семиотика наука изучающая все что может быть использовано для лжи
Семиотика – изучение систем знаков
Каждый человек считает для себя наиболее естественным язык, на котором он общается. Но традиционные языки – не единственные знаковые системы. Существуют математика, нотная грамота, химические формулы, языки программирования. Еще есть дорожная разметка, знаки отличия в армии, телеграфный код Морзе и прочие системы знаков. Семиотика – это наука, задача которой состоит в изучении и обобщении наборов символов. И именно об этой важной науке пойдет речь в данной статье.
Возникновение, развитие и основы семиотики
Данная наука объединяет усилия различных дисциплин, изучая общие для знаковых систем характеристики и особенности. Этот подход стал востребованным с развитием программирования и автоматических переводчиков. Но также семиотика изучает особенности восприятия символов зрительно или на слух, мифологию, ритуалы и многое другое. К основным знаковым системам относятся:
Все эти системы представлены наборами знаков, выражающих их содержание.
Корни теории семиотики прослеживаются со времен Аристотеля и Августина Блаженного, но впервые научно выражены в работах Лейбница (конец XVII века). В качестве науки отрасль сформировалось к концу XIX столетия. К ее необходимости подошли одновременно и независимо Фердинанд де Соссюр (Швейцария) и Чарльз Пирс (США).
Де Соссюр открыл миру науку о роли символов в социуме, их развитии и влиянии. Пирс изучал, как при помощи знаков объясняются научные знания, которые позволяют понять окружающую реальность. Пирс дал определения работы знаков, выделив триадическую природу – репрезентацию, интерпретацию и референцию, создал первую классификацию, изучил функционирование. В дальнейшем в развитие научных методов, принципов и разделов семиотики внесли вклад и другие исследователи.
Но на сегодня невербальная семиотика – это не единая наука, а, скорее, целостная методология, которая применяется для изучения познавательной деятельности.
Области применения и особенности семиотики
Наиболее полно наука завязана на теорию познания в философских и научных доктринах 20 века. В нынешней парадигме объекты научного познания представлены посредством описания знаками. Поэтому их выбор и толкование становится таким важным процессом.
Сегодня наука не считает инструментами познания интуицию, феноменологию или интроспекцию. Она требует выработки знаков для описания и интерпретации явлений. Семиотика занимается разработкой и интерпретацией символов.
На ее принципах биология строит изучение функционирования популяции и действий отдельных животных. Также обнаруживается сходство с лингвистикой как с системой передачи информации знаками. Такой подход позволяет выявить закономерности общения.
В семиотике выделяется три уровня изучения:
Существуют два направления семиотики – синтактически-семантический и прагматический. Основа первого – способность систем знаков выразить определенное содержание, представляя реальные объекты. Второе же направление исследует коммуникацию в обществе при помощи знаков. То есть, простыми словами – изучает субъекты, которые вводят и интерпретируют символы. Именно эту функцию считал главной Чарльз Пирс. Эти подходы часто понимаются как самостоятельные разделы дисциплины. Подход, предложенный де Соссюром, стал основой структурной лингвистики, а также базой синтаксического метода в прикладных направлениях естественных наук (статистика, теория вероятности, дешифровка древних текстов).
Используется семиотика в лингвистике, психологии, антропологии, литературоведении, эстетике, педагогике, экономике, социологии, прочих науках. В них язык выражен через систему знаков. Теоретическая семиотика работает с формализованными языками (в математических и логических исследованиях, в структурной эпистемологии, логико-познавательных структурах).
Теоретическая семиотика позволяет разрабатывать алгоритмические языки программирования на основе математической логики. Это стало крайне востребованным с развитием кибернетики и вычислительных систем. Знаковые модели наука интерпретирует как фрагменты реального мира. Примером такой модели является то понятие, которое называется «искусственным интеллектом».
Используется семиотика и в гуманитарных науках. Любой феномен из области культуры, искусства или философии выражается и закрепляется, как знаковая форма. Ее значение нужно изучить и объяснить. Каждый знак становится материально-идеальным объектом, выполняющим функцию посредника и несущим конкретное содержание. В этом и состоит отличие семиотики от прочих гуманитарных наук.
