села и веси что это
Села и веси
Среди первейших «доказательств» прихода славян на территорию бывшего Норика, где они якобы поработили остатки коренного населения, любят приводить старый словенский термин «krscenica» для обозначения служанки. Это выражение наиболее горячие головы выволокли из дальнего угла, ведь оно ни в коей мере не присутствует в общесловенском речевом обиходе. С дальним прицелом они навязали ему идеологическую роль научного доказательства, хотя и значит-то оно лишь то, что служанка — это тоже христианское существо, с чем должны считаться и ее хозяева. Само же по себе это наименование, путешествующее в качестве примера из одного издания в другое, еще ничего не доказывает.
Совершенно бесспорно то, что остатки христианизованного местного населения в ранней Карантании существовали. Раскопанный фундамент базилик во многих «градцах» свидетельствует о весьма распространенном среди местного населения христианстве еще со времен бывшего Норика, что после уничтожения городов не могло последовательно сойти на нет.
В сельской местности после заката поздней античности, т. е. городского правления, к власти приходит сельский слой населения со своей общественной организацией, свидетельства которой мы в последующие века находим в Карантании, что не находит аналогий у южных и восточных славян. Родственные формы возможно обнаружить лишь у западных славян.
Основой общественной организации у словенцев издавна является деревня, весь (vas), которая означает не просто населенный пункт, а самую настоящую территориальную общность. Деревня как населенный пункт может состоять из нескольких хуторов, в данную территориальную общность может войти и небольшое село или даже несколько таких сел, которые вообще-то являются самостоятельными населенными пунктами.
Термин «vas» довольно старый, у него есть параллель в санскрите — «veca» что означает «сосед», «слуга» (Skok), или также «дом» (Boisacq). В латыни в этом же ряду понятий стоит «vicus» — «группа домов», «площадь», «квартал». В древнегреческом языке — «oikos», населенный пункт сельского типа; в кельтских языках, как, например, в галльском — «gwig»; в старогерманских, напр., в нордийском «vik».
Альпийская деревня — «весь», связывает несколько хуторов и хозяйств
И во всех западнославянских языках, кроме словенского, то есть в чешском, словацком, лужицко-сорбском, польском и кашубском (словинском). У адриатических венетов это название сохранилось в названии современного города Виченца, ранее Викетиа (Prosdocimi). Все эти языки распространены на территории, куда направлялись потоки венетских переселенцев, из Северной через Центральную в Юго-Западную и Западную Европу.
У южных и восточных славян нет выражения «vas», они пользуются термином «selo». Это обстоятельство является знаком другой общественной организации у этих народов. И действительно, у русских сохранялась общность, именуемая «мир», с временными земельными наделами, личным домом, приусадебным участком и общим выпасом и лесом, (индоевр. (s)mer — поделить). На южнославянской территории же до недавних времен сохранялась старинная «жупа», основанная на фактическом и надуманном родстве; до самой Второй мировой войны и какое-то время после нее — также патриархальная большая семья, по-сербски «zadruga», по-болгарски — «род», с общим полем и очагом, во главе которой стоит самый старший мужчина, дедушка.
Словенская деревня, ее община указывают на древнюю, устоявшуюся форму поселения. В противоположность родовой «задруге» с общим очагом и полем, какую Б. Графенауэр, очевидно, по южно-славянской модели, желает приписать карантанцам в ранний период их самостоятельности, и, ко всему прочему, навязывает им еще и «дружинников», по украинскому образцу, в качестве вооруженной свиты князя, каковыми якобы являлись словенские косезы.
Такая параллель была бы оправданной, если представить себе, что предки словенцев, ветвь древних славян, наступающая из Закарпатья и затем с Балкан, пришли в Альпы в этот период. Что не доказано. Методология в данном примере поставлена с ног на голову, ведь гипотетическое следствие якобы должно подтверждать причину!
Далее, псевдонаучную выдумку о заселении славянами территории Альп в конце 6 века должна была бы доказать организация карантанской деревни и прилегающего к ней поля. Утверждают, что разделение поля по римской схеме нигде не сохранилось. Следующее же деление, относимое к средним векам, 9 в., якобы было совершенно отличным от римской модели. Из этого якобы следует, что поле в переходный период, то есть в первый период существования Карантании, было общественной собственностью некой организации. И такой организацией якобы могла быть только семейная община. И это считается доказательством ее существования в Карантании?
