сер сертификат что это
Европейский сертификат соответствия СЕ: как получить, что означает CE маркировка
Что такое маркировка СЕ и какие преимущества вы получаете при ее наличии? Можно ли подделать знак и как отличить фальшивку от оригинала? Как проходит сертификация СЕ в России? На эти вопросы ответят эксперты компании «ЛенТехСертификация».
Мы расскажем обо всех нюансах процедуры, чтобы вы могли осознанно подходить к вопросу и чувствовать себя увереннее при общении с любыми специалистами.
Особенности сертификации СЕ
Что такое маркировка CE?
CE — это французская аббревиатура Conformité Européenne, что в переводе значит «Европейское соответствие».
Сертификат EC — это документ, подтверждающий соответствие товара всем нормам Европейского Союза. Кроме того, у страны, куда импортируется товар, могут быть свои требования к качеству — в этом случае приходится соблюдать и их.
Наличие подобного разрешительного документа дает право беспрепятственно ввозить продукцию в страны Европейского Союза, а также наносить на упаковку специальный знак — СЕ.
Данная маркировка подтверждает, что соответствие всем требованиям Европейского союза проверено реальными испытаниями. Европейский сертификат в обязательном порядке нужно получать, если вы хотите выходить на рынок стран ЕС, но и в России имеет смысл озаботиться этой документацией.
Кроме того, продукцию с маркировкой ЕС разрешено реализовывать в Японии, Канаде, США, Швейцарии, Австралии, Новой Зеландии и Израиле.
Маркировка CE знакома многим потребителям и выгодно выделяет товар среди прочих конкурентов. Что уж и говорить об участии в тендерах, где каждый дополнительный документ добавляет вам шансов на победу!
Какие возможности дает сертификат CE?
Подытожим кратко и понятно. Европейский сертификат на продукцию позволяет:
Правовые основы
Правила сертификации CE в странах Европейского союза реализуются в соответствии с Решением № 768/2008/EC парламента, принятым 9 июля 2008 года. Сертификация регулируется директивами и гармонизированными стандартами ЕС.
Требования в целом сводятся к тому, чтобы идентифицировать возможные риски, связанные с использованием продукции. При этом производитель волен выбирать сам методы их устранения, с точки зрения директив важен именно результат.
Следование гармонизированным стандартам является как раз одним из способов выполнения требований, но производителю необходимо техническое подтверждение. Проще говоря, вы можете выбрать один из подходящих стандартов и тем самым подтвердить соответствие требованиям, но в таком случае обязаны доказать, что выполнение регламента действительно приведет к устранению рисков.
Процедура подтверждения безопасности бывает обязательной и добровольной, это зависит от категории производимого товара:
Обязательная сертификация требует соответствия нормам ЕС и действующим директивам государства, в котором ведется коммерческая деятельность. Касается детских товаров, пищевой продукции, средств гигиены и т. д.
Добровольную сертификацию можно оформить на любой товар, в том числе и на тот, который уже имеет обязательный сертификат. Подразумевает желание производителя документально подтвердить какие-либо характеристики товара, тем самым выгодно отстроившись от конкурентов. Сюда входят стандарты ISO, BRC, IFC, FSC и другие.
Требования к маркировке
Существует несколько основных правил нанесения знака CE:
Продукция, подлежащая CE маркировке
Знаки соответствия обязательно должны присутствовать на следующих товарах:
Список продукции с обязательной маркировкой достаточно велик, поэтому проще и надежнее проконсультироваться со специалистом центра сертификации, чем искать ответ самостоятельно.
Кроме того, существует простая формула изделия, состоящего из комплектующих. Согласно ей, отдельные детали, имеющие маркировку СЕ, вовсе не гарантируют, что конечный продукт также будет законно помечен той же маркировкой.
Иными словами, СЕ+СЕ≠СЕ
Готовое изделие следует сертифицировать отдельно.
