сертификат икао что это
Международная организация гражданской авиации (ИКАО)
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) является межправительственным специализированным учреждением ООН, созданным в 1944 году в целях обеспечения упорядоченного и регулируемого функционирования и развития мировой авиатранспортной системы.
Уставным документом Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и основным источником международного воздушного права является Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 г.). В 96 статьях определяются привилегии и ограничения всех Договаривающихся государств и предусматривается порядок принятия Международных стандартов и Рекомендуемой практики, регулирующий международный воздушный транспорт.
К настоящему времени ИКАО объединяет 193 Договаривающихся государства, являясь одной из самых авторитетных, эффективных и представительных международных организаций.
В своей деятельности ИКАО устанавливает международные стандарты и правила, выполнение которых государствами необходимо для обеспечения безопасности, регулярности и экономической эффективности международных воздушных сообщений.
Нормативными документами ИКАО регламентируется регулирование международной гражданской авиации в сфере безопасности полетов, авиационной безопасности (защита от актов незаконного вмешательства), воздушного транспорта, охраны окружающей среды от воздействия авиации.
Полномочным органом ИКАО является Ассамблея, которая собирается на сессию один раз в три года, если не появляется необходимость в рассмотрении экстренных ситуаций. Ассамблея рассматривает проделанную ИКАО работу в технической, экономической, юридической, финансовой областях, в сфере оказания технической помощи, дает руководящие указания исполнительным органам ИКАО по направлениям деятельности.
Юбилейная 40-я Ассамблея ИКАО состоялась с 24 сентября по 4 октября 2019 года, российскую делегацию возглавил заместитель Министра транспорта Российской Федерации А.А. Юрчик. Повестка дня Ассамблеи включала как организационные вопросы функционирования ИКАО, так и актуальные вопросы по различным направлениям деятельности Организации.
Высшим постоянно действующим руководящим органом ИКАО является Совет в составе 36 государств, избираемых Ассамблеей сроком на три года и возглавляемый Президентом Совета. Совет избирает своего Президента сроком на три года и он может быть переизбран. Г-н Сальваторе Шаккитано, шестой и нынешний Президент Совета ИКАО, был избран 25 ноября 2019 года сроком на три года начиная с 1 января 2020 года.
Вхождение в Совет свидетельствует о ведущей роли государства в мировом авиационном сообществе. Избираясь в Совет с 1971 года, наша страна активно и плодотворно участвует в его работе.
Российская Федерация является членом ИКАО с 14 ноября 1970 г. с учетом правопреемственности России с 26 декабря 1991 г. членства в ИКАО Союза Советских Социалистических Республик.
Участие России в ИКАО имеет приоритетное значение для защиты политических, экономических интересов нашей страны, для повышения ее роли и значимости в международном авиационном сообществе.
Участие России в ИКАО дает возможность:
Использование требований, изложенных в документах ИКАО, лежит в основе разработки нормативных документов и рекомендуемой практики, регламентирующих работу всех служб гражданской авиации Российской Федерации, авиационного персонала, самолетно-моторного парка, средств связи, организации и технических средств службы управления воздушным движением.
Российские представители работают в Совете и всех рабочих органах Совета. Российские эксперты представлены практически во всех группах экспертов, учреждённых ИКАО для решения актуальных международных проблем в сфере деятельности Организации.
Русский язык принят в качестве рабочего языка ИКАО в полном объёме. Российские полномочные органы осуществляют регулярные рабочие контакты с высшими должностными лицами ИКАО для решения актуальных вопросов развития связей между Россией и Организацией.
Cправка о благонадежности
Что такое Сертификат типа воздушного судна
Со времен братьев Райт авиаконструкторы всячески старались повысить надежность своих творений и упростить по возможности их серийное производство. Пока самолет был средством спортивного самовыражения, а потом и орудием военного противоборства, каждая авиастроительная фирма внедряла собственные стандарты качества и надежности. Но как только самолет стал транспортным средством, а регулярные перевозки с его помощью сделались бизнесом, возникла масса вопросов чисто юридического толка. И пассажиры, и авиаперевозчики, и страховые компании, и вообще все участники бизнеса хотели получить в свое распоряжение некий официальный документ, от имени государства удостоверяющий, что самолет вполне безопасен и надежен.
Кстати, сертификаты летной годности типа выдаются не только на типы летательных аппаратов, но также на серийные типы двигателей и воздушных винтов. Сертифицируется и производство. Ладно, с бумагами более-менее разобрались. Теперь рассмотрим практическую сторону вопроса.
Все работы обеспечивает и оплачивает разработчик, он же почти все сам и делает, Агентство участвует лишь в лице своих представителей, обязанных засвидетельствовать, что все процедуры проводятся точно. Кроме того к работе привлекают специализированные сертификационные центры, каждый из которых занимается сертификацией чего-то специфического.
