сенсорно моторная коррекция что это
Сенсомоторная коррекция в практике логопеда
Софья Сокольникова
Сенсомоторная коррекция в практике логопеда
Головной мозг –совершенный биологический компьютер. Однако и в его работе бывают «поломки» и ошибки, с которыми, конечно,можно успешно жить: учиться, работать, строить отношения.
Многое было бы иначе, если бы в детстве мы могли как-то компенсировать эти особенности. Кому-то стало бы гораздо легче учиться в школе и в институте. Кому-то было бы достаточно получаса на прочтение самой трудной научной статьи. Кто-то стал бы гораздо лучше ориентироваться на местности. А кто-то без проблем ориентировался бы в социальной жизни, не страдая от хронической усталости и головной боли после дня, проведённого на работе с большим количеством людей.
Если мы возьмём строение коры головного мозга, то сенсорная и моторная зона находятся рядом. Моторная зона расположена перед центральной бороздой. Она контролирует произвольные движения тела. В теменной зоне, отделенной от моторной зоны центральной бороздой, находится участок, отвечающий за прием сигналов от рецепторов поверхности кожи тела человекаи ощущения движений тела.
Если рассматривать три блока мозга по А. Р. Лурия, воздействие происходит на уровне 1и 2 блока (торможение, возбуждение, приём, хранение и переработка сенсорной информации).
По Н. А.Бернштейну мы работаем на уровне подкорки: уровни А, В и С.
Сенсомоторная коррекцияпоказана при таких видах нарушений: расстройства аутистического спектра, нарушение сенсорной интеграции (восприятия, задержка психического развития, задержка речевого развития, алалия, дизартрия, синдром дефицита внимания и гиперактивность, нарушения эмоционально-волевой сферы, дислексия, дисграфия (нарушение письма и чтения, детский центральный паралич, органические расстройства. Нейрокоррекция эффективно помогает при проблемах в обучении различного характера.
Нарушения вестибулярной и проприоцептивной системы на слайдах презентации.
Коррекция вестибулярных ощущений – проработка глубокой чувствительности, регуляция хаотичных движений. Коррекция проприоцептивных, кинестетических ощущений – проработка движений и позы. Можно использовать одни и те же упражнения, но при повышенной чувствительности – темп ниже, давление меньше.
При проведении игр следует соблюдать осторожность при длительности упражнений. Уважать реакцию и страхи ребёнка. Не перевозбуждать. Заниматься следует регулярно, но не обязательно в полном объёме, включать в свободные игры. Важно учитывать мотивацию ребёнка.
Сенсорно моторная коррекция что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Развитие речи. Задержка речевого развития. Нарушение речевого развития. Игры для развития речи у детей.
Статья:
В наши дни у детей все чаще встречаются задержка или различные нарушения речевого развития. Ребенок 3 лет, который молчит, или ребенок 4 лет, у которого «каша во рту». Сейчас этим никого не удивишь. Логопеды и дефектологи, которые проводят занятия по развитию речи у таких детей, основное внимание уделяют артикуляционной и пальчиковой гимнастике, развитию фонематического слуха. Авторы книги «Педагогика, изменяющая мозг» О.И. Ефимов (невролог) и В.Л. Ефимова (логопед) пишут о том, что такой подход к проблеме развития речи у детей является поверхностным. Авторы упоминают о том, что не смотря на то, что появившийся на свет ребенок имеет мозг, у которого есть все структуры, что и взрослого человека, многие из этих структур еще неактивны. Мозг ребенка окончательно дозревает и становится взрослым только к 18-20 годам, у некоторых даже ближе к 30.
У маленького ребенка ведущую роль играет не кора головного мозга, а подкорковые структуры. В своем развитии каждый ребенок должен пройти определенные стадии развития (сенсорную, моторную) интеллекта, чтобы эти отделы мозга правильно сформировались. Нарушения развития на этапе сенсомоторной интеграции могут приводить к проблемам в будущем, т.к сенсомоторная интеграция является основой для любого обучения. Авторы книги пишут о том, что упраженения и игры, направленные на развитие вестибулярного аппарата, общей моторики и восприятия эффективны при работе с детьми, имеющими нарушения или задержку речевого развития.
