сенсомоторная интеграция что это такое

Сенсомоторная интеграция что это такое

Многие родители, услышав про СИ, задаются вопросом: «Сенсорная интеграция – что это такое?»
Отвечаем и подробно рассказываем.

Условно сенсорная интеграция «заставляет» мозг воспринимать информацию от рецепторов (и реагировать на неё) быстрее, соответственно, процессы воспроизведения различных функций ускоряются.

Впервые возможности сенсорной интеграции описала американский эрготерапевт, психолог и педагог Энн Джин Айрес. Разработанные методики на основе сенсорно-интегративного подхода она представила в 1963 году в Университете Южной Калифорнии в рамках своей диссертации по педагогической психологии. С 1976 года Айрес занималась исключительно практикой по своим наработкам в области сенсомоторного развития, с помощью которых оказывала помощь детям с различными сенсорными нарушениями. Сегодня этот метод применяется во всех странах мира и помогает детям побороть моторную неловкость и восстановить баланс «рецептор-рефлекс».

Кто проводит такие занятия?

Сенсорная интеграция – это, прежде всего, работа с мозговыми функциями, поэтому чаще всего занятия с использованием сенсорно-интегративных методик проводят нейропсихологи и дефектологи, прошедшие дополнительное образование по данному направлению. Сказать более точно, кто будет работать непосредственно с Вашим ребенком, можно только после проведения диагностики и выявления в ее результате конкретных нарушений. Программа по восстановлению и/или развитию сенсомоторных функций подбирается индивидуально; для каждого ребенка это разные игры и занятия, направленные непосредственно на ту область, которая ему дается сложнее. Важно, что использование сенсорной интеграции не принуждает ребенка к труднореализуемым действиям, напротив, использование игровой механики увлекает и заинтересовывает, просто влияет на те же области головного мозга, которые отвечают и за трудные для конкретного ребенка действия.

Нарушения сенсорной интеграции у детей: примеры таких нарушений

Нарушения сенсорной интеграции называются дисфункцией и представляют собой различные проблемы слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера. Симптомы дисфункции сенсорной интеграции чаще всего проявляются в эмоциональной лабильности, поведенческих факторах, двигательной функции, задержке развития речи, что в дальнейшем приводит к проблемам в учебной деятельности, социальной адаптации, концентрации внимания и формированию самоконтроля.

Дисфункция сенсорной интеграции, как правило, встречается комплексная, т.е. когда нарушения проявляются в работе нескольких органов чувств. Однако бывает и узконаправленная дисфункция. На что стоит обратить внимание, и как проявляются нарушения сенсорной интеграции?

Со стороны слуховой функции: боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.

Со стороны зрительной системы: светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрит в глаза собеседнику.

Со стороны осязательной функции: воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани/одежды, не любят ходить босиком.

Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.

Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.

При проявлении нескольких нарушений из вышеперечисленной симптоматики необходимо обратиться к специалистам и провести диагностику на предмет сенсорной дисфункции.

Сенсорная интеграция для ребенка, который никак не заговорит

Сенсорная интеграция и речь имеют очень тесную связь. Дисфункция сенсорной интеграции – одна из частых причин ЗРР (задержки речевого развития), именно поэтому деткам, у которых наблюдаются речевые трудности, рекомендованы занятия с использованием сенсорно-интегративных методик. Так, для запуска речи используются игры, направленные на развитие мелкой моторики: бизиборды, «сухие» бассейны, игры с крупами, песком и т.д. В залах для занятий сенсорной интеграцией создаются все условия для максимального погружения ребенка в увлекательную игровую среду. Считается, что сенсорная интеграция – один из самых эффективных способов для скорейшего запуска речи.

Использование сенсорной интеграции при СДВГ, РАС, аутизме

Стоит отметить, что сенсорные нарушения встречаются у 20% среди всех детей дошкольного возраста и требуют активного внедрения в жизнь ребенка сенсорной интеграции.

Где и как проводятся занятия по сенсорной интеграции?

Обычно занятия по сенсорной интеграции проводятся специалистами в детских коррекционно-развивающих центрах. Под данный вид занятий отводится отдельная комната. Зал оборудуют различными предметами игрового формата, взаимодействие с которыми положительно сказывается на развитии функций головного мозга.

