сертификация itil что это
Учебный курс ITIL Expert, приготовление по Lifecycle рецепту
Что это вообще такое и откуда берется, а так же почему о нем никто не знает
Про ITIL тут практически все знают, кто нет – можно почитать вкратце тут, тут и тут, как примеры применения. Но в 99,9% случаев никто не заходит далее чтения Foundation в русскоязычном переводе или даже его основ. Но нора то глубока, вот и я решил сначала в нее заглянуть, а потом как и Алиса, оказался совсем не там где ожидал с самого начала. Только 11% по статистике признают просыпаются что обучение и сертификация на ITIL Expert никак не повлияла на их развитие, карьеру или эффективность принятия решений. Все остальные считают, что это как минимум пошло на пользу если не сделало их решения намного эффективнее.
За Foundation уровнем находятся девять курсов( ITIL Intermediate level), прохождение которых обязательно для допуска к экзаменам по каждому из них. Разделены на две части, пять по жизненному циклу( Service Lifecycle) сервисов и четыре по ежедневным задачам сервис-менеджеров( Service Capability). Есть еще третий путь, призваный когда-то спасти всех утопающих или просто напилять бабла на дополнительных экзаменах проапгрейдить версию сертификата с ITIL Service Manager. Полные требования для получения сертификата ITIL Expert тут. Для этого после прохождения обучения по выбраному вами набору курсов(набирать можно по кредитам а не только по полным направлениям) еще необходимо пройти курс а потом и сдать Managing Across the Lifecycle экзамен. Обычно( в 95% случаев) выбирают Capability путь. Помимо того что второй в СНГ как бы и не преподают почти, Capability еще и дешевле/проще/быстрее/популярнее.
Основные различия между двумя направлениями состоят в следующем: Capability ветка учит «что делать» и «как делать», а Lifecycle помимо более глубокого понимания «что» и «как» основной упор делает на «почему так происходит» и что делать чтобы «стабильно развиваться и увеличивать эффективность». Разница значительная, если первый курс это серьезный багаж знаний для любого IT – менеджера, то второй – раскрывает основы всех происходящих процессов и основополагающие взаимосвязи между ними, так же подразумевает и издевательство над собственным мозгом. Та же разница и в экзаменах. Это и обуславливает низкую популярность Lifecycle направления а вовсе не глубокий уровень понимания происходящих в IT процессов. Зачем мучать себя, напрягаться, если можно побыстрому и сэкономив ресурсы выучить что и как нам делать при различных задачах/ситуациях и сразу идти работать. Ввиду длительности( в среднем около года занимает при регулярном выделении времени около двух-трех часов в день для Lifecycle пути), высокой стоимости( обычно каждый курс в учебном центре обойдутся около 2К$ и 250$ за каждый экзамен), низкого желания к серьезному развитию, вообще мало популярного направления ITSM и получаем низкую популярность самого сертификата ITIL Expert и Lifecycle пути в частности.
Далее абзац возмущения/гнева.
На вопрос зачем это кому либо необходимо могу сказать одно – отлично избавляет от мозговых слизней.
Не секрет что у каждого менеджера проекта или компании есть не только портфолио для заказчика, но и то о чем они стараются молчать – список проваленных проектов. Сколько вам необходимо завалить проектов получить N лет опыта работы чтобы узнать небольшую часть того что и так уже известно, доказано, используется. В разработку этого вложено много денег, успешный опыт лучших компаний, ошибки не только лучших, но и всех остальных. Сколько проектов вам необходимо провалить чтобы понять важность коммуникаций с клиентом/заказчиком, осознать важность понимания приносимой его бизнесу пользы и многих других основ IT? Не проще ли учиться на чужих ошибках?! Можно сколько угодно писать и говорить что это не работает, а если и работает то не у нас или только в иностранных компаниях, кому от этого хуже? самому фреймворку? или тем кто предоставил свои результаты работы для анализа и улучшения ITIL? – нет, только самим себе.
Где учатся и как это проходит
Учился в онлайн форме. Учебный центр был выбран после небольшого исследования форумов на предмет качественых курсов. Выбор остановлен был на этом. Не пожалел ниразу.
