского спроса
Вы будете перенаправлены на Автор24
Кривая потребительского спроса
В экономике принято выделять два вида спроса – спрос на факторы производства и на предметы потреблений. Последний как раз таки и именуется потребительским спросом.
Потребительский спрос служит рыночным выражением потребностей населения страны в приобретении потребительский товаров и услуг. Как и спрос в целом, он подчинен определенному закону, именуемому законом потребительского спроса.
Закон потребительского спроса По данной теме мы уже выполнили реферат Закон спроса подробнее отражает зависимость между ценой потребительской продукции и ее количеством, представленным на рынке.
Подобная зависимость имеет обратный характер. Это означает, что рост рыночных цен на потребительские товары при прочих равных условиях неизменно приводит к сокращению количества покупателей, способных и желающих приобрести эти самые товары по новым ценам. Свое отражение подобная зависимость находит в кривой потребительского спроса.
Под кривой потребительского проса следует понимать кривую, которая показывает зависимость между спросом на потребительские товары и их отпускной ценой.
В общем виде кривая потребительского спроса представлена на рисунке 1. Рассмотрим некоторые особенности ее построения более подробно.
Рисунок 1. Кривая потребительского спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Готовые работы на аналогичную тему
На горизонтальной оси абсцисс отражен объем потребительского спроса, то есть то количество потребительских товаров, которое покупатели могут и реально готовы приобрести при заданном уровне цен.
На вертикальной оси ординат указана рыночная цена на потребительские блага, то есть тот уровень отпускных цен, по которому эти самые потребительские блага реализуются товаропроизводителями на рынке.
Соответственно кривая «D» и является кривой потребительского спроса. Она отражает зависимость между уровнем цен и величиной спроса на потребительские товары. Чем ниже рыночные цены на продукцию, тем выше спрос на нее и наоборот.
Установление соответствия между величиной спроса и уровнем цен определяется конкретной точкой кривой потребительского спроса.
Говоря от потребительском спросе, следует отметить, что цена на потребительские товары не всегда является определяющим фактором их потребления. Так, например, если речь идет о товарах первой необходимости, таких как соль, хлеб, лекарства и др., спрос на них будет всегда, даже при повышении отпускных цен. В то же время, если речь идет о предметах роскоши, зависимость между ценой и объёмом спроса резко повышается.
Сдвиг кривой потребительского спроса
Сдвиг кривой спроса имеет место быть в том случае, если на величину потребительского спроса и его структуру оказывают влияние неценовые факторы. В этом случае кривая потребительского спроса может сдвигаться. Подобные сдвиги могут осуществляться влево, вправо, вверх и вниз (рисунок 2).
Рисунок 2. Сдвиги кривой потребительского спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сдвиг кривой вверх и вправо свидетельствует об увеличении потребительского спроса. В том же случае, если кривая сдвигается вниз и влево, потребительский спрос на товары уменьшается. Так или иначе, в основе подобных сдвигов лежат определённые факторы, напрямую не связанные с величиной отпускных цен на потребительскую продукцию. Рассмотрим эти факторы более подробно.
Факторы, оказывающие влияние на потребительский спрос
Итак, основным фактором, предопределяющим величину и характер спроса на потребительские товары, выступает их цена. При этом речь идет как о ценах на конкретный потребительский товар, так и о ценах на другие потребительские блага.
Помимо рыночных цен на потребительский спрос оказывают влияние иные факторы. Основными из них считаются:
Вкусы потребителей могут быть обусловлены личностными предпочтениями, модой, общественными ожиданиями, историческим этапом развития государства и иными факторами. Как правило, они проявляются в приверженности потребителей к определённым группам, видам и маркам товаров.