Что включает в себя «сенсорная комната»?

— Различные гамаки, маты, балансиры, качалки в разных формах (бревно, платформа, бочка, куб, шар и т.д.).
— Различные виды шведских стенок, комплексы со спортивно-игровым уклоном.

— «Сухие» бассейны, водяные матрацы и батуты.

— Веревочные тоннели и сенсорные дорожки для ходьбы.

— Лотки с различными предметами для развития мелкой моторики (песок, крупы, шарики и т.д.).

— Бизиборды, бизикубы, бизидомики.

— Утяжеленные одеяла и подушки.

— Шуршащие предметы, яркие (разных цветов и форм).

— Развивающие коврики и столы.

— Световое и звуковое оборудование и т.п.

Создать подобную комнату в домашних условиях самостоятельно навряд ли получится в связи с большим количеством крупногабаритных предметов для занятий. Более того, большинство оборудования достаточно дорогое.

Источник

Сенсомоторная интеграция что это такое

Общайтесь с ребенком с самого рождения, разговаривайте с ним, пойте песенки, качайте под музыку, глядя ему в глаза; приближайте свое лицо к личику ребенка, чтобы он лучше вас разглядел.

Младенцы лучше всего концентрируют взгляд ярких предметах, расположенных поблизости. Больше всего их привлекает контраст белого и черного, а также красный цвет. Кроме того, дети с рождения с повышенным интересом относятся к человеческим лицам. Позвольте малышу чаще разглядывать ваше лицо, мимику, пока вы разговариваете с ним или поете ему песенки. Старайтесь, чтобы ребенок как можно дольше концентрировал внимание на вашем лице: стройте рожицы, издавайте всякие забавные звуки. Поставьте на кровать зеркало, лягте рядом с ребенком и стройте рожицы, пусть малыш разглядывает ваше лицо и свое. Подражайте мимике ребенка.

Если ребенок не смотрит на вас, не смотрит вам в глаза, осторожно подвиньте его головку так, чтобы ему было удобнее. (Некоторые мамы советуют класть ребенка себе на колени.)

Малыши с синдромом Дауна отличаются низким тонусом мышц и позднее начинают держать головку, поэтому позаботьтесь о том, чтобы ребенку было удобно разглядывать ваше лицо. Подключайте братиков и сестричек. Постепенно добивайтесь того, чтобы малыш как можно больше времени мог сосредоточиться на предлагаемом ему «зрелище».

Приближайтесь к личику ребенка, а затем отодвигайтесь. Проделывайте это медленно.

Иногда можно пошалить – надеть смешной головной убор, очки или приклеить себе на щеку или на лоб наклейку. Малышу будет интересно: а что он увидит в следующий раз?

Когда малыш освоил взгляд «глаза в глаза», и может удерживать взгляд на вашем лице, играйте с ребенком в прятки и их простейший вариант «ку-ку», когда вы прячете свое лицо за ладонями, или личико младенца под пеленкой.

Умение следить взглядом за движущимся предметом возникает не сразу. Предоставляйте ребенку возможность научиться этому с помощью ярких предметов, издающих интересные звуки. Например, водите перед глазами ребенка вправо-влево игрушечную собачку и приговаривайте «ав-ав». Для более старшего ребенка можно выдувать мыльные пузыри и следить за тем, как они летят, или играть с воздушным шариком. Постепенно добивайтесь того, чтобы ребенок все больше времени мог уделить рассматриванию объекта и наблюдению за движущимися объектами.

Чтобы тренировать умение фиксирование взгляд на объекте, вначале вам придется просто называть каждый предмет, на котором случайно задержался взгляд младенца. «Это кукла», «Вот твоя бутылочка». Ищите вместе с ребенком нужный предмет: «Где бутылочка? Вот она! Вот бутылочка!». Далее ребенок должен научиться посмотреть на вас, проследить, на что вы смотрите, и также уделить внимание этому предмету («Посмотри, какая птичка!»). Это умение в дальнейшем пригодится для основного этапа в развитии речи – когда вы будете говорить ребенку, как называется тот или иной предмет.