Итогом работы множества специалистов является доказательная документация, подтверждающая, что конструкция воздушного судна, его систем и агрегатов, а также все характеристики соответствуют Нормам летной годности. На основании этой доказательной базы выдается Сертификат типа воздушного судна, обязывающий производителя строго придерживаться типовой конструкции и обеспечивать все заявленные характеристики.
Виды на жительство
Когда-то у нас думали, что на смену законам придут нормы пролетарской сознательности. С сознательностью как-то не срослось, так что придется соблюдать неудобные законы. Они сильно мешают жить, но без них и вовсе не жизнь. Особенно в авиации.
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)
50 лет со дня присоединения Российской Федерации к Конвенции о международной гражданской авиации
Видеообращение Президента Совета ИКАО г-на Сальваторе Шаккитано в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о международной гражданской авиации
Необходимо отметить, что в 1970 году наше государство располагало широкой маршрутной сетью, высокотехнологичной авиационной промышленностью, действенной системой подготовки и обучения авиационных кадров, развитой научно-технической базой, эффективной системой производства и обслуживания широкомасштабных авиаперевозок. СССР вступила в ИКАО, привнеся с собой обширные знания, опыт и практику национальной гражданской авиации для учета и применения его для нужд международной гражданской авиации.
24 декабря 1991 года в связи с прекращением существования СССР и образованием суверенной Российской Федерации Генеральному секретарю ООН направили уведомление о сохранении Российской Федерацией в полной мере ответственности за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН. Одновременно Президенту Совета ИКАО была вручена дипломатическая нота, в которой ставилось в известность о правопреемственности Российской Федерации всех прав и обязательств СССР в Международной организации гражданской авиации.
За многолетний период членства нашего государства в ИКАО принято значительное число важнейших документов в различных сферах мировой гражданской авиации. Ряд значительных предложений были инициированы СССР и Российской Федерацией при разработке Стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО.
По материалам семинаров в ИКАО разработано порядка 20-ти руководящих материалов, циркуляров и программ в помощь государствам по проблеме человеческого фактора.
Российская Федерация, как государство-член ИКАО, впервые публично заявила о главенствующей роли человеческого фактора в авиационных происшествиях и доказала необходимость принятия неотложных мер и действий в целях достижения существенного ограничения влияния этого фактора на безопасность полетов, а также инициировала и активно поддержала разработку ИКАО требуемых стандартов и инструктивного материала.
Наше государство явилось инициатором предложений об использовании космических технологий для нужд международной гражданской авиации. В 1991 году в ходе 10-й Аэронавигационной конференции ИКАО российская делегация выступила с предложением, обращенном к мировому сообществу гражданской авиации, о безвозмездном использовании национальной глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС с гарантиями ее функционирования по крайней мере в течение 15 лет со времени полного развертывания системы. Соединенные Штаты выступили с подобным предложением в 1994 году, сняв секретность с аналогичной американской системы GPS (ДжиПиЭс). При активном участии и содействии российских специалистов ИКАО разработала и приняла требования к глобальной навигационной спутниковой системе ГНСС (GNSS) для использования международной гражданской авиацией, утвердив основные параметры ГЛОНАСС и GPS в качестве международных стандартов.
Российская Федерация внесла и продолжает вносить существенный вклад в развитие трансазиатских, транссибирских и трансполярных маршрутов воздушного движения, приносящие значительный экономический выигрыш для пассажиров и авиакомпаний и немаловажные экологические выгоды в отношении охраны окружающей среды. 1 февраля 2001 года авиационные власти России объявили о вступлении в действие и вводе в эксплуатацию системы кроссполярных воздушных трасс, проходящих через акваторию Северного Ледовитого океана, которая эффективно функционирует в настоящее время.
По инициативе российских специалистов и при их непосредственном участии, ИКАО разработана и внедрена концепция «сбалансированного подхода» к управлению авиационным шумом на местности, в основе которой проблема авиашума решается не только на основе совершенствования акустических характеристик воздушных судов, но и регламентацией застроек в зоне аэропортов, а также применением эксплуатационных методов снижения авиашума в полете. При этом введение ограничений и запретов на полеты воздушных судов по шуму признается самым крайним и крайне нежелательным средством снижения авиашума на местности.
ИКАО признает и высоко ценит значительный вклад России в развитие нормативно-технической документации по предотвращению актов незаконного вмешательства на воздушном транспорте и развитию методологии борьбы с их проявлениями. Впечатляющая работа проведена российскими специалистами-взрывниками при разработке Конвенции о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения, в которой учтены уникальные российские технологические разработки по маркировке пластитов.