Срок действия сертификата
Этот параметр зависит от выбранной европейской директивы. Чаще всего речь идет о сроке в 3 года с ежегодной инспекцией, но есть и сертификаты, которые оформляются на 10 лет, и даже бессрочные. Инспекционный контроль также не регламентирован общими правилами, он может быть приглашен только при внесении каких-либо изменений в продукцию.
Как отличить подделку?
Поддельными знаками может считаться любая маркировка, нанесенная без полного соблюдения правил и без наличия подтверждающего документа. Но есть и еще один интересный момент — в Китае ставят маркировку China Export, которая очень похожа на европейский знак, незнающий человек может легко их перепутать. Но если поставить изображения рядом, то можно заметить, что буквы в китайском варианте стоят ближе друг к другу.
Сертификация CE в России
Пройти сертификацию можно по выбранной схеме. Всего существует 10 вариантов:
Процедура сертификации проводится в несколько общих этапов:
Как получить желанный документ?
Вы можете оформить СЕ сертификат самостоятельно или обратиться в центр сертификации. В первом случае вы сэкономите деньги, однако все заботы по сбору документации, выбору лаборатории и получению договоренностей лягут на вас, что может привести к большим временным затратам и многочисленным правкам. Специалисты по сертификации заранее знают, как правильно собрать пакет документов, оформить заявку, что потребуется для проведения испытаний, а также многие другие нюансы, которые помогут пройти сертификацию в разы быстрее.
Стоимость услуги
Чтобы рассчитать точную стоимость сертификата СЕ, необходимо обратиться к сотрудникам центра сертификации и сообщить, на какую именно продукцию вы хотите получить документ. Наши менеджеры помогут разобраться со всеми подводными камнями на бесплатной консультации. Просто позвоните нам или оставьте сообщение в окне обратной связи. За годы работы сотрудники «ЛенТехСертификации» помогли сотням компаний начать деятельность в правовом поле и выгодно выделиться в конкурентной среде. Обращайтесь!
Цифровые SSL сертификаты. Разновидности, как выбрать?
Существует достаточно много цифровых сертификатов, каждый из которых служит для своих целей. Самые распространенный тип сертификатов это естественно SSL сертификаты, которые также имеют несколько подвидов. Также существуют Code Signing сертификаты, Website Anti Malware Scanner сертификаты и Unified Communications сертификаты.
Поскольку мы занимаемся продажей всех видов сертификатов, то накопилось некоторое количество опыта по сертификатам и знаний как правильно подобрать нужный сертификат для конкретной ситуации. Постараюсь в нескольких постах поделиться этой информацией.
Так что если у вас стоит задача поднять защищенное https соединение для вашего сайта, то в этом посте я постараюсь раскрыть все тонкости и особенности SSL сертификатов, чтобы сделать правильный выбор было проще.
Начнем с самых распространенных SSL сертификатов.
SSL сертификаты самый распространенный на данный момент тип сертификатов в Интернет. Чаще всего они используются в интернет-магазинах, то есть на сайтах, где есть функция заказа и где клиент вводит свои персональные данные. Для того, чтобы эти данные в момент передачи из браузера на сервер невозможно было перехватить используется специальный протокол HTTPS, который шифрует все передаваемые данные.
Для того, чтобы активировать возможность работы протокола HTTPS как раз и нужны цифровые SSL сертификаты (также потребуется выделенный IP для конкретного сайта).
Что такое SSL сертификат?
SSL — это сокращение от Secure Socket Layer — это стандартная интернет технология безопасности, которая используется, чтобы обеспечить зашифрованное соединение между веб-сервером (сайтом) и браузером. SSL сертификат позволяет нам использовать https протокол. Это безопасное соединение, которое гарантирует, что информация которая передается от вашего браузера на сервер остается приватной; то есть защищенной от хакеров или любого, кто хочет украсть информацию. Один из самых распространенных примеров использования SSL — это защита клиента во время онлайн транзакции (покупки товара, оплаты).