Подводим итог
Раскрыть все особенности семиотики в короткой статье невозможно. Самое главное, что нужно отметить:
Семиотика – уникальная наука, которая помогает воплотить результаты других дисциплин. Она должна использоваться при проведении исследований, конструировании приборов и для выражения результатов, становясь инструментом для представления данных и становится средством интерпретации окружающей реальности.
Изучение данной науки способствует пониманию знаковых систем в социуме. А это в свою очередь помогает развивать коммуникативные навыки и налаживать общение. Жесты, мимика и прочие знаки выдают скрытые эмоции людей. Научиться их распознавать можно после прохождения курса Викиум «Эмоциональный интеллект«. После освоения обучающих материалов вы будете понимать людей лучше, даже без слов, и предугадывать их поведение.
Что такое Семиотика
Семиотика или семиология (греч. sēméion — «признак», «знак») — это научная дисциплина, которая изучает знаки, их совокупность и их взаимоотношение (т. е. знаковые системы).
Эти знаки служат для того, чтобы сгенерировать какую-то информацию, а потом сохранить её.
Семиотика также изучает реакцию людей на знаки, каким образом знак понимается и истолковывается.
Примеры семиотики
Человек присваивает предмету или явлению какое-то значение. Так они становятся знаками.
Американский философ Чарльз Сандерс Пирс (1839–1914) предложил разделять знаки на следующие типы:
Знаки-символы
Посмотрев на символ, мы не сможем определить информацию, которую он несёт. Нам нужно заучить, что означает тот или иной знак-символ.
Поэтому в каждой культуре знаки-символы различны. Например:
Сюда же относится язык, то есть обозначаемые словами вещи и предметы: кошка, лошадь, книга. Видя книгу, мы понимаем, что это, потому что ещё в детстве узнали и заучили, что означает этот предмет.
Знаки-индексы
Это такие знаки, которые формируют причину и следствие.
Когда мы видим флаг на здании, мы понимаем, что это здание государственное (напр., посольство или министерство). Здесь флаг на здании — причина, государственность здания — следствие.
По этой схеме причина-следствие можно привести ещё примеры знаков-индексов:
Иконические знаки
Эти знаки похожи на то, что они призваны изобразить.
К иконическим знакам относятся также слова с характерным звучанием, которое призвано имитировать сам предмет: чирикать, пыхтеть, жужжать.
И иероглифы, изображение которых похоже на предмет: китайский иероглиф 山 (shān) похож на гору и означает гору.
История возникновения семиотики
Особое внимание семиотике стало уделяться в конце 19 века.
Эту научную дисциплину связывают с именами трёх философов: Фердинанда де Соссюра, Чарльза С. Пирса и Чарльза У. Морисса.
Семиотика Соссюра
Швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (1857–1913) говорил о том, что знак как единица языка состоит из означающего и означаемого.
Означающее — это визуальный образ, то, что мы видим. Это какой-то объект, звук, рисунок, слова, которые несут какое-то значение.
Означаемое — это то, что мы понимаем, о чём думаем. Это наше индивидуальная интерпретация означающего.
Семиотика Морриса
Американский философ Чарлз Уильям Моррис (1901–1979) выделял три области в семиотике:
Семантику, которая изучает отношения между тем, что мы видим (означающее), и тем, что мы понимаем, думаем (означаемое)
Синтаксис, который изучает как знаки соотносятся между собой.
Прагматику, которая изучает отношение между знаками и теми, кто их интерпретирует.
Семиотика Пирса
А благодаря трудам Чарльза Сандерса Пирса появилась типология знаков и они стали разделяться на знаки-символы, знаки-индексы и иконические знаки.
Семиотика в искусстве
Изучает скрытые и явные символы, которые присутствуют в произведениях искусства.
Семиотика в литературе
Например, в романе «Повелитель мух» в начале произведения Уильям Голдинг описывает происходящее, используя яркие краски.
Затем краски сгущаются как в сюжете романа, так и в описании событий и окружающей обстановки.
Яркий краски в начале символизируют чистоту мальчиков, их наивность и детскую непосредственность.
А тёмные краски — символ дикости, агрессии и жестокости.
В стихотворении А. С. Пушкина «Анчар» ядовитое дерево обозначает «ядовитость» неограниченной власти.