Не доказано даже существование римской схемы обработки поля в Восточных Альпах. Археологически она подтверждена лишь для местности Георгенберг под Михельдорфом в Верхней Австрии. Тогда римское землевладение было разделено на квадраты. Даже нивы имели квадратную форму (B. Grafenauer). Но в поздней Карантании такого деления нет. 109
Пример римской модели разделения поля мы не можем распространить на весь Норик. В крайнем случае на несколько владений римских колонов, которые в несколько большем числе поселились в Прибрежном Норике. Под римлянами Норик находился в особом положении, здесь не было римских латифундий, преобладало небольшое крестьянское хозяйство. Если землю сохранило за собой исконное население Норика, то не было римской модели деления.
При этом вообще маловероятно, чтобы площади в Норике измеряли квадратами. Их величину оценивали обычно обходом, как и позднее, в средние века. Так как в площадях, которые можно было обрабатывать, недостатка не было, их не нужно было вымерять досконально. Решающим моментом для права пользования было: кто раскорчевал ту или иную территорию, расчистил ее, обработал.
Поскольку в Норике не было римской модели деления поля, и поскольку невозможно доказать переселение славян на эту территорию, где они ликвидировали бы межи и превратили все в общую собственность, очевидно, что система, практиковавшаяся в Норике, или позднейшая система малых крестьянских хозяйств сохраняется и далее, в средневековой Карантании.
В Карантании не было «задруг» с общим полем, поэтому нет возможности предполагать, что характерный тип деревни, где поле разделено, формировался лишь в 9 в. под господством франков, когда, как предполагается, пахотную землю начали размечать, измерять и делить на отдельные хозяйства и поместья (M. Kos). 110
Система поселений типа «деревня и село» с разделением поля — весьма древняя, уходит корнями в Норик или в еще более раннее время. Деревни с прилегающей территорией, очевидно, и есть «civitates», упоминаемые римлянами. Деревни имеют названия, характерные для котловин или равнин. Села — меньшие населенные пункты, которые образуются при росте численности населения и опустевают при его сокращении. Так было во время колонизации новых областей в Карантании и позднее, так и в настоящее время.
Читайте также
VI Сёла и деревни
VI Сёла и деревни Земледельческие жилые местности вообще по административному положению были черные тяглые, дворцовые, поместья и вотчины. Первые были государственные имения, вторые – собственность государя и его фамилии; поместья были казенными имениями, которые
§ 9. КУЛЬТУРА ГОРОДА И СЕЛА
§ 9. КУЛЬТУРА ГОРОДА И СЕЛА ПРОСВЕЩЕНИЕ. Модернизация России включала не только индустриализацию и урбанизацию, социально-экономические и агротехнические преобразования в сельском хозяйстве, реформы в политическом строе, но и глубокие перемены в культурном облике
VI Села и деревни
VI Села и деревни Земледельческие жилые местности вообще по административному положению были: черные тяглые, дворцовые, поместья и вотчины. Первые были государственные имения, вторые — собственность государя и его фамилии; поместья были казенные имения, которые
Настроение украинского села
Настроение украинского села Ведя свою пропаганду, украинские эсеры, которые стояли на позициях федерации, всегда и неизменно внушали крестьянским массам, что они получат землю, только в том случае, если Россия будет федеративной. В связи с этим, В. Винниченко, в своих
Уничтожение села
Цивилизация села Анау
Цивилизация села Анау Около семи тысяч лет тому назад в Средней Азии существовало государство, цивилизацию которого по масштабам достижений можно поставить в ряд великих культур Древнего мира.В 1904 г. в южном Туркменистане в пустыне вблизи границы с Ираном в селе Анау
Княжеские села
Княжеские села О других государственных распоряжениях вдовствующей княгини судить нелегко за неимением конкретных данных: Ольга-правительница интересовала древнерусских книжников несравненно меньше Ольги-христианки. Однако нельзя обойти вниманием тот факт, что
Из легенд Царского Села
Из легенд Царского Села Николай был помешан на войне и рыцарстве. В Царском Селе в Арсенале собрал великолепную коллекцию рыцарских доспехов. И время от времени устраивались великолепные зрелища… Красавец император и красавец наследник в великолепных рыцарских