Как получить SSL сертификат?
Самый простой и бесплатный способ — это использовать, так называемый, самоподписной сертификат (self-signed), который можно сгенерировать прямо на веб-сервере. К слову во всех самых популярных панелях управления хостингом (Cpanel, ISPmanager, Directadmin) эта возможность доступна по умолчанию, поэтому техническую сторону процесса создания сертификата мы сейчас опустим.
Плюс самоподписного сертификата — это его цена, точнее ее отсутствие, так как вы не платите ни копейки, за такой сертификат. А вот из минусов — это то, что на такой сертификат все браузеры будут выдавать ошибку, с предупреждением, что сайт не проверен.
То есть для служебных целей и для внутреннего использования такие сертификаты подходят, а вот для публичных сайтов, а тем более для сайтов, которые продают услуги, такие сертификаты противопоказаны. Посудите сами, хотели бы вы, чтобы ваш клиент при заказе услуги увидел вот такую ошибку на весь экран? Как показывает практика, большинство клиентов такая страничка вводит в ступор и отбивает желание продолжать заказ дальше.
Почему же браузеры выдают такое предупреждение для самоподписных сертификатов и как этого избежать? Чтобы ответить на этот вопрос потребуется немного рассказать про сами принципы работы SSL сертификатов.
По какому принципу работает SSL сертификат?
Итак для того, чтобы получить SSL сертификат самое первое, что нужно сделать, это сформировать специальный запрос на выпуск сертификата, так называемый (Certificate Signing Request). При формировании этого запроса вам будет задан ряд вопросов, для уточнения деталей о вашем домене и вашей компании. После завершения ваш веб сервер создаст 2 типа криптографических ключей — приватный ключ и публичный ключ.
Публичный ключ не является секретным и он помещается в запрос CSR.
Вот пример такого запроса:
——BEGIN CERTIFICATE REQUEST——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——END CERTIFICATE REQUEST——
Данные которые содержатся в этом ключе можно легко проверить с помощью сервисов CSR Decoder. Как пример: CSR Decoder 1 или CSR Decoder 2. Второй сервис выдает больше информации о CSR и проверяет ее на валидность, поле Signature в результатах проверки.
Если мы вставим такой запрос в форму для его расшифровки, то увидим, какие данные содержатся в публичном ключе.
CSR Information:
Common Name: tuthost.ua — доменное имя, которое мы защищаем таким сертификатом
Organization: TutHost — название организации, которой принадлежит домен
Organization Unit: Hosting department — подразделение организации
Locality: Kiev — город, где находится офис организации
State: Kiev — область или штат
Country: UA — двухбуквенный код, страны офиса.
Email: support@tuthost.com — контактный email технического администратора или службы поддержки
Важный момент — обратите внимание на поле Country — формат этого поля подразумевает только двухбуквенный код по стандарту ISO 3166-1, если вы не уверены в коде вашей страны, то проверить его можно например тут: Таблица ISO-3166-1. Я обращаю внимание на это поле, потому, что самая частая ошибка у наших клиентов при генерации запроса CSR — это неправильный код страны. И как следствие с такой CSR произвести выпуск сертификата невозможно.
После того как CSR сгенерирован вы можете приступать к оформлению заявки на выпуск сертификата. Во время этого процесса центр сертификации (CA — Certification Authority) произведет проверку введенных вами данных, и после успешной проверки выпустит SSL сертификат с вашими данными и даст возможность вам использовать HTTPS. Ваш сервер автоматически сопоставит выпущенный сертификат, со сгенерированным приватным ключем. Это означает, что вы готовы предоставлять зашифрованное и безопасное соединение между вашим сайтом и браузером клиентов.
Какие данные содержит в себе SSL сертификат?
Что такое центры сертификации (CA)?