Ниже мы приводим список этих, на первый взгляд, несерьезных игр, которые могут оказывать серьезное влияние на развитие нервной системы ребенка.
Игры на развитие общей моторики, чувства ритма и чувства равновесия
Игры на развитие восприятия
Тем, кто интересуется вопросами сенсомоторной коррекции, мы может рекомендовать для прочтения также следующие книги:
— Энн Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития»
— Улла Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге : понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие»
Сенсомоторная коррекция детей с РАС
ольга гурова
Сенсомоторная коррекция детей с РАС
Сенсомоторная коррекция детей с РАС
Отечественные психологи в 1990-1997 годах разработали метод сенсомоторной коррекции. В специальной литературе этот метод упоминается еще как метод замещающего онтогенеза. В данный момент метод широко применяется и становится все более популярным, т. к. даёт хороший коррекционный эффект в работе с детьми РАС.
Сенсомоторная коррекция – это одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций. Занятия сенсомоторной коррекцией также способствуют эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.
Которая основывается на методе замещающего онтогенеза (Семенович А. В.) и сенсорной интеграции (Э. Дж. Айрес, 1950 г.)
Основной целью: преодоление сенсомоторных дисфункций у детей с РАС.
1. развития зрительного или визуального восприятия
2. развития тактильного (осязательного) восприятия
3. развития оральный праксис и обработки речевых сигналов
4. развитие проприорецептивное и вестибулярное чувство
В работе используются сенсорные техники
Сенсорная суммация, песко/аква/ароматерапия, сенсорная комната, массаж с глубоким разминанием, сенсомоторные комплексы упражнений, техники арт-терапии, техники телесно ориентированной терапии
Программа состоит из блоков:
• Первый блок направлен на развития зрительного или визуального восприятия в него входят глазодвигательные упражнения, которые укрепляет глазодвигательные мышцы и улучшат циркуляцию крови в органе зрения. Упражнения на развитие визуального восприятия, которые учить детей фиксация взора на объекте, находить игрушку в пространстве группы.
• Второй блок направлен на развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности рук в него входят упражнение на применение тактильных сигналов и обработка реагирования на них. Упражнения на сенсорное развитие (работа с пальчиковыми красками, хождение по дорожкам с разной текстурой, «волшебный мешочек» искать предметы с разной текстурой на ощупь, рисовать по манке, работать с разной крупой). Дидактические игры на материале твердых и мягких вкладок, мозаик, матрешек, конструктивных, разбирающихся по частям предметов и игрушек. Исследовательские игры с водой, с песком, камешками, ракушками, в сухом бассейне, игры с надувными и плавающими предметами.
• Третий блок направлен на развития оральный праксис и обработки речевых сигналов в него входят артикуляционная гимнастика, которая развивает подвижность языка и укреплять их мышцы, дыхательные упражнения, которые развивают дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает лимфо – и кровообращение в легких.
• Четвёртый блок направлен на развитие двигательной активности, крупной моторики, пространственных представлений в него входят упражнения на переключение действий и составление плана последовательности действий («велосипед», подражание позам и очерёдности движений, раскачивание на качелях или в гамаке, перекатывание со спины на живот и др). Ритмичные упражнения, которые развивают крупную моторику, формирует одновременные и сенсомоторные взаимодействия, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве (прыжки на палочке лошадка в ритме музыки, движения под музыку, пение песен с движениями и др)
Структура занятия в подгрупповой форме
• Упражнения на повышение уровня активации (самомассаж или пальчиковая игра)
• Сенсорные игры и упражнения
Организация сенсорной среды
Одним из современных средств реализации метода сенсорной интеграции является специально оборудованная сенсорная среда. В нашем центре есть оборудованная сенсорная игровая площадка, в неё входит:
Комната двигательной активности
представляет собой искусственно созданное окружение, где ребенок с РАС, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует среду.