Обезлюдевшие села
Обезлюдевшие села Глубинная часть префектур Киото, Окаяма, Хиросима – живописный край лесистых гор и возделанных долин. После страдной поры на поливных рисовых полях мужчины уходили в горы выжигать уголь, женщины выращивали и перерабатывали тутовый шелкопряд. Часть
36. КНЯЖЕСКИЕ СЕЛА
36. КНЯЖЕСКИЕ СЕЛА По «Ипатьевской летописи».Бившим же ся им[34] и до вечера, а оттуда шедше сташа у Мелтекове селе, и оттуда пославше и заграбиша Игорева и Святославля стада, в лесе, по Рахни2, кобыл стадных 3000, а конь 1000; пославше же по селом, пожгоша жита и дворы… Но идоста на
Дань села
Дань села По крайней мере по одному пункту коллективизация все же изменила экономическое положение страны. В производстве сельскохозяйственной продукции, даже не обнаружившем роста, принимало участие теперь меньше работников, а объем продукции, предназначенной для
Возрождение села
Возрождение села 1994 год. В Беларуси появилось 2500 частных ферм, но они дают лишь 2 % сельхозпроизводства.1996 год. Объём сельского производства составил лишь 70 % от 1985 года.2001–2003 годы. Рентабельность сельского хозяйства Беларуси оценивается лишь в 10 %. Отечественные товары
Парки Царского Села
Парки Царского Села Еще одним пригородным парком, основанным при Петре I в первой четверти XVIII века, был Екатерининский парк Царского Села. Об основании этого знаменитого пригорода рассказывают легенды. В начале XVIII века единственная дорога из Петербурга в будущее
Села и веси что это
Говорят: По городам и весям. Веси, это что и где? город весь
Наверняка всем известно высказывание: по городам и весям.
Раньше города были не местами проживания населения, а культурными, военными и торговыми центрами, а веси – это не только селения всех видов и размеров, но и сами жители этих селений.
Кроме весей-жителей были ещё две относительно немногочисленные группы населения – витязи и волхвы.
Веси – это абсолютное большинство простых людей, зарабатывающее трудом на хлеб насущный. Это их простое естественное состояние – способность и любовь к труду. У весей нет желаний и устремлений быть воином и намерения избрать воинское дело своим естественным состоянием, а так же нет желаний и способностей работать в сфере идей и науки.
Кстати, современные «волхвы» – это учёные, преподаватели, церковные деятели и прочие люди мира идей.
Возникает такой вопрос. Являются ли Витязи и Волхвы избранными, высшей кастой? Для индусов – несомненно. А для нас? Ответ на этот вопрос кроется в понятии «Дарна».
Дарна – это очень древнее забытое понятие. Оно состоит из двух частей – дар-на. Смысл этих частей по отдельности прозрачен и ясен, но смысл объединённого, слитого понятие дарны намного шире и многозначнее.
Дарна – это полноценное слияние внутреннего мира человека с окружающим внешним пространством. Такое слияние при определённых условиях даёт возможность влиять на внешний мир.
К примеру, в полноценном состоянии дарны вы можете идти по лесной влажной тропе после дождя и когда вдруг увидите, что впереди мокрые ветви сомкнулись, и сухим пройдешь, то просто своим намерением стряхнёте воду с этих кустов на всём протяжении тропы. А если вы не в полноценном состоянии дарны, то оперировать внешним миром вы не можете, вот только то и получится, что воспринять – проходил ли кто по этой тропе перед вами или нет и приготовиться к холодному освежающему душу.
Этим я хочу сказать, что состояние дарны зависит от состояния души, энергетики и тела на разных этапах жизни для разных людей, но существует единое для всех – это полноценное слияние человека и природы.
Дарна Весей, это дарна для людей в Живом Мире – для труда, охоты, путешествия, когда все действия уложены в структуру событий этого Мира, когда невозможно из прихоти сломать ветку, а тем более срубить дерево, а если убиваешь по необходимости зверя или рыбу, то обязательно просишь у них прощения и объясняешь это действие как на энергетическом уровне, так и словами. Для всех живых существ есть единая Мать – Мать-Земля, она создала для нас этот Живой Мир, где человек – малая часть великих природных процессов.