Это организация, которая обладает правом выдачи цифровых сертификатов. Она производит проверку данных, содержащихся в CSR, перед выдачей сертификата. В самых простых сертификатах проверяется только соотвествие доменного имени, в самых дорогих производится целый ряд проверок самой организации, которая запрашивает сертификат. Об этом мы поговорим ниже.
Так вот, разница между самоподписными бесплатным и платными сертификатами, выданными центром сертификации как раз и заключается в том, что данные в сертификате проверены центром сертификации и при использовании такого сертификата на сайте ваш посетитель никогда не увидит огромную ошибку на весь экран.
Говоря в общем, SSL сертификаты содержат и отображают (как минимум одно из) ваше доменное имя, ваше название организации, ваш адрес, город и страницу. Также сертификат всегда имеет дату окончания и данные о центре сертификации, ответственного за выпуск сертификата. Браузер подключается к защищенному сайту, получает от него SSL сертификат и делает ряд проверок: он не просрочен ли сертификат, потом он проверяет, выпущен ли сертификат известным ему центром сертификации (CA) используется ли сертификат на сайте, для которого он был выпущен.
Если один из этих параметров не проходит проверку, браузер отображает предупреждение посетителю, чтобы уведомить, что этот сайт не использует безопастное соединение SSL. Он предлагает покинуть сайт или продолжить просмотр, но с большой осторожностью. Это последнее, что вы должны увидеть ваши потенциальные клиенты.
Центров сертификации существует достаточно много, вот перечень самых популярных:
Comodo — работает с 1998 штабквартира в Jersey City, New Jersey, США.
Geotrust — основан в 2001, в 2006 продан Verisign, штабквартира Mountain View, California, США
Symantec — бывший Verisign в состав которого входит и Geotrust. Купил всех в 2010 году.
Thawte — основан в 1995, продан Verisign в 1999.
Trustwave — работает с 1995, штабквартира Chicago, Illinois, США.
Как видим самый крупный игрок на рынке SSL сертификатов это Symantec, который владеет тремя крупнейшими центрами сертификации — Thawte, Verisgin и Geotrust.
Есть ли разница в каком центре сертификации заказывать сертификат?
Основное отличие между разными центрами сертификации — в цене сертификатов и в том, в каком количестве браузеров установлен их корневой сертификат. Ведь если в браузере нет корневного сертификата этого центра сертификации, то посетитель с таким браузером все равно получит ошибку при входе на сайт с сертификатом от такого центра.
Что касается перечисленных выше центров сертификации, то их корневые сертификаты установлены в, пожалуй, 99,99% всех существующих браузеров.
Важный момент — частенько у клиентов возникала ситуация, когда SSL сертификат на серверe установлен, но при заходе на сайт браузер все равно выдает ошибку. Такая ситуация может возникнуть или из-за отсутствия в файле ca-bundle.crt корневого сертификата центра выдавшего сертификат или из-за того, что корневой сертификат устарел. Корневые сертификаты также имеют свой срок действия (в браузерах они обновляются при обновлении браузера).
С июля 2010 года сертификационные центры перешли на использование ключей 2048bit RSA Keys, поэтому для корректной работы всех новых сертификатов необходимо устанавливать новые корневые сертификаты.
Если новые корневые сертификаты не установлены — это может вызвать проблемы с корректной установкой сертификата и распознаванием его некоторыми из браузеров.
Ссылки на странички центров сертификации, где можно скачать новые корневые сертификаты даны ниже.
Итак мы вплотную подошли к видам SSL сертификатов.
Какие виды SSL сертификатов существуют?
Между собой сертификаты отличаются свойствами и уровнем валидации.
Типы сертификатов по типу валидации
Сертификаты, подтверждающие только домен
Это самые простые сертификаты, это ваш выбор если сертификат вам нужен срочно, так как выпускаются они автоматически и моментально.
При проверке такого сертификата отсылается письмо со специальной ссылкой, по которой нужно кликнуть, чтобы подтвердить выпуск сертификата.