Основным неценовым фактором, оказывающим наиболее сильной влияние на потребительский спрос, выступает величина располагаемого дохода, то есть та сумма доходов потребителей, которая остается в их распоряжении после выплаты всех налогов. Несмотря на то, что люди самостоятельно принимают решения о том, каким образом им следует распоряжаться своими доходами, их окончательный потребительский выбор в значительной степени предопределяется величиной доходов.
В том случае, если доходы потребителей снижаются, они в первую очередь начинают отказываться от товаров роскоши и иных необязательных потребительских благ. Стремясь к сокращению своих расходов, они делают потребительский выбор в пользу более дешёвых и нередко менее качественных продуктов. Именно поэтому фактору доходов в анализ потребительского спроса и его прогнозировании отводится особая роль.
Еще одним фактором, оказывающим влияние на потребительский спрос и его кривую, выступают ожидания потребителей. В том случае, если потребители ожидают рост своих доходов в обозримом будущем, их потребительские предпочтения начинают расширяться, а выбор падает в пользу более дорогих потребительских товаров. В том же случае, если ожидается какой-либо кризис, потребительский спрос претерпевает трансформацию. В данном случае речь может идти как о переориентации спроса на более дешевую продукцию, так и о возникновении тенденции домохозяйств к накоплению.
Помимо прочего сдвиг кривой спроса может быть обусловлен влиянием внешних факторов. К ним могут быть отнесены:
Все эти факторы называются экзогенными. Они с трудом поддаются предсказанию и не могут быть спрогнозированы потребителями. В качестве примера подобных факторов можно привести введения отраслевых санкций против России со стороны Запада, в результате которых ввоз многих продуктов на территорию нашей страны был запрещен, и потребители оказались в условиях ограниченности своего выбора.
Вопрос 2 Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе.
Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе.
ОТВЕТ
СПРОС – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить.
В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса.
Спрос проявляется в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.
Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса:
• общее количество покупателей данного блага;
• предпочтительные вкусы покупателей;
• экономическая политика государства.
Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.
ЗАКОН СПРОСА гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго одинакового соотношения между снижением цены и повышением спроса.
Такое определение закона спроса дал английский экономист А. Маршалл.
В современной западной экономической литературе под законом спроса понимается обратная зависимость между ценой и величиной спроса на блага в течение определенного периода.
Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется шкалой спроса, или кривой спроса.
КРИВАЯ СПРОСА отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.
На рис. 2.1 показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на яблоки, а по вертикальной – цена на них. Из рис. 2.1 видно: чем выше цена яблок, тем на меньшее их количество предъявляется спрос. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса.
Рис. 2.1. Кривая спроса на яблоки
С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам. Первая причина – эффект замены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом. Например, если цена на масло поднимается, то потребитель будет покупать маргарин. Вторая причина эффекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода. Когда цена на благо увеличивается, потребитель начинает чувствовать, что стал несколько беднее, чем прежде. Так, если цена на мясо повысится вдвое, то потребитель будет иметь меньше реального дохода, в результате чего сократится потребление мяса, да и других благ.
ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ. Поскольку экономическая жизнь находится в постоянном движении, то и спрос также непрерывно изменяется. Правильно говорят, что кривые спроса остаются неизменными только в учебниках.
Почему же сдвигается кривая спроса? Потому, что меняется не только цена блага, но и другие факторы. Увеличивается средний реальный доход населения, возрастает численность взрослого населения, что может вызвать, например, сдвиг вправо кривой спроса на машины.
Но кривая спроса сдвигается по-разному. Выделяют два типа сдвига. В первом случае большее количество блага будет покупаться при каждой цене и кривая спроса сместится вправо таким образом, что спрос будет выше, чем он был до сдвига (рис. 2.2). Другой тип сдвига – при каждой цене спрос будет ниже, чем он был до сдвига.
Рис. 2.2. Сдвиги кривой спроса
Как видно из рис. 2.2, при увеличении спроса кривая спроса смещается вправо, при уменьшении – влево.
Особо следует выделить изменение спроса, означающего перемещение по кривой спроса (рис. 2.3).