Дарна может быть совершенно индивидуальной, проявляться только в одном человеке – это как талант, дар Божий. Она переводит эффективность жизни человека на совершенно новый уровень, и человек может своими делами и поступками оставить весьма ощутимый след в истории человечества.
Полноценные дети планеты – сыны или дочери – могут обладать полноценным состоянием Дарны, потому что всё, что они замысливают и делают, делается во имя Мира Живого. А для Матери-Земли нет разницы между Волхвами, Витязями и Весями, это всё единые процессы единого мира. Эта разница может существовать только в умах людей.
Отлично, полнфй ответ.
Трактуется фраза : по городам и селам.
Понятия не имею. И вообще, не надо морочить себе и другим голову из-за каких-то старинных слов. Мы живем в 21 веке, вот и пользуйтесь современным языком.
интересный вопрос)))))))))) А лёли лёли это что. Веси — это мн.ч. от устаревшего слова «весь», что
значит «деревня»
Есть выражение «по городам и весям». Что оно значит и что такое веси?
Обыкновенный речевой оборот или «штамп» если угодно. Особых смыслов не имеет, раз что архаичный и национально милый.
По городам и весям разнеслась молва печальная о смерти прекрасной принцессы.
Выделенное выражение, без всякого сомнения, имеет смысл «повсюду, повсеместно, везде».
Эти слова являются синонимичной заменой заданному по городам и весям.
Конечно, нужно признать, что выражение имеет несколько высокопарный оттенок, поэтому оно употребляется
не в разговорной речи, а в книжной, по большей части.
Это о значении приведенного выражения.
Что означает слово веси?
Кроме городов есть ведь деревни, села, хутора, где проживают люди.
Это обозначается словосочетанием «остальные поселения».
в котором проживают люди вместе.
Приведенное выражение можно заменить более современным синонимичным выражением по городам и селам, кроме приведенных во втором предложении ответа.
Раньше слово «весь» означало «село» или «деревня».
В итоге получается: «По городам и сёлам».
ביתי / бейти // виси = « дома, дом мой»
בסי // веси = «בס Топтать, шагать, <по городам и весям>; нагромождать; устанавливать прочно; (34/231) оставаться в безопасности ++ мне
בססי/бисеси // всси = «обосновывать, укреплять всё»
тогда как городом называли укрепленное поселение огороженное защитной стеной.
Это выражение равносильно выражениям «Я сдаюсь» и «Я выхожу из игры«.
Правда сфера применения данных выражений несколько разная.
Изначально выражение «Я пас» пошло из игры в покер.
В этой игре собирают комбинации из карт. У кого наиболее сильная комбинация, тот и забирает ставки других игроков.
Игроки постепенно повышают ставки. Можно поддержать ставку (добавить столько же, сколько и предыдущий игрок), и сказать «Раскрываемся». Тогда игроки раскрывают свои карты и смотрят, чья комбинация карт сильнее.
Но можно и не раскрываться, а продолжать наращивать денежные ставки. Особенно это выгодно игрокам с сильной комбинацией карт, то есть тем, кто предполагает, что выиграет.
А у кого выпала слабая комбинация карт, тому нет смысла добавлять ставки, так как он всё равно проиграет. Такой игрок просто говорит «Я пас» и выходит из игры. Таким образом он теряет только те деньги, что уже поставил до того, как сказал «Я пас«. Этот игрок выходит из игры, а остальные продолжают игру, наращивая ставки, либо поддерживая на одном уровне.
В настоящее время это выражение используется ещё и в другом смысле.
Например когда кто-то по каким-то причинам хочет прекратить заниматься каким-то делом, либо отказывается от предложения им заняться. Тогда он говорит себе или остальным членам коллектива «Я пас«, что равносильно «Я устал» или «С меня хватит» или «Я не рискну это делать«.
Например бизнесмен занимался определённым видом бизнеса, но в тех условиях, в которых он находился, этот бизнес вышел ему в убыток. И он может сказать: «Всё, я пас» и прекратить этим заниматься.