Официальный учебный центр от одной из основных сертификационных организаций по ITIL. Грамотный подход, очень качественно проработанные програмы, очень серьезный подход и отношение к студентам. 7 дней в неделю поддержка тренеров. Материалы состоят из видеоуроков( от 12 до 33 в зависимости от курса), текстовых манов к каждому уроку для закрепления, схем, кучи материалов дополнительных, в общем мало не будет. Материал отлично подготовлен, прекрасно востринимается, а видеоуроки в виде презентаций с голосовой записью вообще считаю идеальным примеров для столь длительных уроков(час видео в основном около двух-трех часов обрабатывается с записями, пересмотрами, маленькими упражнениями по ходу урока). Сам материал и форма его подачи способствует формированию правильного мышления, особый( необходимый для эффективной работы в ITSM, зашкаливающая критичность и понимания правильных причинно следственных связей присущих отрасли) взгляд на IT. Учебный центр проводит обучение по всем курсам ITIL + некоторые другие, собственной разработки. Есть бонусная программа. При этом стоимость обучения при покупке всего пака необходимого для получения ITIL Expert обходится в три раза дешевле нежели для обыкновенного учебного центра.
Из аналогичных учебных центров известны следующие Art of service, Pink Elepfant и ITIL Prime.
Преимущества онлайн формы образования перед тренингами в учебных центрах
Из преимуществ онлайн формы обучения стоит выделить удобство доступа, индивидуальный график, качество материала, отсутсвие привязки к тренеру и его личному опыту работы в ITSM. Программа расчитана на год, но проходят ее обычно несколько быстрее. Хотя некоторые индусы и за месяц умудрялись(и это никак не связано с тем что в Индии больше всего софтверных компаний сертифицированных по 5 уровню CMMi не смотря на качество разработки). При том что вам преподается только сам ITIL, без примеси личного взгляда тренера, вы еще и получаете достаточно примеров для рассмотрения результатов и обоснования эффективности фреймворка.
И хотя начинал с отдельно купленного курса Service Operations, и кучи времени потраченного на него, хотя и за пару недель спокойно можно было управиться, все же после был взят полный пак всех остальных курсов ибо изначальный интерес к знаниям и развитию перерос уже почти сразу в понимание необходимости данных знаний для эффективной работы в IT, для меня как минимум. С каждым курсом получалось учиться более эффективно, быстрее читать, понимать, больше материала обрабатывать.
Высокий уровень подготовки материалов, поддержка опытных экспертов и разнообразные материалы явля.тся крайне важным фактором влияющим на результат. А классический британский язык в аудио и текстовых материалов сильно развивает/поддерживает знание языка.
В конечном итоге остался исключительно доволен.
Непосредственно про экзамен
В окончание могу добавить, после сдачи последнего экзамена пришел домой вечером, и понял что не знаю чем заняться ибо последний год был в свободное время уделен только учебе, а тут она внезапно завершилась. Странно как то было.
Сертификация по ITIL
Пройти экзамен на получение сертификата ITIL® можно с использованием нескольких вариантов:
Схема сертификации по ITIL®
Схема сертификации по ITIL® v3 имеет три уровня сертификации и модульную структуру, предоставляя гибкость в выборе пути для достижения высшего уровня сертификации с помощью системы кредитов (баллов). Каждый отдельный сертификат даёт его владельцу некоторое количество баллов, баллы сертификатов одного уровня суммируются в баллы уровня для перехода на следующую ступень сертификации. Сертификат выдаётся при общей сумме кредитов равной 22 баллам.
В 2007 г. компания APM Group (APMG, UK), выступая поставщиком библиотеки ITIL® от имени известной британской компании OGC, разработала и внедрила через международные институты по созданию систем ИТ-обучения и экзаменационные организации (EXIN, ISEB и др.) схему сертификации менеджеров, профессионально занимающихся организацией управления ИТ.
Согласно данной схеме, ИТ-специалистам для достижения высшего доступного на сегодняшний день в России статуса квалификации ITIL Expert необходимо пройти модульное обучение по программам, обучающим практике ИТ-управления в разрезе различных процессов, описанных в библиотеке ITIL® 2011 года публикации.
С марта 2017 года IT Expert – первая в России организация, аккредитованная институтом PEOPLECERT, проводящая обучение по ITIL®, и единственный в России провайдер обучения, аккредитованный PEOPLECERT по всем курсам сертификационной схемы ITIL®.
Система обучения по ITIL® Advanced-уровня
В России линейка Lifecycle изначально не очень прижилась, поскольку ее модули более академичны и рассматривают скорее философию ITIL®, полученные в ходе такого обучения знания трудно использовать в работе. Российские же менеджеры, ориентируясь на Practitioner-курсы предыдущей версии ITIL®, в большей степени ожидали изменений в мировой концепции управления ИТ именно в части их практического применения, поэтому наибольшей популярностью пользуется «практический поток» Capability.