Важный момент, что это письмо может быть отправлено только на так называемый approver email, который вы указываете при заказе сертификата. И к адресу approver email есть определенные требования, он должен быть либо в том же домене для которого вы заказываете сертификат, либо он должен быть указан в whois домена.
Если вы указываете email в том же домене, что и сертификат, то указывать любой emal тоже нельзя, он должен соответствовать одному из шаблонов:
admin@
administrator@
hostmaster@
postmaster@
webmaster@
Еще один Важный момент: иногда сертификаты с моментальным выпуском попадают на дополнительную ручную проверку Центром сертификации, сертификаты для проверки выбираются случайным образом. Так что всегда стоит помнить, что есть небольшой шанс, что ваш сертификат будет выпущен не моментально.
Сертификаты SSL с валидацией домена выпускаются, когда центр сертификации проверил, что заявитель имеет права на указанное доменное имя. Проверка информации об организации не проводится и никакая информация об организации в сертификате не отображается.
Сертификаты с валидацией организации.
В таком сертификате уже будет указано название организации. Такой сертификат частное лицо получить не может. Срок выдачи таких сертификатов как правило от 3 до 10 рабочих дней, зависит от центра сертификации.
Процесс выдачи сертификатов OV
После получения запроса на выпуск сертификата с проверкой организации центр сертификации производит проверку, реально ли существует такая организация, как указано в CSR и принадлежит ли ей указанный домен.
Что проверяется в таких случаях?
У разных центров сертификации проверка несколько отличается, поэтому приведу общий список пунктов, которые могут быть проверены или запрошены:
Сертификаты с расширенной проверкой.
Это самые дорогие сертификаты и получить их сложнее всего. В таких сертификатах есть так называемый «green bar» — то есть при входе не сайт, где установлен такой сертификат в адресной строке браузера посетителя появится зеленая строка, в которой будет указано название организации, получившей сертификат.
Вот как это выглядит на сайте у Thawte.
Такие сертификаты обладают наибольшим уровнем доверия, среди продвинутых посетителей вашего сайта, поскольку сертификат указывает, что компания реально существует, прошла полную проверку и сайт действительно принадлежит ей.
Список того, что конкретно будут проверять такой же как и для сертификатов с проверкой организации.
EV сертификаты используются для всех типов бизнеса, в том числе для государственных и некоммерческих организаций. Для выпуска необходимо 10-14 дней.
Вторая часть правил актуальная для центра сертификации и описывает критерии, которым центр сертификации должен соответствовать перед тем, как получить разрешение на выпуск EV сертификата. Она называется, EV правила аудита, и каждый год происходит проверка на соответствие этим правилам.
Типы SSL сертификатов по своим свойствам.
Обычные SSL сертификаты
Тут все понятно, это сертификаты, которые выпускаются автоматически и подтверждают только домен. Подходят для всех сайтов.
Цена: от 20$ в год
SGC сертификаты
Wildcard сертификаты
Нужны в том случае, когда вам кроме основного домена нужно обеспечить шифрование также на всех поддоменах одного домена. Например: есть домен domain.com и вам нужно установить такой же сертификат на support.domain.com, forum.domain.com и billing.domain.com
Совет: посчитайте количество поддоменов, на которые нужен сертификат, иногда бывает выгодней купить отдельно несколько обычных сертификатов.
Цена: от 180$ в год. Как видите, если у вас меньше 9 поддоменов, то дешевле купить обычный сертификат, хотя в использовании будет удобней один wildcard.
SAN сертификаты
EV сертификаты
Сертификаты c поддержкой IDN
Как выбрать самый дешевый сертификат?
У Geotrust самые дешевые SAN сертификаты. Сертификаты с валидацией только сайта, а также wildcard выгоднее всего у RapidSSL. EV сертификаты самые дешевые также у Geotrust. SGC сертификаты есть только у Thawte и Verisign, но у Thawte дешевле.
Чем еще отличаются сертификаты между собой
Полезные утилиты:
В следующих частях постараюсь рассказать про остальные виды сертификатов.