Каждая сенсорная комната предлагает гораздо больше различных впечатлений, чем традиционное окружение и позволяет их использовать более длительное время. В условиях сенсорной игровой площадке используется массированный поток информации на каждую сенсорную систему. Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции.
Сенсорная среда содержит следующие элементы.
Мягкая среда: маты напольные; мягкие игровые модули; подушки, пуфик-кресло; сухой бассейн; надувные матрацы, круги, мячи; одеяла; гамак.
Зрительная среда: зеркальный и цветной шары; аква лампы пузырьковые колонны; проектор направленного света; прибор динамической заливки цвета; интерактивные панели; светящиеся нити; зеркало; подвески; световые картины; фотообои с изображением природного ландшафта.
Звуковая среда: музыкальный центр с набором кассет или CD дисков; висячая система Мелодичный звон; музыкальные инструменты мерцающий металлофон, ложки, треугольник, бубен, маракасы; музыкальные игрушки музыкальные шкатулки и карусели, звенящие мячи, детский телефон.
Тактильная среда: сухой душ из лент; тактильные панно из разнообразных материалов фольги, наждачной шкурки, кожи, меха, шерсти, обоев, поролона, дерева; стенды с различными видами застежек пуговицами, молниями, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, кнопками, липучками; сенсорная тропа для ног; ребристый мостик; стол-ванна для песка и воды; пальчиковые бассейны наполнители — горох, фасоль, каштаны, крупы; массажный коврик.
Воздушная среда: вентилятор; ароматические масла; ароматические палочки.
Степень эффективности сенсорной игровой площадки можно значительно усилить, применяя дополнительные материалы. В специальных сенсорных банках собрано разнообразную коллекцию визуальных, тактильных, звуковых и др. стимулов.
Банк зрительных ощущений: неоновые палочки; карманные фонарики; цветные стёклышки, пластинки и камешки; бусы; пуговицы; калейдоскоп; фольга; елочные мишура и дождик; газовые и шелковые платки различных цветов; разноцветные перья; мыльные пузыри; цветные прищепки; зеркальце.
Банк тактильных и двигательных ощущений: различные по форме и степени жесткости кисточки, щётки, губки; вибрирующие игрушки; массажные варежки; пемза; мячики из меха, с шипами, колючками и другой контрастной фактурой; тактильные мешочки с разными наполнителями рис, горох, пуговицы, кусочки поролона, шарики пенопласта;
Банк слуховых ощущений: погремушки; шумовые банки; звучащие коробочки; свистки; колокольчики; музыкально-дидактические игры.
Банк обонятельных ощущений: флакончики с запахами; пакетики со специями; тряпичные куклы, набитые сухими травами.
Способность к сенсорной интеграции позволяет ребёнку с РАС синтезировать целостную картину окружающего мира и адекватно взаимодействовать с ним. Её дисфункция приводит к деформации поведения самозащите или аутостимуляции, провоцирует возникновение трудностей в организации активных и гибких отношений со средой. Метод сенсорной интеграции позволяет нормализовать чувствительность ребенка с РАС и оказать ему помощь в приёме, переработке и использовании сенсорной информации.
А так же разработаны и внедрили мало групповые занятия «Сенсорно – интегративный тренинг общения». Эти занятия проводятся двумя специалистами (психологом и логопедом). Направлены на формирование и развитие коммуникации, речи, сенсорной интеграции. Мы используем следующие методы, средства и приёмы: сенсорная интеграция, телесно – ориентированная терапия, психомоторика, альтернативные средства коммуникации (коммуникативная книга для указывания, приборы «ГОУ ТОК», расписание внутри занятия.
