семь футов под килем что значит как ответить
Как возникло и что означает крылатое выражение «семь футов под килем»
Общеизвестно, что в разных профессиях существуют свои специфические выражения, и целые обороты. Часто, на взгляд непосвященного, звучит это, иной раз, суеверно. А в результате употребления на протяжении многих лет или даже веков, они становятся идиомами, то есть – устойчивыми выражениями. Это относится и к пожеланию «семи футов под килем», у моряков. Что оно значит, когда оно возникло и в каких случаях используется – разберемся ниже.
В чем суть выражения «семь футов под килем»
Возьмем толковый словарь С. И. Ожегова. В нем читаем, что данное выражение сугубо флотское и означает – напутствие к благополучному плаванию. Что на флоте считается немаловажным, учитывая непредсказуемый характер моря, с его штормами и тайфунами. Часто эти явления природы способны запрашивать с моряков очень высокую цену – жизнь экипажа и корабля.
Одна из версий происхождения данного выражения
Версий происхождения этого выражения существует много. Мы же вновь откроем толковый словарь. Где узнаем, что фут является мерой длины. Причем англичане пользуются футом до сих пор. Пользовались им и в России, пока не перешли на метрическую систему мер.
Остался фут, как мера, и на флоте. Он равен – 30 см и 48 мм. Теперь о том, что такое киль. Киль – основа корпуса корабля. Раньше это был деревянный брус, к которому крепились поперечные шпангоуты. С носа киль переходил в форштевень, с кормы оканчивался рулем. В парусном флоте хождение по морям было очень опасным занятием и полностью зависело от направления и силы ветра.
Аналогичные выражения
Выражение пожелания «семи футов под килем» не единственное у моряков, когда они уходят в море. Есть еще и такое – «попутного ветра!» Что тоже имеет свои корни во временах парусников. И тоже применяется достаточно часто в наше время. Конечно же, оно выражает ту же заботу о благополучии членов экипажа. Кроме этого к устоявшимся оборотам пожелания беспрепятственного пути относятся: «в добрый путь!», «счастливой дороги!» и многие другие.
Когда употребляются крылатые выражения
Ответ на данный вопрос лежит на поверхности, но все же повторимся. Хождение по морям, или как говорят гражданские – плаванье – несет в себе немалые и серьезные опасности. На морских путях их очень много. Это свирепые шторма, жуткая качка, острые рифы и коварные мели.
Поэтому пожелание «семи футов под килем» никогда не теряет своей популярности. Оно часто употребляется в книгах на морскую тематику.
Средства массовой информации так же используют это крылатое выражение в комментариях и очерках. Интернет не желает отставать и, данное выражение мы часто слышим из уст блоггеров, не понаслышке знакомых с морем.
Однако не только в сфере связанной с морем употребляется выражение «семь футов под килем». Даже в обычной жизни, чтобы пожелать благополучной поездки, допустим просто на дачу, тоже с удовольствием употребляют этот флотский оборот. И мы со своей стороны, в окончании статьи, пожелаем читателем всегда по жизни – не менее семи футов!
Обучение и работа для моряков
Крюинговая компания ООО «Manship» Одесса, Симферополь, Крым, Украина
Семь футов под килем!
Семь футов под килем! – часто пишем мы тут. Что же это значит и откуда произошло? Итак, значение и происхождение фразы:
Семь футов под килем!
1. Есть такая вот трактовка поговорки. Положительная, что ли:
Итак, в те времена когда трава была зеленее, деревья выше, а солнце светило ярче, примерно 8000 лет до назад на реке Нил знали парус. И, тем не менее, тот парус еще очень долгое время был примитивным. Даже ганзейский когг — самое распространенное транспортное судно Ганзы, широко разветвленной купеческой организации XIV — XVI веков, имел всего лишь одну мачту и простое парусное вооружение, которое мало приспособленное к лавированию в прибрежных водах. Потому такие суда были вынуждены были, в случае встречного ветра, становиться на якорь и опосля долго дожидаться, пока ветер не станет попутным. Данное обстоятельство вынуждало корабли держаться вблизи берегов и сторониться открытого моря. Осадка корабля того периода не превышала 2 метров, поэтому опытные кормчие старались иметь под килем не меньше чем 7 футов (что составляет 2,1 метра), с тем чтобы даже на волне судно не ударяло о грунт. Отсюда, должно быть, и пошло доброе пожелание: Попутного ветра и семь футов под килем.