Топор в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» символизирует расплату, казнь.
Семиотика в кино
В кино также часто появляются знаки-значения.
Как, например, чёрно-белое кино «Список Шиндлера». Ведь в начале, до войны, фильм цветной. И только с началом военных действий и массовых расстрелов из кино «уходят» все краски.
Таким образом, режиссёр хотел показать своё отношение к войне.
Семиотика в медицине
Изучает знаки и символы, но уже болезней.
Например, повышенная температура, увеличение внутренних органов изменение цвета кожи и т. д. говорят о различных заболеваниях.
Мы знаем, что отёки на ногах могут говорить о венозной болезни, а ломкие ногти — о недостатке кальция.
Семиотика в рекламе
Семиотику в рекламе используют маркетологи. Они изучают влияние знаков (картинок, пиктограмм, символов) на то, как человек получает и анализирует информацию.
Семиотика и семиология: в чём отличие?
По своей сути эти два понятия — синонимы.
Соссюр изучал семиологию. Термин семиотика был введён Пирсом.
Поэтому последователи идей Соссюра говорят о семиологии, а те, кому ближе идеи Пирса — о семиотике.
СЕМИОТИКА
Полезное
Смотреть что такое «СЕМИОТИКА» в других словарях:
СЕМИОТИКА — (семиология) (от греч. знак) наука о знаках и знаковых системах, знаковом (использующем знаки) поведении и знаковой лингвистич. и нелингвистич. коммуникации. Совр. С. получила исходные импульсы в трудах амер. философа Ч.… … Энциклопедия культурологии
СЕМИОТИКА — (от греч. semeiot знак) общая теория знаковых систем, изучающая свойства знаковых комплексов самой различной природы. К таким системам относятся естественные языки, письменные и устные, разнообразные искусственные языки, начиная с формализованных … Философская энциклопедия
СЕМИОТИКА — СЕМИОТИКА, врачебная наука, о признаках болезни. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
семиотика — семиология Словарь русских синонимов. семиотика сущ., кол во синонимов: 5 • изучение симптомов (1) • … Словарь синонимов
СЕМИОТИКА — СЕМИОТИКА, семиология (от греч. sema, semeion знак, признак), или симптоматика, симптоматология собирание, выявление, изучение и оценка проявлений, признаков, симптомов различных болезненных состояний. Содержание семиотики составляют… … Большая медицинская энциклопедия
семиотика — Этимология. Происходит от греч. sema знак. Категория. Научная дисциплина. Специфика. Посвящена изучению знаковых систем. Подразделы: • семантика, занимающаяся исследованием соотношения знака и обозначаемого; • синтаксис как исследование… … Большая психологическая энциклопедия
СЕМИОТИКА — (от греческого semeion знак, признак), наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры системы мифа … Современная энциклопедия
СЕМИОТИКА — в медицине учение о признаках болезней (симптомах) и характерных их сочетаниях (синдромах) … Большой Энциклопедический словарь
СЕМИОТИКА — (от греч. semeion знак признак), наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры, системы мифа,… … Большой Энциклопедический словарь
Семиотика — (от греч. sema знак) научная дисциплина, посвященная изучению знаковых систем. В ней выделяют: 1. Семантику, занимающуюся исследованием соотношения знака и обозначаемого; 2. Синтаксис как исследование закономерностей сочетания знаков в сообщении; … Психологический словарь
СЕМИОТИКА — (греч. semeion знак) научная дисциплина, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. С. играет заметную роль в методологии гуманитарных наук: любые культурные феномены от… … История Философии: Энциклопедия
Семиотика
Семиотика, или семиология — это междисциплинарная область исследований, в рамках которой изучаются знаки (см. Знак) и знаковые системы, хранящие и передающие информацию.