Альтернативные средства коммуникации (коммуникативная книга для указывания, приборы «ГОУ ТОК», расписание внутри занятия
Эти средства коммуникации: расписание позволяют ребёнку проследить структуру занятия и следовать ей, коммуникативная книга позволяет выразить свои потребности, приборы «ГОУ ТОК» стимулирует речь у детей с РАС, а так же средства коммуникации снижают частоту нежелательного поведения.
Упражнения на развитие коммуникации и речи
Упражнение «обнимашки» направлено на тактильный контакт.
Упражнение «колокольчик» направлено на взаимодействие между детьми.
Комплекс специальных игр и упражнений, направленных на улучшение сенсорной интеграции
Направлено на обработку сигналов от мышц и суставов о положении тела, на ощущение движения и изменения положения в пространстве, стимуляция речи.
Направлено на развитие равновесия, изменений гравитации, передвижения и положения тела в пространстве.
Важность работы психолога в данном направлении
Возможность и важность работы педагога-психолога в данном направлении даёт понимание такого влияния сенсорного ответа на самочувствие, которое может помочь ребёнку с РАС в двух направлениях: научить создавать себе комфортные условия в ближайшем будущем и попытаться постепенно снять проблему регулярными упражнениями. Сенсорная стимуляция и интеграция обеспечиваются при проведении комплексов упражнений, направленных на преодоление нарушений сенсорного восприятия и уменьшение аутостимуляций.
Значимостью работы педагога-психологас детьми аутистического сектора в данном направлении является обучение ребенка постепенной интерпретации сенсорных откликов и адаптации на новые и новые, более совершенные уровни восприятия.
Педагог-психолог Гурова. О. А
Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями, речевого развития, а, следовательно, количество детей попадающих в коррекционные.
Использование сухого бассейна для детей с РАС Механизм действия сухого бассейна. Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм ребенка – нормализует деятельность центральной.
Мастер-класс «Коррекция и развитие речи детей 4–8 лет» для преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ» Цель: Повышение профессионального мастерства учителей-логопедов, педагогов-психологов в использовании компьютерной технологии Акименко В. М.
Мероприятие для детей с РАС совместно с родителями «Пицца пати» приуроченное ко Дню 8 марта Мероприятие для детей с РАС совместно с родителями: «ПИЦЦА ПАТИ» приуроченное ко дню 8 марта. Под итальянскую музыку дети с мамами входят.
Необходимость создания эффективных специальных условий в школе для воспитания и обучения детей с РАС ДОКЛАД На тему: «Необходимость создания эффективных специальных условий в школе для воспитания и обучения детей, имеющих расстройство аутистического.
Обучение игре на детских музыкальных инструментах для детей с РАС Музыкальный руководитель: Беляева Е. Е. Основной формой непосредственно являются музыкальные занятия, которые предусматривают не только.
Особенности детей при расстройстве аутистического спектра (РАС). Особенности детей при расстройстве аутистического спектра (РАС). Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным:.
Сценарий новогоднего утренника для старшей группы детей с РАС «Дед Мороз против разбойников» Сценарий новогоднего утренника для старшей группы детей с РАС. Роли взрослых: Дед Мороз Снегурочка Два разбойника Ведущий Снеговик Ход мероприятия.
Занятие для детей РАС «Мишка-Топтыжка знакомится с ребятами» Задачи: формировать умение называть сверстников по именам; действовать согласованно в игре; способствовать сближению детей, установлению.
Сенсорно моторная коррекция что это
Сенсорной интеграцией называется происходящий в центральной нервной системе процесс организации ощущений, поступающих одновременно от разных сенсорных систем (вестибулярный аппарат, проприоцепция, осязание, слух, зрение, обоняние и вкус), который обеспечивает слаженное функционирование структур нервной системы и позволяет человеку осуществлять эффективное адаптивное взаимодействие с окружающей средой.
Благодаря данному процессу, информация, идущая одновременно по нескольким чувственным каналам, упорядочивается и объединяется в единое целое, что приводит к формированию целостного восприятия ситуации и создает возможность целенаправленного, осмысленного действия в этой ситуации. Кроме того, в процессе обработки сенсорной информации получаемые нами ощущения наделяются значением, и происходит отбор наиболее важной информации, на которой следует сконцентрировать внимание в данный момент.