2. Трактовка два гласит что, наверное, не стоит в этом пожелании удачного плавания искать прямого и точного значения слова «семь», переводя его в некие единицы?
Дело в том, что числительное «семь» имеет особое значение во всяких разных культурах, то можно предположить, что древнее его значение является общим для всех нас. Можно попытаться уловить это значения, анализируя устойчивые языковые конструкции, существующие не одну сотню тысяч лет, в русском языке в которых встречается заветное слово «семь». Как объект для такого исследования правильно выбрать пословицы и поговорки, в сжатой форме хранящие многовековую народную мудрость. В сборнике русских народных пословиц и поговорок В. И. Даля наличествует более двухсот пословиц с числительным «семь». Понеже благодарствуя за внимание приводим самые частые из них.
Почему именно семь? Ведь в этих пословицах более целесообразно использовать слово много, множество, множественность? Очевидно что это древнее значение слова, существующее с тех далеких времен, когда система счета только создавалась. Ведь известны же нам конкретные числовые значения слов тьма и туман, тумэн (десять тысяч) и переносные — много».
3. Есть и еще одна трактовка этой поговорки. Семь футов под килем является пожеланием последней удачи. Рост среднего человека примерно 6 футов — то есть до 180 сантиметров. Для похорон моряка в море достаточно 7 футов — то есть, чтобы море приняло моряка с головой. И осадка судна здесь ни причем. Впрочем как и старые русские поговорки. Отсюда — семь футов под килем есть суровое морское пожелание о последней милости — той, которую тебе может оказать море. Записано со слов старых капитанов.
Ты наша Слава, в дни позора!
Семь футов под водой — Аврора!
— Лозунг коммунистов на митинге у крейсера Аврора 7 ноября 1991 года. Ирония этого лозунга заключается в том, что крейсер Аврора стоит на бетонном основании (на вечном якоре), и никакой воды под его килем нет
Попутного ветра и семь футов под килем
Это выражение знакомо очень многим, особенно тем кто хоть как-то сталкивался с парусными яхтами. Очень часто это выражение используется в качестве пожелания хорошего пути морякам. И оно зачастую используется просто в быту, как пожелание всего хорошего и удачи в делах и начинаниях. Ну что же оно обозначает и откуда пошло?
Корни этого выражения уходят в далекую древность, когда моторных яхт еще не было вовсе, появились первые примитивные парусные суда, идти которым помогал ветер. С тех пор люди начали ходить под парусом, но из-за того, что технологии были весьма примитивны, а навигация очень далекой от современных навигационных систем, яхты могли ходить лишь недалеко от берега.
7 футов под килем
Естественно, что ходить недалеко от берега, для килевой яхты-весьма опасное занятое. Очень часто парусные корабли садились на мель. Кроме того, частые штормы частенько становились причиной этого досадного явления. Так как длина киля около двух метров, что приблизительно равно 7 футам, отсюда и первая часть пожелания-семь футов под килем. Это необходимая глубина, которая обеспечивала парусному судну безопасность путешествия.
Попутного ветра
Мы уверены, что Вы даже сами догадались почему желали попутного ветра. Это пожелания даже очень актуально для современных парусных яхт, конечно же не так критично, как для первых парусных кораблей, но все равно весьма кстати. Что касается древности, то дело все в том, что парусные суда были весьма простой конструкции: мачта, парус, корпус корабля, киль. Корабли могли ходить лишь при условии попутного ветра, если вдруг направление ветра менялось, то корабли вынуждены были становится на якорь и дожидаться попутного ветра. как следствие, пожелания попутного ветра-это пожелание скорейшего и легчайшего пути.