Прохождение всех практических модулей, MALC и успешная сдача сертификационных экзаменов позволяют менеджерам набрать необходимое число баллов для дальнейшей сертификации на – ITIL Expert.
Система начисления баллов
Более подробно о баллах, которые начисляются в рамках сертификации, в том числе о тех, которые засчитываются за сертификаты ITIL прошлой версии, можно узнать из приведенной ниже таблицы:
Для получения сертификата ITIL Expert необходимо набрать 22 балла и более.
Что известно о сертификации ITIL 4
В этом году вышло обновление ITIL 4. Рассказываем, как будет проходить сертификация специалистов в области управления ИТ-услугами по новому стандарту.
Как меняется процесс сертификации
Последнее обновление для библиотеки ITIL 3 было представлено восемь лет назад. За это время ИТ-индустрия претерпела значительные изменения и «обросла» новыми технологиями. Многие компании начали внедрять практики управления ИТ (вроде ITSM, основанной на ITIL).
Чтобы адаптировать их к изменившемуся контексту, специалисты из Axelos, отвечающие за разработку методологии ITIL, в начале этого года выпустили обновление — ITIL 4. В нем появились новые области знаний, связанные с повышением удовлетворенности пользователей, потоками создания ценностей и гибкими методологиями вроде Agile, Lean и DevOps.
Вместе с новыми практиками изменились и подходы к аттестации специалистов в сфере управления ИТ-услугами. В ITIL 3 высшим званием в системе ITIL считался ITIL Expert.
В четвертой версии этот уровень разделили на два направления — ITIL Management Professional и ITIL Strategic Leader. Первое — для менеджеров ИТ-подразделений, а второе — для руководителей отделов, не связанных с информационными технологиями (эксперты, которые закончили оба курса, получают звание ITIL Master).
Каждое из этих направлений включает в себя свой набор экзаменов (требования к ним и программы обучения в Axelos обещали опубликовать ближе к концу 2019 года). Но чтобы получить возможность их сдать, нужно пройти сертификацию базового уровня — ITIL 4 Foundation. Вся необходимая информация по ней была опубликована в начале года.
Что входит в базовый уровень
В феврале Axelos представили книгу «ITIL Foundation. ITIL 4 Edition». Её задача — объяснить ключевые понятия и заложить основу для последующего изучения углубленных программ.
ITIL 4 Foundation покрывает следующие темы:
Какие будут вопросы
Экзамен состоит из 40 вопросов. Для успешной сдачи нужно ответить правильно на 26 из них (65%).
Уровень сложности соответствует таксономии Блума, то есть обучающимся нужно не просто ответить на вопросы, но и продемонстрировать умение применять знания на практике.
Часть задач представляет собой тестовые вопросы с одним или несколькими вариантами ответов. Есть задания, которые требуют от экзаменуемого объяснить ключевые концепции управления ИТ в письменном виде.
Например, есть вопросы, в которых нужно дать определение таким терминам, как сервис, пользователь или клиент. В другой задаче придется расписать ключевые компоненты системы ценностей ITIL. Еще несколько примеров вы можете найти в этом документе от Axelos.
/ Unsplash / Bethany Legg
В случае успешного прохождения тестов участник экзамена получает сертификат «ITIL Foundation Certificate in IT Service Management. ITIL 4 Edition». С ним можно переходить к сдаче ITIL Management Professional и ITIL Strategic Leader.
Что еще нужно знать
Специалисты, имеющие сертификацию по ITIL 3, могут пройти всю цепочку экзаменов от Foundation до Management Professional и Strategic Leader, когда Axelos опубликуют все требования.
Альтернативный вариант обновления сертификатов — сдать «корректирующий» экзамен. Он называется ITIL Managing Professional Transition. Но для его сдачи необходимо иметь 17 баллов в ITIL 3. Это количество баллов соответствует уровню для сдачи экзамена на звание ITIL Expert.
Мы продолжим следить за релизами Axelos и будем публиковать информацию о наиболее значимых изменениях и нововведениях ITIL в блоге на Хабре.
Материалы по теме из нашего корпоративного блога:
Сертификация itil что это
Иными словами: либо Вы сами этого хотите, либо Вас принуждают это делать. Суть Сертификата от цели не меняется, и вес этого «международного ИТ Паспорта» в любом случае остается значительным и привлекательным.
В 2021 году, сертификация специалистов по программам ITIL-3 полностью прекращается.