SSL-сертификаты бывают разные
Рассказываем, что такое цифровые сертификаты, какими они бывают и какие с ними связаны проблемы
Чем отличается защищенное соединение от незащищенного – знает довольно большое количество людей. А вот дальше довольно часто начинается темный лес: откуда берется сертификат, чем один сертификат отличается от другого, в чем разница между SSL и TLS и кто это вообще такие, какое отношение сертификат имеет к безопасности и так далее.
В рамках этого поста мы попробуем ответить хотя бы на часть этих и подобных вопросов, а начнем все-таки издалека – с того, что значат HTTP и HTTPS в адресной строке.
Что такое HTTP и HTTPS и чем они отличаются
Когда кто-нибудь из нас заходит на какой-нибудь сайт в Интернете, просто читает его или вводит на нем какие-то данные, происходит обмен информацией между нашим компьютером и сервером, на котором размещен сайт. Происходит он в соответствии с протоколом передачи данных — набором соглашений, определяющих порядок обмена информацией между разными программами.
Протокол, который используется для передачи данных в сети и получения информации с сайтов, называется HTTP (англ. HyperText Transfer Protocol — протокол передачи гипертекста). У него существует расширение, которое называется HTTPS (англ. HyperText Transfer Protocol Secure — безопасный протокол передачи гипертекста). Его суть — в том, что расширение позволяет передавать информацию между клиентом и сервером в зашифрованном виде. То есть информация, которой обмениваются клиент и сервер, доступна только этому клиенту и этому серверу, а не третьим лицам (например, провайдеру или администратору Wi-Fi-сети).
Шифрование данных, которые передаются от клиента к серверу, происходит, в свою очередь, в соответствии со своим, криптографическим протоколом. Сначала для этого использовался протокол под названием SSL (англ. Secure Sockets). У него было несколько версий, но все они в какой-то момент подвергались критике из-за наличия проблем с безопасностью. В итоге была выпущена та версия, которая используется сейчас — ее переименовали в TLS (англ. Transport Layer Security). Однако название SSL прижилось лучше, и новую версию протокола до сих пор часто называют так.
Для того чтобы использовать шифрование, у сайта должен быть специальный сертификат, или, как он еще называется, цифровая подпись, который подтверждает, что механизм шифрования действительно надежен и соответствует протоколу. Индикаторами того, что у сайта такой сертификат есть, являются, помимо буквы «S» в HTTPS, зеленый замочек и надпись «Защищено» или название компании в адресной строке браузера.
Как сайту получить SSL-сертификат
Существует два способа. Способ первый — веб-мастер может издать и подписать сертификат самостоятельно, сгенерировав криптографические ключи. Такой сертификат будет называться самоподписанным (англ. Self-Signed). В этом случае соединение с сайтом также будет зашифровано, но при попытке зайти на сайт с таким сертификатом пользователю будет показано предупреждение, что сертификат — недоверенный (неподтвержденный центром или устаревший). Обычно в окне браузер показывает перечеркнутый замочек и выделенные красным буквы HTTPS, или выделяет красным и перечеркивает буквы HTTPS в поисковой строке — зависит от браузера.
Второй способ (и единственный правильный) — приобрести сертификат, подписанный каким-либо из доверенных центров сертификации (Certificate authority). Сертификационные центры изучают документы владельца сайта и его право на владение доменом — ведь, по идее, наличие сертификата должно также гарантировать пользователю, что ресурс, с которым он обменивается информацией, принадлежит реальной легитимной компании, зарегистрированной в определенном регионе.
Сертификационных центров существует довольно много, но авторитетные среди них можно пересчитать по пальцам. От репутации центра зависит то, насколько ему будут доверять компании-разработчики браузеров и как они будут отображать сайт с таким сертификатом. От вида сертификата, срока его действия и репутации центра и зависит цена на сертификат.