Города и веси
Смотреть что такое «Города и веси» в других словарях:
города и веси — сущ., кол во синонимов: 1 • все вокруг (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Веси-иерви — (Wesijärvi) озеро Тавастгусской губернии, длиной 25 верст, шириной 12, глубиной от 2 1/2 3 1/2 саженей. Часть берегов его окружается песчаными озами Сальпаусселькэ (см. это слово); от озера Пейяне (см. это слово) его отделяет довольно высокий оз… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Грады и веси — Книжн. Высок. Архаич. Города и сёла, всё обитаемое пространство. /em> Из старославянского языка. БМС 1998, 134 … Большой словарь русских поговорок
весь — 1. ВЕСЬ, всего, м.; ВСЯ, всей, ж.; ВСЁ, всего, ср.; ВСЕ, всех, вин. неодуш.: все; вин. одуш.: всех. мн.; местоим. прил. 1. Такой, который рассматривается в полном объёме; целый, полный. Отдыхать всё лето. Во всём мире. Молчать всю дорогу.… … Энциклопедический словарь
ВЕСЬ — 1. ВЕСЬ1, вся, всё, род. всего, всей, всего, мн. все, всех, мест. 1. Целый, полный, без изъятия. Весь день. Весь мир. Вся Москва. Все люди смертны. Запачкал всё пальто. Все руки исцарапаны. Отсюда до города километров 35, а то и все 40. || Входя… … Толковый словарь Ушакова
ВЕСЬ — 1. ВЕСЬ1, вся, всё, род. всего, всей, всего, мн. все, всех, мест. 1. Целый, полный, без изъятия. Весь день. Весь мир. Вся Москва. Все люди смертны. Запачкал всё пальто. Все руки исцарапаны. Отсюда до города километров 35, а то и все 40. || Входя… … Толковый словарь Ушакова
весь — 1) всего, м.; вся, всей, ж.; всё, всего, ср.; мн. все, всех; мест. определит. 1. Определяет что л. как нераздельное, взятое в полном объеме: целый, полный. Все лето. Во всем мире. Молчать всю дорогу. □ Анна все утро провела с Долли и с детьми. Л … Малый академический словарь
Аметистов, Евгений Васильевич — У этого термина существуют и другие значения, см. Аметистов. Евгений Васильевич Аметистов (12 февраля 1884, село Орловка Бобровского уезда Воронежской губернии 4 марта 1938, близ города Петрозаводска) бывший священник Русской… … Википедия
Евгений Аметистов — Евгений Васильевич Аметистов (12 февраля 1884, село Орловка Бобровского уезда Воронежской губернии 4 марта 1938, близ города Петрозаводска) священник Русской православной церкви, деятель обновленческого движения. «Обновленческий» архиепископ… … Википедия
Был только миг: как пилоты обледеневшего A321 спасли 200 жизней
В четверг, 2 декабря, самолет авиакомпании S7, выполнявший рейс Магадан–Новосибирск, экстренно приземлился в аэропорту Иркутска. На борту находились 199 пассажиров и пять членов экипажа. Как заявил перевозчик, из-за обледенения борта отключился автопилот. По информации источника «Известий», обледенели оба двигателя, самолет стал крениться и быстро терять высоту. О том, как развивалась ситуация в небе и сколько времени было у пилотов, чтобы избежать катастрофы, — в материале «Известий».
«Жутко страшно»
Airbus 321 вылетел из Магадана в 11:42 по местному времени. Четыре с небольшим часа спустя он аварийно приземлился в аэропорту Иркутска, и 205 человек теперь с полным правом могут праздновать второй день рождения. Как рассказала «Известиям» одна из пассажирок, рейс с самого начала не был спокойным.
— Мы взлетели, и началась турбулентность, скажем так, очень сильная. Потом мы или теряли, или набирали скорость, но, в общем, давление испытывали очень сильное. Очень сильно качало. Жутко страшно. Не передать словами, — поделилась Екатерина.
По ее словам, сильная качка продолжалась около часа, пассажиры ощущали, что самолет резко потерял высоту.
— Мне казалось, что еще чуть-чуть — и мы ударимся о землю, — отметила Екатерина.
Пилот объявил, что будет техническая посадке в Якутске, но она не состоялась, и борт пошел на Иркутск, рассказала девушка. После этого ситуация, казалось, нормализовалась, пассажирам разрешили вставать.
Андрей Никитин, также летевший этим рейсом, говорит, что пассажиры сразу почувствовали — ситуация нештатная. В течение полутора часов самолет то проваливался вниз, то поднимался.