Опираясь на большой опыт экспертов ИКАО, Российская Федерация последовательно проводит работу по повышению эффективности государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности, всестороннего повышения культуры безопасности среди персонала и пассажиров в тесном взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, эксплуатантов, бизнес-сообщества и потребителей.
На 40-й юбилейной сессии Ассамблеи ИКАО в 2019 году Российская Федерация традиционно избрана в состав Совета ИКАО по I группе состава, в которую входят государства, играющие ведущую роль в мировом авиационном сообществе. Представитель Российской Федерации является постоянным членом Аэронавигационной комиссии ИКАО. Российские специалисты – неизменные участники-члены всех технических комитетов Совета ИКАО и большинства групп экспертов, учреждаемых Аэронавигационной комиссией и комитетами Совета в целях разработки новых и развития действующих стандартов, руководящей практики и инструктивных материалов ИКАО.
Для продвижения российских инициатив широко используются открытые трибуны ИКАО: конференции, специализированные совещания, симпозиумы, семинары, заседания комитетов, комиссий, групп экспертов. Это оказывает существенное влияние на разработку Стандартов ИКАО, содержащихся в Приложениях к Чикагской Конвенции, и формирование политики организации во всех направлениях ее работы.
Россия в качестве полноправного члена оказывала и продолжает оказывать влияние на формирование политики этой авторитетной международной организации во всех сферах ее деятельности. С учетом национальных интересов наша деятельность направлена на защиту и поддержку решений, при которых отечественная гражданская авиация сохраняет возможность беспрепятственно осуществлять полеты на международных воздушных трассах, в том числе с использованием воздушных судов отечественного производства, получать в рамках ИКАО информацию по передовому зарубежному авиационному опыту и внедрять его в отечественную практику.
Российская Федерация последовательно поддерживает и одобряет политику, проводимую ИКАО по всем направлениям деятельности организации.
Сертификат икао что это
ВЗК РФ Статья 8. Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 253-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 8 Воздушного кодекса РФ
1. Обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат:
1) аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов;
2) пилотируемые гражданские воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и бортовое авиационное оборудование гражданских воздушных судов, за исключением пилотируемых гражданских воздушных судов, которым сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 254-ФЗ, от 30.12.2015 N 462-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1) беспилотные авиационные системы и (или) их элементы, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих в себя беспилотные гражданские воздушные суда, на которые сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа или акта оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 331-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Действие требований, установленных настоящим подпунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»;
(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)
(пп. 2.1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 291-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) светосигнальное и метеорологическое оборудование, устанавливаемое на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также радиотехническое оборудование и оборудование авиационной электросвязи, используемые для обслуживания воздушного движения.
2. Проведение обязательной сертификации осуществляется возмездно.
3. Юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 254-ФЗ, от 03.07.2016 N 291-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Действие требований, установленных настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».
(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)
4. Специалисты авиационного персонала гражданской авиации подлежат обязательной аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Действие требования, установленного настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».
(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)
ИКАО: о предложении государствам запланировать возобновление обычного соблюдения Стандартов и Рекомендуемой практики (SARPS)
Государствам было предложено использовать подсистему представления информации о различиях в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной COVID-19 (CCRD), имеющуюся в рамках системы представления информации о различиях (EFOD) для сообщения об этих мерах в целях соблюдения соответствующих статей Конвенции о международной гражданской авиации.
В качестве предельного срока использования послаблений была предложена дата 31 марта 2021 года. Совет Международной организации гражданской авиации (ИКАО) на своей 221-й сессии одобрил рекомендацию Целевой группы Совета по восстановлению авиации (ЦГВА) о том, чтобы не продлевать срок действия послаблений (как основных, так и продленных CCRD) после 31 марта 2021 года.
Для содействия возобновлению обычного соблюдения (SARPS) ИКАО создала новый общедоступный веб-сайт, на котором будет публиковаться соответствующий инструктивный материал «Дорожная карта перехода к обычной деятельности» (https://www.icao.int/safety/OPS/OPS-Normal)». Новый инструктивный материал поможет государствам возобновить обычное соблюдение требований в условиях пандемии COVID-19.
На новом сайте размещены первоначальные рекомендации по ряду вопросов, включая:
— эксплуатационные меры обеспечения безопасности полетов, связанные с транспортировкой вакцины от COVID-19;
— возобновление регулярной подготовки летных экипажей;
— квалификация персонала и требования к предыдущему уровню работы, включая создание санитарных коридоров для целей обучения;
— техническое обслуживание и обеспечение безопасности воздушных судов при их длительном хранении;
— увеличение сроков ограничения полетного и служебного времени.
Также в начале 2021 года государствам будет предложен ряд вебинаров для изучения вопроса об уровне их информированности.
После 31 марта доступ к системе CCRD будет прекращен, после чего государствам предлагается сообщать о любых сохраняющихся различиях с помощью системы EFOD.