Возьмите яркую игрушку, например, мяч, и держите ее рядом со своим лицом; когда ребенок посмотрит на вас, медленно отводите игрушку от своего лица и сами следите за ней взглядом. Комментируйте «уход» игрушки, модулируя громкость и высоту голоса, это побудит ребенка следить за движущимся объектом. Эмоционально называйте слово, повторяйте название неоднократно: «Мяч, мяч, смотри на мяч!».

Всем родителям хочется видеть ответную реакцию. Некоторые дети с синдромом Дауна будут очень живо реагировать на все, тогда как другие младенцы будут лежать безучастно. Не опускайте руки, старайтесь вызвать реакцию, рано или поздно вы увидите интерес в глазах ребенка! Постепенно он научится фокусировать взгляд, рассматривать ваше лицо, радоваться вам, если вы будете проводить больше времени с ним, давая ему возможность научиться это делать.

Для зрительной стимуляции поиграйте с выключателем, включая и выключая свет в темной комнате (темно-светло).

Если у ребенка есть проблемы со зрением – обязательно обратитесь к специалисту.

Малышам с синдромом Дауна предстоит научиться не только слышать разнообразные звуки, но и концентрироваться на их восприятии (подобно тому, как младенцы учатся фокусировать взгляд). Старайтесь, чтобы ребенку предъявлялось не слишком много разнообразных звуков в каждый отдельный момент. Многим детям мешают слишком громкие звуки, другим же трудно выделять наиболее важные звуки (голос матери) на фоне шума.

Старайтесь имитировать звуки, которые издает ваш младенец. Повторите так точно, как только можете, а потом поиграйте, повторив его высоким, тонким голосом, потом низким, грубым голосом.

Устанавливайте для ребенка связь между объектом и производимым им звуком. Взяв игрушечную утку, назовите ее «утка, уточка», сообщите ребенку: «Утка говорит: кря-кря. Как говорит утка? Кря-кря». Привлекайте игрушки в форме зверюшек, детские музыкальные инструменты (колокольчик динь-динь, барабан бам-бам). Конечно, малыш еще долго не сможет повторить это за вами, но стимуляция не пропадет даром.

Приготовьте побольше погремушек, колокольчиков, издающих разнообразные звуки. Играя с ними, давайте малышу послушать и сравнить эти звуки, но не забывайте также давать ему возможность самому их извлечь. Постепенно он установит логическую связь между источником звука и звуком!

Пришейте бубенчики на резинку для волос и наденьте ее младенцу на ручку или на ножку. Он поймет, что звуки раздаются тогда, когда он двигает ручкой/ножкой. Только не оставляйте ребенка без присмотра с этой игрушкой!

Часто называйте ребенка по имени. Если он пока не отзывается на свое имя, привлеките его взгляд яркой игрушкой и снова несколько раз назовите его по имени.

Разговаривая с ребенком, держите лицо так, чтобы он видел вашу артикуляцию.

Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит, когда плачет или гулит. Повторите то, что он «сказал», потом сделайте паузу, как бы ожидая от него ответа. Это должно стать вашим золотым правилом. Разговаривая с ребенком во время одевания, купания и т.д., всегда делайте паузы, как бы ожидая ответа от него. Если он издаст какой-то звук, отвечайте естественно, например, «Да что ты говоришь!» или «Неужели?». Старайтесь, чтобы ваша беседа выглядела, как настоящий разговор.

Важно добиться того, чтобы ребенок обращал внимание на окружающие его звуки. Ставьте для него различную музыку, пойте песенки, рассказывайте ритмичные стихи. Очень хороши в этом плане песенки и стихи с действиями («Вот идет корова», «Мишка косолапый»), они учат ребенка уделять внимание тому, что он слышит.

В работе над слуховым восприятием, важно научиться определять, откуда же исходит привлекший ребенка звук. Чтобы научить его этому, используйте различные источники звука: свистки, колокольчики, мятый целлофан, кастаньеты, маракасы, хлопайте в ладоши и так далее. Сначала издавайте звук в поле зрения ребенка, прямо перед его лицом. Затем переместите источник звука вправо или влево от ребенка. Если он не обращает внимания, скажите ему: «Слушай! Что это? Ну-ка посмотри!». Тренируйте малыша, чтобы он следил взглядом, а затем и поворачивался к источнику звука. Если малышу трудно поворачиваться, посадите его к себе на колени так, чтобы источник звука был вне его поля зрения. Прослушайте звук, скажите: «Ой, что это?» и сами поверните ребенка лицом к источнику звука. Наградите малыша улыбкой и объятием за то, что он повернулся. Играйте в такие маленькие игры несколько раз в течение дня. Разговаривайте с ребенком или издавайте смешные звуки, передвигаясь по комнате.