— Его постоянно кренило из стороны в сторону. Мы всеми фибрами души чувствовали это напряжение, которое было в салоне. Прекрасно понимали, что в любой момент может случиться трагедия. От себя скажу, что я уже мысленно простился со всеми родными и близкими, подумал о том, что у меня было в жизни, чего достиг, чего не достиг. Слава богу, чудо случилось, и мы не просто выжили, а не получили никаких увечий, самолет успешно сел в Иркутске. Я считаю, что это подарок судьбы, — рассказал он.
Взгляд из кабины
«5220, Mayday, Mayday, Mayday. Unreal board speed, research airport», — прозвучал международный сигнал бедствия из кабины пилотов. В Telegram-каналах появилась аудиозапись переговоров, во время которых пилот сообщил диспетчеру о «сильнейшем обледенении» и запросил посадку в ближайшем аэропорту. Сначала его направили на Якутск, но борт не смог зайти там на посадку.
О том, как развивалась ситуация, «Известиям» рассказал источник, близкий к следствию. По его словам, примерно через 15 минут после взлета вышла из строя система автопилота, предположительно, из-за обледенения. Управление самолетом перешло в ручной режим. Само по себе это не катастрофа: все пилоты тщательно отрабатывают эту ситуацию на тренажерах, а те, что поопытнее, оттачивали ручное управление и на самолетах. Однако борт бросало вверх-вниз, были проблемы с поддержанием скорости.
Уже после запроса экстренной посадки, на подлете к Якутску, пилот доложил, что экипаж не может стабилизировать самолет.
— Сибирь 5220, если есть возможность, набирайте 170-й эшелон для стабилизации.
— Пока ничего не можем, справиться со взлетом…
Обледенение не позволило самолету набрать нужную высоту, и вскоре борт начал заваливаться, самолет перешел на так называемый голландский шаг.
— Это колебания с постоянно возрастающей амплитудой. То есть самолет начинает немного терять высоту или образуется крен. Чтобы его блокировать, экипаж старается либо создать крен в другую сторону, либо, если самолет теряет высоту, задрать нос. После того как самолет с некоторой задержкой воспринимает это управляющее воздействие, он быстро переходит через нейтральное положение, и пилоту приходится парировать изменение в пространстве уже в другую сторону. Потом проблема повторяется, но уже с увеличением угла постоянно. Возникают риски, что самолет в какой-то момент потеряет управляемость, — рассказал глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
Система подала сигнал «опасность сваливания», а также уведомила об обледенении первого и второго двигателей, рассказал источник. Примерно за 10 секунд борт потерял 2,7 тыс. м высоты. По мнению собеседника «Известий», если бы такая ситуация продлилась еще секунд восемь-десять, катастрофа была бы неизбежна.
Однако пилот смог взять управление под контроль и благополучно приземлиться в аэропорту Иркутска.
В Telegram-каналах появилось интервью с командиром воздушного судна Михаилом Кулагиным. Он подтвердил, что проблемы начались сразу после взлета.
— Буквально через две минуты после взлета заледенели все приборы, которые измеряют скорость, высоту и всё другое. Отказало всё, и понеслась чехарда. (…) Попробовали [зайти на посадку в Магадане], попытка эта не удалась, непонятно, какая скорость, мы не успели определиться, и жуткая болтанка, при которой не видно показаний скоростей. Всё наугад исполнялось, тангажи летали. По ощущениям, это было в течение 10–15 минут. Судя по расшифровкам, провалы были до 2 тыс. м, — рассказал он.
Пилот добавил, что в Якутской зоне экипаж дал отбой сигналу «Мэйдэй» и начал набор высоты.
Вина, ошибка или героизм
В авиакомпании S7 подтвердили, что сильное обледенение привело к отключению автопилота.
— S7 Airlines не исключает вероятности, что противообледенительная обработка ВС в аэропорту вылета была проведена с нарушениями. Таким образом, обледенение могло образоваться не только в воздухе, но и еще до взлета — на земле, — сказано в пресс-релизе компании.
В нем уточнено, что были потеряны «некоторые сигналы», и судно попало в «сложное пространственное положение». Также в компании отметили, что из-за обледенения показатели скорости, а также некоторые другие, в том числе крена и тангажа, могли быть недостоверны.