В современной реальности и с сложным современным парусным вооружением- отсутсвие попутно ветра-это не беда, но его наличие-это шикарный бонус.
Почему желали именно семь футов?
Вам кажется что мы уже ответили на этот вопрос? Так и есть. но есть еще одно предположение, которое отправляет нас в эпоху Древней Руси. Где цифра семь была весьма почитаемая и была символов семьи и приумножения. Очень часто в русских пословицах и поговорках используется цифра семь, которая помимо всего прочего олицетворяет/ заменяет значение — множество.
Примером таких поговорок являются:
Вспомнили, не так ли? Вы наверняка заметили, что во всех случаях, число семь, употребляется в значение много. Много раз отмерь, один отрежь. Именно поэтому многие предполагают, что этимология цифры семь именно в значении «много». Ведь чем больше футов под килем, тем ниже вероятность сесть кораблю на мель. Мы Вам желаем попутного ветра, желательно в сторону Сочи и гарантируем 7 футов под килем. А наше самое современное навигационное оборудование и парусное вооружения дадут в полной мере и без всяких древних хлопот ощутить всю прелесть современного парусного отдыха, а цены на аренду парусных яхт весьма порадуют.;) ждем Вас на борту1
МОРСКОЙ ЯЗЫК
Служба военного моряка связана с длительным отрывом от привычной и естественной среды человека, от родных и близких. У моряка своеобразный уклад жизни, корабль — его дом, на берегу он гость. Многие месяцы вокруг него только море. И хорошо еще, если оно спокойно. Лишь люди, сильные духом и крепкие физически, могут выйти победителями в экстремальных условиях.
На флоте все необычно — и форма, и игры в короткие часы досуга, и песни, и язык, понятный иногда одним лишь морякам. Если вы случайно окажетесь среди моряков и прислушаетесь к их разговору, можно с уверенностью сказать, что далеко не все из услышанного поймете, хотя беседа и будет вестись на родном для вас языке.
Возникновение особого морского сленга связано со спецификой корабельной службы. Ну, скажем, травить — это значит рассказывать невероятные небылицы; отдать якорь — где-либо прочно обосноваться, надолго устроиться; показать корму — уклониться от встречи с кем-либо, уйти; пройти под ветром — счастливо избежать опасности, скажем, избежать на берегу встречи со строгим начальником; запеленговать — что-либо или кого-либо заметить, обратить на что-то особенно пристальное внимание; лечь в дрейф — отдать себя на милость кого-то (чего-то) и так далее. Моряк никогда не скажет рапорт или компас. На флоте принято обязательно переставлять ударение, говорить рапорт, компас. Моряк никогда не скажет во множественном числе мичманы, боцманы, как, казалось бы, велит грамматика, он скажет мичмана, боцмана. У моряков есть собственные обозначения для таких понятий, как, допустим, артиллерист и кладовщик: мы говорим комендор и баталер. Лестницу моряк непременно назовет трапом, скамейку — банкой, а кухню — камбузом. Веревок на кораблях еще достаточно много, особенно на учебных и парусных, но слова веревка там не существует, есть трос, снасть, конец или найтов. Слово найтовить употребляется также в смысле крепить, привязывать различные предметы, находящиеся на судне. Перед выходом в море на корабле принайтовливают все предметы (крепят по-штормовому), чтобы при качке они не падали и не двигались с места на место. При корабельных работах с тросами или якорями вместо слов привязать, отвязать, бросить, отпустить говорят прихватить трос или конец, отдать якорь или конец, потравить швартов. Когда надо закрыть какое-либо отверстие, то говорят задраить (например, иллюминатор).
Многие, вероятно, слышали такие слова, как аврал, полундра, но не все, может У быть, знают, что на флоте первое слово означает любую работу, в которой принимает участие весь экипаж, а второе — предупредительный окрик берегись.