В поле зрения семиотики находятся разнообразные знаковые системы, в частности: естественные (разговорные) и искусственные (формальные) языки, системы предложений научных теорий, системы сигнализации в обществе и природе, системы состояний, входных и выходных сигналов различных машин и автоматов, программы и алгоритмы для них и языки-посредники для «общения» с ними человека и многие другие. В качестве знаковых систем можно также рассматривать искусственные языки (в том числе «язык» научной теории, «языки» «языки» изобразительных искусств, кино, театра, музыки), различные типы визуальных знаковых систем (от дорожных знаков до живописи), а также любые сложные системы управления, рассматриваемые с позиций кибернетики: машины, приборы и их схемы, живые организмы, их подсистемы (например, центральная нервная система), производственные и социальные объединения и общество в целом. В рамках семиотики как единого комплексного направления возможна интерпретация указанных сложных систем как систем знаков, могущих в принципе служить для выражения некоторого содержания, причём совместное рассмотрение чрезвычайно разнообразных знаковых систем оправдывается аналогиями в их строении (и принципах функционирования), выражающимися такими отношениями, как изоморфизм и гомоморфизм.
Семиотика как научная теория начала развиваться в конце XIX века, однако постепенно у неё обнаруживаются всё более глубокие корни в учениях Аристотеля, Филона Александрийского, стоиков, Августина Блаженного, в логических учениях схоластики, в философии Т. Гоббса, Дж. Локка и других. Семиотический подход к изучению знаковых систем по существу проявился в логико-математических работах Г. В. Лейбница в конце XVII века, предвосхитившего своей концепцией «универсального исчисления» принципы математической логики (см. Логика математическая) и собственно семиотики. Идея особой науки о знаках возникла в конце XIX века в связи с необходимостью более тщательной разработки понятия знака, возникшей одновременно в лингвистике, логике (см. Логика), математике и естествознании. В этот период первые попытки создания такой науки были предприняты Ф. де Соссюром и Ч. Пирсом (независимо друг от друга). Ф. де Соссюр рассматривал естественные языки как знаковые системы, разрабатывая теорию значения знаков в рамках научной дисциплины, названной им семиологией. Он мыслил «семиологию» как науку, «изучающую жизнь знаков внутри жизни общества», в которую лингвистика должна входить как составная часть.
Основные принципы семиотики были сформулированы в явном виде Ч. Пирсом, который стремился к созданию логики науки, объясняющей процесс приобретения научных знаний, репрезентирующих реальность. Он же ввёл сам термин «семиотика» для обозначения науки о знаковых системах (впрочем, некоторые, преимущественно французские авторы, предпочитают и сейчас пользоваться соссюровским термином «семиология»). Он также выделил параметры семиотического функционирования — репрезентант, интерпретант, референт (так называемая «триадическая природа знака»), дал первую классификацию знаков (иконический знак — индекс — символ), исследовал процесс функционирования знака — семиозис. Далее подходы к изучению знаковых систем в рамках семиотики семиотики были развиты в работах Г. Фреге, Ч. Морриса, Р. Карнапа, А. Тарского, Т. Себеока, У. Эко и других исследователей.
В настоящее время семиотика представляет собой довольно развитую теорию, методы которой позволяют анализировать разнообразные сферы человеческой деятельности. Вместе с тем, едва ли приходится говорить о существовании единой науки о знаковых системах. Семиотика, скорее, представляет собой исследовательскую парадигму или методологию анализа познавательной деятельности, связанную с весьма широким спектром научных исследований как в естествознании, так и в гуманитарных науках. Границы семиотики подвижны, она является пограничной дисциплиной и объединяет различные подходы.
Распространение семиотических принципов в теории познания связано с пристальным вниманием к языку вообще, а в частности — с анализом языка науки в различных философских направлениях XX века. В этом смысле можно говорить о семиотической парадигме теории познания, согласно которой объект познания доступен человеку только благодаря знаковому опосредованию. Невозможно мыслить о реальности, не прибегая при этом к знакам. Познание поэтому необходимо связано с процессом продуцирования и интерпретации знаков, а знание существует только в знаковой форме. Представление систем знаков и знаковой деятельности в качестве основания познания отодвигает на второй план (или исключает вообще) подходы, связанные с рассмотрением таких способностей, как интуиция или интроспекция.
Познавательная деятельность означает продуцирование знаковых выражений, которые должны быть наблюдаемы и публично интерпретируемы в некотором сообществе. В этом смысле семиотический подход к познанию противостоит феноменологической философии, поскольку последняя исходит, прежде всего, из возможности прямого усмотрения смысла, то есть интуитивного познавательного акта, не нуждающегося ни в каких опосредованиях. Поэтому для феноменологического подхода знаки есть нечто если не излишнее, то, во всяком случае, вторичное, используемое как вспомогательный инструмент при передаче смыслов.