— Есть стандарты, как надо обрабатывать [самолет]. И крылья обрабатывают, и фюзеляж, чтобы там не было наледи и снега. Всё это прописано. Это же всё исторически на крови написано, как и все авиационные правила, — отметил исполнительный директор Авиарегистра России Александр Книвель.
Он вспомнил случаи, когда самолеты, которым не провели антигололедную обработку или провели ее неправильно, падали и разбивались. Так произошло с Як-40, который потерпел крушение при взлете в Шереметьево в 2000 году. Тогда погибли девять человек. Так вышло с АTR-72 авиакомпании «ЮТэйр», который рухнул 2 апреля 2012 года сразу после вылета из тюменского аэропорта Рощино. Следствие пришло к выводу, что причиной крушения стало обледенение самолета во время стоянки. Перед взлетом лайнер не был обработан противообледенительной жидкостью.
Однако есть видеозаписи, подтверждающие, что самолет S7 в аэропорту Магадана был обработан. Правда, пользователи соцсетей задаются вопросом, чем именно. Некоторые предполагают, что обледенение произошло из-за того, что вместо необходимых реагентов борт обработали автомобильной «незамерзайкой».
Пилот самолета заявил, что крыло у этой модели вынесено далеко назад, в связи с чем из кабины не видно, как происходила обработка. Он пояснил, что всё делается на доверии к обслуживающей компании.
Источник «Известий» уточнил: на самом деле неважно, чем именно обработают самолет, хоть горячей водой. Главная задача — полностью смыть лед. Это подтвердил бывший командир воздушного судна Александр Романов. Он пояснил, что двигатели защищает от льда специальная электроника.
— Надо более тщательно разбираться, потому что при проектировании двигателей такие вещи предусмотрены. Есть входные направляющие аппараты, которые нагреваются. Двигатели сделаны таким образом, что лед с них должен сбрасываться. Есть и электрический обогрев, и наддувы. Поэтому здесь что-то странное произошло, скорее всего, отказ противообледенительной системы, — считает он.
Иркутский следственный отдел на транспорте Восточного межрегионального СУТ СК России сообщил на своем сайте о том, что проводит доследственную проверку по ч. 1 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»).
На грани катастрофы
Источник «Известий» также рассказал о вероятных причинах того, что самолет стало резко кренить из стороны в сторону. По его словам, технические особенности А321 не позволяют двум пилотам одновременно управлять бортом, так как суммируются передаваемые ими сигналы. Предположительно, после отключения автопилота управление вел второй пилот, потом его взял командир воздушного судна. Затем второй пилот тоже вмешался в управление и из-за одновременных сигналов судно начало раскачивать, сказал собеседник издания. Он уточнил, что такое действие можно охарактеризовать как ошибку, за которой обычно следует выговор. По данным источника издания, второй пилот уже опрошен следствием и его ждет отработка ручного управления на тренажере.
В то же время заслуженный пилот России Юрий Сытник заявил «Известиям», что пилоты проявили редкое мастерство пилотирования, справившись с критической ситуацией, когда счет шел на секунды.
— Просто удивительные летчики. Хватило у них мужества, хватило умения управлять этим самолетом с полным обледенением. Это редкий случай, когда на электрическом самолете ребята справились. Они просто молодцы. Это настоящие герои. (…) Сделали они всё правильно. Очень было сложно, потому что при обледенении самолет легко мог полностью потерять управление и упасть, — сказал он. — Если бы они потеряли скорость ниже критической, они бы не спаслись. Замечательный командир корабля и экипаж, второй пилот. Не растерялись в такой сложной ситуации. Крены достигали 90 градусов, по тангажу доходило до 40 градусов плюс-минус и перегрузки [были] мощнейшие.
Иного мнения придерживается заслуженный пилот СССР, председатель комиссии общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора Олег Смирнов.
— Самолет попал в зону интенсивного обледенения, в результате чего начали отказывать приборы, которые показывают скорость. Экипаж это своевременно не заметил и обнаружил только тогда, когда самолет несколько раз свалился в штопор, — предположил он. — По тем показателям, которые мы имеем, самолет был на грани катастрофы.
Магаданская транспортная прокуратура проводит проверку соблюдения требований законодательства в сфере безопасности полетов, уделяя внимание и наземному обслуживанию самолетов в аэропорту.