Моряки на военных кораблях любых рангов и классов, включая корабельные шлюпки, не ездят, а ходят. Они никогда не скажут: «Мы плыли на подводной лодке», а непременно — мы шли на подводной лодке, или «Крейсер «Варяг» идет с визитом вежливости в Корею», а не едет в Корею. Можно привести еще немало слов и выражений, имеющих в морском обиходе важное значение. У флотских людей есть и любимые слова, имеющие поистине массу значений. Одним из таких слов (по частоте применения и практического приложения) являются прилагательное чистый и его производные. Якорь чист — это доклад с бака корабля при съемке с якоря, означающий, что на лапах поднятого якоря нет зацепившихся за него тросов, кабелей или чужих якорь-цепей; чисто за кормой — значит, ничего не препятствует движению корабля задним ходом и его можно дать; чище выровняться — таков сигнал, требующий подровнять строй кораблей, выдержать заданные интервалы; вчистую — означает выйти со службы в запас или в отставку; держать что-либо чистым — значит иметь этот предмет готовым к применению в любую минуту. Даже этот краткий перечень производных от одного лишь слова дает представление о том, сколь специфичен язык моряка, сколько в нем профессионализмов. Многие такие выражения, имеющие хождение в служебном языке русских военных моряков, имеют давнюю историю. Вспомним некоторые из них.
Семь футов под килем. Закончились все приготовления к выходу в море. Сыграна учебно-боевая тревога. И вот корабль отходит от стенки. Его командир с мостика оглядывает группу провожающих офицеров, стоящих на пирсе, а оттуда доносится последнее напутствие уходящему кораблю: «Попутного ветра, семь футов под килем!»
Какова же его история?
Известно, что уже около 6000 года до н. э. в Египте был известен парус. Долгое время он был крайне примитивным. Суда имели всего одну-две мачты. Поэтому в случае встречного ветра подобные суда были вынуждены становиться на якорь, дожидаясь, пока ветер снова не станет попутным. Это обстоятельство вынуждало корабли держаться вблизи берегов, сторониться открытого моря. И естественно, что нередко они садились на мель или разбивались о прибрежные скалы. Поскольку осадка кораблей того времени при полной загрузке не превышала двух метров, опытные кормчие старались иметь под килем не менее семи футов (примерно два метра), с тем чтобы даже на волне не могло ударить о грунт.
Должно быть, отсюда и пошло доброе пожелание: «Попутного ветра» и «Семь футов под килем».
Однако есть и другое объяснение этого обычая. Вспомним, что на Руси с древних времен число семь было особо почитаемо. Заглянем в «Толковый словарь» живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля — моряка, русского писателя, лексикографа и этнографа. В этом словаре числу «семь» отведено значительное место. Оказывается, десятки русских поговорок и пословиц так или иначе связаны с этим числом: «Семь раз отмерь, один отрежь», «За семь верст киселя хлебать», «Как семеро пойдут, Сибирь возьмут! Такие все молодцы», «Рубить семерым, а топор один», «Двoе пашут, а семеро стоя руками машут», «Делай дело за семерых, а слушайся одного», «Чем семерых посылать, тaк самому побывать», «Семь пядей во лбу», «Семь пятниц на неделе» и так далее. Вполне возможно, что пожелание «Семь футов под килем!» произошло на Руси из-за особого расположения к этому числу.
Иметь всегда в плавании семь футов под килем — значит через неизбежные в долгом пути штормы и качку, опасные отмели и рифы успешно привести свое судно к намеченной цели. Пожелать такого — значит создать отправляющимся в трудный путь хорошее настроение, вселить в них уверенность в благополучном исходе плавания. Тогда не столь страшными да тяжкими покажутся им любые препятствия и испытания.
Идти (следовать) в кильватере. Что же это такое — кильватер? Этот популярный голландский морской термин можно перевести так: струя воды, оставляемая килем идущего судна. Напомним, что киль — это основная продольная днищевая связь на судне, идущая в его диаметральной плоскости, а ватер — вода. Следовательно, идти в кильватере — значит держаться в струе впереди идущего корабля, то есть следовать тем же курсом, которым идет передний корабль, следуя за ним.