Иллюстрацией процесса может служить следующий пример. Когда ребенок играет с кубиками, он ощущает их зрительно, а также кожей, мышцами и суставами кистей рук, слышит стук кубиков друг о друга, одновременно с этим его мозг получает информацию о положении тела и его частей в пространстве от вестибулярных и мышечно-суставных рецепторов, также в этот момент он может чувствовать запах готовящейся на кухне еды и слышать звуки включенного телевизора. Благодаря правильной организации в мозге комплекса поступающих ощущений, ребенок видит кубики целостно, понимает, что это именно кубики, а не что-либо другое, и может производить с ними целенаправленные действия (например, складывать башню), при этом поддерживая определенную позу тела и не отвлекаясь на несущественные в данной ситуации запахи и звуки.
Развитие процессов обработки информации происходит во время активного и разнообразного взаимодействия ребенка с окружающим миром. В первые 7 лет жизни мозг ребенка настроен, в первую очередь, на обработку сенсорной информации, восприятие и мышление ребенка опираются непосредственно на полученные ощущения, а деятельность имеет преимущественно двигательную природу. Успешное сенсомоторное развитие детей в этот возрастной период способствует дальнейшему развитию их ментальных и социальных навыков. Таким образом, сенсорная интеграция, развиваемая детьми в раннем детстве и дошкольном возрасте во время игр, говорения, двигательной активности является основой для более сложной интеграции, необходимой для освоения письма, чтения, счета и прочих учебных программ, а также для адекватного социального поведения и способности справляться с проблемами.
Дисфункция сенсорной интеграции
В случае некорректной, неэффективной переработки центральной нервной системой сенсорных импульсов, особенно в тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сферах, которые являются фундаментом остальных сфер чувствительности, можно говорить о сенсорно-интегративной дисфункции.
Согласно современным представлениям, основанным на данных многих исследований, можно выделить 4 основные группы нарушений сенсорной интеграции:
1. Диспраксия или дефицит праксиса, то есть способности к планированию новых движений, который связан со сбоем в переработке проприоцептивной, вестибулярной или тактильной информации. В эту группу входят следующие виды расстройств:
2. Дисфункция сенсорной модуляции. Под сенсорной модуляцией понимается способность центральной нервной системы к организации адекватных по силе реакций на сенсорные воздействия. Нарушение сенсорной модуляции проявляется в чрезмерной силе или слабости реагирования на сенсорные импульсы, поступающие по разным чувственным каналам. Выделяют несколько основных видов расстройств сенсорной модуляции:
3. Дефицит зрительного восприятия и зрительно-моторной координации, которые являются фундаментом таких сложных когнитивных функций, как зрительно-пространственный анализ, конструирование, чтение, рисование, письмо. Так как развитие зрительной системы во многом зависит от вестибулярной, проприоцептивной и тактильной систем, зачастую первопричиной расстройства обработки зрительных сенсорных импульсов оказывается нарушенная интеграция ощущений от данных систем.
4. Дефицит переработки слуховой и слухоречевой информации, который наиболее опасен тем, что может приводить к замедлению речевого развития и коммуникационных навыков. Ярче всего проявляется в виде трудностей в обработке и интерпретации нужной слуховой информации, когда она предъявляется в условиях среды, зашумленной другими звуками.