Какими бывают SSL-сертификаты
Сертификаты, подписанные центрами, делятся на несколько видов — в зависимости от уровня надежности, того, кто и как их может получить и, соответственно, цены.
Первый называется DV (англ. Domain Validation — проверка домена). Для его получения физическому или юридическому лицу нужно доказать, что они имеют некий контроль над доменом, для которого приобретается сертификат. Проще говоря, что они либо владеют доменом, либо администрируют сайт на нем. Этот сертификат позволяет установить защищенное соединение, но в нем нет данных об организации, которой он выдан, а для его оформления не требуется никаких документов. Процесс получения такого сертификата обычно занимает несколько минут.
Сертификаты более высокого уровня — OV (англ. Organization Validation — проверка организации). Такие сертификаты выдаются только юридическим лицам, и от них требуются документы, подтверждающие существование организации, — так подтверждается не только безопасность соединения с доменом, но и то, что домен принадлежит организации, указанной в электронном сертификате. Оформление может занимать несколько дней, пока проверяются все документы. Наличие DV или OV-сертификата у сайта в браузере отображается серым или зеленым замочком, словом Secure и буквами HTTPS в адресной строке.
И еще есть EV (англ. Extended Validation — расширенная проверка) — сертификаты самого высокого уровня. Такой сертификат также могут получить только юридические лица, предоставившие все необходимые документы, а отличительной особенностью является то, что название и локация организации отображаются зеленой надписью в адресной строке после зеленого замочка. Такие сертификаты пользуются наибольшим доверием у браузеров, но они и дороже всего. В основном их приобретают крупные компании. Даже банки часто приобретают их в основном не для основного сайта, а отдельно для домена своего сервиса онлайн-платежей.
Информацию о сертификате (кем выдан, когда и сколько действует) можно посмотреть, кликнув на название организации или надпись Secure — правда, это можно сделать не во всех браузерах.
Что может быть не так с сертификатами
Один из принципов, по которым основные разработчики браузеров, такие как Google и Mozilla, выстраивают свою политику — безопасность Интернета и пользовательских данных в нем. В этой связи осенью 2017 года Google анонсировала, что отныне будет маркировать все страницы, использующие HTTP-соединение, как «незащищенные», и, по сути, блокировать пользователям доступ к ним.
Фактически, это условие вынудило все сайты на HTTP в ускоренном темпе приобретать доверенные сертификаты. Соответственно, спрос на услуги сертификационных центров вырос в разы, а время на проверку документов последним, естественно, хотелось бы сократить, чтобы выдать как можно больше этих самых сертификатов. Поэтому многие из центров стали проводить проверку гораздо менее тщательно.
Результатом этого становится то, что надежные сертификаты получают далеко не самые надежные сайты. Так, Google провела расследование, по результатам которого выяснилось, что один из самых крупных и авторитетных центров выдал более 30 тыс. сертификатов, не осуществив при этом должной проверки. Последствия для центра не радужные: Google заявила, что перестанет считать доверенными все сертификаты, выданные центром, пока тот полностью не переделает всю систему проверки и не установит новые стандарты. Mozilla также планирует ужесточить верификацию сертификатов в своих браузерах и тем самым повлиять на требования к их выдаче.
Тем не менее пока полностью уверенным в надежности сертификата и получившей его организации быть нельзя. Даже если это EV-сертификат, внешне соответствующий всем требованиям безопасности, не стоит доверять тому, что написано зеленым шрифтом, безоговорочно.
С EV-сертификатами все даже особенно плохо: злоумышленник может зарегистрировать компанию с названием, подозрительно похожим на название какой-нибудь известной компании и получить для своего сайта EV-сертификат. В этом случае зелеными буквами в адресной строке будет написано как раз-таки название компании (очень похожее на название другой известной компании), что позволит злоумышленнику повысить доверие пользователя к фишинговому сайту. Поэтому никогда не забывайте об осторожности и соблюдении правил при использовании любой веб-страницы.