Что ни в коей мере, не умаляет практической ценности модели ITIL-3 и не снижает эффективности библитотеки лучших практик версии 3.
Основы ITIL. Обязательный сертификат для дальнейшего роста.
OSA: Operational Support and Analysis (Операционная поддержка и анализ)
Service Operation: Incident Management, Problem Management, Event Management, Request Fulfillment, Access Management
PRO: Planning, Protection & Optimisation (Планирование, Безопасность и Оптимизация)
Service Design: Capacity Managemen, Availability Management, IT Continuity Management, Information Security Management)
RCV: Release Control and Validation (Управление Релизами и Контроль)
Service Transition: Release and Deployment Management, Service Asset and Configuration Management
SOA: Service Offerings and Agreement (Сервисные предложения и соглашения)
Service Strategy: Service Level Management, Financial Management, Demand Management
По затратам это сравнимо с обучением по программе MBA и поэтому имеет значительный вес на рынке труда.
В ближайшем будущем AXELOS планирует упрощение процедур сертификации.
Скоро они станут доступнее для ИТ специалистов…
Прослушать необходимый для сертификации учебный курс и сдать соответствующие тестовые экзамены можно с помощью одного, из наиболее доступных Вам, аккредитованных в России Учебных Центров.
Схема сертификации по ITIL
Во многих компаниях наличие сертификатов ITIL ® у кандидатов, претендующих на должность системного администратора, становится не просто дополнительным плюсом, но решающим фактором при прохождении собеседования; для специалистов, претендующих на более высокие должности, наличие сертификатов по ITIL уже является обязательным требованием на этапе рассмотрения резюме.
Согласно разработанному OGC 1 плану по прекращению приема экзаменов по второй версии ITIL, опубликованному осенью 2009 года, на текущий момент закончился прием любых экзаменов по второй версии ITIL. Единственным возможным вариантом получения сертификатов по ITIL является сдача экзаменов по третьей версии
Сертификация ITIL версии 3
Официальный выход ITIL версии 3 состоялся летом 2007 года. На текущий момент все экзамены данной версии доступны для сдачи за исключением экзамена на статус «ITIL Master» (Advanced Level в схеме сертификации, представленной на рисунке ниже), который находится на завершающих этапах тестирования.
Сама схема сертификации в 3 версии претерпела значительные изменения:
На рисунке1 представлена схема сертификации ITIL версии 3:
© Reproduced under licence from AXELOS Limited
Остановимся более подробно на каждом уровне сертификации:
Для допуска к экзамену по направлени ITIL Practitioner необходимо выполнить ряд обязательных требований:
Экзамен проходит на основании кейса и состоит из 40 вопросов с 4 вариантами ответов, из которых нужно выбрать один правильный (приносит 1 балл). Проходной балл 28 и более баллов.
За сданный экзамен начисляется 3 балла, которыми можно заменить один из экзаменов в линейке Intermediate Level, которые идут далее.
Для допуска к экзамену по любому из перечисленных выше направлений необходимо выполнить ряд обязательных требований:
Intermediate Level состоит из 2 направлений:
3а. Lifecycle modules включает в себя 5 модулей (экзаменов), созданных на основе 5 книг ITIL v3: Service Strategy, Service Design, Service Transition, Service Operation и Continual Service Improvement.
Сертификат «ITIL. Intermediate Examination: Intermediate Lifecycle Stream (название книги)» подтверждает знания содержания соответствующей книги ITIL v3 и приносит 3 балла.
Успешная сдача экзаменов по данному направлению подтверждается следующими сертификатами:
3b. Capability modules включает в себя 4 модуля (экзамена), которые условно можно сравнить с экзаменами уровня Practitioner второй версии ITIL. Сертификат «ITIL. Intermediate Examination: Intermediate Capability Stream (название экзамена)» подтверждает знания и умения по организации и поддержке 2-3 тесно взаимосвязанных процессов, заявленных в названии экзамена, и приносит 4 балла. Два из четырех экзаменов доступны на русском языке.
Успешная сдача экзаменов по данному направлению подтверждается следующими сертификатами:
Ниже приведена таблица с возможными вариантами получения необходимых для перехода к следующему этапу сертификации 15 баллов:
Внимание! За сданный экзамен ITIL Practitioner начисляется 3 балла, которыми можно заменить один из экзаменов в линейке Intermediate Level.
- Как сделать веранду к дому своими руками быстро и дешево к кирпичному дому
- Рентгенэндоваскулярная диагностика что это