Ребенку необходимо понять, какие звуки имеют смысл, на какие звуки надо обращать внимание (голос мамы), а на какие – не обязательно (шум холодильника, тиканье часов). Если малыш не научится этому, может произойти «перегрузка» и даже «отключение» сенсорной системы. В более старшем возрасте это умение не раз ему пригодится, например, во время занятий в школе: надо слушать, что говорит учитель, а не что говорят одноклассники.

Давайте ребенку возможность слушать голоса родных по телефону. Комментируйте: «Это баба говорит. Слышишь, это баба!». Разговаривайте с ребенком или издавайте смешные звуки, передвигаясь по комнате.

Соберите «звуковую шкатулочку». Туда можно положить свисток, колокольчик, дудочку, маракас, две деревянные ложки, контейнер из-под киндер-сюрприза с фасолью или крупой внутри и так далее. Поиграйте с ребенком.

Старайтесь постепенно увеличивать период времени, в течение которого малыш может сосредотачиваться на активном слушании: пойте ему более длинные песенки, разговаривайте с ним подольше.

Многие родители говорят с малышами так, как нужно, не задумываясь об этом. Однако все же отметим, как именно следует говорить с младенцем: высоким (тонким) голосом, короткими предложениями, гораздо медленнее, чем обычно, повторяя слова и фразы по многу раз. Когда ребенок станет старше (2-3 года), вы уже не будете пищать при разговоре с ним, однако необходимость в коротких фразах и повторениях не отпадет еще долго.

Если у вашего ребенка есть какие-то проблемы со слухом, обязательно обратитесь к специалисту.

Если малыш сам не тянет предметы в рот, можно использовать мягкую зубную «щеточку» для массажа десен, внутренней поверхности щек и язычка ребенка.

Приобретите или сделайте специальную книжку, в которой на каждой странице будет кусочек какого-то материала, который можно потрогать (мех «киски», наждачная бумага и так далее). Она вам пригодится и в дальнейшем, когда вы будете работать над расширением словарного запаса ребенка (мягкий, пушистый, шершавый…).

Позволяйте ребенку играть с различными на ощупь предметами, например, желе, взбитыми сливками или вареными макаронами.

Прикасайтесь к ребенку предметами различной текстуры. Растирайте личико ребенка мягким, а потом более жестким полотенцем, например. Для разнообразия используйте массажное масло или лосьон.

Чистите зубы и десны ребенка специальной детской зубной щеткой.

Растирайте и массируйте тело ребенка. Можно ласково или быстро потереть лицо, щеки и язычок ребенка чистым полотенцем. Прикасайтесь к лицу малыша ваткой, кусочком бархата, кусочком жесткой ткани… Играйте с ребенком в игры, требующие прикосновений к лицу («Лес, полянка, горка, ямка…» и прочие). Умывайте личико ребенка, дотрагиваясь до разных частей лица («водичка, водичка, умой мое личико».

Побуждайте ребенка имитировать ваши мимические движения: облизывание губ, прищелкивание языком и т.п. Старайтесь держать лицо поближе к лицу ребенка, чтобы ему было хорошо видно, что именно вы делаете.

Старайтесь подражать действиям ребенка. Если он хлопнул по столу, и вы хлопните. Тогда у него будет больше мотивации подражать вашим действиям. Пробуйте разные действия и побуждайте ребенка подражать вам. Выбирайте такие действия, которые ребенок может выполнить (хлоп-хлоп по столу, топ-топ по полу ножкой, плюх-плюх по воде в ванной). Поначалу можно помогать ребенку, махать его руками, шагать его ножками и т.п., чтобы он понял, что от него требуется.

Скажу несколько слов о таком важном виде деятельности, как кормление ребенка.

Помните, что кормление важно не только само по себе, для роста и развития ребенка, но и как способ тренировки всех тех органов, которые нужны для речи, а также, для коммуникации ребенка со взрослым!