Изменение спроса происходит тогда, когда изменяется один из элементов, лежащих в основе кривой спроса. Например, увеличились доходы потребителей, что вызывает увеличение спроса, даже если цены на блага не изменились. В результате кривая спроса сдвигается вправо.
Когда цена на благо снизится при прочих равных условиях, потребители также будут больше покупать это благо. Но количество покупок увеличится не благодаря увеличению спроса, а благодаря снижению цены. Это изменение показывает перемещение вдоль кривой спроса.
Рис. 2.3. Перемещение по кривой спроса
МАРШАЛЛ Альфред (1842–1924), английский экономист, основатель Кембриджской школы политической экономии. Образование получил в Кембриджском университете, в 1885–1908 гг. возглавлял кафедру политической экономии того же университета.
Основы его теории изложены в «Принципах политической экономии» (1890) (рус. пер. 1983 г.), который на протяжении многих десятилетий служил основным учебником по экономической теории в ряде капиталистических стран. В этом труде были обобщены достижения раннего маржинализма и заложено начало неоклассической политической экономии. Маршалл ввел понятие эластичности спроса, характеризующее количественную зависимость спроса от трех факторов: предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода, используемого на потребление. Его идеи легли в основу микроэкономики. Как основатель микроэкономики Маршалл сыграл роль, аналогичную роли Дж. М. Кейнса – основателя макроэкономики. Маршалл выдвинул на первый план теорию цены вместо трудовой теории стоимости.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Вопрос 4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
Вопрос 4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. ОТВЕТВыше мы рассматривали спрос и предложение по отдельности. Теперь предстоит объединить эти две стороны рынка. Как это сделать? Ответ заключается в следующем. Взаимодействие спроса и предложения друг
Вопрос 9 Реакция потребителя на изменения дохода. Кривая Энгеля.
Вопрос 9 Реакция потребителя на изменения дохода. Кривая Энгеля. ОТВЕТИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА вызывает параллельный сдвиг бюджетной линии. Уменьшение дохода смещает бюджетную линию к началу координат. Эти сдвиги предполагают, что цены фиксированы.Смещение бюджетной линии
Вопрос 14 Эластичность спроса по цене. Измерение эластичности.
Вопрос 14 Эластичность спроса по цене. Измерение эластичности. ОТВЕТЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ – оценка изменения величины спроса на товар при изменении цены. Точнее, эластичность спроса по цене – это процентное изменение величины спроса, деленное на процентное
Вопрос 15 Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу.
Вопрос 15 Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу. ОТВЕТЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ – мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо вследствие изменения дохода
Вопрос 16 Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене.
Вопрос 16 Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене. ОТВЕТПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ выражает относительное изменение объема спроса на одно благо при изменении цены на другое благо при прочих равных
10.5.2. Ломаная кривая спроса на продукцию олигополиста
10.5.2. Ломаная кривая спроса на продукцию олигополиста В 1939 г. были сделаны крупные открытия в области теории олигополии, не основанной на сговоре. Предложенная П. Суизи, Р.Л. Холлом и К.Дж. Хитчем модель получила название «ломаная кривая спроса».Данная модель объясняет
16.1.1. Совокупный спрос и его составляющие. Теоретические подходы к обоснованию вида кривой совокупного спроса
16.1.1. Совокупный спрос и его составляющие. Теоретические подходы к обоснованию вида кривой совокупного спроса Совокупный спрос на рынке товаров и услуг отражает планы всех экономических субъектов относительно покупок всех объемов конечных благ, производимых в стране в
16.2.2. Эволюция теорий спроса на деньги. Функция спроса на деньги и ее модификация
16.2.2. Эволюция теорий спроса на деньги. Функция спроса на деньги и ее модификация Под спросом на деньги понимается стремление публики, фирм, государства сохранить часть активов в ликвидной форме или в форме денежных запасов. Спрос на деньги вытекает из двух
28. Понятие спроса. Виды спроса и элементы его формирования
28. Понятие спроса. Виды спроса и элементы его формирования Спрос – то количество денег, которое покупатель готов заплатить за тот или иной товар при определенных условиях и определенной цене на него.Различают индивидуальный спрос, т. е. платежеспособные потребности
29. Величина спроса. Закон спроса
29. Величина спроса. Закон спроса Величиной спроса называется количество товара, которое покупатели готовы (т. е. хотят, могут) купить при данной цене в течение определенного периода: дня, недели и т. п. Величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена
Скачкообразная кривая спроса
Скачкообразная кривая спроса Ученые-экономисты обычно представляют зависимость между продажами и ценой как непрерывную плавную кривую. Математически реакция продаж на изменение цены выражается функцией, которая называется ценовой эластичностью. Однако реальная
Узелок 14 Как преодолеть закон спроса и предложения
Узелок 14 Как преодолеть закон спроса и предложения Эту историю мне поведал генеральный менеджер одного известного спортивного клуба. В один из неудачных для команды сезонов, когда она шла к финишу с намного худшим результатом, чем от нее ожидали, сотни обладателей
Спрос
Тема 3. Спрос
3.2. Полезность и спрос.
При движении по линии спроса вправо вниз объем спроса увеличивается с одновременным снижением цены и наоборот.
Скольжение происходит вдоль одной и той же кривой спроса, так как значения всех факторов, влияющих на спрос (кроме цены данного товара) остаются неизменными.
Предположим, что изменится значение одного из прочих факторов, например, дохода. Если доход увеличится, то каждой возможной цене товара будет соответствовать больший объем спроса (будем предполагать, что вкусы и предпочтения покупателей не изменились, отсутствует инфляция).
Сдвиг линии (кривой) спроса
Увеличение денежных доходов потребителей означает увеличение спроса при некоторой постоянной цене P1, т. е. произойдет сдвиг кривой DD в положение D“D”. Напротив, уменьшение дохода приведет к смещению кривой спроса влево в положение D’D’ – уменьшению спроса при некоторой постоянной цене P1.
Таким образом, термин «спрос» всегда связывается с положением всей линии (кривой) спроса. В то время как термин «объем спроса» относится к какой-либо отдельной точке линии спроса.
Отметим также, что одному и тому же объему спроса при сдвиге линии спроса соответствуют разные цены.
Рассмотрим, как влияют на спрос вкусы и предпочтения.
Влияние этих факторов представляется очевидным. Если тяга к курению у людей возрастает, то линия спроса на сигареты сдвинется вправо. Наоборот, если увеличится число сторонников здорового образа жизни, то линия спроса на сигареты сдвинется влево.
Рассмотрим влияние на спрос цены на взаимосвязанные товары: товары субституты и комплементарные товары.
Рассмотрим два товара X и Y. Если эти товары являются товарами заменителями (субститутами), то при увеличении цены на товар Y и неизменной цене на товар X потребители будут склонны к увеличению спроса на товар X. В этом случае линия спроса на товар X сдвинется вправо.
То есть, если два товара являются товарами – субститутами, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (масло и маргарин).
Для взаимодополняемых товаров X и Y наблюдается обратная картина. Повышение цен на товар Y комплементарное благо товару X сокращает спрос на товар X.
Если два товара комплементарны, то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь (автомобиль и бензин).
Изменения в ожиданиях будущих цен.
Эти ожидания играют главную роль в определении положения линии спроса. Если ожидается увеличение цен на соль, то можно полагать при прочих равных условиях, что линия спроса сместиться вправо. Если ожидается уменьшение цены, линия спроса сместиться влево.
Увеличение населения (при сохранении неизменным дохода на душу населения) сдвигает линию рыночного спроса вправо для всех товаров, поскольку увеличивает количество покупателей.
Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: которое происходит под влиянием факторов, его определяющих.
3.2. Полезность и спрос
Посмотрим внимательнее на поведение покупателя. Какими правилами он руководствуется при покупке того или иного товара? Какие цели он при этом ставит? Сколько единиц данного товара он приобретает при определенных условиях?
Теория субъективной полезности опирается на следующие основные предположения:
ü Потребитель стремится получить максимальное субъективное удовлетворение, или полезность, используя свой ограниченный доход:
ü Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара (ее называют предельной полезностью), меньше полезности предыдущей единицы.
Рассмотрим следующий пример.
Общая и предельная полезность абрикосов для отдельного потребителя (условных единиц)
Общая полезность (сумма предельных полезностей), ед.
Предельная полезность (полезность дополнительного абрикоса), ед.
MU – marginal utility
Построим по данным таблицы соответствующие графики
Каким же образом полезность связана со спросом?
Допустим, полезность любой единицы денег будет неизменной, например 1 руб. равен 2 единицам полезности.
Тогда таблица будем иметь следующий вид:
Полезность, выраженная в денежных единицах (руб.)
Общая полезность, TU, руб.
Предельная полезность, MU, руб.
Представим данные таблицы графически.
Общая полезность Предельная полезность
Допустим, цена одного абрикоса равна 5 руб. Тогда приобретая 1 абрикос покупатель приобретает полезность в 5 руб. (абрикос) и теряет полезность денег в 5 руб. имеет место эквивалентный обмен.
Будет ли покупатель приобретать следующий абрикос при цене абрикоса 5 руб.? Приобретая второй абрикос, он приобретет дополнительно полезности абрикоса на 4 руб., но теряет полезность денег равную 5 руб. Следовательно, покупатель теряет большую полезность, чем приобретает, его потери составят 1 руб.
Допустим, что цена абрикоса составляет 4 руб. В этом случае приобретая 1 абрикос, покупатель приобретает дополнительную полезность на 1 руб. (5 руб. в качестве абрикоса приобретает и 4 руб. в виде денег – теряет). Второй абрикос дает эквивалентный обмен полезностей, а третий уже приносит убыток.
Предполагая последовательно цену абрикоса равной 3, 2, 1 руб. получим следующие результаты.
Объем спроса, шт.
Линия предельной полезности является также линией спроса, при условии, что полезность выражается в денежных единицах и полезность денежной единицы остается постоянной.
Объяснение характера спроса построено в данном случае на допущении возможности количественного измерения потребителем полезности благ. Такой подход получил название кардиналистского (от англ. cardinal – количественный). Основателями данного подхода были К Менгер (), Ф. Фон Визер (), Е. Бем-Баверк ().
Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена) состоит в следующем: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.
немецкий ученый, в 1854 году вышла его книга «Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности».
Математически функция полезности может быть записана следующим образом:
Функция полезности – функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества.
Такой подход основывается на предположении о независимости полезности отдельных благ (например, куска хлеба от количества съеденных бифштексов). В действительности многие товары взаимосвязаны в процессе потребления. Каким же образом потребитель максимизирует полезность от множества продуктов при имеющемся у него доходе.
Второй закон Госсена: чтобы получить максимум полезности от потребления заданного набора благ за ограниченный период времени, нужно каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине.
Отсюда правило максимизации полезности заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида продуктов, приносит одинаковую предельную полезность. Условие равновесия потребителя имеет вид:
Пример. Покупатель пришел в магазин, имея 350 руб. Предположим, что имеется два товара X и Y, цены которых 50 и 100 руб. соответственно. Как покупатель распределит свой бюджет на покупку данных товаров исходя из их полезности?
Оценим полезность товаров в баллах исходя из субъективных представлений (в условных единицах) и определим какую полезность каждый товар принесет на 1 руб. затрат.
Выбор сочетания товаров X и Y, максимизирующего полезность потребителя.