Держать нос по ветру. Во времена парусного флота плавание по морям всецело зависело от погоды, от направления ветра. Устанавливался штиль, наступало безветрие, и мигом никли паруса, замирали корабли. Начинал дуть противный ветер, и приходилось думать уже не о плавании, а о том, чтобы побыстрее стать на якорь и убрать паруса, а не то корабль могло выбросить на берег.
Для выхода в море нужен был только попутный ветер, наполнявший паруса и направлявший судно вперед, то есть носом по ветру.
Красная нить. Весьма часто не только у моряков можно услышать такие фразы: «В докладе красной нитью прошла мысль. », «В романе красной нитью прослеживаются. » и так далее. Где же их исток? В Англии существовало правило: все снасти королевского флота — от самого толстого каната до тончайшего тросика — изготовлять таким образом, чтобы через них проходила красная нить, которую нельзя выдернуть иначе, как распустив весь канат. Даже по самому маленькому обрывку каната тогда можно было определить, что он принадлежит английской короне, а словосочетание «красная нить» приобрело значение чего-то главного, ведущего, наиболее примечательного. В фигуральном значении это словосочетание впервые в 1809 году употребил Гете. Так и живет оно теперь, когда хотят подчеркнуть или выделить что-то.
Есть. Это флотское восклицание в кратчайшей форме выражает многое: моряк услышал и понял, что обращаются именно к нему и что от него требуется. Оно является искаженным русскими матросами на свой лад английского yes, то есть да, звучащего как йес.
Слово есть привилось в русском флоте с самого его зарождения. Такой короткий и энергичный ответ непременно следовал на всякое полученное от старшего начальника приказание с обязательным и точным его повторением. Например, командир корабля или вахтенный начальник приказал рулевому: «Так держать! Вправо не ходи!» Тот мгновенно отвечал:« Есть так держать! Вправо не ходи!» «Обе вахты наверх!» — отдавал распоряжение вахтенный офицер, и вахтенный старшина отвечал: «Есть обе вахты наверх!». При этом он прикладывал дудку к губам и исполнял положенный для этого случая певучий сигнал, передавая тем самым приказание вахтенному на баке, а тот дублировал его в жилое помещение.
Слово есть, став во флоте одним из выражений субординации, формой проявления установленных взаимоотношений между начальниками и подчиненными, продолжает жить и в наши дни. В Корабельном уставе Военно-морского флота об этом сказано так: «Если начальник отдает приказание, военнослужащий отвечает: «Есть» — и выполняет полученное приказание».
Мичман. Это слово в русском языке появилось в Петровскую эпоху и впервые зарегистрировано в Морском уставе 1720 года. Оно заимствовано из английского языка (midship — середина корабля, и man — человек), а буквально означает средний корабельный чин. В XVIII веке это слово произносилось у нас как «мидшипман». Впервые в русском военном флоте его ввели в качестве унтер-офицерского чина в 1716 году, ас 1732 по 1917 год, исключая 1751—1758 годы, звание мичман было первым флотским офицерским чином, соответствующим поручику в армии.
Как звание для старшин ВМФ звание мичман введено с ноября 1940 года. С января 1972 года военнослужащие в звании мичман были выделены в отдельную категорию личного состава флота. Его присваивают военнослужащим флота (а также в морских частях пограничных войск лицам, отслужившим срочную службу и оставшимся добровольно на кораблях и в частях военно-морского флота в качестве специалистов на определенный срок).
Мичманы являются ближайшими помощниками офицеров, специалистами высокого класса, мастерами военного дела.
Для подготовки мичманов во всех наших флотах имеются специальные школы. Матросы и старшины со средним специальным образованием, отслужившие один год срочной службы и пожелавшие продолжать службу в ВМФ, для зачисления в школу сдают вступительные экзамены и по окончании обучения получают диплом техника по соответствующей специальности.
Если военнослужащий пожелал продолжать службу на флоте по своей специальности в звании мичмана после того, как отслужил два года срочной службы, он направляется в школу мичманов без вступительных экзаменов. Учеба в таких школах начинается за три месяца до окончания срока срочной службы. В школе мичманов принимаются военные моряки не только из числа сверхсрочнослужащих, но и военнообязанные, отслужившие на кораблях и в частях флота положенный срок и находящиеся в запасе.
С января 1981 года в Вооруженных силах СССР введены звания старший мичман и старший прапорщик. Они могут быть присвоены мичманам (прапорщикам), прослужившим в этом звании пять или более лет при отличной аттестации и в случае если они занимают должность старшего мичмана (старшего прапорщика) или младшего офицера.
Адмирал. Это — воинское звание высшего офицерского состава во многих военно-морских флотах. Произошло это слово от арабского амир алъ бахр — повелитель (владыка) на море. В Европе, как понятие флотоводец, оно вошло в употребление в XII веке вначале в Испании, а затем и в других странах (на Сицилии, например, в 1142 г., в Англии — в 1216 г.). В Средние века адмирал обладал почти неограниченной властью. Он фактически создавал флот, выбирал типы судов для его комплектования. Он же был для флота и высшей юридической властью и творил суд и расправу согласно древним морским обычаям. В конце XIII века в Голландии появилось звание шаутбенахт (голл. schout bij nucht — смотрящий ночью или наблюдающий ночью) — это и был первый адмиральский чин, соответствующий званию контр-адмирал. Чин корабельного шаутбенахта получил капитан-командор Петр Михайлов (Петр I) за Полтавскую победу. Несколько позже появилось звание вице-адмирал (переводимое как заместитель адмирала). Мы уже знаем, что Петр I установил четыре адмиральских звания (чина): генерал-адмирал, адмирал, вице-адмирал и контр-адмирал (шаутбенахт). Чин генерал-адмирала присваивался главному начальнику флота и Морского ведомства, то есть лицу, стоявшему во главе всего Российского флота Адмирал, но регламенту парусного флота, командовал кордебаталией (основными силами); вице-адмирал как заместитель адмирала командовал авангардом, и, наконец, контр-адмирал — арьергардом.
Первым в России адмиральское звание получил один из ближайших сподвижников Петра I по руководству флотом, выходец из Дании Корнелий Иванович Крюйс. В 1698 году он покинул голландский флот и был принят на русскую службу. В 1699 году ему был пожалован чин вице-адмирала.
Первым «красным» адмиралом стал М.В. Иванов. Всероссийский съезд военного флота 21 ноября 1917 года, на котором В.И. Ленин выступил с большой речью, принял необычное решение: капитану 1-го ранга Модесту Васильевичу Иванову за «преданность народу и революции, как истинному борцу и защитнику прав угнетенного класса» присвоить звание контр-адмирал.
В XVIII веке основным боевым порядком линейных кораблей, решавших судьбу сражения, была кильватерная колонна. Но большие соединения — эскадры, флоты — порой растягивались на весьма значительное расстояние, и адмиралу, командовавшему ими, было весьма сложно следить за ними и управлять боевыми действиями. Особенно трудно приходилось, когда эскадра попадала в туман или шла в ночных условиях. И практика заставила флотоводцев назначать на последний корабль в колонне своего помощника, способного быстро разобраться в обстановке и, если нужно, принять бой с противником. Такой командир должен был обладать властью, а также старшинством в чине по сравнению с командирами линейных кораблей. Поэтому, как уже говорилось, в голландском флоте и появилась адмиральская должность шаутбенахт — наблюдающий ночью, в английском — риар-адмирал — «тыловой адмирал», а во всех остальных флотах мира — просто контр-адмирал, то есть командир, находящийся в концевой части кильватерной колонны.
Прошли столетия, но адмиральские звания, введенные Петром I в русском военном флоте, существуют и ныне.
Блог моряка торгового флота
Записки о морской жизни.
воскресенье, 15 августа 2010 г.