Зачастую родители детей с синдромом Дауна сталкиваются с проблемами при налаживании кормления. Это может быть связано с низким тонусом (гипотонусом) мышц. Если малышу трудно сомкнуть губы на соске, потрите его губки, помассируйте подбородок и участок под ним. Когда ребенок не занят едой, можете попробовать приложить к ротику кусочек льда, чтобы помочь ему почувствовать свои губки и язык. Можете попробовать помассировать язычок: ритмично похлопайте по нему сосочкой или чистым пальцем. Когда тонус языка улучшится, вы это почувствуете. Тогда можете попробовать стимулировать движения язычка вверх-вниз, вправо-влево, стимулировать язычок прогнуться – сформировать центральный «желобок».

Постепенно младенец осознает, как именно движутся его губы, язычок и другие органы.

Когда ребенок начинает есть с ложки, рекомендуется использовать маленькую и неглубокую ложечку, давая небольшие «порции». Старайтесь давать ребенку разнообразную по фактуре пищу для стимуляции тактильных ощущений внутри рта: детскую растворимую кашку, фруктовое пюре, овсянку, творожок, картофельное пюре, затем пюре из мяса, йогурт, супы. Как только ребенок будет готов к поглощению более твердой пищи, вы должны предоставлять ему возможность научиться жевать, совершать и совершенствовать движения язычка в горизонтальной плоскости.

Дети с повышенной чувствительностью могут оказаться большими привередами в еде. Они могут отказаться есть блюдо, для которого вы смешали несколько ингредиентов. Они могут предпочитать только горячее или только теплое, отказываясь от еды другой температуры.

Как и чем заниматься с ребенком в период с одного года до трех лет.

В повседневной жизни нужно продолжать заниматься сенсорной стимуляцией, формировать сенсорные эталоны и закреплять познавательные навыки. Такие как:

Усвоение ребенком понятия величины.

Для этого следует обращать внимание ребенка на предметы различных размеров, вызывающих интерес и внимание ребенка: спрашивать у него, используя устную и жестовую речь, какую машинку он хочет взять, большую или маленькую; сравнивать два колечка от пирамидки и выбирать большое, чтобы нанизать его первым;

играть с большим и маленьким мишкой, укладывать их спать в большую и маленькую кроватки; учить подбирать крышки к двум кастрюлям по размеру и т.д.

Усвоение ребенком понятия формы.

Для этого следует обращать внимание ребенка на предметы различных форм, вызывающих интерес и внимание ребенка: мячики, кубики. Использовать совместную игру с ребенком и комментировать, что «Мяч катится. Смотри как. Покатай мяч», «Кубик не катится. Поставим кубик на кубик. Получилась башня» и т.д.

Для обучения соотнесению форм используем различные сортеры, вкладыши с геометрическими фигурами, доску Сегена, рамки Монтессори и т.д.

Усвоение ребенком понятия цвета.

Для этого следует обращать внимание ребенка на предметы различных цветов, вызывающих интерес и внимание ребенка.

Сортировать по цветам мячики двух цветов, прищепки, крышечки от питания «Фрутоняня», кубики, детали Лего и т.д.

Для этого обращать внимание ребенка на окружающего его запахи. При отсутствии аллергий, необходимо стимулировать восприятие различными запахами (цитрусовые, цветочные, запах ванили, корицы и др.)

Развитие вкусовых ощущений:

Для этого предлагать ребенку, если нет пищевой аллергии или других ограничений, продукты различного вкуса (кислый, сладкий, горький). Давать пробовать еду контрастную по вкусу, например, лимон и сахар и учить различать их.

Помните, что сенсорное развитие обязательно должно совмещаться с физическим развитием ребенка: тренировкой силы мышц, координации движений, выносливости и равновесия. Организация зарядок, ежедневных занятий физкультурой благоприятно влияет на развитие детей с синдромом Дауна, поскольку, формирование крупной и мелкой моторики- неотъемлемая часть сенсорной интеграции.

Обучение детей с синдромом Дауна использованию в повседневной жизни основных социально-бытовых навыков играет не менее важную роль. Если за ребенка выполнять всю бытовую работу, у него не формируется необходимых навыков для самообслуживания, не формируется мотивов к выполнению какого-либо действия, вследствие этого не образуются новые нейронные связи, и дальнейшее развитие затормаживается.