Создатель теории сенсорной интеграции, американский эрготерапевт и специалист по детскому развитию Э. Джин Айрес также перечисляет основные, наиболее распространенные и очевидные признаки, которые могут указать родителям на существование у их ребенка нарушений переработки сенсорной информации:
Терапия, основанная на теории сенсорной интеграции
В своей книге Джин Айрес дает некоторые рекомендации родителям по поводу того, что нужно делать в случае обнаружения у ребенка признаков дисфункции обработки сенсорной информации. Дефицит интеграции сенсорных ощущений сказывается на эмоциональной стабильности ребенка и успешности выполнения им жизненных задач, что приводит к понижению его самооценки и уверенности в себе. Соответственно, родители, понимая физическую природу проблем ребенка, не должны предъявлять к нему завышенных требований, должны быть терпимыми и высказывать свое неодобрение в мягкой форме, спокойно объясняя, какое поведение приемлемо и неприемлемо в данной ситуации, и не создавая таким образом у ребенка негативный образ себя и ощущение непринятия его близкими людьми. Вместо наказаний необходимо помогать ребенку вернуть самообладание, в чем может помочь выведение его из стрессовой ситуации в тихое помещение с успокаивающей обстановкой. При этом нужно устанавливать дома четкие, понятные правила, поддерживать дисциплину путем поощрения хорошего поведения и лишения приятных вещей за плохое поведение. Также нужно постараться структурировать окружающую среду так, чтобы она помогала упорядочивать поток ощущений и мозговую активность ребенка. Здесь будут полезными выработка определенного режима дня, соблюдение ребенком порядка в комнате и использование дома элементов обстановки, которые не вызывают у ребенка негативных ощущений. И, наконец, детей нужно обучать разным играм, которые будут развивать их способности к обработке сенсорной информации, собственную активность и творческий потенциал.
Но, самое главное, что должны сделать родители при обнаружении признаков дефицита обработки сенсорной информации у своего ребенка — как можно быстрее обратиться за профессиональной помощью. Не стоит надеяться на то, что ребенок перерастет имеющиеся у него проблемы. Детский мозг пластичен, и его пластичность снижается с возрастом, поэтому коррекционное вмешательство специалиста будет тем эффективнее, чем раньше оно начнется. А все перечисленные выше поддерживающие действия родителей будут оказывать лишь дополнительное позитивное влияние, помогающее закреплять достигнутые на занятиях со специалистом результаты и делать коррекционное вмешательство более эффективным.
Сенсорно-интегративная терапия представляет собой программу коррекционного вмешательства, предполагающую активное участие ребенка в осмысленных видах деятельности, обеспечивающих ему усиленную сенсорную стимуляцию, особенно, в вестибулярной, тактильной и проприоцептивной сферах.
Данный тип терапии базируется на следующих принципах:
Особое внимание на занятиях уделяется именно тактильной, проприоцептивной и вестибулярной системам в виду того, что они являются фундаментом развития всех остальных сфер чувствительности, и, соответственно, всех поведенческих навыков и когнитивных функций (восприятие, память, речь, мышление и т.д.). Работа с тремя базовыми сенсорными сферами требует специального оснащения, поэтому отличительной чертой сенсорно-интегративного подхода является наличие специально оборудованных сенсорных комнат, включающих в себя разнообразные подвесные качели, гамаки, бревна, а также балансиры и прочие неустойчивые поверхности, тяжелые одеяла и мячи, массажеры и т.д.
Иллюстрацией игровых упражнений, которые могут использоваться специалистами для развития интеграции вестибулярно-проприоцептивных и тактильных ощущений, могут служить, например, ползание ребенка через мягкую трубу с преодолением препятствия в виде давления специалистом на верхнюю стенку трубы, качание ребенка на подвесном бревне как на «лошадке», поиск предметов в коробке, заполненной песком, или восхождение на горку снизу-вверх к любимой игрушке.
По данным многочисленных исследований, терапия в рамках сенсорно-интегративного подхода эффективна для детей с разного рода проблемами, включая, помимо перечисленных выше видов нарушений интеграции ощущений, и такие распространенные в наше время проблемы, как трудности обучения, задержка психического развития (ЗПР), синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ), расстройства аутистического спектра. Однако стоит отметить, что в основе данных расстройств может лежать не только дефицит обработки сенсорной информации, но и иные нарушения ЦНС или психологические факторы, поэтому наиболее успешным путем решения этих проблем может оказаться комбинирование в терапевтической программе упражнений из разных коррекционных подходов.