Другой аспект семиотики состоит в использовании её в качестве основы для развития широкого спектра исследовательских методов в различных научных дисциплинах. Существо развиваемого при этом подхода состоит в том, чтобы рассматривать различные фрагменты реальности в качестве знаковых систем. Семиотические методы оказались весьма плодотворны, например, в различных областях биологии в связи с изучением поведения животных, механизмов наследственности, функционирования популяций живых организмов и так далее. Интересно, что исследования процессов продуцирования и интерпретации знаков животными оказываются подчас важны не только для самой биологии, но и для лингвистики, поскольку позволяют выявить общие закономерности существования знаковых систем и поставить вопрос о специфике языка, как особой знаковой системы.
Для семиотического подхода характерно выделение трёх уровней исследования знаковых систем, соответствующих трём аспектам семиотической проблематики:
Одна из наиболее важных проблем семиотики состоит в выяснении того, в какой мере эти уровни исследования взаимосводимы.
Различные школы и исследовательские направления в семиотике и в философии языка делают акцент на различных аспектах существования знаковых систем. Можно (с некоторой долей условности) выделить синтактико-семантический и прагматический подходы.
В рамках первого из указанных подходов в качестве основной функции знаковых систем рассматривается их способность выражать определённое содержание или репрезентировать объекты реальности. Поэтому главная задача семиотики полагается в том, чтобы описать структуры знаковых выражений и их семантические свойства. Одним из направлений, развиваемых в рамках такого подхода исследований, является описание или конструирование формальных языков с заданным синтаксисом и областью интерпретации. Синтактико-семантический подход свойствен, например, логическому позитивизму. С другой стороны, семантический аспект функционирования знаковых систем является преимущественным предметом исследований для направлений, связанных со структуралистской парадигмой.
Прагматический подход видит основную функцию знаковых систем в обеспечении коммуникации в сообществе. Поэтому основной задачей семиотики считается исследование деятельности субъектов, продуцирующих и интерпретирующих знаки. Ч. Пирс, считавший прагматический аспект главным для семиотических исследований, утверждал, что любой объект становится знаком благодаря не своим физическим свойствам, а вследствие знакового употребления этого объекта в сообществе.
Структуралистская программа Ф. де Соссюра (отчасти предвосхищённая лингвистическими идеями В. фон Гумбольдта) легла в основу семиотических исследований в конкретных науках. Первой такой семиотической дисциплиной явилась намеченная ещё в его работах и интенсивно развивавшаяся с годов в ряде стран (Чехословакия, СССР, США, Дания и других) структурная лингвистика. В настоящее время разрабатываются как её синтаксический аспект (теория так называемых формальных грамматик, основанная на логико-математической и отчасти теоретико-множественной методологии), так и семантический (модель «Смысл ↔ Текст»), а также методологические (например, поиски так называемых языковых универсалий в работах Н. Хомски и его школы) аспекты и многочисленные прикладные направления (вероятностно-статистические описания языковых структур; работы Ю. В. Кнорозова по дешифровке древних письменностей и другие).
По примеру и образцу лингвистики выявление внутренних структур и их моделирование получили развитие в литературоведении («формальная школа» Ю. Н. Тынянова, В. Б. Шкловского и Б. М. Эйхенбаума, монография В. Я. Проппа «Морфология сказки», работы Ю. М. Лотмана и другие по структурной поэтике, ряд работ Μ. Μ. Бахтина), в эстетике (как в прикладном плане — семиотическое изучение «языков» кино, театра и других видов искусства, так и в общетеоретическом), в психологии и педагогике (школа Ж. Пиаже, работы Л. С. Выготского и других советских психологов, а также «установочная» концепция трудовой и общей педагогики А. К. Гастева), в этнологии, антропологии и культурологии (структурная антропология К. Леви-Строса), в социологии, экономических науках и других. Большей частью эти исследования опираются на структуралистскую методологию. Они, так или иначе, восходят к идеям Ф. де Соссюра и связаны с развитием его лингвистических методов. Ф. де Соссюр видел в языке систему знаков, в которой каждый элемент определяется совокупностью отношений с другими элементами. В рамках упомянутых исследований такими системами представлялись, в конечном счёте, культура (см. Культура) или человеческое общество (см. Общество).
Теоретическая (или формальная) семиотика представляет собой совокупность синтаксических и семантических исследований знаковых систем (относимых часто к металогике) применительно к искусственно формализованным языкам, то есть логическим и логико-математическим исчислениям, рассматриваемым вместе с их интерпретациями (семантика) или независимо от них (синтаксис): метаматематические исследования Б. Рассела, А. Н. Уайтхеда, Д. Гилберта, К. Гёделя, Г. Генцена, А. Чёрча и других, логико-семантические и теоретико-модельные работы Г. Фреге, Р. Карнапа, А. Чёрча, Дж. Кемени, А. Тарского и его школы, А. И. Мальцева и его учеников и других, а также выполненные в рамках конструктивного направления работы математиков А. А. Маркова, Н. А. Шанина и их учеников по общей теории исчислений. К теоретической семиотике относятся также, наряду с программными работами Ч. Пирса и Ч. Морриса, работы Л. Витгенштейна и Р. Карнапа (посвящённые логико-философским принципам моделирования мира), генетический анализ логико-познавательных структур в работах школы Ж. Пиаже и более поздние работы по «структурной эпистемологии».
На стыке общетеоретических исследований по семиотике различных семиотических дисциплин разрабатываются многочисленные описания алгоритмических языков и языков программирования, реализующие на достаточно высоком уровне абстракции (но в применении к совершенно конкретным знаковым системам) общие принципы семиотики и математической логики. В рамках теоретической семиотики аспекты семиотических исследований — синтактика, семантика и прагматика — могут пониматься как разделы этой науки (подобно тому как, например, в теоретической механике выделяются кинематика, статика и динамика). Проблема взаимной редукции задач и результатов, относящихся к этим разделам семиотики, получает здесь точную постановку.
Практическая и философская важность семиотики обусловлена тем, что она трактует различные знаковые системы как модели определённых фрагментов мира, строящиеся в ходе познавательной и практической деятельности людей. Типичным примером такого моделирования служит широкий круг кибернетических исследований, объединяемых под общим наименованием «искусственный интеллект». Именно с развитием во второй половине XX века теории информации, кибернетики, компьютерного моделирования во многом связано широкое распространение семиотического подхода. Исследования, проводимые в рамках этих направлений, позволяют в различных областях деятельности человека, обнаружить процессы обмена информацией, выраженной в знаковой форме. Ещё одним полем широкой реализации семиотического подхода являются разнообразные исследования в гуманитарной сфере.
Семиотика играет заметную роль в методологии гуманитарных наук, поскольку любые культурные феномены — от обыденного мышления до искусства и философии — неизбежно закреплены в знаках и представляют собой знаковые механизмы, чьё назначение можно и нужно эксплицировать и рационально объяснить. В отличие от других гуманитарных дисциплин, семиотику интересует не поиск значения, но способ означивания: содержание, не облечённое в форму, не является предметом семиотических исследований. Семиотика опирается на понятие знака как материально-идеального образования, репрезентирующего нечто (в его отсутствие), имеющего целью передачу определённого содержания и выполняющего роль посредника в культуре. В своей совокупности знаки образуют язык, который в семиотической теории, с одной стороны, выступает как «интерпретант всех прочих систем» (Э. Бенвенист), но в то же время оказывается «частным случаем семиотической функции» (Ж. Пиаже). Выявление значения, зашифрованного в знаковом сообщении, осуществляется путём декодирования, где код означает способ упорядочения знаков в определённую систему, благодаря чему выполняются коммуникационная и другие функции языка.
Семиотика, как междисциплинарная исследовательская парадигма, является не только источником методологии, но и способом представления реальности. Можно поэтому говорить о своего рода семиотическом миросозерцании или семиотической онтологии. В рамках этой онтологии всё существующее предстаёт в виде совокупности сложных систем, внутри которых и между которыми происходит обмен сообщениями, представленными в знаковой форме. В этом смысле семиотика подобна другим междисциплинарным областям, задающим определённую исследовательскую парадигму для различных научных дисциплин, таким, например, как кибернетика, теория систем или синергетика (см. Синергетика).