При обучении навыкам самообслуживания развиваются сенсорные анализаторы, когнитивные навыки, речь, умение пользоваться жестами и многое другое.

Стоит отметить, что именно в естественной среде, а не искусственно созданной, ребенок будет лучше развиваться, усваивать и запоминать необходимую информацию.

Огромную роль в развитии детей играет создание условий для сенсорного развития.

Для тактильной, вестибулярной и проприоцептивной стимуляции эффективно использование специального оборудования:

утяжеленных одеял, гамаков, батутов, тоннелей, тележек, гимнастических мячей, сухого бассейна и др.

природных материалов: песка (кинетического, обычного), каштанов, морской гальки, шишек, фасоли, воды и пр.

разнообразных колючих мячей, щеток, губок и многого другого, что используется в повседневной жизни.

Важно понимать, что ребенок сам интуитивно выбирает те виды сенсорной стимуляции, которые нужны для развития именно ему. Мы, взрослые, должны лишь дать ему возможность изучать потенциал собственного тела, формировать адаптивные ответы и, главное, найти для этого время и место.

Учеными отмечено, что даже обычные объятия дают большой положительный эффект в сенсорном развитии ребенка.

Необходимо внимательно отнестись к потребностям ребенка к игре и не заменять ее ранним обучением, компьютером и телевизором. Сначала ребенок должен все попробовать, потрогать, потрепать, поэкспериментировать со всеми предметами, которые его окружают, подвигаться в пространстве, проползти, подлезть или залезть на все, что манит, – только так он приобретет опыт, необходимый для развития.

Последнее время все чаще и чаще сравнивают жизнь детей поколения шестидесятых-семидесятых годов и жизнь нынешних малышей. И приходят к неутешительным выводам. Отсутствие и недостаточность сенсорного опыта и замена естественных для детского возраст игр на компьютерные, в значительном мере усиливают сенсорную дезинтеграцию детей, отрицательно влияют на развитие познавательных навыков, воображения, фантазии. Многие ли из сегодняшних дошкольников смогут придумать, как сделать все оборудование для игры в магазин из подручных средств и «доставить» туда продукты из песка, глины, листьев, палочек и прочего мусора, и грязи, сколько мальчишек в три года сумеют придумать, как приладить ложку к грузовику, чтобы получилась снегоуборочная машина? Сколько малышей смогут все это до того, как родители купят им блестящие пластмассовые игрушки, в которых за них всё уже сделали, – и игрушечные пакетики, и весы для магазина, и все виды уборочной и прочей техники?

Как было сказано выше, сенсорная интеграция нужна всем детям. Конечно, ребенку с двигательными нарушениями или с нарушениями зрения нужна будет дополнительная помощь специалистов, чтобы дать ему необходимый сенсорный опыт, помочь «изучить» окружающую среду, схему тела, понять, как он может двигаться в пространстве, взаимодействовать с окружающей средой.

Во время занятий постоянно разговаривайте с ребенком, даже, если он не может ответить, старайтесь понять и прокомментировать его сигналы, почувствовать его намерения и желания. Всегда опирайтесь на его сильные стороны, отмечайте любые его попытки в приобретении самостоятельного опыта, хвалите его действия, радуйтесь его успехам. Обращайте внимание ребенка на позитивные изменения, а не на негативные. Чем больше ребенок не понимает вас, тем больше прикладывайте усилий к его развитию. При выполнении этих рекомендаций, даже у детей со сложной структурой дефекта появятся положительные результаты.

В Санкт-Петербурге успешно работают центры по развитию сенсорной интеграции, где эффективно реализуются множество программ по сенсорному развитию детей с особыми потребностями. Это широко известное Пространство для детей и родителей «Каштан» и Центр помощи детям с нарушениями восприятия и адаптации «Сова-Нянька».

сенсомоторная интеграция что это такое. Смотреть фото сенсомоторная интеграция что это такое. Смотреть картинку сенсомоторная интеграция что это такое. Картинка про сенсомоторная интеграция что это такое. Фото сенсомоторная интеграция что это такое

Д. Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция»

Е. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Л. Кумин «Книга о раннем развитии речи детей с синдромом Дауна»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *