северный речной вокзал что внутри
Шпиль, интерьеры и фонтаны: чем примечателен Северный речной вокзал?
В Москве после реставрации открылся Северный речной вокзал — один из двух морских портов города с почти вековой историей. «Афиша Daily» рассказывает об архитектурном значении вокзала и его современном облике.
Строительство Северного (тогда — Химкинского) речного вокзала началось в 1933 году и завершилось четырьмя годами позднее. Проект стал первой в Советском Союзе архитектурной концепцией речного вокзала, в которой предпочтение отдавалось эстетической, а не функциональной составляющей. По задумке главного архитектора здания Алексея Рухлядева вокзал визуально должен был напоминать пароход: три этажа с открытыми верандами символизируют корабельные палубы, а шпиль в центре здания — трубу.
Шпиль был спроектирован как подвижный: в период навигации он должен был подниматься вверх на 80 метров, а с закрытием сезона — опускаться. Однако на практике конструкция поднималась лишь три раза: на торжественном открытии канала, после окончания Великой Отечественной войны и в год празднования 850-летия Москвы. Скорее всего, такая частота подъемов шпиля связана с просчетами в его конструкции: тонкое основание оказалось неустойчивым к сильным ветрам на территории Химкинского водохранилища.
Вокзал строили в стиле доминирующего в тридцатые годы сталинского ампира, но проекту удалось вместить несколько нестандартных архитектурных решений. Так, два фасада здания — со стороны набережной и со стороны прилегающего парка — умышленно различаются: к набережной спускается широкая гранитная лестница, а фасад со стороны парка располагается на одном уровне с землей. Отличительной чертой здания стали и его фонтаны: «Юг» с металлическими дельфинами, играющими в воде, и «Север» с фигурами мраморных белых медведей и железных птиц.
Интерьеры здания также были новаторскими для своего времени. Алексей Рухлядев задумывал вокзал не только как транспортное сооружение, но и как рекреационную зону, рассчитанную в том числе на туристов и транзитных пассажиров. Просторное помещение вокзала позволяло вместить одновременно более 400 человек, а внутренние пространства были спроектированы с учетом функционального деления. В северной части располагался ресторан, в южной — зал ожидания, а наибольшую, центральную часть вокзала занимал вестибюль; в нем обустроили сразу несколько помещений (душевая, парикмахерская, библиотека, телеграф, медпункт и еще несколько многофункциональных пространств) для удобства пассажиров. Во всех помещениях была специальная отделка стен (ресторан и зал ожидания — мраморная), расписные потолки и мозаичные панно на потолке.
Любопытно, что материалы по строительству канала долгое время были засекречены. Это было связано с тем, что канал Москва — Волга строили заключенные Дмитровского исправительно-трудового лагеря, а весь проект находился в ведении НКВД.
С уменьшением объема пассажирских перевозок здание постепенно стало меньше использоваться и пришло в упадок. В 1987 году вокзалу присвоили статус памятника архитектуры, и за последующие двадцать лет оно естественным образом разрушилось. Из функциональных помещений здания первоначальный вид сохранил только ресторан, а самым серьезным повреждениям подверглись фонтаны. В 2009 году вокзал закрылся на реконструкцию, которая фактически не начиналась.
Два года назад московская мэрия решила вернуть закрытому вокзалу исторический облик и превратить его в современный транспортный комплекс. Во время реставрации были восстановлены оригинальные элементы вокзала — в частности, 400 архитекторов воссоздали исторический облик зала ожидания. Сейчас обновленный речной вокзал может отправлять четыре судна одновременно и до 24 судов в сутки, а на набережной появилась специальная зона для экскурсионно-прогулочных маршрутов. Также на крыше здания обустроили смотровую площадку с видом на Химкинское водохранилище.
В первые выходные после открытия обновленный Северный речной вокзал посетили 19 тысяч человек.
Северный речной вокзал что внутри
Сегодня, дорогие читатели, мы отправимся в увлекательное путешествие в историческое здание Северного Речного вокзала. Думаю, большинство из вас видели его не раз снаружи и были много раз внутри. Однако сейчас вокзал закрыт на вяло текущую реставрацию, проход внутрь закрыт уже несколько лет. Полюбоваться интерьерами можно только на фотографиях в книгах или в интернете. Поэтому сегодняшний отчёт перенесет вас внутрь, мы прогуляемся по залам и насладимся архитектурой того времени, а в заключение поднимемся на крышу и даже залезем на шпиль к звезде, которая когда-то была на Спасской башне Кремля.
А теперь и непосредственно фотоснимки. Я дополню отчёт несколькими старыми фотокарточками из интернета для полноты представления.
3. Приведу и план-чертёж здания СРВ.
5. А вот и старая фотография этого же места.
6. На круглых стёклах под потолком со внутренней стороны были нарисованы гербы советских социалистических республик. Начнём с основного.
7. Фотография росписи потолка на морскую тематику в главном вестибюле.
8. Условные обозначения для пассажиров вокзала.
9. Зал в западной части вокзала и карта речного сообщения.
16. Ещё одна фотография западного зала.
17. На этом кадре отражено «право на отдых» (ст.119).
19. А на этой фотографии рассказано о «праве на материальную обеспеченность в старости» (ст.120).
21. И старая фотография почти что с этого же ракурса.
22. Герб Таджикской ССР.
23. Вернемся в главный вестибюль.
24. И отправимся на первый ярус крыши. Хорошо виден канал имени Москвы и башня со шпилем. На крыше пусто и не очень чисто. Статуи на башне в очень плохом состоянии. Много трещин. На время проведения реставрации установлены поддерживающие опоры, немного портящие визуальное восприятие, но зато не дающие обрушиться какому-нибудь участку стены башни.
25. Но перенесемся на пол-века раньше) Тогда здесь мог прогуляться любой желающий и полюбоваться видами. Все было новенькое, красивое и ухоженное. Но время все меняет.
26. Кадр непосредственно на башню СРВ со шпилем. В 4 углах стоят 4 статуи. Не помню точно кого, вроде пилота, моряка, колхозницы и красноармейца.
27. Старая фотография. Статуя моряка на фоне башни.
28. Виды в сторону другого берега канала и домов на улице Свободы. Погода, конечно, ужасно пасмурная.
30. Пришвартованные теплоходы «Петр Чайковский» и «Нарком Пахомов».
31. Интересная старая фотография из кабины самолета.
32. На этом кадре хорошо видны часы, уникальные куранты были привезены из Воскресенского собора Волоколамска.
33. А вот похожая старая фотография.
34. Звезда, которая в 1935-37 годах была на Спасской башне Кремля. Серп и молот инкрустирован уральскими самоцветами.
36. Виды в сторону Ленинградки, парка Дружбы и станции метро «Речной вокзал»
39. Вылезаем и делаем кадр на звезду) Да, не о такой фотографии я мечтал и не в такую погоду=) ну как всегда. Но осторожность превыше всего.
42. Мой любимый кадр на звезду)
43. Хорошая старая фотография напоследок;)
В отчёте были использованы фотографии с сайтов www.wikipedia.org, www.oldmos.ru, и из одной советской книги про канал конца 30-ых годов, позже напишу ее авторов и название.
Северный речной вокзал открылся после масштабной реконструкции
В Москве завершилась реставрация Северного речного вокзала. Уже с 5 сентября жители и гости столицы могут посетить историческое здание, а также увидеть обновленную набережную и парк. Рассказываем о подробностях реставрации, а также о том, как благоустройство изменило пространства Северного речного вокзала.
Вокзал останется историческим
Фото: портал мэра и правительства Москвы/Сергей Быстров
Строительство Северного речного вокзала закончилось в 1937 году. Его открыли одновременно с наполнением водой канала Москва – Волга, проложенного за четыре года и восемь месяцев. Высокий шпиль, увенчанный звездой, и широкая центральная лестница являются отличительными чертами здания.
С начала 90-х годов речные перевозки стали сокращаться, поэтому вокзал пришел в упадок. А в 2009 году его и вовсе закрыли из-за аварийного состояния: капитального ремонта здесь не было 70 лет.
В конце концов в 2017 году вокзал передали в собственность города, после чего начали готовить к реставрации. Проект включал в себя реконструкцию набережной, причалов и площади у основного здания, а также прилегающей парковой территории.
Основной целью реставрации было сохранение первоначального облика вокзала. При этом в оформлении пространств парка решили использовать современные технологии и материалы. Посетители обновленного речного найдут и внутри, и на фасаде вокзала массу знакомых деталей.
Например, восстановлены 24 больших фарфоровых блюда, которые украшали центральную часть вокзала. Поврежденные медальоны диаметром 1,5 метра каждый были сняты и отправлены на реставрацию, во время которой исходную форму воссоздавали, а затем расписывали в соответствии с оригинальным рисунком.
Однако не все элементы удалось восстановить. Например, знаменитые бетонные скульптуры «Южанка», «Красноармеец», «Северянин» и «Краснофлотец» были в настолько плачевном состоянии, что было принято решение снять с них копии, нежели отреставрировать. После завершения работ их вернули на привычное место – туда, где башня вокзала соединяется с его центральной частью.
В самом здании вокзала провели капитальный ремонт. Несмотря на то что в отделке использовались современные материалы, она напоминает оригинальную. Внутри архитекторы воссоздали исторический облик стен, сняли копии с сохранившихся окон и дверей и создали новые, точно такие же и обязательно деревянные, восстановили подсветку.
Таким образом, богатое убранство и отголоски дворцовой архитектуры никуда не делись – все исторические достоинства вокзала уже можно оценить.
Звезда
Наибольшее внимание во время реставрации привлекло восстановление звезды, которая находилась на шпиле Северного речного вокзала. Работы велись целый год.
Специалисты вручную перебирали и восстанавливали полудрагоценные камни, а их там почти семь с половиной сотен. Знаменитая звезда с серпом и молотом вернулась на шпиль Северного речного вокзала в августе. И это стало хорошим знаком – приближением открытия исторического места.
Многофункциональность
Фото: портал мэра и правительства Москвы/Сергей Быстров
Несмотря на то что Северной речной вокзал – символ Химкинского водохранилища – давно уже стал памятником архитектуры, он сохранит свои первоначальные функции.
В первую очередь речной вокзал вернет статус важнейшего транспортного узла. В здании установлены кассы по продаже билетов на прогулочные катера, а также рейсы дальнего следования.
В здании речного открылось заведение «Волга-Волга» – ресторан с историческими интерьерами, в котором посетители могут попробовать блюда советской кухни, естественно, в современной интерпретации.
Новый облик набережной
Привокзальная набережная изменилась до неузнаваемости – она превратится в современную прогулочную зону, еще одно место притяжения для жителей и гостей столицы.
Начнем с первой особенности проекта: набережная, причалы и привокзальная площадь – все выполнено в едином стиле. В оформлении деталей просматривается речная тематика. При оформлении набережной использовались натуральные материалы и цвета – бежевый, серый, белый.
В целом прогулочная зона напоминает парк: повсюду клумбы с растениями, лавочки, маленькие кафе, трибуны на газонах с видом на реку.
Привокзальная площадь
После открытия к зданию вокзала можно подъехать для посадки и высадки пассажиров на частном легковом транспорте, такси или каршеринге. Парковка доступна в двух местах – вдоль Ленинградского шоссе (51 место) и на территории, прилегающей к парку Северного речного вокзала (около 210 мест).
Туристические автобусы будут останавливаться раньше – для них новая транспортная схема предполагает создание пересадочного узла за пределами территории Северного речного вокзала. Там группы пассажиров пересядут на электрические шаттлы, которые провезут их до самого здания вокзала.
На самой привокзальной площади для пассажиров водного транспорта и просто отдыхающих оборудованы билетные кассы, развернуто несколько кафе, а также пункт проката спортивного инвентаря.
Скалодром и теплые бассейны
Создатели проекта благоустройства подумали не только о приятной обстановке обновленной набережной, но и о доступных там развлечениях.
В месте, где берет свое начало миниатюрная копия канала имени Москвы, появилось 11 детских и спортивных площадок. Элементы площадки в северной части парка вдохновлены комедией «Волга-Волга». Там появился многопалубный корабль, напоминающий пароход «Севрюга».
Парк Северного речного вокзала
Фото: РИА Новости/Валерий Мельников
Благоустройство этой зоны станет кульминацией реконструкции всего пространства Северного речного вокзала. Напомним: парк был разбит одновременно со строительством здания вокзала, его площадь составляет 49 гектаров.
В исторической точности
Парк Северного речного вокзала является объектом культурного наследия – это учли при разработке проекта благоустройства. Поэтому прежде всего сохранилась историческая планировка пространства. Во время реконструкции обновили и заменили 7,7 километра сетей водоснабжения и канализации, 774 метра сетей теплоснабжения, 10 километров электросетей с шестью подстанциями. Появились новые ливневые канализации.
Кроме того, все исторические фигуры парка привели в надлежащий вид, не подвергая их при этом переделке. Например, отреставрировали исторические памятники – памятник кораблестроителю А. Н. Крылову, памятник воинам-речникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, скульптуры «Водный путь» и «Спорт». Также реконструировали два существующих фонтана, возвели один новый светодинамический.
Не забыли и про озеленение: в парке высадили более трех тысяч кустарников, свыше четырех тысяч квадратных метров цветников и 22 гектара газона. В планах на осенне-зимний период – высадить в парке семь тысяч деревьев.
«Это наш город»: около 20 тыс человек посетили Северный речной вокзал
Шпиль со звездой, фонтаны c дельфинами и скульптура краснофлотца: как идет реставрация Северного речного вокзала
Уникальный памятник истории и архитектуры Северный речной вокзал скоро вернет свой прежний облик. Об истории здания, снятых здесь фильмах, а также о том, как идет реставрация, — в материале mos.ru.
Северный речной вокзал — памятник архитектуры 1930-х годов и образец сталинского ампира. Он давно стал одним из символов Москвы. Вокзал не раз снимали в кино: он появляется в легендарной «Волге-Волге», в «Гонках по вертикали», «По семейным обстоятельствам» и других картинах.
В первую очередь при упоминании белого ажурного здания на берегу Химкинского водохранилища многие москвичи вспоминают его уникальные детали, например звезду с самоцветами, венчающую шпиль. По первоначальному плану звезда должна была опускаться после закрытия навигации и подниматься вновь с ее началом. Но эта идея так и не была реализована. К ней вернулись только сейчас.
Главный миф речного вокзала
Строить вокзал начали в 1933-м одновременно с каналом Москва — Волга (сегодня — канал имени Москвы), работы завершились в 1937-м. С тех пор речные суда, отправлявшиеся отсюда, благодаря системе каналов могли дойти до Азовского, Черного, Каспийского, Балтийского и Белого морей. И за столицей закрепилось название «Москва — порт пяти морей».
Трехэтажное здание, построенное по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского, напоминает огромный плывущий двухпалубный корабль с высоким 27-метровым шпилем. К входу со стороны реки ведет широкая парадная лестница. Известно, что при создании проекта архитекторы вдохновлялись обликом Дворца дожей в Венеции.
Главный миф здания речного вокзала связан со звездой: якобы она прежде венчала Спасскую башню Кремля, а после была водружена на шпиль.
Пять лучей звезды должны были символизировать, что с Северного речного можно добраться до пяти морей. За счет особого механизма звезда могла вращаться в направлении ветра, как флюгер.
Северный речной вокзал стал образцом при строительстве аналогичных зданий в СССР: речные вокзалы в Красноярске и Нижнем Новгороде тоже были впоследствии возведены с главной башней и шпилем. Но звезда венчает шпиль только в Москве.
«Когда приступили к реставрации звезды, первым делом было необходимо аккуратно демонтировать ее. Команда профессионалов с помощью специализированной техники на протяжении нескольких часов бережно снимала звезду с высоты 60 метров. Главной сложностью стали погодные условия: во время демонтажа поднялся сильный ветер. При этом роль играл и размер звезды: в диаметре она составляет почти пять метров. Также ее пришлось сначала несколько раз прокрутить, чтобы бережно освободить крепление», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
С конца 1980-х вокзал переживал не лучшие времена. Объемы речных перевозок начали сокращаться, здание постепенно пришло в аварийное состояние. Но в 2015 году Северный речной вокзал передали в собственность города, и было решено его отреставрировать.
Порт пяти морей: новая жизнь Северного речного вокзала
Работы начались в августе 2018-го. «Реставрация — очень важное событие в истории Северного речного вокзала. Комплексная реставрация проводилась здесь в 1978–1979 годах. Это были работы по фасадам, по восстановлению парадной лестницы, реставрации полов и живописи в интерьерах. За долгие годы эксплуатации (более 80 лет) уникальное творение Рухлядева и Кринского сильно обветшало, а в 2010 году вовсе было закрыто, поскольку находиться в нем было небезопасно. Первым делом специалисты провели работы по конструктиву, поскольку здание сползало к реке. Когда работы по этой части были проведены, начали восстанавливать его исторический облик», — напомнил руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Специалисты починили механизм шпиля — главного украшения здания. Скоро отреставрированная звезда вернется на свое историческое место.
«Завершены пусконаладочные работы на подвижном механизме шпиля, — рассказал Константин Беляев. — После них провели испытания — все работает. Сейчас приступаем к реставрации 730-килограммовой золотой звезды. Она была демонтирована, помещена в специально выстроенный для нее ангар. И специалисты начали готовить ее к электрохимическому золочению с использованием электродов и электролита с добавлением золота. Части звезды расчищают от ржавчины и загрязнений, а затем в металл с помощью специального оборудования втирается золотой раствор. В итоге слой золота должен достичь одного микрона. Реставраторы приняли решение сохранить авторское золочение: на лучах, конусе и некоторых других деталях будут установлены специальные накладки из нержавеющей стали, чтобы в будущем эти фрагменты оригинальных деталей были доступны исследователям. Металлический конус, на котором стояла звезда, уже позолотили, теперь наступает очередь самой звезды».
Шпиль — важнейший и очень сложный элемент памятника — потребовал к себе особого внимания. Например, во время проведения реставрации оказалось, что в механизме отсутствует стальное колесо, отвечающее за перемещение важных деталей — опорных катков, которые нужны для обеспечения слаженной работы всей конструкции. Его изготовили по архивным документам. Еще одним открытием стал вес шпиля: изначально считалось, что он составляет 16 тонн, а во время дополнительных исследований выяснилось, что вес едва дотягивает до 13. Из-за этого пришлось демонтировать часть противовесов.
Продолжается реставрация фарфоровых блюд, украшавших фасад. По словам Константина Беляева, это одна из самых тонких, специфических работ. Реставраторы восстанавливают керамику, воссоздают утраченные фрагменты, золотят отдельные элементы. Реставрация фарфора с восточной части здания заняла полгода — была проделана колоссальная многоэтапная работа. В теплое время продолжится воссоздание терразитовой штукатурки, как того требует технология.
Восстановлены каменные части фонтанов во внутренних двориках, сделаны новые бетонные чаши, реставрируются скульптурные группы дельфинов и птиц. Причем архитектурную группу из шести птиц — лебедей и гагар — скульптор воссоздает по авторским чертежам и старым фото.
Время не пощадило скульптуры, украшавшие первый ярус башни, — красноармейца, краснофлотца, колхозницы-южанки и рабочего-северянина. Они дошли до нашего времени в очень плохом состоянии. Поэтому сделали их копии для установки снаружи здания, а оригиналы будут демонстрироваться внутри вокзала.
Продолжаются работы по золочению букв на центральном фризе, стрелок часов и солнца, идет реставрация и оселкового мрамора, использованного в оформлении. Кроме того, закончена черновая отделка помещений, ведутся работы по реставрации живописи, элементов декора в интерьерах, реставрация и установка дверных блоков.
Предполагается, что уже в 2020 году здание Северного речного вокзала примет свой прежний облик.
Как в фильме «Волга-Волга»
Исторический парк со скульптурами и набережной станет современным и многофункциональным.
Парк площадью 24 гектаров, как и здание вокзала, — объект культурного наследия регионального значения. Он был разбит в 1936–1938 годах по проекту инженера Т.П. Шафранского. Его осевая композиция с системой перпендикулярных аллей характерна для советского садово-паркового искусства 1930–1940-х годов.
Первоначально в парке было 14 скульптурных групп и фонтанов, но со временем почти все были утрачены. Среди сохранившихся бюст академика А.Н. Крылова по проекту скульптора Л.Е. Кербеля и архитектора Ю.И. Гольцева и скульптура «Водный путь» у входа в парк. Она сделана в 1937 году по проекту скульптора Ю.А. Куна и изображает девушку, которая идет навстречу посетителям, держа над головой модель парусника. Севернее здания установлена сохранившаяся скульптура «Спорт» — юноша и две девушки, играющие в баскетбол. Их отреставрируют.
Сейчас вся территория парка приводится в порядок, обустраиваются набережная, причалы, а также привокзальная площадь. Будут воссозданы утраченные элементы планировочной структуры и декоративного убранства.
Для детей реконструируют или создадут семь детских площадок. Одну из них оформят по мотивам фильма «Волга-Волга». Ее основным элементом станет многопалубный теплоход, прототип «Севрюги». Остальные шесть площадок образуют единую игровую зону в южной части парка.
В парке появятся новые спортивные площадки для стритбола, городков, пинг-понга, бадминтона. Зимой здесь будет где покататься на коньках.
Со стороны Ленинградского проспекта вдоль границы парка воссоздадут историческое ограждение. На одной из аллей вновь заработают два фонтана, и в северной части парка, ближе к набережной, откроется летний кинотеатр.
Территория парка станет очень комфортным местом для прогулок и отдыха. Здесь возведут новые павильоны проката, кафе с террасами, киоски на главной парадной аллее парка. Их внешний облик будет воссоздан по историческим фотографиям.
Заменят, а местами установят новые опоры освещения и сделают архитектурно-художественную подсветку, высадят деревья и кустарники, разобьют цветники в тех же местах, что и много лет назад.
Летом москвичи смогут загорать и купаться в зоне отдыха на набережной. Ее построят на понтонах. На ней предполагается устроить зону бассейна, кафе. В другой части набережной планируется пустить ручей. Это будет уменьшенная модель канала имени Москвы с миниатюрными копиями шлюзов.
Более 77 процентов «активных граждан» поддержали проект реставрации
Проект реставрации Северного речного вокзала был поддержан во время голосования в проекте «Активный гражданин». Всего свое мнение высказал 203 721 человек. Большинство (77,06 процента) участников поддержали проводимые на объекте работы.
Полностью одобрили предложенный проект 63,36 процента проголосовавших. Еще 0,85 процента с проектом согласились и предложили устроить больше мест для семей с детьми, добавить скамеек и урн. 12,85 процента посчитали проект реставрации Северного речного вокзала полезным, но не первоочередным. Не поддержали проводимые работы лишь 2,53 процента участников голосования.
10,56 процента затруднились с ответом, еще 9,85 процента передали право решать этот вопрос специалистам. Также горожане выбрали, что необходимо организовать в здании вокзала после реставрации.
15,23 процента «активных граждан» хотели бы, чтобы после реставрации на Северном речном вокзале были организовано экскурсионное обслуживание. 14,66 процента москвичей выступили за то, чтобы были доступны залы с историческими интерьерами. 12,04 процента — за размещение ресторанов и кафе, а 3,87 процента — пунктов проката спортивного инвентаря. Самым популярным ответом стал вариант «Все вышеперечисленное», который набрал 47,53 процента голосов.
Почти тысяча участников голосования предложили свои варианты, среди которых организация музея речного флота и кинотеатра. Право выбирать активности специалистам предоставили 2,53 процента горожан, еще 3,52 процента затруднились с ответом.
Больше половины участников (53,29 процента) считают, что после завершения реставрации Северный речной вокзал должен быть открыт круглые сутки, чуть менее четверти (24,66 процента) высказались против. Затруднились с ответом 14,67 процента, вариант «Это должны решать специалисты» выбрали 7,38 процента участников.