Семь футов под килем
«Семь футов под килем». Напутствие морякам, отправляющимся в рейс. Какова же история этого высказывания? Известно, что уже около 6000 года до н. э. в Египте был известен парус. Долгое время он был крайне примитивным. Суда имели всего одну-две мачты. Поэтому в случае встречного ветра подобные суда были вынуждены становиться на якорь, дожидаясь, пока ветер снова не станет попутным. Это обстоятельство вынуждало корабли держаться вблизи берегов, сторониться открытого моря. И естественно, что нередко они садились на мель или разбивались о прибрежные скалы. Поскольку осадка кораблей того времени при полной загрузке не превышала двух метров, опытные кормчие старались иметь под килем не менее семи футов (примерно два метра), с тем чтобы даже на волне не могло ударить о грунт.
Должно быть, отсюда и пошло доброе пожелание: «Попутного ветра» и «Семь футов под килем».
Однако есть и другое объяснение этого обычая. Вспомним, что на Руси с древних времен число семь было особо почитаемо. Заглянем в «Толковый словарь» живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля — моряка, русского писателя, лексикографа и этнографа. В этом словаре числу «семь» отведено значительное место. Оказывается, десятки русских поговорок и пословиц так или иначе связаны с этим числом: «Семь раз отмерь, один отрежь», «За семь верст киселя хлебать», «Как семеро пойдут, Сибирь возьмут! Такие все молодцы», «Рубить семерым, а топор один», «Двoе пашут, а семеро стоя руками машут», «Делай дело за семерых, а слушайся одного», «Чем семерых посылать, тaк самому побывать», «Семь пядей во лбу», «Семь пятниц на неделе» и так далее. Вполне возможно, что пожелание «Семь футов под килем!» произошло на Руси из-за особого расположения к этому числу.
Иметь всегда в плавании семь футов под килем — значит через неизбежные в долгом пути штормы и качку, опасные отмели и рифы успешно привести свое судно к намеченной цели. Пожелать такого — значит создать отправляющимся в трудный путь хорошее настроение, вселить в них уверенность в благополучном исходе плавания. Тогда не столь страшными да тяжкими покажутся им любые препятствия и испытания.
«Семь футов под килем». Напутствие морякам, отправляющимся в рейс. Какова же история этого высказывания? Известно, что уже около 6000 года до н. э. в Египте был известен парус. Долгое время он был крайне примитивным. Суда имели всего одну-две мачты. Поэтому в случае встречного ветра подобные суда были вынуждены становиться на якорь, дожидаясь, пока ветер снова не станет попутным. Это обстоятельство вынуждало корабли держаться вблизи берегов, сторониться открытого моря. И естественно, что нередко они садились на мель или разбивались о прибрежные скалы. Поскольку осадка кораблей того времени при полной загрузке не превышала двух метров, опытные кормчие старались иметь под килем не менее семи футов (примерно два метра), с тем чтобы даже на волне не могло ударить о грунт.
Должно быть, отсюда и пошло доброе пожелание: «Попутного ветра» и «Семь футов под килем».
Однако есть и другое объяснение этого обычая. Вспомним, что на Руси с древних времен число семь было особо почитаемо. Заглянем в «Толковый словарь» живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля — моряка, русского писателя, лексикографа и этнографа. В этом словаре числу «семь» отведено значительное место. Оказывается, десятки русских поговорок и пословиц так или иначе связаны с этим числом: «Семь раз отмерь, один отрежь», «За семь верст киселя хлебать», «Как семеро пойдут, Сибирь возьмут! Такие все молодцы», «Рубить семерым, а топор один», «Двoе пашут, а семеро стоя руками машут», «Делай дело за семерых, а слушайся одного», «Чем семерых посылать, тaк самому побывать», «Семь пядей во лбу», «Семь пятниц на неделе» и так далее. Вполне возможно, что пожелание «Семь футов под килем!» произошло на Руси из-за особого расположения к этому числу.
Иметь всегда в плавании семь футов под килем — значит через неизбежные в долгом пути штормы и качку, опасные отмели и рифы успешно привести свое судно к намеченной цели. Пожелать такого — значит создать отправляющимся в трудный путь хорошее настроение, вселить в них уверенность в благополучном исходе плавания. Тогда не столь страшными да тяжкими покажутся им любые препятствия и испытания.